Как создать, сохранить и открыть проекты в Sony Vegas Pro

Многие пользователи не задумываются о том, каким образом они рендерят ролики… выбирают стандартные пресеты и потом ждут часами результат сомнительного качества… Вот не надо так!! Рендер видео - это, пожалуй, самый отвественный момент в создании ролика, после монтажа, конечно же. И подход к нему должен быть соответственный.

Данная публикация была написана год назад для старого блога, который сейчас закрыт. Я переписал её и постарался сохранить оригинальный посыл.

Создание проекта

Рассмотрим рендер видео с помощью Sony Vegas Pro 14 (по сути работает на любой версии).

Создаем проект (Файл-Создать…). Появится окно с заполненными полями шаблона по умолчанию. Нужно изменить поля, как показано на рисунке 1.

Вы вправе изменять настройки как пожелаете, но будьте внимательны, изменяя значения здесь, не забудьте сделать подобные изменения и в других местах в соотвествии с опцией.

(Рисунок 1. Создание проекта)

  1. Будущее название нового шаблона. С помощью него, в дальнейшем можно будет не делать лишние операции и сразу работать с готовым пресетом.
  2. Разрешение видео в зависимости от того, в каком качестве вы хотите работать, пусть то HD (1280x720) или FullHD (1920x1080), как в моем случаи.
  3. Частота кадров видео. В данном случаи стоит 60FPS, ибо ролик был записан именно с такой частотой. *
  4. Порядок полей ставим на Отсутствует. Остальные поля сверяйте с рисунком 1.
* Если частота кадров записанного материала не совпадает с частатой кадров проекта, то убедительная просьба отключить ресемплинг , иначе видео будет сильно размыто. Для этого на таймлайн линии в настройках видео переключаете опцию на Disable resample.

Настройка рендера

Для того, чтобы приступить к процессу рендеринга нужно смонтировать и поработать над видео. Сделано? Тогда нужно скачать и установить . После установки кодека x264vfw нужно обязательно перезапустить Sony Vegas Pro.

Кодек x264 - это кодек с открытыми исходными текстами стандарта H.264. Кодек x264vfw - это неофициальный форк кодека x264 с большим набором настроек для Windows и множеством улучшений.

Я уверен Вы не раз слышали о том, что ютуб пережимает качество картинки ролика и на видео появляются артефакты… Да, это так, но этого можно избежать. YouTube использует стандарт H.264 и в случаи, когда видео загружается, допустим с использованием другого кодека и стандарта сжатия, то процесс обработки видео после загрузки на ютуб, увеличивается в несколько раз, так как серверы ютуба будут конвертировать ваш ролик под свой формат, тем самым, избежать потери качества не выйдет… оно будет неизбежно испорчено.

Чтобы такого не допустить, для youtube нужно рендерить видео только с помощью кодека x264, тогда обработка видео на серверах будет моментальна и ютуб не будет пережимать видео. К тому же, при правильной настройке кодека под компьютер, можно добиться хорошего результата по скорости рендера. Этим далее и займемся.

После установки кодека x264vfw возвращаемся в Sony Vegas и перемещаемся на страницу настройки рендера (File - Render As).

(Рисунок 2. Настройка рендера)

  1. Находим и выбираем категорию AVI.
  2. В качестве основы будущего шаблона выберем готовый пресет AVI, как показано на рисунке 2.
  3. Нажатием на кнопку переходим в настройки шаблона (рисунок 3).

(Рисунок 3. Настройки шаблона)

  1. Указываем новое название будущего шаблона.
  2. Размер кадра изменяем на “Использовать настройки проекта”.
  3. Частоту кадров устанавливаем в точности, как указывали при создании проекта.
  4. Устанавливаем галочки, как показано на рисунке 3.
  5. В “формат видео” выбираем недавно установленный кодек x264vfw - H.264 . Когда выберите, появится кнопка “настроить”. Жмем на неё и переместимся в настройки кодека (рисунок 4).
Не забывайте сверять все параметры, которые показаны на рисунках! У вас по умолчанию значения для них будут другие . Я не вдавался в подробности по каждому параметру, но на рисунках изменения имеются и в других местах.

(Рисунок 4. Настройки кодека)

  1. Preset выбирайте в зависимости от производительности процессора. Чем быстрее - тем хуже качество и меньше нагрузка на процессор.
  2. Чтобы правильно установить нужный битрейт для видео воспользуйтесь таблицой 1. Чем выше битрейт - тем лучше качество и больше размер итогового файла.

Перед тем как приступить к созданию проекта лучше подготовить все медиа файлы переместив их на жесткий диск компьютера, чтобы в дальнейшем не отвлекаться на захват и поиск файлов. Монтаж фильма - это творческий процесс и результат во многом зависит от вашей фантазии. не так уж малы как может показаться на первый взгляд. Все шаблоны титров, переходов, эффектов Вы можете настроить на Ваше усмотрение.

Для начала добавим видео на Timeline.

Мы видим, что в окне монтажа у нас появился видеоряд, сопровождающийся звуковой дорожкой, расположенные на двух дорожках (соответственно видео и аудио).

Вы можете перемещать клипы в любое место дорожки, а так же с дорожки на дорожку простым перетаскиванием, удерживая левую кнопку мыши на выбранном клипе.
Удерживая правый край клипа, когда курсор примет вид

можно, перетащив его влево, уменьшить длину клипа, обрезав тем самым его правый конец. То же самое можно проделать и с левым концом клипа.

Если Вы хотите вставить один клип в середину другого, то это можно сделать в два действия:
-разрезать клип по линии редактирования нажатием кнопки S на клавиатуре, предварительно установив ее в нужное Вам место.
-далее вам просто нужно перетащить вставляемый клип на место разреза, совместив начало и конец первых двух фрагментов. Чтобы фрагменты не накладывались друг на друга и не осталось пробелов зажмите кнопку Auto ripple на панели инструментов, а для точной подгонки - кнопку Enable snapping.

Чтобы удалить ненужный фрагмент клипа просто выделите его предварительно и нажмите кнопку Del на клавиатуре.

Теперь перейдем к переходам. Если добавлять клипы на Timeline при зажатой кнопке Automatic Crossfades, в месте наложения клипов автоматически будет создан монтажный переход Crossfade. Это наиболее распространенный переход в , представляющий собой плавное затухание предыдущего клипа с одновременным плавным появлением нового клипа.

Так же вы можете добавить любой из предложенных переходов в место стыковки клипов, перетащив его из окна Transitions. Появится окно Video Event FX где Вы можете изменить параметры перехода. О них мы поговорим в отдельных , а сейчас углубляться не будем.

С применением эффектов примерно все то же самое...
Из окна Video FX перетащите выбранный эффект на нужный вам фрагмент и появится окошко с настройками параметров этого эффекта, которые Вы так же можете изменять на свое усмотрение. В окне Preview Вы сразу можете посмотреть что у Вас в итоге получилось, и если требуется изменить параметры эффекта нажмите на кнопку Event FX на фрагменте для которого Вы применили эффект.

При помощи этих знаний Вы сможете создать простенький видеоряд из последовательности клипов и приукрасить их предложенными шаблонами переходов и эффектов.

Многие пользователи не могут сходу разобраться, как пользоваться Sony Vegas Pro 13. Поэтому мы решили в данной статье сделать большую подборку уроков по этому популярному видеоредактору. Мы рассмотрим вопросы, какие чаще встречаются на просторах интернета.

Ничего сложного в установке Сони Вегас нет. Пройдите на официальный сайт программы и скачайте ее. Затем начнется стандартный процесс установки, где необходимо будет принять лицензионное соглашение и выбрать месторасположение редактора. Вот и вся установка!

Как сохранить видео?

Как ни странно, но больше всего вопросов вызывает процесс сохранение видео в Сони Вегас. Многие пользователи не знают отличие пункта «Сохранить проект…» от «Экспортировать…». Если вы хотите именно сохранить видео, чтобы в результате его можно было просмотреть в проигрывателе, то вам необходима именно кнопка «Экспортировать…».

В открывшемся окне вы можете выбрать формат и разрешение видеозаписи. Если же вы более уверенный пользователь, то можете зайти в настройки и поэкспериментировать с битрейтом, размером и частотой кадра и многое другое.

Более подробно читайте в данной статье:

Как обрезать или разделить видео?

Для начала перенесите каретку в то место, где необходимо сделать разрез. Разделить видео в Sony Vegas можно используя лишь одну клавишу «S», а также «Delete», если один из полученных фрагментов необходимо удалить (то есть обрезать видео).

Как добавить эффекты?

Какой монтаж без спецэффектов? Правильно – никакой. Поэтому рассмотрим, как добавить эффекты в Sony Vegas. Для начала выделите фрагмент, на который необходимо наложить спецэффект и нажмите на кнопку «Спецэффекты события». В открывшемся окне вы найдете просто огромное количество разнообразных эффектов. Выбирайте любой!

Более подробно о добавлении эффектов в Sony Vegas:

Как сделать плавный переход?

Плавный переход между видео необходим для того, чтобы в конечном результате видео выглядело целостным и связанным. Сделать переходы довольно легко: на таймлайне просто наложите край одного фрагмента на край другого. Таким же образом можно поступить и с изображениями.

Также вы сможете добавить на переходы эффекты. Для этого просто перейдите во вкладку «Переходы» и перетяните понравившийся вам эффект в место пересечения видеозаписей.

Как повернуть или перевернуть видео?

Если вам необходимо повернуть или перевернуть видео, то на фрагменте, который нужно отредактировать, найдите кнопку «Панорамирование и обрезка событий…». В открывшемся окне вы сможете настроить положение записи в кадре. Подведите мышку к самому краю области, выделенной пунктиром, и когда она превратится в круглую стрелку, зажмите левой кнопкой мыши. Теперь, передвигая мышку, вы сможете повернуть видео, как вам будет угодно.

Как ускорить или замедлить запись?

Ускорить и замедлить видеозапись совершенно не сложно. Просто зажмите клавишу Ctrl и наведите мышкой на край видеофрагмента на временной линии. Как только курсор изменится на зигзаг, зажмите левой кнопкой мыши и растяните или сожмите видео. Таким образом вы замедлите или ускорите видео соответственно.

Как сделать титры или вставить текст?

Любой текст обязательно должен быть на отдельной видеодорожке, поэтому не забудьте ее создать перед началом работы. Теперь во вкладке «Вставка» выберите пункт «Текстовые мультимедиа». Здесь вы можете создать красивую анимированную надпись, определить ее размер и положение в кадре. Экспериментируйте!

Как сделать стоп-кадр?

Стоп-кадр – интересный эффект, когда видеозапись как будто ставят на паузу. Его часто используют, чтобы обратить внимание на какой-либо момент в видео.

Сделать же такой эффект не сложно. Переместите каретку на кадр, который хотите задержать на экране, и сохраните кадр с помощью специальной кнопки, которая находится в окне предпросмотра. Теперь сделайте разрез в том месте, где должен быть стоп-кадр, и вставьте туда сохраненное изображение.

Как приблизить видео или его фрагмент?

Приблизить участок видеозаписи вы можете в окне «Панорамирование и обрезка событий…». Там просто уменьшите размер кадра (область, ограниченная пунктиром) и переместите его на тот участок, который вам необходимо приблизить.

Как растянуть видео?

Если вы хотите убрать черные полосы по краям видеозаписи, вам необходимо воспользоваться все тем же инструментом — «Панорамирование и обрезка событий…». Там, в пункте «Источники», отмените сохранение соотношений сторон, чтобы растянуть видео вширь. Если необходимо убрать полосы сверху, то напротив пункта «Растянуть на весь кадр» выберите ответ «Да».

Как уменьшить размер видео?

На самом деле, значительно уменьшить размер видео вы сможете лишь в ущерб качеству или же используя посторонние программы. Средствами Сони Вегас вы можете лишь изменить режим кодирования так, что при рендеринге не будет задействована видеокарта. Выберите пункт «Визуализировать, используя только ЦП». Таким образом вы сможете немного уменьшить размер виде.

Как ускорить рендер?

Ускорить рендер в Сони Вегас можно только за счет качества записи или же за счет апгрейда компьютера. Один из способов ускорения рендера – уменьшение битрейта и изменение частоты кадров. Также вы можете обрабатывать видео с помощью видеокарты, перебросив на нее часть нагрузки.

Как убрать зеленый фон?

Убрать зеленый фон (иными словами – хромакей) с видеозаписи довольно легко. Для этого в Сони Вегас есть специальный эффект, который так и называется – «Chroma Key». Вам необходимо только применить эффект на видеозапись и указать, какой цвет нужно удалить (в нашем случае зеленый).

Как убрать шум с аудио?

Как бы вы ни старались при записи видео заглушить все сторонние звуки, все равно на аудиозаписи обнаружатся шумы. Для того, чтобы их убрать, в Sony Vegas существует специальный аудиоэффект, который называется «Шумоподавление». Наложите его на аудиозапись, которую необходимо отредактировать и передвигайте ползунки, пока не останетесь довольны звучанием.

Как удалить звуковую дорожку?

Если вы хотите убрать с видеозаписи звук, то вы можете либо полностью удалить аудиодорожку, либо просто заглушить ее. Чтобы удалить звук, нажмите правой кнопкой мыши на таймлайне напротив аудиодорожки и выберите пункт «Удалить дорожку».

Если же вы хотите заглушить звук, то нажмите на сам аудиофрагмент правой кнопкой мыши и выберите пункт «Переключатели» —> «Заглушить».

Как изменить голос на видео?

Голос в видео можно изменить с помощью эффекта «Изменение тона», наложенного на звуковую дорожку. Для этого на фрагменте аудиозаписи нажмите на кнопку «Спецэффекты события…» и найдите «Изменение тона» в списке всех эффектов. Поэкспериментируйте с настройками, чтобы получить более интересный вариант.

Как стабилизировать видео?

Скорее всего, если вы не использовали специальное оборудование, то на видео присутствуют побочные рывки, толчки и дрожания. Для того, чтобы это исправить, в видеоредакторе присутствует специальный эффект – «Стабилизация». Наложите его на видеозапись и настройте эффект с помощью готовых пресетов или вручную.

Как добавить несколько видео в один кадр?

Чтобы добавить в один кадр несколько видео, необходимо воспользоваться уже знакомым нам инструментом «Панорамирование и обрезка событий…». Нажав на значок данного инструмента, откроется окно, в котором вам необходимо увеличить размер кадра (область, выделенная пунктиром) относительно самой видеозаписи. Затем расположите кадр как вам необходимо и добавьте еще несколько видеозаписей в кадр.

Как сделать затухание видео или звука?

Затухание звука или видео необходимо для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на определенных моментах. В Sony Vegas сделать затухание довольно легко. Для этого просто найдите в верхнем правом углу фрагмента маленький значок треугольника и, зажав его левой кнопкой мыши, потяните. Вы увидите кривую, которая показывает, с какого момента начинается затухание.

Как сделать цветокоррекцию?

Даже хорошо отснятому материалу может понадобится цветокоррекция. Для этого в Сони Вегас существует ряд инструментов. Например, вы можете использовать эффект «Цветовые кривые», чтобы осветлить, затемнить видео или же наложить другие цвета. Также вы можете использовать такие эффекты, как «Баланс белого», «Цветокорректор», «Цветовой тон».

Плагины

Если основных инструментов Sony Vegas вам недостаточно, вы можете установить дополнительные плагины. Сделать это довольно просто: если скачанный плагин имеет формат *.exe, то просто укажите путь установки, если же архив – разархивируйте в папку видеоредактора FileIO Plug-Ins.

Все установленные плагины вы сможете найти во вкладке «Видеоэффекты».

Подробнее о том, куда поместить плагины:

Одним из наиболее популярных плагинов для Sony Vegas и других видеоредакторов является Magic Bullet Loоks. Несмотря на то, что это дополнение является платным, оно того стоит. С его помощью вы сможете гораздо расширить свои возможности обработки видеофайлов.

Ошибка Unmanaged Exception

Часто довольно сложно определить причину возникновения ошибки Unmanaged Exception, поэтому и способов ее устранения также много. Вероятнее всего, что проблема возникла из-за несовместимости или отсутствия драйверов видеокарты. Попробуйте обновить драйвера вручную или с помощью специальной программы.

Также может быть, что был поврежден какой-либо файл, необходимый для запуска программы. Чтобы узнать все способы решения данной проблемы, перейдите по указанной ниже ссылке

Не открывает *.avi

Сони Вегас – довольно капризный видеоредактор, поэтому не удивляйтесь, если он откажется открывать видеозаписи некоторых форматов. Наиболее простым способом решения подобной проблем является конвертация видео в формат, который точно откроется в Sony Vegas.

Но если вы хотите разобраться и исправить ошибку, то скорее всего вам придется устанавливать дополнительное программное обеспечение (пакет кодеков) и работать с библиотеками. Как это делается, читайте ниже:

Ошибка при открытии кодека

Многие пользователи встречаются с ошибкой открытия плагинов в Сони Вегас. Скорее всего, проблема в том, что у вас не установлен пакет кодеков, или же установлена устаревшая версия. В таком случае необходимо установить или обновить кодеки.

Если по какой-либо причине установка кодеков не помогла, просто конвертируйте видео в другой формат, который точно откроется в Sony Vegas.

Как создать интро?

Интро – вступительный видеоролик, который как бы является вашей подписью. Первым делом зрители увидят интро и только потом само видео. О том, как создать интро, вы можете прочитать в данной статье:

В этой статье мы объединили несколько уроков, о которых вы могли прочитать выше, а именно: добавление текста, добавление изображений, удаление фона, сохранение видео. А также вы узнаете, как создать видео с нуля.

Мы надеемся, что данные уроки помогут вам в изучении монтажа и видеоредактора Sony Vegas. Все уроки здесь сделаны в 13 версии Вегаса, но не переживайте: она мало чем отличается от той же Сони Вегас Про 11.

Мало кто умеет хорошо пользоваться Sony Vegas Pro 13, как это делать, мы и попытаемся объяснить в этой статье. На самом деле, чтобы хорошо ориентироваться в программе, необходимо просто знать, как применять те или иные функции. В статье мы поговорим о трех наиболее популярных опциях, а именно: о том, как обрезать или разделять видео, о том, как добавлять видеоэффекты и как делать плавный переход. В итоге вы узнаете, как пользоваться программой Sony Vegas Pro 13.

Опция первая: обрезка или разделение видео

Обрезать или разделить видеофрагмент в программе очень просто, но даже с этой задачей у пользователей возникают проблемы. Сейчас мы попытаемся в двух словах, используя простой язык без терминов, объяснить, как в Sony Vegas Pro 13 пользоваться возможностью разделения или обрезки видео.

  1. Изначально необходимо добавить видеофайл в программу. Делается это различными способами, однако мы выделим самый простой. Вам необходимо отрыть программу, потом открыть окно файлового менеджера. Из него необходимо перетащить файл в окно.
  2. Видео добавлено - появилась соответствующая дорожка. Теперь вам нужно установить ползунок, который отображается чуть выше дорожки, в то место, где вы хотите разделить видеофрагмент.
  3. После этого необходимо использовать опцию "Разделить". Она находится в меню "Правка", но вместо этого вы можете нажать кнопку "S" на клавиатуре - эффект будет один и тот же.
  4. Видео разделено, но что, если вы хотите обрезать его? Для этого вам нужно просто выделить ненужную часть и нажать кнопку Delete.

Вот вы и узнали, как в Sony Vegas Pro 13 пользоваться функцией обрезки видео.

Опция вторая: добавление видеоэффектов

Каой видеоредактор без возможности наложения эффектов на дорожку? Ясное дело никакой, поэтому в "Сони Вегас Про 13" эта функция есть. Чтобы ей воспользоваться, вам нужно:

  1. Добавить видео в программу.
  2. Выделить тот фрагмент, на который вы хотите наложить эффект. Напомним, что разделить дорожку на фрагменты вы можете, используя опцию разделения, которая была описаны выше.
  3. Далее нужно нажать на кнопку "Спецэффекты события", она расположена в нижнем правом углу видеофрагмента.
  4. В появившемся окне будет отображаться список всех эффектов. Все что нужно сделать - выбрать нужный и применить его.

Теперь вы знаете, как в Sony Vegas Pro 13 пользоваться возможностью наложения эффектов на видео.

Опция третья: плавный переход

Плавный переход всегда красиво смотрится, поэтому многие пользователи прибегают к использованию этого эффекта. Сейчас и вы узнаете, как это делать.

  1. Откройте видео в программе.
  2. Разделите дорожку в месте предполагаемого перехода.
  3. Возьмите одну часть дорожки и наложите ее на другую.

Вот и все, теперь вы знаете, как в Sony Vegas Pro 13 пользоваться эффектом плавного перехода между кадрами.

1. Введение

Видеоредактор Sony Vegas изначально разрабатывался компанией Sonic Foundry как многодорожечный профессиональный аудио-редактор для высококачественного микширования и обработки неограниченного количества звуковых дорожек. С самой первой версии пользовательский интерфейс программы был весьма продуман и функционален при своей простоте и наглядности, и, благодаря этому, практически не изменился до сих пор.

Впоследствии в программу была добавлена возможность совмещения не только звука, но неограниченного количества дорожек с видеоматериалом, а затем группа разработчиков была приобретена компанией Sony. Начиная с пятой версии, программа выпускается уже под этой маркой, равно как и остальные программные продукты Sonic Foundry (стоит отметить, также весьма известные и качественные: профессиональный звуковой редактор Sound Forge и программа для создания музыки Acid).

Лирическое отступление. Не секрет, что определенная группа потребителей «органически не переносит» имя Sony, будучи недовольной маркетинговой политикой этой корпорации. Не вдаваясь в подробности причин такого отношения (зачастую субъективных), отметим, что к программным продуктам Sony такое отношение не имеет под собой никаких оснований. Как уже было сказано выше, изначально эти продукты разрабатывались другой компанией, заложившей основы высокого качества, и, к счастью, Sony продолжает их развитие не в ущерб качеству, устойчивости и функциональности, постоянно осваивая новые технологии и возможности редактирования видео.

Отметим основные достоинства редактора Vegas:

  • даже в «младшей» версии Vegas Movie Studio можно использовать до 4 видео- и 4 звуковых дорожек, в версии Vegas Pro количество дорожек неограничено;
  • наглядный, легко осваиваемый, интуитивно понятный, но при этом высокофункциональный и хорошо продуманный пользовательский интерфейс;
  • возможность захвата видео и вывода результата на DV/HDV-ленту, а также создания DVD (с помощью дополнительно установленной программы DVD Architect);
  • при работе с видео в форматах DV, HDV, MPEG2 необработанные участки видео сохраняются в результирующий файл (при условии, что его формат совпадает с исходным) без пересжатия и потери качества (для HDV эта возможность появилась, начиная с 8-й версии программы);
  • возможность использования в одном проекте материала разных форматов: AVI, MOV (QuickTime), Windows Media (WMV), MPEG2; изображения в форматах JPEG, BMP, PNG, GIF и других; звуковых файлов в форматах WAV, mp3, Windows Media (WMA) и прочих (список поддерживаемых форматов был ранее приведен в обзорах программы: , а актуальный список форматов находится на производителя);
  • высокая устойчивость работы: крайне редко возникают ситуации, когда программа «вылетает» в процессе монтажа, импорта данных или сохранения результата (даже при использовании в одном проекте видео одновременно в форматах AVI, MPEG2, Windows Media и других не вызывает никаких проблем);
  • нетребовательность к ресурсам компьютера - для работы с SD-видео (разрешения 720х576 для PAL и 720x480 для NTSC) вполне достаточно 512 Мб оперативной памяти и процессора с частотой 1 ГГц. Хотя для видео высокой четкости (HDV/AVCHD) объем памяти желательно увеличить минимум до 2 Гб, и использовать современный многоядерный процессор (впрочем, для работы с таким видео подобные требования предъявляются и к любым другим видеоредакторам);
  • обработка видео в реальном времени: по умолчанию не требуется предварительный просчет переходов и обработанных участков видеоматериала - можно просто запустить воспроизведение и сразу видеть результат обработки в окне предварительного просмотра (при этом не создается никаких временных файлов), хотя плавность воспроизведения зависит от сложности обработки видео и производительностью компьютера;
  • достаточно большое количество переходов, эффектов и генераторов изображения (в том числе и для наложения титров и текста) в комплекте, и есть возможность подключения дополнительных наборов эффектов (например, Boris Red, ProDAD Heroglyph);
  • мощные возможности по записи, многодорожечному сведению и обработке звука, большой набор звуковых эффектов для обработки (эквалайзеры, компрессоры, эхо и др.), также есть возможность «растягивания» звука по длительности с сохранением высоты звучания;
  • возможность создания «объемного» звука в формате 5.1, а также ввода (начиная с Vegas Pro 8-й версии) и вывода его в формате AC3 (Dolby Digital);
  • как для видео-, так и для звуковых эффектов и переходов параметры обработки можно сделать динамически изменяемыми во времени: задать профиль их изменения на дорожках, что дает практически неограниченные возможности по обработке;
  • возможность ускорения/замедления видео (наложение профиля скорости воспроизведения на видеоклипы);

Безусловно, стоит отметить и некоторые недостатки программы:

  • программа не имеет русскоязычного интерфейса (впрочем, к сожалению, его нет и у абсолютного большинства других программ для работы с видео), хотя в сети можно найти неофициальные русификаторы для разных версий;
  • на момент написания данной статьи программа не умеет сохранять без пересжатия видео в формате AVCHD (надеемся, что эта возможность появится в будущих версиях);
  • набор эффектов, а особенно возможностей по наложения текста на видео, может оказаться недостаточным для «продвинутого» пользователя, в таком случае потребуется установка дополнительных наборов эффектов и генераторов изображений (например, известные пакеты Boris Red, ProDAD Heroglyph);
  • некоторые отмечают не очень высокое качество ускорения/замедления интерлейсного (чересстрочного) видео по сравнению с некоторыми другими видеоредакторами и специализированным программами (впрочем, в большинстве случаев это не имеет особенного значения, и для абсолютного большинства людей это несущественно), подробнее об этом рассказано в о замедлении видео;
  • на момент написания данной статьи известны проблемы при использовании в одном проекте большого количества файлов с видео высокой четкости (HDV): при этом происходит высокий расход физической памяти компьютера (впрочем, то же известно и про другие редакторы, в частности Adobe Premiere Pro). Надеемся, что в будущем эти проблемы будут устранены разработчиками;
  • в отличие от Adobe Premiere, нет тесной интеграции с продуктами Adobe Creative Suite (Photoshop, Adobe After Effects и др.), что может быть существенно для профессионалов (впрочем, они вряд ли сменят свой инструмент на другой).

Перечисленные недостатки для большинства любителей домашнего видеомонтажа, скорее всего, несущественны, и с лихвой перекрываются достоинствами, в особенностью удобством, устойчивостью в работе, стабильностью и качеством получаемого результата. Тем, кому немаловажно иметь качественный и удобный инструмент для монтажа видео, предлагаем приступить к чтению описания работы с программой.

2. Начало работы

В данной статье для определенности описывается работа с SD-видео в формате DV (видео, снятое видеокамерами MiniDV и Digital8), но в целом стиль работы никак не зависит от формата видео, и все приведенные сведения справедливы и для других форматов (в частности, HDV, MPEG2, либо видео, захваченного ТВ-тюнерами или прочими устройствами захвата). Кроме того, поскольку интерфейс программы почти не изменяется, начиная с 4-й, а то и 3-й версии, то большинство рекомендаций справедливо для любой версии программы.

В нашей стране большинство видеокамер соответствуют ТВ-стандарту PAL, поэтому после запуска программы Sony Vegas создадим проект такого формата. Для этого вызовем меню File/ New , и в появившемся окне создания нового проекта New Project выберем в списке Template (шаблон) формат PAL DV :

При этом автоматически будут выбраны размер и частота кадров, а также порядок следования полукадров (полей) Lower field first . Рекомендуется сразу включить некоторые опции:

  • Full- resolution rendering quality : качество рендеринга конечного видео - выбрать Best (лучшее);
  • Motion blur type : тип «размытия» движений (только в обработанных движением участках видео) - выбрать Gaussian;
  • Deinterlace : метод деинтерлейсинга видео - лучше выбрать None и деинтерлейсинг не делать без особенной необходимости (подробнее причины этого описаны в );
  • Prerendered files folder : папка для файлов промежуточного просчета - лучше выбрать какую-нибудь временную папку на несистемном диске (впрочем, как было сказано во введении, эта папка обычно всё равно не используется, если не делать предварительный просчет переходов и видеоэффектов);

В случае, если требуется создать проект другого формата (например, HDV), нужно выбрать соответствующий шаблон в списке Template .

Желательно сразу включить опцию Start all new projects with these settings , и все последующие проекты будут сразу создаваться с указанными настройками. Рекомендуется также указать следующие параметры звука в закладке Audio:

Для удобства отображения меток времени лучше выбрать формат Time & Frames в закладке Ruler :

После этого можно нажать кнопку OK и приступить к работе над созданным проектом. Созданный проект рекомендуется сразу же сохранить командой меню File/Save As…

3. Описание главного окна

Те, кто ранее уже работали или хотя бы пробовали работать со старыми версиями Vegas, при первом запуске 8-й версии программы могут обнаружить, что главное окно выглядит непривычно: монтажный стол (или таймлиния, timeline) находится в нижней части главного окна, а не в верхней. Чтобы это изменить, нужно открыть окно настроек (меню Options/Preferences ), выбрать закладку Display и отключить опцию Display timeline at bottom of main window . После этого монтажный стол будет расположен в верхней части окна программы.

Главное окно программы состоит из нескольких основных частей (сверху вниз):

  • меню и панель инструментов с иконками (toolbar);
  • окно текущего времени Time Display, правее которого находится линейка времени;
  • собственно монтажный стол (timeline) с видео- и звуковыми дорожкамиверсии Pro их количество неограничено);
  • бегунок скорости воспроизведения Rate, позволяющий осуществлять предварительный просмотр проекта как с обычной скоростью (однократной, 1), так и с кратностью от -20 до +20 (отрицательная скорость означает обратную прокрутку);
  • полоса прокрутки проекта, позволяющая также изменять масштаб просмотра проекта (подведите курсор мыши к левому/правом краю «бегунка» и потяните его влево-вправо с нажатой левой кнопкой мыши);
  • под полосой прокрутки находятся кнопки управления воспроизведением: зацикленное воспроизведение, старт/стоп, пауза, переход к началу/концу проекта, а также кнопка записи звука (если подвести курсор мыши к кнопке, над ней появится подсказка с указанием того, какую кнопку на клавиатуре нужно нажать для осуществления того же действия);
  • справа от полосы прокрутки находятся кнопки изменения масштаба просмотра проекта как по горизонтали, так и по вертикали (также есть кнопка Zoom Tool, позволяющая «обвести» мышью нужную часть монтажного стола для ее детального просмотра целиком);
  • окно с несколькими секциями (переключаются закладками внизу): проводник (Explorer, аналогичный проводнику Windows), Trimmer (окно «обрезки» клипов), Project Media (список исходных файлов проекта - в ранних версиях программы эта секция называлась Media Pool), Media Manager (менеджер исходных файлов), Transitions (монтажные переходы), Video FX (видеоэффекты), Media Generators («генераторы» изображения, в том числе для наложения текста на видео);
  • индикатор и регулятор уровня воспроизведения звука (Mixer);
  • окно предварительного просмотра видео (Video Preview).

Таково содержимое окна программы по умолчанию. Главное удобство интерфейса программы заключается в том, что практически любую секцию можно «перетащить» мышью за заголовок и поместить в другом месте окна, изменив её размер, как удобно пользователю. При наличии двух мониторов любую секцию также можно «перетащить» на второй монитор, что дополнительно повышает удобство работы. Если же какая-то секция не нужна, ее можно закрыть нажатием крестика в ее верхнем правом углу, а при необходимости - показать заново с помощью команд меню View.

Если видео, которое нужно смонтировать, уже находится на жестком диске, следующий раздел можно пропустить. Если же видео еще нет на жестком диске, его можно ввести с устройства видеозахвата либо с цифровой видеокамеры.

4. Захват видео

Модуль захвата вызывается командой меню File/Capture Video . Он позволяет осуществлять захват видео с практически любых устройств, включая тюнеры, платы видеозахвата, цифровые видеокамеры. При первом вызове команды программа предложит выбрать формат захвата (DV или HDV - выберите нужный в зависимости от того, какая используется камера), а также задать папки, в которые будут помещаться введенные видеофайлы. Лучше всего перед каждым захватом указывать папку, в которой находится и сам монтажный проект (файл с расширением.veg).

Захват по умолчанию осуществляться с автоматической разбивкой видео на сцены. Начало очередной сцены определяется моментом запуска съемки камерой, а конец - остановки съемки. При этом каждая сцена будет помещена в отдельный видеофайл (для формата DV это файл с форматом контейнера AVI, для HDV - с форматом MPEG2 Transport Stream, файл с расширением m2t).

Для DV/HDV-камер захват видео осуществляется автоматически - программа сама запустит камеру по запуску ввода и остановит по окончанию записи на кассете (естественно, ввод при необходимости можно остановить и вручную). Следует отметить, что для цифровых видеокамер осуществляется фактически не захват, а просто копирование видео- и звуковых данных «как есть» в цифровом виде, без какой-либо обработки, пересжатия и потерь качества.

По окончанию захвата программа предложит добавить все полученные файлы в окно с исходными файлами проекта (Project Media), откуда они легко могут быть добавлены на монтажный стол простым перетаскиванием мышью.

Следует отметить, что для современных видеокамер на жестком диске (HDD), DVD и Flash не требуется захват видео как таковой. Данные с носителя видеокамеры можно перенести в компьютер простым копированием либо с DVD-диска, либо с камеры как съемного дискового носителя, подключив ее по интерфейсу USB. Иногда это осуществляется с помощью программного обеспечения, прилагаемого к камере. Подробнее о том, как это сделать для конкретной камеры, обычно написано в руководстве пользователя и/или в описании программного обеспечения, идущего в комплекте.

Для DVD-камер Sony скопировать видео в компьютер и монтажный проект Vegas можно с помощью команды меню File/Import/DVD Camcorder Disc.

Модуль захвата позволяет также вывести видеофайл обратно на ленту камеры (при условии, если формат файла точно соответствует формату камеры, и в ней не заблокирован цифровой вход). Для этого в меню View нужно переключиться в режим Print to Tape, а затем воспользоваться командами меню Transport/Print to Tape.

Если нужно вывести на ленту результат монтажа проекта, то для этого в основной программе Sony Vegas нужно воспользоваться командами меню Tools/Print Video to Tape (для DV-камеры) или Tools/Print Video to HDV Tape (для HDV-камеры).

Естественно, для ввода видео с DV/HDV-камер можно воспользоваться и сторонними программами для захвата - например, ScanalyerLive для DV.

Однако, для ввода HDV рекомендуется пользоваться именно встроенными средствами. Различные источники сообщают, что HDV-файлы, введенные с помощью программы HDVSplit, могут вызвать проблемы при монтаже и даже выход Sony Vegas из строя, т.к. HDVSplit генерирует не совсем корректные m2t-файлы. Надеемся, что в будущих версиях программ это будет исправлено.

5. Встроенный учебник

В 8-й версии Vegas появился замечательный встроенный учебник по работе с программой. Это не просто руководство пользователя в виде статичного текста, как в большинстве других программ. Это набор интерактивных уроков, позволяющих изучить устройство элементов интерфейса программы в действии, а также основные приемы работы, применяемые в монтаже (причем, эти приемы могут пригодиться и при работе с другими программами). Если читатель знает английский язык, то этот учебник может существенно облегчить освоение программы.

Учебник вызывается командой меню Help/Interactive Tutorials . В появившемся окне нужно выбрать урок по названию (например, An Overview of Vegas - общий обзор элементов программы), и далее он будет представлен в виде последовательности страниц с инструкциями, с переходом между ними кнопкой Next . Наглядность этих инструкций повышается за счет того, что если в тексте упоминается какой-либо элемент окна программы, то он обводится красной рамкой. Причем, если элемент был выключен (скрыт), то будет предложено осуществить действие (например, вызвать пункт меню), которое позволяет этот элемент активировать (показать).

Кроме того, в некоторых шагах пользователю предлагается самому осуществить различные действия: нажать какую-либо кнопку, щелкнуть по заголовку окна, вызвать команду меню, осуществить действие с клипом на видеодорожке и т.п. И урок не будет продолжен, пока пользователь не осуществит требуемое действие. Поскольку тут же приводятся пояснения, для чего это нужно, и что получится в результате, процесс освоения программы становится простым и наглядным, а действия - легко запоминающимися. Можно сказать, что учебник представляет собой не просто набор инструкций, а виртуального учителя, на примере показывающего нужную последовательность действий.

Для многих главным недостатком учебника (да и самой программы) является то, что он, к сожалению, представлен только на английском языке. Надеемся, что следующие разделы данной статьи помогут в какой-то мере компенсировать этот недостаток, и позволят разобраться в основах использования Vegas для быстрого и эффективного видеомонтажа.

6. Начало монтажа

Когда программа запущена, первым делом следует в секции проводника (Explorer) найти папку с исходными видеофайлами (например, введенными с видеокамеры). При выборе файла щелчком мыши программа пытается получить информацию о формате файла, и если это удается (т.е. формат поддерживается программой), то ниже показывается формат видео и/или звука, а также их длительность:

Если формат файла не поддерживается, то надписи с информацией о формате не появляется, а если возникли проблемы при определении формата, то в поле формата появляется надпись: «Stream attributes could not be determined». Обычно это означает, что для формата видео или звука в файле не установлено соответствующего кодека (Vegas, как и другие монтажные программы, поддерживает кодеки стандарта Video for Windows для видео и Audio Compression Manager для звука, но не поддерживает DirectShow-декодеры). Для файлов формата MPEG2 должен быть установлен и зарегистрирован MPEG-плагин компании MainConcept. В последних версиях Vegas для поддержки MPEG-файлов необходимо предварительно установить программу DVD Architect.

Иногда бывает, что кодеки установлены, но формат AVI-файла без каких-либо очевидных причин в программе не распознается. Такое случается, если заголовки в файле не совсем корректны (не полностью соответствуют стандарту Video for Windows). Это можно исправить, если открыть AVI-файл в программе и сохранить в новый в режиме прямопотокового копирования (выбрать Direct Stream Copy в меню Video и Audio). После такой операции файл обычно открывается успешно (конечно, при наличии нужных кодеков для видео и звука в системе).

Если атрибуты файла определены, то его можно перетащить мышью на монтажный стол. На нём будут автоматически созданы соответствующие дорожки для видео и/или звука (в зависимости от того, какие данные есть в файле). В случае, если в файле есть и видео, и звук (например, AVI-файл с DV-камеры или с фильмом), то видео и звук автоматически попадают в группу из двух клипов, перемещаемых вместе. Чтобы обрабатывать их по отдельности, группу нужно сначала разделить (об этом ниже). Для звука будет построена волновая картинка, что потребует некоторое время (зависит от длительности звука в файле). При этом рядом с исходным файлом будет создан файл с расширением.sfk, в котором и хранится волновая картинка, и впоследствии этот же файл будет открываться (например, в другом монтажном проекте) практически мгновенно, т.к. заново строить волновую картинку звука больше не нужно.

Если выбрать сразу много файлов в секции Explorer, и перетянуть их мышью на монтажный стол, то они будут автоматически добавлены на дорожки в виде последовательности клипов. Таким образом можно осуществить простейший монтаж «встык» с перекрытием клипов - по месту стыковки клипы будут перекрываться друг с другом «внахлест». Величину перекрытия можно задать в окне Options/Preferences, закладка Editing, с помощью параметра Amount группы Cut- to- overlap conversion - он определяет, на сколько кадров видеоклипы будут перекрываться (если указать 0, то перекрытия не будет). Также нужно разрешить автоматическое перекрытие - включить опцию Automatically overlap multiple selected media when added . При этом можно указать, какой тип перехода будет использован между видеоклипами, выбрав его в списке Video default группы Envelope fade types . По умолчанию выбран тип перехода Smooth («перетекание», по-другому называется Dissolve), наиболее часто используемый при монтаже.

На видеодорожки можно помещать и изображения из графических файлов (поддерживаются все распространенные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, PNG и другие). При добавлении изображения автоматически формируется видеоклип с неподвижной картинкой, длительность которого по умолчанию задается параметром New still image length в том же окне настроек. Если задана ненулевая величина перекрытия клипов (см. выше), то клипы, полученные из картинок, также будут автоматически перекрываться друг с другом на заданную величину. Таким образом, задав нужную длительность, перекрытие и тип перехода, можно одним движением мыши получить слайд-шоу из картинок, «перетянув» их из секции проводника на видео-дорожку. Если же автоматическое перекрытие не нужно, отключите соответствующую опцию.

После того, как нужные файлы помещены на дорожки, можно перейти к собственно монтажу видео и звука.

7. Основы монтажа

В основном монтаж осуществляется так же, как и в других подобных программах: вертикальный курсор, перемещаемый курсором мыши или клавишами «влево/вправо», определяет текущую позицию на монтажном столе от начала проекта (то есть, от начала видеоматериала, который получится в результате монтажа). Соответствующий этой позиции кадр показывается в окне предпросмотра Video Preview, а при нажатии «пробел» или кнопки «Play» запускается воспроизведение с этой позиции. Изменить масштаб просмотра проекта можно нажатием клавиш «вверх/вниз», либо с помощью колеса мыши. При нажатой клавише «Shift» колесо мыши осуществляет прокрутку окна проекта влево-вправо с сохранением текущей позиции времени в проекте, а при нажатых клавишах «Shift» и «Ctrl» - перемещает текущую позицию аналогично клавишам «влево/вправо».

Выбор нужного клипа (в программе клипы условно называются «событиями», или Events) осуществляется щелчком мыши по ним. Если нужно выбрать одновременно несколько клипов, то нужно щелкнуть по ним последовательно с зажатой клавишей «Shift». Чтобы исключить клип из выборки, нужно щелкнуть по нему еще раз вместе с «Ctrl».

Рассмотрим простейшие операции, осуществляемые при монтаже видео .

  • Можно разрезать клип(ы) на монтажном столе по текущей позиции нажатием клавиши «S» на клавиатуре, и удалить ненужный кусок (клип), щелкнув по нему мышью и нажав клавишу «Delete».
  • Если нужно «подрезать» начало или конец клипа, то нужно подвести курсор мыши к левой или правой границе прямоугольника клипа, курсор поменяет форму на прямоугольник со стрелкой. После этого можно нажать левую кнопку мыши и «потянуть» край клипа в нужную сторону. Можно предварительно выбрать место, до которого нужно переместить край клипа, установив туда текущую позицию щелчком мыши и/или стрелками влево-вправо, тогда при «перетягивании» край клипа «прилипнет» точно к нужному месту. Также «отрезать» ненужную часть клипа можно, предварительно разрезав клип в нужном месте, а затем выбрав щелчком мыши ненужную часть и удалив ее с помощью клавиши «Delete».
  • Если нужно переместить клип или группу клипов на дорожке влево/вправо, нужно выделить его щелчком мыши и «потянуть» в нужную сторону с зажатой левой кнопкой мыши. Если нужно переместить несколько клипов, которые не объединены в группу (см. ниже), их нужно сначала выбрать щелчком мыши с зажатой клавишей «Shift».
  • Если нужно объединить набор клипов в группу, их нужно последовательно выбрать щелчком левой кнопки мыши по каждому, удерживая нажатой клавишу «Shift», и нажать на клавиатуре клавишу «G». После этого вся группа клипов будет перемещаться, как единое целое. Как уже было сказано ранее, при добавлении в проект файла с видео и звуком появляется два клипа (один с видео, другой - со звуком), сразу объединенные в группу. Если, например, «подрезать» (см. выше) начало одного из этих клипов (например, с видео), то автоматически будет «подрезаться» и второй клип (со звуком). Если нужно разделить видео и звук, и работать с ними по отдельности, то группу нужно сначала разгруппировать.
  • Если нужно удалить клип из ранее созданной группы, нужно выделить его щелчком мыши и нажать «U». Если же нужно разгруппировать все клипы группы, нужно нажать над одним из клипов правую кнопку мыши и нажать «Ctrl+U». Также команды для работы с группой доступны в меню «Group» по нажатию правой кнопки мыши над клипом.
  • Простейший эффект, применяемый в монтаже - т.н. FadeIn, или плавное «проявление» видео из «темноты», а звука - из тишины. Такой эффект часто применяется в начале какого-либо сюжета (например, всего видеофильма). Противоположный эффект, называемый FadeOut, применяется к концу сюжета. Чтобы применить FadeIn к началу какого-либо клипа, подведите курсор мыши к левому верхнему краю прямоугольника клипа на дорожке, пока курсор не примет форму дуги со стрелками влево-вправо. Теперь зажмите левую кнопку мыши и потяните мышь вправо - на начале клипа появится дуга, означающая наличие FadeIn.

Длительность эффекта определяется тем, насколько вы «перетянули» мышь вправо от начала клипа - после этого отпустите левую кнопку. Теперь в месте, где эффект заканчивается, имеется вертикальная линия - ее можно «перетягивать» мышью влево-вправо, изменяя длительность эффекта (величина показывается во всплывающей подсказке «Fade Offset»). Попробуйте воспроизвести клип с начала и посмотреть, как выглядит эффект, и подберите его длительность по своему замыслу.

Точно так же осуществляется применение эффекта FadeOut, только применяется он на правом верхнем крае прямоугольника клипа, и мышь нужно перемещать влево. Эффекты FadeIn/FadeOut могут независимо применяться и к звуку, задавая плавное изменение громкости звука от тишины до нормальной громкости, и наоборот.

Если нажать правую кнопку мыши над дугой, то в подменю Fade Type можно выбрать форму профиля эффекта. Форма влияет на плавность и скорость изменения громкости для звука либо прозрачности для видео. Поэкспериментируйте и выберите профиль, наиболее подходящий для конкретного случая (обычно форма профиля по умолчанию подходит в большинстве случаев).

  • Пожалуй, наиболее часто применямый эффект при монтаже - переход одного клипа в другой, или Transition. Простейший, но и наиболее часто используемый тип перехода - плавное «перетекание», или «Cross Dissolve». Если между двумя клипами имеется пропуск (пустой промежуток на дорожке), сначала переместите клипы «встык» друг к другу, перетащив второй клип так, чтобы его начало «прилипло» к концу первого клипа:

Затем переместите (щелчком мыши по нужному месту, или клавишами «влево/вправо») текущую позицию (вертикальный курсор) влево от конца первого клипа к тому моменту, где должно начаться «перетекание», - например, на секунду раньше конца первого клипа:

Щелкните мышью по середине второго клипа и, зажав левую кнопку мыши, потяните клип влево так, чтобы его начало «наложилось» на конец первого клипа. Перемещайте клип до тех пор, пока его начало не «прилипнет» к текущей позиции, точно встав на нужное место:

Поверх перехода будет показана его длительность в секундах. Обратите внимание, что нужно перемещать именно весь второй клип, а не его левый край. Это тоже даст эффект перехода одного клипа в другой, но результат будет другим, т.к. длительность второго клипа изменится.

По умолчанию между клипами применяется эффект плавного перехода «Cross Dissolve», которого обычно достаточно в большинстве случаев (помимо простоты, он наименее навязчиво выглядит). Можно выбрать форму профилей перехода (как будет изменяться прозрачность для видео и громкость для звука в процессе перехода), нажав правую кнопку мыши над переходом, и выбрав нужное сочетание профилей в подменю Fade Type (всего доступно 25 вариантов).

Если же хочется применить другой эффект перехода, то довольно богатый их выбор («заворот листа», «шторки» и прочие) имеется в закладке «Transitions» внизу главного окна:

Слева находится список типов переходов, справа - некоторые типовые наборы эффектов (Presets, предустановки) для выбранного перехода. Если подвести курсор мыши к какой-либо иконке, то ее анимация наглядно продемонстрирует, как именно выглядит выбранный эффект. Буквами A и B условно показаны соответственно первый и второй клипы, между которыми осуществляется переход.

Чтобы применить какой-либо эффект, сначала осуществите «наложение» двух клипов друг на друга (см. выше), затем выберите нужный эффект в окне Transitions, и «перетяните» мышью иконку эффекта на переход между клипами. Это можно осуществлять сколько угодно раз, применяя разные эффекты перехода, чтобы выбрать наиболее подходящий. Некоторые типовые переходы можно быстро применить, установив текущую позицию на переход между клипами, и нажимая клавиши «/», «*», «-» на малой (цифровой) клавиатуре, либо, нажав правую кнопку мыши над переходом, выбрать нужный переход в подменю Transition.

Если подвести курсор мыши к крестообразной иконке в правой части перехода между клипами на дорожке (появится надпись «Transition Properties»), то щелчок по ней позволяет вызвать окно настроек параметров перехода:

У каждого типа перехода свои параметры, и в рамках данной статьи невозможно описать их все. Отметим только, что изменение параметров переходов позволяет получить неограниченное разнообразие эффектов. Настроенный набор параметров можно сохранить в Preset, и в окно выбора эффектов будет добавлена соответствующая иконка, позволяющая быстро применить сохраненный эффект.

Перечисленный набор операций (перемещение, разрезание, удаление, «подрезка» клипов, применение FadeIn/FadeOut, а также переходы между клипами) составляют основу практически любого, даже простейшего нелинейного монтажа.

Во второй части статьи мы рассмотрим более сложные операции, осуществляемые при монтаже. Обычно они требуются реже, но часто ставят в тупик начинающих, которым приходится применять такие операции впервые.