В Госдуму внесли законопроект об идентификации пользователей мессенджеров. Что нас ждет? А если мессенджер нельзя заблокировать

МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. В России вступил в силу закон о регулировании деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров), принятый летом 2017 года. Основная задача принятого закона - допустить к обмену сообщениями только идентифицированных с помощью абонентского номера телефона пользователей и защитить их от рассылки спама. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев уверен, что закон нацелен на регулирование отдельных крупных месенджеров, которые итак проводят идентификацию пользователей с помощью номера мобильного телефона и предлагают опцию не принимать сообщения с неизвестных номеров.

Вступивший в силу закон определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями (мессенджера) и возлагает на него обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только идентифицированных в специальном порядке пользователей. Идентификация будет осуществляться с помощью телефонного номера абонента на основании договора об идентификации между мессенджером и оператором связи. При этом учредители мессенджеров, являющиеся российскими юридическими лицами или гражданами РФ, вправе осуществлять идентификацию пользователей самостоятельно путем определения абонентского номера пользователя.

Наряду с обязанностями по идентификации на мессенджеры возложены обязательства организовать техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей. Кроме того, закон обязывает мессенджеры обеспечить возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничивать массовые рассылки и передачу сообщений, содержащих неправомерную информацию.

В случае неисполнения мессенджером требований об ограничении массовой рассылки и передачи неправомерной информации закон позволяет операторам связи закрыть доступ к сервису по решению суда.

Штрафы за нарушение закона

Кроме того, с сегодняшнего дня вступают в силу штрафы за нарушение данного законодательства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) дополнен новой статьей 13.39 ("Неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями"). За ее нарушение предусматривается штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн рублей.

При этом оговаривается, что за нарушение закона о мессенджерах лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность наравне с юридическими лицами.

Экспертное мнение

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев не видит особого смысла в принятом законе, поскольку крупные мессенджеры итак идентифицируют пользователя по номеру телефона с целью защиты доступа к его персональному аккаунту. "Как это будет функционировать? Мне пока трудно ответить на этот вопрос, потому что есть мессенджеры, которые не привязаны к каким-либо телефонным номерам - с точки зрения современных технологий нет смысла привязываться к телефонному номеру, в общем-то. Пока я не готов сказать, в чем смысл и будет ли это хорошо, и что мы получим, но в итоге мы должны получить какое-то количество блокировок сервисов, которые не будут исполнять закон. Я пока не нахожу технологического оправдания, что это как-то поможет нам в борьбе с чем-то или улучшит ситуацию. Хотелось бы видеть такого рода отчетность или статистику, но, боюсь, что мы никогда не сможем это проанализировать", - сказал ТАСС Мариничев.

Он отметил, что большая часть наиболее популярных мессенджеров уже давно привязывается к телефонным номерам для идентификации пользователей, но не самой личности, а с целью доступа к аккаунту человека. "Другими словами, в любом мессенджере идет внутренняя идентификация абонентов, и, в принципе, мессенджеру все равно, кто из лиц конкретно является владельцем аккаунта, важно соблюсти то, что лицо должно доказать свои права на аккаунт - поэтому идет идентификация через телефон. Закон же пытается идентифицировать непосредственно гражданина, который пользуется тем или иным мессенджером", - пояснил собеседник агентства.

Эксперт добавил, что существует большое количество маленьких мессенджеров, которые дают возможность общения без регистрации телефонного номера. "Мессенджер - это все лишь приложение, установленное на телефон, к которому мы привыкли. Но существует много мессенджеров, которые работают в виде "тонкого клиента", то есть непосредственно в браузере, в том числе и на телефоне. И там не будет у вас никакой регистрации посредством аппарата, и с точки зрения законов это не будет являться мессенджером", - сказал интернет-омбудсмен.

Он подчеркнул, что вступивший в силу закон - это вопрос регулировки и проявление требований к наиболее популярным ресурсам, которые и без того в большинстве своем используют телефонную идентификацию.

С 1 января мессенджеры в России обязаны идентифицировать всех пользователей по номеру телефона. Любой человек, который переписывается в каком угодно мессенджере, теперь должен привязать к нему симку, а к симке - паспорт, и дальше дело техники.

С 01.01.2018

Мессенджеры идентифицируют всех пользователей по номерам телефонов

Федеральный закон № 241-ФЗ . Подписан 29.07.2017.
Вступил в силу 01.01.2018

Всех пользователей, которые переписываются в мессенджерах, будут идентифицировать по номерам телефонов. Делать для этого ничего не нужно, все само.

Органы смогут запрещать отправку и доставку сообщений, но только если в них есть запрещенная информация.

Закон гарантирует конфиденциальность переписки. Если мессенджер откажется от идентификации, его оштрафуют и заблокируют.

Как вам такое нововведение

Идентификация пользователей

Екатерина Мирошкина

экономист

Все мессенджеры обязаны идентифицировать пользователей по номеру телефона. Обмениваться сообщениями могут только те пользователи, которых идентифицировали.

То есть каждый мессенджер будет знать, что вот этот человек, который написал вот это сообщение, имеет вот такой номер телефона. Это касается не просто соцсетей, а именно мессенджеров, где люди ведут личную переписку и обмениваются мгновенными сообщениями.

Если пользователя не получится идентифицировать, он не сможет пользоваться мессенджером.

Как именно будут идентифицировать пользователей, в законе не написано. Эти правила установит правительство, но их пока нет. В законе упоминается договор об идентификации, который мессенджер заключит с оператором связи.

Скорее всего, никакого участия пользователя в процессе идентификации не будет. Пользователям достаточно быть в курсе самого факта, что анонимно общаться в мессенджерах будет сложнее. Даже если переписываться через какой-то канал шифрования, мессенджер все равно обязан (именно обязан!) знать мобильный номер конкретного пользователя.

Мессенджеры, которые принадлежат российским юрлицам, будут определять номера пользователей без всяких договоров - самостоятельно. Им разрешили.

Запрет сообщений

По запросу органов мессенджер обязан заблокировать пользователю отправку сообщений, в которых есть запрещенная информация. Во время обсуждения закона этот вопрос вызвал волну обсуждений. Многие решили, будто любому человеку могут запретить переписку. В законе написано, что заблокируют только те сообщения, в которых содержится официально запрещенная законом информация. Или та, которую распространяют с нарушением закона.

Как именно это должно происходить, тоже решит правительство. Будет отдельный документ. В нем должно быть написано не только как запретить отправку незаконных сообщений, но и в каких случаях сообщения нельзя будет доставлять. Дождемся, когда эти правила опубликуют, и обязательно про них расскажем.

Конфиденциальность переписки

Все мессенджеры должны гарантировать пользователям, что тайна переписки защищена. Но это не касается запросов уполномоченных органов - им передадут любые сведения о пользователе, включая сообщения и номер телефона. Это работало всегда, просто идентифицировать пользователей в мессенджерах было сложнее.

Отказ от получения сообщений

Сообщения от государства

Госорганы смогут передавать пользователям мессенджеров свои сообщения. Какие конкретно, в законе не написано, но можно предположить, что это будут предупреждения о стихийных бедствиях, угрозах и опасностях. Когда правительство объяснит, мы расскажем.

Анонимная симка решит проблему?

Для анонимных симок есть другой закон. Теперь оператор запросто заблокирует услуги связи, Теоретически купить анонимную симку можно, пользоваться ею тоже можно - абонента за это не штрафуют. Может быть, такой пользователь вообще никогда не привлечет внимания органов или Роскомнадзора.

Но если привлечет, оператор потребует копию паспорта с электронной подписью. А дальше будет понятно, что, кому и когда писал этот человек.

Это касается только переписок с телефона? Если мессенджер на компьютере, номер не узнают?

Это касается пользователей всех мессенджеров - то есть сервисов для обмена мгновенными сообщениями. Не имеет значения, где установлена программа, как и когда в ней регистрировались и с какого устройства ведется переписка.

Даже если сейчас номер телефона не указан, его запросят или узнают при авторизации. Как именно это будет происходить, станет понятно из постановления правительства. Дождемся официального документа, но принципиально он ничего не изменит - федеральный закон уже работает.

Блокировка мессенджеров

Если мессенджер откажется идентифицировать пользователей, оператор связи заблокирует к нему доступ. Раньше для этого было достаточно решения Роскомнадзора, теперь нужно только решение суда.

Кроме блокировки мессенджерам, которые не идентифицируют пользователей, не запрещают передачу незаконных сообщений или не хотят отправлять сообщения госорганов, грозят штрафы. Раньше их не было, а с 1 января юрлицо могут оштрафовать на 1 млн рублей.

Зачем приняли такой закон?

В пояснительной записке написано, что этот закон нужен, чтобы мессенджеры было сложнее использовать для подготовки преступлений. Для соцсетей и сайтов есть правила, а для мессенджеров их не было. Их регулировали как распространителей информации, но личная переписка под эти правила не попадала. Даже внятного определения у мессенджеров не было. Там можно было делать что угодно, а теперь это будет проще пресечь или наказать виновного.

А если мессенджер не согласен выполнять требования российского закона, есть основания его запретить.

А если мессенджер нельзя заблокировать?

Тогда заблокируют телефон, который используют для подготовки или совершения преступления. Если, конечно, узнают номер. Для этого есть другой закон, и он тоже уже работает.

Пользователям, которые не подтвердят номер телефона, грозят штрафы?

Пользователям по этому закону вообще ничего не грозит. Идентификация по номеру телефона - это забота мессенджера, а не человека. Если мессенджер не просит подтвердить номер, это его проблемы. Пользователю не нужно искать способ исправить ситуацию.

Это не единственный закон, который регулирует общение в интернете. Есть много других вариантов установить личность отправителя сообщений и наказать его за незаконные действия. Но накажут именно за что-то незаконное, а не за сам факт общения в мессенджере, который не хочет выполнять требования российских властей.

Если по закону нельзя призывать к самоубийству, экстремизму или публиковать рекламу наркотиков и онлайн-казино, то не имеет значения, в каком мессенджере, соцсети или форуме это делают. Для пользователя за такое найдется другая статья. Если вы ничего такого не делаете, то идентификация по номеру телефона на вас никак не отразится. Вы даже ничего не заметите.

А что с авторизацией в соцсетях по паспорту? Этот закон тоже работает?

Нет, этот закон не приняли. Там предложили много запретов для пользователей, которые касались не только паспорта, но и сообществ, рекламы и даже общения в рабочее время. Проверять все это было бы нереально.

Пока этот закон не работает и даже не рассматривается - паспорт для соцсетей не нужен. Но если в соцсети авторизация по номеру телефона, это почти то же самое, что по паспорту.

  • Законодательство в IT ,
  • Терминология IT ,
  • Управление сообществом
  • Не успели ещё закончить обсуждение , как на арену вышел новый закон . Почитать pdf-версию, можно, например, на , а, собственно, текст со всеми заметками - .

    Опять ситуация, когда законопроект уже внесён, а обсуждение только началось. Я имею ввиду широкое обсуждение. Зачем оно?


    Во-первых, затем, что потом на сцену выдвигаются люди определённого формата, как скажем, и начинают упрекать, что:

    Если бы все ринулись в… году настойчиво об этом писать, звонить, подавать заявки и пр, то уже к текущему времени все бы было. Как известно, спрос двигает. Был бы спрос - и все наладится А у нас в РФ как обычно - сидят, пока петух не клюнет. Еще скажите не так?

    Всё бы ничего, но по опыту: потом всё это подхватывают если и не законодатели, то всегда - исполнители и ситуация оборачивается дважды хуже для тех, для кого она и так была не простой. Онлайн-кассы - хороший пример, но я уже рассказывал и (думаю, что крипто ждёт та же учесть), можно вспомнить и «закон» Яровой и многие другие проекты.

    Во-вторых, без обсуждения закона мы получаем всегда одну и ту же ситуацию:

    техническое исполнение инициативы требует доработки, поскольку «законопроект очень сырой по техническому исполнению»

    Теперь собственно о самых больших нелепостях , которые бросаются в глаза:

    1. «идентификация пользователей сети должна осуществляться оператором связи с использованием абонентского номера , который есть в договоре об идентификации». То есть МТС, Мегафон, Билайн, Теле2 и иже с ними из года в год будут говорить, что , когда речь идёт об отношениях пользователя с банками, социальными сетями и т.д., а законодатель всё больше и чаще будет привязывать сервисы к абонентскому номеру?

    Как же так? Либо давайте ужесточим законы относительно операторов сотовой связи, в частности, аспект по охране тайны связи , либо… Даже не знаю, какая альтернатива тут возможна.

    Более того, допустим, что всё это сделано во благо: против террористов, педофилов, мошенников и т.д. Но тогда возникает вопрос: какие меры приняты для борьбы с виртуальными номерами? Мёртвыми душами (ака БОМЖи, бабушки из деревень и т.д.)? И вообще явлениями, которые используют (виртуальные номера уносим за скобки) террористы, мошенники и другие лица с явно не благими намерениями. Исключения, безусловно, есть: шифропанки, например. Но на то они и исключения.

    Выходит из простого анализа: мы опять боремся со следствием, а не причиной?

    2. «информационно-коммуникационные сервисы (далее - ИКС: прим. - моё ) – информационная система и (или) программа для электронных вычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для приема, передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в целях обмена электронными сообщениями между пользователями сети «Интернет», в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц».

    Является ли сеть TOR сетью, входящей в понятие Интернет? Не буду отвечать на этот вопрос, подожду комментариев, но рекомендовал бы не торопиться с ответом. Это первое .

    Второе : не могу не ответить, что понятие ЭВМ - это то, что для меня давно (и, видимо, надолго) определяет правовое регулирование Рунета. Архаично, бессмысленно даже во времена майнинга и в целом - показывает, на сколько мы отстаём, пытаясь называть глобальные вещи собственными названиями. Но это - больше лирика.

    Третье : что такое ИКС?

    Я понимаю, что есть WhatApp, Viber, Telegram… И множество чатов, часть которых уже заблокировал Роскомнадзор (по типу WeChat) без всякого специального закона.

    Но как быть с внутренними чатами, которые, как правило оформлены в виде отдельной программы ЭВМ (а то ещё и зарегистрированы) в играх, социальных сетях. Как быть с почтой? Email в смысле?

    В частности, на Хабре уже такие вопросы задавались , но я хотел бы обратить именно к закону, итак:

    ИКС - это:

    1. Программа, которая
    2. Предназначена
    3. Используется (вот на этом слове я бы сделал отдельный акцент)
    4. для приема, передачи и (или) обработки (опять же - обратите внимание на союз «или»)
    5. электронных сообщений пользователей.
    И чем тогда не подходят чаты в играх? Электронная почта? Чаты в социальных сетях? Жду комментариев ниже, а пока представляю себе ситуацию в «Танках» (никогда не играл, поэтому, если что - поправьте), когда кто-то из команды №1 «кричит» в общем чате:

    Мочи фрицев справа!
    - бей русских слева! - вторят ему из команды №2.

    И всё это «проанализировано» кем-то для «палки» и Wargaming.net получает предписания устранить сие безобразие, т.к. «организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан ограничивать по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти рассылку массовых электронных сообщений». Скажите не может? После действий , которые противоречат не только здравой логике, закону, но даже и Предписаниям ЦБ (!) относительно криптовалют - я уже ни о чём не могу сказать, что это не возможно.

    Чтобы дополнить процитирую проект закона ещё и по другому пункту: «используется для технологически неразрывно связанного с услугами связи обмена сообщениями исключительно между пользователями этой информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя (получателей) электронного сообщения». Чат - самый что ни на есть и без привязки к чему либо ещё. Или нет?

    Кстати, например, пошёл ещё глубже в лес (и правильно) и указал:

    Под категорию «организатор обмена мгновенными сообщениями» попадают операторы онлайн игр, звонилок, чатов, саппортов, видео-чатов для взрослых и пр. Все они обязаны до 1го января 2018го года привести свою деятельность в лоно закона...

    Но идём дальше?

    Ещё одно верное направление, которое выбрали законодатели - это идентификация. Наверное, верное в этом смысле должно быть «верным».

    Поясню: на сегодня системы p2p-развиваются как никогда. И мессенджеры - не исключение. Я нашёл в обсуждениях: FireChat, Tox, Bitmessage… А ещё в Даркнете есть Stronghold Paste, CrypTor, ZeroBin или Pasta и передать с их помощью сообщение можно и вполне легко. Зашифровано. Анонимно. А ещё есть любимая tutanota.com/ru : как быть с ней? Впрочем, заблокирует РКН и успокоится.

    И вот эта фраза: «обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети «Интернет», которые идентифицированы в порядке», - вызывает у меня массу сомнений.

    Почему?

    Во-первых, потому что сам этот порядок мягко скажем, новый и не проработанный. Во-вторых, привязка к номеру - см. выше. В-третьих, Правительство РФ знает ли понятие «дроп»?

    Поясню: примерно 8 лет я работал с одним из центров аттестации WebMoney. Чтобы настроить систему, которая бы идентифицировала именно «живых» людей, а не подставных лиц, потребовалось много сил, средств и времени. Но речь не шла о миллионах лиц: о тысячах, которые к тому же растянуты на годы.

    Как показывает практика социальных сетей (могу сказать про vk, в частности): привязка номера телефона - опять же виртуальные номера вынесем за скобки: с ними и так всё ясно - может проходить хоть на дядю, тётю, хоть на брата, хоть на троюродную бабушку по сводной линии отца. Но главное: это взломы. Обычных пользователей в том же vk ломают каждый день и много. Потом на их месте появляются «собаки». Но в этот момент рассылку делает кто-то явно, но не сам пользователь. Тоже касается и спама на сервисах формата yandex, mail, gmail. И кто будет виноват, если вместо «обычного» фишинга там будет что-то, связанное с тем же терроризмом?

    3. А дальше и вовсе идёт супер-положение: «ограничивать по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти рассылку массовых электронных сообщений, а также передачу электронных сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации».

    Нарушения по процессу передачи или по содержанию? Видимо, итак - и эдак. Но тогда возникает вопрос, почему здесь не дать полный (ака закрытый) перечень хотя бы с отсылкой на Постановление Правительства? Ведь открытый перечень - это произвол и нарушение тайны связи во многих случаях? А это - статья 23 Конституции РФ.

    Я понимаю, что срок в 01.01.18 указывает на подготовку ко вполне понятным событиям данного года, но всё же как быть с решениями Конституционного Суда РФ? В частности:

    Право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления. В силу этого информацией, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи…

    Скоро статья об этом выйдет. Пока для интересующихся - отсылка: ст. 63 ФЗ «О связи», Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.03 №345-О.

    Итак, резюме:

    1. Как ни удивительно, но данный проект не только не проработан, но по сути и не обсуждён с сообществом, т.к. есть явные и слишком большие пробелы;
    2. Я считаю данный проект антиконституционным, но, видимо, КС РФ со мной не согласится, если будет выносить соответствующее Определение;
    3. Формулировка относительно Организаторов слишком широка и требует или явного уточнения, или закрытого перечня;
    4. На сегодняшний день, помимо прочего, закон опять возвращает нас к идентификации по телефону, что приведёт к ещё большим проблемам.
    Это не всё, но первое впечатление от анализа таково.

    UPD. Меж тем - 1е чтение

    Поправки к закону« Об информации» об идентификации пользователей мессенджеров, с 1 января 2018 года, не заработали в полном объеме, рассказали «Коммерсантъ» участники рынка.

    Порядок идентификации пользователей и их блокировки были разработаны Минкомсвязью в октябре 2017 года. Операторы связи и владельцы мессенджеров обязаны идентифицировать пользователей сервисов обмена короткими сообщениями, а Роскомнадзор наделяется правом блокировки мессенджеров, в которых распространяется запрещенная информация. За нарушение новых правил предусмотрены штрафы, достигающие миллиона рублей.

    По данным Роскомсвободы, в реестр организаторов распространения информации занесено 98 сервисов, включая Telegram, Snap, «Яндекс». Из крупных мессенджеров в реестре отсутствуют Facebook Messenger и Viber. Представитель Viber уточнил, что в компании« изучают развитие законодательных инициатив, чтобы быть готовыми к моменту их вступния в действие».

    Юрист« Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы мессенджера Telegram сказал, что« в целом мессенджеры пока не начали исполнять закон, и в ближайшее время [вряд ли] стоит этого ожидать». Кроме того, 29 января на Regulation.gov.ru были опубликованы отрицательные отзывы Минэкономики на поправки Минкомсвязи. Предложенное регулирование может вынудить мессенджеры платить операторам связи за идентификацию пользователей, следует из документов.

    Также Минэкономразвития указывает, что требования, выдвинутые поправками Минкомсвязи, технически не реализуемы.

    По факту передаваемые посредством мессенджеров сообщения в большинстве случаев являются шифрованными, в том числе непосредственно пользователем, и не могут быть декодированы и использованы органами власти в кратко- и среднесрочной перспективе. Кроме того, функции отдельных мессенджеров(по типу« секретный чат») не могут быть расшифрованы самим организатором системы мгновенного обмена сообщениями и сохраняются только на тех устройствах, посредством которых были отправлены соответствующие сообщения. Смена устройства при оставлении сим-карты приведет к удалению указанной информации. В таком случае устанавливаемый запрет на передачу электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства, представляется нереализуемым. Кроме того, исполнение требований проекта акта во многом будет либо невозможно, либо нецелесообразно, поскольку существует целый ряд мессенджеров, использование которых не привязано к абонентскому номеру конкретного оператора связи: Google Talk, Skype, Confide, Ansa, CyberDust, Hemlis, Redact, Wickr, Gliph и другие, пишут авторы отзыва.

    В Госдуму на рассмотрение внесен законопроект об идентификации пользователей мессенджеров. По предварительным данным, вступить в силу положения закона могут с 1 января следующего года, документ опубликован на сайте ГД.


    В России могут заблокировать YouTube!

    Идентификацию сочли необходимой в числе других антитеррористических мер. Как говорится в пояснительной записке, "идентификация пользователей сети "Интернет" осуществляется оператором связи с использованием абонентского номера, на основании договора об идентификации, заключенного организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи".

    Мессенджеры будут обязаны обеспечивать возможность как ограничивать рассылку сообщений, отправленных неидентифицированными пользователями, так и обеспечивать рассылку электронных сообщений по инициативе органов государственной власти. Если мессенджер не выполнит распоряжение об ограничении рассылки, "доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивается данным организатором обмена мгновенными сообщениями, до исполнения таких требований ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", незамедлительно".

    "Это законопроект внесен, в том числе, и с целью введения мер антитеррора. Мессенджеры, электронные сервисы используются для обмена сообщениями. При этом нет возможности взаимодействия государства и этого средства распространения информации. Как избежать распространения спама, тем более, если этот спам связан с противоправными действия, с террористическими действиями? Государство должно получить возможность каким-то образом не допустить этого", — отметил один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Ющенко (КПРФ).

    По его словам, технически вполне возможно идентифицировать всех пользователей мессенджеров. "Мы же с вами, — добропорядочные граждане, которые пользуются мессенджерами, — привязаны так или иначе к нашему телефонному номеру. Мы же не переживаем по этому поводу, не боимся, поскольку наша тайна переписка сохраняется. При этом мы часто подвержены распространению несанкционированной информации с непонятных адресов. А если с непонятных адресов прозвучит призыв к правонарушению или даже преступлению? Такие вещи необходимо пресекать", — сказал депутат изданию "Взгляд".

    "Так что это нормально, если идентификационные номера привязаны к номеру телефону, никто по этому поводу не переживает. Так что политизировать это обстоятельство точно не надо", — подчеркнул Ющенко.

    Ранее "Правда.Ру" сообщала, что Роскомнадзор предложил ввести в российское законодательство понятие и обязать "организаторов распространения информации в интернете" предусмотреть возможность идентификации пользователей. Такие поправки могут внести в закон "О связи". Идея регулирования мессенджеров путем заключения договоров с операторами связи и идентификации клиентов таких сервисов содержалась в законопроекте Медиакоммуникационного союза о регулировании OTT-сервисов, но позже была исключена.

    "Правда.Ру" обратилась за комментарием по данному поводу к эксперту. Скоро наше издание представит свое мнение по этому вопросу.