Управляющие структуры. Управляющие конструкции Управляющие конструкции

Синтаксис языка Transact SQL включает в себя два основных вида управляющих структур. Это операторы: if , while . На каждую из этих структур существуют соответствующие ограничения и требования к их написанию с точки зрения стандартов. Также существуют некоторые общие требования для всех данных структур. Все данные требования и ограничения сформированы исходя из принципов легкой последующей читаемости исходных текстов.

Правила написания управляющих конструкций

Весь исходный код, расположенный внутри управляющих структур, а также вложенные логические структуры необходимо располагать с отступом в 2 символа.

Не допускается использование других инструкций вместе с управляющей на одной строке.

4.2.1.3 Конструкция “begin end” всегда должна начинаться с новой строки.

Допускается вложенность управляющих конструкций, кроме явно указанных исключений.

Условный оператор IF

Формат:

Также допускается написание:

Формат: if [ логическое выражение 1 ]

Все части условного оператора (if, else if, else, begin, end) необходимо располагать, начиная с одной и той же позиции

4.2.2.2 Внутри “логических скобок” условного оператора операторы языка Transact SQL необходимо располагать согласно стандартной табуляции, равной 2 символам

При написании логических операторов в логических выражениях необходимо до и после них ставить пробелы

При написании сложных логических выражений запрещается вставлять пробелы между скобками и частью логического выражения

Управляющая конструкция WHILE

Формат: while ([ условие продолжения цикла ])

{операторы}

4.2.3.1 Внутри “логических скобок” структуры while операторы языка Transact SQL необходимо располагать согласно стандартной табуляции, равной 2 символам

Использование структуры while является основным для организации различных проходов при помощи cursor.


Основные операторы

Синтаксис языка Transact SQL включает в себя пять основных операторов. Это операторы: select , insert, update, delete, cursor . На каждый из этих операторов существуют соответствующие ограничения и требования к их написанию с точки зрения стандартов. Также существуют некоторые общие требования для всех данных операторов. Все данные требования и ограничения сформированы исходя из принципов легкой последующей читаемости исходных текстов.

Министерство образования Российской федерации

Якутский государственный университет

Институт математики и информатики

Кафедра информационных технологий

Основные управляющие конструкции

Якутск 2011

1. Построение программ 5

1.1. Алфавит языка 5

1.2. Имена и зарезервированные слова 5

1.3. Общая структура программ 6

1.4. Комментарии 6

1.5. Константы и переменные 6

1.6. Оператор простого присваивания 7

1.7. Операторы ввода и вывода данных 8

Если за символом процента (%) следует символ, который не является символом управления форматом, этот символ и все следующие символы рассматриваются как обычная последовательность символов, т.е. последовательность символов, которая должна совпадать с вводом. 10

2. Базовые стандартные типы 11

2.1. Целый тип данных 11

2.2. Вещественный тип 12

2.3. Стандартные математические функции 12

RAND_MAX=32677. 13

3. Программы линейной структуры 14

3.1. Арифметические выражения 14

3.2. Примеры программ линейной структуры 14

4. Программы с ветвлением 18

4.1. Логический тип данных 18

4.2. Логическое выражение 18

4.3. Условный оператор 19

4.4. Оператор выбора 24

5. Программы циклической структуры 26

5.1. Оператор цикла с предусловием while 26

5.2. Оператор цикла с постусловием do .. while 27

5.3. Оператор цикла с параметром for 28

4.4. Оператор перехода 30

5.4. Операторы передачи управления 30

5.5. Вложенные циклы 31

5.6. Вычисление сумм 31

Практикум на ЭВМ 35

Линейные алгоритмы 35

1. Задания для решения на компьютере 35

2. Задания для самостоятельной работы 35

Алгоритмы с ветвлением 39

1. Задания для решения на компьютере 39

2. Задания для самостоятельной работы 40

Программы с циклами 45

1. Задания для решения на компьютере 45

2. Задания для самостоятельной работы 45

Приложение 50

Основные операции языка С++ 50

1. Построение программ

1.1. Алфавит языка

Как и любой язык программирования, C/C++ имеет свой алфавит – набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором. В алфавит языка входят:

    Латинские строчные и прописные буквы:

A, B, C,…, Z и a, b, c,…,z.

    Цифры от 0 до 9.

    Специальные символы, участвующие в построении конструкций языка:

+ - * / = < > . , () : ; ^ @ { } $ # ‘ ? % !

1.2. Имена и зарезервированные слова

Текст программы записывается при помощи латинских букв, цифр и знаков. Буквы допускаются прописные и строчные. Особую роль в тексте программы имеют имена и зарезервированные слова.

Имена применяют для обозначения переменных, констант и других объектов, определенных в программе. Имя может состоять из любого количества букв или цифр, но должно начинаться с буквы. В имя можно включать знак подчеркивания. Прописные и строчные буквы различаются. Программу легче понять, если имена подбираются так, чтобы в них отражался смысл обозначаемых данных. Например, сумму чисел обозначают через S или summa, максимальное значение max и т.п.

C/C++ имеет большое количество зарезервированных (ключевых) слов. Эти слова не могут быть использованы в качестве идентификаторов (имен) в программе.

Список ключевых слов таков:

reinterpret_cast

И наконец, вернемся к задаче, сформулированной в начале лекции. Мы хотим создать программу, которую можно было бы использовать для отправки писем (или просто для их генерации) с приглашениями на различные мероприятия множеству пользователей. В предыдущей лекции уже рассматривался подобный случай. Сейчас мы вынесем всю информацию о людях и событиях в отдельный файл data.php и напишем программу, не зависящую (ну, может, совсем чуть-чуть зависящую) от этой информации и ее структуры. В этом случае для того, чтобы, например, расширить список адресатов, не нужно будет изменять скрипт , генерирующий приглашения. Кроме того, можно будет использовать информацию о людях и событиях в других скриптах. В самом скрипте, генерирующем приглашения letters.php , мы использовали условные операторы , циклы, require и другие изученные ранее конструкции.

"день открытых дверей", "o" => "открытие выставки", "p" => "бал выпускников"); // имеющаяся информация о людях // (имя и электронный адрес) $people = array("ivan" => array("name" => "Иван Иванович", "email"=>"user_ivan@сайт"), "pit" => array("name" => "Петр Петрович", "email" => "user_petr@сайт"), "semen" => array("name" => "Семен Семенович")); // кто куда приглашается $who_where["ivan"] = "o" ; // Иван – на выставку $who_where["pit"] = "p"; // Петр – на бал $who_where["semen"] = "f"; // Семен – на день открытых дверей?> Листинг 3.12. data.php

$man_info){ // для каждого человека делаем следующее: $event_key = $who_where[$key]; // получаем событие, // на которое он приглашается if ($event_key<>""){ foreach($man_info as $key1 => $info){ // получаем имя и email // конкретного человека if ($key1=="name") $str = "Уважаемый (ая), $info"; if ($key1=="email") $email = $info; } // составляем приглашение $str .= "
Приглашаем Вас на ". $events[$event_key]; switch ($event_key){ // в зависимости от события // добавляем какую-нибудь строчку case "f": $str .= "
Подтвердите Ваше участие по телефону!"; break; case "o": $str .= "
Приходите за 15 минут до открытия!"; break; case "p": $str .= "
Не забудьте подарок:-)"; break; } $str .= "
" . SIGN . "


"; // добавляем подпись echo $str; // выводим приглашение на экран /* если у вас настроена отправка почты с помощью PHP, то письмо можно отправить командой mail($email,"Letter",$str); */ } } ?> Листинг 3.13. letters.php

Операции и операторы языка программирования Си. Примеры программ.

Управляющие структуры и основные конструкции языков программирования

Размещенная в памяти компьютера программа в момент выполнения занимает определенную область памяти. В каждый момент времени состояние программы характеризуется двумя типами сведений:

Состоянием некоторых ячеек памяти, понимаемых нами как переменные;

Активной точкой программы, то есть той командой программы, которая выполняется данный момент.

Следовательно, можно выделить и два основных класса действий, которые может выполнять вычислительная система:

Действия, выделяющие область памяти под переменные программы (описания).

Действия, меняющие точку выполнения программы (операторы, инструкции, конструкции).

Различные совокупности действий второго класса также называют управляющими структурами.

Обычно операторы в программе выполняются один за другим в порядке их записи. Это называется последовательным выполнением. Различные операторы языка С, которые мы скоро будем обсуждать, дают программисту возможность указать, что следующий оператор, подлежащий выполнению, может отличаться от очередного в последовательности. Это называется передачей управления.

В 60-е годы стало ясно, что в основе большинства трудностей, испытываемых группами разработки программного обеспечения, лежало бесконтрольное использование передачи управления. Вина была возложена на оператор goto, который позволяет программисту передавать управление в программе по одному из возможных адресов в очень широком диапазоне. Понятие так называемого структурного программирования стало почти синонимичным «исключению оператора goto».

Исследование Бома и Якопини показало, что программирование возможно и при полном отсутствии операторов goto. Смена стиля программирования на «программирование без goto» стала для программистов эпохальным девизом. Но только в 70-е годы широкие круги профессиональных программистов начали принимать структурное программирование всерьез. Результаты оказались впечатляющими, поскольку группы разработки программного обеспечения сообщали об уменьшении времени разработки, более частой поставке систем в срок и завершении проектов в рамках бюджета. Ключом к успеху является попросту то, что программы, созданные на основе методов структурного программирования, более понятны, их проще отлаживать и модифицировать и, самое главное, более вероятно, что они написаны без ошибок.
Работа Бома и Якопини в 1966 году показала, что все программы могут быть написаны с использованием всего трех управляющих структур, а именно: последовательной структуры, структуры выбора и структуры повторения. Этот результат установлен Бомом и Якопини в 1966 г. путем доказательства того, что любую программу можно преобразовать в эквивалентную, состоящую только из этих структур и их комбинаций. При этом последовательная структура, по существу, является встроенной в язык С. Если не указано иначе, компьютер автоматически выполняет операторы С один за другим в порядке их записи.

Итак, программу для решения задачи любой сложности можно составить их трех структур, называемых следованием (цепочкой), ветвлением и циклом. Каждая из этих управляющих структур реализована в языке программирования набором соответствующих конструкций.

К управляющим структурам относятся:

· структура следования;

· структура ветвления;