Как улучшить звучание записи в Adobe Audition. Как сделать минусовку из песни в программе Adobe Audition

Распространённые редакторы звука для платформы Windows можно условно разделить на три большие группы. В первую входят простейшие «однокнопочные» утилиты, рассчитанные на выполнение двух-трёх задач. Настроек в них – необходимый минимум, а итоговый результат удовлетворит только самого непритязательного пользователя. Вторая представлена профессиональными пакетами с исключительно широкими возможностями, но очень недружественным интерфейсом. А вот третья намного интереснее. При достаточной мощности и богатстве функциональных возможностей входящие в неё программы можно с некоторой натяжкой назвать удобными. Adobe Audition – одна из них.

Один из распространённых редакторов звука для платформы Windows - Adobe Audition CC 2014

О чём вы должны знать до начала работы?

  • Программа достаточно дорогая (больше 10000 рублей). И если вы не хотите связываться с пиратским ПО, стоит поискать более дешёвые альтернативы.
  • Adobe Audition требует наличия 64-битной Windows и серьёзных ресурсов для нормальной работы.
  • Если вам нужно по-быстрому просто вырезать шум из фонограммы, воспользуйтесь любой доступной бесплатной утилитой. Adobe Audition – это программа для тех, кто нацелен на лучший результат и готов потратить на это немного времени.

Паспортные данные

  • Официальный сайт: https://creative.adobe.com/products/audition
  • Последняя версия: CC 2014
  • Русский интерфейс: да

Точная обрезка участка аудио

При прямолинейном удалении части трека почти всегда возникает явно слышимый щелчок. Его можно убрать, применив функцию шумоподавления, но гораздо изящнее заранее подогнать границы так, чтобы щелчок стал неслышимым. Для этого:

  1. Открываем нужный аудиофайл.
  2. Выделяем участок композиции, который хотим вырезать.
  3. Нажимаем комбинацию клавиш Shift+I (пункт меню «Правка» – «Перемещение к нулю» – «Перемещение границ выделения к ближайшим точкам 0 внутри»). После этого происходит изменение границ выделения таким образом, чтобы нулевые точки обоих краёв диапазона совпали.

Возможные варианты операции:

  • Shift+O: изменение границ с их перемещением наружу.
  • Shift+H, Shift+K: изменение только левой границы (соответственно справа и слева).
  • Shift+J, Shift+L: изменение только правой границы (соответственно справа и слева).

Пошаговая инструкция точной обрезки участка аудио. Применение функции шумоподавления

Очистка композиции от шумов

Эта процедура не сделает из некачественной записи шедевр, но от большей части шумов избавить сможет. За это придётся заплатить сужением динамического диапазона, что в бытовых непрофессиональных целях не критично.

  1. Загружаем требуемый файл.
  2. Отмечаем наиболее зашумлённую зону.
  3. Запускаем анализатор шума: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Захват шума печати».
  4. Открываем основной диалог фильтра: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Шумопонижение (процесс)…».
  5. Далее придётся повозиться с настройками. Ползунок «Снижение уровня шума» регулирует агрессивность алгоритма (чем меньше, тем сильнее), причём всё, что находится ниже синей контрольной линии, вы уже не услышите. Кнопка «Пуск/пауза» в левой нижней части окна позволит предварительно оценить полученный результат. Когда он вам понравится, нажмите «Применить».

Процедура очистки композиции от шумов

Борьба с шумами микрофона

Запись, сделанная на бытовой микрофон, редко бывает идеальной и нуждается в дополнительной чистке. Сказанное справедливо и в отношении старых магнитофонных кассет или грампластинок. В обоих случаях требуется убрать из аудиофайла шипение и постоянный фоновый шум.

  1. Открываем файл для обработки.
  2. Если необходимо – выделяем участок трека (либо же нажимаем Ctrl+A, если хотим убрать шум во всём файле).
  3. Запускаем фильтр: «Эффекты» – «Шумопонижение / восстановление» – «Понижение шипения (процесс)…».
  4. После этого нужно определиться с двумя основными параметрами: уровень шума (верхний ползунок) и степень понижения (нижний), контролируя результат с помощью кнопки пуск/стоп (зелёный треугольник в левом нижнем углу окна).
  5. Когда всё будет хорошо, нажмите кнопку «Применить».

Очистка аудиофайла от шипения и фоновых шумов

Делаем «минусовку»

Так называется композиция, из которой программными средствами вырезали голос исполнителя. Добиться профессионального результата без необходимых знаний будет затруднительно, но для караоке такой файл будет приемлем.

  1. Находим нужный файл.
  2. Запускаем фильтр: «Эффекты» – «Stereo Imagery» – «Экстрактор центрального канала».
  3. Настраиваем вкладку «Извлечь». Указываем, откуда будет вырезаться голос (ниспадающий список «Извлечь»), примерный диапазон частот (мужской или женский голос), а если выбран пункт «пользовательский», то и угол фазы, панораму и задержку.
  4. Настраиваем вкладку «Распознавание». Здесь присутствуют 5 ползунков, их положение выясняется опытным путём.
  5. Настраиваем, что будем вырезать: музыку или вокал (правые ползунки «Центральный уровень канала» и «Боковой канал. Уровни»). Если первый параметр низкий – отбрасывается голос, второй – музыкальное сопровождение.

Для того чтобы получить удовлетворительный результат, придётся долго поиграться с настройками. Запаситесь терпением!

Запись звука с внешнего источника

Встроенные средства Windows для этой цели подходят достаточно слабо, потому лучше воспользоваться возможностями Adobe Audition. Для этого вам понадобится специализированный микрофон, гарнитура для общения по скайпу или продвинутая веб-камера.

  1. Создаём новый проект: «Файл» – «Создать» – «Аудио-файл…» (или нажимаем Ctrl+Shift+N). Бытовой формат, понимаемый любым музыкальным центром, предполагает частоту дискретизации 44100 Гц, наличие 2 каналов (стерео) и разрядность 16 бит. Эти значения и следует выставить.
  2. Открываем системный микшер Windows («Панель управления» – «Звук») и убеждаемся, что требуемое устройство активно и настроено (выставлен необходимый уровень усиления).
  3. Когда всё будет готово, нажимаем в центральной нижней части экрана красный круг или комбинацию клавиш Shift+Space.
  4. Начнётся запись, которую можно будет прервать в любой момент, нажав ту же самую кнопку.
  5. После этого вам останется сохранить файл (Ctrl+S).

Пример работы Adobe Audition CC 2014 при записи звуков с внешних источников

Создание мультитрековой записи

Если необходимо свести в один файл несколько разных композиций с поочерёдным переключением между ними, получить эффекты затухания, смешивания и плавного перетекания, в Adobe Audition добиться этого очень легко.

  1. Создаём проект: «Файл» – «Создать» – «Сессию мультитрека…» (или нажимаем Ctrl+ N).
  2. Задаём необходимые параметры (требования такие же, как и при записи звука) и нажимаем «Ок».
  3. На серой ленте в правой верхней половине экрана (цвет этикетки по умолчанию синий) нажимаем правую кнопку мышки и выбираем «Вставить» – «Файлы…».
  4. Выделяем нужный аудио-файл и нажимаем «Открыть».
  5. Повторяем пункты 3 и 4 нужное количество раз.
  6. После этого на жёлтой линии каждого файла отмечаем участки изменения громкости (1 клик левой кнопкой мыши).
  7. Далее при зажатой левой кнопке мыши можно либо поднять их наверх (и тогда фрагмент заглушит все остальные треки ниже него), либо опустить вниз (с обратным эффектом).
  8. Когда все будет готово, сохраняем проект (Ctrl+S) и экспортируем его в любой доступный аудио-формат: «Файл» – «Экспорт» – «Микширование мультитрека» – «Всю сессию» – формат «mp3 аудио (*.mp3).

Описание сведения различных композиций в один файл с использованием эффектов

Описанные операции – только малая часть возможностей Adobe Audition. На самом деле её потенциал значительно выше. Однако для того, чтобы использовать программу по максимуму, потребуется потратить много времени на изучение инструкции.

Adobe Audition — многофункциональное средство для создания качественного звука. С его помощью можно записывать собственные акапеллы и объединять их с минусами, накладывать различные эффекты, обрезать и вставлять записи и многое другое.

С первого взгляда программа кажется невероятно сложной, за счет наличия различных окон с многочисленными функциями. Немного практики и вы легко будете ориентироваться в Adobe Audition. Давайте разберемся как пользоваться программой и с чего начинать.

Сразу хочу отметить, что рассмотреть все функции программы в одной статье вряд ли получиться, поэтому разберем основные действия.

Как добавить минуса для создания композиции

Для того, чтобы начать наш новый проект нам понадобиться фоновая музыка, иначе говоря «Минус» и слова, которые называют «Акапеллы» .

Запускаем Adobe Audition. Добавляем наш минус. Для этого открываем вкладку «Multitrack» и перетягиванием перемещаем выбранную композицию в поле «Track1» .

Наша запись разместилась не самого начала и при прослушивании сначала слышна тишина и только через какое-то время можем услышать запись. При сохранении проекта у нас будет тоже самое, что нас не устраивает. Поэтому, при помощи мышки, мы можем перетянуть музыкальную дорожку в начало поля.

Теперь прослушаем. Для этого в нижней части имеется специальная панель.

Настройки окна «Трек»

Если, композиция очень тихая или наоборот громкая, тогда вносим изменения. В окне каждого трека, есть специальные настройки. Находим значок громкости. Движениями мыши в право и в лево, настраиваем звук.

При двойном нажатии на значок громкости, вводим цифровые значения. Например, «+8.7» , будет означать увеличение громкости, а если нужно сделать тише, тогда «-8.7» . Выставлять можно разные значения.

Соседний значок настраивает стерео баланс между правым и левым каналом. Двигать его можно точно так же как и звук.

Для удобства можно поменять наименование трека. Это особенно актуально, если у вас их достаточно много.

В этом же окне можем выключить звук. При прослушивании будем видеть движение ползунка этой дорожки, но остальные треки будут слышны. Эта функция удобна для редактирования звука отдельных дорожек.

Затухание или увеличение громкости

При прослушивании записи может показаться, что начало слишком громкое, поэтому, мы имеем возможность настроить плавное затухание звука. Или наоборот усиление, что применяется гораздо реже. Для того, чтобы это сделать, тянем мышкой за полупрозрачный квадрат в области звуковой дорожки. У вас должна появится кривая, которую лучше размещать плавно в начале, чтобы нарастание не было слишком грубым, хотя все зависит от задачи.

Тоже самое можем сделать и в конце.

Обрезка и добавление отрывков в звуковых дорожках

Постоянно при работе со звуковыми файлами, требуется что-то отрезать. Сделать это можно кликнув мышкой на области трека и протянуть до нужного места. Затем нажимаем клавишу «Del» .

Для того, чтобы вставить отрывок, необходимо добавить запись в новый трек, а затем с помощью перетягивания поместить его на нужную дорожку.

По умолчанию, в программе Adobe Audition имеется 6 окон для добавления трека, но при создании сложных проектов этого мало. Для того, чтобы добавить необходимые, прокручиваем все треки вниз. Последним будет окно «Master» . Перетянув в него композицию, появляются дополнительные окна.

Растянуть и уменьшить дорожку трека

С помощью специальных кнопок, запись можно растянуть в длину или ширину. При этом воспроизведение дорожки не изменяется. Функция предназначена для редактирования мельчайших частей композиции, чтобы она звучала более естественно.

Добавление собственного голоса

Теперь возвращаемся в предыдущую область, где будем добавлять «Акапеллу» . Переходим в окно «Трека2» , переименуем его. Для того, чтобы записать собственный голос, достаточно нажать на кнопку «R» и значок записи.

Теперь прослушаем, что получилось. Слышим две композиции вместе. Мне к примеру, хочется услышать, то, что я только что записал. Я в минусе нажимаю значок «M» и звук пропадает.

Вместо записи нового трека, можно воспользоваться заранее подготовленным файлом и просто перетянуть его в окно дорожки «Трек2» , как добавляли первую композицию.

Прослушивая два трека вместе, можем заметить, что один из них заглушает другой. Для этого корректируем их громкость. Один делаем громче и слушаем, что вышло. Если, все равно не нравиться, тогда во втором уменьшаем громкость. Здесь нужно экспериментировать.

Довольно часто «Акапеллу» требуется вставить не в начало, а в середину дорожки например, тогда просто перетягиваем отрывок в нужное место.

Сохранение проекта

Теперь, для того, чтобы сохранить все треки проекта в формат «Mp3» , нажимаем «Сtr+A» . У нас выделяется все дорожки. Нажимаем «File-Export-Multitrack Mixdown-Entire Session» . В появившемся окне нам необходимо выбрать нужный формат и нажать «Ок» .

После сохранения файл будет прослушиваться как единое целое, со всеми примененными эффектами.

Иногда, нам нужно сохранять не все дорожки, а какой-нибудь отрывок. В этом случае мы выделяем нужный отрезок и переходим в «File-Export-Multitrack Mixdown-Time Selection» .

Для того, чтобы соединить все дорожки в одну (микшировать), заходим «Multitrack-Mixdown Session to New File-Entire Session» , а если нужно объединить только выделенную область, тогда «Multitrack-Mixdown Session to New File-Time Selection» .

Многие начинающие пользователи не могут понять разницу между этими двумя способами. В случае экспорта, вы сохраняете файл к себе на компьютер, а во втором случае, он остается в программе и вы продолжаете работу с ним.

Если, у вас не работает выделение дорожки, а вместо этого она перемещается вместе с курсором, вам необходимо зайти в «Edit-Tools» и выбрать там «Time Selection» . После этого проблема исчезнет.

Применение эффектов

Сохраненный последним способом файл попробуем немножечко изменить. Добавим к нему «Эффект Эхо» . Выделяем нужный нам файлик, затем переходим в меню «Effects-Delay and Echo-Echo» .

В появившемся окне видим множество различных настроек. Можно с ними поэкспериментировать или согласиться со стандартными параметрами.

Помимо стандартных эффектов, существует еще масса полезных плагинов, которые легко встраиваются в программу и позволяют расширить ее функции.

И еще, если вы экспериментировали с панелями и рабочей областью, что особо актуально для новичков, вернуться в исходное состояние можно перейдя «Window-Workspace-Reset Classic» .

Компьютерная программа Adobe Audition стала продолжением известного софта под названием Cool Edit. Программа поддерживает практически все известные аудио форматы и входит в программный пакет Adobe Creative Suit. Основной целевой аудиторией стали специалисты в области звукозаписи, последующей постобработки, радиовещания.

Использование Adobe Audition позволяет получить широкий спектр возможностей полноценного звукового редактора, который является прекрасным инструментом для работы с аудио. Звуковая станция дает возможность осуществлять звукозапись в Adobe Audition в мультиканальном режиме. Источниками сигнала для записи может быть практически любое устройство с аудиовыходом: , микрофон, плеер и т.д. Качество звучания, которое достигается при помощи данного редактора, способно успешно конкурировать со многими другими наиболее популярными программными решениями.

Как работать с программой Adobe Audition

Основные возможности программы

Начать описание Adobe Audition следует с того, что данное решение имеет очень дружелюбный, простой и понятный интерфейс.

Окно программы Adobe Audition 3.0

Audition включает в себя:

  • возможность работы со всеми современными аудио расширениями;
  • наличие встроенного анализатора спектра;
  • наличие анализатора фазы;
  • измеритель искажений (нелинейных, фазовых и др.);
  • возможность сведения проекта в режиме «мультитрек» с параллельным редактированием каждого отдельного канала;
  • наличие многочисленных эффектов ( , эхо и другие);
  • графический на 30 полос с возможностью гибкой регулировки;
  • наличие параметрического эквалайзера;
  • возможность регулировать фазу, тон и скорость воспроизведения;
  • наличие секвенсора;
  • 3D Stereo Sound;
  • работа с исправлением и удалением дефектов (щелчки, шумоподавление и др.);
  • многодиапазонный аудио конвертер.

Пример работы с Adobe Audition

Версии программы

Ранние версии Adobe Audition (версия программы 1.5) имели очень похожий на Cool Edit интерфейс. Отличия от «материнской» программы заключались в ряде новых добавленных функций. К таким дополнениям можно отнести поддержку технологии ReWire. Эта функция обеспечила возможность одновременной работы Audition вместе с другими звуковыми программами, в которых тоже была реализована поддержка ReWire (Propellerhead Reason и Ableton Live). Последние разработки нашли применение в версии Adobe Audition 3.0, а также в новейшем релизе Adobe Audition CC.

Окно программы Adobe Audition CC

Производитель внес ряд существенных улучшений в новой версии:

  • интерфейс получил поддержку HiDPI;
  • расширения для поддержки видео форматов;
  • модернизация эффекта Speech Volume Leveler;
  • реализация поддержки метаданных iXML;
  • повышение производительности во время воспроизведения видео;
  • чтение файлов Soundbooth;
  • обеспечена поддержка Dolby Digital;
  • возможность настройки каналов;
  • улучшение рабочей среды для взаимодействия с несколькими дорожками;
  • улучшена общая производительность.

Особенности программы

Стоит выделить способность указанной программы Adobe Audition восстанавливать те аудиофайлы, которые были повреждены или искаженны.

Обработку звука возможно производить как в режиме простого редактора, так и в режиме мультитрек. Все настройки можно осуществлять в режиме реального времени.

Версия Adobe Audition 3.0 способна обеспечить возможность многоканального сведению звука, а весь проект можно сводить по принципу мультитрека.

Программа имеет отлично реализованный список эффектов и рабочих инструментов: Echo, Reverb, Flanging, Chorusing, Compression, Limiting, Equalization, Noise Reduction, Click & Pop Reduction, Clip Restoration и т.д. Развитая поддержка DX/VST-плагинов открывает перед пользователем огромный инструментарий, способный оправдать самые смелые ожидания.

Формируем звук и записываем гитару

Пример иллюстрирует работу в Adobe Audition 3.0 с использованием VST-плагина IK Multimedia AmpliTube 2.

Окно плагина IK Multimedia AmpliTube 2

Настройки:

Обращаем внимание на то, что нам понадобится ASIO драйвер звуковой карты.

  1. Подключаем гитару в линию (Line In). Аудиокарта должна быть в режиме записи с линейного входа.
  2. Запускаем программу Audition.
  3. В режиме Wave Editor (не путать с «Мультитрек») открываем Effects — Add/Remove VST Directiry.
  4. Указываем ту папку, куда Вы добавили плагины, и выбираем нужный.
  5. Осуществляем переход в режим Multitrack.
  6. Открываем меню Edit — Audio Hardware Setup.
  7. Делаем выбор из списка драйверов ASIO.
  8. Можно перетянуть на дорожку 1 ранее импортированный файл (это может быть заготовленная минусовка).
  9. В Session Properties учитываем то, что Monitoring нужно установить в Audition Mix.
  10. Smart Input означает то, что обработанный сигнал гитары будет слышен в режимах STOP и RECORD, а Always Input даст возможность слышать обработанный сигнал гитары в PLAY.
  11. Открываем Effects Rack и загружаем в слот нужный плагин.
  12. Далее становится возможным отстроить уровень входного сигнала, выбрать пресеты и настроить звук гитары по Вашему вкусу.
  13. Последним шагом станет инициализация процесса записи и сохранение файла в нужном Вам формате.

Обработку материала можно производить всеми доступными инструментами Audition. Осуществляйте наложение эффектов, экспериментируйте со звуком Вашей гитары для лучшего результата.

Вначале был Microsoft. А как же иначе: мы говорим Windows - подразумеваем Microsoft, говорим Microsoft - подразумеваем Windows. Но в нашем случае всё было ещё интереснее. Двое бывших сотрудников Microsoft, Роберт Эллисон и Дэвид Джонстон, в конце прошлого века основали компанию Syntrillium Software и создали программу Cool Edit. Эта историческая древность могла работать в двух режимах: обычном редакторе сэмплов - волновых файлов, и многоканальном, для микширования расставленных на дорожках звуковых фрагментов. В конце 1990 года вместо одного Cool Edit стало два продукта: Cool Edit Pro и Cool Edit 2000. Второй мог похвастаться двумя плагинами: 4-track Studio (расширение редактора до 4-х дорожечного мультитрека) и Audio Restoration. Зато первый, прокачавшись до версии 2.1, научился сводить звук в surround и получил мультитрековое микширование практически неограниченного количества аудиодорожек.

В 2003 году пришла компания Adobe, заплатила 16,5 миллионов долларов и купила Cool Edit Pro v2.1. Немного переделала его и выпустила уже под названием Adobe Audition. К слову, только Twelve Tone Systems не продала корпорациям-гигантам свою линейку продуктов Cakewalk/Sonar; Sonic Foundry приняла коммерческое предложение Sony и рассталась с Vegas Video, ACID pH1, Viscosity и Sound Forge, а Steinberg внедрила технологию Studio Connection, которая создаёт прямую связь между программой Cubase и инструментами компании Yamaha.

Частично урезанная и переделанная программа смогла взаимодействовать с другими продуктами Adobe: After Effects, Premiere Pro и Adobe Encore, и получила поддержку технологии ReWire - программного протокола для обмена данными между звуковыми приложениями, - которая обеспечивала одновременную работу Audition вместе с программами Propellerhead Reason и Ableton Live, также поддерживающими ReWire.

А теперь, когда вы немного познакомились с историей программы Adobe Audition, настало время попробовать поработать в ней, чтобы научиться сохранять для истории пение или игру на музыкальном инструменте.

Для начала выберем и скачаем любую фонограмму-минусовку. Название неблагозвучное, но правильное: музыкальное сопровождение в ней есть, а голос исполнителя убран. Сохраняем фонограмму в любой папке или прямо на рабочем столе - как удобнее, так и делайте.

Теперь настроим микрофон - любой, какой есть. Скайпом пользуетесь? Стало быть, микрофон имеется, и неважно, выносной он или встроенный в веб-камеру. Главное, чтобы не динамический, а с электретным капсюлем: для динамического нужен специальный усилитель, а мы с вами хотим записывать треки без лишних трудностей. Открываем панель управления Windows 7. Меню «Пуск» - «Панель управления», кликаем на ярлык «Звук». Выпрыгивает окошко, выбираем на нём «Запись», «Микрофон» и «Свойства».

Компания Adobe располагает набором из наиболее популярных, многофункциональных и по праву признанных лучшими продуктов для создания и обработки цифровых изображений, видео и звуковых файлов

Человеку присуще созидать и творить. Творчество, как профессия, считается классическим сочетанием совмещения приятного с полезным. И, конечно, наличие современных программных инструментов для художника, веб-дизайнера, звукорежиссёра, мультипликатора, музыканта и многих других профессий является неотъемлемым условием комфортной и результативной работы.

Мой коллега, увидев Adobe Audition, сказал: «это же аудио-фотошоп!», и был прав. Приложение Adobe Audition — это полнофункциональный инструмент для записи, микширования, сведения и редактирования звуковых дорожек.

Вышедшая в апреле 2011 г. свежая версия Adobe Audition CS 5.5 включает несколько новых функциональных особенностей, например, новый высокопроизводительный механизм воспроизведения аудио, более быстрые запуск и редактирование, а также возможность работать одновременно с несколькими файлами и сессиями звукозаписи. И что особенно приятно — теперь популярный продукт Adobe Audition доступен и для платформы Mac.


Рабочее место звукорежиссера

Аналоговое и цифровое аудио

Чтобы понимать, как работает Adobe Audition и кому этот продукт будет наиболее полезен, стоит вспомнить, чем отличаются аналоговое и цифровое аудио и что такое звук.

Звуковые волны

Звук берёт своё начало в воздухе, возникая из его вибраций. Источником вибраций воздуха могут быть, например, голосовые связки человека, мембрана барабана или громкоговорителя либо струны гитары. Эти вибрации сталкивают близлежащие молекулы, немного повышая при этом давление воздуха. Молекулы воздуха, находящиеся под давлением, «подталкивают» окружающие молекулы, которые потом давят на следующие молекулы и т.д. Таким образом, по воздуху передвигаются области высокого давления, оставляя за собой области низкого давления (как бы скучно это ни звучало, но всё происходит именно так). Когда эти волны давления воздуха достигают человека, они заставляют вибрировать рецепторы в наших ушах, и мы слышим звук.

Аналоговое аудио: позитивное и негативное напряжение

Микрофон преобразовывает давление звуковых волн в электрический ток: высокое давление воздуха становится позитивным напряжением, а низкое давление — негативным. По мере перемещения этих смен напряжения по проводу микрофона они могут быть записаны (как изменения силы магнитного поля) на магнитную ленту или на виниловый диск (путем изменения размера канавок на диске).

Чтобы воспроизвести такой звук, громкоговоритель работает так же, как микрофон (только в обратную сторону), получая сигналы с аудиозаписи и восстанавливая волны с переменным давлением воздуха путём вибрации.

Цифровое аудио: единицы и нули

Не секрет, что в компьютере информация хранится в цифровом виде, как последовательность нулей и единиц. В таком же виде хранится и цифровая форма аудио. В цифровом хранилище исходная форма звуковой волны разбивается на отдельные части (их ещё называют сэмплами или снэпшотами).

Этот процесс сэмплирования и называют оцифровкой звука (или преобразованием аналогового звукового сигнала в цифровой). Например, когда вы записываете звук в компьютер с помощью микрофона, звуковые волны конвертируются в цифровые сэмплы, которые компьютер может хранить и обрабатывать.

Частота дискретизации звука

Частота дискретизации звука (или частота сэмплирования) определяет количество цифровых сэмплов, снимаемых с аудиосигнала каждую секунду. Частота дискретизации определяет диапазон частот для аудиофайла.

Чем она выше, тем ближе будет цифровая форма волны к исходной аналоговой форме волны. Низкий уровень частоты дискретизации ограничивает диапазон частот, которые можно записать. Это приводит к тому, что запись в результате слабо соответствует исходному звуку.

Разрядность

Разрядность (глубина) цифрового звука определяет динамический диапазон для аудиофайла. Когда звуковая волна оцифрована (сэмплирована), каждому сэмплу присваивается значение амплитуды, наиболее соответствующее амплитуде оригинальной звуковой волны. Чем выше значение разрядности, тем больше динамический диапазон, ниже уровень шума и выше качество цифрового звука.

Для наилучшего результата при работе со звуком в Adobe Audition рекомендуется использовать 32-битное разрешение аудио. Если же в результате нужно выдать файл с меньшей разрядностью, то это можно сделать в самом конце работы, когда все изменения уже внесены.


Типичные частоты дискретизации

Как Adobe Audition работает со звуком

Когда вы осуществляете запись звука с помощью Adobe Audition, звуковая карта начинает процесс записи и устанавливает, какую частоту дискретизации и глубину звука использовать. Получая звуковой сигнал через микрофон или входящий аудиопорт, звуковая карта преобразует его в последовательность цифровых сэмплов в соответствии с выбранной частотой дискретизации звука. При воспроизведении всё происходит в обратном порядке: Adobe Audition отправляет наборы цифровых сэмплов на звуковую карту. Карта воссоздаёт исходную форму волны и отправляет её, как аналоговый сигнал, на громкоговорители.

Суммируя вышесказанное, процесс оцифровки аудио начинается с волны переменного давления в воздухе. Микрофон конвертирует эту волну в переменное напряжение электрического тока. Звуковая карта преобразовывает эти изменения напряжения в цифровые сэмплы. После того, как аналоговый звук становится цифровым аудио, Adobe Audition может его записывать, редактировать, обрабатывать и микшировать — возможности ограничены лишь воображением.

Поддержка операционной среды Mac OS

Изначально Adobe Audition был разработан и пользовался заслуженным успехом у пользователей, работавших в среде Windows.

С выходом Adobe Audition CS5.5 пользователям компьютеров Apple больше не нужно придумывать способы для запуска Adobe Audition на платформе Mac OS. Теперь Adobe Audition так же эффективно работает и на Mac.

Высокопроизводительный код

Новая версия Adobe Audition получила новый переработанный код. Это означает повышенную скорость обработки аудио, точное и плавное воспроизведение звука при предварительной обработке, возможность работы с несколькими файлами и звуковыми дорожками одновременно, высокую производительность работы в целом.

Теперь можно эффективно работать в многозадачном режиме над проектами любых размеров. Файлы открываются в три раза быстрее. Можно импортировать файлы или производить одновременную обработку нескольких файлов в фоновом режиме, продолжая редактировать аудио в текущем проекте. На многопроцессорных системах быстродействие особенно заметно.

Редактирование, улучшение и восстановление аудио

Любой профессионал, работающий со звуком, мечтает о том, чтобы исходный материал был максимально близок к идеалу. Для этого и строят специальные студии со звукоизоляцией, специальной акустической формой, оборудованием. Действительно, если такая возможность есть, то лучше записывать звук именно в студии. Даже в этом случае на входе можно получить незначительные шумы и нежелательные звуки: щелчок выключателя, слабый фон некачественного или пробитого кабеля или, например, дефект дикции человека, при котором некоторые шипящие превращаются в свистящие звуки. Стоит выйти для записи интервью, например, в офисное помещение — добавятся звонки телефона или разговоры в соседней комнате, шум города за окном, звуки открываемой двери и т.п.

По закону Мёрфи, если нежелательный звук или шум пожелает пробраться на запись, то он это сделает с большой долей вероятности. И, если в случае неограниченного студийного времени можно сделать несколько дублей, поменять кабель, то, например, беря интервью у директора компании или просто у прохожего на улице, второго шанса может и не быть. Вернувшись в офис, корреспондент телеканала или радиостанции будет работать с тем материалом, который удалось получить в первой и единственной попытке.

Ещё одним примером неидеального звукового материала может служить запись, сделанная с помощью недостаточно качественного оборудования: от звука, записанного на мобильный телефон, до записи, оцифрованной со старой грампластинки. В этом случае звукорежиссёру придётся иметь дело с всё теми же нежелательными звуками, шумами и искажёнными частотными характеристиками исходного звукового материала.

Автоматические фильтры и специальные эффекты

Adobe Audition CS 5.5 включает в себя набор новых звуковых эффектов, начиная от Surround Reverb, оптимизированных для схемы 5.1, до набора диагностических эффектов.

Среди новинок стоит отметить следующее:

  • 1. Surround Reverb
  • Этот эффект предназначен, в основном, для звука в формате 5.1, но может добавить эффекта объёма и для моно- и стереозаписей;
  • 2. Vocal Enhancer
  • Быстро улучшает качество записей с голосом человека. Режимы Male (мужской) и Female (женский) автоматически снижают влияние специфических для обоих полов голосовых особенностей (шипящие, носовые призвуки и т.п.) на общую звуковую дорожку, а также убирают нежелательные звуки, возникающие при использовании микрофона. Эти режимы также добавляют звуку окраску, характерную для радио. Режим Music (музыка) оптимизирует саундтреки, чтобы на них лучше «ложился» голос.
  • 3. Speech Volume Leveler
  • Это эффект компрессии, позволяющий оптимизировать запись диалога, уравнивая громкость и удаляя фоновый шум.
  • 4. Single-band Compressor
  • Эффект Single-band Compressor уменьшает динамический диапазон, выдавая в результате постоянные уровни громкости и увеличивая громкость восприятия. Такой эффект компрессии полезен при наложении голоса на существующую звуковую дорожку.
  • 5. DeHummer
  • Этот эффект удаляет отдельные диапазоны частот и их гармоники. Наиболее распространенное применение — устранение фона электрооборудования, гула осветительных приборов и электроники.
  • 6. DeEsser
  • Чудесный эффект, удаляющий нежелательные шипящие (резкие звуки «с»), которые можно услышать на записи голоса или при пении и искажающие высокие частоты записи.
  • 7. Диагностические возможности
  • Возможности диагностики звука доступны в режиме Waveform. Эти инструменты позволяют быстро удалять щелчки, искажения или отрезки тишины из звуковой дорожки, а также добавлять маркеры в места, где обнаружена тишина.
  • 8. Нормализация
  • Эффект Normalize позволяет установить пиковое значение для файла или отдельного фрагмента. Когда аудио нормализуется до 100%, можно достичь максимальной амплитуды, которая возможна для аудиофайла. Эффект работает следующим образом: если оригинальная звуковая дорожка достигает пикового значения при 80% и самого тихого значения при 20%, нормализация до 100% усилит самое громкое значение до 100%, а тихое значение увеличится до 40%.

Примеры использования Adobe Audition

О продуктах класса Adobe Audition можно издавать регулярный журнал. Советы по решению конкретных задач, примеры использования, обучающие материалы. В рамках этой обзорной статьи у вас есть возможность познакомиться с несколькими примерами использования Adobe Audition CS5.5.

Удаление нежелательных звуков

Пример, о котором уже говорилось ранее — нежелательный телефонный звонок во время интервью. Телефон позвонил, микрофон всё исправно записал, а с помощью Adobe Audition всё можно успешно вылечить. Для этого нужно открыть файл с исходной записью в режиме звуковой волны.

В этом режиме можно редактировать отдельную звуковую дорожку. Режим просмотра волновой формы и спектрального представления позволят получить полное представление о звуковом файле. Для определения области нежелательного звука удобно использовать спектральное представление звуковой дорожки. Переключение между волновой формой и спектральной осуществляется одним щелчком мыши. Можно также просматривать обе формы рядом.

Переключившись в спектральное представление, первым делом нужно выделить нужную область звуковой дорожки и запустить этот участок на воспроизведение в циклическом режиме.

Меняя форму выделения в режиме реального времени и прослушивая одновременно звук в выделенном диапазоне частот, можно определить именно тот участок, где «спрятался» ненужный посторонний звук звонка телефона.

Если прямоугольная форма выделения не даёт желаемого результата (что в случае со звуком вполне естественно), можно воспользоваться инструментом выделения произвольной формы (lasso).

Когда нежелательный звук обнаружен на записи, его можно устранить, применив к выделению функцию автоматической корректировки Auto Heal. Ещё одним вариантом быстрой и эффективной корректировки может быть применение специального инструмента Spot Healing Brush Tool. Этот инструмент работает как кисточка (вспомните похожий инструмент для графики в Photoshop) для точечного удаления мелких щелчков на записи. В случае со звонком телефона область для коррекции будет более сложной, но всё равно узнаваемой. При этом, волшебной кисточкой Spot Healing Brush Tool нужно аккуратно провести по всей области, и Adobe Audition очень быстро всё исправит и удалит.

Ещё одни простой и, одновременно, очень распространённый пример использования продукта Adobe Audition — озвучка рекламного ролика.

Ежедневно мы с вами можем видеть десятки таких роликов по телевидению и в Интернете. Производятся они ежедневно в несравненно большем количестве. Как добиться действительно качественного результата в подобной работе? Один из вариантов — записать видео и звук отдельно (или частично отдельно). Представим себе, что первый шаг уже сделан и видео уже отснято. Следующий шаг — монтаж видео также сделан, например, в Adobe Premiere Pro. Готов и сценарий озвучки. Отлично. Теперь работа для Adobe Audition.

Популярный продукт Adobe Premiere Pro для работы с видео естественным образом интегрируется с Adobe Audition для полнофункционального редактирования аудио в видеофайлах. Поддерживается возможность передачи отдельных клипов и многодорожечных миксов из Adobe Premiere Pro CS5.5 в Adobe Audition для редактирования. При этом, в Adobe Audition можно просматривать образец видео для идеальной синхронизации звука с видеопотоком для саундтрека к фильму, телевизионному сюжету, видеоклипу и т.п. Благодаря бесшовной интеграции с Premiere Pro импорт смонтированного видео и оригинальной звуковой дорожки (если она есть) в Adobe Audition пройдёт быстро и качественно. Можно также импортировать и обычный цифровой видеоролик.

После импорта видеоролика в Audition звукорежиссёру доступно большое количество удобных инструментов: от необходимых до просто полезных. Если в примере с удалением нежелательного звука используется режим работы со звуковой волной Waveform, то в данном случае необходимо работать со вторым режимом Adobe Audition — многодорожечным (Multitrack). В режиме редактора Multitrack Editor вы можете микшировать несколько аудиодорожек, чтобы делать качественные музыкальные аранжировки или создавать профессиональные саундтреки. Можно записывать и микшировать неограниченное количество аудиоклипов — единственное ограничение в наличии свободного места на жёстком диске компьютера и достаточной вычислительной мощности.

Настройка громкости звука в многодорожечном режиме (Multitrack)

Многодорожечный редактор Multitrack Editor является очень гибким инструментом для редактирования аудио в режиме реального времени. Таким образом можно изменять настройки прямо во время воспроизведения и незамедлительно слышать результат. Например, для музыкантов, записывавших сессию из нескольких инструментов, в миксе можно настраивать громкость звука отдельных дорожек и сразу же слышать, что получилось.

Что примечательно: любые изменения, внесённые в микс, не являются окончательными и всегда можно вернуться к исходному материалу. Adobe Audition хранит информацию об исходных файлах и настройках микса в файлах сессии (расширение.sesx). Сами эти фалы не занимают много места на диске и хранят только пути к исходным звуковым файлам, а также ссылки на значения настроек микса (например, громкость, установки эффектов). Профессионалы Adobe Audition часто хранят все файлы проекта, включая файл.sesx, в одной папке. Это позволяет с удобством переносить проект на другой компьютер — можно просто скопировать всю папку проекта.

В примере с озвучкой ролика Multitrack Editor позволяет использовать несколько каналов записи, установить метки для синхронизации начала записи для отдельных элементов дубляжа (например, персонажей), записывать озвучку напрямую в Adobe Audition, включив при этом для воспроизведения лишь некоторые дополнительные каналы общей звуковой дорожки или отключив все. Всё это — в режиме реального времени.

В работе звукорежиссёра важно иметь доступ ко всем инструментам и настройкам. В Adobe Audition существует возможность модульной настройки рабочего стола приложения, а также набор уже готовых настроек, предназначенных для конкретных задач (редактирование саундтрека для видео, работа со звуком для радио и т.п.)

Самый удобный вариант работы — два монитора и режим Workspace -> Maximum Editing (Dual Monitor) в Adobe Audition.

Один монитор отображает многодорожечный режим редактирования, основные настройки, историю изменений, второй монитор — дополнительные настройки.

Создание звуковых заставок на радио

Звуковые заставки (или джинглы) — неотъемлемая часть радиоэфира. Джингл представляет собой короткий звуковой ролик, как правило, идентифицирующий радиостанцию в эфире. Слушая радио, вы можете встретить посредине песни или в другой момент вставку «Вы слушаете радио …» и далее идёт название радиостанции — это и есть джингл. Такая заставка может содержать голос, музыку, специальные звуковые эффекты. Отличный набор для Adobe Audition CS 5.5!

Действительно, создать качественный и яркий радио джингл с помощью Audition очень просто. Вы можете сделать это сами, установив на свой компьютер ознакомительную версию Adobe Audition CS 5.5 (ссылка далее в разделе «Ресурсы») и выполнив несколько простых операций.

Упростим задачу и сделаем джингл просто из записи голоса. Для этого нужно подключить микрофон к компьютеру и запустить Adobe Audition. Далее в режиме Waveform нужно создать новый аудиофайл.

Нажатием кнопки записи на специальной панели управления воспроизведения и записью можно осуществить запись исходной фразы для джингла. Давайте назовём радио вашим именем и скажем в микрофон: «Вы слушаете радио …» и далее произнесём ваше имя. В результате записи через внешний микрофон ноутбука получится исходный звуковой материал для нашего джингла.

Очевидно, что амплитуда для записи недостаточно высока, да ещё на записи присутствуют отрезки тишины (запись включили, а говорить стали чуть позже). Удалить участки тишины можно, запустив процесс диагностики звукового файла: Effects -> Diagnostics -> Mark audio (process).

Теперь можно удалить участки с тишиной в начале и в конце записи и продолжить работу с подготовленной таким образом звуковой дорожкой.

Отлично! До готового джингла осталось совсем немного. Теперь к голосовой записи можно применить какой-нибудь эффект, например Delay или Flanger. Попробовав разные варианты эффектов, можно добиться космического, объёмного или нереального звучания. Теперь осталось перейти в режим Multitrack и перетащить обработанную дорожку на два отдельных трэка (это будут правый и левый канал стерео). Потом (с помощью линии балансировки) на каждом канале можно установить произвольное смещение звука вправо и влево. Вот и всё — ваш космический джингл теперь в стерео!

Для классического джингла не хватает ещё музыкального сопровождения. Добавить дополнительным трэком ещё музыку не составит труда.