Источники информации и ее виды. Запасы невозобновляемых ресурсов. Вода - потенциальный источник энергии

Ресурсы нашей планеты не безграничны. Они используются человечеством как материал для создания социальных благ и рекреационных мероприятий. Иногда они необдуманно расходуются в больших количествах, что приводит к истощению запасов.

Особенно «страдают» невозобновляемые природные ресурсы. Эта проблема охватывает большинство развитых стран, поэтому специалисты в данной области придумали немало рациональных способов решения проблемы исчерпаемости.

Классификация ресурсов

Разобраться, о потере каких именно ресурсов стоит волноваться в первую очередь, нам поможет простая классификация. Все ресурсы планеты делят на две большие группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

  1. Неисчерпаемые ресурсы - это прежде всего водные запасы планеты. Также к этой группе относят космические лучи, энергию ветра, воздух, энергию приливов.
  2. Исчерпаемые же делятся на две главные подгруппы: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.

Возобновляемые ресурсы

К этой группе относятся растения и животные, лесные массивы, некоторые минералы и почва. Особенность таких ресурсов - способность к самовозобновлению, которое может длиться различный период времени.

Например, животные и растения восстанавливают свою популяцию за несколько лет, лесам же потребуется несколько сот лет, а плодородный слой земли - гумус - будет накапливаться тысячу лет. К слову, из-за такого большого промежутка времени почву относят к группе условно возобновляемых ресурсов.

Хотя эти источники сырья могут восстанавливаться, иногда в них чувствуется серьезная потребность, а вслед за ней и нехватка. Например, если вырубать леса за период, который будет меньше времени их восстановления, массивы начнут постепенно исчезать. То же касается видов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Проблемы рационального использования почвы

Когда смотришь на карту мира, суша кажется необъятной территорией. Тем не менее только одна треть ее способна к плодородию. Остальная же часть представляет собой либо горные массивы, либо болота, либо пустыни или даже вечную мерзлоту.

Почва относится к условно возобновляемым ресурсам, поэтому расходовать её на сельскохозяйственную сферу нужно с учетом быстрого истощения плодородного слоя земли.

Ситуацию ухудшают такие природные факторы, как эрозия почв и их иссушение. Кроме того, человек сам негативно влияет на процесс восстановления гумуса. Примерами могут служить множество успешных попыток мелиорации болотных местностей, где теперь качество почв значительно уступает необходимым требованиям.

Есть и другие косвенные антропогенные факторы. Например, избыточное удобрение почв химикатами, загрязнение сточных вод (и, соответственно, попадание в почву всех растворенных веществ).

Согласитесь, картина удручающая. А значит, стоит более трепетно относиться к почве как к ресурсу, необходимому человеку для развития сельского хозяйства. Выращивание растительных культур - это один из главных источников пропитания, что является немаловажным фактором для улучшения ситуации с ухудшением качества почв и уменьшением их территорий.

Растения и животные

Биосфера - это источник большого количества материалов, которые идут на формирование социальных благ. Речь идет о растительном и животном мире.

Человек использует эти ресурсы не только в виде пищи, но и как источники для производства тканевых материалов, лекарств. Также ученые испытывают на животных или растениях свои разработки в лабораторных условиях.

Антропогенный фактор, влияющий на формирование биосферы, очень велик. Это ощущается по исчезновению некоторых видов или крайне малому количеству их представителей, по изменению качества биоценозов и, как следствие, формированию негативной флоры и фауны. Загрязнение почв и водоемов - причина исчезновения важных для человека животных и растений.

Потеря одного звена цепи питания приводит к нарушению всей цепочки. Так и происходит сейчас в природе: животные уходят с родных территорий, чтобы выжить, а на их место приходят другие виды, которые негативно влияют на всю экосистему.

Конечно, животные и растения не относятся к группе невозобновляемых ресурсов, и тем не менее важен бдительный надзор за изменениями в биосфере.

Невозобновляемые ресурсы

Особое внимание стоит уделить данной группе полезных ископаемых, т. к. эти материалы нашли огромное применение в современной промышленности.

К невозобновляемым ресурсам относятся различные металлические руды, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, известняк и т. д. Все это - предшественники строительных материалов и топлива, без которых современный цивилизованный человек не может обходиться.

Исчерпаемые невозобновляемые ресурсы требуют грамотного обращения. Скорость добычи полезных ископаемых несоизмерима со временем их образования, поэтому уже сейчас чувствуется постепенная убыль в соответствующих источниках.

Неисчерпаемые ресурсы

Проблема невозобновляемых ресурсов - это потенциальная исчерпаемость их источников, которые не могут самовозобновиться. Поэтому за количеством потребляемых полезных ископаемых необходимо следить, чтобы рудники и шахты не истощились раньше времени.

Частично такую проблему возможно решить с использованием потенциальных источников энергии. Сюда относятся воздух и энергия ветра, космические (солнечные) лучи, тепло Земли. Такие ресурсы относятся к неисчерпаемым, т. к. их расход никак не повлияет на окружающую среду, а сами источники аккумулируют большое количество энергии.

К этой группе ресурсов относятся и водные запасы Земли. Несмотря на кажущуюся возможность уменьшить объем воды, ее запасы достаточно большие, чтобы их хватило как для получения энергии, так и для использования в производстве.

Вода - потенциальный источник энергии

Водные запасы Земли используются человеком повсеместно. Начиная потреблением в пищевой промышленности и заканчивая охладительными устройствами на заводах и фабриках - большинство сфер жизни человека зависят от воды.

В зависимости от того, как вода используется населением, различают потребителей и пользователей.

  1. Потребители - это сельское и коммунальное хозяйство, промышленность (как пищевая, так и технологическая стороны). Эта группа использует воду как ресурс, который расходуется на месте.
  2. Пользователи - это рыболовы, гидроэлектростанции, водный транспорт. Здесь не идет речь об исчерпаемости воды, т. к. она не расходуется напрямую, а лишь помогает в достижении поставленных целей.

Из всех запасов пресная вода составляет лишь 2 %. Поэтому использование чистой пресной воды также отслеживается, ведь относительный объем катастрофически мал. В некоторых случаях запасы живительной влаги можно сравнить с невозобновляемым ресурсом, причем его нехватка особенно чувствуется в развивающихся странах Африки.

Природно-ресурсный потенциал (ПРП)

ПРП - это в большей степени экономическое понятие, которое показывает способность источника ресурсов дать определенное количество материала без вреда для окружающей среды и себя в частности.

Природно-ресурсный потенциал актуален для решения экологических проблем, т. к. обычно рассматривается определенная территория со своими источниками полезных ископаемых, растительности, животных, воды. Вообще, все перечисленные виды возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов принимаются как составляющие ПРП.

Актуален и термин «рекреационный потенциал» в контексте экологических проблем. РП - это все природные ресурсы данной территории, которые в теории могут быть использованы для организации рекреационных мероприятий. Параллельно здесь рассматриваются актуальные социально-культурные, природные и экономические проблемы.

Запасы невозобновляемых ресурсов

В теории каждый представляет себе, что когда-нибудь источники полезных ископаемых опустеют. Вместе с тем даже специалисты не могут точно подсчитать доступное количество невозобновляемых ресурсов на данный момент, т. к. есть неоткрытые точки металлических руд и нефти, а также в уже действующих источниках известно лишь примерное количество добываемых материалов.

Все запасы Земли классифицируют на необнаруженные и выявленные. Каждая из этих категорий делится на еще две подгруппы: резервы и прочие ресурсы.

  1. Резервы - это те полезные ископаемые, которые могут быть добыты с последующим получением прибыли и использованием в качестве источников энергии или необходимых материалов. Эти ресурсы могут быть добыты с помощью современных технологических устройств.
  2. Прочие ресурсы представляют либо необнаруженные, либо потенциальные источники полезных ископаемых. Добыча из таких источников может быть невозможна вследствие недостатков оборудования или больших затрат, преобладающих над прибылью.

Проблема исчерпаемости возобновляемых и невозобновляемых ресурсов косвенно решается общим правилом: если 80 % резервных полезных ископаемых уже добыли, источник считается выработанным. Главная причина - это финансовая невыгода оставшихся 20 % материалов.

Энергетика: плюсы и минусы

Какие критерии являются решающими при работе с различными источниками ресурсов?

  • Общие запасы материалов.
  • Чистый полезный выход.
  • Социальная и государственная безопасность.
  • Стоимость.
  • Потенциальное влияние на окружающую среду.

Наиболее разработаны на данный момент следующие источники энергии:

1. Нефть. Относительно дешевый источник топлива по всему миру. Нефть легко транспортируется по развитым системам труб, а также без проблем перерабатывается на производстве. Может быть использована в сыром виде.

Основная экологическая проблема использования нефти - это большие объемы выделяемого углекислого газа в атмосферу, который является источником развития парникового эффекта с сопутствующими проблемами.

По оценкам экспертов, существующие запасы нефти могут быть выработаны через 40-80 лет.

2. Уголь. Самый распространенный вид полезных ископаемых. Имеет хороший выход тепла и энергии, однако пагубно влияет на окружающую среду из-за побочного выделения СО 2 . Также сама добыча угла сказывается на природных процессах ближайших биогеоценозов.

3. Газ. Считается наряду с углем недорогим природным источником тепловой энергии. К сожалению, сгорание газа также порождает выделение большого количества СО 2 .

Выводы

Добыча любого вида ресурсов требует тщательного контроля над процессом. Истощение важнейших источников сырья и энергии - это путь к мировым экономическим и политическим проблемам, которые станут причиной ухудшения жизни населения любой страны.

Использование невозобновляемых ресурсов негативно влияет на окружающую среду. Этот вопрос играет немаловажную роль, т. к. изменение климата и проблемы в биоценозах могут привести к глобальным катастрофам.

| Информационная безопасность сетевой технологии работы

Урок 38
Информационная безопасность сетевой технологии работы

Угрозы безопасности информационных систем

Существуют четыре действия, производимые с информацией, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация, утечка и уничтожение. Эти действия являются базовыми для дальнейшего рассмотрения.

Придерживаясь принятой классификации будем разделять все источники угроз на внешние и внутренние.

Источниками внутренних угроз являются:

Сотрудники организации;
Программное обеспечение;
Аппаратные средства.

Внутренние угрозы могут проявляться в следующих формах:

Ошибки пользователей и системных администраторов;
нарушения сотрудниками фирмы установленных регламентов сбора, обработки, передачи и уничтожения информации;
ошибки в работе программного обеспечения;
отказы и сбои в работе компьютерного оборудования.

К внешним источникам угроз относятся:

Компьютерные вирусы и вредоносные программы;
Организации и отдельные лица;
Стихийные бедствия.

Формами проявления внешних угроз являются:

Заражение компьютеров вирусами или вредоносными программами;
несанкционированный доступ (НСД) к корпоративной информации;
информационный мониторинг со стороны конкурирующих структур, разведывательных и специальных служб;
действия государственных структур и служб, сопровождающиеся сбором, модификацией, изъятием и уничтожением информации;
аварии, пожары, техногенные катастрофы.

Все перечисленные нами виды угроз (формы проявления) можно разделить на умышленные и неумышленные.

По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным угрозам относятся:

Несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
незаконное копирование данных в информационных системах;
хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
нарушение технологии обработки информации;
противозаконный сбор и использование информации;
использование информационного оружия.

К программным угрозам относятся:

Использование ошибок и "дыр" в ПО;
компьютерные вирусы и вредоносные программы;
установка "закладных" устройств;

К физическим угрозам относятся:

Уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
хищение носителей информации;
хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
воздействие на персонал;

К радиоэлектронным угрозам относятся:

Внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;
перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.

К организационно-правовым угрозам относятся:

Закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.

Рассмотрим модель сетевой безопасности и основные типы атак, которые могут осуществляться в этом случае. Затем рассмотрим основные типы сервисов и механизмов безопасности, предотвращающих такие атаки.

Модель сетевой безопасности

Классификация сетевых атак

В общем случае существует информационный поток от отправителя (файл, пользователь, компьютер) к получателю (файл, пользователь, компьютер):

Рис. 1 Информационный поток

Все атаки можно разделить на два класса: пассивные и активные .

Пассивная атака

Пассивной называется такая атака, при которой противник не имеет возможности модифицировать передаваемые сообщения и вставлять в информационный канал между отправителем и получателем свои сообщения. Целью пассивной атаки может быть только прослушивание передаваемых сообщений и анализ трафика.

Рис. 2 Пассивная атака

Активная атака

Активной называется такая атака, при которой противник имеет возможность модифицировать передаваемые сообщения и вставлять свои сообщения. Различают следующие типы активных атак:

1. Отказ в обслуживании - DoS-атака (Denial of Service)

Отказ в обслуживании нарушает нормальное функционирование сетевых сервисов. Противник может перехватывать все сообщения, направляемые определенному адресату. Другим примером подобной атаки является создание значительного трафика, в результате чего сетевой сервис не сможет обрабатывать запросы законных клиентов. Классическим примером такой атаки в сетях TCP/IP является SYN-атака, при которой нарушитель посылает пакеты, инициирующие установление ТСР-соединения, но не посылает пакеты, завершающие установление этого соединения. В результате может произойти переполнение памяти на сервере, и серверу не удастся установить соединение с законными пользователями.

Рис. 3 DoS-атака

2. Модификация потока данных - атака "man in the middle"

Модификация потока данных означает либо изменение содержимого пересылаемого сообщения, либо изменение порядка сообщений.

Рис. 4 Атака "man in the middle"

3. Создание ложного потока (фальсификация)

Фальсификация (нарушение аутентичности) означает попытку одного субъекта выдать себя за другого.

Рис. 5 Создание ложного потока

4. Повторное использование.

Повторное использование означает пассивный захват данных с последующей их пересылкой для получения несанкционированного доступа - это так называемая replay-атака. На самом деле replay-атаки являются одним из вариантов фальсификации, но в силу того, что это один из наиболее распространенных вариантов атаки для получения несанкционированного доступа, его часто рассматривают как отдельный тип атаки.

Рис. 6 Replay-атака

Перечисленные атаки могут существовать в любых типах сетей, а не только в сетях, использующих в качестве транспорта протоколы TCP/IP, и на любом уровне модели OSI. Но в сетях, построенных на основе TCP/IP, атаки встречаются чаще всего, потому что, во-первых, Internet стал самой распространенной сетью, а во-вторых, при разработке протоколов TCP/IP требования безопасности никак не учитывались.

Сервисы безопасности

Основными сервисами безопасности являются следующие:

Конфиденциальность - предотвращение пассивных атак для передаваемых или хранимых данных.

Аутентификация - подтверждение того, что информация получена из законного источника, и получатель действительно является тем, за кого себя выдает.

В случае передачи единственного сообщения аутентификация должна гарантировать, что получателем сообщения является тот, кто нужно, и сообщение получено из заявленного источника. В случае установления соединения имеют место два аспекта.

Во-первых, при инициализации соединения сервис должен гарантировать, что оба участника являются требуемыми.

Во-вторых, сервис должен гарантировать, что на соединение не воздействуют таким образом, что третья сторона сможет маскироваться под одну из легальных сторон уже после установления соединения.

Целостность - сервис, гарантирующий, что информация при хранении или передаче не изменилась. Может применяться к потоку сообщений, единственному сообщению или отдельным полям в сообщении, а также к хранимым файлам и отдельным записям файлов.

Невозможность отказа - невозможность, как для получателя, так и для отправителя, отказаться от факта передачи. Таким образом, когда сообщение отправлено, получатель может убедиться, что это сделал легальный отправитель. Аналогично, когда сообщение пришло, отправитель может убедиться, что оно получено легальным получателем.

Контроль доступа - возможность ограничить и контролировать доступ к системам и приложениям по коммуникационным линиям.

Доступность - результатом атак может быть потеря или снижение доступности того или иного сервиса. Данный сервис предназначен для того, чтобы минимизировать возможность осуществления DoS-атак.

Механизмы безопасности

Перечислим основные механизмы безопасности:

Алгоритмы симметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используется один и тот же ключ или ключ дешифрования легко может быть получен из ключа шифрования.

Алгоритмы асимметричного шифрования - алгоритмы шифрования, в которых для шифрования и дешифрования используются два разных ключа, называемые открытым и закрытым ключами, причем, зная один из ключей, вычислить другой невозможно.

Хэш-функции - функции, входным значением которых является сообщение произвольной длины, а выходным значением - сообщение фиксированной длины. Хэш-функции обладают рядом свойств, которые позволяют с высокой долей вероятности определять изменение входного сообщения.

Модель сетевого взаимодействия

Модель безопасного сетевого взаимодействия в общем виде можно представить следующим образом:

Рис.7 Модель сетевой безопасности

Сообщение, которое передается от одного участника другому, проходит через различного рода сети. При этом будем считать, что устанавливается логический информационный канал от отправителя к получателю с использованием различных коммуникационных протоколов (например, ТСР/IP).

Средства безопасности необходимы, если требуется защитить передаваемую информацию от противника, который может представлять угрозу конфиденциальности, аутентификации,целостности и т.п. Все технологии повышения безопасности имеют два компонента:

1. Относительно безопасная передача информации. Примером является шифрование, когда сообщение изменяется таким образом, что становится нечитаемым для противника, и, возможно, дополняется кодом, который основан на содержимом сообщения и может использоваться для аутентификации отправителя и обеспечения целостности сообщения.
2. Некоторая секретная информация, разделяемая обоими участниками и неизвестная противнику. Примером является ключ шифрования.

Кроме того, в некоторых случаях для обеспечения безопасной передачи бывает необходима третья доверенная сторона (third trusted party - TTP). Например, третья сторона может быть ответственной за распределение между двумя участниками секретной информации, которая не стала бы доступна противнику. Либо третья сторона может использоваться для решения споров между двумя участниками относительно достоверности передаваемого сообщения.

Из данной общей модели вытекают три основные задачи, которые необходимо решить при разработке конкретного сервиса безопасности:

1. Разработать алгоритм шифрования/дешифрования для выполнения безопасной передачи информации. Алгоритм должен быть таким, чтобы противник не мог расшифровать перехваченное сообщение, не зная секретную информацию.
2. Создать секретную информацию, используемую алгоритмом шифрования.
3. Разработать протокол обмена сообщениями для распределения разделяемой секретной информации таким образом, чтобы она не стала известна противнику.

Модель безопасности информационной системы

Существуют и другие относящиеся к безопасности ситуации, которые не соответствуют описанной выше модели сетевой безопасности. Общую модель этих ситуаций можно проиллюстрировать следующим образом:

Рис. 8 Модель безопасности информационной системы

Данная модель иллюстрирует концепцию безопасности информационной системы, с помощью которой предотвращается нежелательный доступ. Хакер, который пытается осуществить незаконное проникновение в системы, доступные по сети, может просто получать удовольствие от взлома, а может стараться повредить информационную систему и/или внедрить в нее что-нибудь для своих целей. Например, целью хакера может быть получение номеров кредитных карточек, хранящихся в системе.

Другим типом нежелательного доступа является размещение в вычислительной системе чего-либо, что воздействует на прикладные программы и программные утилиты, такие как редакторы, компиляторы и т.п. Таким образом, существует два типа атак:

1. Доступ к информации с целью получения или модификации хранящихся в системе данных.
2. Атака на сервисы, чтобы помешать использовать их.

Вирусы и черви - примеры подобных атак. Такие атаки могут осуществляться как с помощью дискет, так и по сети.

Сервисы безопасности, которые предотвращают нежелательный доступ, можно разбить на две категории:

1. Первая категория определяется в терминах сторожевой функции. Эти механизмы включают процедуры входа, основанные, например, на использовании пароля, что позволяет разрешить доступ только авторизованным пользователям. Эти механизмы также включают различные защитные экраны (firewalls), которые предотвращают атаки на различных уровнях стека протоколов TCP/IP, и, в частности, позволяют предупреждать проникновение червей, вирусов, а также предотвращать другие подобные атаки.
2. Вторая линия обороны состоит из различных внутренних мониторов, контролирующих доступ и анализирующих деятельность пользователей.

Одним из основных понятий при обеспечении безопасности информационной системы является понятие авторизации - определение и предоставление прав доступа к конкретным ресурсам и/или объектам.

В основу безопасности информационной системы должны быть положены следующие основные принципы:

1. Безопасность информационной системы должна соответствовать роли и целям организации, в которой данная система установлена.
2. Обеспечение информационной безопасности требует комплексного и целостного подхода.
3. Информационная безопасность должна быть неотъемлемой частью системы управления в данной организации.
4. Информационная безопасность должна быть экономически оправданной.
5. Ответственность за обеспечение безопасности должна быть четко определена.
6. Безопасность информационной системы должна периодически переоцениваться.
7. Большое значение для обеспечения безопасности информационной системы имеют социальные факторы, а также меры административной, организационной и физической безопасности.

Все источники научно-технической информации можно подразделить на два вида: документальные и электронные. Основная часть научной информации представлена в виде документов, которые можно условно подразделить на первичные и вторичные, являющиеся результатом преобразования информации на основе изучения первичных документов. Перечень основных источников информации представлен на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные источники информации

В свою очередь первичные источники делятся на опубликованные и неопубликованные (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Классификация первичных источников информации

Опубликованные источники информации

Книга - непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала, объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете, прошедшее редакционно-издательскую обработку. Книги подразделяются на несколько типов:

Научная, научно-популярная и производственно-техническая;

Учебники и учебные пособия;

Справочники и энциклопедии;

Нормативная литература.

Брошюра - произведение печати, объемом от 5 до 48 страниц.

Периодическое издание - произведения печати, выпускаемые отдельными, неповторяющимися по содержанию выпусками, под одним названием, которые регулярно выходят через определенные или неопределенные промежутки времени, причем каждый выпуск имеет порядковый номер или дату.

Журнал - периодическое издание, выходящее не реже двух раз в год и не чаще одного раза в неделю, подчиненное интересам определенного круга читателей, имеющее постоянное название, одинаковое оформление и ежегодную сквозную нумерацию.

Важная роль журнала в научных коммуникациях состоит в следующем:

Журнал выполняет одновременно функции текущего оповещения и публичного архива, обеспечивая оперативное доведение информации;

Является средством апробации результатов научных исследований;

Фиксирует приоритет научных и прикладных задач, создавая условия для признания авторов как ученых.

Журнальные публикации составляют примерно 70 % всех научных документов и около 80 % специалистов различных уровней считают научный журнал основным источником научно-технической информации.

Препринт - оттиск опубликованной статьи, который издательство рассылает по своей корреспондентской сети. В препринте публикуется то, что, возможно, не могло быть опубликовано в журнале и никогда потом не будет опубликовано, а так же материал, считающийся сырым, спорным, неапробированным, не требующий такого рецензирования, как журнальная статья.

Неопубликованные источники информации.

Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или изобретения, внедренные в производство технологические процессы и др.

Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах и библиографических указателях. Депонированные рукописи приравниваются к публикациям, а их авторы сохраняют право на публикацию статей в научных изданиях. Ограничения по объему депонированных рукописей значительно меньше, чем для публикаций, что позволяет автору более полно представить результаты своей работы.

Научный отчет - отчет научной организации о проведенном исследовании, который доступен организациям и частным лицам, хранится в фонде ВНТИЦентра.

Вторичные источники служат посредником между документами и реципиентами (читателями, зрителями, слушателями) и являются результатом аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Информационные издания, целью выпуска которых является предоставление оперативной информации о самих публикациях и о наиболее существенных сторонах их содержания. Ин­формационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведе­ниях печати, но и идеями и фактами, в них заключенными. Выпуском информационных изданий за­нимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ).

Основная масса источников подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Классификационная структура информационных изданий

Резюме - отвечает на вопрос “Что?” об источнике информации.

Аннотация - отвечает на вопрос “Что?” и “О чем?” об источнике информации.

Реферат - это сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферирование подразумевает анализ литературы по проблеме, т.е. систематизированное изложение чужых мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного.

Каталоги (картотеки), указатели, которые могут быть составлены по различным признакам. Чаще всего встречаются алфавитный, авторский, предметный, географический, нумерационный, хронологический, систематический каталоги (по отраслям знаний, независимо от того, кто является автором), картотеки персоналий (о ком-то), адресные картотеки.

Библиографические издания содержат упорядоченную со­вокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сиг­нальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведе­ния для его отыскания (адресная функция). Из библиографи­ческих описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигналь­ный характер и состоят из перечня библиографических описа­ний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с макси­мальной полнотой отражают отечественную и зарубежную ли­тературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до мо­мента отражения ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем является "Сигнальная информация" (СИ). Цель та­кого издания - быстро информировать специалистов о новых публикациях по мировой науке и технике. Именно на эти из­дания возложена функция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической ли­тературе. СИ представляет собой по преимуществу система­тические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, темати­ка которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и не­обходимостью детально анализировать литературу, выпущен­ную в предыдущие годы, все большее значение для исследова­телей приобретает ретроспективная библиография, назначе­нием которой является подготовка и распространение библи­ографической информации о произведениях печати за какой-либо период времени прошлого.

Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них тематические указатели и обзоры, внутрикнижные и пристатейные списки литературы, каталоги отраслевых на­учно-технических издательств, персональная библиография выдающихся естествоиспытателей и инженеров, библиографи­ческие указатели по истории естествознания и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведе­ниями и выводами. К реферативным изданиям относятся ре­феративные журналы, реферативные сборники, экспресс-ин­формация, информационные листки.

Реферативные журналы по техническим наукам издает ВИНИТИ, который наиболее полно отражает всю мировую лите­ратуру по естествознанию и технике, публикуя рефераты, ан­нотации и библиографические описания, составляемые на ста­тьи, монографии, сборники.

Реферативные сборники представляют собой периодичес­кие, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпус­кают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие из­дания носят обычно узкотематический характер.

Экспресс-информация (ЭИ) - это периодическое издание журнальной или листовой формы, которое содержит расши­ренные рефераты наиболее актуальных опубликованных зару­бежных материалов и неопубликованных отечественных доку­ментов, требующих оперативного освещения. Рефераты содержат все основные данные первоисточ­ников, сопровождающиеся рисунками и таблицами, а также теоретическими вы­кладками, вследствие чего необходимость обращения к ориги­налу отпадает.

Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или науч­но-технических достижениях.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в пер­вичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или прак­тической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследова­ний и разработок на современном уровне, устранить параллелизм в работе на­учно-исследовательских организаций, помочь сделать правиль­ный выбор направления и методов разработки в определенной области.

Соискателю, ведущему разыскание литературных источни­ков, нельзя обойти вниманием издания книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели; издания государственной библиотеки; государственной библиотеки иностранной литературы, издаю­щей различные библиографические указатели и картотеки.

Наряду с информационными изданиями для информационного поиска следует использовать автоматизиро­ванные информационно-поисковые системы, базы и банки дан­ных . Данные поиска могут быть использованы непосредствен­но, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации, каковыми явля­ются научные труды (монографии, сборники) и другие нужные для научной работы издания.

МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

Теория . Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками.

Цель : сформировать представления об информации, ее видах, источниках, особенностях хранения, поиска и использования.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и виды информации

2. Уяснить источники и носители информации

3. Узнать виды, хранение, поиск, использование информации

4. Сформировать представления о работе с информационными источниками

5. Узнать правила составления библиографического списка

Понятие и виды информации

Информация - общенаучное понятие, включающее совокупность знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах.

Люди имеют дело со многими видами информации. Информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, педагогическую, научно-техническую и др.

Общение людей друг с другом дома и в школе, в университете, на работе и на улице - это передача информации. Одну и ту же информацию можно передать и получить различными путями. Так, чтобы найти дорогу в музей в незнакомом городе, можно спросить прохожего, получить справку в справочном бюро, попытаться разобраться самому с помощью плана города или обратиться к путеводителю. Когда мы слушаем объяснение учителя, читаем книги или газеты, смотрим новости ТВ, посещаем музеи и выставки - в это время мы получаем информацию.



Учительский рассказ или рассказ товарища, телевизионная передача, телеграмма, письмо, устное сообщение и т.д. - все это примеры передачи информации. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира.

Источники и носители информации

Источниками информации являются различные документы.

Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или теснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения, называется изданием . Издание может быть не только печатным текстом, но и комбинированным, т.е. включать записи звуков (пластинки, магнитофонные ленты или диски), изображения на других материальных носителях (дискеты, компьютерные диски, слайды, плёнки и т.п.)

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных.

В тоже время существуют и такие носители информации, как микрофильмы, микрокарты, микрофиши, емкость и плотность записи которых значительно выше, чем на бумаге.

Виды, хранение, поиск, использование информации

Человек хранит полученную информацию в голове. Мозг человека - огромное хранилище информации. Блокнот или записная книжка, ваш дневник, школьные тетрадки, библиотека, музей, кассета с записями любимых мелодий, видеокассеты - все это примеры хранения информации.

Информацию можно обрабатывать: перевод текста с английского языка на русский и наоборот, вычисление суммы по заданным слагаемым, решение задачи, раскрашивание картинок или контурных карт - все это примеры обработки информации. Все вы любили в свое время раскрашивать книжки-раскраски. Оказывается, в это время вы занимались важным процессом - обработкой информации, черно-белый рисунок превращали в цветной.

Информацию можно даже терять. Допустим, Иванов Дима забыл дневник дома и поэтому записал домашнее задание на листочке. Но, играя на перемене, он сделал из него самолетик и запустил его. Придя домой, Дима не смог сделать домашнюю работу, он потерял информацию. Теперь ему нужно или попытаться вспомнить, что же ему задали, или позвонить однокласснику, чтобы получить нужную информацию, или идти в школу с невыполненным домашним заданием.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы - каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В.А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Сегодня компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Получение, хранение, передача и обработка информации - это информационные процессы . Роль информационных процессов в нашей жизни велика и с каждым годом становится все ощутимей. Поэтому человеческое общество нашего времени называют информационным обществом. Люди, живущие в информационном обществе, должны уметь пользоваться главным его инструментом, и в первую очередь универсальной информационной машиной - компьютером.

Рассмотрим подробнее основные информационные процессы: поиск, сбор (хранение), передача, обработка и использование информации.

Поиск информации.

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это - процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Методы поиска информации:

Непосредственное наблюдение;

Общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

Чтение соответствующей литературы;

Просмотр видео, телепрограмм;

Прослушивание радиопередач, аудиокассет;

Работа в библиотеках и архивах;

Запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

Другие методы.

Сбор и хранение информации.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобился адрес или телефон, которого мы не помним, то обращаемся к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово "оперативный" является синонимом слову "быстрый". Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек нередко что-то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Обработка информации.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

К этому же виду обработки относится кодирование информации. Кодирование - это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят - упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация данных по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Использование информации.

Информация используется при принятии решений.

Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

Умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

Понимание закономерностей информационных процессов;

Знание основ компьютерной грамотности;

Технические навыки взаимодействия с компьютером;

Эффективное применение компьютера как инструмента;

Привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

Применение полученной информации в практической деятельности.

Работа с информационными источниками

Любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Квалифицированный анализ литературных источников требует знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников, а также необходимостью создать личную картотеку, построенную по определенному тематическому признаку. Все библиографические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам.

Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований.

Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Поэтому исследователям для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки.

Библиотеки бывают универсальные, научные, технические, публичные и ведомственные. В универсальных библиотеках собрана литература по всем отраслям знаний. В отраслевых библиотеках представлена литература по соответствующей специальности.

Школьникам для исследовательской (проектной) деятельности в основном достаточно книг, журналов и газет из школьной и районной библиотек.

В том случае, когда нужной информации в указанных библиотеках нет, то необходимую информацию следует заказать в районной библиотеке по межбиблиотечной доставке.

При посещении библиотеки в первую очередь надо обратиться к библиографу. Он подскажет в каком каталоге следует искать книгу или другое печатное издание.

При получении книги надо читать её начинать с аннотации. Аннотация - это краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

Школьник, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Большую помощь для целенаправленной работы в библиотеке могут оказать соответствующие каталоги , которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. Каждый из них имеет конкретное назначение, служит для ответа только на соответствующие запросы и оформляется согласно ГОСТу.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.

Наряду с алфавитными широко распространены систематические каталоги . Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаются) предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке. Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.

В настоящее время существует и электронный каталог. Электронный каталог представляет собой библиографическую базу в машиночитаемой форме, включающую элементы библиографической записи, для отражения содержания документов и элементы, указывающие адрес хранения документа (шифры или сиглы библиотек). Наличие в базе данных этих элементов позволяет Электронному каталогу выполнять функции всех видов каталогов:

· По назначению - читательского, служебного, топографического;

· По способу группировки - алфавитного, систематического и предметного;

· По виду отражаемых документов - на книги, журналы и статьи и др.; электронный каталог автоматизированный библиотека

· По отражаемым фондам - Электронный каталог одной библиотеки или сводный Электронный каталог.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения фондообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем.

При отборе документов в архиве следует, прежде всего, ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве.

Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписывать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фактов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве - важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

Источники информации - это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по ее назначению.

В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.

Виды источников информации

1. открытые или относительно доступные;

2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);

3. закрытые.

Источники информации могут быть:

1. знающими людьми;

2. документами;

3. средствами проводной и беспроводной связи.

Знающими лицами считаются такие люди, которые явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации как:

1) Эксперты, т.е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.

2) Осведомители - это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.

3) Напуганные - это все знающие люди, которые предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.

4) Агенты - это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств.

Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.

Документы как источники информации:

1) Официальные документы, характеризующие объект.

2) Архивы и деловые бумаги.

3) Носители компьютерной информации - базы данных, диски, флешки и пр., с которых можно распечатать нужную информацию.

4) Личные архивы и бумаги - записные книжки, пометки на календарях и т.д.

5) Мусор - случайно потерянные или выброшенные черновики и записи.

6) Обнародованные сведения - это публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные кем-то лекции и выступления.

Технические средства связи

Источники информации могут быть средствами проводной и беспроводной связи (разнообразные технические средства обработки и

К ним можно отнести:

1) Проводные телефоны. В данном случае нам сообщают информацию либо она прослушивается специальными службами с целью выяснения того, что их интересует. При этом существует возможность прослушки не одних только телефонных переговоров, но и того, что говорится при закрытых дверях при трубке, положенной на рычаг.

2) Мобильные средства связи и пейджеры. Такие устройства доступны для прослушивания обычным эфирным радиоперехватом соответствующим сканером, если отсутствует специальная защита.

3) Телеграф, телефакс, телетайп. По каналам таких аппаратов циркулирует графическая и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители, что очень удобно в деловых связях и взаимоотношениях.

4) Персональные радиостанции, которые применяются для гражданской и служебной радиосвязи. Если объектом не предусмотрены специальные средства защиты, то перехватывать сигналы с такой радиостанции не составляет особых усилий.

5) Многие организации имеют локальные сети для связи между компьютерами с выходом в Интернет. Это позволяет подключиться к кабелю и «сосчитать» информацию, которая находится в памяти непосредственно компьютера, и ту, которая передается по сети.

Следует учитывать, что информация, необходимая для принятия правильного решения, обычно или дорого стоит, или недоступна вовсе. В стоимость информации необходимо включать время, затраченное руководителями и подчиненными на ее сбор. Поэтому предстоит решить, насколько существенна выгода от этой информации.