С чего лучше апгрейдить компьютер. Апгрейд домашнего компьютера, делаем сами. Как правильно заменить оперативную память в ноутбуке или ПК

«Лучше быть
богатым и здоровым,
чем бедным и больным»
(аксиома)

Развитие компьютерной техники идет настолько быстро, что моральное старение компьютера происходит гораздо быстрее его физического износа. Так что рано или поздно (скорее, именно рано) производительности компьютера уже перестает хватать. После этого встает вопрос: что же делать дальше - покупать новый, а старый или выбросить или продать за бесценок, или же, заменив часть его узлов, попытаться поднять производительность ветерана на более-менее современный уровень.

Как это не покажется на первый взгляд парадоксальным, но решение такой задачи для домашнего, игрового компьютера может оказаться даже сложнее, чем для «серьезного» компьютера, ориентированного на решение профессиональных задач.

Во-первых, новые, все более ресурсоемкие игры выходят почти каждый день, и компьютер, на котором вчерашние игры просто летали, на новых вдруг начинает демонстрировать неторопливое слайд-шоу:(

Во-вторых, игры дают очень серьезную нагрузку практически на все узлы компьютера - и на процессор, и на видеокарту, и на память, поэтому сразу понять, какой из узлов является узким местом, из-за которого игра тормозит на этом компьютере, оказывается не так и просто

Ну и, наконец, в-третьих, пользователем домашнего компьютера и в том же лице и «системным администратором», на которого ложатся все вопросы по его обслуживанию в общем случае является непрофессионал, для которого тонкости апгрейда и настройки компьютера часто оказываются почти потусторонним шаманством.

Попробуем приоткрыть эту тайную завесу, разобраться «чьи в лесу шишки», какие стратегические решения тут можно применять, и какой тактики можно при этом придерживаться. Начнем со стратегии.

Варианты стратегии апгрейда

Конечно, подходов в этом вопросе может быть великое множество, попытаемся их как-то систематизировать.

Можно выделить три «генеральных линии».

«Точка старта» у всех трех одна - хорошо сбалансированный системный блок, собранный на основе современных mainstream-решений, купленный в свое время за 700-1000 долларов (более дешевые конфигурации обычно уже изначально получаются не вполне сбалансированными для уровня игрового компьютера). Сначала все обстоит отлично - все игры прекрасно работают на максимальных настройках, но вот появилась игра, которой Вашего компьютера не хватает…

Итак, первая стратегия:

  • После появления такой игры просто меняем компьютер, ориентируясь на самые современные решения нового уровня, выходим на новую «точку старта» (см. выше).

Старый компьютер затем выбрасываем или продаем по остаточной стоимости. Просто и удобно:). Хотелось бы сказать «дешево и сердито», но «дешево» тут сказать язык не повернется:(. Хотя, если Вы как в известном анекдоте просто берете деньги в необходимом количестве «из тумбочки», или если для Вас компьютер - практически член семьи, и ответ на вопрос «компьютер или отпуск в Египте» очевиден: «безусловно компьютер», такой вариант окажется вполне приемлемым.

Учитывая современные темпы развития компьютерной техники и игровой индустрии подобную операцию придется проводить примерно раз в год, максимум полтора (вспомните, каковы были массовые решения например летом прошлого года и как выглядят на таком компьютере современные игры при агрессивных настройках). Если считать, что «остаточная стоимость» годовалого компьютера (по которой его еще нужно суметь продать) составит примерно половину от цены нового, получим примерный уровень ежегодных затрат около 400-500 долларов, а если с продажей старого не заморачиваться, то и вся тысяча… Но, если руководствоваться аксиомой, вынесенной в эпиграф статьи, то, как говорится другой альтернативы нет . Конечно, несколько снизить затраты на сборку нового компьютера может позволить использование некоторых узлов старого, которые еще не успели устареть и не будут снижать его производительности - звуковая карта, жесткий диск, DVD-привод, блок питания и так далее. Хотя и тут есть свои ограничения, да и принципиально ситуация не меняется, к тому же в этом случае старый компьютер продать уже точно не удастся.

Теперь рассмотрим второй вариант стратегии:

  • После появления такой игры делаем настройки менее агрессивными, снижаем разрешение в игре.

Правда мы лишимся толп восторженных поклонниц, приветствующих наш победный финиш, да и лысые пустынные холмы, поросшие неподвижными столбами с закрепленными на них проволочными ветками выглядят не так живописно, как поросшие густой травой, шевелящейся на ветру в тени «живых» деревьев, а глицериновая вода не так ласково омывает сапоги, как шейдерная, но… Если тумбочка не бездонна (увы, но для многих это обстоит именно так), и приходится выбирать между шейдерной водой и натуральной водой Красного моря, а реальные поклонницы ласкают взгляд (и не только взгляд) приятнее, чем виртуальные, то есть над чем подумать…

Если предположить, что через три-четыре года компьютер все равно придется сменить (иначе и облысевшие холмы превратятся в слайд-шоу), а стоимость «четырехлетки» стремится к нулю, получим среднегодовой уровень затрат порядка 150-300 долларов.

Конечно, четкой границы между первым и вторым вариантом стратегии нет, и никто не мешает в первом случае «оттянуть» поход в магазин, например, до появления ожидаемого принципиально нового процессора или видеокарты. Да и во втором можно не ждать полного «облысения» игрового пространства, а опять-таки приурочить замену компьютера к выходу какого-то нового игрового «железа». Грань тут скорее психологическая.

В первом случае появление, например, нового процессора, показывающего в тестах лучший результат, чем Ваш, уже является «первым звонком», чтобы начать задумываться о замене, даже если явных тормозов еще нет, поскольку «круче гор могут быть только вареные яйца и мой компьютер». Одним словом, «ни шагу назад!»

При второй же стратегии поводом для исследования свежих прайс-листов компьютерных магазинов должно стать лишь появление действительно заметных тормозов в игре или невозможность увидеть в ней все «красивости». Однако здесь поле для отступления достаточно большое, и прервать его можно в любой удобный момент, не обязательно доходя до последней черты, когда новая игра уже не просто тормозит, а даже и не запускается. Кроме того, есть еще один аспект, который станет понятнее при рассмотрении третьей стратегии апгрейда.

Итак, третий вариант стратегии:

  • После появления тормозов в игре или невозможности увидеть все красивости тщательно разбираемся в причинах их появления, находим в Вашем компьютере «слабое звено» и, если это технически возможно, просто заменяем его.

Однако это «просто» часто оказывается не так уж просто на деле. Нужно разобраться в причинах, хорошо понять, замена какого из узлов позволит расшить это узкое место в игре. И вот именно на этом мы остановимся более подробно.

Отметим, что данная стратегия апгрейда оказывается несколько ближе к первой. Выявлять и заменять «слабое звено» имеет смысл, пока проблема еще не сильно запущена, и ее можно решить, ограничившись заменой какого-то одного узла. Если с апгрейдом затянуть, то ответом на вопрос «что же нужно заменить в компьютере, чтобы все летало, как прежде» может оказаться «да все!», и в этом случае частичный апгрейд потеряет смысл. Проще и дешевле окажется сменить весь системный блок.

Хотя, казалось бы, какая разница - проводить «перманентный апгрейд», меняя с достаточно большим интервалом времени узлы компьютера по мере появления очередного «слабого звена» в новой игре, или поменять сразу несколько узлов, когда дальше уже невозможно терпеть. Технически это действительно так. Однако нужно учесть следующее обстоятельство. Глубокий апгрейд компьютера, связанный с заменой большинства ключевых узлов (не важно - произведен ли он за один, или за несколько шагов) обычно оказывается несколько дороже покупки нового компьютера. Так что в общем случае в третьем варианте стратегии среднегодовые затраты оказываются выше, чем во втором. Но все же значительно меньше, чем в первом! А ведь производительность компьютера за период времени в данном случае не опускается ниже первого варианта стратегии! Так что можно сказать, что «перманентный апгрейд» в течение периода времени позволяет поддерживать производительность компьютера на уровне первого варианта стратегии при затратах, лишь ненамного больших, чем во втором варианте.

Иногда апгрейд удается провести «по случаю», например, находится покупатель для старой «железки», или ее удается обменять без доплаты или с минимальной доплатой на более новую. Например, если появляется возможность бесплатно поменять на совсем старом компьютере видеокарту TNT2 на оставшуюся от апгрейда другого компьютера GeForce2MX, то такой обмен может оказаться рациональным - «дареному коню в зубы не смотрят».

Однако в большинстве случаев новый узел все-таки приходится покупать, и, немного перефразируя классика, «сделать это хочется так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги».

Для этого попытаемся найти ответ на два исконных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» - то есть определить, чем обусловлено снижение быстродействия в данном конкретном случае, и как можно поправить ситуацию с минимальными финансовыми затратами.

Кто виноват?

К сожалению, универсального ответа тут не будет. Существуют как более, так и менее процессорозависимые игры; одни игры больше «любят» видеокарты ATI, а другие предпочитают NVIDIA, какая-то игра может задыхаться от нехватки гигабайта оперативной памяти, а другая вполне комфортно чувствовать себя и при вдвое меньшем ее объеме и так далее… Более того - после выхода очередного патча к игре ее аппетиты могут как увеличиться, так и уменьшиться.

Поэтому и разбираться нам придется с каждой конкретной игрой по отдельности.

Ну, а поскольку апгрейд компьютера все-таки производится не ради одной игры, хотя и может быть приурочен к ее выходу, то и анализировать придется целую гамму разнообразных игр, которые представляют наибольший интерес для пользователя.

Начнем с памяти .

В общем случае можно сказать, что «памяти много не бывает», хотя и тут есть серьезные оговорки, о которых мы поговорим позже. Если игре недостаточно оперативной памяти, в ней проявляются весьма характерные «тормоза», связанные со свопированием (работой файла подкачки). Дело в том, что недостаточное количество оперативной памяти операционная система компьютера умеет компенсировать, записывая находящуюся в памяти, но не требующуюся в данный момент информацию в специальный своп-файл, файл подкачки, освобождая тем самым необходимое место. Но «данный момент» рано или поздно заканчивается, хранящаяся в своп-файле информация вновь становится актуальной, ее вновь надо переписать в оперативную память, сбрасывая при этом очередную порцию в файл подкачки, и так далее. Происходит это тем чаще, чем больше ощущается дефицит оперативки. Визуально это ощущается, во-первых, по непрерывно горящему индикатору работы жесткого диска на передней панели системного блока, а во-вторых (поскольку общение с жестким диском компьютера происходит со скоростью на много порядков меньшей, чем с оперативной памятью) периодически происходит кратковременное катастрофическое снижение FPS, игра как будто утыкается в глухую стену. Крайне неприятное явление!

Не следует путать свопирование со штатной подгрузкой игровых уровней, которая происходит при любом количестве оперативной памяти. Чтобы разделить эти два явления, попробуйте вернуться на недавно пройденный участок уровня или просто несколько раз развернуться на месте. Если при этом как говорится в рекламе «все пройдет гладко», то значит оперативной памяти в данном месте игры хватает, ну а если поворот или возврат будет сопровождаться судорожным морганием индикатора работы диска и столь же судорожным поведением игры, то памяти не помешало бы и побольше.

Если игре не хватает оперативной памяти, то говорить об апгрейде видеокарты или процессора нет смысла. Игра, запущенная на самом современном процессоре с самой мощной видеокартой при недостаточном количестве оперативки будет вести себя как пораженная болезнью Паркинсона.

Необходимо учесть, что требования к количеству памяти существенно меняется в зависимости от используемого в игре разрешения экрана, включенного уровня детализации и особенно качества используемых текстур. Так что данный эксперимент надо проводить при тех настройках, которые хотелось бы иметь в игре после апгрейда компьютера, обращая внимание только на явление свопирования, а не на общую производительность. Даже если производительность окажется недопустимо низкой, но ровной, эксперимент следует признать успешным, а с недостаточной производительностью мы разберемся, анализируя остальных подозреваемых - процессор и видеокарту.

После того, как с памятью разобрались, переходим к процессору и видеокарте .

Проще всего выявить виновника в ситуации, когда новая игрушка требует поддержки более высоких графических технологий, чем у имеющейся видеокарты.

Например, в игре используются шейдеры 3.0, а Ваша видеокарта «знает» только версию 1.1 или не знает о шейдерах вообще ничего.

Тут сразу все ясно - виновник всех бед видеокарта , приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

Конечно, как правило можно запустить игру и без использования шейдеров или с шейдерами более ранних версий, но если хочется смотреть игру «во всей красе», а не наблюдать глицериновые реки в линолеумных берегах, то совершенно однозначно придется менять видеокарту .

Схожая ситуация оказывается, если видеокарта знает о существовании графических технологий, используемых в данной игре, но работает с ними жутко ме-едле-енно-о.

Так что в ситуации, когда при минимальных настройках всех «красивостей» игра начинает «летать» (т. е. все достаточно быстро, но совсем некрасиво), а при включении агрессивных настроек начинает игра проявляет «финский характер» (но не как в F1, а как в анекдоте - все жутко красиво, но жутко медленно), вывод будет такой же - виновник видеокарта .

Аналогичные выводы и для ситуации с использованием «нешейдерных технологий» - анизотропной фильтрации (AF) и сглаживания (AA). Если при их отключении быстродействие игрушки достаточно, а при включенных AF и (или) AA быстродействие падает ниже психологического минимума (а использовать AA и AF тем не менее хочется), то пора идти подбирать новую мощную видеокарту для замены устаревшей.

Несколько сложнее будет разобраться в ситуации, когда и при отключении всех «красивостей» игра все равно тормозит. В данном случае вина может лежать как на видеокарте, так и на процессоре (конечно, могут оказаться виноваты оба - и видеокарта, и процессор, но об этом чуть ниже).

Для начала разберемся, как проявляется недостаточность производительности процессора и видеокарты в играх.

Рассмотрим результаты игровых тестов, проведенных для различных сочетаний видеокарт и процессоров при разных резрешениях, представленные в статье « ». Легко заметить, что для комбинации мощный процессор - слабая видеокарта производительность в играх резко падает при увеличении разрешения, и в то же время для комбинации слабого процессора и мощной видеокарты производительность в игре при увеличении разрешения меняется очень мало.

Воспользуемся этим свойством для оценки нашей системы. Для этого попробуем снизить разрешение в игре (например, вместо 1024x768 поставим 800x600 или даже 640x480). Если при этом производительность адекватно возрастает и достигает приемлемого на Ваш взгляд уровня, то «слабым звеном» скорее всего опять является видеокарта . Если же даже при минимальном разрешении производительность игры лишь немного возрастает относительно более высокого разрешения, то виноват процессор .

Как видно, в большинстве рассмотренных проблем виновата оказывается видеокарта, а на процессор, однако отметим, что если слабость видеокарты можно в той или иной мере скомпенсировать уменьшением используемого разрешения или отключением «красивостей», то малую мощность процессора уже ничем устранить не удастся (кроме разгона или замены процессора, разумеется).

Кроме того, нагрузка на процессор весьма существенно возрастает, а производительность игры соответственно падает в самый неподходящий момент - при усложнении физической модели (например, при прохождении сложного поворота или автомобильной аварии в автосимуляторе, взрывах и разрушении объектов в шутере) или при задействовании AI (искусственного интеллекта), связанного с появлением дополнительных персонажей в игре. Может оказаться, что безмятежная прогулка по джунглям необитаемого острова в известной игре будет происходить с достаточной производительностью, однако когда выяснится, что остров очень даже обитаем, и несколько «Искусственных Интеллектуалов» в камуфляже и с автоматами очень хотят с Вами поговорить «за жизнь», а не страдающие от избытка интеллекта монстры (но которые, тем не менее, обладают серьезной «физикой» - прыгают, обходят препятствия и т. п.) проявляют явное желание пообедать Вами, а Вы в свою очередь, не желая встречаться ни с теми, ни с другими этому препятствуете, активно перемещаясь и отстреливаясь (тем самым тоже усложняя физическую модель игры), производительность упадет до недопустимого уровня (что окажется особенно заметно именно в такой непростой игровой ситуации). Падение производительности в данной игровой ситуации может оказаться весьма существенным - два раза и более, так что запас мощности процессора все же желательно иметь несколько побольше.

Для того чтобы подтвердить виновность процессора или видеокарты, попробуем их немного разогнать. Если разгон произвести не получается, можно произвести downclocking (замедление) узла - в данном случае нам ведь важен не прирост производительности, как таковой, а реакция системы на изменение частоты узла, ну а ее можно понять как по увеличению, так и по уменьшению производительности.

Здесь нужно сделать очень важное замечание!

При тестировании единовременно разгонять (или замедлять) обязательно нужно ТОЛЬКО ОДИН УЗЕЛ - или процессор, или видеокарту, причем, если видеокарта имеет раздельную регулировку частоты GPU и памяти, интересно посмотреть реакцию производительности игры на эти частоты по отдельности.

Например, при разгоне процессора на 10% и неизменной частоте видеокарты производительность игры выросла на 9%, в то же время при разгоне на 10% видеокарты и сохранении частоты процессора прирост в игре получился лишь около 1%. Ответ очевиден - «слабым звеном» является процессор , а у видеокарты еще есть заметный запас. В этом легко можно косвенно убедиться по результатам тестов в обзоре «Тестирование 63 ускорителей на Pentium II 350 МГц в трех тестах ».

Если же наоборот, при разгоне на 10% процессора и сохранении частоты видеокарты производительность практически не возросла, но при разгоне видео мы получили прирост производительности, практически пропорциональный разгону, то нужно менять видеокарту .

Примечание: сопоставив результаты игровых тестов без AA и AF из упомянутой выше статьи «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты - тесты без АА и АФ! » и тестов с AA и AF из статьи «3DGiТоги: февраль 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 36 видеокарт - тесты с АА и АФ! » легко можно убедиться, что при включении AF и особенно AA основная нагрузка ложится именно на видеокарту. То есть чем более агрессивную настройку в игре мы намерены использовать, тем относительно более мощная видеокарта нам нужна. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что идеального сочетания процессор-видеокарта не существует , а есть некоторый, причем достаточно широкий диапазон приемлемых сочетаний . А ведь существуют как более, так и менее процессорозависимые игры (это тоже легко увидеть из тестов в «3DGiТогах») в которых относительная нагрузка на процессор и видеокарту меняется в еще более широких пределах! Так что ответ на вопрос «так какой же процессор является идеальным для данной видеокарты?» (также, как и на вопрос-антипод «какая видеокарта является идеальной для данного процессора?») становится совсем уж расплывчатым. Немного ниже мы постараемся разобраться в этом весьма непростом вопросе, поговорим об этом поподробнее.

В качестве иллюстрации приведем две диаграммы из вышеуказанных статей для игры DOOM III без использования сглаживания и со сглаживанием соответственно. Взяты диаграммы для видеокарт PCI-E, поскольку именно для них проводилось наиболее обширное исследование производительности игр при применении различных процессоров. Для видеокарт AGP столь наглядной иллюстрации у автора нет, но в том случае ситуация принципиально не поменяется, желающие могут это посмотреть в статьях, ссылки на которые приведены выше. Там же можно посмотреть сравнительные диаграммы и для других игр и разрешений с различными видами процессоров и видеокарт.

Но вот виновник найден, теперь встает следующий исконный вопрос: «Что делать?». Попытаемся ответить на него.

Что делать?

Казалось бы, ответ прост - заменить «слабое звено» (процессор или видеокарту) на более мощное, но, в первую очередь, решив проблемы с недостаточным количеством памяти.

Во-первых, потому, что (как мы уже отметили ранее), если оперативки не хватает, то не спасет ни мощный процессор, ни современная видеокарта, во-вторых, поскольку это самая простая операция при апгрейде: память довольно легко сможет нарастить даже малоподготовленный пользователь, а вот поменять процессор или видеокарту самостоятельно способен не всякий.

Кроме того, это, пожалуй, самая дешевая операция при апгрейде, и (как уже было сказано ранее) «памяти много не бывает». Однако последнее утверждение имеет нескольких существенных оговорок:

  • Во-первых, материнские платы (точнее, чипсеты, на основе которых они сделаны) всегда имеют некоторый предел, больше которого устанавливать оперативную память нельзя. Ограничение это жесткое, тут и перепрошивка BIOS не спасет
  • Во-вторых, чипсет материнской платы способен нормально работать только с определенной организацией используемой памяти, и может оказаться, что при наращивании памяти, Ваш компьютер после включения увидит только половину ее. В частности, это весьма актуально для некоторых типов SDRAM-памяти и старых чипсетов (в частности, Intel 440BX). Это тоже никакая перепрошивка BIOS не вылечит…
  • В-третьих, операционная система тоже имеет некоторый верхний предел размера оперативной памяти, выше которого начинаются проблемы. Конечно, если на компьютере установлена Windows XP об этом можно не беспокоиться, но дело в том, что на старых компьютерах в некоторых случаях может оказаться рациональнее оставить более старую операционную систему, например, Windows 98SE.

Теперь о тактике. Поскольку количество слотов для наращивания памяти ограничено, добавлять желательно сразу достаточно большой ее объем, чтобы ее потом не пришлось наращивать еще раз. В последнем случае, поскольку свободных слотов уже не осталось, память придется наращивать не добавлением, а заменой планок памяти.

Весьма желательно, чтобы вновь устанавливаемые планки памяти были того же типа и того же изготовителя, что и старые. Часто оказывается, что при установке планок памяти от разных производителей в BIOS приходится указывать менее агрессивные настройки таймингов, чем при их раздельной работе.

После того, как проблемы с памятью решены, идем дальше.

Однако тут мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на старую материнскую плату нужно установить новый процессор или видеокарту, которых еще не было в момент ее появления. Соответственно, и возможность их применения не описана в документации на нее.

Отметим, что возможности для замены процессора без смены платформы как правило значительно более ограничены, чем для замены видеокарты. Обычно на старую материнскую плату можно установить процессор с производительностью не более чем в 2-3 (максимум в 4) раза большей, чем у массовых в пору ее молодости решений. Но видеокарта, которую в принципе можно установить на эту же материнскую плату (вплоть до GeForce 6800GT) может оказаться быстрее аналогов того времени (Riva 128, Intel 740) уже не в три раза, и даже не на порядок, а на несколько порядков - в сотни и даже тысячи раз!!! А с учетом появления новых видеотехнологий (T&L, шейдеров) прирост производительности вообще не поддается измерению.

Это хорошо видно из соответствующих диаграмм в статях «Сводное тестирование в 3D 101-й видеокарты выпуска 1999-2004 годов (октябрь 2004) » и «Краткая ретроспектива 3D-ускорителей в трех тестах ». Например, можно посмотреть диаграммы к DirectX игре FarCry (без шейдеров и с шейдерами версии 1.1 и версии 2.0) и к OpenGL игре Call Of Duty . В статьях есть диаграммы и для других игр и режимов.

Кроме того, замена процессора на новый более быстрый часто сопряжена с необходимостью перепрошивки BIOS материнской платы и (или) с использованием достаточно дорогого переходника, а новая видеокарта, как правило, ничего подобного не требует.

Но к счастью направление развития компьютерных игр происходит таким образом, что требования к видеосистеме повышаются значительно быстрее, чем к CPU, да и само развитие процессоров происходит значительно медленнее, чем видеокарт. Эта тенденция началась еще в доисторические времена первых видеоускорителей (окаменевшие останки которых иногда можно обнаружить при археологических раскопках кладовок и антресолей) и четко прослеживается последние годы. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть статьи « » (2001 год), « » (2002 год) « » (2004 год).

Так что за срок службы компьютера замена процессора если и будет производиться, то лишь один раз (максимум два раза), что обычно получается провести если и не без проблем вообще, то без неразрешимых проблем. Видеокарту же, требования к которой повышаются во много раз быстрее, в принципе может за это же время потребоваться поменять несколько раз, но тут принципиальных ограничений намного меньше.

Теперь несколько слов о тактике. Если замена процессора все-таки назрела, крайне желательно, чтобы новый процессор был как минимум в полтора (а лучше в два) раза мощнее предшествующего, иначе прирост производительности окажется неадекватен произведенным затратам. Учитывая, что ситуация вряд ли еще раз дойдет до замены процессора, при его подготовке апгрейда имеет смысл присмотреться к старшим процессорам, которые еще можно на имеющуюся материнскую плату (за разумную цену разумеется) или к процессорам, которые имеют высокую вероятность хорошего разгона. Во-первых, потому, что процессоры старых серий (а мы ведь вынуждены использовать именно такой) вряд ли будут еще дешеветь, и «двухступенчатый» апгрейд скорее всего окажется заметно дороже, так что (как и в случае с купированием собачьего хвоста) уж если рубить, так сразу, а не поэтапно. Во-вторых, чем позже, тем сложнее может оказаться найти подходящий для Вашей материнской платы процессор, который уже снят с производства, и весьма вероятно, что первая замена процессора все равно окажется и последней потому, что для последующей уже не удастся найти кандидата.

К разгону это естественно не относится, поскольку в том случае прирост производительности практически дармовой, и имеет смысл брать «что дают». Как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Раз уж речь зашла о разгоне, отметим, что перед тем, как заменять процессор имеет смысл посмотреть, насколько успешно можно провести разгон старого. Дело в том, что многие младшие процессоры семейства весьма успешно разгоняются практически до значений старших процессоров семейства. Например, если при покупке системного блока был установлен Celeron 1100 МГц (работающий на 100 МГц шине) на базе ядра Tualatin, его часто удается разогнать до 1440 МГц (шина 133 МГц), при этом получается практически «полный» Pentium III 1440 МГц! Больше на разгоне заострять внимание не будем, поскольку этот вопрос требует отдельного разговора.

Нужно иметь в виду, что поскольку самый современный процессор на старую материнскую плату поставить уже не удастся, и даже если производительность компьютера и удастся поднять на достаточно высокий уровень, рекордных значений FPS Вы не получите. Поэтому такая замена оправдана только в случае, если она не сопряжена с чрезвычайно большими затратами. Обычно здесь удается уложиться в $100-$150, редко когда больше. Однако если необходимые затраты превысят $200-$250 стоит хорошенько подумать, имеет ли смысл выкладывать столь заметную сумму (лишь в 3-4 раза меньшую стоимости покупки нового системного блока), чтобы в результате получить хоть и заметно более быстрый, чем ранее, но все же не совсем современный компьютер.

Аналогичный вопрос возникает, если, не найдя подходящего процессора для старой материнской платы возникает желание сменить и ее. В этом случае помимо затрат на новый процессор придется потратиться и на нее, и скорее всего на новую память, а возможно и на какие-то периферийные узлы, и сумма такого апгрейда окажется сопоставимой с покупкой нового системного блока! А ведь при этом, чтобы сохранить возможность установки старой видеокарты, Вы будете вынуждены выбирать материнскую плату на не самом современном чипсете или выбирать более дорогое и не самое быстрое техническое решение, способное работать и со старой видеокартой, но в то же время иметь возможность впоследствии установить более современную. Например, описанную в статье « ». Может оказаться, что по совокупности затрат и перспективам дальнейших апгрейдов лучше будет поменять весь системный блок! Хотя, безусловно, что и тут возможны варианты.

С заменой видеокарты у нас оказывается значительно больше пространства для маневра. Конечно и здесь к моменту апгрейда может оказаться, что новая видеокарта не вписывается в спецификацию старой материнской платы. Однако как правило это не вызывает особых проблем, обычно даже не требуется обновлять BIOS на нее. По крайней мере такова ситуация в секторе AGP видеокарт, см. «Совместимость стандартов AGP - установка современных видеокарт на старые системные платы ». Новую видеокарту можно попробовать поставить на старую материнскую плату безо всякого риска для них обоих. В худшем (достаточно редком) случае система просто не будет работать, однако никто не пострадает. А вот попытка поставить старую видеокарту на новую материнскую плату может закончиться летальным исходом для материнской платы (ну, а виновную в ее смерти старенькую видеокарту владелец сам после этого сотрет в порошок).

Для установки на старую материнскую плату с разъемом AGP 1.0 новой видеокарты необходимо, чтобы новая видеокарта имела универсальный AGP 1.0/2.0 разъем:

Если видеокарта имеет разъем AGP 2.0:

то ее установить не удастся.

Видеокарты стандарта AGP 3.0 имеют разъем точно такой же, как и у видеокарт AGP 2.0, поэтому устанавливать их на материнские платы с AGP 2.0 можно безо всяких ограничений. Ну, а если видеокарта AGP 3.0 имеет универсальный разъем (что тоже нередко встречается), то ее можно устанавливать и на материнскую плату с AGP 1.0.

Итак, технически поставить новую видеокарту (вплоть до AGP 3.0) можно на старую (AGP 2.0), а в некоторых случаях и на очень старую (AGP 1.0) материнскую плату, но будет ли в этом смысл?

Не будет ли медленный интерфейс тормозить видеокарту, не давать ей развернуться в полную силу? Ответ - да, конечно будет сдерживать, но очень мало. Потеря производительности в играх составит от долей процента при использовании Low-End видеокарт в режиме AGP 4x вместо AGP8x (см. «NVIDIA GeForce4 Ti 4200 with AGP8x (NV28) и GeForce4 MX 440 with AGP8x (NV18) ») до единиц процентов при использовании современных m ainstream AGP 8x видеокарт в режиме AGP 2x.

В отношении последнего специальных исследований не проводилось (во всяком случае автору таковые неизвестны), но косвенно вывод сделать можно по исследованию Андрея Воробьева «Intel: или AGP, или PCI-Express 16x; ECS: можно и то, и другое вместе! Тестирование AGP-Express в исполнении ECS », которое уже упоминалось ранее. В данном случае производилось тестирование видеокарт при установке в слот AGP-Express, этот интерфейс работает на частоте шины PCI (не PCI Express, а «обычной», 33 МГц!), что условно можно было бы назвать как «AGP 0.5x». И даже на таком, экстремально медленном режиме катастрофическое падение производительности наблюдается только на Hi-End видеокартах и не во всех играх. А ведь старенький стандарт AGP 1.0 в режиме AGP 2x работает вчетверо быстрее! Так что с потерей 1-8% производительности из-за использования более медленного интерфейса, наверное, можно и смириться.

В некоторых случаях старенький AGP-разъем может не обеспечить подачу мощности, достаточной для питания современной мощной видеокарты, поэтому если видеокарта-кандидат имеет дополнительный разъем для подключения к блоку питания, это можно расценивать, как плюс. В совсем уж исключительных случаях при использовании современной видеокарты некоторых материнских платах стандарта AGP 1.0 может потребоваться заклеить скотчем два самых дальних от планки контакта видеокарты: по одному с каждой стороны. Но эта манипуляция требуется чрезвычайно редко.

Теперь несколько слов о тактике. В конференциях часто можно услышать вопрос типа «какая видеокарта является оптимальной для такого-то процессора?», «не будет ли слабый процессор тормозить столь мощную видеокарту, может, лучше взять послабее?» и аналогичные. Как мы отметили в примечании к предыдущему разделу, чем более агрессивные настройки в игре Вы собираетесь использовать, тем большая относительная нагрузка будет ложиться на видеокарту. Но ведь замена видеокарты производится во многом именно для того, чтобы иметь возможность запускать игры с максимальными «красивостями»! К тому же использование мощной современной видеокарты позволит слабому процессору работать в полную силу, и производительность системы от этого только выиграет. Так что на взгляд автора при подборе кандидата видеокарту надо стараться взять самую мощную в рамках отведенного для апгрейда бюджета , то есть решающую роль должны сыграть экономические факторы.

Например, для апгрейда старенького компьютера на Pentium III при выборе из GeForce FX5700 или близкой к нему по цене GeForce 6200 стоит повнимательнее присмотреться ко второму варианту, а то и к серии 6600 - в данном случае даже работающая не в полную силу такая видеокарта окажется намного быстрее первой. А ведь тут еще появляется полноценная поддержка шейдеров 3.0 и значительно более быстрые шейдеры 2.0! Конечно, при установке еще более мощных видеокарт быстродействие системы окажется еще больше, однако тут уже будет играть вопрос цены. Все-таки вкладывать несколько сотен «условных единиц» в столь старый системный блок может оказаться нерационально экономически.

Как мы уже отметили, при использовании мощной видеокарты с относительно слабым процессором система хоть и не будет хватать звезд с неба при легких настройках в игре (а вряд ли мощная видеокарта берется для того, чтобы играть при 640×480), однако производительность системы не будет существенно падать и при значительно более агрессивных настройках. И с мощной видеокартой появится возможность насладиться всеми графическими «красивостями» в игре даже при относительно слабом процессоре.

Кроме того, как мы уже отметили выше, во вновь выходящих играх требования к видеосистеме возрастают относительно более быстро, чем к процессору. Поэтому взятая «с запасом» видеокарта со временем в новых играх начнет работать в полную силу, и даже может случиться так, что через какое-то время ее опять будет не хватать и при очередном апгрейде «слабого звена» ее еще раз нужно будет поменять . Вспомним, какая видеокарта, была бы взята для апгрейда компьютера на Pentium III пару лет назад? Например, GeForce FX 5600… Сейчас ее вновь было бы впору менять…

Итак, сделаем некоторые выводы по возможной стратегии и тактике апгрейда:

  • Если ситуация сложилась так, что в компьютере требуется замена и процессора, и видеокарты, или если замена процессора сопряжена с заменой материнской платы, то следует еще раз подумать: а не рациональнее сменить весь системный блок. Это может оказаться и проще, и даже дешевле
  • Если недостаточно оперативной памяти, замена процессора или видеокарты окажется бессмысленной
  • Замену процессора рациональнее проводить на старший из тех, которые можно установить на старую материнскую плату и удается найти за разумную цену
  • Видеокарту для апгрейда также стоит поискать самую быструю в рамках отведенного бюджета даже для относительно старого процессора

Но рано или поздно наступает момент, когда надо сказать себе «стоп» - дальше модернизировать этот компьютер смысла нет.

Причины тут могут быть самые разнообразные - и пресловутый параметр цена/качество: старые комплектующие, которые необходимы для апгрейда, стоят относительно дорого, а отдача от подобной модернизации оказывается неадекватна необходимым затратам, и то, что вообще найти их оказывается очень сложно, и то, что даже после модернизации производительность компьютера не достигнет приемлемого уровня.

Конечно, «приемлемый уровень» - это тоже понятие довольно относительное. Кто-то откажется от апгрейда в случае, если после него не получит производительность в игре более 60 FPS, а у кого-то даже в период молодости бюджетный домашний игровой компьютер столько не имел, а модернизация будет считаться оправданной, если после ее проведения (в рамках жесткого бюджета) новая любимая игрушка обеспечит хотя бы стабильные 30 FPS.

Словом, «кому-то щи пустые, кому-то жемчуг мелковат».

Что делать, если ничего больше сделать нельзя?

Но вот «стоп» сказано, дальнейший апгрейд признан нерациональным (или изначально был принят второй вариант стратегии), и компьютер перешел в период угасания. Означает ли это, что в новых играх мы вынуждены будем выбирать между красивым слайд-шоу или лысыми горами по берегам глицериновых рек? В общем случае конечно да, но все-таки не совсем;)

Но для этого нам придется заняться кропотливой настройкой самой игры.

Для примера рассмотрим приемы, описанные в « ». Можно увидеть, что среди тонких настроек игры есть как весьма ресурсоемкие в отношении процессора и (или) видеокарты, так и относительно малотребовательные, но в то же время весьма существенно повышающие визуальное впечатление в игре.

Например, параметры

e_vegetation_min_size - позволяют подобрать густоту зарослей, при которых Ваша система еще не теряет производительности,

r_Quality_BumpMapping - позволяет насладиться травой, колышущейся на ветру даже при минимальных остальных настройках (однако поскольку он же отвечает за прорисовку стен, то в случае значительного падения FPS на некоторых уровнях «в интерьерах» его может потребоваться отключать), и так далее.

Аналогичные «тайные настройки», весьма существенно отличающиеся от типовых «Отлично»-«Средне»-«Плохо», имеются во многих современных играх.

Конечно, тут общие рекомендации сделать невозможно, многое будет зависеть от каждого конкретного компьютера, и «идеальные настройки» придется кропотливо искать самому, но результат может стоить того! В результате для немолодого компьютера в дилемме «Красиво, но медленно или быстро, но примитивно» появляется еще один пункт «Достаточно быстро и весьма красиво».

Кроме того, вспомним, что некоторые настройки драйвера видеокарты не столь уж сильно снижают быстродействие, существенно улучшая впечатление от игры.

В частности, на многих видеокартах NVIDIA анизотропная фильтрация не так сильно снижает быстродействие, как сглаживание, поэтому с настройками AF можно весьма успешно поэкспериментировать, а вот об AA, по-видимому, придется забыть.

На старом компьютере стоит хорошенько подумать, стоит ли устанавливать Windows XP, или же оставить Windows 98SE (или Windows ME).

Дело в том, что старое «железо», его драйвера в значительной мере оптимизировано именно под эту операционную систему. Для старых узлов не всегда удается найти нужный драйвер под Windows XP, а если какой-то «заменитель» и можно найти, то не факт, что он будет хорошо работать, и быстродействие системы или устойчивость ее работы могут пострадать. Кроме того, как мы отметили выше, для старого системного блока могут оказаться серьезные проблемы с установкой большого объема памяти, а в отношении памяти Windows 98SE значительно менее требовательна, чем Windows XP. Немного утрируя можно сказать, что использование Windows 98SE вместо Windows XP эквивалентно установке 128 Мбайт дополнительной памяти.

Конечно, у Windows XP есть и другие серьезные преимущества, так что тут есть над чем подумать. Словом, этот вопрос требует отдельного разговора. Заключение

Сформулируем некоторые выводы из вышесказанного:

  • Правильное определение «слабого звена» в системе и его замена более высокопроизводительным современным техническим решением могут позволить при минимуме затрат поднять производительность компьютера до вполне приемлемого (хотя и не рекордного) уровня. При этом может удастся избежать более глубокого апгрейда компьютера с заменой нескольких узлов или даже замены всего системного блока
  • Выявление «слабого звена» и определение конкретных технических решений зависит от очень многих параметров, поэтому чужой опыт не всегда удастся перенести на свой компьютер, требуется проводить самостоятельное тестирование по выявлению «слабого звена», может потребоваться оптимизация под текущее состояние игровой индустрии и ситуацию на рынке компьютерного железа
  • Ошибка с определением объекта апгрейда может привести к тому, что после его замены производительность компьютера в интересующих нас играх практически не возрастет или возрастет неадекватно произведенным затратам
  • При правильном определении направления апгрейда небольшой «запас», некоторое «выпячивание» вновь установленного современного узла, в дальнейшем может оказаться весьма полезным. Это позволит несколько перераспределить нагрузку на новый узел с остальных узлов, которые сейчас не были заменены, а также избежать необходимости повторной замены обновленного узла при последующем апгрейде очередного «слабого звена», необходимость в котором рано или поздно все равно назреет по мере появления новых компьютерных игр
  • Замена «слабого звена» имеет смысл лишь в случае, если предполагаемые затраты оказываются в несколько раз (3-4 для относительно свежего компьютера и 5 и более для совсем старого) меньше, чем на покупку нового современного системного блока, иначе может оказаться рациональнее поменять весь системный блок
  • Рациональная стратегия подобного «перманентного апгрейда» может позволить заметно сократить средний уровень расходов для поддержания производительности компьютера на приемлемом уровне.

Автор выражает особую благодарность Андрею Кожемяко aka Korzh
и Михаилу Гришину aka BadMan
за помощь при подготовке материала,
а также Андрею Воробьеву aka Andrew Worobyew
за 3DGiТоги

Инструкция

Для игр основную роль играют видеокарта и процессор. Смена данных комплектующих на более совершенные в несколько раз увеличит количество fps : при этом качественный процессор остается качественным достаточно долго, в то время как видеокарту стоит менять раз в полгода. При этом рационально не приобретать самую дорогую модель – после 4-5 месяцев открытых продаж ее цена падает примерно в два раза. Выбор фирмы производителя является исключительно делом вкуса и темой для разговора о конкретных конфигурациях машин.

Устанавливайте «геймерские» сборки операционных систем. Дело в том, что современная ОС рассчитана на множество различных применений и потому содержит в себе массу ненужных и откровенно лишних внутренних процессов. Существует масса специальных вариантов Windows, в которых число «лишних» вещей сведено к минимуму, а быстродействие в целом улучшено в 1,5-2 раза (например минимальная сборка Windows ХР занимает всего 60 мб).

Оптимизируйте систему дополнительными программами. Существует целая масса «ускорителей» и «оптимизаторов», многие из которых рассчитаны именно на работу с играми. Они позволят очистить оперативную память, освободить место на жестком диске и в целом сделать ПК гораздо более производительным. Кроме того, не забывайте регулярно проводить дефрагментацию жесткого диска.

Компьютер можно «разогнать». Увеличивая подачу тока в центральный процессор и меняя некоторые другие показатели, вы используете стратегический резерв мощности, заложенный разработчиками железа. При этом ПК станет на порядок сильнее греться (очевидно, придется ставить иную систему охлаждения) и рискует вообще выйти из строя – однако при удачно проделанном разгоне производительность системы увеличится на несколько пунктов без всяких затрат с вашей стороны. Впрочем, прибегать к этому способу стоит только под руководством знающего человека.

Полезный совет

На просторах сети существуют целые порталы, посвященные разгону ПК.

Связанная статья

Персональный компьютер, как и любая другая техника, со временем стареет. Как правило, это не столько старение физическое, сколько моральное. Постоянное появление нового программного обеспечения, новой базы программ и новых вариантов самих программ требует все более совершенных деталей и настроек. На любом компьютере нельзя работать постоянно. Рано или поздно вам в руки попадет такое приложение или дополнение, с которым нельзя будет справиться без специальной настройки или конвертера файлов. Есть два варианта – выбросить компьютер и купить новый или попытаться улучшить уже имеющийся.

Вам понадобится

  • компьютер, доступ в сеть интернет, программное обеспечение для улучшения, новые детали (в зависимости от выбранных вами параметров улучшения).

Инструкция

Видео по теме

Обратите внимание

При самостоятельном проведении улучшения параметров ПК несколько раз проверяйте все сделанное. Не стоит доверять обновление и апгрейд сомнительным программистам. Проверяйте сами, все ли детали при обновлении в сервисном центре и при замене были вам возвращены. Никогда не выбирайте для обновления и улучшения ПК то, что вам не понадобится. Помните: ПК – это не развлечение.

Полезный совет

Перед началом работы определитесь с тем, чего именно вы хотите достичь при изменении параметров ПК. Стоит обратить внимание на выбор программного обеспечения и деталей компьютера. При возможности приобрести что-то более мощное и новое подумайте о возможном совмещении их друг с другом. Не стоит экономить на жизненно необходимых для ПК деталях.

Источники:

  • как модернизировать свой компьютер в 2019

Охлаждение видеокарты – это комплексная проблема, зависящая от температурных характеристик всей системы в целом. Смысла устанавливать на видеокарту отдельный охлаждающий элемент нет, если показатели температуры в норме на любых режимах нагрузки. С другой стороны, даже самый навороченный кулер будет просто гонять горячий воздух впустую, если есть проблемы в общей системе охлаждения. Поэтому для предотвращения перегрева видеокарты стоит учитывать выполнение определенных условий.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - видеокарта.

Инструкция

К наиболее дешевым и распространенным способам охлаждения относится воздушный . Он бывает активный и пассивный. Активный имеет , пассивный – нет. Все солидные производители оборудуют видеокарты неплохими кулерами. Их возможности обеспечивают нормальное ее функционирование для штатных частот.

Производители класса ниже стремятся сэкономить при производстве. Они ставят в качестве теплопроводного интерфейса, который располагается между графическим чипом и радиатором, не нормальную , а невнятную «термопрослойку», например, фольгу или прокладку. Такие прослойки имеют лишь одно достоинство - они . После покупки такого оборудования, лучше удалить ее, тщательно повехность, отполировать подошву радиатора и нанести качественную термопасту. Ее сейчас можно найти без особых усилий, например, АлСил.

Некоторые видеокарты не содержат охладительные части для чипов памяти. Если у вас возникнет потребность в разгоне такой карты, то вам необходимо будет разобраться с ее . Вы можете воспользоваться готовыми комплектами радиаторов. В магазинах представлен широкий спектр радиаторов. Или изготовить его самостоятельно, если есть такая возможность и . Охлаждение видеокарты в большинстве случаев необходимо для ее разгона. Если вам нужен серьезный разгон видеокарты , то лучше использовать водяное охлаждение. Его эффективность гораздо выше по сравнению с воздушным от любого .

От характеристик процессора и оперативной в системном блоке полностью зависит скорость работы компьютера. Основная масса пользователей, желающих разогнать свой ПК, начинают этот процесс именно со смены .

Вам понадобится

  • Everest, инструкция к материнской плате.

Инструкция

Чтобы выяснить тип и характеристики платы памяти, которую вам нужно приобрести, необходимо выполнить ряд определенных действий. Скачайте и установите программу Everest. Запустите ее. Программа автоматически начнет сбор сведений обо всех устройствах в .

Найдите меню «Оперативная память » и откройте его. Изучите характеристики платы памяти, установленной в вашем системном блоке. Запомните ее тип (DIMM, DDR1, DDR2 или DDR3) и частоту. Обратите внимание на суммарный объем всех установленных плат памяти.

Теперь вы обладаете всей информацией, необходимой для покупки новой платы оперативной памяти. Учтите, что если материнская поддерживает режим работы ОЗУ, то устанавливать две одинаковые платы памяти. Слоты для установки таких плат будут закрашены в одинаковые цвета либо отделены от остальных.

Обратите внимание на такой момент: если максимальный объем ОЗУ, который поддерживает ваша материнская плата, равен 8 Гб, и в ней присутствует 4 слота для установки плат памяти, то вероятнее всего вам нужны именно платы, объем который равен 2 Гб. Т.е. никто не даст вам гарантии, что будет работать группа 4+4, а не 2+2+2+2, несмотря на то, что в обоих случаях общий объем не превышает 8 Гб.

Видео по теме

Большинство пользователей ПК, столкнувшихся с зависаниями и медленной работой системы, не раз задумывались об улучшении работы своего процессора . Решением проблемы является оверклокинг – увеличение быстродействия компьютера за счет разгона процессора .

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - программа для тестирования системы;

Инструкция

Оверклокинг – процесс не такой сложный, как это может показаться с первого взгляда. Все действия проводятся с помощью Bios. Ваша задача – увеличить частоту, с которой работает ваш процессор. Для этого перезагрузите компьютер. При его включении нажмите клавишу Del, откроется окно Bios. В зависимости от версии Bios (например, Phoenix Bios) запуск может производиться также клавишами F1, F2, F10 или Esc. Перейдите в настройки Power Bios Setup. Снизьте частоту памяти, установив минимальное значение Memory Frequency. Это действие необходимо для снижения уровня лимитирования.

После этого откройте меню Advanced Chipset Features, в нем выберите пункт HyperTransport Frequency (также этот параметр может называться LDT Frequency или HT Frequency). Уменьшите частоту до 600 или 400 МГц.
Сохраните настройки и перезагрузите компьютер, нажав кнопку Save changes and exit. После перезагрузки вновь войдите в Bios.Откройте меню Power Bios Setup, в новом окне выберите пункт CPU Frequency. Выберите пункт под названием CPU Host Frequency. В зависимости от версии Bios данное меню может иметь другое название, для уточнения прочтите руководство по эксплуатации материнской платы.

Увеличьте значение до 250 МГц, сохраните настройки Bios и загрузите операционную систему. После включения проверьте ее стабильность и быстродействие. Если вы не удовлетворены результатом, повысьте значение CPU Host Frequency еще на несколько пунктов. Повторяйте это действие до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Делайте это аккуратно, слишком высокое значение может повредить материнскую плату. Проверяйте стабильность системы после каждого повышения. Для проверки операционной системы после оверклокинга можно воспользоваться специальными программами (например, Everest, HWiNFO32 или Free PC Audit).

Обратите внимание

При оверклокинге крайне нежелательно нагревать процессор выше 60 градусов.

Источники:

  • как улучшить работу компьютер

Вам понадобится

  • - вентиляторы;
  • - крестовая отвертка.

Инструкция

Начните с очистки вентиляторов охлаждения, установленных внутри системного блока. Отключите кабель питания от компьютера. Откройте корпус системного блока, сняв его левую стенку.

Снимите все кулеры, предварительно отключив нужные шлейфы. Смочите ватные диски в слабом спиртовом растворе и протрите лопасти вентиляторов. Стоит отметить, что данные манипуляции позволят работать устройствам с первоначальной мощностью.

Основная характеристика вентиляторов – скорость вращения лопастей. Естественно, кулер маленького диаметра должен вращаться значительно быстрее для обеспечения качественного охлаждения. Учтите эту особенность при выборе новых вентиляторов.

Перед установкой новых кулеров обязательно очистите радиаторы от пыли. В современных компьютерах данные элементы устанавливаются на центральный процессор и присутствуют в конструкции видеоадаптеров.

Не забудьте почистить от пыли блок питания компьютера. Проверьте наличие нужных вентиляторов на задней стенке системного блока. В идеале, там должно быть установлено два больших кулера.

Разместите вентиляторы таким образом, чтобы их лопасти вращались в противоположных направлениях. Это обеспечит стабильную конвекцию воздуха между внешней средой и внутренней областью корпуса.

Помните о том, что вентиляторы не предназначены для охлаждения воздуха. Не устанавливайте системный блок в непосредственной близости от отопительных элементов. Своевременно проводите чистку вентиляционных отверстий. Установите «водяное» охлаждение, если обычные кулеры не справляются с поставленной задачей.

Память , с научной точки зрения, - это главная функция мозга человека. По мнению академика Бехтеревой Н.П., ю называют хорошее запоминание, удержание и воспроизведение информации. Различают кратковременную и долговременную формы. Первая характеризуется быстрым запоминанием и удержанием информации не более получаса. Затем эта информация забывается или переходит в долговременную память.

Вам понадобится

  • - «Реминил», «Экселон», «Семакс»;
  • - «Глицин», «Мексидол», «Кавинтон», «Церебролизин», «Энцефабол»;
  • - регулярные интеллектуальные тренировки памяти;
  • - рациональное питание;
  • - полноценный сон и отдых;
  • - физические нагрузки.

Инструкция

Травмы , старческие изменения сосудов головного , атрофия мозга, инфекции, снижение функций щитовидной железы, злоупотребление

Прошёл буквально год - полтора со времени моего последнего апгрейда ,правда тогда я заменил практически весь системный блок ,и вот уже меня не устраивает производительность компьютера .
Теперь немного информации о моём устаревшем железе:процессор Core2Duo 6300 с рабочей частотой 1800 Ghz, разогнанный до 3000 Ghz с родным куллером,который доблестно справлялся с охлаждением разогнанного процессора ,2GB оперативной памяти DDR 2 800 Transcend,видеокарта GigabiteRadeon 1950Pro c охлаждением Zalman - очень хорошая была в своё время, и установлено всё это добро на материнскую плату Gigabite GA-965P-DS3 самая пристойная по тем временам плата,за что я могу её упрекнуть, - за сильный нагрев северного моста(пришлось поставить 80-мм кулер и стало нормально) и за периодические сбросы настроек разгона в биосе.А так же у меня были: винчестер Seagate 320Gb, привод DVD-RW Philips.

Винчестер решил продать, а вот привод оставляю он мне понравился.
Ну а теперь собственно о том на что я всё это вышеописанное променял.


Начнём с выбора процессора.Процессор я выбирал долго,колебался сначала в сторону Intel, самый оптимальный вариант
Core i5 760 2.80 Ghz/8Mb ,очень хорошая производительность за 210$, но есть и Phenom 2 X4 925 и если уже нет в продаже X4 945
разницы в них почти нет второй на 200 hz , быстрее и имеет боксовый получше,но всё равно я очень рекомендую его заменить, эти
процессоры стоят 137$ и 142$ соответственно, разница в цене ощущается,а что же с производительностью. Phenom 2 немного усупают
в играх, в кодировании видео и архивации равны и проигрывают, не критично в ефективности энергопотребления. А при элементарном
разгоне Phenom 2 X4 925-945 превращаются в Phenom 2 X4 965 3.4 Ghz и теперь разница в производительности в сравнении с Core i5 760
видна только на графиках тестов и то небольшая. По этому я, как экономный пользователь выбрал Phenom 2 X4 925, забегая вперёд скажу
что сейчас работает он у меня на частоте 3.5Ghz при рабочей функции Cool & Cuet , то есть в офисных задачах и интернет его частота составляет
1Ghz.
Теперь что у нас с материнскими платами посмотрим.Мне нужна качественная плата с мощной подсистемой питани я, желательно наличие радиаторов для охлаждения этой самой подсистемы питания и я нашёл такую плату по довольно демократичной цене выбор
пал на ASUS M4A785TD-V EVO стоимостью 97$.


Конкурирующее решение Intel i5 Gigabite GA P-55-UD3L исполнена попроще, стоит дороже, но в целом очень качественная плата, цена 106$.

Выбранная мною плата имеет все необходимые разъёмы, мощную

8+2- фазную подсистему питания,систему охлаждение
силовых элементов, встроенный звук, производительное графическое ядро(мне не нужно,может пригодится,как вот в этой системе
), четыре разъёма под DDR-3 с частотой до 1800 МГц,в плате используются долговечные твердотельные конденсаторы японского производства.В биосе есть возможность разблокировки скрытых ядер процессора функция Advanced Clock Calibration.
Подитожим вышеописанный выбор платформы: в результате выбора процессора AMD я сэкономил 82$.



Отдельного внимания стоит система охлаждения для процессора. Для отвода излишнего тепла от процессора достаточно эффективный,
но тихий куллер, к тому же он не должен разорить экономного пользователя.Я выбрал для своего системного блока куллер японского производства
Scythe Katana-3 на тепловых трубках, ценой в 30$. Эта модель поддерживает практически все виды платформ. Также, комплектный вентилятор обладает широкими пределами регулирования скорости вращения – от 300 до 2500 об/мин.При установке на среднюю скорость вращения вентилятора остаётся весьма эффективным и становится практически бесшумным.



У меня куллер установлен так, что он дополнительно обдувает элементы питания материнской платы. В бесшумном режиме работы температура моего разогнанного до 3.5 Ghz процессора не поднимается выше 60 градусов цельсия.
Модули памяти я выбрал две планки Kingston DDR3-1333 2048MB PC3-10600 (KVR1333D3N9/2G) по цене 44$.
Итого 4GB оперативки стоимостью 88$.



Теперь о видеокарте для большинства это самый "вкусный" компонент системного блока.Я играю в такие игры как:
Modern Warfare-2, METRO-2033, NFS-Shift, а жена играет в KingBounty, Heroes-5, и т.п.,в общем активно играем в современные игры.
Что из видеокарт имеет приемлемую цену в условиях экономического кризиса, а так же высокий уровень производительности?
Правильно это либо Geforce GTS-250 или Radeon 4850,цены у них одинаковые 100-110$, я выбрал последнюю, мне нравятся ATI.


Для меня очень важно что бы охлаждение видеокарты было эффективным в условиях разгона (ну люблю я подразогнать),
а так же тихим, по этому я выбрал продукт MSI c охлаждением на тепловых трубках к тому же по очень хорошей цене 100$.


Максимальная зафиксированная мною температура этой карты 65 градусов цельсия.
Для хранения информации мною были выбраны два жёстких диска ёмкостью 500GB производства Hitachi.
Hitachi Deskstar 7K1000.С 500GB 7200rpm 16МB
- были выбраны мною за демократичную цену,надёжность,и тишину в работе.


Цена 49$ за штуку.
Для такой системы нужен качественный и надёжный блок питания мощностью не менее 500 Watt , к тому же тихий и по разумной цене.
Вот что я выбрал.



Блок питания от FSP Group FSP600-80GLN - качественный 600 ватный БП, с 12 сантиметровым куллером и высоким КПД, меня вполне устраивает.Вот немного внутренностей для любителей залезть внутрь.

Многие пользователи со временем замечают, что мощности их компьютера уже не хватает . Начинают долго открываться программы, все притормаживает, да, и друзей все грузиться намного быстрее:), так как компьютер у них более новый.

И сразу хочется так же! Как быть в таком случае, что можно сделать, чтобы ускорить ПК и желательно без покупки нового. В таких случаях производиться апгрейд компьютера . Что это такое, как сделать и с чего начать апгрейд компьютера своими руками?

Апгрейд компьютера что это?

Что такое апгрейд компьютера? Апгрейд компьютера подразумевает собой модернизацию ПК, то есть замену комплектующих PC на более мощные . С помощью этого метода производительность компьютера возрастает в разы.

Кстати, в КомпрайЭкспресс стартовала новая акция !

Заказав у нас любую сборку игрового компьютера VR-Ready PC , Вы получаете в качестве бонуса бесплатный просмотр у Вас на дому. акции.


Давайте подробнее рассмотрим, какие узлы можно модернизировать в стационарном ПК .

В первую очередь, это конечно же, оперативная память (ОЗУ).

Добавить оперативной памяти

Многие программы на компьютере, например Скайп, браузер и антивирус постоянно работают в фоновом режиме и соответственно потребляют оперативную память. При этом, если ее объем мал, то система вынуждена будет периодически подгружать необходимые данные с жесткого диска.

Это сразу становится заметным по подтормаживаниям во время игрового процесса или интернет-серфинга. Увеличивается время открытия окон проводника и других программ. В этой ситуации можно добавить оперативной памяти в компьютер.

В настоящее время актуальным объемом оперативной памяти для ПК и ноутбуков является 8 Гб. Но 16 Гб позволит иметь внушительный запас и создать хороший буфер , который будет полезен при одновременном открытии большого количества программ, запуске графических редакторов, видео монтаже.

Как правильно заменить оперативную память в ноутбуке или ПК

Модернизация компьютера путем добавления или замены модулей оперативной памяти в ПК является наиболее простым способом его апгрейда. Но и здесь есть свои тонкости. Как правильно добавить или заменить оперативную память в ноутбуке или ПК?

При добавлении новых модулей ОЗУ к старым плашкам, нужно обращать внимание на их тайминги и частоту , чтобы они совпадали . Желательно, покупать точно такие же модули оперативки, как и уже установленные в компьютере. Еще лучше, если будет совпадать производитель оперативки.

При добавлении оперативки, также обратите внимание , что вы, например, не вставляете в материнскую плату модули DDR3 вместо DDR4 или, наоборот, с которыми работает материнка. Правильный тип памяти вы сможете узнать в инструкции к материнской плате или ноутбука. В случаях с ПК, тип памяти часто пишется на самой материнке. Если инструкции нет, то можно вбить модель мат. платы в поисковик и узнать поддерживаемую частоту и тип памяти.

Установить жесткий диск SSD

Еще один простой способ апгрейда компьютера или ноутбука, это заменить обычный жесткий диск HDD на твердотельный накопитель SSD , вернее, установить на него операционную систему, программы и игры. Тут есть два варианта: добавить его в качестве основного , а обычный жесткий диск оставить под хранение файлов или полностью заменить HDD , если установка дополнительного невозможна, например, в некоторых ноутбуках или старых Макбуках.

Установка SSD дополнительным диском в конфигурации

Вы удивитесь, насколько сильно возрастет скорость загрузки операционной системы, программ и игр, если установить их на твердотельный накопитель SSD. Операционку можно просто склонировать со старого винчестера или установить заново.

Для этой цели вам вполне достаточно будет ССД-диска объемом 128-250 Гб, если вы планируете держать большую коллекцию игр, то можно взять 400-500 Гб или "Терабайтник". Но цена на них пока на порядок выше, чем на обычные жесткие диски.

Примерная стоимость Nvidia GTX 1070-1080 в районе 32 000-47 000 рублей.

Или можно купить видеокарту рангом пониже - GTX 1050-1060 по цене от 10 000 до 20 000 рублей.

Замена процессора на более мощный на компьютере

Замена процессора на более мощный на компьютере актуальна только тогда, когда его производительности уже не хватает , но если ему лет 5 и на то время процессор был достаточно мощным, то он справится и с большинством современных игр.

Стоит учитывать, что замена процессора это самый затратный апгрейд . Здесь есть два варианта его модернизации.

  • Замена процессора такого же сокета , что и прежний. Например, хороший прирост производительности вы получите проапгрейдив свой двухъядерный Intel Core i3-6100 на четырехъядерный i5-6600.
  • Замена процессора с другим сокетом обязательно повлечет дополнительные обновления: придется менять материнскую плату, оперативную память и возможно другие компоненты. Такое обновление уже на порядок увеличит затраты на апгрейд компьютера.

Поэтому менять процессор на более мощный и производительный следует, в крайнем случае. Следует также произвести и профилактику : почистить пыль в кулере, заменить термопасту (термоинтерфейс) на более качественную. Можно поставить дополнительный кулер в корпус или улучшить процессорный, и сделать некоторый разгон частоты процессора , если это изначально предусмотрено производителем.

Как сделать полный апгрейд компьютера

Как сделать полный апгрейд компьютера с минимальными затратами? Если вы хотите, чтобы ваш ПК соответствовал самым современным требованиям, то не обязательно покупать заново новый системный блок , а достаточно обновить основные комплектующие .

Что можно оставить ? Конечно, в первую очередь, это корпус самого системного блока. Зачем платить за новый несколько тысяч, когда можно оставить прежний . Также можно оставить DVD привод и жесткий диск , если будете добавлять SSD диск, то HDD можно оставить под хранение файлов.

Если блок питания у вас изначально не меньше 500 Вт , и вы не планируете покупать супер мощную видеокарту, то и его вам вполне хватит.

Если вы планируете заменить сокет процессора , то вам останется докупить материнскую плату, сам процессор и оперативную память DDR4. Наиболее актуально брать сразу два модуля ОЗУ по 8 Гб . И если вы не заядлый геймер, то даже видеокарту вам можно оставить прежнюю, ее вполне хватит, если же со временем уже не будет хватать ее производительности, просто докупите новую .

Как апгрейдить определенные комплектующие расписано выше, остается добавить, что можно добавить или заменить системный вентилятор на более производительный. Это даст лучшее охлаждение внутри корпуса, а, соответственно, и меньший нагрев внутренних комплектующих, что, в свою очередь, повлечет меньшие обороты кулера видеокарты и СО процессора, а значит шум системного блока уменьшится на порядок.

Сборка бесшумного и тихого компьютера

Если для вас шум системника очень важный фактор, то в таких случаях можно системный блок компьютера. Для этого покупается безвентиляторный блок питания и видеокарта с полностью пассивным охлаждением . Вместо HDD ставится абсолютно бесшумный накопитель SSD . А стандартный кулер охлаждения процессора можно заменить на качественную водяную систему охлаждения .

Вы можете посмотреть на со стандартной системой охлаждения, с водяным охлаждением только процессора и компьютеров с процессора и видеокарты. В наших сборках использованы только самые качественные и оптимальные комплектующие на рынке.

Помощь мастера при сборке или модернизации компьютера

Компьютерная техника сегодня развивается такими темпами, что компьютер гораздо быстрее устаревает морально, нежели физически. И в конечном итоге настает тот час, когда производительности уже не хватает, чтобы на должном уровне справляться с недавно вышедшей игрушкой, или чтобы оставаться способным обрабатывать видео или работать в графическом редакторе.

Далее возникает вопрос: что делать? Покупать новый компьютер, а старый продать за гроши или вообще выбросить, либо же попробовать поднять производительность «старичка» на более-менее адекватный уровень путем замены части его узлов. Далее расскажем подробнее, как модернизировать компьютер своими руками.

Итак, начнем с самого понятия. Википедия нам дает такую информацию: модернизация компьютера (upgrade) – это замена отдельных компонентов компьютера на более мощные и совершенные.

Начнем с того, что когда ваша система работает нормально, когда не возникает никакого дискомфорта во время работы на компьютере, в этом случае модернизация ПК может пока подождать. Однако если компьютер начинает периодически зависать, тормозить и т.д., в таком случае без улучшения он долго не протянет, вернее вам это, в конце концов, надоест, и вы все-таки решитесь на обновление.

Приведем несколько примеров, которые заставляют задуматься о том как обновить компьютер:

  • Когда запускается некая ресурсоемкая программа или приложение, требуется ждать продолжительное время.
  • Также если запускается сразу несколько программ, компьютер очень медленно реагирует на ваши действия, что значит, нажатие на какую-либо кнопку или ярлык не сразу получит реакцию системы, а только через некоторое время пойдет загрузка.
  • Загрузив новую игру, не получается полностью насладиться графикой и динамикой так как кадры на экране монитора обновляются очень медленно, а сама игра протекает как бы рывками. Это значит, что ваш графический редактор уже не успевает обрабатывать поступающие изображения.

Таким образом, если ваша «машина» уже не может давать нужную производительность во время работы на ней, то в таком случае обновление компьютера даст возможность достигнуть определенного желаемого уровня производительности.

Самый простой из способов повысить производительность компьютера - установка дополнительного компонента. В качестве примера можно предложить установку дополнительного модуля ОЗУ или же установку еще одного винчестера на компьютер.

Более серьезный способ – полная замена одного из компонентов системы. Например, замена модуля ОЗУ большего объема, замена видеокарты на более мощную, замена звуковой карты с 5.1 на 7.1, замена винчестера более быстрым и емким, замена DVD-ROM на Blu-ray и т.д.

Пожалуй, самым сложным способом, чтобы обновить компьютер, является замена материнской платы. Причем, меняя материнскую плату, придется менять и все остальные комплектующие: центральный процессор, оперативную память, жесткий диск с новым интерфейсом подключения.

В итоге ваш старый блок питания не сможет обеспечить нормальное функционирование новой системы. То есть и его придется заменить на более мощный. В итоге, от старого компьютера останется только корпус и DVD-ROM, который уже плохо читает диски. Это, конечно «крайний вариант» ситуации, но такое часто бывает. Следовательно, перед тем, как модернизировать компьютер, следует обязательно все хорошо спланировать и подсчитать стоимость этого удовольствия.

Как модернизировать процессор ПК

Быстрый процессор ускоряет работу программ и приложений, которые требуют интенсивных вычислений, тем самым дает системе возможность работать без зависаний и подтормаживаний.

Однако замена процессора довольно дорого стоит, кроме того эта возможность ограничена, так как на материнских платах часто сменяются типы чипсетов и сокетов. Причем, ноутбуков это касается еще больше, чем настольных персональных компьютеров.

В том случае, когда ваш компьютер в основном используется для работы в интернете или с офисными приложениями, то вам вполне достаточным будет двухядерный процессор, который не будет необходимости обновлять. Однако если у вас установлен, например, одноядерный Celeron или Sempron, то заменив его на двухядерный или четырехядерный, даже не из самых последних поколений, вы получите значительный рост производительности. Тем самым значительно улучшите свой компьютер.