Выбор процессора по параметрам. Какой хороший процессор для компьютера выбрать

Желающие собрать себе новый компьютер в 2018 году могут крупно ошибиться при выборе процессора. В прошлом году и начале нынешнего произошли крупные события в процессорной индустрии, многое изменилось, на сцену выходят новые поколения CPU.

В компьютерных магазинах сейчас обилие моделей процессоров, старых и новых поколений вперемешку. И купить процессор прежних поколений - значит, серьёзно проиграть в деньгах и в сроке жизни платформы.

Поколения процессоров в 2018 году

Год назад на рынке настольных и мобильных процессоров случилась если не революция, то по меньшей мере сильная встряска. Компания AMD, которая много лет отставала от Intel по характеристикам процессоров, выпустила процессоры на полностью новой архитектуре:

  • Ryzen 3 1200/1300X/2200G
  • Ryzen 5 1400/1500X/1600/1600X/2400G
  • Ryzen 7 1700/1700X/1800X
  • Ryzen Threadripper 1900X/1920X/1950X

Первые три линейки используют сокет AM4, Threadripper - премиумный TR4. Это новые платформы AMD, которые будут жить ещё минимум несколько лет. Они используют новейший стандарт оперативной памяти - DDR4, а также поддерживают PCIe 3.0, NVMe SSD, и другие современные фичи.

Ryzen настолько хорошо показал себя на фоне процессоров компании Intel, что она осенью 2017 года тоже обновила платформу, выпустив процессоры 8 поколения Coffee Lake:

  • Core i3 8100/8350k
  • Core i5 8400/8600k
  • Core i7 8700k
  • Core i9 7900X/7920X/7960X/7980XE

Как и в случае с AMD, первые три линейки используют десктопную платформу LGA1151-2, а последняя - премиум-платформу LGA2066. И точно так же они используют DDR4, PCIe 3.0, и всё остальное.

Собирая новый компьютер, именно на эти платформы и надо ориентироваться. Но сейчас магазины завалены процессорами прежних поколений, для сокетов AM3, AM3+, LGA1150, LGA2011. Покупать их нет никакого смысла, по ряду причин:

  1. Они используют устаревший стандарт оперативной памяти DDR3, с меньшими частотами и объёмами, с большим потреблением энергии. Её не получится перенести на новый компьютер через несколько лет, придётся покупать новую.
  2. Новые процессоры из тех что уже есть, и тех что будут, на этих сокетах не работают. Через 3-4 года не получится просто поменять процессор на два поколения новее, придётся ещё покупать материнскую плату и оперативную память.
  3. Им недоступны PCIe 3.0, поддержка NVMe SSD, и т.д.
  4. Процессоры прежних поколений намного слабее новейших, особенно это заметно для AMD.

Немного лучше на их фоне выглядит сокет LGA1151 первой ревизии, который не поддерживает процессоры Intel 8 поколения (Coffee Lake), но работает с прежними поколениями: Kaby Lake и Skylake. Эта платформа уже использует DDR4 и остальные новшества, но так же больше не поддерживается, и при обновлении процессора её придётся поменять.

Покупать процессоры Kaby Lake и Skylake теперь просто невыгодно, потому что за ту же цену получается меньше ядер и меньше частоты, чем в случае с Coffee Lake. Например, прежние Core i5 с 4 ядрами равноценны нынешнему Core i3 с теми же 4 ядрами, а в нынешних i5 установлено уже 6 ядер. Core i7 8700k может выполнять 12 потоков одновременно, по сравнению с 8 потоками у Core i7 7700k/6700k.

Так что выбор процессора при сборке нового компьютера лучше ограничить только моделями Ryzen и Coffee Lake - тем более, что новые программы всё чаще используют много ядер. Тогда собранный компьютер будет актуальным как минимум 5 лет.

Сколько денег потратить на процессор?

Условно процессоры можно разделить на несколько категорий, исходя из их цены и производительности.

  • Ультрабюджетные (low-end) - Intel Celeron и Pentium, а также AMD A6/A8/A10/A12/Athlon. Как правило, это 2 ядра без HT и с невысокой частотой. Стоимость - до 4.000 рублей.
  • Офисные (low-middle) - сюда относятся Intel Core i3 и старые i5, новейшие Pentium с HT (каждое ядро как бы двойное, т.е. 2 ядра видятся как 4), вместе с AMD Ryzen 3/5 с SMT (то же, что и HT). От 2 до 4(8 благодаря SMT) ядер, цена - от 4.000 до 12.000 рублей.
  • Средний сегмент (middle) - здесь уже можно рассчитывать на 6 ядер в последних Intel Core i5 и на 6(12) ядер в AMD Ryzen 5. Диапазон цен: 12.000-20.000 рублей.
  • Топовые (top) - самые мощные процессоры для платформ LGA1151 и AM4, имеют 6(12)-8(16) ядер. Это Intel Core i7 и AMD Ryzen 7. От 20.000 до 30.000 рублей.
  • Премиум сегмент (HEDT) - процессоры для рабочих станций, использующие отдельные сокеты - LGA2066 и TR4, и с числом ядер от 8(16) до 18(36). Сюда относится всё, что дороже 30.000 рублей, и самые мощные модели могут стоить около 140.000 рублей.

Есть два подхода к тратам на процессор: купить подешевле и через несколько лет обновить, или же сразу выбрать как минимум средний про цене и производительности. Однако первый подход уместен, по большей части, только в случае процессоров AMD - эта компания редко меняет сокеты, так что в материнскую плату 3-5-летней давности можно установить новейший процессор. Для этого надо только обновить БИОС.

Intel же меняет сокеты куда чаще, и скорее всего, после Coffee Lake это случится снова. Поэтому брать процессор Intel “навырост” нет смысла. Единственный вариант - сразу не тратить много денег на мощный процессор, а взять минимально подходящий, например, Core i3. А года через 4 взять б/у Core i7 по значительно меньшей цене. Впрочем, надо помнить, что тогда при замене процессора платформа уже будет устаревшей.

Если нужна производительность прямо сейчас, то лучше сразу потратиться на топовые или премиум модели. Купив такой процессор, можно 5-7 лет не испытывать нехватки мощности и ядер. Так, в 2018 году компьютеры на базе процессоров Core i7 2012 года остаются очень быстрыми в работе, и недостаток производительности чувствуется только в тяжёлых задачах вроде кодирования видео и компиляции.

С другой стороны, нередки случаи, когда мощность процессора пропадает впустую - получается, что на него только потратили лишние деньги. Чтобы такого не случилось, лучше исходить из тех задач, для которых покупается компьютер. Ведь даже low-end процессоры не плохи сами по себе - на каких-то задачах их вполне хватает для удобной работы.

Какой процессор выбрать для…

…компьютерных игр

Хоть в последнее время всё больше игр создаётся с прицелом на многоядерность, для подавляющего большинства новинок всё ещё более чем хватает 4 ядер. Здесь намного актуальнее высокая частота и быстрая работа с оперативной памятью. Поэтому процессоры AMD Ryzen, где упор сделан именно на многоядерность, в играх, как правило, не блещут даже на фоне прежних поколений Intel Core. Впрочем, отставание небольшое.

Чтобы комфортно играть в связке с достаточно мощной видеокартой в большинство игр, годится 4-ядерный процессор Intel Core i3 8100, но лучше - Core i3 8350k с его частотой в 4 ГГц. Если взять 6-ядерные Core i5 8400/8600k, то останется хороший запас по ядрам на игры в ближайшие лет 5. Ну а с Core i7 на 6(12) ядер запас будет ещё больше. Процессоры Intel здесь хороши ещё потому, что k-модели можно разогнать где-то до 5 ГГц, при хорошем охлаждении.

Есть ли смысл для игр брать процессоры AMD Ryzen? Да, если речь идёт о том, чтобы играть и параллельно делать что-то ещё - например, записывать и кодировать видео. Отставание Ryzen 5/7 в играх от процессоров Intel редко ощущается, но при этом старшие Ryzen имеют много ядер, которые ещё умножаются на 2 технологией SMT - т.е. речь идёт о формулах 6(12) и 8(16). Отличный задел на будущее.

Премиум процессоры обеих компаний покупать для игр нет смысла. Большое количество ядер оборачивается сниженной частотой, что для игр плохо.

Ну а офисные и low-end процессоры сгодятся для игр прошлых лет, а также лёгких игрушек без графических изысков. При этом даже необязательно покупать отдельную видеокарту - интегрированное видеоядро справляется. Особенно, если речь идёт о Ryzen 3 2200G и Ryzen 5 2400G, их видеоядро равно по мощности видеокарте Nvidia GeForce 1030.

…Интернета и офисных задач

Здесь, как и в случае с играми, нужна высокая частота и достаточно мощное ядро, а количество ядер не так уж важно. Поэтому офисный сегмент процессоров это 2(4) ядра или полноценные 4 с частотой до 4 ГГц. Впрочем, для работы в Интернете и с офисными программами вполне хватает ультрабюджетных процессоров Intel с 2 ядрами. Даже в самые дешёвые Pentium ставят мощные видеоядра HD530 - с аппаратным ускорением в Интернет-браузере и офисном пакете процессор не страдает от нагрузки.

Компания AMD тут выглядит похуже - для таких задач разумно брать разве что младшие Ryzen 3 с 4 ядрами или Ryzen 5 с 4(8) ядрами, это уже офисный сегмент. Ультрабюджетные Athlon и A-серия безнадёжно устарели и слабы даже для офиса.

Интернет и работа с документами это те задачи, для которых нет смысла тратиться на топовые или HEDT-процессоры. Даже если используется сразу много офисных и Интернет-приложений, мощности среднего сегмента хватает с избытком. Это Intel Core i5 с 6 ядрами и AMD Ryzen 5 с формулой 6(12). Исключение: интенсивная работа с большими и сложными таблицами, здесь пригодятся топовые процессоры.

…работы с видео и 3D

Та сфера, где процессорной мощности не бывает много. Несмотря на то, что при работе с видео и 3D-графикой значительная часть операций передаётся видеокарте, без мощного процессора работать очень неудобно. Здесь всё зависит от бюджета - если он позволяет, то лучше взять HEDT-процессоры Intel Core i7 и i9 на сокете LGA2066, или AMD Threadripper на сокете TR4. При этом процессоры AMD выгоднее, потому что мощнее равных по цене процессоров Intel.

Также хороший вариант - топовые процессоры Intel Core i7 и AMD Ryzen 7 с 6(12) и 8(16) ядрами. Ну а любителям, что не могут позволить себе дорогое железо, можно рекомендовать AMD Ryzen 5 1600/1600X с его 6(12) ядрами, который находится в среднем сегменте и опережает по мощности Core i7 прошлых поколений.

Офисные процессоры и low-end для работы с видео и 3D можно использовать разве что от безысходности. Такие тяжёлые задачи на настолько слабых процессорах будут причинять в работе большие неудобства, граничащие со страданием.

…программирования

Сборка исходных кодов программ также требует мощного процессора - чем больше ядер и чем выше частота, тем удобнее работать программисту. Премиум процессоры AMD Threadripper и Intel Core i9 дают ему максимальную производительность труда. Впрочем, топовые AMD Ryzen 7 и Intel Core i7 тоже показывают отличные результаты. В компиляции недостаток ядер иногда можно компенсировать частотой, и она у топовых процессоров выше, чем у HEDT.

Средний Ryzen 5 1600/1600X тоже пригоден для программирования, а вот у его ценовых аналогов Core i5 уже маловато ядер для быстрой компиляции. Конечно, при необходимости можно вполне работать и на офисных процессорах вроде Core i3 и Ryzen 3, но о большой скорости работы при компиляции больших проектов говорить не приходится.

Итоговые тезисы

  • Платформы компании AMD живут дольше, их процессоры можно обновлять спустя годы.
  • Не стоит переплачивать за мощность, которая не будет почти никогда использоваться.
  • Новый компьютер на процессорах Intel должен быть только на поколении Coffee Lake.
  • AMD Ryzen 5 в тяжёлых задачах может соперничать с топовыми процессорами.
  • Для работы с видео, 3D, компиляцией стоит брать самые мощные топы и HEDT.

Ещё на сайте:

Лучшие процессоры для ПК 2018 года обновлено: Март 29, 2018 автором: alex ferman

Лучший процессор для игр | Введение

Intel Core i3-8350K - 15900 рублей

Лучший процессор для игр | Лучший выбор в категории до от $100

Среди процессоров начального уровня не так много моделей, достойных внимания энтузиастов - по крайней мере, до тех пор, пока на прилавках не появятся новые APU Ryzen. В этих чипах не будет таких передовых функций, как AVX или поддержка памяти Optane, но они составят отличную пару дискретным видеокартам по цене до $200.

AMD Ryzen 3 2200G

Начальный уровень

Высокие цены на видеокарты не так сильно сказались на рынке бюджетных и геймерских систем начального уровня, как на рынке ПК среднего и высокго класса (ресь о любых картах начиная с Nvidia GTX 1050 и выше). Однако в условиях жёстких ограничений возможность поиграть без установки видеокарты позволяет серьёзно сэкономить. А поскольку цены на оперативную память продолжают расти, такая экономия дорогого стоит.

Всё это делает четыряхъядерный четырёхпоточный Ryzen 3 2200G особенно привлекательным для постройки бюджетных систем. Чип, который обойдётся в 7000 рублей с небольшим обеспечивает стабильную производительность в разрешении 720p благодаря встроенной графике Vega. Он имеет достаточный запас производительности для повседневных задач и его можно установить в дешёвую материнскую плату на чипсете 300-й серии (после обновления BIOS). Наконец, у него разблокирован множитель, так что с хорошим охлаждением он поддаётся разгону, в том числе и встроенная графика.

Альтернатива:

Intel Pentium Gold G5600 - 8100 руб.

AMD Ryzen 3 1200 - 6900 руб.

Лучший процессор для игр | Заключение

Теперь перед вами есть список наших рекомендаций по выбору лучшего игрового процессора на ближайшие месяцы. Дело за малым: нужно выбрать и купить подходящий процессор.

Помните, что ситуация в магазинах постоянно меняется. Поэтому ориентируйтесь на текущие цены и корректируйте свою стратегию. В любом случае, удачи!

Когда речь заходит о геймерской сборке, то основное внимание уделяется видеокарте. Логично, ведь именно графический адаптер отвечает за поддержку тех или иных технологий, а также за уровень производительности в играх. Однако только грамотно подобранный центральный процессор позволит ему полностью раскрыть свой потенциал. Часто возникает вопрос: «прокачает» ли такой-то чип такую-то видеокарту? Этот материал - попытка на практике определить основные характеристики центрального процессора, влияющие на производительность 3D-ускорителя в современных играх.

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральный процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12. Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.


В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг. Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.


В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258, Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свой тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.


Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.


Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.


Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).


Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третьий и, возможно, определяющий фактором, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

2-ядерные

4-ядерные

6-ядерные

8-ядерные

FX-4000, A8, A10, Athlon X4

FX-8000, FX-9000

Pentium, Celeron, Core i3

Core i5, Core i7

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading, впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы погорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.


Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.


GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.


Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.


Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не в вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.


Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Нет кэша L3

10 и больше Мбайт L3

A4, A6, A8, A10, Athlon X4

FX-6000, FX-8000, FX-9000

Core i3, Pentium

Core i3, Core i5 Broadwell

Core i5, Core i7 Broadwell

Core i7-3900, Core i7-4900, Core i7-5800, Core i7-5900

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?


Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.


Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.


GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.


Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Одна не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.


Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech провели масштабное тестирование Fable Legends с DirectX 12. Результаты оказались не столь впечатляющими, как того, возможно, хотелось бы.

Тестирование проводилось с тремя процессорами Intel и двумя видеокартами: GeForce GTX 980 Ti и Radeon R9 Fury X. Процессорозависимость наблюдалась лишь в очень низком разрешении 1280х720 (720p), что неудивительно. В более высоких разрешениях стенды продемонстрировали практически одинаковые результаты.

В заключение

Давайте суммируем всю полученную информацию. Каким же должен быть идеальный центральный процессор для игрового компьютера? Во-первых, он должен иметь минимум четыре потока. Как показало тестирование, технология Hyper-Treading в Core i3 реально способствует увеличению количества кадров в секунду. Если мы говорим о процессорах Intel, то золотой серединой являются модели Core i5. При этом несколько игр продемонстрировали, что они неплохо оптимизированы под работу с 6- и 8-ядерными «камнями». Почему именно Core i5? К сожалению, разница в цене между четырехъядерным Core i5-6600K и шестиядерным Core i7-5820K составляет ни много ни мало 147 долларов США, а разница в быстродействии в играх - единицы процентов.

Если мы говорим о процессорах AMD, то для видеокарт верхнего уровня Middle-end, а также High-end потребуется только 8-ядерный чип FX-8000/9000. В то же время в бюджетном сегменте 4-ядерные модели AMD (A8, Athlon X4) выглядят предпочтительнее двухъядерных Intel Pentium/Celeron. В среднем и высоком диапазонах наблюдается обратная ситуация. Здесь заметно превосходство процессоров Intel.

Если попробовать составить рекомендацию по выбору процессора для игрового компьютера одной фразой, то получится как-то так: берите Core i5.

Во-вторых, важна тактовая частота процессора. Видеокартам верхнего уровня Low-end и низшего уровня Middle-end подойдут модели, функционирующие со скоростью 3 ГГц и выше. Адаптерам верхнего уровня Middle-end и начального High-end - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским представителям AMD Radeon и NVIDIA GeForce потребуется центральный процессор, работающий со скоростью 3,7-4 ГГц. Наконец, тандемам топовых видеокарт CrossFire/SLI необходим чип, функционирующий на частотах 4-4,5 ГГц и выше. Не забываем и про такой момент, как рациональное использование графического адаптера.

Как показало тестирование, архитектурные особенности не слишком влияют на производительность в играх. Поэтому для сборки геймерского компьютера в одинаковой степени подойдут решения, построенные на базе современных архитектур: у Intel - Sandy Bridge, Ivy Bridge, Haswell, Broadwell и Skylake; у AMD - Bulldozer, Piledriver и Steamroller.

В заключение приведу таблицу, в которой, согласно своему мнению, постараюсь расставить процессоры и видеокарты по своим местам. Надеюсь, она вам пригодится.

Процессор, марка

Частота процессора

Примеры игровых видеокарт

AMD (4 ядра):

  • Athlon X4;
  • FX-4000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3000-3300 МГц

  • AMD Radeon R7 370;
  • AMD Radeon R7 265;
  • AMD Radeon HD 7850/7870;
  • NVIDIA GeForce GTX 950;
  • NVIDIA GeForce GTX 660 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX 750 Ti.

Начальный Middle-end:

  • AMD Radeon R9 270/270X.

AMD (6 ядер):

  • FX-6000.

Intel (2 ядра, 4 потока):

  • Core i3.

3400-3600 МГц

  • AMD Radeon R9 380;
  • AMD Radeon R9 280/285;
  • AMD Radeon R9 280X;
  • NVIDIA GeForce GTX 960;
  • NVIDIA GeForce GTX 760.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000.

Intel (4 ядра):

  • Core i5.

3400-3600 МГц

Начальный High-end:

  • AMD Radeon R9 290/290X;
  • AMD Radeon R9 390;
  • NVIDIA GeForce GTX 970.

AMD (8 ядер):

  • FX-8000;
  • FX-9000.

Intel (4 ядра и больше):

  • Core i5;
  • Core i7.

3700-4000 МГц

  • AMD Radeon R9 Fury;
  • AMD Radeon R9 Fury X/NANO;
  • NVIDIA GeForce GTX 980;
  • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti;
  • NVIDIA GeForce GTX TITAN X.

Здравствуйте!. Хочу попросить у Вас совета.

Итак, моя проблема. Я никак не могу выбрать процессор, а ведь это самый главный компонент среди или . Ведь именно по одному процессору можно определить современный и производительный у вас компьютер или старенький, пригодный только для работы в офисных приложениях.

При покупке компьютера, первое, о чём всегда спрашивает продавец: "Для каких задач Вам нужен компьютер?"

Второе: "На какую сумму рассчитываете?"

Третье: "Какой выберите процессор?"

Затем уже, в зависимости от названных целей использования компьютера и обозначенной суммы, а также выбранного процессора, продавец подберёт материнскую плату и все остальные комплектующие.

Вот именно с выбором процессора я и не могу никак определиться? Почему? Я вам отвечу. Несмотря на большой объём оперативной памяти (8ГБ) и хорошую видеокарту, на предыдущем купленном мной компьютере все актуальные на то время игры шли без проблем, но FPS был всегда низковатым и обработка видео в программе Adobe Premiere Pro происходила намного дольше, чем у моего знакомого имеющего аналогичный компьютер, но только с процессором другого производителя.

В итоге я сделал вывод, что это всё из-за процессора!

Я готов выделить на покупку процессора необходимую сумму, но и переплачивать не хочется. Есть большое желание выбрать именно тот процессор, который мне нужен. Компьютер я использую по полной, могу играть, а также заниматься оцифровкой видео, записываю диски, общаюсь в интернете и так далее.

Надеюсь на Вашем сайте узнать не только то, как выбрать процессор, но и как выбрать материнскую плату, оперативную память, видеокарту, жёсткий диск, блок питания, корпус и монитор!

Ну а пока, Ваши ответы на перечисленные ниже вопросы мне бы очень помогли!

  1. Какой производитель процессоров появился раньше Intel или AMD?
  2. Почему процессоры Intel всегда дороже, только ли из-за бренда Intel? Может ли так быть, что процессоры Intel по качеству и производительности точно такие же как AMD и мы просто переплачиваем за имя Intel?
  3. В каком случае нужно покупать только процессор Intel? И когда можно позволить себе сэкономить и купить процессор AMD?
  4. Если я в конце концов выберу Intel, то стоит ли тратить деньги на брендовый 4-х ядерный процессор Intel Core i7, может ограничиться Intel Core i5 или совсем 2-х ядерным процессором Intel Core 2 Duo?
  5. А если я выберу процессор AMD, то на какую модель обратить внимание: на совсем уж дорогой AMD FX-9590 или просто высоко производительный 8-х ядерный процессор AMD FX-8350?
  6. Почему у меня в компьютерных играх низкий FPS (количество сменяемых кадров за единицу времени), отчего он вообще зависит?
  7. Что лучше AMD FX-8350 или Intel Core i7-3770K?
  8. Чем отличаются процессоры с буквой "K" на конце от процессоров с отсутствием этой буквы, например Intel Core i7-3770K и Intel Core i7-3770?
  9. Какой процессор вы бы выбрали сами и обозначьте пожалуйста примерные цены на актуальные модели процессоров?

Как выбрать процессор

Привет друзья, с Вами снова Алексей! Вопросов много, но я справлюсь, правда статья будет длинная, но и интересная. После её прочтения Вы будете знать о процессорах всё!

На самом деле при сборке компьютера, обычно, прежде всего, выбирается процессор и потом под него уже все остальное.

Выбор процессора одна из самых легких задач при определении будущей конфигурации компьютера. Здесь часто решающим фактором является сумма, которую мы готовы на это потратить, либо высокие технические характеристики, если процессор планируется использовать для профессиональной или узко специализированной деятельности.

Эту статью можно использовать как руководство к выбору процессора для нового компьютера, так и для обновления старого.

Общая информация

Я не хочу углубляться в историю и рассуждать о том, как эволюционировали процессоры, достаточно сказать, что процессоры это высочайшее современное достижение. Они производятся лишь на нескольких фабриках в мире, которые имеют поистине космические технологии. Поэтому процессор на сегодняшний день является одним из самых надежных компонентов системы.

Так исторически сложилось, что весь рынок центральных процессоров (ЦПУ) для персональных компьютеров поделили между собой две крупные корпорации, всем известные: Intel и AMD.

Кто же всё-таки лидер Intel или AMD?

Двухстороннее лицензирование

В 1968 году три выдающихся физика Гордон Мур, Эндрю Гроув, Роберт Нойс основали всемирно известную в будущем корпорацию INTegrated ELectronics Corporation, все мы знаем её как INTEL.

Именно INTEL является признанным пионером в области технологий, входящих сегодня в современные линейки всех процессоров. Это часто является предметом споров сторонников той или иной компании. Мол у Intelа лучше, а у AMD зато дешевле при незначительном порой отрыве в производительности.

Возможно не все знают, но у компаний Intel и AMD с 1976 года существует официальное соглашение о свободном двухстороннем лицензировании. Это значит, что каждая из компаний может использовать любые технологии, разработанные конкурентом без получения на это какой-либо дополнительной лицензии. И этим всегда пользовалась компания AMD, что не скажешь о такой гордой птице как компания Intel.

В результате практически все технологии разработанные компанией Intel существуют и процессорах AMD, иначе они просто не смогли бы поддерживать современные приложения, разработчики которых ориентируются прежде всего на архитектуру процессоров Intel.

Примечание: Многим пользователям покажется это странным. С какой бы это стати компании Intel делиться секретами разработок с AMD. Друзья, не забывайте, обе компании находятся в США, а там существует антимонопольное законодательство, к тому же, обе компании Intel и AMD являются официальными поставщиками своей продукции в армию США.

Какие бывают процессоры

Внешний вид

Внешне центральный процессор выглядит как монолитный металлический корпус накрывающий собой плату с так называемым кристаллом (кусочком кремния с микроскопическими электронными элементами) и большим количеством контактных ножек (или площадок) с другой стороны.

Процессор Intel (имеет современные контактные площадки)

Процессор AMD (с классическими ножками)

Не будем залазить в дебри процессорной микроархитектуры, такие как эксклюзивный и инклюзивный кэш, блок предсказания ветвлений, блок предвыборки данных и т.п. Расскажу только о самых главных характеристиках процессоров, которые их отличают и имеют для нас наибольшее значение.

Чем отличаются друг от друга процессоры Intel и AMD или как выбрать процессор и не пожалеть потом!

Прежде всего, процессоры Intel и AMD отличаются длиной так называемого вычислительного конвейера, который и определяет основные различия в направлениях их использования.

Примечание: Конвейер - метод организации вычислений, который используется в современных процессорах для повышения их производительности. http://ru.wikipedia.org

Процессоры Intel исторически были направлены на промышленный сектор, в котором часто преобладали операции потоковой обработки информации, т.е. когда данные идут большим непрерывным потоком. Классическими примерами потоковой обработки информации могут быть кодирование видео и архивирование больших объемов данных. Поэтому процессоры Intel имеют достаточно длинный конвейер, позволяющий за один проход обрабатывать больше информации и соответственно делать это быстрее.

Процессоры AMD серьезно заявили о себе на рынке когда компьютерные системы пошли в массы и изначально позиционировались как мультимедийные (игровые) процессоры, что подчеркивает название собственной технологий компании 3DNow!

Процессоры AMD в сравнении с процессорами Intel имеют более короткий вычислительный конвейер, в результате чего эти процессоры немного хуже справляются с обработкой потоковых данных, так как за один проход обрабатывается меньше информации, но это никак не мешает им превосходно справляться, например, с компьютерными играми, в которых данные невозможно заранее предсказать, так как они зависят от действий пользователя и в связи с этим передаются маленькими порциями, которые быстро обрабатываются на коротком конвейере процессора AMD.

Отсюда напрашивается простой вывод.

Если Вы планируете постоянно заниматься обработкой видео или созданием архивов и для Вас критично время обработки информации, то выход один – процессор Intel. Если же Вы простой домашний пользователь или компьютер нужен Вам в офис, то Вы можете существенно сэкономить свой бюджет, приобретя процессор AMD, который так же прекрасно будет справляться со своими задачами, но будет стоить на 100$ дешевле…

Многие почитатели процессоров AMD могут заметить: "Ну что уж, прям так и все процессоры AMD только для офиса годятся!"

Нет конечно друзья! Если взять самые актуальные современные 4-х и 8-ядерные процессоры от AMD, например CPU AMD FX-8350 4.0 ГГц /8 ядер/ 8+8Mb/125W/5200 MHz Socket AM3 (цена 6 500 рублей), то на нём можно делать абсолютно всё, играть во все современные игры, обрабатывать видео и так далее, но по всевозможным тестам, этот процессор уступит в производительности примерно 10-15 % аналогичному 4-х ядерному процессору от Intel, например этому Intel Core i7-3770K 3.5 ГГц (цена 11 000 рублей).

Хочу сказать, что если вы геймер, то процессоры от Intel это то, что Вам нужно. Практически во всех современных играх компьютеры с процессорами от Intel выдадут на 30 % FPS (кадров за секунду) больше, по сравнению с аналогами от AMD. Если вы занимаетесь обработкой видео, то опять придётся смотреть в сторону Intel по этой же причине.

Я скажу даже так, единственное преимущество процессоров AMD перед процессорами Intel это более низкая стоимость. Современный процессор от AMD будет стоить дешевле чем процессор от Intel примерно на 100 $. Согласитесь, такие деньги тоже на дороге не валяются.

Нужно отдать должное AMD за его бойцовский дух, имея такого серьёзного противника как Intel, компания никогда не сдаётся! Понимая что проигрывает в технологиях, AMD старается победить ценовой политикой.

Самый современный процессор от AMD - FX-9590

Не является каким-то особым достижением, данный процессор представляет из себя тот же самый процессор FX-8350, но только разогнанный самим производителем до частоты 4,7 ГГц и в турбо-режиме 5,0 ГГц, имеющим к тому же излишнее энергопотребление и тепловыделение. Опять же, если привести результаты всевозможных тестов, то никакого преимущества у данного процессора перед Intel Core i7-3770K 3.5 ГГц и Intel Core i7-4770K 3.5 ГГц нет, а стоит AMD FX-9590 (цена 12 000 рублей) немного дороже, чем названные мной процессоры от Intel. К тому же я забыл вам сказать, что при современных играх процессор AMD FX-9590 серьёзно греется, а это и не мудрено при таком повышении напряжения питания и частоты, и Вам придётся покупать серьёзную систему охлаждения, а это ещё денежка.

Как же всё-таки выбрать процессор! По моему мнению, наиболее разумный выбор для увлекающегося компьютером человека, который может играть в игры, оцифровать видео, архивировать различные данные, общаться в интернете и так далее, на данный момент процессор Intel Core i7-3770 3.4 ГГц. Отсутствие буквы "K" в конце говорит о том, что данный процессор с заблокированным множителем, то есть вы его не сможете разогнать, но хочу сказать и без разгона данный процессор работает как самолёт, не знаю, уж куда его разгонять, да и сэкономите вы 1 000 рублей. На него уже довольно приемлемая цена 10 000 рублей. Этот процессор является "Выбором редакции" многих компьютерных изданий, да и вообще уже давно зарекомендовал себя с хорошей стороны.

Хотите процессор от intel, но Core i7-дороговато для Вас?

Процентов 20%, то есть совсем не многим процессору Intel Core i7-3770 уступает в мощности младший брат Intel Core i5-3570K 3.4 ГГц (цена 8 000 рублей). Получается, что этой прямой конкурент уже рассмотренному нами процессору AMD FX-8350 4.0 ГГц (цена 6 500 рублей). Процессор Intel Core i5-3570K ни в чём не уступает ему, но цена, как видим, опять немногим дороже чем у процессора AMD.

Если Вы энтузиаст и любитель разогнать процессор выжав из него запредельные частоты, обратите внимание на процессоры Intel Core i7-3770K 3.5 GHz и Intel Core i7-4770K 3.5 GHz (цена 12 000 рублей) с разблокированным множителем. К примеру, процессор Intel Core i7-4770K можно разогнать до 4,5 ГГц.

Чем ещё хороши процессоры от Intel! Они имеют встроенное графическое ядро, то есть встроенную видеокарту. Если вы купили компьютер с процессором от Intel , то вы можете некоторое время не покупать дорогую видеокарту. Конечно в самые последние игры вы с ней не поиграете, но в игры, которым два, три года поиграть можно вполне, ну а для офисных задач такая видеокарта пойдёт с большим запасом.

Если вы хотите узнать цены на современные процессоры, пройдите в конец статьи, там приведён прайс-лист среднестатистического компьютерного магазина. Ознакомившись с ним, Вы пойдёте в компьютерный магазин уже подготовленными и будете знать примерный расклад.

Чем ещё отличаются процессоры друг от друга?

Друзья, то что мы сейчас обговорили с Вами, это немного поверхностно. Ведь кроме компании изготовителя (Intel и AMD) процессоры отличаются друг от друга количеством ядер, частотой, кэшем, сокетом, наличием видео ядра или его отсутствием, потреблением энергии и выделением тепла и многим другим. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, я уверен, эти тайные знания Вам пригодятся.

Основные характеристики процессоров

Все процессоры не зависимо от производителя отличаются такими основными показателями как количество ядер, частота работы ядра, размер кэш-памяти поддержка различной частоты оперативной памяти. Итак, обо всем по порядку.

Увеличение количества вычислительных ядер наиболее сильно влияет на производительность процессора, соответственно и на цену тоже. Современный компьютер должен иметь хотя бы 2-х ядерный процессор, а лучше 4-х ядерный. Варианты с 6, 8 и более ядер можно рассматривать как приобретение на перспективу.

Так же производительность процессора непосредственно зависит от частоты работы ядра. На сегодняшний день нормальной частотой современного процессора считается частота от 3 до 4 ГГц. Чем больше частота ядра – тем выше производительность, но и выше энергопотребление, температура, требования к материнской плате, блоку питания, ну и собственно цена.

Кеш-память процессора

Размер кэш-памяти тоже влияет на производительность процессора, но не в такой степени как многоядерность или частота ядра . Кроме того это влияние будет отличаться от приложения к приложению. В какой-то программе прирост может составить 15%, в какой-то 5… А вот на цену это как раз влияет существенно, потому что кэш память являясь невероятно быстрой (на порядок быстрее оперативной памяти) является еще и очень дорогой…

Существую 3 уровня кэш-памяти процессора.

Кэш L1. 1-й уровень кэша имеет самую высокую скорость работы, но и самый маленький размер 64 Кб на ядро. В нем содержатся основные инструкции (алгоритмы), необходимые для работы процессора и на нем обычно не акцентируют внимания.

Кэш L2. 3-й уровень кэша медленнее 2-го, и имеется не во всех процессорах. Процессоры, позиционирующиеся как мощные мультимедийные, имеют порядка 3-6 Мб общего кэша 3-го уровня (для всех ядер). Топовые дорогие процессоры могут иметь 8 Мб и более общего кэша 3-го уровня.

И наконец, от встроенных в процессор контроллеров памяти зависит на сколько быструю оперативную память он может поддерживать (1333, 1600, 2000 МГц). В этом плане процессоры Intel частенько обгоняли неповоротливых AMD. Но прирост в реальных приложениях как и с кэш-памятью может быть не всегда ощутим. Здесь всегда большую роль играл объем оперативной памяти. Если оперативки хватает, компьютер работает нормально, если нет – тормозит. Вот и вся наука) Информацию о том какую память поддерживает процессор можно узнать на сайте-производителе. Так же необходимо, чтобы эту же частоту поддерживала материнская плата.

Дополнительные характеристики процессоров

Другими, но тоже важными отличиями процессоров являются технология техпроцесса, энергопотребление, температурный режим работы.

От технологии техпроцесса изготовления процессора очень зависят такие характеристики как энергопотребление и температурный режим работы. По мере его совершенствования процессоры становились быстрее, холоднее и при этом еще и экономичнее. Это чудо технологического прогресса не имеет отрицательных сторон – чем тоньше техпроцесс тем лучше. Что это вообще означает? В процессе совершенствования технологий производства удается делать микроскопические транзисторы, из которых состоят вычислительные ядра, конденсаторы из которых состоит кэш и проводники между ними все меньших и меньших размеров. В результате на кусочке кремния того же размера удается разместить гораздо больше этих элементов, что позволяет повысить производительность, в тоже время проводники меньше греются и меньше потребляют энергии, так как они тоже стали тоньше и сопротивление их стало ниже. Вот и вся физика друзья)

На сегодняшний день самые современные процессоры производятся по технологическому процессу 22 нм (наномикрон), к приобретению которых и нужно стремиться.

Энергопотребление процессора зависит от количества ядер, их частоты и технологического процесса. Здесь нужно учитывать, что мощный процессор нельзя поставить на самую дешевую материнскую плату и запитать таким же блоком питания. Так как они изначально не рассчитаны на такую нагрузку и могут быстро выйти из строя. Энергопотребление современных процессоров колеблется в пределах 65-125 Ватт, указывается на их упаковке и на сайте производителя. Аналогичные данные указываются в документации и на сайтах материнских плат. О том как правильно подобрать блок питания читайте в предыдущей статье.

Температурный режим приравнивается к максимальному энергопотреблению процессора и характеризуется таким показателем как максимальный температурный пакет «Thermal Design Power» или «TDP». Для современных процессоров он также составляет 65-125 Ватт. Здесь нужно учесть, что для процессора с TDP 65 Ватт хватит самого простого и дешевого кулера, с TDP 100 Ватт кулер нужен помощнее, желательно с 2-4 тепловыми трубками, с TDP 125 Ватт – кулер с 4 тепловыми трубками и более. Кулер дословно в переводе с английского – охладитель, который представляет собой обычно алюминиевый, иногда с медным основанием радиатор с прикрепленным к нему вентилятором для отвода тепла от процессора. Наиболее прогрессивные модели имеют конструкцию с так называемыми тепловыми трубками, которые с одной стороны плотно соприкасаются с процессором, а с другой с ребрами радиатора, обдуваемого вентилятором. Обычно в комплекте с процессором идет четко рассчитанный на него кулер, но в продаже встречаются процессоры и без кулера, поэтому этой информацией желательно владеть.

На фото кулер с тепловыми трубками.

Учтите, что при установке или замене процессора вам понадобится термопаста, которая наносится тонким слоем на процессор перед установкой кулера. Она необходима для лучшей теплопередачи, иначе процессор будет перегреваться. Если процессор новый и идет в комплекте с кулером, то на нем уже будет нанесена термопаста.

Процессорные разъемы

Процессорный разъем или как его еще называют Socket (слот) является местом соединения процессора и материнской платы. Процессорные разъемы у каждого производителя и линейки процессоров разные и маркируются они либо по количеству ножек в разъеме либо по маркировке линейки процессоров.

Технологический процесс в настоящее время идет очень быстро, меняются процессоры, меняются процессорные разъемы. Ну что тут можно сказать... Если Вы собираете новый компьютер, не используйте материнские платы и процессоры с устаревающими разъемами, так как при возникновении проблем или желании усовершенствовать эти компоненты через год-два, Вам трудно будет подобрать им замену.

Intel Pentium - старая линейка 1-но и 2-х ядерных процессоров, со средней производительностью, подойдет для офисного компьютера

Intel Core 2 Duo - старая линейка 2-х и 4-х ядерных процессоров, с высокой производительностью, подойдет для замены на старых компьютерах

Современные процессоры Intel

Intel Core i3 - младшая, наиболее доступная по цене линейка 2-х ядерных процессоров Intel

Intel Core i5 - средняя, достаточно производительная линейка процессоров, имеет как 4-х ядерные, так и некоторые 2-х ядерные модели

Intel Core i7 - старшая, высоко производительная линейка 4-х и 6-ти ядерных процессоров

Более детальная маркировка этих процессоров преимущественно зависит от их частоты и размера кэша.

Все процессоры серии Core имеют встроенное видеоядро, т.е. не требуют дополнительной установки видеокарты в компьютер. Это может быть выгодным решением в случае, если ПК будет использоваться в основном не для игр. Но нужно отдать должное инженерам Intel, которые сделали его на порядок мощнее прежних решений, которые интегрировались на материнские платы. Такое встроенное видеоядро легко тянет такие игры ушедших лет как Half Life 2 или Underground.

3. Если процессор не указан в списке совместимых все равно можно попробовать, предварительно обновив BIOS и договорившись с продавцом о возврате, если не заработает. Или отдать системник продавцу, пусть сам попробует поставить. Единственное требование здесь, что бы процессор вписывался в допустимый тепловой пакет (TDP) материнской платы, иначе может не выдержать (сгореть).

Однажды я наблюдал, как у одного моего клиента из-за установки слишком мощного процессора на слабую материнскую плату она прогорела насквозь!

4. Если процессор достаточно прожорливый возможно понадобится более мощный и надежный блок питания. Так же не забудьте о достаточном для охлаждения кулере и термопасте.

Желаю Вам удачного выбора и хорошего настроения! А если что-то не получается с первого раза, не забывайте, что в жизни есть вещи важнее процессора, например видеокарта)

Примерные цены средней полосы России