Foobar2000 как включить визуализацию. Обустраиваем foobar2000

Foobar2000 - аудиоплеер под Windows, бесплатный, минималистичный, но при этом гибкий в настройке. На первый взгляд, он не очень дружелюбен к рядовому пользователю, который любое ПО стремится «установить и забыть». Однако в случае с Foobar желательно запастись терпением - и плеер заслуженно войдет в ваш список приложений «must have». В этой статье будут рассмотрены ключевые особенности Foobar и даны советы по его настройке.

Знакомство

Первая версия Foobar вышла 10 лет назад, в декабре 2002 года. Известно, что разработчик Peter Pawlowski до этого работал в Nullsoft - компании, которая, в свою очередь, занимается разработкой плеера .

Теги также помогают навести порядок, и Foobar2000 о них не умалчивает. Распознаются форматы ID3v1/ID3v2 и APE. Теги разрешается поменять как отдельно к композиции, так и массово, пункт «Properties» в контекстном меню. С помощью шаблонов файлов можно заполнить данные автоматически: «Tools → Automatically fill values…». Как альтернатива - сервис freedb.

Настройки

Откроем настройки («File → Preferences») и пройдемся по основным разделам.

Components

Список установленных компонентов. Обозначенные серым шрифтом входят в ядро программы, их удалить нельзя.

Отмечу, что по сравнению с Foobar2000 версий до 1.x управление расширениями упрощено, их стало легче устанавливать («кнопка Install…»), удалять посредством контекстного меню. Проверить обновления - кнопка «Get updates…».

Компоненты значительно расширяют функциональность плеера, об этом мы поговорим отдельно.

Display

Default User Interface - интерфейс Foobar2000 по умолчанию. Вместе с ним пользуются популярностью Columns UI и Panels UI, которые устанавливаются как расширения и доступны из меню Display.

Так или иначе, любой интерфейс (в моем случае это Columns UI) позволяет широко настроить отображение - от панелей до цветов и шрифтов. «Ленивый» метод - вызвать Quick Setup, сделать экспорт или импорт предустановок, которые, кстати говоря, регулярно выкладываются на .

Keyboard Shortcuts

В списке команд уже есть назначенные для команд сочетания клавиш, добавить новые можно кнопкой «Add New», выбрав действие («Action») и зажав желаемое сочетание клавиш в поле «Key». Советую также активировать опцию «Global Hotkey», чтобы сочетания работали при работе в других приложениях. Это избавит от необходимости каждый раз открывать окно Foobar2000, чтобы, к примеру, сменить композицию или поставить текущую на паузу.

Playback

Обращает на себя внимание функция ReplayGain. Простыми словами, это технология, которая позволяет воспроизводить все файлы в медиа-библиотеке с одинаковой громкостью. В отличие от подобной и более известной функции нормализации, результат не меняет исходное содержимое файла: информация о громкости хранится в метаданных.

Настройки ReplayGain регулируются опциями «Source mode» и «Processing». На самом деле, работа с ними - это тема для отдельной статьи, которая, между тем, .

DSP Manager

DSP (англ. Digital signal processing) - цифровая обработка сигналов. Одним из известных обработчиков, присутствующим в практически любом программном плеере, является эквалайзер. Для его активации в Foobar2000 нужно перенести Equalizer стрелкой из списка Available DSPs в Active DSPs.

Из других DSP можно отметить «Resampler» для преобразования частоты дискретизации звука, «Convert mono to stereo» и «Reverse stereo channels». С помощью расширений доступны и другие виды преобразований.

Однако учтите, что тот же ресемплер способен загрузить ваш процессор на 50%, не говоря уже о других DSP. Также считается, что для звука нежелательны любые преобразователи, в том числе эквалайзер. Поэтому, как вы заметили, в Foobar2000 эквалайзер, в отличие от Winamp или AIMP, не вынесен на видное место, а «припрятан» - как неосновная функция.

Output

Настройки вывода звука на физическое устройство. Для стандартной конфигурации (встроенная звуковая карта, бюджетная акустика) настройки менять нет необходимости, а вот если в вашем распоряжении появилась, скажем, хорошая звуковая карта, можно поменять настройки и изменить стандартный вывод DirectSound (DS: первичный звуковой драйвер). Рекомендуется установить расширение для вывода звука более «прямым» путем, минуя микшер Windows - например, через ASIO, WASAPI или Kernel Streaming.

Output - настройки вывода звука

Shell Integration

Настройки интеграции плеера с Windows: контекстное меню, файловые ассоциации, установка Foobar2000 плеером по умолчанию.

Tools

Инструменты - Library Tree, Lyric Show Panel и т. п., которые были установлены в виде модулей и требуют дополнительной настройки.

Advanced

В данный раздел вынесены настройки, которые являются второстепенными или же экспериментальными и могут негативно повлиять на производительность. С другой стороны, только здесь вы можете поменять прозрачность окон, частоту дискретизации (странным образом, в Converter опция недоступна) или выбрать формат тегов для MP3/MP4.

Дополнительные инструменты

Converter

Отдельного внимания заслуживает инструмент, который достаточно удобно конвертирует аудиофайлы в другой формат по выбору. Задействовать его можно, выделив в плейлисте файлы и выбрав «Convert | …» в контекстном меню. Далее - указать выходной формат, папку назначения, DSP-обработчик (например, ресемплинг или перевод из стерео в моно) и действие по окончании процесса (генерация отчета или др.).

Поддержка аудиоформатов частично «родная» (WAV, Wave64, AIFF, AU/SND), для оставшихся форматов, таких как FLAC, MP3, AAC и пр., нужны соответствующие exe-файлы кодеков, которые легко найти на сайте .

В дальнейшем, дабы не тратить время на установки, сохраняйте их в предустановки (presets) в левой части окна конвертера.

CD-граббер

Риппинг дисков ненамного сложнее, чем конвертация из одного формата в другой. Выполняется он буквально несколькими кликами: «File | Open Audio CD…». В настройках «Drive Settings» предварительно указать настройки дисковода. Нажать кнопку «Rip», проверить названия композиций в окне «Rip Audio CD» либо заполнить поля самостоятельно. Далее зайти в настройки конвертера («Proceed to the Converter Setup dialog»), указать выходной формат, применить настройки и дождаться окончания процесса.

Компоненты

Для Foobar2000 написано множество дополнений. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть страницу и ознакомиться со списком. Компоненты сгруппированы по тегам: DSP, поддержка форматов, интерфейс, визуализация и т. д.

Как вариант, можно посетить с тематическим (читай - аудиофильским) набором дополнений на русском языке.

Рассмотрим несколько наиболее полезных компонентов.

iPod manager - добавляет в Foobar2000 поддержку iPod. Учитывая, что плееры Apple не монтируются в Windows в виде диска и требуют обязательной установки iTunes, данное расширение кому-то покажется более удобным.

Audioscrobbler - интеграция плеера с Last.fm. Отправляет статистику на сервер - другими словами, делает скробблинг каждой песни.

TagBox - расширенный редактор тегов. Преимущество перед встроенным в Foobar2000 редактором - список полей позволяется редактировать по своему усмотрению, а данные о композиции можно выбирать из выпадающего списка - исполнитель, альбом, жанр.

Album list panel - список альбомов выводится по аналогии с Columns UI, по колонкам, что гораздо удобнее при поиске нужной композиции.

Shpeck - поддержка визуализаций Winamp, как в отдельном окне, так и в виде тулбара.

ASIO support - поддержка ASIO-выхода, который обеспечивает наиболее прямой вывод музыки в обход микшера Windows.

Podcatcher - подписка на подкасты и их воспроизведение напрямую в Foobar2000.

Audio CD Writer - запись аудио-CD прямо из контекстного меню. Расширение написано автором Foobar2000. Запись происходит по аналогии с конвертированием форматов, нужно лишь выделить плейлист для записи и выбрать в меню «Convert | Write audio CD…». Единственный нюанс - продолжительность записи не должна превышать 80 минут. Это легко проверить, выделив треки и посмотрев в правый нижний угол статусной строки Foobar2000.

Заключение

Foobar2000 официально не поддерживает локализации. При аварийном завершении работы плейлист не сохраняется. Увы, некоторые старые расширения не совместимы с новыми версиями проигрывателя. С этим вам придется столкнуться, если вы, например, захотите установить плагин для поддержки специфического формата, а последняя его версия вышла 2 года назад. Но, как правило, такие ситуации единичны.

Скромный интерфейс «из коробки»? Не забывайте, что это аудиоплеер, и свои главные функции он исполняет на 5 баллов.

Таким образом, существенных недостатков не обнаружено. За годы использования не возникло желания найти альтернативу. Foobar2000 - легкий (3 мегабайта - за 10 лет разработки не потяжелел), бесплатный и открытый для разработчиков, быстрый и функциональный проигрыватель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Статья находится в процессе доработки . На данный момент информация в этой статье актуальна для foobar2000 v0.9.6.9 - v1.0 и Windows XP SP3.

Copyright (C) 2010, Audiophile

При воспроизведении данного текста или его части ссылка на источник обязательна .

ВСТУПЛЕНИЕ.

Основным критерием качества воспроизведения является количество искажений, которое вносится в аудиопоток при прохождении через звуковой тракт. Искажения, в свою очередь, неизбежно вносятся при любой обработке, так что главная для нас задача - свести к минимуму или вообще исключить обработку звука на участке тракта, по которому сигнал передается в цифровом виде.

Звуковой тракт в нашем случае имеет следующий вид:

1) Источник - сам звуковой файл - MP3, FLAC, OGG etc

2) Декодер - встроен в плеер, декодирует входной поток данных, в результате чего получаем несжатый звуковой поток в виде импульсно-кодовой модуляции, а точнее поток в формате 32 bit floating-point PCM (с плавающей точкой).

3) Цифровые обработчики звука - DSP, эффекты etc. - совершают дополнительную обработку звукового потока. Надо отметить, что данную составляющую тракта надо использовать только при необходимости, т.к. практически любая обработка звука - будь то даже изменение громкости - непременно вносит определенные искажения

4) Плагин вывода - данная составляющая необходима как связующее звено между плеером и звуковой картой. Плагин вывода определяет каким образом будет производиться вывод полученного (в результате работы всех предыдущих звеньев) аудиопотока из плеера на звуковую карту. Часто это звено играет решающую роль, т.к. порой позволяет обойти некоторые некачественные участки дальнейшего тракта. Надо отметить, что на этапе вывода поток преобразуется в формат с фиксированной точкой (глубина бит от 8 до 32 бит - в зависимости от выбранных параметров), к чему это может привести - будет рассмотрено далее.

5) Драйвер звуковой карты - составляющая, которая играет не меньшую роль, чем все предыдущие - на этом этапе также может совершаться обработка звука, но тут она абсолютно нежелательна

6) DSP звуковой карты - это уже аппаратная составляющая. Digital Signal Processor находится непосредственно на звуковой карте и совершает необходимую обработку звукового потока, а также обработку в соответствии с выставленными настройками в микшере звуковой карты (все действия, которые производит данный блок зависят от выставленных настроек звуковой карты и от самой модели звуковой карты)

7) ЦАП - Цифро-Аналоговый Преобразователь. Производит преобразование полученных цифровых аудиоданных в аналоговый вид для дальнейшего усиления и подачи на аналоговый выход звуковой карты (с него - на наушники или внешний усилитель).

ЧАСТЬ 1. Настройка программного плеера foobar2000

Теперь рассмотрим первые четыре составляющие тракта - источник и компоненты относящиеся к плееру.

1. Источник

Бесспорно, это звено является основой. Если изначально запись некачественная, нет большого смысла тратить усилия на настройку остального тракта.

Источники можно подразделить на два типа:

Lossless (wav, flac, wv, ape, tak, tta, ofr etc.) - аудио закодированное без потерь (при декодировании полученный аудиопоток в точности соответствует тому что кодировали в Lossless - аналогично распаковке файлов из архива ZIP)

Lossy (mp3, ogg, aac, mpc etc.) - аудио сжатое с потерями. При кодировании происходят необратимые потери некоторой части информации (а именно, вырезается та часть звуковых данных, которую человек не воспринимает или же почти не воспринимает).

Если в первом случае проблемы качественного воспроизведения сводятся к минимуму, то во втором случае для наиболее качественного воспроизведения необходимо принять определенные меры, о которых будет написано дальше.

2. Декодер.

С данным компонентом (а точнее, с компонентами, декодер под каждый формат - свой) у foobar2000 проблем нет - декодеры постоянно обновляются, мельчайшие ошибки быстро исправляются, о качестве не стоит и говорить.

3. Цифровые обработчики звука

Это звено в плеере можно подразделить на два пункта: ReplayGain и DSP. Также сюда входит регулятор громкости и конвертер битовой глубины, но о них будет сказано позже.


Прежде всего нужно отметить, что любой lossy аудио-файл не содержит цифрового аудиопотока как такового. Он содержит его описание с помощью различных функций и т.д., по которым можно восстановить примерную форму исходной волны (что и делают декодеры lossy форматов). И вот, при декодировании возникает один нюанс: т.к. кодирование происходит с потерями (повторюсь: данные в lossy аудио-файле позволяют восстановить только примерную форму исходной волны), уровень семплов на выходе имеет уровень отличный от того что был на входе - вплоть до того что некоторые участки звуковой волны могут выходить за максимальный уровень - 0dB (если Вы включите в Foobar2000 View->Visualizations->Peakmeter, сами сможете увидеть текущий уровень). Чаще всего это бывает когда уровень закодированной записи был высоким и пик записи находился на максимальном уровне - 0dB - или же близко к нему, практически всегда такие записи после кодирования в lossy и последующего декодирования имеют участки выходящие за 0dB.

Далее должен указать на еще один факт. Декодер foobar2000 работает в формате с плавающей точкой, что позволяет ему обрабатывать и описывать волну не только в пределах 0dB (значения уровня в таком случае могут быть от 0 до 1) но и за ними (значения выше 1). Проблема же состоит в следующем. После того как сигнал передается плеером на вывод, он автоматически преобразовывается в формат с фиксированной точкой, что равносильно потере всего что лежит выше максимального уровня, все семплы, имеющие значения выше 0dB (в формате с плавающей точкой они имели значение больше 1) - приравниваются к уровню 0dB (в формате с плавающей точкой это было бы аналогично их приравниванию к единице). И что же мы получаем? Все участки волны выходящие за максимальный уровень "обрезаются", в следствии чего, вместо синусоиды например мы получим что-то похожее на прямоугольные импульсы (если "верхушки" синусоиды окажутся выше 0dB, они будут "срезаны"), а это означает что мы имеем дополнительные нелинейные искажения (уровень искажений зависит от того, какая часть звуковой волны выходит за максимум). Что-то схожее можно услышать при "запирании" колонок - когда подаешь на колонки сигнал с мощностью превышающей максимальную допустимую - диффузоры не могут двигаться дальше максимального уровня отклонения, получаются такие же искажения как и в нашем случае. Первое явление (с цифровым аудиопотоком) - это софтовый клиппинг (англ. clipping - обрезание), второе (с диффузорами) - аппаратный клиппинг (в некоторых других случаях это явление называют "перегрузкой").

Для чего же в нашем случае нужен ReplayGain?

а) Чтобы определить, выходит ли уровень декодированного сигнала за допустимые пределы, а именно определить пиковый уровень записи - это делает ReplayGain Scanner.

б) Понизить уровень трека так, чтобы он вписывался в рамки допустимого - после того как сканер произвел сканирование, он записывает ReplayGain теги (с информацией о пиковом уровне), а плеер при проигрывании считывает эти теги и занижает уровень громкости всей записи (именно всей - чтобы не менять баланс громкости между отдельными участками) так, что пик оказывается на уровне 0 dB (в данном случае этот уровень соответствует значению 1), а всё остальное - конечно же, не выше этого уровня.

Настройка:

Volume - изменение громкости в плеере. Настоятельно рекомендуется максимальное значение.

Replay Gain

Source mode: track , если Вы хотите сохранять баланс громкости только в пределах одного трека, album - если Вам важен баланс громкости между треками всего альбома.

Processing: Prevent clipping according to peak - лучший в большинстве случаев вариант, при котором будет только предотвращаться clipping (уровень, на который будет занижаться громкость, будет рассчитываться с помощью тега track peak или album peak - в зависимости от выбранного source mode).
Apply gain - в этом режиме ReplayGain поможет выровнять воспринимаемую громкость прослушиваемых Вами треков (часто воспринимаемая громкость не связана с пиковыми уровнями, т.к. она определяется методом психоакустического анализа); данный вариант не рекомендуется, т.к. при этом может сильно изменяться громкость треков, что только ухудшает положение в плане качества.
Apply gain and prevent clipping according to peak . в результате анализа трека утилита ReplayGain может посчитать его слишком тихим и прописать в тегах положительное значение усиления, громкость при воспроизведении такого трек будет завышаться, в следствии чего пики результирующего сигнала могут оказаться выше максимального уровня. Этот режим позволяет утилите при воспроизведении анализировать не только тег track (или album - в зависимости от source mode) gain, но и track (album) peak и рассчитывать максимальное допустимое усиление, чтобы предотвратить клиппинг.

Pre-amp: Дополнительное усиление на выбор пользователя. Работает только при включенном Apply gain (или apply gain and prevent clipping), суммируется с усилением из тега Track (Album) gain. Использование данной функции не рекомендуется , т.к., опять же, может негативно повлиять на качество.
With RG Info - для треков с тегами ReplayGain
Without RG info - для треков без тегов Replay Gain

3.2 DSP

Это цифровые обработчики звука, необходимы для выполнения различных преобразований звукового потока в режиме реального времени.

В идеале любая обработка звука конечно же должна отсутствовать, но в большинстве случаев для достижения более высокого качества приходится использовать некоторые обработчики. В частности, DSP под названием Resampler просто необходим при отсутствии аппаратной поддержки звуковой картой частоты дискретизации воспроизводимого сигнала (чаще всего это материал со звуковых компакт-дисков с частотой дискретизации 44.1кГц) для выполнения предварительного преобразования звукового потока в вид соответствующий аппаратным возможностям звуковой карты (чаще всего это преобразование 44.1->48кГц).

Настройка

Рассмотрим два варианта для воспроизведения материалов с частотой дискретизации 44.1кГц:

a) Ваша карта аппаратно поддерживает данную частоту дискретизации. В этом случае для достижения максимального качества на вкладке DSP должны отсутствовать какие-либо включенные обработчики (первый список, слева).

б) Ваша карта аппаратно НЕ поддерживает данную частоту дискретизации. Для достижения максимального качества установите плагин и выставьте в его настройках максимальную частоту дискретизации, которую аппаратно поддерживает Ваша звуковая карта. После плагина SoX resampler в список активных плагинов обязательно добавьте Advanced Limiter - этот плагин позволит предотвратить клиппинг, занижая уровни участков звукового потока которые в результате ресемплинга сигнала могут оказываться выше максимально допустимого уровня.


Если у Вас второй случай и Вы выставили рекомендуемые настройки, то теперь появится возможность максимально качественно (для этой звуковой карты)воспроизводить не только записи 44.1 кГц, но и записи с любой другой частотой дискретизации. В случае, если частота воспроизводимого материала совпадет с максимальной поддерживаемой Вашей картой, ресемплер просто отключится (за ненадобностью).


3.3 Output (вывод)

Как я уже писал, это звено цифрового аудиотракта часто является решающим. Но должен отметить, что не всегда. На данный момент в foobar2000 существуют следующие способы вывода звука: DirectSound, Kernel Streaming, ASIO, WASAPI (только для Vista и Windows 7, будет рассмотрен позже, в более новых версиях статьи).

Первый выводит звук через микшер Windows - то есть на громкость воспроизведения будет влиять регулятор Wave в микшере Windows. Надо сказать, что в случае использования этого вывода и некачественных драйверов звуковой карты (это сейчас не редкость, особенно устаревшие драйвера) в аудио могут вноситься дополнительные искажения. Искажения эти могут возникать как в результате программной регулировки громкости регулятором Wave (что крайне не рекомендуется!), так и в случае положения этого регулятора на максимум, т.к. для некоторых драйверов положение регулятора Wave на максимум в действительности не соответствует максимальному значению.

Эту проблему решают два других плагина вывода. Оба плагина обходят некоторые некачественные участки дальнейшего тракта, включая регулятор Wave. Главное отличие ASIO и Kernel Streaming заключается как раз в том что они способны выводить звук мимо микшера Windows и в некоторых случаях избежать вышеописанных проблем с качеством. Отличие ASIO в том что данный интерфейс ориентирован на минимизацию задержки (латентности вывода), что на качество воспроизведения никоим образом не влияет. К тому же различные драйвера ASIO могут иметь свои ошибки, а потому для достижения наиболее точного вывода рекомендуется использовать именно Kernel Streaming.

Настройка:

И так, тут всё просто. Устанавливаем плагин , запускаем foobar2000 и на странице вывода выбираем:

Output Device: KS: <Ваша звуковая карта> - для вывода звука будет использоваться плагин Kernel Streaming, звук будет выводиться на указанную звуковую карту.

Buffer Length: регулировка буфера плеера. Чем меньше значение - тем быстрее (считая от момента включения/изменения) будут вступать в силу изменения громкости, включение плагинов и т.д. На качество вывода данная опция не влияет, изменять стандартное значение не рекомендуется.

Output format / Postprocessing

Output data format: установите максимальную разрядность, аппаратно поддерживаемую Вашей звуковой картой.

Dither: включение dither + noise shaping. Данная функция может быть полезна только при выполнении одного из следующих условий:

а) Если Ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и Вы используете одну из функций: ReplayGain, DSP, Volume Control (регулятор громкости в foobar2000).

б) Ваша звуковая карта аппаратно НЕ поддерживает разрядность звука выше 16 бит и Вы воспроизводите в foobar2000 материал с разрядностью более 16 бит.

Во всех остальных случаях (например в случае, если Ваша звуковая карта аппаратно поддерживает разрядность звука выше 16 бит) включение данной функции только ухудшит качество .

ЧАСТЬ 2. Настройка звуковой карты

Так как звуковых карт огромное множество, в этой части даются только общие рекомендации или же рекомендации по настройке с помощью стандартных средств Windows.

1. Настройка средствами Windows

Чтобы начать настройку, Вам необходимо перейти в Панель управления Windows->(Звук, речь и аудиоустройства->)->Звуки и аудиоустройства.

Рис. 1. Громкость следует установить в максимальное положение, регулировку уровня громкости производить аналоговым методом (например, ручкой на усилителе). По окончании настройки нажать на кнопку "Дополнительно" в графе "Громкость микшера".

Рис. 2.1. Все источники, кроме Wave (его надо установить на максимум) и Play Control конечно же, следует отключить. Wave тоже можно отключить, если Вы не используете в плеере вывод через DirectSound, при этом все остальные звуки, в том числе системные, не будут слышны. Предварительно необходимо перейти в "Свойства" и включить отображение всех источников:

Рис. 2.2. Тут Вы должны включить отображение всех источников воспроизведения для настраиваемого устройства.

Рис. 3. Данное окно вызывается с помощью кнопки "Дополнительно" в графе "Настройка динамиков" окна изображенного на рис. 1. Здесь Вы должны выбрать Вашу конфигурацию динамиков. Далее переходим на вторую вкладку.

Рис. 4. Тут оба регулятора следует выставить в максимальное положение. Естественно, подразумевается, что никаких неполадок с воспроизведением звука (чаще всего это может происходить в играх) у Вас не возникает. Если же неполадки есть, подберите наибольшие положения регуляторов, при которых неполадки исчезнут. В таком случае, стоит отметить, что данные настройки не влияют на воспроизведение с использованием Kernel Streaming и ASIO, из этого следует, что если Вам пришлось установить один из регуляторов в более низкое положение, для качественного вывода звука в плеере необходимо использовать один из этих плагинов вывода.

По завершении настроек в каждом окне следует нажимать кнопку "Ок".

На этом этапе принцип настройки не отличается от предыдущих: необходимо обеспечить достоверную передачу цифрового аудиопотока без внесения в него каких-либо изменений (в идеале - до самого цифро-аналогового преобразователя). Рекомендации по настройке состоят в следующем:

а) Все эффекты/эквалайзеры и т.п. должны быть выключены . По возможности следует включить режим "Bit-Matched Playback" (для карт Creative эта опция может находиться в Creative Audio Console или же Console Launcher).

б) Для большинства карт есть возможность выбора опорной частоты дискретизации (Master Sampling Rate) - ее следует установить равной частоте дискретизации воспроизводимого материала или же частоте установленной в ресемплере foobar2000. Там же может быть настройка глубины квантования (Bit Depth) - ее следует выставить на максимум.

в) Все регуляторы громкости влияющие на громкость воспроизведения следует устанавливать в положение максимум .

Для получения наилучшего результата, перед воспроизведением трека рекомендуется выполнить следующие действия.

Для lossy:

1. Выделите трек(и) в библиотеке или плейлисте foobar2000, нажмите на выделенном правую кнопку мыши и выберите из раскрывшегося списка Utils->Verify Integrity. Произведется сканирование трека(ов) на наличие ошибок. При наличии ошибок в файлах формата MP3 foobar2000 может их исправить. Если Вы увидите ошибку вроде "Reported length is inaccurate...", выделите треки для которых отобразилась данная ошибка, нажмите правую кнопку и выберите Utils->Fix VBR MP3 Header, после обработки проверьте трек еще раз, ошибка должна отсутствовать.

Если при проверке Вы наблюдаете ошибку вида "MPEG Stream error...", её можно исправить с помощью опции Utils->Rebuild MP3 Stream. После выполнения операции исправления ошибки не забывайте повторно проверять треки.

2. Выделите треки, нажмите на выделении правой кнопкой и выберите ReplayGain->Scan Per-File Track Gain, если выделены треки из разных альбомов или альбомы в тегах не указаны, Scan Selection As Single Album - если выделены треки одного альбома и Scan As Albums (by tags) - если выделены несколько альбомов. Также можно использовать опцию Scan As Albums (by folders), если теги альбомов не прописаны но треки каждого альбома находятся в отдельной папке. После сканирования Вы увидите информацию о рассчитанных пиках и значениях усиления для каждого альбома/трека (в зависимости от выбранного типа сканирования), нажмите кнопку "Update File Tags" чтобы записать теги ReplayGain в файл.


Для lossless:

В случае с этим типом источника выполнение каких-либо действий для достижения максимального качества не требуется. Вы также можете проверить материал на ошибки с помощью функции Utils->Verify Integrity, но вероятность ошибок для lossless меньше, тем более, в случае их наличия, исправить их средствами foobar2000 возможности нет (по крайней мере, таким же образом как в случае с MP3). Функцию ReplayGain в случае c lossless использовать не рекомендуется, т.к. клиппинга (в том виде, в котором мы его обычно имеем в случае lossy) в lossless источниках быть не может, а использование функции "Apply Gain" не рекомендуется потому как данная обработка может только ухудшить качество.

За помощь в "поисках истины" огромное спасибо участникам форумов foobar2000.org, websound.ru, hydrogenaudio.org

Название:
Аналог: Winamp и другие аудиопроигрыватели
Размер скачиваемого файла: 3,6 Мб
Сайт: http://www.foobar2000.org
Здравствуйте, дорогие читатели блога сайт. Сегодня у нас в гостях без сомнения интересная и достаточно популярная программа, которая доказывает, что вльтернативы есть всегда, даже у такого монстра как winamp. Итак, встречайте Foobar2000.

Foobar2000 v1.2.9 – бесплатная программа для прослушивания аудио файлов в операционной системе Windows. Программа представлена только на английском языке. Ее разработчиком является польский программист Питер Павловски. От остальных проигрывателей foobar2000 v1.2.9 отличается изначальным минималистским, но удобным интерфейсом, большим количеством различных функций, а также неисчерпаемыми возможностями для настройки под конкретного пользователя. Уникальность проигрывателя заключается в интерфейсе – его можно полностью изменить и индивидуализировать. Комплект средств разработки программы открыт для всех желающих, что позволяет сторонним разработчикам вносить изменения в программу, как им заблагорассудится. foobar2000 v1.2.9 поддерживает огромное количество аудио форматов, в него включено большое количество средств для организации метаданных, файлов и папок. Проигрыватель воспроизводит аудио в высоком качестве, обеспечивая приятное прослушивание.

После инсталляции проигрывателя пользователю сразу же предлагается настроить его интерфейс. Элементами первичного интерфейса проигрывателя являются общий вид, вид плэй-листа проигрывателя, а также шрифт и цвет фона. Нажатием правой клавиши мыши можно вызвать контекстное меню, в котором предусмотрен ряд доступных действий. Содержание контекстного меню также поддается редактированию. Для этого необходимо зайти во вкладку File далее выбрать Preferences и в ней найти строку Context menu.

Следующим шагом после настройки внешнего вида интерфейса может стать внесение аудио файлов в проигрыватель. Люди прослушивают музыку по-разному, организация этого процесса тоже может отличаться. Первым действием для начала прослушивания музыки в foobar2000 v1.2.9 может стать простое перемещение файлов из папки в окно программы. После перемещения программа распознает файлы и расположит их в правильном порядке. Если же пользователь желает, чтобы файлы отображались в проигрывателе сразу после его включения, ему необходимо полностью организовать аудио библиотеку через foobar2000 v1.2.9. Для этого нужно в главном окне программы нажать вкладку Files, далее выбрать Preferences, найти строку Media Library и в окне Music Folders нажать кнопку Add. В открывшемся окне необходимо выбрать папки, в которых хранятся аудио файлы пользователя. Для комфортной работы обязательно необходимо поставить отметки напротив двух значений в разделе Library viewer selection playlist. После этого в окне проигрывателя станет отображаться список всех добавленных файлов. В изначальной модификации проигрывателя аудио файлы можно сортировать по исполнителям, альбомам, структуре папок, жанрам и годам создания.

Как уже упоминалось, интерфейс проигрывателя можно менять и индивидуализировать. Этим можно заниматься как самостоятельно, так и находя авторские сборки во всемирной паутине. Для пользователей, любящих экспериментировать с интерфейсом, важным элементом станет список установленных компонентов. Для его просмотра также необходимо зайти в Files, а далее Preferences.

Программа оснащена функцией ReplayGain. Как известно, музыка может быть записана по-разному. В других проигрывателях иногда можно столкнуться с ситуацией, когда после одной песни следующая звучит намного громче. Это связано с особенностями записи аудио. Благодаря функции ReplayGain проигрыватель foobar2000 v1.2.9 лишен такой проблемы. Программа анализирует и воспроизводит аудио файлы так, чтобы человек не ощутил дискомфорта от перепада громкости звука.

Наряду с ReplayGain, крайне важной для пользователя является функция Gapless playback. Благодаря ней интервал между проигрываемыми аудио файлами полностью отсутствует. Функция является крайне полезной для заядлых меломанов, слушающих музыкальные произведения, в которых каждая доля секунды проигрываемой музыки имеет значение.

Программа также оснащена встроенным конвертером аудио файлов. Для конвертации необходимо выделить файлы и вызвать контекстное меню правой клавишей мыши. Далее в контекстном меню нажать на строчку Convert. В появившемся окне можно выбрать формат, в который пользователь желает конвертировать свои файлы. Проще некуда организована запись и конвертация аудио дисков. Во вкладке Files нужно выбрать Open audio CD, далее выбрать дисковод и место для записи.

Недостатками foobar2000 v1.2.9 можно считать то, что программа работает исключительно на операционной системе Windows и в ней отсутствует русский язык. Это связано с позицией разработчика, который, по его же словам, не видит смысла в реализации программы в других операционных системах и на других языках.

Скачать бесплатно foobar2000 v1.2.9 можно на официальном сайте программы , его размер составляет скромные 3,6 мегабайта.

В заключении предлагаю Вам ознакомиться с видеоуроком по настройке интерфейса этой замечатльеной программы:

Foobar2000 - один из самых полезных и удобных свободных аудио плееров для windows. Он обладает очень широкими возможностями настройки и использования плагинов, что порождают определенную сложность его настройки, особенно для не очень продвинутых пользователей.

В этом материале я не буду касаться модификации интерфейса и прочих украшательств. Поэтому просьба не задавать по ним вопросы в комментариях - материал не об этом. Здесь описан способ настройки плеера для наиболее качественного воспроизведения стерео музыки. Вопросы многоканальности также не раскрыты.

И еще, я ни в коем случае НЕ утверждаю, что воспроизведение музыки с компьютера без качественного внешнего ЦАП может сравниться с нормальным CD проигрывателем. Даже с хорошей звуковой картой. Ресиверы же курят... просто тихо курят в сторонке и к стерео музыке отношения не имеют. Поэтому смысл этой статьи в максимальном использовании возможностей компьютера, когда обстоятельства не позволяют пользоваться нормальной аудиосистемой (работа, кабинет и т.д.) или когда нужно качественно прослушать свежескачанныый lossless образ диска.

Настройка рассчитана на повседневное использование и подходит для любого компьютера и типа подключения аудиосистемы, что сильно упрощает задачу. Последнюю версию программы можно скачать с . На этом же сайте есть и компоненты, которые вам понадобятся:

  • Monkey"s Audio decoder - декодер для файлов в формате Monkey Audio (.APE);
  • WASAPI output support - добавление поддержки вывода звука через WASAPI;
  • ASIO support - добавление поддержки вывода звука через ASIO.

Остальные компоненты найти сложнее, поэтому привожу прямые ссылки:
George Yohng"s VST wrapper - компонент, позволяющий использовать профессиональные VST плагины при воспроизведении музыки в foobar2000;
SOX resampler (первая ссылка на странице) - быстрый и качественный ресемплер (изменяет частоту дискретизации сигнала);
И напоследок можно установить поддержку чтения SACD (читает прямо из образа): ;

Если не хотите лазить по всем этим сайтам - можете скачать подборку компонентов. Версии соответствуют тем, которые я использую сам. Скачать все компоненты .

Немного подробнее о назначении компонентов. При воспроизведением звука через стандартные интерфейсы (DirectSound или Wave Output) задействуется встроенный микшер Windows, который формирует из нескольких источников (например, музыка, звуки ОС, звуки игр и т.д.) выходной поток. Соответственно, сигнал претерпевает искажения. Хуже того, если мы захотим вывести сигнал в цифровом виде, то Windows сделает ресемплинг (изменение частоты дискретизации и глубины квантования) сигнала до значений, установленных в параметре Default format (настройки звукового устройства в Windows).

Естественным способом обойти эти ограничения является вывод звука напрямую, в обход микшера Windows. Наиболее целесообразны для этого интерфейсы ASIO и WASAPI, приятной особенностью которых является также наличие "автомата" параметров сигнала при выводе цифрового сигнала. Иными словами, он передается "как есть", без изменений частоты дискретизации и глубины квантования.

Итак, приступим к установке. Для начала установите foobar2000 в желаемую директорию. Скачанные ранее компоненты нужно кинуть в папку components , находящуюся в директории с установленным foobar2000. VST плагины зачастую также требуют установки. Лучше устанавливать их всех в одну папку.

Теперь запустим foobar. Основное меню находится в File -> Prefences. Для удобства использования установим файловые ассоциации, которые в новых версиях не так просто найти: кнопка вызова настройки ассоциаций находится в разделе Shell Integration и называется "Open Set Program Associations: Foobar2000" control panel (см. скриншот).

Вызов меню установки файловых ассоциаций

Она вызывает штатное меню OC Windows))) Нужно установить ассоциации для следующих расширений:
.APE .FLA .FLAC .CUE .FPL .M3U .M3U8 .MP3 .OGG .WAVE .WAV .WV
После этого плеер будет загружаться для воспроизведения основных звуковых форматов.

Если вы не собираетесь использовать ASIO и намерены выводить звук через WASAPI, то соответствующую настройку можете пропустить. Для указания программе устройства ASIO зайдите в раздел меню "Asio virtual devices" (расположение в дереве видно на предыдущем скриншоте), которое существует благодаря плагину ASIO support . Там у нас чистое поле, поэтому жмем кнопку "Add new" и попадаем в следущее меню:


Добавление устройства ASIO4ALL

На примере (скриншот) в системе установлен только ASIO4ALL, поэтому он и выбран в выпадающем списке драйверов. Здесь же нужно сделать маппинг звуковых каналов. Для удобства предусмотрен тестовый сигнал и кнопка вызова меню конфигурации ASIO.


Настройка ASIO4ALL

Меню настройки ASIO4ALL довольно обширно, особенно в части управления выходами(если оно у вас пустое, нажмите на "гаечный ключ"). Можете отключить лишние выходы, которые не собираетесь использовать. Основной настройкой является величина буфера. Если вы используете ASIO только для звуковоспроизведения, то смело можете устанавливать максимальное значение. Если же использовать этот интерфейс по прямому назначению, т.е., например, для подключения музыкальных инструментов, то большой буфер будет давать задержку сигнала. В любом случае, если вы слышите искажения (клики, выпадения), - увеличивайте размер буфера.

Для стерео звуковой карты с поддержкой ASIO собственными драйверами добавление устройства в foobar гораздо проще. В списке всего два канала и не нужно никаких дополнительных настроек.


Добавление устройства с родной поддержкой ASIO

Теперь нужно задать способ вывода звука. Для этого переходим в меню "Output" и из выпадающего списка выбираем нужное устройство:


Указание устройства вывода

Указываем наше устройство ASIO или WASAPI. Для wasapi выбираем цифровой (digital) или аналоговый (speakers) варианты.

Если используется ASIO, а не WASAPI, то будет активирована функция автоматического выбора глубины квантования (16 или 24 бита). Желательно при добавлении устройства asio указать длы выводов 24 или 32 бита, чтобы эта функция имела смысл.

В меню настройки output после выбора устройства ASIO селектор битности становится disabled и появляется надпись "Output data format will be сhosen automatically for the selected device":

Осталось настроить DSP. К ним в нашем случае относится SOX Resampler, если он вообще нужен (об этом далее), и George Yohng"s VST wrapper. Добавление дополнительных обработчиков звука находится в разделе Playback -> DSP Manager основного конфигурационного меню.


Добавление DSP

В правом столбце находятся все доступные плагины, как штатные "фубаровские", так и размещенные в папке "components". В левый столбец добавляем то, что хотим использовать.

Немного о выборе, использовать или нет Resampler. По большому счету, он пересчитывает частоту дискретизации, стандартную для CD (44100 Гц) в любую другую (48000 - 192000), лишь бы она поддерживалась звуковой картой. Если у вас есть звуковая карта с честной аппаратной поддержкой частоты 44100, то ресемплер вам, возможно, не нужен. Но обычно там стоят цапы на 96 или 192 кГц, и еще вопрос, что сделает ресемплинг лучше: карта или плагин. Это касается и варианта с выводом звука по цифре на внешний ресивер, цап, процессор и т.д. Если планируется использование vst плагинов (например, эквалайзера), то ресемплер крайне рекомендуется, т.к. обработка будет происходить с большей точностью (в vst плагин пойдет сигнал с повышенной частотой дискретизации).

Если мы все же используем resampler, то зайдите в его конфигурацию (выделяем нужный DSP в левом столбце и нажимаем Configure selected). В меню его настройки достаточно подобрать поддерживаемую частоту. Начните с 48000, чтобы убедиться, что произведенная настройка foobar вообще работает, а затем попробуйте 192000 и 96000. Оставьте максимальную поддерживаемую частоту.

Если после описанной настройки foobar2000 заработал, то можно поздравить вас с основной частью. Если вы используете ASIO, то в трее должен висеть красивый значек, отображающий статус воспроизведения (play, stop, pause). При наведении на него мыши отображаются текущие параметры вывода.

Осталось подключить установленный ранее VST плагин эквалайзера (если он вам нужен, конечно). На рисунке выше вы видите в трее, рядом со иконкой ASIO, синюю иконку с надписью VST. Это доказывает свою боеготовность наш VST Wrapper. Клик по нему вызывает контекстное меню; веберите в нем VST Setup. В появившемся меню добавьте папку, в которую установлены ваши VST плагины.

Теперь используемый VST плагин можно выбрать через то же самое контекстное меню, пункт "Use VST Effect". Там же можно выбрать режим "Bypass", пускающий звук в обход плагина.


Выбор VST плагина.

С использованием VST плагинов замечен неприятный баг: при вызове окна конфигурации плагина, его настройки сбрасываются, и приходится заново выбирать сохраненный пресет. Но для повседневного использования это не имеет значения.

На этом настройка закончена. Приятного прослушичания что ли))))