Охранные зоны тепла в рф. Градостроительство — Охранные зоны наружных инженерных сетей
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети.
Правовая основа
В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.
СНиП
Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:
Дополнительные запреты
Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:
Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.
Типовые правила
В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.
Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?
Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.
Требования
Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.
Специфика правил создания защитных участков
В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей, определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:
Регистрация
Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей. Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.
Спорные моменты
Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).
Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как «охранная зона теплосети». Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.
Госкадастр
Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.
В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.
ФЗ «О землеустройстве»
При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.
Важный момент
В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.
Заключение
Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.
Установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
2. Департаменту электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
"СОГЛАСОВАН"
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
______________ А. Мырзахметов
от 11 октября 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
______________ Ж. Қасымбек
от 29 сентября 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
______________ К. Касымов
от 5 октября 2017 года
Правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
Глава 1. Общие положения
1. Правила установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 30-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее – Закон) и определяют порядок установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
1) тепловые сети – совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, включая центральные тепловые пункты и насосные станции;
2) охранная зона тепловых сетей – земельные участки, отведенные в целях обеспечения сохранности тепловых сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждений, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей.
Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.
3. Настоящие Правила распространяются на все действующие, проектируемые, строящиеся и модернизируемые тепловые сети Республики Казахстан и исполняются на ее территории юридическими и физическими лицами.
4. Контроль состояния охранной зоны тепловых сетей обеспечивается организациями, в ведении которых находятся эти сети путем плановых, периодических, а также внеплановых осмотров при возникновении технологических нарушений в сетях.
5. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей.
6. Физические и юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, принимают меры для обеспечения безопасности и сохранности тепловых сетей, в том числе проходящих по их территории.
7. Споры между организациями, в ведении которых находятся тепловые сети, и физическими и юридическими лицами (их филиалами и представительствами), решаются в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
Параграф 1. Порядок установления охранных
зон объектов тепловых сетей
8. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации тепловых сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий и сооружений.
9. Земельные участки на период строительства и эксплуатации тепловых сетей отводятся в порядке, установленном законодательством в сфере земельных отношений Республики Казахстан.
10. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются в виде участка земли вдоль трассы от наружной грани строительных конструкций в обе стороны до зданий, сооружений и инженерных сетей при диаметре трубопроводов (далее –Д у):
1) надземная прокладка:
Д у < 200 мм - 10 м;
Д у от 200 до 500 мм - 20 м;
Д у > 500 мм - 25 м;
2) подземная прокладка:
Д у < 500 мм - 5 м;
Д у > 500 мм - 8 м.
11. Расстояние от памятников истории и культуры до тепловых сетей – не менее 15 метров (далее – м) (для разводящих сетей – не менее 5 м).
12. При выборе трассы тепловых сетей допускается пересечение водяными сетями диаметром 300 мм и менее жилых и общественных зданий при условии прокладки сетей в технических подпольях, коридорах и тоннелях (высотой не менее 1,8 м) с устройством дренирующего колодца в нижней точке на выходе из здания.
13. Транзитное пересечение тепловыми сетями любого диаметра зданий детских и лечебно-профилактических учреждений не допускается.
14. Расстояния по горизонтали на свету от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до сооружений и инженерных сетей определяются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
15. Расстояния по горизонтали на свету от подземных водяных тепловых сетей открытых систем теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения до источников возможного загрязнения определяются согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
16. Расстояния по вертикали на свету от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке определяются согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
17. В пределах охранных зон тепловых сетей без согласования с организацией, в ведении которой находятся эти сети, не допускается производство строительных, монтажных, земляных, погрузочно-разгрузочных работ, поисковых работ, связанных с устройством скважин и шурфов, обустройство площадок, стоянок автомобильного транспорта, размещение рынков, строений, сооружений, складирование материалов, сооружение ограждений и заборов, сброс и слив едких коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов.
18. Физические и юридические лица, производящие работы вблизи охранных зон тепловых сетей, которые могут вызвать повреждение, не позднее, чем за 12 (двенадцать) календарных дня до начала выполнения работ согласовывают с организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, условия и порядок проведения этих работ, обеспечивающие сохранность тепловых сетей, и принимают необходимые меры за счет собственных средств.
19. Отказ организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, в выдаче письменного согласия на проведение работ в охранных зонах тепловых сетей обжалуется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .
Параграф 2. Порядок особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
20. Физические и юридические лица, производящие земляные работы, при обнаружении тепловых сетей, не указанных в документах на производство этих работ, немедленно прекращают работы, принимают меры к обеспечению сохранности трубопроводов и сообщают об этом организации, эксплуатирующей тепловые сети и/или в местные исполнительные органы.
21. Физические и юридические лица, выполняющие работы, которые вызывают необходимость переустройства тепловых сетей или защиты их от повреждений, выполняют эти работы за счет собственных средств по согласованию с организациями, в ведении которых находятся тепловые сети.
22. При сооружении коллекторно-дренажных каналов, заборов, сооружений и производстве иных работ сохраняются подходы и проезды к тепловым сетям.
23. Планировка поверхности земли на трассе тепловых сетей исключает попадание поверхностных вод на теплопроводы.
24. Теплопроводы, арматура и компенсаторы покрываются тепловой изоляцией.
25. Не применяются трубопроводы и металлоконструкции тепловых сетей без защитных покрытий от наружной коррозии.
26. Спуск воды непосредственно в камеры тепловых сетей или на поверхность земли не допускается.
27. Спуск воды из трубопроводов при подземной прокладке производится в сбросные колодцы, установленные рядом с основной камерой, с последующим отводом воды самотеком или передвижными насосами в системы канализации.
28. Допускается предусматривать отвод воды из сбросных колодцев непосредственно в естественные водоемы и на рельеф местности при условии согласования этих мероприятий в соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан.
29. При пересечении тепловых сетей арычными системами предусматривается надежная гидроизоляция тепловых сетей и их конструкций.
30. При пересечении тепловыми сетями действующих сетей водопровода, канализации, расположенных над трубопроводами тепловых сетей, а также при пересечении газопроводов, предусматривается устройство футляров на трубопроводах водопровода, канализации и газа на длину 2 м по обе стороны от пересечения (на свету). На футлярах предусматривается защитное покрытие от коррозии.
31. Работникам организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, обеспечивается беспрепятственный допуск к объектам тепловых сетей, расположенным на территории других организаций, для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию.
32. Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на тепловых сетях производятся без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.
33. После выполнения указанных работ организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приводят земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.
34. Физические и юридические лица в охранных зонах тепловых сетей выполняют требования организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. При возникновении угрозы жизни людей во время выполнения работ другими физическими и юридическими лицами в охранных зонах этих сетей организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приостанавливают работы до устранения угрозы жизни людей.
35. При выявлении нарушений настоящих Правил уполномоченные должностные лица организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, составляют в произвольной форме акт о нарушениях с приложением материалов, подтверждающих факты нарушения (фотографии, объяснительные, схемы прохождения линий электропередач, разрешение на производство работ в охранной зоне и другие имеющиеся материалы), и принимают меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Расстояния по горизонтали на свету от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до сооружений и инженерных сетей
Сооружений и инженерных коммуникационных сетей | |
1.Фундаментов сооружений | |
Ду = 500 - 800 | |
Ду = 900 и более | |
1.2. При бесканальной прокладке в непросадочных грунтах (от оболочки бесканальной прокладки) при диаметре труб, мм | |
То же в просадочных грунтах I типа при: | |
Ду> 100 до 500 | |
То же в просадочных грунтах II типа при: | |
Ду> 100 до 300 | |
Толщине слоя просадочного грунта свыше 12 м при: | |
Ду> 100 до 300 | |
2. Фундаментов ограждений и трубопроводов | |
3. Оси ближайшего пути железной дороги, колеи 1520 мм | 4,0 (но не менее глубины траншеи тепловой сети до подошвы насыпи) |
То же, колеи 750 мм и трамвайного пути | |
4. Ближайшего сооружения земляного полотна железной дороги | 3,0 (но не менее глубины траншеи тепловой сети до основания крайнего сооружения) |
5. Оси ближайшего пути электрифицированной железной дороги | |
6. Стрелок и крестовин железнодорожного пути | |
то же при пучинистых грунтах | |
7. Мостов, тоннелей и других сооружений на железных дорогах | |
8. Оси ближайшего трамвайного пути | |
9. Бортового камня улицы, дороги (кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины) | |
10. Наружной бровки кювета или подошвы насыпи дороги | |
11. Мачт и столбов наружного освещения и сети связи | |
12. Фундаментов опор мостов, путепроводов | |
13. Фундаментов опор контактной сети железных дорог | |
то же трамваев и троллейбусов | |
14. Силовых и контрольных кабелей напряжением до 35 кВ и маслонаполненных кабелей (более 110 кВ) | |
15. Блока телефонной канализации, бронированного кабеля связи в трубах и до радиотрансляционных кабелей | |
16. Фундаментов опор воздушных линий электропередачи при напряжении (при сближении и пересечении) | |
2) свыше 1 до 35 кВ | |
3) свыше 35 кВ | |
17. Водопровода | |
То же в просадочных грунтах I типа | |
18. Канализации бытовой и производственной | 1,0 (при закрытой системе теплоснабжения) |
19. Дренажей и дождевой канализации | |
20. Газопроводов давлением до 0,6 МПа при прокладке тепловых сетей в каналах, тоннелях, а также при бесканальной прокладке попутным дренажем | |
То же, более 0,6 до 1,2 МПа | |
21. Газопроводов давлением до 0,3 МПа без попутного дренажа | |
То же, более 0,3 до 0,6 МПа | |
То же, более 0.6 до 1,2 МПа | |
22. Каналов и тоннелей различного назначения (в том числе до бровки каналов сетей орошения – арыков) | |
23. Сооружений и метрополитена при обделке с наружной оклеечной изоляцией | 5,0 (но не менее глубины траншей тепловой сети до основания сооружения) |
То же, без оклеечной гидроизоляции | 8,0 (но не менее глубины траншеи тепловой сети до основания сооружения) |
24. Ограждения наземных линий метрополитена | |
25. Ближайшего сооружения земляного полотна железных дорог | |
26. Оси железнодорожного пути от промежуточных опор (при пересечении железных дорог) | Габариты "С", "СП", "Су" по ГОСТ 9238-83 и ГОСТ 9720-76 |
27. Оси ближайшего трамвайного пути | |
28. Бортового камня или до наружной бровки кювета автомобильной дороги | |
29. Воздушной линии электропередачи с наибольшим отклонением проводов при напряжении, кВ: | |
Более 1 до 20 | |
30. Жилых и общественных зданий для водяных тепловых сетей и паропроводов давлением РУ 0,63 МПа, конденсатных тепловых сетей при диаметре труб, мм: | |
Ду = 500 – 1400 | |
Ду от 200 до 500 | |
Для сетей горячего водоснабжения | |
РУ от 1,0 до 2,5 МПа | |
То же, свыше 2,5 до 6,3 МПа |
Примечания:
1. При прокладке в общих траншеях тепловых и других инженерных сетей (при их одновременном строительстве) допускается уменьшение расстояния от тепловых сетей до водопровода и канализации до 0,8 м при расположении всех сетей в одном уровне или с разницей в отметках заложения не более 0,4 м;
2. Для тепловых сетей, прокладываемых ниже основания фундаментов опор зданий, сооружений, дополнительно учитывается разница в отметках заложения с учетом естественного откоса грунта или принимаются меры по укреплению фундаментов;
3. При параллельной прокладке подземных тепловых и других инженерных сетей на разной глубине заложения, приведенные в таблице расстояния увеличиваются и принимаются не менее разности заложения сетей. В стесненных условиях прокладки и невозможности увеличения расстояния предусматриваются мероприятия по защите инженерных сетей от обрушения на время ремонта и строительства тепловых сетей;
4. Расстояние от павильонов тепловых сетей для размещения запорной и регулирующей арматуры (при отсутствии в них насосов) до жилых зданий принимается не менее 15 м;
5. При параллельной прокладке надземных тепловых сетей с воздушной линией электропередачи напряжением свыше 1 до 500 кВ вне населенных пунктов расстояния от крайнего провода следует принимать не менее высоты опоры.
Расстояния по горизонтали на свету от подземных водяных тепловых сетей открытых систем теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения до источников возможного загрязнения
Источники загрязнения | Наименьшие расстояния на свету по горизонтали, метр |
1. Сооружения и трубопроводы бытовой производственной канализации: | |
при прокладке тепловых сетей в каналах и тоннелях | |
при бесканальной прокладке тепловых сетей | |
Ду< 200 мм, то же, Ду> 200 мм | |
2. Кладбища, свалки, поля опрошения | |
3.Выгребные и помойные ямы: | |
при отсутствии грунтовых вод при наличии грунтовых вод и в фильтрующих грунтах с движением грунтовых вод в сторону тепловых сетей |
Примечание. При расположении сетей канализации ниже тепловых сетей при параллельной прокладке расстояния по горизонтали принимаются не менее разности в отметках заложения сетей, выше тепловых сетей - расстояния, указанные в таблице, увеличиваются на разницу в глубине заложения.
Расстояния по вертикали на свету от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке
Сооружения и инженерные сети | Наименьшие расстояния на свету, метр |
Подземная прокладка тепловых сетей |
|
1. Водопровода, водостока, газопровода, канализации | |
2. Бронированных кабелей связи | |
3. Силовых и контрольных кабелей до 35 кВ | |
4. Блока телефонной канализации или до бронированного кабеля связи в трубах | |
5. Подошвы рельсов железных дорог промышленных предприятий | |
То же железных дорог общей сети | |
6. Верха дорожного покрытия автомобильных дорог общей сети I, II, III категории | |
7. Дна кювета или других водоотводящих сооружений или до основания насыпи железнодорожного земляного полотна (при расположении тепловых сетей над этими сооружениями) | |
8. Сооружений метрополитена (при расположении тепловых сетей над этими сооружениями) | |
Надземная прокладка тепловых сетей |
|
9. Головки рельсов железных дорог | Габариты "С", "Су", "Сп" |
10. Верха проезжей части автомобильных дорог | |
11. Верха пешеходных дорог | |
12. Частей контактной сети трамвая | |
13. Частей контактной сети троллейбуса | |
14. Воздушных линий электропередачи при наибольшей стреле провеса проводов при напряжении, кВ: | |
Свыше 1 до 20 включительно | |
Примечания:
1. Заглубление тепловых сетей от поверхности земли или дорожного покрытия (кроме автомобильных дорог I, II и III категорий) следует принимать не менее:
1) до верха перекрытий каналов и тоннелей – 0,5 м;
2) до верха перекрытий камер – 0,3 м;
3) до верха оболочки бесканальной прокладки – 0,7 м.
В непроезжей части допускаются выступающие над поверхностью земли перекрытия камер и вентиляционных шахт для тоннелей и каналов на высоту не менее 0,4 м;
4) на вводе тепловых сетей в здание допускается принимать заглубления от поверхности земли до верха перекрытия каналов или каналов – 0,3 м и до верха оболочки бесканальной прокладки – 0,5 м;
5) при высоком уровне грунтовых вод допускается предусматривать уменьшение величины заглубления каналов и тоннелей и расположение перекрытий выше поверхности земли на высоту не менее 0,4 м, если при этом не нарушаются условия передвижения транспорта;
2. При надземной прокладке тепловых сетей на низких опорах в свету от поверхности земли до низа тепловой изоляции трубопроводов должно быть не менее (м):
1) при ширине группы труб до 1,5 м – 0,35;
2) при ширине группы труб более 1,5 м – 0,5;
3. При подземной прокладке тепловые сети при пересечении с силовыми и контрольными кабелями связи могут располагаться над или под ними;
4. При бесканальной прокладке расстояние в свету от водяных тепловых сетей открытой системы теплоснабжения или сетей горячего водоснабжения до расположенных ниже или выше тепловых сетей канализационных труб принимается не менее 0,4 м.
Состав и расстояния от объектов строительства до инженерных коммуникаций т.е. охранные зоны — определены в СНиП 2.07.01-89* , актуальная действующая редакция этого СНиПа — . Собственно из этого СНиПа следует:
Охранная зона бытовой канализации
Отличают напорную и самотечную канализацию. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации — 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения.
Если канализация самотечная , то согласно СНиП охранная зона составит — 3 метра .
При этом минимальное расстояние от забора или опор контактной сети до канализации составит 3 и 1,5 метра соответственно.
Охранная зона водопровода
Охранная зона водопровода — 5 метров от фундамента объекта до сети. Охранная зона от фундамента ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог до водопровода — 3 метра.
Кроме того, из СП 42.133330.2011 Таблица 16 (подробнее см.ниже), можно подчерпнуть следующие сведения, касающиеся прокладки водопровода и канализациионных труб:
«2. Расстояния от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцентных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200мм — 1.5 , диаметром свыше 200мм — 3; до водопровода из пластиковых труб — 1,5.
Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5м.»
Охранная зона тепловых сетей
Минимальная охранная зона тепловых сетей от наружной стенки канала, тоннеля, от оболочки бесканальной прокладки, до фундамента здания — 5 метров .
Охранная зона кабелей и сетей связи
Охранная зона силовых кабелей всех напряжения и кабелей связи от сети до фундамента здания или сооружения — 0,6 м.
А вот и сама таблица — её первая часть:
Охранная зона ЛЭП
Действующие правила по определению охранной зоны для ЛЭП определены согласно постановлению №160 правительства РФ от 24го февраля 2009го года. И в общем случае гласят, что охранной зоной для воздушной ЛЭП является вертикальная плоскость на заданном расстоянии от крайних проводов силовой линии. Само же расстояние меняется в зависимости от мощности линии и определено в Приложении.
Согласно пункту а) этого приложения — для воздушных линий в зависимости от мощности они будут составлять:
до 1 кВт | до 12 метров |
1-20 кВт | 10 метров |
35 кВт | 15 метров |
110 кВт | 20 метров |
150-220 кВт | 25 метров |
300-500 кВт | 30 метров |
750 кВт | 40 метров |
1150 кВт | 55 метров |
Впрочем, согласно того же пункта, если силовые линии проложены в границах населенных пунктов под тротуаром то:
- до 1 кВт, допустимая охранная зона от крайних проводов — 0,6 метра до фундамента здания и 1 метр до проезжей части.
- Для линий свыше 1 и до 20 кВт — охранная зона составит 5 метров .
Согласно тому же приложению, в местах где линии ЛЭП пересекают судоходные реки , охранная зона для них составит 100 метров . Для несудоходных рек охранные зоны не меняются.
В охранных зонах ЛЭП определен особый порядок землепользования. В пределах охранных зон земля не отторгается у владельца, но на её использование накладываются обременения — не строить, не складировать, не блокировать, не долбить сваи, не бурить шурфы, работы с помощью тяжелой техники производить только по согласованию с Сетевой организацией, и т.п. подробнее — см. постановление.
Охранные зоны хоть и определяются согласно приложению, но в конечном итоге устанавливаются владельцем сетей , сведения о них передаются в кадастровую палату. Пункт 7й постановления гласит, что сетевая организация должна за свой счет разместить сведения о наличии, опасности, и размерах охранных зон, в этих самых зонах — т.е. установить соответствующие информационные знаки.
Охранная зона жилых домов и общественных зданий
Так же в , можно найти таблицу регламентирующую расстояние от жилых домов до гаражей, автомобильных стоянок и станций технического обслуживания и до общественных зданий включая образовательные и дошкольные учреждения.
Охранная зона деревьев и кустарника
На самом деле эту таблицу стоит понимать с точностью до наоборот, так как регламентируется расстояние от зданий до деревьев и кустарника (зеленых насаждений).
Из неё следует, что минимальное расстояние от стены здания до оси ствола дерева составляет 5 метров.
Охранная зона газопровода
Газопроводы различают по устройству (надземные, подземные) по давлению внутри трубы (от нескольких килопаскалей, до 1,5 мегапаскалей) и диаметру трубы. Расстояние от газопровода до здания определено в СП 62.13330.2011 в Приложении Б . Здесь представлены выдежки из этого приложения для определения охранных зон для подземных и надземных газопроводов.
Минимальные расстояния между инженерными коммуникациями
Еще в СП можно найти таблицу регламентирующую минимальные расстояния между инженерными коммуникациями. Расстояния между водопроводом и канализацией, силовыми кабелями и тепловыми сетеми, между ливневой канализацией и бытовой, и т.д.
Устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети .
Правовая основа
В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона
СНиП
Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:
- Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать
- Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
- Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
- Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
- Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.
Дополнительные запреты
Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:
- Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
- Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
- Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
- Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.
Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.
Типовые правила
В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.
Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?
Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое должна быть удалена от сооружений, зданий, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.
Требования
Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.
Специфика правил создания защитных участков
В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется , определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:
- Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
- Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
- Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.
Регистрация
Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей . Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.
Спорные моменты
Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать, предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).
Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как "охранная зона теплосети". Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.
Госкадастр
Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.
В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.
ФЗ "О землеустройстве"
При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.
Важный момент
В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.
Заключение
Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.