Государственная программа российской федерации юстиция утверждена. Документы

Одна из наиболее значимых в обществе. Она находится под пристальным вниманием государства. Совсем недавно Правительством была утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция» . Ее целью было провозглашено развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию . Ответственным за исполнение большинства мер названо Министерство юстиции России.

Одной из задач программы является повышение уровня защиты публичных интересов и уровня реализации прав граждан и организаций. Для реализации этой задачи введен, в частности, целевой показатель :

  • адвокатов к населению страны с 0,05 в 2012 году до 0,1 в 2020 году, то есть в два раза;
  • увеличить соотношение количества действующих нотариусов к населению страны с 0,006 в 2012 году до 0,01 в 2020 году, то есть примерно в два раза;
  • увеличить объем оказанных бесплатно юридических услуг за тот же период с 37500 до 41000;
  • увеличить долю граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг за тот же период с 70 до 90%.

Правда, кажутся весьма скромными целевые показатели оконченных исполнением исполнительных производств: с 45,4% в 2012 году до 45,5% в 2020 году, а также повышение уровня реально взысканных средств по отношению к суммам, указанным в решениях судов, с 10 до 11% за тот же период. К работе судебных приставов уже имеются значительные претензии со стороны действующих юристов. Система принудительного взыскания, по нашему мнению, не оправдывает возложенных на нее задач. И получается так, что сложнейшее дело, выигранное с большими усилиями, не приводится в исполнение, поэтому вся работа юристов в России обесценивается. Но, в целом, создание точных критериев оценки процесса реализации государственной программы представляется правильным.

Ожидаемыми результатами программы Правительство установило, например :

  • создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения;
  • наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;
  • повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов.

В целом можно сказать, что правовая система России, хотя и развивается семимильными шагами, но пока еще не соответствует высоким стандартам правового государства. Задача юриста - суметь остаться именно юристом и провести в жизнь те знания, которым его обучат в университете. Ведь многое при решении имеющихся проблем в правовой сфере зависит от личности конкретного специалиста и его качеств, его соответствию

Правительство РФ утвердило новую редакцию государственной программы «Юстиция»

Москва 05.05.2016 10:08

На официальном портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ № 346 от 23 апреля 2016 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”». Обращает на себя внимание значительное сокращение финансирования в текущем году и в ближайшие три года подпрограммы 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», затрагивающей интересы адвокатуры и нотариата.

Если в прежней редакции из федерального бюджета на эти цели в 2016 г. планировалось выделить 235389,9 тыс. руб., то теперь решено ограничить эти ассигнования до 185331,8 тыс. руб. В период с 2017 по 2020 г. в программе было заложено по 211,8 млн в год, теперь сумма ежегодных ассигнований снизилась примерно до 162 млн.

Интересно, что при этом общий объем ассигнований из федерального бюджета на данную подпрограмму вырос почти на 1 млрд руб.: если в прежней редакции он составлял 8550107,9 тыс. руб., то в новой редакции - 9524405,8 тыс. руб. А вот на всю госпрограмму «Юстиция» раньше предполагалось выделить 2378 млрд руб. (на 2016 г. - 299,9 млрд), однако теперь эта цифра заметно ниже - 2336 млрд руб. (на 2016 г. - 265,6 млрд).

Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков высказал мнение, что «значительное сокращение расходов на реализацию госпрограммы "Юстиция", определенно, не скажется на эффективности реформирования рынка квалифицированной юридической помощи, поскольку эта подпрограмма не требует значительных финансовых затрат». А что касается адвокатуры, то, по словам А. Сучкова, в этой части госпрограммы бюджетное финансирование не требуется вообще.

Не нужно создавать уже действующие механизмы

Цель подпрограммы 1 - повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций - не изменилась, однако в ее задачах наблюдается изменение одного из ключевых пунктов, касающихся адвокатуры и адвокатской деятельности. Судите сами: в прежней редакции первые подпункты раньше выглядели так:

«- упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры;

Повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе путем создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии;

Развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников;

Обеспечение оказания юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно».

Теперь же в первом подпункте осталось только «упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи».

Во втором - «обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно», а третий пункт изъяли вообще.

Таким образом, государство вычеркнуло из госпрограммы фразы о реформировании адвокатуры, повышении статуса адвокатов, конкуренции путем ограничения доступа недобросовестных участников на рынок профессиональных юридических услуг.

Можно, конечно, предположить, что в новой фразе «регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи» заложено объемное содержание, включающее и реформу адвокатуры, и развитие конкуренции на рынке юридических услуг. Однако ни о повышении статуса адвокатов, ни о введении эффективного механизма исключения из профессии речь уже не идет.Исполнительный вице-президент ФПА РФ полагает, что это сделано обоснованно, так как изменения, предполагаемые Концепцией регулирования рынка юридической помощи, никак невозможно назвать реформой института адвокатуры. Что касается необходимости создания системы повышения и подтверждения квалификации адвокатов, а также механизма исключения из профессии, то они уже существуют с 2002 г. - с введения в действие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» - и действуют весьма эффективно.

Главное, полагает Андрей Сучков, что «в качестве основной идеи в госпрограмме осталось указание на обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи именно адвокатами. То есть база, на которой предполагается осуществить реформирование, сохраняется прежней - адвокатура».

Индикаторы стали предметными и исполнимыми

Изменились также целевые индикаторы и показатели подпрограммы. Если раньше предполагалось измерять объем юридических услуг, оказанных адвокатами бесплатно, а также удельный вес услуг, оказанных адвокатами гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в общем объеме услуг, оказанных адвокатами, то теперь - «объем (количество) юридической помощи, оказанной государственным юридическим бюро бесплатно». Если раньше государство интересовала «доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг (помощи) от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам», то теперь - «количество жалоб на адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь».

Как заявил исполнительный вице-президент ФПА РФ, «в новой редакции госпрограммы целевые индикаторы и показатели подпрограммы, касающиеся обеспечения прав граждан, стали предметными и исполнимыми, чего нельзя было утверждать о ее прежней редакции».

По его мнению, в госпрограмму, а также в целевые индикаторы и показатели совершенно обоснованно включены вопросы оказания бесплатной юридической помощи населению, степень участия в этой деятельности адвокатуры и государственных юридических бюро.

Однако некоторые аналитики высказывают мнение, что бюрократическая машина хочет повысить статус государственных юридических бюро за счет адвокатских структур, объясняя это лукавой статистикой, где будут подсчитываться лишь жалобы на адвокатов, а не граждане, удовлетворенные качеством оказанных адвокатами услуг.

На сайте РАПСИ на днях было высказано мнение, что «при разработке подпрограммы и, соответственно, Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи не в полном объеме был исследован весь сложившийся на текущий момент рынок правовых услуг населению и бизнесу. Такое искажение целевых индикаторов и показателей в дальнейшем отразится на доступности услуг широким слоям населения и на занятости юристов».

Надо отметить, что экономия коснется и других разделов госпрограммы «Юстиция». Как отмечается на портале «Legal Report», сокращение финансирования прежде всего отразится на уголовно-исполнительной системе. «Вместо 18 следственных изоляторов на 2600 мест, отвечающих международным стандартам, построят только 13, не будут сооружены 14 режимных корпусов в СИЗО вместимостью 3791 место». Условия содержания в СИЗО и исправительных учреждениях также будут улучшаться менее быстро. К 2017 г. они должны будут соответствовать требованиям российского законодательства в 71,9% тюрьмах и в 61,4% колониях, тогда как в прежней редакции программы речь шла о 88,8% и 78,9% соответственно.

О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

1

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года - с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
  • и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. "Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование"). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».