«Азимут» - чтобы не сбиться с пути. Чтобы не сбиться с пути: вся правда о фонарях

16 апреля в Москве в Российской академии государственной службы при Президенте РФ начнет свою работу XIV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». На сегодняшний день он является крупнейшим ежегодным медицинским форумом страны. Его программа уже сверстана, вносятся последние коррективы. Этому заключительному этапу предшествовала огромная подготовительная работа, которую вели непосредственно организационный комитет, а также многие научные общества и ассоциации. На пять дней трибуны и залы академии будут отданы в распоряжение организаторов здравоохранения, ученых медиков, врачей-практиков, творческой молодежи, обучающейся в различных медицинских вузах страны. Пленумов, клинических сессий, симпозиумов, презентаций, образовательных семинаров запланировано огромное множество. Врачи практически всех специальностей смогут удовлетворить свой профессиональный интерес.
По традиции в преддверии конгресса мы обратились к его президенту, академику РАМН, директору НИИ пульмонологии Минздравсоцразвития России Александру Чучалину с предложением побеседовать о конгрессе и о ситуации в российском здравоохранении вообще. Александр Григорьевич подробно ответил на наши вопросы.
- Общественно-политические газеты, телевидение, радио, Интернет - все рассказывают о крахе системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В то же время есть несомненные успехи в плане оснащения и переоснащения уже существующих медицинских учреждений, ввода новых мощностей. Что это? Временные трудности или «родовые травмы» глобальных медицинских проектов?
- Надо сказать, что система ДЛО, в принципе, не могла бы существовать, если бы не было такой формы взаимодействия ученых, клиницистов, как конгресс «Человек и лекарство». Именно на нем формировались принципы и подходы к составлению перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов. Сама идеология ДЛО проистекает из формулярной системы и клинических рекомендаций. В разных регионах сложилась разная ситуация: где-то лучше, где-то хуже. Но сама идея общественно значима и отражает социальную ориентацию нашего здравоохранения. Довести дело до ума - задача организаторов системы. Почему ДЛО все время спотыкается? Потому что была допущена системная ошибка. Не было подсчитано, сколько препаратов и каких необходимо иметь сообразно потребностям льготных категорий населения. Отсюда финансовые неувязки. Существуют современные подходы к проведению подобного рода расчетов. ВОЗ рекомендует, чтобы на национальных уровнях были разработаны принципы системы DALY. Под этой английской аббревиатурой следует понимать утрату продолжительности жизни человека в зависимости от тех или иных заболеваний. Отсутствие такой разработки неизбежно приводит к появлению объективных ошибок в системе льготного обеспечения. В начале 90-х годов прошлого века ныне покойный профессор Корчагин написал монографию по системе DALY. К сожалению, его опыт оказался невостребованным. Однако подчеркиваю, не следует демонизировать ситуацию. Можно говорить о трудностях и даже кризисе системы ДЛО, но не о крахе. Сбиться с этого пути нельзя. Повторяю, ДЛО - один из мощнейших проектов социально ориентированного здравоохранения.
- Будут ли на конгрессе даны оценки этих проблем, предложены пути преодоления трудностей?
- В рамках конгресса мы никогда не занимаемся политическими аспектами. Наша миссия - образование и создание интеллектуального потенциала, чтобы решать стоящие перед обществом проблемы.
- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу попыток структурной реорганизации медицинской науки. Я имею в виду непростое положение, в котором оказалась РАМН. Возможен ли положительный исход в результате всех пертурбаций?
- Я с большой горечью слушаю все эти дискуссии, и мне не нравится травля, которую устроили некоторые СМИ с подачи определенных лиц против небольшой прослойки подлинных интеллектуалов нашего общества. С именем каждого из этих людей связано очень многое в нашей медицине. К примеру, Чазов Евгений Иванович - большие достижения в области кардиологии. Давыдов Михаил Иванович - на него особо рьяно нападают - на сегодняшний день один из самых прогрессивных хирургов-онкологов, который просто чудеса творит. Ильин Леонид Андреевич, директор Института биофизики - немалые успехи в области современных способов защиты человека от радиационного воздействия. Практически каждый ученый - большое имя и большой вклад в науку. Если общество не знает, как обойтись с таким человеческим капиталом, это трагедия общества. Та «возня», которую затеяли в академии, чрезвычайна деструктивна. У некоторых членов академии, которые сегодня подрывают ее, хочется спросить: зачем вы совсем недавно выдвигали свою кандидатуру, баллотировались? Академия своим интеллектуальным потенциалом способна решить многие вопросы, которые стоят перед практическим здравоохранением. РАМН отсчитывает свою историю с 1944 г. Тогдашняя Академия медицинских наук СССР сыграла чрезвычайную роль в деле преодоления демографического кризиса. В предельно короткий срок Советский Союз вырвался в число лидеров по всем демографическим показателям. Перед нынешней академией тоже необходимо грамотно поставить задачи государственного уровня, и она готова их выполнять. Но государство, увы, таких задач не ставит. Слабость государственной мотивации приводит к негативным явлениям, которые мы наблюдаем сегодня в РАМН.
- На конгрессе будет представлен VIII выпуск Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярной системы). Видите ли вы практический результат от внедрения формулярной системы в масштабах всего здравоохранения?
- Сегодня свыше 20 тыс. медиков в России имеют Федеральное руководство. Мне кажется, что это книга для врачей первичного звена. И во время своих поездок по стране я слышу в основном положительные отзывы о формулярной системе и вижу желание людей иметь на руках ее новые издания.
- Врач общей практики в России. Кого по этому поводу за год, прошедший после XIII конгресса, стало больше - оптимистов или скептиков?
- В тех регионах, где руководители сделали врача общей практики своим приоритетом (назову губернатора Росселя в Свердловской области, президента Федорова в Чувашской Республике, губернатора Белгородчины Савченко) произошло большое движение вперед, много позитивного. Например, Чувашия. Президент Федоров искренне озабочен решением проблемы первичного звена. Сегодня его намерения уже стали реальной политикой. В Чувашии хорошая, стройная организация. Чистые, оснащенные офисы. Грамотные специалисты. Это очень быстро сказалось на качестве здоровья тех жителей, которых они обслуживают. В частности, в чувашской глубинке за последние два года не было смертей от инсульта, инфаркта миокарда, не было случаев запущенных раковых заболеваний. На мой взгляд, очень хорошие показатели. В плане демографической характеристики Чувашия является одним из самых благоприятных регионов России. Такие же примеры я могу привести по Свердловской области. Знаю, в Самарской области тоже добиваются хороших результатов. Сейчас врачи первичного звена как бы классифицированы на две группы - врачи общей практики (их более 5 тыс. человек) и участковые терапевты старой модели. Наибольшая отдача и лучшие результаты сегодня связаны с первыми. «Человек и лекарство» с его образовательной миссией очень чувствителен к этим тенденциям, много делает для формирования модели врача общей практики, выработки критериев оценки качества его труда. Пока не очень понятно, как должен работать такой врач в условиях больших городов. Решение этой задачи еще предстоит найти. А в отношении скептиков... Хороший, просвещенный скептицизм всегда полезен. Для любого дела очень полезно выслушивать несогласную сторону. Главное, чтобы критика была конструктивной.
- Теперь непосредственно о предстоящем форуме. Его программа с каждым годом становится все насыщеннее. Будет ли у грядущего конгресса своя сквозная тема, лейтмотив?
- Формулярная система, клинические рекомендации как бы суммируют основные достижения форума. На этом конгрессе будет ряд заседаний, посвященных клеточной биологии. Пройдет дискуссия «за» и «против». Будут представлены научные данные по использованию соответствующих методов в клинической практике.
- Каким деятелям медицины вы намерены посвятить мемориальные симпозиумы?
- XIV конгресс мы посвящаем памяти великого ученого Владимира Михайловича Бехтерева. С этим будет очень многое связано по линии как неврологии, психиатрии, так и психологии.
- Есть ли, на ваш взгляд, в современной медицине «прорывные направления»? Если да, то каким образом это нашло свое отражение в программе симпозиума?
- Прорывы, конечно, произошли в области генома человека. Это связано с созданием новых поколений лекарственных препаратов, и практически в каждой области мы стоим перед фактом качественно го изменения течения заболеваний. Сюда можно отнести ревматологию, болезнь Крона, рассеянный склероз, бронхиальную астму, гемофилию и многое другое. В англоязычной литературе даже появился новый термин - модификаторы болезни.
- Ближайшее вам направление - астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Имеет ли большая наука что сказать нового по этому поводу врачам-практикам?
- Да, в этой области произошли качественные изменения. Мы будем много говорить о современных рекомендациях, которые появились в конце 2006 г. и которые надо внедрять в России. Конгресс можно рассматривать как своеобразный инструмент внедрения.
- На страницах «МГ» многие годы идет дискуссия специалистов по вопросам диагностики и лечения туберкулеза. Адепты возовской DOTS критикуют приверженцев традиционной российской системы и наоборот. Считаете ли вы такую дискуссию плодотворной? Будет ли она на конгрессе?
- Мое отношение к проблеме туберкулеза в целом: говорить о качественном изменении ситуации не приходится, эпидемия сохраняется. Во всем мире те, кто придерживается DOTS, - а это организация лечения - добились хороших результатов. Увы, Россия является страной, лидирующей по множественной лекарственной устойчивости микобактерии, которая подверглась мутации. Весь мир бьет тревогу по поводу туберкулеза, вывозимого из России.
Я вижу серьезные проблемы в самих фтизиатрах. Они остались изолированной системой, а мир меняется. Изменились врачи общей практики, меняются терапевты, значительно возрос образовательный уровень пульмонологов. К сожалению, о фтизиатрах этого не скажешь. Их образование оставляет желать лучшего.
- В программе конгресса я видел симпозиум о здоровье врачей, а также других профессиональных групп (космонавты, летчики, железнодорожные рабочие, водители автотранспорта). По-моему, это впервые...
- Пожалуй, да. Среди врачей много профессиональных заболеваний. Скажем, аллергия к латексу, гепатиты. Запад зарегистрировали такую болезнь, которая у нас пока мало обсуждается. Название ее - «сгоревший доктор». Подразумевается потеря врачом интереса к своей профессии на фоне тревожно-депрессивного синдрома. Серьезные проблемы возникают у здоровяков-мужчин, которые водят электровозы. Они все время находятся в поле серьезного электромагнитного воздействия. Среди данного контингента нередко случаются внезапные смерти, развиваются различные патологические состояния. Эти проблемы очень серьезно ставит профессор Атьков Олег Юрьевич. Я считаю его человеком с очень большими потенциальными возможностями для нашего здравоохранения. Ему удалось за короткий срок качественно изменить всю медицинскую службу железных дорог и серьезно повлиять на активно работающий контингент.
- На конгрессе пройдет совещание главных специалистов терапевтов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Что можно ожидать от него?
- Это важное мероприятие. К сожалению, в нашем обществе расплывчато представляют, что такое аппарат главных специалистов. А ведь через них можно очень многого добиваться на местах. Перед нами стоит задача качественно улучшить первичное звено медицинской помощи. Главные специалисты - это те структуры, тот аппарат, через который данную проблему можно решить. На конгрессе мы дадим возможность каждому главному терапевту сделать сообщение о своем регионе с особым акцентом на состояние первичного звена.
- Александр Григорьевич, позвольте поблагодарить вас за столь детальное интервью и пожелать успешной работы вам и грядущему конгрессу «Человек и лекарство».
Беседу вел Тимофей КОЗЛОВ.

Человек, не умеющий следовать заданному курсу, обречен на хождение по кругу. Объясняется это не его глупостью, а тем, что левый шаг человека длиннее правого на 0,1-0,4 cм, и, ступая, по его мнению, прямо, путешественник все более уклоняется вправо, рано или поздно возвращаясь в исходную точку своего маршрута. Так он и будет бродить по периметру круга диаметром 3,5 км, никуда не приближаясь, пока не научится выдерживать заданное направление.

В Венеции, на площади св. Марка, был проделан такой опыт. Людям завязывали глаза, ставили их на расстоянии 175 м. напротив собора и предлагали дойти до его фасада шириной 82 м. Все, кто подвергались этому испытанию, уклонялись в разные стороны от прямой и до собора не доходили. Так-то.

Кстати, подобные «круговые» блуждания на природе случаются довольно часто, рождая многочисленные мистические рассказы и истории о том, что кто-то когда-то не мог сойти с одного заколдованного места… По этому поводу даже присказка есть – «леший крутит». А крутит не леший, крутит асимметрия нижних конечностей и отсутствие элементарных навыков «прямохождения».

Проще всего избежать бега по кругу тем, кто имеет компас. Достигается это следующим образом. Когда с помощью карты или импровизированного плана местности определено направление движения, надо расположенный горизонтально компас поднести ближе к глазам, совместить поворотом компаса вокруг своей оси северный конец стрелки с нулевой отметкой на шкале и, вращая, установить визирное кольцо возле цифр на шкале, обозначающих курс. Затем, сквозь совмещенные целик и мушку наблюдая местность, заметить в направлении движения какой-нибудь ориентир – скалу, отдельное дерево и пр.

В самодельном компасе, где отсутствует визирное кольцо, мушку и целик можно изготовить, воткнув в кору с противоположных сторон шкалы две тонкие веточки. В некоторых случаях для облегчения ориентировки отсутствующую градусную шкалу можно заменить циферблатом ручных часов. Для этого цифру «12» следует принять за 0°. Тогда каждый час будет равен 30°. В таком случае шесть часов будут соответствовать югу, три – востоку, девять – западу.

Расстояние до ориентира может быть различным и диктуется условиями местности. Если ориентир располагается в пределах прямой видимости, то удаленность его можно увеличивать до 2-3 км, а в исключительных случаях и более. Если приходится двигаться в пустолесье или в условиях ограниченной видимости, то расстояние до ориентира надо уменьшить до сотен и даже десятков метров.

Считается, что даже в самых благоприятных условиях при движении вслепую (то есть только по компасу) ошибка может достигать 5°. Это дает отклонение от выбранного направления до 1 /10 пройденного пути. Значит, если человек прошел 1 км, отклонение может составить 100 м. И тогда взятый ориентир придется разыскивать в радиусе 200 м (по 100 м в каждую сторону от ориентира).

Если привязкой к ориентиру пренебречь и продолжать движение только по показаниям компаса, то через 10 км отклонение может составить уже 1 км. И это лишь при «идеальном» пятиградусном отклонении от заданного курса! На практике подобные ошибки, как правило, бывают много значительней.

Именно поэтому в аварийной ситуации надо стремиться выбирать ориентиры, видимые один от другого. Чтобы курс выдерживать более точно, желательно заметить в направлении движения два расположенных в одной плоскости и удаленных друг от друга ориентира.

В движении нужно постоянно удерживать их в поле зрения, совмещая, словно целик и мушку. В этом случае линия курса будет наиболее прямой. Если до ориентира предстоит преодолеть участок закрытой местности, можно использовать так называемый прием упреждения азимута, то есть заведомо отклониться вправо или влево от заданного направления на 8-10° и при выходе к ориентиру повернуть вправо, если уклон был выбран левый, и наоборот – влево, если уклон был правый.

При однообразии пейзажа, при отсутствии на пути ориентиров (например в степи, пустыне, на ровных ледовых полях и пр.) выдерживать заданное направление можно по цепочке идущих людей, по отпечаткам их следов, по лыжне или с помощью «провешивания» пути.

Когда передвигается группа, то контроль движения ведут открывающий походную колонну человек и замыкающий ее. Первый прокладывает путь по компасу, последний, опять-таки с помощью компаса, корректирует его, так как при движении сзади легко сопоставлять линию курса с линией двигающейся колонны, легко заметить даже самые незначительные отклонения и ошибки.

Если группа малочисленна, ее на безопасных участках целесообразно слегка растягивать, увеличивая интервалы между людьми. С той же целью в малых группах можно высылать вперед штурмана с компасом, корректировать его путь, догонять его и снова высылать вперед для прокладки очередного участка пути.

При движении на лыжах можно сверять курс методом обратной засечки, контролируя направление по уже пройденному пути, то есть мысленно продолжая прямую линию оставленной сзади лыжни и сверяя ее с данными компаса. Летом с той же целью можно помечать свой маршрут, оставляя за собой вбитые в землю колышки, ветки и другие заметные ориентиры, по которым, оглянувшись назад, можно сверить курс. Этот способ и называется «провешиванием» пути. Существуют и другие подробно описанные в специальной туристической литературе инструментальные способы выдерживания направления.

Усложняют задачу потерпевших встретившиеся на пути непреодолимые препятствия – озера, болота, непроходимые завалы и заросли.

Если местность открытая, то на противоположной стороне препятствия замечается стоящий на линии курса заметный ориентир. Теперь достаточно дойти до него в обход препятствия и, взяв азимут на следующий ориентир, продолжить путь.

Препятствие, встретившееся на пути по закрытой местности, следует обходить «вслепую», по компасу. Для этого надо взять курс, перпендикулярный к ранее избранному, и пройти некоторое расстояние, подсчитывая при этом шаги. Когда пройденное расстояние будет достаточным для обхода препятствия, надо вернуться на прежний курс.

Продолжая подсчет шагов, пройти расстояние, примерно равное длине препятствия, снова сделать поворот на 90°, но уже в другую сторону, то есть к препятствию, и пройти расстояние, равное подсчитанному ранее. В итоге человек вновь окажется на нитке маршрута, но уже по другую сторону от препятствия.

Если человек промахнулся и повернул раньше, чем следовало, надо, наткнувшись на препятствие, повторить маневр, то есть развернуться на 90° или вернуться назад, в последнюю точку поворота, и продолжить путь. Чтобы не сбиться в подсчете шагов и поворотах, желательно на ходу вычерчивать небольшой план, где обозначать расстояние и повороты.

Много сложнее приходится потерпевшим бедствие при отсутствии компаса. В этом случае точность выдерживания курса не будет превышать нескольких десятков градусов. Но и за них имеет смысл бороться.

Если человек идет наугад, не контролируя свое движение, он неизбежно будет все больше отклоняться от заданного курса и, постепенно замкнув круг, выйдет на собственные следы. Объясняется это, как я уже упоминал, несимметричностью нижних конечностей у человека, попросту говоря, разной длиной ног. Отсюда размер шага левой и правой ноги тоже различен. Хоть и кажется человеку, что он идет абсолютно прямо, на самом деле он нередко описывает в правую сторону плавную дугу, переходящую в замкнутый круг.

Поэтому при отсутствии компаса, определив по солнцу или местным приметам стороны света, необходимо обратить внимание на направление движения облаков или запомнить, в какую щеку дует ветер, конечно, если погода устойчива. Изменение направления ветра или бега облаков в небе сигнализирует о том, что человек сбился с курса.

Чтобы легче было соблюдать движение, идущий сзади должен контролировать направление группы, исправляя «рысканья» в ту или иную сторону. С той же целью все встретившиеся на пути небольшие препятствия – деревья, кусты, завалы и пр. – надо обходить поочередно то с правой, то с левой стороны.

Можно контролировать направление своего движения по солнцу, звездам, луне. В подтверждение приведу небольшой диалог из книги писателя А. Сосунова.
«– Нет, в самом деле, как ты держишь правильный путь? Ведь нет ни вех, ни приметных деревьев. И компасом ты не пользуешься!
– А солнце на что? Запомни, как выйдешь из нашей тайги на болото, то до полдня держи солнце между правым ухом и носом, а с обеда оно должно быть строго направо. Как раз и угадаешь».

Легче всего использовать солнечный или лунный «компас», наблюдая за углом между заданным курсом и тенью, отбрасываемой деревьями, кустами или самим человеком. При этом следует помнить, что небесные светила (кроме Полярной звезды) смещаются каждый час на 15°. Отсюда каждый час надо изменять свой курс на 15°. Если этого не сделать, то, следуя за солнцем или луной, можно отклониться от первоначального маршрута на 180°.

Чтобы определить величину, на которую следует скорректировать курс, надо вытянуть прямо перед собой руку и развести под прямым углом большой и указательный пальцы. Расстояние между ними как раз и составит величину 15°.

Если вытянуть руку и поднять большой палец, то его ширина составит примерно 2°, а поднятый мизинец на вытянутой руке по ширине соответствует примерно 1°. Кулак вытянутой руки потянет где-то на 10°. (СМ. КАРТИНКУ 1)

В некоторых случаях (в пустыне, тундре, на льду) можно выдерживать направление по застругам и барханам, точнее, по углу между избранным курсом и их плоскостью. Барханы и заструги наметаются ветром и поэтому имеют повторяемую форму, ряды их параллельны друг другу.

Такую же помощь потерпевшим могут оказать «флажковые» деревья, растущие на открытых пространствах. Наклон их в ту или иную сторону, конфигурация кроны – с одной стороны густая, пышная, вытянутая, с другой очень скудная, иногда полностью отсутствующая – определяются направлением господствующих ветров. Отсюда вид «флажковых» деревьев – величина постоянная, повторяющаяся от дерева к дереву на протяжении десятков километров.

Советы помогут вам, если в вашей жизни наступил ступор, и вы не можете понять, что делаете не так.

Порой каждому из нас необходимо услышать трезвый совет, который поможет взглянуть на привычные вещи другими глазами. Иногда даже одной фразы является достаточно, чтобы изменить нашу жизнь. Смотивировать нас, дать толчок двигаться дальше.

Именно такие советы, которые продиктованы звездами для каждого знака Зодиака, приведены ниже. Они подскажут вам, как действовать в жизни, если вы слегка запутались.
Всех вам благ и новых свершений! Команда Greatpicture верит, что у вас все будет хорошо!!!

Овен

Вы любите командовать и не даете бразды правления в чужие руки. Научитесь расслабляться и плыть по течению, потому что не все в жизни можно контролировать. Не цепляйтесь за прошлое, его уже нельзя изменить. И, как мантру, повторяйте: прими то, что есть, отпусти то, что было, и надейся на то, что будет.

Телец


Ваша главная проблема – лень. Вы любите оправдывать ее тем, что у вас просто нет вдохновения или недостаточно мотивации. Вы можете быть очень трудолюбивым, когда наконец возьметесь за работу. Но вам нужен толчок, пинок под зад. Поэтому запомните одно: ничто стоящее не дается легко.

Близнецы


Вы общительны и любите находить сходство и общие темы с другими. Но иногда ваше желание понравиться всем делает вас двуличным в глазах людей. Просто запомните: если это неправильно – не делайте этого, если это неправда – не говорите этого.


Вы хорошо разбираетесь в собственных чувствах и нередко поступаете иррационально и импульсивно. И хотя время от времени прислушиваться к интуиции все же нужно, не позволяйте своим страхам и переживаниям выбивать вас из колеи. Никогда не позволяйте эмоциям взять верх над разумом.


Вы эгоцентрист. Иногда вы настолько сконцентрированы на себе, что просто не берете во внимание чувств других людей. Да, вы заботитесь о своих близких и друзьях, но иногда вы бываете слишком поверхностны и не замечаете очевидных вещей. Постарайтесь проявлять к людям искреннее внимание и интерес, ведь мир не вращается вокруг вас!

И не удивительно, ведь Пётр Иванович географ по образованию, турист с огромным опытом, совершил многочисленные походы по Кавказу, Уралу, Тянь-Шаню и другим замечательным местам бывшего Советского Союза. Имеет первый разряд по туризму, значок «Альпинист СССР». Мне посчастливилось совершить с ним поездку в Казахстан, в район курорта Боровое - живописный уголок природы, названный поэтично Синегорьем. Сколько он знает легенд про эти сказочные места, с каким воодушевлением их рассказывает! Ну, а туристских песен в его исполнении хватит не на одну ночь у костра.

Так в 2001 году родилась школьная команда по туризму «Азимут».

Набрал я ребят из 6 класса, где учился мой сын, так что первый состав был представлен одноклассниками. Почему именно их? Всё дело в том, что в начальной школе они учились у Ирины Анатольевны Власовой, которая привила ребятам чувство коллективизма, дружбы, любви к родному краю, спорту. Она вместе с родителями часто водила детей на природу, поэтому трудности походов они научились преодолевать достаточно рано. Своё первое занятие и тогда, и сейчас я начинаю словами Роберта Рождественского.

Представьте себе…

«Ночь в лесу. Костёр жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей.

Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!

А костёр всё горит. Кажется, что он чего-то требует от людей. Он призывает не отступать от традиций. «Где песня?», - потрескивают сучья. «Где песня?», - веером разлетаются искры.

Вот она, песня…

Гитара звенит тихо - тихо. Песню начал один голос. Потом её подхватил второй, третий. И вот уже поют все. Поют спокойно, задумчиво, нежно…

…Затих костёр. Он тоже слушает песню. Со всех сторон нас обступили деревья. Они кажутся огромными колонами, поддерживающими ночное небо. Прямо над нами звёзды. Тихие, далёкие звёзды…»

Если вижу, что в детских глазах загорелся огонёк, значит, начало положено. Значит, работать надо так, чтобы этот огонек не погас. Мне удалось увлечь ребят, и в сентябре мы начали разработку программы школьного кружка «Азимут». Пётр Иванович подсказал, какой методической литературой пользоваться, поделился секретами - как сделать работу кружка увлекательной.

Готовились к соревнованиям весь год, учились вязать узлы, ставить палатку, читать топографические знаки, ходить по азимуту, правильно разбивать бивак. К сожалению, с туристическими принадлежностями у нас в школе проблема как была так и осталась, практически ничего нет. Многие вещи приходилось делать самим, что-то просили у коллег из других школ. Остудить наше желание в занятии туризмом не могли никакие преграды.

Наступило лето 2002 года, и мы поехали в Луговое. Трудностей было: много: жара, мошки, соревнования, пища, приготовленная на костре своими неопытными руками, ночи в палатках. Но именно в туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята узнают, что такое коллективизм не на словах, а в реальной жизни. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становятся выше личных симпатий и антипатий, учатся помогать друг другу. Туризм вырабатывает сознательную дисциплину, настойчивость. Без этого никак нельзя. Кто этого не понимал, в нашей команде не задерживался, к счастью, таких ребят было очень мало. Несмотря на то, что мои ученики были самыми младшими, мы заняли третье общекомандное место. Это был первый успех. Хочется отметить Алёну Барт, Анну Чухачёву, Катю Командыкову, Сашу Еву, Катю Науменко и многих других. Особую благодарность заслужил тогда Андрей Пшено. Он был старше ребят на два года и его серьезность, целеустремлённость, стремление к победе позитивно отразилось на команде. Андрей пытался сделать всё точно и правильно и до конца, пусть немного в ущерб времени.

Случались и курьёзные моменты. Особенно мне запомнилось, как наша любимица Анечка Чухачёва проходила этап контрольно-туристического маршрута «преодоление заболоченного участка по кочкам». Так случилось, что из десяти кочек Аня попала лишь на одну или две. Владимир Степанович Старшов, судья на этом этапе, переглянувшись со мной, после пятой неудачной попытки штрафы считать перестал, он, как и я, понял, что на другие кочки девочка больше не попадёт. На финише Аня сама приняла решение и дала честное слово, что никогда в жизни по кочкам больше прыгать не будет. Но зато с Алёной Барт ей не было равных в медицине и в определении флористического состава на заданном участке. А как они с Катюшей Науменко прекрасно готовили конкурсные блюда из картошки и вообще на «отлично» кормили команду! Хотя не могу не вспомнить нашу первую окрошку. Девочки хотели побаловать команду, но это был их первый опыт. И не важно, что все продукты были не нарезаны маленькими кубиками, а «нарублены» кусками, от ведра почти ничего не осталось, всё съели. Запомнился мне ещё и солёный чай, целое ведро, которым мы пытались напоить приехавшего на конкурс туристской песни Петра Ивановича. Оказалось, что соль и сахар в продуктовой палатке лежали рядом и в темноте девочки их перепутали. Пётр Иванович даже глазом не моргнул, а деликатно сказал, что туристы всегда пьют подсоленный чай, чтобы утолить жажду.

Энергии у ребят оказалось столько, что не смотря на трудный день, они готовы были не спать и «бузить» всю ночь. Распределил их по палаткам, а самому места не осталось. Так я и уснул на воздухе у входа в палатку мальчишек, чтобы не разбежались.

Вернулись домой весёлые, довольные, уставшие, с массой ярких впечатлений и твёрдой верой в то, что в Луговое мы ещё вернёмся не один раз. Начало накоплению бесценного опыта было положено. Никто из моих ребят, наверное, не пошёл бы второй раз в поход, если бы наличном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами. Так и жила наша команда. Зимой подготовка, летом соревнования. Особенно хочется отметить двух талантливых учеников, которые внесли большой вклад в развитие туризма в школе, причём оба в «Азимуте» с момента его образования. Ребята не просто быстрые, выносливые, спортивные, но и хорошо разбирающиеся в туризме. Это Катя Командыкова и Саша Еву. Участники муниципальных и региональных соревнований. Особенно удачно прошёл областной туристический слёт учащейся молодёжи «Золотая осень 2003». На этом слёте наша семья заняла первое место в туристско-спортивном празднике «Папа, Мама, я - туристская семья», где Саша принимал активное и помог выиграть соревнования. Екатерина прекрасный топограф, так, как она умеет составлять план местности, пожалуй, не может никто. Вместе с Сашей они рисовали туристические газеты, делая это на профессиональном уровне, потому что оба окончили художественную школу.

Годы летели незаметно. «Азимут» всегда занимал призовые места, а в 2005 году мы наконец-то стали первыми. Молодцы! Знания, опыт, старания и упорство дали свой результат. В дальнейшем первых мест будет много. К моему огромному сожалению, пришёл 2006 год и ребята, мои любимые туристы, закончили школу. Я очень рад, что многие из них став студентами, продолжают заниматься туризмом.

Одни ребята уходят, им на смену приходят другие. Меняется и программа, корректируется, шлифуется, доводится до совершенства. Течёт река времени. Полностью обновлённый состав «Азимута» рвётся в бой. Осень 2007 года. Таврический лесхоз. Ориентирование в заданном направлении. С Димой Петровым прокладываем трассу. Стараемся не нарушить границы частных владений и не быть искусанными злыми собаками. Но всё это мелочи, скоро соревнования, и ребятам необходимо вспомнить навыки ориентировщика. Возвращаемся к месту старта, команда уже в сборе. Засекаю время, все уходят на трассу. Жду, кругом красота неописуемая, как никак осень. К моему удивлению кружковцы вернулись достаточно быстро, сняли все КП. Окрылённый результатом, надеюсь на первое место. 27 сентября, в преддверии международного дня туризма, большая часть школ района собралась на соревнования. Прибыло пятнадцать команд, удивляться нечему, результат идёт в зачёт районной школьной спартакиады. Ответственность большая. Погода испортилась, стало холодно и сыро. Даётся старт ориентированию и параллельно с ним туртехнике. Туртехнику прошли по времени быстро, но получили штрафные секунды на узлах и топознаках. И уж чего совсем не ожидал, на «маятнике». Досталось же потом от меня Вике Савченко за этот «маятник». В итоге у нас второе место. Результат очень даже неплохой. Уступили только Таврической гимназии, но опередили Таврическую среднюю школу №2. Спасибо за это Диме Петрову, Толе Сермус, Диме Шнайдер, Владиславу Дюбову, Юлдуз Абдуллаевой, Вике Савченко. На призовом пьедестале, как всегда, три главных лидера по туризму среди школ района. За последние годы мы менялись местами, но из первой тройки никогда не выбывали.

Особое впечатление осталось у нас с ребятами от II районного молодёжного туристического слёта, инициатор которого - социальная служба для молодёжи. Соревнования проводились 13 - 14 июня 2008 года на берегу реки Иртыш в районе села Копейкино. Территория поразила удивительной красотой, величественно расположился на правом противоположном берегу Ачаирский монастырь. Золотом горят его купола. Замечательное место, где без лишних слов западает в душу любовь к родному краю, своей малой Родине. Уровень проведения достаточно высокий. Трасса для соревнований по спортивному ориентированию выше всяких похвал. Спортивная карта составлена одним из лучших картографов Омской области Цыпнятовым. Берег Иртыша, луга, островки леса, овраги, маленькие речки. Мы привыкли к ориентированию, которое традиционно проводилось в заданном направлении (туристы поймут, о чём идёт речь), а тут новый формат. Всё организованно на уровне области. И ещё одно новшество, вклад в успех команды вносит каждый участник, соревнования лично-командные. Необходимы умения чтения спортивной карты, навык работы с компасом, наблюдательность, внимание, спортивная закалка. Пусть мы выступили не совсем удачно, пусть заблудились, пусть не уложились в контрольное время. Не страшно, что не попали в число призёров, зато приобрели необходимый в дальнейшем опыт. Я уверен, что он незаменим, и «Азимут» будет в числе лучших ориентировщиков.

К огромному сожалению, не смогли мы остаться на конкурсную программу, не довелось приготовить ужин на скорую руку, не спели туристическую песню у ночного костра, не уснули в палатке на берегу Иртыша. На то была уважительная причина. Не мог я на следующий день в девять часов утра не явиться на свой экзамен по географии. Не мог этого сделать очередная «звезда» команды, выпускник 11 «А» класса Дима Петров. Но остаться не у дел мы не могли, просто не имели права. И было принято решение, Дима будет сдавать экзамен в числе самых первых, так сказать вне очереди. Так и поступили. В десять утра мы уже мчались на соревнования по туристической технике. И уж тут моим ребятам не было равных. Мы первые, мы лучше других, мы взяли реванш за неудачный предыдущий день.В целом у нас остались яркие и незабываемые впечатления.

Затем наступило затишье, пришли летние каникулы. Кто уехал отдыхать, а кто сдавать вступительные экзамены в учебные заведения города Омска и Таврического. Но лето прошло, наступил новый учебный год. Нет больше в команде Димы Петрова, Толи Сермус, Димы Шнайдера. Дарьи Ляховой. Жаль, но время вспять не повернёшь и надо думать о будущем, необходимо искать новых достойных ребят, что бы «Азимут» продолжал жить и побеждать, следуя традициям своих предшественников.

Осенью 2008 года, директор нашей школы, Пётр Иванович Полоухин, замечательный человек, помощник во всех моих начинаниях, ушёл на заслуженный отдых. Мне и моему «Азимуту» очень не хватает его советов и поддержки. Больше, чем Пётр Иванович, никто не знает туристических песен. Лучше, чем он, никто их не споёт. Но я надеюсь на то, что мы ещё посидим с ним у ночного костра и послушаем, как он поёт под гитару.

Чтобы присмотреться к ученикам нашей школы, определить склонности ребят к туризму и провести определённую селекционную работу, ежегодно в сентябре в рамках международного дня туризма, провожу соревнования среди учащихся 5-11 классов. Отрадно видеть, что интерес к туризму растёт год от года. Потребность в здоровом образе жизни берёт верх над пороками в детской и молодёжной среде. У меня родилась идея создать две возрастные группы в составе «Азимута». Старшую из ребят 9-11 классов, у которых уже есть туристический опыт и младшую -из совсем юных и неумелых. Думаю, что и с этими детьми у меня получится достойная команда. Надеюсь на ребят, на их трудоспособность и целеустремлённость. Убеждён, «Азимут» ещё не раз прославит нашу школу.

Игорь Еву , учитель биологии Таврической средней школы №1 с углублённым изучением отдельных предметов Омской области, участник финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Фото Оксаны Родионовой

Завтра у нас пройдет онлайн-семинар, на котором мы поговорим о «тонких» причинах лишнего веса. Эти причины находятся на уровне эмоций (астральный), мыслей и убеждений (ментальный) и кармы.

Напоминаю, семинар называется «Узнать причины лишнего веса на астральном, ментальном и кармическом уровнях, и мотивировать себя на стройность»

Помимо поиска причин, на этом семинаре семинаре заглянем немножко вперед. Каждый участник поставит свои цели - по избавлению от лишнего веса и стройности. Мы сделаем медитацию, в которой Вы найдете и укрепите свою мотивацию к стройности.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, как правильно ставить цели. Прочитайте эту статью до семинара - Вам пригодятся эти знания на занятии.

5 условий как ставить цель правильно:

1. Позитив. Сформулируйте Вашу цель положительно .

Положительно - это значит, что формулировка НЕ должна содержать отрицания и избегания. Например:

  • «Я сбрасываю лишний вес» - плохая формулировка
  • «Я стройная, чувствую себя хорошо и легко» - хорошая

2. Четкость. Представьте, каким будет результат, и когда Вы планируете его достичь

Каким будет Ваш мир, какими будете Вы? Спланируйте сроки, когда Вы достигнете цели. Чем конкретнее будет эта картина, чем больше в ней будет деталей, чем живее она будет - тем лучше.

Если Вы ставите цель сбросить вес - запишите для себя вес/объем, которого Вы хотите достичь, и примерные сроки. Например, «Я вешу 55 килограммов к 1 августа, года», постарайтесь себя ощутить в этом состоянии, взгляните на мир вокруг из этого состояния.

3. Ответственность. Возьмите ответственность на себя.

Сбросить лишнее - это только Ваше желание, Ваша цель и Ваше намерение изменить свою жизнь и мир вокруг. А теперь подумайте, что на этом пути зависит от Вас? Что Вы сами готовы делать, ради Вашей цели?

  • Неправильно: «Я хочу чтобы мой муж сбросил лишний вес», «Я хочу чтобы мои коллеги на работе перестали пить чай с печеньем с утра»
  • Правильно «Я буду осознанно выбирать еду, питаться с удовольствием и стану стройной»

4. Сила намерения. Продумайте свои возможности и вероятные препятствия.

Что Вы можете сделать для достижения своей цели? Какие Ваши сильные стороны? Наверняка у Вас есть качества, с помощью которых Вы достигали успехов в жизни - терпение, целеустремленность, исполнительность, да хотя бы сильное намерение.

Также подумайте, что Вам может помешать, в чем Ваши слабые стороны? Как Вы будете справляться с препятствиями?

Например, цель - сбросить 10 лишних кг.

  • Что можно сделать? Научиться любви к себе и заботе о себе, подобрать то питание, которое будет для меня подходящим.
  • Сильные стороны - я умею составить план и действовать по нему от А до Я, пока не достигну результата.
  • Что может помешать? Старые привычки, негативные эмоции которые я заедаю, мнение окружающих.
  • Как будете справляться? Сохранять осознанность, медитировать, изучать специальные методики, укреплять свое мнение, значимость.

5. Истинность. Проверьте, истинна ли цель, и всё ли Вы учли

Будет ли Вам хорошо и комфортно, когда Вы ее достигнете? Есть ли что-то важное для Вас, что Вы можете потерять при достижении цели?

Например, можно сбросить вес, но испортить здоровье - из-за неразумной диеты. Или сбросить вес, но одновременно стать раздражительной и злой, потому что теперь ничего нельзя, и приходится строго себя ограничивать.

Что получится в результате:

После того, как Вы «проведете» свою цель по этим пяти пунктам, у Вас начнется формироваться связка цель и путь.

Например:

Цель.

«Я вешу 55 килограммов к 1 августа. Я стройная, чувствую себя хорошо и легко. Мои ноги не отекают к вечеру, исчезла одышка, я меньше устаю и все больше хочется гулять. Я замечаю как с физической легкостью, появляется легкость в мыслях, решениях, отношении к каким-то внешним факторам, которые ранее могли стать причиной депрессии.»

Путь.

  • «Я буду осознанно выбирать еду, питаться с удовольствием и стану стройной
  • Я буду учиться любви к себе и заботе о себе, подобрать то питание, которое будет для меня подходящим
  • Я буду менять старые привычки, и учиться по-новому справляться с негативными эмоциями - сохранять осознанность,
  • медитировать, изучать специальные методики
  • Я буду обращать внимание на своё эмоциональное состояние и здоровье

С моим примером Вам будет легче проработать свою цель, но не забывайте: это всего лишь пример, и у Вас найдутся дополнительные пункты. Я специально пишу всё это в сегодняшней статье, потому что завтра на онлайн-семинаре Вам это понадобится. Так мы сохраним больше времени для наших практик.

Продумайте свою цель о стройности по этим пяти пунктам. И приходите на завтрашний семинар. Напоминаю:

  • Семинар - бесплатный для всех!
  • Для участия не нужна инициация Рэйки.
  • Записаться достаточно один раз. Если Вы уже заполняли эту форму, второй раз можете не заполнять.

Запишитесь на бесплатный семинар с Вероникой