Управление непрерывностью услуг и информационной безопасностью в рамках этапа Проектирования. Управление поставщиками

Александр Астахов, CISA, 2006

Введение

Для многих российских компаний настало время задуматься об управлении безопасностью - ИТ-инфраструктура многих из них достигла уровня, требующего четко отлаженной координации. При построении системы управления безопасностью (СУИБ) эксперты рекомендуют опираться на международные стандарты ISO/IEC 27001/17799.

Руководитель обязан контролировать ситуацию в своей организации, подразделении, проекте и во взаимоотношениях с заказчиками. Это означает быть осведомленным о том, что происходит, своевременно узнавать обо всех нештатных ситуациях и представлять себе, какие действия надо будет предпринять, в том или ином случае. В организации существует несколько уровней управления, начиная с менеджеров высшего звена и заканчивая конкретным исполнителями, и на каждом уровне ситуация должна оставаться под контролем. Другими словами, должна быть выстроена вертикаль управления и процессы управления.

Система управления информационной безопасностью - что это такое?

Управление информационной безопасностью - это циклический процесс, включающий осознание степени необходимости защиты информации и постановку задач; сбор и анализ данных о состоянии информационной безопасности в организации; оценку информационных рисков; планирование мер по обработке рисков; реализацию и внедрение соответствующих механизмов контроля, распределение ролей и ответственности, обучение и мотивацию персонала, оперативную работу по осуществлению защитных мероприятий; мониторинг функционирования механизмов контроля, оценку их эффективности и соответствующие корректирующие воздействия.

Согласно ISO 27001, система управления информационной безопасностью (СУИБ) - это «та часть общей системы управления организации, основанной на оценке бизнес рисков, которая создает, реализует, эксплуатирует, осуществляет мониторинг, пересмотр, сопровождение и совершенствование информационной безопасности». Система управления включает в себя организационную структуру, политики, планирование, должностные обязанности, практики, процедуры, процессы и ресурсы.

Создание и эксплуатация СУИБ требует применения такого же подхода, как и любая другая система управления. Используемая в ISO 27001 для описания СУИБ процессная модель предусматривает непрерывный цикл мероприятий: планирование, реализация, проверка, действие (ПРПД).

Применение модели ПРПД к процессам СУИБ

Процесс непрерывного совершенствования обычно требует первоначального инвестирования: документирование деятельности, формализация подхода к управлению рисками, определение методов анализа и выделение ресурсов. Эти меры используются для приведения цикла в действие. Они не обязательно должны быть завершены, прежде чем будут активизированы стадии пересмотра.

На стадии планирования обеспечивается правильное задание контекста и масштаба СУИБ, оцениваются рисков информационной безопасности, предлагается соответствующий план обработки этих рисков. В свою очередь, на стадии реализации внедряются принятые решения, которые были определены на стадии планирования. На стадиях проверки и действия усиливают, исправляют и совершенствуют решения по безопасности, которые уже были определены и реализованы.

Проверки могут проводиться в любое время и с любой периодичностью в зависимости от конкретной ситуации. В некоторых системах они должны быть встроены в автоматизированные процессы с целью обеспечения немедленного выполнения и реагирования. Для других процессов реагирование требуется только в случае инцидентов безопасности, когда в защищаемые информационные ресурсы были внесены изменения или дополнения, а также когда произошли изменения угроз и уязвимостей. Необходимы ежегодные или другой периодичности проверки или аудиты, чтобы гарантировать, что система управления в целом достигает своих целей.

Один из вариантов организационной структуры СУИБ


Руководство организации выпускает политику безопасности, в которой вводится понятие СУИБ и провозглашаются ее основные цели: управление непрерывностью бизнеса и управление безопасностью. На вершине СУИБ находится директор по ИБ, возглавляющий управляющий комитет по ИБ - коллегиальный орган, предназначенных для решения стратегических вопросов, связанных с обеспечением ИБ. Директор по ИБ несет ответственность за все процессы управления ИБ, в число которых входят: управление инцидентами и мониторинг безопасности, управление изменениями и контроль защищенности, инфраструктура безопасности (политики, стандарты, инструкции, процедуры, планы и программы), управление рисками, контроль соответствия требованиям, обучение (программа повышения осведомленности).

Создание подобной структуры управления является целью внедрения ISO 27001/17799 в организации. Один из основных принципов здесь - «приверженность руководства». Это означает, что такая структура может быть создана только руководством компании, которое распределяет должности, ответственность и контролирует выполнение обязанностей. Другими словами руководство организации строит соответствующую вертикаль власти, а точнее модифицирует существующую для удовлетворения потребностей организации в безопасности. СУИБ может создаваться только сверху вниз.

Другим основополагающим принципом является вовлечение в процесс обеспечения ИБ всех сотрудников организации, имеющих дело с информационными ресурсами - «от директора до уборщицы». Неосведомленность конкретных людей, работающих с информацией, отсутствие программы обучения по ИБ - одна из основных причин неработоспособности конкретных систем управления.

Не менее важно и то, что в основе любого планирования мероприятий по ИБ должна лежать оценка рисков. Отсутствие в организации процессов управления рисками приводит к неадекватности принимаемых решений и неоправданным расходам. Другими словами, оценка рисков является тем фундаментом, на котором держится стройное дерево СУИБ.

Столь же фундаментальным принципом является «внедрение и поддержка СУИБ собственными руками». Привлечение внешних консультантов на всех этапах внедрения, эксплуатации и совершенствования СУИБ во многих случаях вполне оправдано. Более того, это является одним из механизмов контроля, описанных в ISO 17799. Однако создание СУИБ руками внешних консультантов невозможно по определению, т.к. СУИБ - это совокупность организационных структур формируемых руководством организации и процессов, реализуемых ее сотрудниками, которые должным образом осведомлены о своих обязанностях и обучены навыкам обращения с информацией и ее защиты. СУИБ стоит немалых денег, но ни за какие деньги нельзя купить опыт и знания.

Сертифицировать или нет?

Для подтверждения соответствия существующей в организации СУИБ требованиям стандарта, а также ее адекватности существующим бизнес рискам используется процедура добровольной сертификации. Хотя без этого можно и обойтись, в большинстве случаев сертификация полностью оправдывает вложенные средства и время.

Во-первых, официальная регистрация СУИБ организации в реестре авторитетных органов, таких как служба аккредитации Великобритании (UKAS), что укрепляет имидж компании, повышает интерес со стороны потенциальных клиентов, инвесторов, кредиторов и спонсоров.

Во-вторых, в результате успешной сертификации расширяется сфера деятельности компании за счет получения возможности участия в тендерах и развития бизнеса на международном уровне. В наиболее чувствительных к уровню информационной безопасности областях, такой, например, как финансы, наличие сертификата соответствия ISO 27001 начинает выступать как обязательное требование для осуществления деятельности. Некоторые российские компании уже сталкиваются с этими ограничениями.

Также очень важно, что процедура сертификации оказывает серьезное мотивирующее и мобилизующее воздействие на персонал компании: повышается уровень осведомленности сотрудников, эффективнее выявляются и устраняются недостатки и несоответствия в системе управления информационной безопасностью, что в перспективе означает для организации снижение среднестатистического ущерба от инцидентов безопасности, а также сокращение накладных расходов на эксплуатацию информационных систем. Вполне возможно, наличие сертификата позволит застраховать информационные риски организации на более выгодных условиях.

Как свидетельствует текущая практика, расходы на сертификацию по BS7799 в большинстве случаев несопоставимо малы в сравнении с затратами организации на обеспечение информационной безопасности, а получаемые преимущества многократно их компенсируют.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные преимущества организация получает только в том случае, если речь идет о системе сертификации, имеющей международное признание, в рамках которой обеспечивается надлежащее качество проведения работ и достоверность результатов.

Подготовка к сертификации

Подготовка организации к сертификации по ISO 27001 - процесс довольно длительный и трудоемкий. В общем случае, он включает в себя шесть последовательных этапов, которые выполняются организацией, как правило, при помощи внешних консультантов.

На первом этапе проводится предварительный аудит СУИБ, в ходе которого оценивается текущее состояние, осуществляется инвентаризация и документирование всех основных составляющих СУИБ, определяются область и границы сертификации и выполняется еще целый ряд необходимых подготовительных действий. По результатам аудита разрабатывается детальный план мероприятий по подготовке к сертификации.

На втором этапе выполняется оценка информационных рисков, основной целью которой является определение применимости описанных в стандарте механизмов контроля в данной конкретной организации, подготовка декларации о применимости и плана обработки рисков.

На третьем этапе выполняется анализ расхождений с требованиями стандарта, в результате которого оценивается текущее состояние механизмов контроля в организации и идентифицируются расхождения с декларацией о применимости.

На последующих этапах осуществляется планирование и внедрение недостающих механизмов контроля, по каждому из которых разрабатывается стратегия и план внедрения. Работы по внедрению механизмов контроля включают в себя три основные составляющие: подготовка сотрудников организации: обучение, тренинги, повышение осведомленности; подготовка документации СУИБ: политики, стандарты, процедуры, регламенты, инструкции, планы; подготовка свидетельств функционирования СУИБ: отчеты, протоколы, приказы, записи, журналы событий и т.п.

На заключительном этапе осуществляется подготовка к сертификационному аудиту: анализируется состояние СУИБ, оценивается степень ее готовности к сертификации, уточняется область и границы сертификации, проводятся соответствующие переговоры с аудиторами органа по сертификации. Подробные рекомендации по созданию СУИБ и подготовки к сертификации содержатся в серии руководящих документов BSI BIP 0071-0073.

Точки преткновения

В процессе внедрения СУИБ возникает много точек преткновения. Часть из них связаны с нарушением описанных выше фундаментальных принципов управления безопасностью. Серьезные затруднения для российских организаций лежат в законодательной области. Неполнота и противоречивость действующего российского законодательства, его запретительный характер в области использования криптографии и во многих других областях, а также неотрегулированность системы сертификации средств защиты информации серьезно затрудняет выполнение одного из главных требований стандарта - соответствие действующему законодательству.

Источником затруднений нередко служит неправильное определение области действия и границ СУИБ. Слишком широкая трактовка области действия СУИБ, например, включение в эту область всех бизнес-процессов организации, значительно снижает вероятность успешного завершения проекта по внедрению и сертификации СУИБ.

Столь же важно правильно представлять, где проходят границы СУИБ и каким образом она связана с другими системами управления и процессами организации. Например, система управления ИБ и система управления непрерывностью бизнеса (ВСМ) организации тесно пересекаются. Последняя является одной из 11 определяемых стандартом областей контроля информационной безопасности. Однако СУИБ включает в себя только ту часть BCM, которая связана с ИБ - это защита критичных бизнес процессов организации от крупных сбоев и аварий информационных систем. Другие аспекты BCM выходят за рамки СУИБ.

Стандарт - гарантия безопасности

Сегодня организация работы серьезной и эффективной компании, претендующей на успешное развитие, обязательно базируется на современных информационных технологиях. Поэтому обратить внимание на стандарты управления информационной безопасностью стоит компаниям любого масштаба. Как правило, вопросы управления информационной безопасностью тем актуальнее, чем крупнее компания, чем шире масштаб ее деятельности и претензии на развитие, и, как следствие, выше ее зависимость от информационных технологий.

Использование международных стандартов управления информационной безопасностью ISO 27001/17799 позволяет существенно упростить создание, эксплуатацию и развитие СУИБ. Требования нормативной базы и рыночные условия вынуждают организации применять международные стандарты при разработке планов и политик обеспечения ИБ и демонстрировать свою приверженность путем проведения аудитов и сертификаций ИБ. Соответствие требованиям стандарта представляет определенные гарантии наличия в организации базового уровня информационной безопасности, что оказывает положительное влияние на имидж компании.

1. Выполнение деятельности по обеспечению информационной безопасности должно поддерживаться системой управления информационной безопасности, которая реализуется службой информационной безопасности в виде совокупности взаимозависимых и постоянно действующих процессов (синхронизации, контроля, мониторинга, анализа и т. д.) штатного функционирования используемых защитных мер и должного исполнения персоналом предъявляемых к ним требований информационной безопасности.

2. Задачи защиты информационных активов Организации решаются в рамках функционирования соответствующих технологических процессов, направленных на достижение конкретных практических результатов. Результатом функционирования процессов является защищенность Организации.

3. В Организации процесс обеспечения защиты информации в информационных системах включает в себя:

Планирование мероприятий по защите информации;

Формирование комплекса средств защиты информации;

Администрирование информационной безопасности и средств защиты;

Мониторинг информационной безопасности информационных активов;

Анализ защищенности и контроль выполнения требований информационной безопасности.

4. Планирование мероприятий по защите информации предполагает определение сроков и состава мероприятий по информационной безопасности, производимое в рамках системы планирования Организации. Формами представления данного процесса являются планы мероприятий, политики безопасности, частные политики безопасности.

5. Формирование комплекса средств зашиты информации предполагает оснащение АС и рабочих мест обработки информации средствами защиты, подтверждение соответствия реализованной подсистемы информационной безопасности требованиям эксплуатационной документации для внедряемых АС, формирование требований по обеспечению информационной безопасности и правил работы со средствами защиты информации. Результатом процесса должна явиться комплексная система информационной безопасности, включающая организационные и технические средства защиты, регламент их использования. Формами представления процесса являются акты установки средств защиты, акты сдачи-приема АС, положения, инструкции, регламенты применения средств защиты.

6. Администрирование информационной безопасности и средств защиты предполагает обеспечение и поддержку защищенности информационных активов Организации. Результатом процесса является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к средствам вычислительной техники, контроль целостности аппаратной и программной конфигурации АС, соответствие предоставленных прав доступа функциям, выполняемым сотрудниками, обеспечение разграничения доступа к информационным активам, обеспечение восстановления систем защиты информации в нештатных ситуациях, обеспечение защиты электронного документооборота. Формами представления процесса могут являться учетные формы защищаемых активов, допущенных сотрудников, паспорта программного обеспечения, атрибуты доступа, журналы учета и администрирования средств защиты, документы фиксирования инцидентов информационной безопасности (акты).


7. Мониторинг информационной безопасности информационных активов предполагает выявление возможных отклонений от принятой Частной политики информационной безопасности, попыток несанкционированного доступа к информационным активам. Результатом процесса является выявление инцидентов информационной безопасности, уязвимостей, нарушений правил информационной безопасности, попыток НСД, выявление случаев заражения вредоносным кодом, не должного выполнения персоналом своих обязанностей. Отчетными формами представления процесса могут быть любые документы, регистрирующие инциденты информационной безопасности.

8. Анализ защищенности и контроль выполнения требований информационной безопасности предполагает определение уровня зрелости информационной безопасности Организации в соответствии со Стандартом и соответствие информационной безопасности Организации требованиям нормативных документов Банка России. Результатом процесса является проведение плановых, целевых выборочных проверок по выявлению фактов нарушения требований по защите информации, проведение аудита информационной безопасности, проведение самооценки состояния информационной безопасности с использованием специальных методик. Формами представления процесса являются итоговые документы установленных форм (анкеты, акты, справки, служебные записки).

9. Процессы контроля и оценки состояния безопасности и качества проведения технологических операций по защите активов должны быть регламентированы руководящими документами.

10. Основная задача управления информационной безопасностью заключается в том, чтобы приведенные процессы выполнялись непрерывно в виде замкнутого цикла: «планирование – реализация (администрирование) – проверка (мониторинг) – совершенствование (анализ) - планирование и т. д.» так, чтобы осуществлялась периодическая корректировка принятых мер информационной безопасности активов Организации.

Информация является одним из самых главных деловых ресурсов, который обеспечивает организации добавочную стоимость, и вследствие этого нуждается в защите. Слабые места в защите информации могут привести к финансовым потерям, и нанести ущерб коммерческим операциям. Поэтому в наше время вопрос разработки системы управления информационной безопасностью и ее внедрение в организации является концептуальным.

Стандарт ISO 27001 определяет информационную безопасность как: «сохранение конфиденциальности, целостности и доступности информации; кроме того, могут быть включены и другие свойства, такие как подлинность, невозможность отказа от авторства, достоверность».

Конфиденциальность – обеспечение доступности информации только для тех, кто имеет соответствующие полномочия (авторизированные пользователи);

Целостность – обеспечение точности и полноты информации, а также методов ее обработки;

Доступность – обеспечение доступа к информации авторизированным пользователям, когда это необходимо (по требованию).

По вопросам : klubok@сайт

Доброго времени суток, уважаемые!
Давно не писал на Хабр, не было времени, много работы было. Но теперь разгрузился и сформировались мысли для нового поста.

Общался с одним из товарищей, на которого взвалили труд по ИБ в организации (товарищ сисадмин), и он просил рассказать с чего начать и куда двигаться. Немного привёл мысли и знания в порядок и выдал ему примерный план.
К сожалению, такая ситуация далеко не единична и встречается часто. Работадатели, как правило, хотят что бы был и швец и жнец и на дуде игрец и всё это за один прайс. К вопросу о том, почему ИБ не нужно относить к ИТ я вернусь позже, а сейчас всё-таки рассмотрим с чего вам начинать, если такое случилось и вы подписались на подобную авантюру, то есть создание системы управления информационной безопасностью (СУИБ).

Анализ рисков

Практически всё в ИБ начинается с анализа рисков, это основа и начало всех процессов в безопасности. Проведу краткий ликбез в этой области, так многие понятия не очевидны и чаще всего путаются.
Итак есть 3 основных понятия:
  • Вероятность реализации
  • Уязвимость

Риск - это возможность понести какие-либо потери (денежные, репутационные и тд), в связи с реализацией уязвимости.
Вероятность реализации - это насколько вероятно, что данная уязвимость будет эксплуатирована для реализации риска.
Уязвимость - непосредственно брешь в вашей системе безопасности, которая с некоей долей вероятности может нанести вред, то есть реализовать риск.

Есть множество методик, различных подходов к управлению рисками, расскажу об основах, остальное вам на первых порах в становлении СУИБ и не понадобится.
Итак вся работа по управлению рисками сводится либо к снижению вероятности реализации, либо к минимизации потерь от реализации. Соответственно риски могут быть приемлемыми и неприемлемыми для организации. Приемлемость риска лучше всего выражать в конкретных суммах потерь от его реализации (в любом случае даже, вроде бы, неосязаемые репутационные потери в итоге выливаются в упущенную прибыль). Необходимо решить с руководством какая сумма для них будет порогом приемлемости и сделать градацию (лучше 3-5 уровней для потерь). Далее сделать градацию по вероятности, так же как с потерями и потом оценивать риски по сумме этих показателей.
После проведения подготовительной работы, выделите реальные уязвимости вашей организации и проведите оценку рисков их реализации и потерь. В итоге вы получите 2 набора рисков - приемлемых и неприемлемых. С приемлемыми рисками вы просто смиритесь и не будете предпринимать активных действий по их минимизации (то есть мы принимаем, что минимизация этих рисков будет нам стоить дороже потерь от них), а с неприемлемыми есть 2 варианта развития событий.

Минимизировать - уменьшить вероятность возникновения, уменьшить возможные потери или вообще предпринять меры по устранению риска (закрытие уязвимости).
Передать - просто переложить заботы о риске на другое лицо, к примеру застраховать организацию от случаев наступления риска или передать актив, подверженный риску (к примеру перенести сервера в дата-центр, таким образом за бесперебойное питание и физическую сохранность серверов будет ответственнен дата-центр).

Масштабы

В первую очередь, конечно же, необходимо оценить масштабы бедствия. Я не буду касаться моментов по защите персданных, по этому поводу уже куча статей, есть описанные не раз практические рекомендации и алгоритмы действий.
Напомню также, что информационная безопасность - это в первую очередь люди, так что нужна нормативная документация. Что бы написать её, для начала нужно понять что туда вписывать.
Основных документов для ИБ в этом плане 3:
Политика информационной безопасности
Ваш основной документ, настольная книга, Библия и другие громкие названия. Именно в ней описаны все процедуры по ИБ, описан уровень безопасности, которому вы следуете в своей организации. Так сказать - идеальный срез безопасности, задокументированный и принятый по всем правилам.
Политика не должна быть мертвым грузом, документ должен жить, должен изменяться под влиянием новых угроз, веяний в ИБ или пожеланий. В связи с этим политика (как, в принципе, и любой процессный документ) должна регулярно пересматриваться на предмет актуальности. Лучше делать это не реже 1 раза в год.
Концепция информационной безопасности
Небольшая выжимка из политики, где описаны основы безопасности вашей организации, нет никаких конкретных процессов, но есть принципы построения СУИБ и принципы формирования безопасности.
Этот документ скорее имиджевый, он не должен содержать никакой «чувствительной» информации и должен быть открытым и доступным для всех. Разместите его на своём сайте, вложите в лоток на информационном стенде, что бы ваши клиенты и посетители могли с ним ознакомиться или просто видели, что вы заботитесь о безопасности готовы это продемонстрировать.
Положение о коммерческой тайне (конфиденциальной информации)
В скобках указал альтернативное наименование подобного документа. По большому счёту, ком. тайна - это частный случай конфиденциалки, но отличий крайне мало.
В этом документе необходимо указать следующее: как и где хранятся документы, составляющие ком. тайну, кто ответственнен за хранение этих документов, как должен выглядеть шаблон документа, содержащего подобную информацию, что будет за разглашение конфиденциальной информации (по законодательству и согласно внутренним договоренностям с руководством). Ну и конечно же перечень сведений, составляющих, для вашей организации, коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными.
По закону, без предпринятых мер по защите конфиденциалки, у вас её как бы и нет:-) То есть сама-то информация вроде бы и есть, а вот конфиденциальной она являться не может. И тут есть интересный момент, что соглашение о неразглашении конфиденциалки подписывают в 90% организации с новыми сотрудниками, а вот мер, положенных по закону, предпринято мало у кого. Максимум перечень информации.

Аудит

Что бы написать эти документы, точнее, что бы понять что должно быть в них, нужно провести аудит текущего состояния ИБ. Понятно, что в зависимости от деятельности организации, территориальной распределенности и тд очень много нюансов и факторов для каждой конкретной организации, но есть несколько основных моментов, которые являются общими для всех.
Политика доступа
Тут 2 ветки - это физический доступ в помещения и доступ в информационные системы.
Физический доступ
Опишите вашу систему контроля доступа. Как и когда выдаются карточки доступа, кто определяет кому в какое помещение есть доступ (при условии, что помещение оборудовано СКД). Так же здесь стоит упомянуть систему видеонаблюдения, принципы её построения (отсутствие слепых зон в наблюдаемых помещениях, обязательный контроль входов и выходов в/из здания, контроль входа в серверную и тп). Так же не забудьте про посетителей, если у вас нет общей приёмной (да и при наличии её) стоить указать каким образом посетители попадают в контролируемую зону (временные пропуска, сопровождающий).
Для серверной, так же, должен быть отдельный перечень доступа с журналом посещений (проще, если в серверной установлена СКД и всё ведется автоматически).
Доступ в информационные системы
Опишите процедуру выдачей доступов, если используется многофакторная аутентификация, то и выдача доп идентификаторов. Парольная политика (срок действия паролей, сложность, количество попыток входа, время блокирования УЗ после превышения количества попыток) для всех систем, в которые выдаётся доступ, если у вас не Single Log On повсюду.
Построение сети
Где находятся сервера, имеющие доступ снаружи (DMZ), как к ним обеспечивается доступ изнутри и снаружи. Сегментация сети, чем она обеспечивается. Межсетевые экраны, какие сегменты они защищают (если есть внутри сети между сегментами).
Удаленный доступ
Как он организован и кто имеет доступ. В идеале должно быть так: только VPN, доступ только по согласованию с высшим руководством и с обоснованием необходимости. Если нужен доступ третьим лицам (вендоры, обслуживающий персонал и тд), то доступ ограничен по времени, то есть учетка выдаётся на определенный срок, после которого автоматически блокируется. Естественно, при удаленном доступе, любом, права необходимо ограничивать по минимуму.
Инциденты
Как они обрабатываются, кто ответственный и как построен процесс инцидент менеджмента и проблем менеджмента (если есть, конечно). По работе с инцидентами у меня уже был пост: habrahabr.ru/post/154405 можете ознакомиться подробнее.
Так же необходимо определиться с трендами в вашей организации. То есть какие инциденты возникают чаще, какие несут больший вред (простой, прямые потери имущества или денег, репутационный вред). Это поможет в контроле рисков и проведении анализа рисков.
Активы
В данном случае под активами понимается всё, что требует защиты. То есть сервера, информация на бумаге или съёмных носителях, жесткие диски компьютеров и тд. Если какие-либо активы содержат «чувствительную» информацию, то они должны быть промаркированы соответствующим образом и должен быть перечень действия, разрешенных и запрещенных с данным активом, таких как передача третьим лицам, передача по электронной почте внутри организации, выкладывание в публичный доступ внутри организации и тд.

Обучение

Момент, о котором многие забывают. Сотрудникам нужно рассказать о мерах безопасности. Не достаточно ознакомления с инструкциями и политиками под роспись, 90% их не прочитают, а просто распишутся, дабы отвязались. Про обучение я тоже делал публикацию: habrahabr.ru/post/154031 Там приведены основные моменты, важные при обучении и про которые не стоит забывать. Помимо непосредственно самого обучения, такие мероприятия полезны в плане общения между сотрудниками и офицером безопасности (красивое название, мне очень оно нравится:-). Можно узнать о каких-то мелких происшествиях, пожеланиях, да даже проблемах, про которые в обычном рабочем ритме вы вряд ли бы узнали.

Заключение

Вот, наверное, и всё, о чём хотелось поведать начинающим на поприще ИБ. Я понимаю, что подобным постом я, возможно, лишу какого-то своего коллегу работы, так как потенциальный работодатель просто возложит на админа эти обязанности, но я и огорожу многие организации от интеграторов-бракоделов, любящих выкачивать деньги за аудиты и пишущие многостраничные памфлеты ни о чём, выдавая их за нормативку (http://habrahabr.ru/post/153581/).
В следующий раз постараюсь рассказать об организации службы информационной безопасности как таковой.

P.S. если ставите минус, прокомментируйте, пожалуйста, дабы в будущем мне не допускать подобных ошибок.

Теги: Добавить метки

СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

«СВЯЗЬ – ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

РОСС RU.М821.04ФБГ0

Система управления информационной безопасностью «Базовый уровень информационной безопасности операторов связи»

Требования, программа и методика сертификационных испытаний

1 Введение 1

2 Область применения 2

4.2.Требования к политикам оператора 5

4.3.Требования к функциональности 6

4.4. Требования к взаимодействию 7

5 Программа сертификационных испытаний 7

5.1. Объект испытаний 7

5.2. Цель испытаний 7

6 Методика проведения сертификационных испытаний 8

6.1. Условия проведения испытаний 8

6.2. Методика проверки 9

1 Введение

Требования к Системе управления информационной безопасностью «Базовый уровень информационной безопасности операторов связи» (далее – Требования) определяют базовый уровень информационной безопасности, используя который, каждый оператор может оценить состояние сетевой и информационной безопасности, учитывая то, какие стандарты безопасности актуальны, какие из этих стандартов должны быть использованы, когда они должны быть использованы и как они должны применяться.Кроме того описывается готовность и способность оператора связи взаимодействовать с другими операторами, пользователями и правоохранительные органами с целью совместного противодействия угрозам информационной безопасности.

Требования представляют собой минимальный набор рекомендаций, реализация которых будет гарантировать достаточный уровень информационной безопасности коммуникационных услуг, позволяя при этом обеспечить баланс интересов операторов, пользователей и регулятора.

Программа и методика определяют все виды, условия, объем и методы сертификационных испытаний базового уровня информационной безопасности операторов связи.

Настоящий документ может быть использован для случаев, когда оператор связи:

    нуждается в демонстрации своей способности предоставлять услуги связи, отвечающие установленным требованиям;

    имеет цель демонстрировать взаимодействующим операторам связи способность и готовность совместно с ними противостоять угрозам информационной безопасности.

2 Область применения

      Настоящие Требования, программа и методика разработаны в соответствии с Положением о Системе добровольной сертификации «Связь – Эффективность» на базе Рекомендации сектора стандартизаций Международного Союза Электросвязи (МСЭ-Т) Серии X, Приложение 2, «Серии Х.800-Х849 МСЭ-Т – Приложение по базовому уровню информационной безопасности операторов связи».

      Настоящие Требования, программа и методика разработаны для системы добровольной сертификации и предназначены для операторов связи, сертификационных центров и лабораторий при проведении добровольной сертификации Системы управления информационной безопасностью «Базовый уровень информационной безопасности операторов связи» в Системе добровольной сертификации «Связь – Эффективность».

3 Нормативные ссылки, определения и сокращения

3.1. В настоящих Требованиях, программе и методике использованы ссылки на следующие нормативные документы:

    Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

    Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09 сентября 2000 г. № Пр-1895.

    Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г., N 161).

    ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от НСД к информации. Общие технические требования.

    ГОСТ Р 52448-2005 Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения.

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2002 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Методы обеспечения информационной безопасности. Системы управления информационной безопасностью. Требования.

    ОСТ 45.127-99. Система обеспечения информационной безопасности Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Термины и определения.

    Рекомендация сектора стандартизаций Международного Союза Электросвязи (МСЭ-Т) Серии X, Приложение 2, «Серии Х.800-Х849 МСЭ-Т – Приложение по базовому уровню информационной безопасности операторов связи».

3.2. В настоящих Требованиях, программе и методике использованы термины соответствующие определениям Федерального закона «О связи», а также дополнительно определены следующие термины и сокращения:

Аккаунт – персональная учетная запись пользователя информационной системы, программного обеспечения оборудования, включающее имя пользователя (логин), его скрываемые индивидуальные признаки (пароль) и другие сведения, необходимые для получения доступа.

Антивирусное программное обеспечение – специальное программное обеспечение, предназначенное для выявления и деактивации (блокирования) вредоносного программного кода, специально созданного для нарушения целостности, доступности и конфиденциальности данных.

Атака типа «отказ в обслуживании» – преднамеренное воздействие на информационную систему или оборудование с целью создания условий, при которых правомерные пользователи не могут получить доступ к предоставляемым системой или оборудованием ресурсам или такой доступ будет затруднен.

Информационная безопасность оператора связи – состояние защищенности информационных ресурсов оператора связи и поддерживающей их инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба оператору связи, пользователям услуг связи, и характеризуемая способностью обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность информации при ее хранении, обработке и передаче.

Лицензионное соглашение – договор между владельцем программного обеспечения и пользователем ее копии

Оператор связи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Политика безопасности оператора связи – совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области обеспечения безопасности, которыми должен руководствоваться оператор связи.

Провайдер услуг – юридическое лицо, занимающееся предоставлением (доставкой) абоненту услуг связи определенного вида и обеспечивающее согласованное использование сетевых возможностей, связанных с данными услугами.

Спам – незапрашиваемая корреспонденция, передаваемая в электронном виде (как правила, средствами электронной почты).

Управление рисками – процесс определения, контроля, уменьшения или полного устранения (с приемлемыми затратами) рисков для информационной безопасности, которые могут повлиять на информационные системы оператора связи и поддерживающую их инфраструктуру.