Информационная архитектура. Информационная архитектура: ультимативное руководство по IA — Сибирикс

Простыми словами, информационная архитектура – это структура всей, размещенной на вашем сайте или в приложении информации. Когда контент хорошо упорядочен, его легко понять, и по нему просто перемещаться. Подобно тому, как архитектор начинает с чертежей здания, а затем приступает к выбору цвета, дизайнеры должны начинать с создания информационной архитектуры.

По сути, любой цифровой продукт, веб-сайт или приложение – это просто набор информации. Создание информационной архитектуры состоит из организации этой информации таким образом, чтобы она стала максимально понятной.

Приложение или веб сайт с хорошей информационной архитектурой логичен. Это как и в строительстве – если мы обдумаем где будут расположены основные опоры, то получим прочный фундамент. А если у нас будет прочный фундамент, то можно не бояться, что в процессе постройки наше здание развалится.

Пример

Возьмем, для примера, Spotify. Можно разобрать UI, и посмотреть на лежащую в его основе информационную архитектуру.

Почему информационная архитектура так важна?

Если вам нужен чистый дизайн, то начните с чистой информационной архитектуры. Если мы как следует обдумаем этот этап, то упростим работу пользователю. Архитектуру приложения нужно рассматривать не как набор страниц и пикселей, а скорее, как набор абстрактных мыслей: существительных и глаголов. Ничего более.

Таким образом мы быстро поймем, что приложение или веб сайт – это всего лишь набор информации. То, как мы организуем эту информацию, определит то, как люди будут по ней перемещаться, и как они будут ее потреблять.

Процесс похож на составление мысли, предложения, или идеи. Расположение существительных и глаголов в предложении определяет то, как будет передана наша мысль.

В приложении всё точно так же. Приложение – это всего лишь набор существительных и глаголов. «Элементы» и «действия, которые я могу над ними произвести». Существительные имеют очень большое значение. Они составляют собой вселенную вашего приложения. Существительные могут быть такими:

  • Песни
  • Папки
  • Пользователи
  • Фотографии
  • Рестораны
  • Деньги
  • Друзья

С другой стороны, глаголы – это действия, которые пользователь может провести над существительными. Вот пера примеров:

То есть, в приложении, мы можем следовать определенному шаблону действий. Большая часть экранного пространства (почти 80%) посвящена «существительным», а меньшая его часть посвящена «глаголам».

Хорошая информационная архитектура универсальна

Со временем мы заметим, что хорошая информационная архитектура универсальна. Определенные принципы и паттерны всегда преобладают. Самое очевидное – элементы основной навигации вашего приложения должны состоять из самых важных действий. В случае со Spotify, это “Home”, “Browse”, “Search”, “Radio”, и “Your Library”. А какие действия важны в вашем приложении? Постарайтесь сократить их до 3-5 элементов.

Самое интересное начинается тогда, когда мы понимаем, что информация сама хочет делиться на схожие структуры. Например, когда мы углубляемся в информационную структуру приложения, мы продвигаемся от большого набора элементов, к какому-то конкретному одному.


Несмотря на то, что UI приложения изменился, его информационная архитектура осталась прежней

Образующиеся шаблоны

Когда мы создадим достаточное количество сайтов, приложений, и цифровых продуктов, мы начнем понимать, что эти информационные структуры, на каком-то уровне, ничем между собой не отличаются. Меняется только название информации. Структура, по сути, безразлична к содержащейся в ней информации.


Музыка…
такая же, как и фотографии…
которые ничем не отличаются от остального

Всё одно и то же!

Итак, мы начнем со структуры. Затем, по мере наполнения этих контейнеров информацией, мы можем начать настраивать ее отображение, чтобы дать пользователю понять, какая информация в них содержится. То есть, более визуальная информация, вроде фотографий, будет представлена иначе, чем информация, основанная на данных.

Советы по созданию хорошей, чистой информационной архитектуры

1. Внимательно относитесь к тому, что важно (и к тому, что нет)

Не бойтесь снизить важность каких-то элементов, если это приведет к увеличению важности других. Такой контраст важен, если вы стремитесь к ясности. Избавьтесь от информации где это возможно, и минимизируйте ее там, где невозможно.

2. Думайте об информации, как об «информационных пакетах»

Подумайте, какие элементы можно соединить. Например, информации о пользователе самое место в разделе его профиля.

3. Не бойтесь пересматривать и менять что-то в своей информационной архитектуре

По мере роста вашего приложения или сайта, перепроверяйте его информационную архитектуру на предмет возможных улучшений. Многие команды часто этим пренебрегают, думая что-то вроде «мы бы и хотели почистить информационную архитектуру нашего приложения, но у нас нет ресурсов на его полный редизайн». Думайте иначе. Ведь есть что-то, что можно с легкостью сделать для улучшения информационной архитектуры вашего продукта, тем самым улучшив его юзабилити.

Перевод статьи Джейкоба Руиза

Самым простым способом выяснить суть профессии для меня стало общение с соответствующими специалистами. Ниже приводятся некоторые высказывания информационных архитекторов.

Каждая цитата в какой-то мере помогает вникнуть в суть профессии информационного архитектора. Но всё-таки после проведения собственного исследования я пришёл к выводу, что ни одно из этих высказываний не даёт полного представления об интересующей профессии. Информационный архитектор занимает нишу между графическим дизайнером , веб-дизайнером , проектировщиком опыта взаимодействия , разработчиком главной страницы и экспертом по юзабилити (я написал отдельные статьи о перечисленных профессиях). Фактически, работа всех этих людей связана с общей тематикой - ориентированным на пользователя дизайном (см. pdf Джесси Джеймса Гарретта об элементах опыта взаимодействия). Со временем круг обязанностей каждого из этих специалистов стал вполне конкретным. В отличие от графического/веб-дизайнера, который подбирает цветовую гамму, оформление, текстуру и т. д. для передачи определённого сообщения, информационный архитектор смотрит на архитектуру сайта с более практической стороны. Он может задаться вопросами: «Сколько посетителей приходит на Ваш сайт?», «Как ПО помогает пользователю систематизировать информацию?», «Каким образом пользователь узнаёт об этом ПО?», «Помогает ли эта информация потребителю (т.е. как она стимулирует его к принятию решения)?».

Чтобы ответить на эти вопросы, информационный архитектор должен сконцентрироваться на таких аспектах, как целевая аудитория, относящиеся к веб-сайту технологии, данные, которые планируется представить на сайте и (желательно) результаты первых юзабилити-тестирований сайта.

Эволюция информационной архитектуры

Информационные архитекторы - больше, чем просто дизайнеры, проектировщики или менеджеры проекта. Информационные архитекторы должны при выполнении своей работы черпать вдохновение, сотрудничая со специалистами из разных отделов компании. Обычно они начинают карьеру с должности дизайнера или работают среди дизайнеров. В какой-то момент они заинтересовываются предъявляемыми к дизайну сайта техническими требованиями и начинают работать в этом направлении. Лучшие информационные архитекторы сотрудничают сразу с несколькими отделами, связывая воедино все компоненты сайта. Они похожи на градостроителей или даже на обычных архитекторов. Они имеют общее представление о том, как и что работает, но для более детального изучения отдельных аспектов работы системы им приходится выходить за границы своей области знания.

Возможно, Вы сами находитесь в похожей ситуации или думаете над тем, можно ли назвать Вас информационным архитектором, судя по выполняемым обязанностям. Если Вам не терпится сделать выводы, советую пройти тест « ?».

Реализация ваших идей по дизайну

Чтобы понять, как информационный архитектор управляет проектом, можно представить себе, что обычному архитектору предлагают поработать над зданием после того, как оно уже построено. Хотя такое предложение кажется смешным, сегодня оно зачастую актуально. Даже после того, как самые хорошо спроектированные здания построены, они всё ещё могут подвергаться изменениям. Стюарт Бренд освещает этот удивительный феномен в своей книге «Как учатся здания: что происходит после того, как они построены» (How Buildings Learn: What Happens After They’re Built). И снова, как бы абсурдно это ни звучало, мы обычно ставим информационных архитекторов в похожее положение - предлагаем им поработать над веб-сайтом после того, как другие самопровозглашённые информационные архитекторы уже его спроектировали. Это происходит потому, что большинство людей не знают о существовании альтернативы. Чем скорее Вы доверите свою идею дизайна проекта профессионалу, тем быстрее он претворит её в жизнь.

Учитывая всё сказанное, можно констатировать тот факт, что большинству проектов не требуется специалист, специализирующийся исключительно на информационной архитектуре . Это объясняется тем, что обязанности информационного архитектора схожи с задачами менеджера проекта, но не идентичны им. Профессиональный информационный архитектор необходим лишь в том случае, если Ваш сайт располагает большим количеством информации и особенно, если Вы предлагаете какой-нибудь необычный способ её обработки. Это актуально, если, к примеру, на Вашем сайте предлагается новый способ поиска книг.

Всем привет!

Как и обещала, сегодня мы продолжим разговор об оценке графического интерфейса, но на этот раз займемся информационной архитектурой.
Еще раз хочу подчеркнуть: то, что предыдущая статья посвящена визуальному дизайну, а эта – информационной архитектуре, ни в коем случае не означает, что в таком порядке нужно оценивать интерфейс. Как правило, на практике все эти проверки нельзя явно отделить друг от друга, но для начала, чтобы упростить понимание, мы разберемся по отдельности с каждым компонентом.
Все, о чем пойдет речь дальше, в большей степени касается веб-приложений, однако отдельные советы относятся и к другим информационным системам.

Итак, что же такое информационная архитектура? Определение, которое нравится мне больше всего, гласит:

«Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные ».

Если отбросить все лишние подробности, остается два главных аспекта:

- Организация информации;
- Обеспечение навигации по ней.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с сайтами, на которых не могли найти то, что вам нужно (хотя подозревали, что оно где-то есть)? Или с сайтами, на которых информации было настолько много в одном месте, что вы совершенно терялись в ее обилии? Если да, добро пожаловать в клуб.

Мы постараемся определить, как можно обнаружить проблемы, связанные с информационной архитектурой, и как их поправить. А чтобы не быть голословными, мы возьмем пример из реальной жизни и прочувствуем, что же такое эта самая информационная архитектура на практике.

Пример: за деревьями леса не видно

В качестве примера я хочу привести сайт БГУИР bsuir.by (да-да, его только ленивый не ругал).

При оценке информационной архитектуры в первую очередь нужно определиться, каким целям служит ваша система, и составить список задач, которые с помощью нее пользователи будут выполнять.

Для чего большинство студентов заходит на сайт университета? Как правило, за следующим:

Посмотреть расписание занятий и экзаменов;
- Узнать о важных событиях и новостях в жизни университета;
- Посмотреть информацию о преподавателях (как зовут, какая кафедра, где искать);
- Уточнить какие-то организационные вопросы (куда и в каком формате подавать те или иные документы).

Если с расписанием еще более-менее (хотя на главной странице никаких новостей о том, что оно появилось или обновилось не отображается, а для магистрантов оно запрятано так, что еще поискать нужно), то по всем остальным пунктам ситуация печальная. События и «горячие» новости публикуются на главной, что замечательно. Однако важные объявления появляются только в глубоко запрятанных разделах (отдельно для факультетов, кафедр и магистратуры). С преподавателями еще печальнее: если нерадивый студент не может вспомнить факультет или кафедру, ему придется последовательно облазить все страницы. А если он к тому же помнит только название предмета, вообще считай пропало. Поиск в этом случае ему не помощник: навскидку при попытке искать троих преподавателей с моей любимой кафедры (замечу, не самых малоизвестных – у каждого еще и список публикаций, в которых повторяются их ФИО) поиск мне выдал «Ничего не найдено… ». И это при том, что я искала по полному сочетанию ФИО!

Если знать, где искать, все эти люди находятся за 4 клика. А если не знать, их просто не существует на сайте.

UPD : Как оказалось, недавно на сайте bsuir.by появился поиск по преподавателю . Его еще предстоит серьезно дорабатывать, но в целом тенденция не может не радовать.

Что касается документов… В том или ином виде ссылки на документы «размазаны» по разным частям меню. И ни одна из ссылок не подсказывает студенту, что он на правильном пути. Документы сгруппированы по типу (приказы, планирование (!), положения и т.п.), а не по целевой аудитории. Ну и, разумеется, поиск результатов не дает.

Ситуацию могло бы спасти, если бы в меню был отдельный пункт «Студентам», куда бы были вынесены все наиболее востребованные для студентов разделы (кстати говоря, определить, какие это разделы, можно с помощью карточной сортировки, о которой стоит посмотреть презентацию ). Или нормально функционирующий поиск. А пока на сайте нет ни того, ни другого, он лучше подходит для иллюстрирования проблем с информационной архитектурой, чем для использования.

А как надо?

Теперь, когда вы ощутили масштаб трагедии, предлагаю познакомиться с несколькими нехитрыми советами, которые позволят вам проверить, насколько удачно организована информация в вашей системе. В соответствии с данным выше определением, автор которого, если мне не изменяет память, Луис Розенфельд, мы рассмотрим ИА в двух аспектах: навигация и организация информации.

1. Оцениваем навигацию

Неважно, как много полезных «фич» вы прикрутили к вашей системе: если пользователь не может их обнаружить, это равносильно их отсутствию. Поэтому понятная система навигации – это одно из обязательных условий для удобства системы.

На что следует обращать внимание:

1) Навигационное меню. Практически на любом сайте оно присутствует в том или ином виде. Если говорить о требованиях, которым оно должно соответствовать, можно выделить следующее:

Не изобретайте велосипед. Если на большинстве сайтов меню размещено сверху либо слева, это не потому, что никто не додумался поместить его снизу или справа. Пользователям привычно именно такое расположение, и именно в этих местах они будут его искать.

Расположение меню не должно изменяться при переходе от одной странице к другой.

Располагайте наиболее часто используемые пункты ближе к началу.

Навигационное меню должно быть визуально отделено от всего остального.

Выделяйте выбранный пункт меню.

Для тех, кто хочет узнать немного больше, советую почитать гайдлайны http://usability.gov/guidelines/index.html (раздел Navigation ).

2) В системе должен быть поиск . Возможно, я сейчас скажу очевидные для всех вещи, но, тем не менее: огромный процент пользователей перемещается в пределах сайтов и между ними, используя систему поиска. Для вас, скорее всего, привычнее открыть браузер, набрать желаемый сайт и перейти к нему. Однако большое число людей делают иначе: они открывают поисковую систему, например, Google, и набирают сайт прямо там, переходя к нему из результатов поиска.

На сайте же многие вообще не обращают внимание на навигационное меню и все перемещения осуществляют при помощи поиска. Поэтому если такой пользователь не видит на сайте поиска и по беглому взгляду на меню не понимает, где находится то, что ему нужно, велика вероятность того, что сайт будет покинут, даже если на самом деле там есть все необходимое.

Помимо облегчения навигации для пользователя, поисковые запросы можно анализировать впоследствии, для того, чтобы исследовать ваших пользователей. Это позволит выявить неожиданные проблемы с юзабилити и просто лучше понять свою аудиторию.

3) Поиск должен не только присутствовать, но и приносить пользу . Наличие поиска может компенсировать некоторые проблемы с навигацией, но только если поиск не является бесполезным рудиментом. Попробуйте в вашей системе поискать разделы, которые могут понадобиться пользователю (например, «регистрация» или «тарифный план») и посмотрите, какие результаты выдает поиск.

Еще одно замечание по поводу поиска: не стоит добавлять функцию «Искать в вебе»: не сомневайтесь, если пользователю захочется поискать нечто не на вашем сайте, а в вебе, он сделает это, использовав для этого свой любимый поисковик. Реализация такого поиска на сайте приводит к тому, что пользователи (зачастую – неожиданно для себя) перенаправляются на другие страницы, не говоря уже и о дополнительных багах.

И последнее: не забывайте показывать на странице результатов, по каким критериям поиск был выполнен.

4) Большинство пользователей приходят на сайты не через главную страницу . Это важно иметь в виду и стремиться к тому, чтобы на любой странице можно было понять, куда пользователь попал и куда может пойти.

Из этого пункта закономерно вытекает следующий:

5) На каждой странице должно быть ее название . Представьте, что вы оказались в незнакомом городе, у вас есть карта, но на домах отсутствуют номера и названия улиц. Неприятная ситуация, не так ли?

6) Главная страница (Landing Page) требует особого внимания . Главная страница – это та самая одежка, по которой встречают. Прежде всего, она должна давать пользователю информацию о том, куда он попал, что может здесь делать и куда отправиться. Если с первого взгляда на страницу пользователь не может ответить на вопрос «куда я попал» (или как вариант «оно мне надо?»), он для вас потерян. Другие полезные советы по домашним страницам можно почерпнуть и .

7) Ссылки должны быть заметными, понятными и предсказуемыми . Это означает, что пользователь должен с первого взгляда понимать, что перед ним: кликабельная ссылка или статический текст. В этом смысле лучше старых добрых синих ссылок ничего не придумано. Разумеется, можно использовать и другие цвета. Главное, чтобы ссылки можно было отличить от текста, а посещенные ссылки – от непосещенных.
Для понятности стоит добавить всплывающую подсказку. Что касается предсказуемости: если ссылка делает что-то отличное от перевода пользователя на другую страницу (например, инициирует скачивание файла), обязательно предупредите пользователя об этом.

8) Не стоит недооценивать второстепенную навигацию . Результаты некоторых исследований говорят о том, что пользователи часто используют второстепенную навигацию более активно, чем меню, особенно, если ссылки выглядят «заманчиво» и обещают отправить пользователя в увлекательное путешествие. Мораль такая: даже если вам кажется, что навигационного меню вполне достаточно, не поскупитесь на то, чтобы залинковать разные части сайта друг с другом и разместить ссылки прямо в контенте.

2. Информационная архитектура

В первой части статьи мы в основном обсуждали вопросы поиска и навигации. Сейчас мы переключимся на непосредственное представление и структурирование информации.

Итак, на что следует обращать внимание:

1) Формулировка текста . Здесь я руководствуюсь одним принципом. Представьте, что проектируете не программу, а поведение другого человека, и ваш пользователь будет взаимодействовать с ним. Как бы выражался «нормальный» человек? Едва ли он говорил бы фразочки в духе: «Отправка данных на сервер инициализирована ». Эффект, которого нужно добиться — вежливый собеседник, консультант, но никак не ментор или «умник».

Этот совет пересекается со следующим:

2) Не используйте незнакомую для пользователя терминологию . Мы все погрязли в айтишный мир и уже порой не замечаем, как используем словечки вроде «майлстоун», «маппинг», «драфт» и иже с ними. Однако – внимание – большинство наших пользователей – не такие, как мы. Они слабо себе представляют, что такое сервер. А слово «клиент» у них ассоциируются с человеком.
Поэтому вам нужно позаботиться о том, чтобы им было комфортно. Распрощайтесь с айтишным и любым другим жаргоном. Говорите на языке вашего пользователя, если хотите, чтобы он вас услышал.

3) Избегайте огромных полотен текста . Как советовал Стив Круг: «Избавьтесь от половины слов на каждой странице, затем уберите еще половину из того, что осталось ». У пользователей нет лишнего времени, чтобы заниматься чтением многострочной маркетинговой информации, выискивая для себя полезные сведения. Делайте текст сканируемым: разделяйте его на части, выделяйте ключевые моменты, используйте списки.

4) Избегайте неопределенных названий кнопок . «ОК» — это один из самых неудачных вариантов. Кнопка, как и любой другой элемент, инициирующий какое-либо действие системы, должна однозначно называть это действие. Это может быть, например, «Удалить», или «Отправить».

5) Всегда минимизируйте количество информации, запрашиваемой у пользователя . Не заставляйте пользователя предоставлять персональную информацию, которая не нужна для решения его задачи. Если вы собираете такую информацию, всегда аргументируйте, для чего именно она вам нужна и как будет использоваться.

6) Единообразие . Этот принцип работает и здесь. Все подписи к полям, всплывающие подсказки, инструкции, сообщения об ошибках должны быть написаны в едином стиле и появляться в одинаковых местах.

7) Иконки требуют особого внимания .
- не полагайтесь на иконки как единственный источник информации, всегда дублируйте его текстом (хотя бы во всплывающих подсказках).

Используйте привычные для пользователя обозначения. Например, иконка «Зеленый плюс» для многих ассоциируется с действием «Добавление объекта». Если вы такой иконкой обозначите, например, сохранение, это может запутать пользователя.

Следите за тем, чтобы иконки были выполнены в едином стиле. Если у вас нет дизайнера, который их разрабатывает самостоятельно, этого можно добиться, используя иконки из одного набора.

Избегайте использования слишком большого количества мелких элементов в иконках.

Иконка должна визуально выделяться на фоне всего остального.

8) Располагая элементы в списках, начинайте с наиболее часто используемых элементов . Или, на худой конец, используйте алфавитный порядок. Иначе с таким списком будет очень неудобно работать.

9) Группируйте по смыслу поля на формах . Особенно, если формы длинные. Это в разы облегчит заполнение.

Информационный дизайн

Конечно, нельзя говорить об информационной архитектуре, не упомянув информационный дизайн . Если ИА занимается содержанием, ИД ответственен за форму, в которой информация будет представлена. Разумеется, ИД заслуживает отдельной статьи, однако здесь я попытаюсь кратко перечислить основные положения:

1) Расположение подписей к полям . Согласно исследованию сайта UXMatters , наиболее удачный вариант расположение названия поля – непосредственно над ним. Следующий за этим вариант – слева от поля с выравниванием по правому краю.

4) Чем важнее элемент по смыслу, тем заметнее он должен быть на странице . Правило простое и, казалось бы, лежащее на поверхности. Однако, увы, зачастую оно игнорируется. В попытках приукрасить все элементы дизайнеры делают их визуально одинаково притягивающими взгляд, в итоге ни один из элементов по существу не выделяется, и важная информация теряется среди второстепенной. Это пересекается со следующим пунктом:

5) Уменьшайте визуальный шум. Просматривая макет графического интерфейса, не поленитесь в сотый раз подумать: «Действительно ли здесь нужен этот элемент, или можно обойтись и без него?» и смело отсекайте все лишнее.

На этом на сегодня и закончим. Статья получилась объемной, и я чувствую, что многое осталось за ее рамками. Так что буду рада продолжить обсуждение на форуме.
В следующей статье мы перейдем к оценке динамической составляющей – взаимодействия, и будем говорить уже не о макетах, но о прототипах и готовых системах.

7. Онлайн-инструмент для проведения карточной сортировки: http://websort.net/

10. Подборка статей о кнопках http://uxmovement.com/category/buttons/

Предыдущие статьи

Мы выстраиваем наше здание, а потом наше здание выстраивает нас.

Уинстон Черчилль

Какие черты зданий нас больше всего волнуют? Независимо от того, кто мы – знатоки архитектуры или обычные люди, наше эмоциональ ное состояние тесно связано с физическими строениями, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.

У каждого из зданий собственное назначение. Шумное кафе с доща тым полом и большими окнами, выходящими на главную улицу, пред ставляет собой идеальное место для короткой встречи за завтраком. Высотное здание из стали и стекла, с его смесью из «кубиклов»1 и офи сов, создает для своих обитателей энергичную атмосферу работы и со трудничества. Темный прокуренный бар с панельными металлически ми потолками и голыми кирпичными стенами оказывается убежищем от водоворота современной жизни. А средневековый готический со бор, украшенный гранитными скульптурами, витражами и башенка ми, устремленными к небу, вызывает одновременно ощущения смире ния и вдохновения.

Каждое здание служит своей уникальной цели. Архитектура, проек тирование, строительство, отделка и месторасположение играют важ ную роль в формировании общего впечатления. Все элементы должны

1 Кубикл (cube, cubicle) – отделенное невысокими перегородками рабочее пространство для каждого из сотрудников. Представляет собой недорогую альтернативу индивидуальным офисам, т. к. легко создается в больших по мещениях с помощью ширм и перегородок, что упрощает перепланировку своими силами и не требует участия строительной бригады. – Примеч. науч. ред.

работать вместе. В удачных постройках целое в совокупности превос ходит сумму составляющих его частей.

Почему мы начали книгу о веб сайтах с рассуждений о зданиях? Пото му что аналогия с архитектурой – мощный инструмент для знакомст ва со сложной многомерной природой информационных пространств. Как и здания, веб сайты обладают архитектурой, определяющей нашу работу с ними.

Некоторым веб сайтам присуща логическая структура, позволяющая нам найти ответ и выполнить задачу. В других сайтах отсутствует ка кая либо логическая организация, и попытки навигации по ним ока зываются тщетными. Не удается найти нужный товар, мы не можем найти отчет, найденный на прошлой неделе, или теряемся в корзине покупок интернет магазина. Такие веб сайты напоминают неудачные постройки: дома с протекающими плоскими крышами, кухни, в кото рых нет места для кухонного стола, офисные здания, в которых не от крываются окна, и лабиринты аэропортов с указателями, ведущими не туда.

Причины появления плохих зданий, как и плохих веб сайтов, кроют ся в сходных архитектурных просчетах. Во первых, часто архитекто ры не живут сами в тех строениях, которые проектируют. Они плохо понимают потребности своих заказчиков, и им не придется испыты вать на себе долгосрочные последствия неудачных решений. Во вто рых, создавать постройки, которые выдержат испытание временем, действительно трудно. Потребности меняются, и неожиданности воз никают сплошь и рядом. Стремление к стабильности должно сочетать ся с обеспечением гибкости и масштабируемости. Архитекторы часто сталкиваются со сложными техническими требованиями, противоре чивыми задачами и высоким уровнем неопределенности. Превратить этот хаос в порядок крайне трудно, и для этого требуются особые про ницательность и дальновидность.

Однако разработчикам веб сайтов не следует замыкаться в метафоре строительной архитектуры. В этой книге мы также будем говорить об информационной экологии, экономике информации, цифровых биб лиотеках и виртуальных сообществах. Из каждой аналогии мы возь мем все важное и отбросим несущественное.

Определение

Те, кто не знаком с этой областью, вероятно, все еще размышляют: что, собственно, такое информационная архитектура? Этот раздел ад ресован им.

ин·фор·ма·ци·он·ная ар·хи·тек·ту·ра сущ.

1. Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реали зованных в информационной системе.

2. Структурное проектирование информационного пространства, спо собствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содер жимому.

3. Искусство и наука структурирования и классификации веб сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информа ции и управления ею.

4. Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архи тектуры на цифровых просторах.

Вы рассчитывали, что определение будет одно? Что нибудь коротень кое и невинное? Несколько слов, в которых кратко схвачены суть и границы области информационной архитектуры? Размечтались!

В причине, по которой мы не можем сформулировать единственное, всемогущее и универсальное определение, лежит ключ к пониманию того, почему так трудно проектировать хорошие веб сайты. Речь идет о проблемах, внутренне присущих языку и представлению. Ни один документ не может всесторонне и точно представить замысел своего автора. Ни одно название или определение не могут целиком охватить смысл документа. И никакие два человека не воспринимают и не по нимают один и тот же документ, определение или обозначение одина ковым образом. Связь между словами и смыслом оказывается в луч шем случае ненадежной.1

Сойдем с нашей философской трибуны и обратимся к основам вещей. Раскроем шире наши определения и исследуем некоторые базовые понятия информационной архитектуры.

Информация

Термин «информация» употребляется нами для различения инфор мационной структуры и управления данными и знаниями. Данные (data) – это факты и цифры. Реляционные базы данных обладают высокой степенью организации и генерируют конкретные ответы на конкретные вопросы. Знания (knowledge) – это то, что находится

в головах у людей. Специалисты по управлению знаниями разраба тывают инструменты, процедуры и стимулы для коллективного ис пользования этих знаний. Информация (information) занимает не которое промежуточное место. Информационные системы часто не могут дать единственного «правильного» ответа на заданный во прос. Нас будет интересовать информация, представленная в лю бых формах и объемах: веб сайты, документы, программные при ложения, графика и т. д. Нас также интересуют метаданные : тер мины, описывающие и представляющие такие объекты содержимо го, как документы, люди, процедуры и организации.

1 Юмористический взгляд на коварства английского языка можно найти

в книге Билла Брайсона (Bill Bryson) «The Mother Tongue: English & How It Got That Way».

Структурирование (structuring), организация (organizing) и предме+ тизация (labeling)

Это то, что лучше всего удается информационным архитекторам. В структурирование входит выбор степень детализации1 для «ин формационных атомов» сайта, и устанавливаются отношения меж ду ними. Организация состоит в объединении этих компонентов в отдельные смысловые категории и темы. Предметизация заклю чается в определении названий этих категорий и ведущих к ним на вигационных ссылок.

Поиск и управление

Возможность найти информацию – решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии най ти нужные им сведения, просматривая веб страницы, выполняя по иск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся. Но недостаточно лишь ориентироваться на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура долж на приводить в равновесие потребности пользователей и задачи биз неса. Большое значение имеют эффективное управление содержи мым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.

Искусство и наука

Такие дисциплины, как эргономика и этнография, позволяют вне сти строгость научных методов в анализ потребностей пользователей и их поведения при поиске информации. Наши возможности в изучении шаблонов поведения пользователей и совершенствова нии своих веб сайтов неуклонно растут. Однако практическая рабо та в области информационной архитектуры никогда не будет сведена исключительно к механическим действиям – слишком велики неод нозначность и сложность. Информационные архитекторы должны полагаться на свой опыт, интуицию и творческий подход. Они долж ны быть готовыми идти на риск и доверять своей интуиции. В этом и состоит «искусство» информационной архитектуры.

Глиняные таблички, свитки, книги и библиотеки

Люди веками занимались структурированием, организацией и пред метизацией информации. Еще в 660 г. до н. э. глиняные таблички ас сирийского царя были разложены по темам. В 330 г. до н. э. библиогра фия Александрийской библиотеки была размещена на 120 свитках.

1 Уровень детализации (granularity) означает степень обобщения при разби ении информации на фрагменты или их относительный размер. Различные уровни детализации могут быть такими: отдельный номер журнала, ста тья, абзац, предложение.

В 1873 году Мелвил Дьюи (Melvil Dewey) придумал «десятичную сис тему Дьюи» для организации и упрощения доступа к неуклонно расту щему количеству книг.

В наше время большинство людей знакомы с основами организации ин формации по опыту работы с книгами и библиотеками. В табл. 1.1 по казано применение понятий информационной архитектуры (ИА) к ми ру печатного слова и к World Wide Web.

Таблица 1.1. Различия между книгами и веб+сайтами

Понятие ИА

Веб сайты

Элементы

Обложка, заглавие,

Главная страница, панель нави

главы, разделы, страницы,

номера страниц, оглавление,

жимого, карта сайта, предмет

предметный указатель.

ный указатель, поиск по сайту.

Измерения

Двумерные страницы, пред

Многомерное

информационное

ставленные в последователь

пространство

с гипертекстовой

ном линейном порядке.

навигацией.

Осязаемые и конечные, с чет

Слабо осязаемые, нечеткие, че

кими началом и окончанием.

рез которые информация «про

сачивается» на другие сайты.

Если перейти от единичных книг к книжным собраниям, то сравнение становится еще интереснее. Представим себе книжный магазин, в ко тором нет никакой организационной структуры. Тысячи книг просто свалены в огромные стопки на столах. Такие магазины действительно существуют, например Gould’s Book Arcade в Ньютоне, Австралия. Он показан на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Книжный магазин Gould’s Book Arcade (фотография любезно предоставлена Сетом Гордоном)

С философской точки зрения можно допустить, что такое случайное нагромождение книг дает возможность с облегчением оторваться от строгого порядка повседневной жизни. И в этом книжном магазине действительно можно с увлечением рыться в книгах, делая неожидан ные находки. Но если вы пришли в поисках конкретной книги или вас интересует определенный автор или тема, то вам гарантирован долгий и мучительный поиск иголки в стоге сена.

Сравните хаос этого магазина с порядком, царящим в библиотеке (рис. 1.2). Даже на первый взгляд контраст разителен. Присмотревшись же, вы обнаружите, что библиотека – это не просто склад для книг, жур налов и музыкальных записей. В ней есть сложные системы и хорошо обученные профессионалы, которые действуют незаметно и отбирают, оценивают, помечают, описывают, структурируют и организуют кол лекции, чтобы читатели библиотеки могли найти требуемое для них. Несмотря на то, что информационная среда библиотеки строго органи зована, предметно ориентированный подход, характерный для десятич ной системы Дьюи и схемы классификации Библиотеки Конгресса, до пускает также исследовательский просмотр и случайные открытия.

Рис. 1.2. Просмотр книг в библиотеке (фотография любезно предоставлена http://intergate.sdmesa.sdccd.cc.ca.us/lrc/stacks.jpg)

Кратко можно сказать, что основной путь увеличения ценности печат ных материалов библиотеками и библиотекарями состоит в размеще нии этих материалов в строгом порядке, созданном по правилам ин формационной архитектуры и облегчающем доступ к ним читателей. Информационные архитекторы выполняют аналогичную задачу, но обычно она решается в контексте веб сайтов и цифрового содержимо го. Конечно, между библиотеками и веб сайтами есть существенные различия. Часть из них приведена в табл. 1.2.

При разработке информационной архитектуры библиотеки приходит ся решать много проблем, но библиотека представляет собой относи тельно четко определенную среду и открывает доступ к обширному на копленному опыту. Напротив, веб сайты выдвигают целый ряд новых проблем. Виртуальные пространства обладают большей гибкостью по

Пришла пора подумать о роли информации в проектировании взаимодействия и ее архитектуре, особенностях и о том, как над ней работать.
Большую часть времени мы проектируем интерфейсы и исследуем их восприятие пользователями. Но при этом приходится учитывать, что большинство интерфейсов – не самоцель, а всего лишь посредники во взаимодействии между человеком и информацией. Поэтому самой информации, ее архитектуре, и восприятии человеком информации справедливо уделять существенное внимание. Сегодня мы поговорим об информационной архитектуре (далее - ИА ).

Для нетерпеливых или тех, у кого мало времени: итоги вкратце и интересные ссылки в конце текста.

Начнем с очевидностей.
Очевидность #1: Информация нужна людям, чтобы принимать решения.
Очевидность #2: Информация может быть:

  • Неполной – ее не хватает для удовлетворения информационных запросов пользователя;
  • Некорректной – она не соответствует действительности;
  • Избыточной – ее слишком много и/или она слишком сложна для восприятия пользователем;
  • Нерелевантной – ее хватает, она корректна, достаточно проста для восприятия, но… бесполезна. В силу многих причин.
Очевидность #3: В любом из вышеперечисленных случаев вся работа над красотой, элегантностью и функциональностью интерфейсов представления информации теряют смысл. К примеру, при ложной информации идеальный интерфейс позволит пользователю быстро принять ложное решение.
Очевидность #4: Информация организована в некую структуру, которая имеет архитектуру.
Очевидность #5, итоговая: Если пользователь не находит нужную информацию или не воспринимает ее, заказчик или компания теряют прибыль.
В ходе работы UX-дизайнером в сфере ecommerce, я столкнулся с многообразием представлений об информационной архитектуре. Большей частью, ее воспринимают как один из несущественных аспектов проектирования взаимодействия. Как следствие, работе над информационной архитектурой не выделяется ни ресурсов, ни времени. В конечном итоге страдают пользователи, а компании теряют значительную долю доходов.

Пожалуй, это основная причина, побудившая меня написать статью, которую я предлагаю вашему вниманию. Она разбита на несколько глав, в которых я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  • Что такое информационная архитектура как явление, ее место в общем процессе проектирования взаимодействия;
  • Какова специфика работы над информационной архитектурой для ecommerce;
  • Как мы принимаем решения. Немного психологии;
  • Как спроектировать информационную архитектуру на практике.
Рассказать подробно обо всем в рамках одной статьи – цель невыполнимая, поэтому прошу оставлять пожелания и вопросы в комментариях, и я постараюсь на все ответить в последующих частях.

Что ж, приступим.

Зачем работать над информационной архитектурой?

Все совпадения с реальными персонажами, сервисами
и продуктами – случайны.
Что случилось с Иваном Владимировичем
Иван Владимирович вернулся домой в полночь из-за того, что сильно задержался на работе. В принципе, он задерживался довольно часто. Это бы его не так сильно беспокоило, если бы не одно обстоятельство: ему под вечер сообщили, что их нового шефа завтра день рождения.

С самим подарком Иван определился довольно быстро: было известно, что из спиртного шеф отдает предпочтение хорошему рому. Но ситуация в целом складывалась безысходная. Многочисленные известные ему магазины элитного алкоголя были закрыты, а празднование начнется с самого утра. Судя по всему, придется воспользоваться интернет-магазином. Интернет Иван Владимирович недолюбливал и пользовался им в основном для чтения новостей. Скрепя сердце, он сел за свой ноутбук и приступил к поиску.

Его выбор остановился на магазине «Eliteboose.com», о котором он слышал, что самый лучший выбор спиртного. С первого взгляда Ивана Владимировича впечатлил стильный и аккуратный дизайн сайта.

Пробежав глазами по меню, он задумался. Ром не был одним из его любимых напитков, и разбирался он в нем, откровенно говоря, неважно. Если подумать, ром подпадает под любую из этих категорий, за исключением аперитива. После недолгого раздумья, Иван Владимирович решил перейти в «Подарки», как наиболее подходящий его нуждам пункт меню.

Он минут с 15 полистал предлагаемые продукты. К его разочарованию, рома в списке товаров не было. А предлагаемые подарки были далеки и от его нужд и от финансовых возможностей.

Уже сильно хотелось спать, но Иван Владимирович предпринял еще одну попытку, перейдя в другой пункт меню – «Для друзей». Среди многочисленного пива, водки и ликеров он наконец заметил и одинокий ром, притаившийся в конце списка. Бутыль Demo Anejo возможно была и неплохим выбором, но его смущало отсутствие выбора. Да и врял ли его шеф – руководитель департамента одного из ведущих банков страны - оценит подарок ценою всего лишь 13 долларов США.

Иван Владимирович вышел на балкон перекурить. Потом вернулся, сел за ноут и предпринял третью и последнюю попытку: выбрал пункт меню «Для застолья». И тут свершилось долгожданное чудо: он узрел впечатляющий список разнообразнейшего рома любой ценовой категории. Поразмышляв над списком пару минут, он добавил в корзину пятнадцатилетний ром Gran Demo Blender и с легкостью прошел процедуру заказа. Иван Владимирович был доволен собой но предчувствие колоссального недосыпа существенно отравляло настроение.

Утром Иван Владимирович окончательно убедился в оправданности своей нелюбви к интернет-магазинам. Выпив пару чашек кофе, он поклялся себе узнавать о предстоящих мероприятиях исключительно заранее, чтобы приобретать подарки в обычных магазинах спокойно и без стресса.

А теперь в цифрах

В вышеуказанной истории налицо проблема с ИА, пусть и утрированная. У Eliteboose.com мы видим нечетко очерченные и наименованные категории, неочевидную классификацию товаров по категориям.

Можем констатировать факт, что с Иваном Владимировичем магазину Eliteboose.com весьма повезло. Наш герой был а) достаточно упрям, чтобы не забить на идею купить ром в интернет-магазине, б) достаточно принципиален, чтобы не отказаться от покупки подарка в целом и в) достаточно инертным для того, чтобы уйти в конкурирующий интернет-магазин.

Но, полагаю, не будет сильно далеким от реальности предположение, что большая часть потенциальных покупателей оставила бы попытку найти нужный алкоголь в Eliteboose.com после первой, или уж точно после второй попытки. Таким образом, мы можем посчитать недополученный доход магазина.

Адаптируем подход Джареда Спула (Jared Spool) , который он использовал для расчета стоимости фрустрации пассажиров от проблем с юзабилити для транспортной компании Amtrak:

  1. Вычисляем идеальный потенциальный доход Iideal=a*b , где а и b – средний чек и кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день
  2. Получаем совокупный недополученный доход Iforgone= Iideal -(Iideal *x/100) , где x – доля отказов от покупки в целом
  3. Узнаем стоимость ошибки в ИА IAcost= Iforgone *y/100, $3500*20/100 , где y – доля отказов по вине ИА.
Пример
Дано:
  1. Средний чек заказа – $100 ;
  2. кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день – 50 ;
  3. доля отказов от покупки – 70% ;
  4. из них, по вине ИА – 20% .
Считаем:
  • Идеальный доход – $100*50=$5000 в день
  • Совокупный недополученный доход –$5000-($5000*70/100)=$3500 в день
  • Стоимость ошибки в ИА – $3500*20/100 = $700 в день
Делаем вывод:
Стоимость погрешностей в ИА - $700 в день, $21.000 в месяц или $252.000 дохода в год.

В случае с корпоративным ПО, потери в потраченном времени сотрудников будут ничуть не менее существенными.

Но прежде чем переходить к решению проблемы, резонно возникает следующий вопрос:
«А что мы понимаем под информационной архитектурой?»

Что такое информационная архитектура?

Возьмем среднестатистического сотрудника IT-предприятия и зададим вопрос: что такое информационная архитектура, и зачем она нужна? Среди ответов, которые мы получим, с вариациями могут быть следующие:
  • «Это то, как организована информация? Где и что находится?»;
  • «Что-то из юзабилити, для удобства пользования сайтом?»;
  • «Точно, карта сайта! Да, конечно это полезно… Я, правда, ею не пользуюсь»;
  • «Навигация, вроде… Ну, как по сайту перемещаться»;
Все ответы имеют отношение к действительности, но разные в плане понимания явления ИА. Но скорее всего все опрошенные согласятся, что хорошая ИА – это полезно, а плохая – вредно. Если спросить об этом своих клиентов, вариативность мнений возрастет в разы. А после изучения фундаментальных трудов по ИА станет очевидной истина, что существует несколько пониманий ИА даже в среде самих информационных архитекторов.


Ричард Сол Вурмен

Отец информационной архитектуры, Ричард Сол Вурмен (Richard Saul Wurman) , дает следующие определения информационной архитектуре:

  • «Нахождение и организация паттернов, присущих данным. Для того, чтобы делать сложное – простым»;
  • «Создание структуры или карты информации, чтобы позволить пользователям найти свой личный путь к знаниям»;
  • «Возникающая в XXIом веке профессия, фокусирующаяся на ясности, понимании человека и науке организации информации».
Питер Морвиль и Луи Розенфельд в классической работе по ИА «Информационная архитектура в интернете» приводят целых четыре определения:
  • Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.
  • Структурное проектирование информационного пространства, способствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содержимому.
  • Искусство и наука структурирования и классификации веб-сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информации и управления ею.
  • Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архитектуры на цифровых просторах.
К Морвилю и Розенфельду присоединяется и Донна Спенсер , которая опирается на их определения в своей работе «Practical Guide to Information Architecture».

Несмотря на очень широкое понимание термина, было бы неплохо сформулировать определение и понимание ИА с точки зрения практика в проектировании взаимодействия.

Предлагаю следующее (которое не противоречило бы вышеуказанным подходам к пониманию ИА):
«ИА – это схема организации информации сайта»

Лаконично и весьма абстрактно. Измеряемые показатели качества ИА должны быть вполне конкретными:

  1. Скорость нахождения информации (KPI: кол-во шагов для нахождения информации или затраченное время);
  2. Качество найденной информации (KPI: качественный показатель соответствия информации ожиданиям пользователя, от 1 до 10).
Следует отметить, что ИА присутствует всегда, в любом приложении. Вопрос только в ее соответствии пониманию и потребностям пользователя.

Отсюда вопрос номер два:
Если она так важна, каким образом интегрировать работу над ИА в общий процесс проектирования взаимодействия?

Как работать над информационной архитектурой?

Мне близка точка зрения Дэна Саффера (Dan Saffer) , который в своей работе «Designing for Interaction» рассматривает четыре практических подхода к проектированию взаимодействия, которые я привожу ниже. Как целесообразно работать над ИА в рамках каждого из подходов?
A. Ориентированный на пользователя (User-centered)

Идея: Пользователю виднее

Фокус: Цели и нужды пользователя

Суть подхода: Дизайнер вовлекает пользователей в рабочий процесс, начиная с самого начала и в течение всего проекта. Постоянные консультации с пользователями, тестирование после каждого этапа проектирования. В случае конфликта мнений дизайнера и пользователя по поводу любого элемента интерфейса, мнение пользователя имеет абсолютный приоритет.

Где используется: крупные продуктовые компании, стартапы и digital-агентства.

Особенности: Подход может быть непригодным для сайтов, рассчитанных на большое количество пользователей и с широким позиционированием (т.к. в ходе исследования дизайнер будет опираться на мнение только узкого круга пользователей).

Место ИА: Ввиду специфики подхода - основного акцента на исследованиях - можно спокойно пустить в ход львиную долю инструментов ИА (детальнее про инструментарий напишу отдельно) без потери времени и бюджета. Самая затратная часть – набор исследуемых пользователей – оплачивается в любом случае т.к. они уже и так принимают участие в UX-исследованиях и тестированиях. Проектирование ИА будет идти по классической схеме сверху вниз.

Подпроцесс создания ИА


Заметка: метод исследования «Карточная сортировка» - далеко не единственный. Отличный сравнительный обзор методов исследования ИА описан Джимом Россом .

B. Ориентированный на деятельность (Activity-centered)

Идея: Отталкиваемся от задач пользователя.

Фокус: Деятельность пользователя.

Суть подхода: Деятельность состоит из действий и решений. Дизайнер исследует действия, которые пользователь делает и решения, которые ему нужно принять. Базируется на исследовании, но в меньшей степени, чем предыдущий подход. После этого формирует список задач, стоящих перед пользователем, и, основываясь на них, предлагает решение.

Где используется: Как стартапы, так и аутсорсинговые компании.

Особенности: Ввиду фокуса на тактических задачах пользователя (Зарегистрироваться, ввести пароль, уточнить параметры поиска) есть риск, что дизайнер не увидит за деревьями леса (купить продукт).

Место ИА: Также можно разрабатывать ИА во взаимодействии с пользователями без особых потерь времени и бюджета. Но нужно отталкиваться от задач пользователя, и того, какая информация должна помочь пользователю решить каждую конкретную задачу в ходе его деятельности. Только после этого будет иметь смысл переходить на более высокий уровень. Таким образом, проектирование ИА будет идти снизу вверх.

Подпроцесс создания ИА

C. Дизайн системы (Systems design)

Идея: Пользователь – часть окружающей его системы.

Фокус: Окружение пользователя.

Суть подхода: преимущественно аналитический подход. Дизайнер должен уделять основное внимание контексту использования сайта. Определяются и видоизменяются состояния системы, окружение, цели деятельности системы относительно окружения и отклики системы на внешние возмущения.

Где используется: Digital-агентства, крупные продуктовые компании.

Особенности: Целесообразно использовать только в тех случаях, когда создается сложный продукт или система продуктов. Как правило, подход требует работы целой группы проектировщиков и дизайнеров.

Место ИА: непосредственное исследование и проектирование ИА здесь заменяется работой над архитектурой системы, с иным инструментарием и подходами.

D. «Гениальный» дизайн (Genius design)

Идея: Дизайнер – всему голова.

Фокус: Собственное понимание дизайна, эвристики дизайна (примеры можно посмотреть у