Практические советы и рекомендации для начинающих. Выбор студийных мониторов

Выбор студийных мониторов. Практические советы и рекомендации для начинающих

Еще совсем недавно под понятием «студийный монитор» имелась в виду высококлассная акустическая система, безупречная по качеству и способная воспроизводить минимально окрашенный звук, то есть звук в том виде, в каком его задумывал музыкант.

Студийные мониторы по определению стоили дорого и покупку такого рода оборудования могли себе позволить лишь успешные профессионалы и разве что очень обеспеченные любители-энтузиасты. Однако времена изменились, и сегодня даже очень именитые компании, имеющие немалый опыт в создании качественной профессиональной акустики, предлагают кроме традиционно дорогих студийных мониторов вполне доступные по цене решения, которые, однако, также именуются профессиональными студийными мониторами. Выбор стал настолько разнообразен, а разброс цен настолько широк, что сегодня даже матерый профессионал, знающий, чего ждать от качественного студийного монитора, рискует потеряться в этом пестром море мониторов. А как в такой ситуации поступать тому покупателю, который только начинает свою музыкальную карьеру и самостоятельно обустраивает домашнюю студию? Именно им, людям без специальных знаний, и адресован этот материал.

Цена ничего не решает

При выборе студийного монитора первое, о чем нужно забыть, так это о деньгах. Покупать следует именно такие мониторы, которые нужны. Если вам говорят, что это когда-то мониторы стоили дорого, а сегодня конкуренция сотворила чудо и полноценный студийный монитор можно купить за цену обычной бытовой аудиоколонки, - не верьте! Или вам попался неосведомленный продавец, или человек, который нагло лукавит.


Следует сразу себе уяснить, что хороший студийный монитор сегодня, как и несколько лет назад, стоит дорого. Покупая дешевые студийные мониторы, особенно от неизвестных брендов, вы должны понимать, что идете на риск: мониторы за 5-7 тысяч рублей в профессиональной музыкальной студии – это нонсенс, но в вещательной или домашней они вполне могут обеспечивать именно то качество звука, которое требуется.

Современные мониторные акустические системы можно условно разделить на группы по множеству признаков. По потребительской аудитории – на профессиональные и любительские. По наличию встроенного усилителя – на активные и пассивные. По количеству частотных полос – на двух- и трехполосные. По мощности – на мониторы ближнего, среднего и дальнего поля действия. По назначению – для вещательных студий, для записи звука, для сведения и мастеринга и т.п.

Как выбирать студийный монитор?

Мониторы – это необычные колонки, и традиционно они продаются поштучно. Такой подход позволяет укомплектовать студию нужным количеством громкоговорителей в зависимости от того, с каким количеством звуковых каналов планируется иметь дело – с двумя, тремя, пятью, а то и с восемью.

Прежде чем отбирать кандидатуры, следует изучить характеристики помещения, в котором планируется устанавливать мониторы, а составить себе представление о том, с какого расстояния их будет слушать техник или звукорежиссер.


Следует также понимать, что студии, даже звукозаписывающие, бывают разные. В одних записывают речевые фразы для озвучания программ систем навигации или оповещения на транспорте. В таких случаях не обязательно использовать очень дорогие мониторы. Простеньких мониторов будет достаточно для вещательной студии радиостанции или звукозаписывающей студии, специализирующейся на аудио-книгах, уроках иностранного языка, подкастах и прочем.

Когда же речь идет о музыке и вокале, то требования к качеству мониторов стремительно растут. И тут тоже важно понимать, что очень дорогие мониторы правильно зазвучат только в специально подготовленных помещениях. Если такового не имеется в наличии, то в таких условиях даже ультрадорогие акустические системы могут звучать весьма посредственно.

Размеры помещения тоже очень важны. Если оно маленькое и мониторы будут стоять к оператору очень близко, то в данном случае нужны мониторы ближнего поля. Традиционно это двухполосные активные акустические системы, отлично справляющиеся с воспроизведением звуков высоких и средних частотных регистров. Нередко пару таких мониторов доукомплектовывают сабвуфером, который призван компенсировать недостаточную проработанность низких частот.


Мониторы среднего поля действия применяются в просторных помещениях. Они дальше отстоят от оператора и обеспечивают хорошо выстроенную панораму. Они мощнее, потому что пространства в таких помещениях больше и всё его надо заполнить звуком. К тому же стены отстоят дальше, а потому реверберация у больших помещений иная. Такие мониторы лучше отрабатывают в низком частотном регистре. Нередко такие акустические системы являются трехполосными: за высокие, средние и низкие частоты у них отвечают отдельные динамики. Мониторы среднего поля одинаково хороши и для записи, и для сведения, и для мастеринга.

Мониторы дальнего поля действия обычно устанавливаются в очень просторных помещениях, и применяются такие акустические системы чаще на этапе мастеринга, когда важно услышать все нюансы подвергаемой обработке композиции.

Как выбрать лучший монитор?

Лучший монитор – это тот, который идеально соответствует задаче. В этом случае пользователь получает требуемое ему качество звука и тратит на него оптимальную цену. Однако и среди дешевых, и среди дорогих мониторов есть решения получше и похуже. Как не прогадать?

Когда речь идет о недорогих мониторах, не следует доверяться декларируемым производителем характеристикам. Мониторы должны по определению выдавать звук с максимально линейной АЧХ. Каждый модель имеет свою АЧХ, которую можно увидеть и оценить в документации. Но очень часто у недорогих моделей обещания и реальность расходятся. Поэтому, прежде чем купить дешевый монитор, изучите оценки независимых экспертов в Интернете. Обычно, если модель не очень новая и реально достойная, то такие обязательно есть в наличии.


Чем шире частотный диапазон у мониторов, тем лучше, но когда речь идет о мониторах ближнего поля, надеяться на чудо не приходится – недорогие решения обычно характеризуются невыразительным звуком в нижнем частотном регистре. Если вы заинтересованы в качестве, то выбирайте только из мониторов с максимальным размером низкочастотного динамика. У мониторов ближнего поля это обычно 8-ми дюймовый вуфер. Но и здесь есть нюанс: производитель может указать не реальный размер мембраны, а расстояние между противостоящими крепежными отверстиями. Так что нередко восьмидюймовый вуфер на поверку оказывается семидюймовым.

Мониторы нередко подбираются под музыку конкретного стиля. Считается, что для электронной музыки лучшим вариантом станут мониторы или . Если нужны решения для джаза и классики, то тут предпочтительны , или . Для инструментальной музыки вроде рока, этно и т.п. обычно хорошо подходят студийные мониторы или .

На цену монитора обычно значительно влияет качество динамиков. Если выбор стоит между купольным или ленточным твиттером, то предпочтение лучше отдать второму, так как мониторы с такими ВЧ-излучателями наилучшим образом справляются с воспроизведением звуков верхнего регистра. Если вам требуется максимальное качество, то обратите внимание на дорогие мониторы с бериллиевым твиттером.

Когда речь идет о серьезных брендах, то здесь практически всегда работает правило: чем дороже монитор, тем он лучше.

Мониторы желательно послушать в магазине. Хорошие продавцы обязательно обеспечат клиенту такую возможность. С собой надо взять некую эталонную хорошо знакомую запись, желательно не одну, которую вы и будете прослушивать на мониторах-кандидатах. Люди, впервые сталкивающиеся с такого рода задачей, обычно испытывают шок от того, как звучат студийные мониторы. С обывательской точки зрения большинство из них звучит откровенно плохо. Но ведь мы имеем дело именно с неокрашенным звуком: порой сухим и резким. И это не значит, что монитор с таким звуком реально плох.

К походу в магазин нужно подготовиться. Определитесь заранее, куда вы будете ставить мониторы. Вооружитесь рулеткой, листом бумаги и карандашом. Начертите схематический план помещения, отметьте места расположения мониторов, измерьте расстояния:

Между мониторами;

Между каждым монитором и стеной, расположенной позади;

Между каждым монитором и оператором-слушателем.

Если вы планируете ставить мониторы вплотную к стене, то вам нужны системы с передним расположением фазоинвертора. Если же между монитором и стеной можно будет организовать расстояние в 30-40 см, то лучшим вариантом будут системы с задним расположением фазоинвертора, так как в этом случае можно будет рассчитывать на максимально качественную проработку басов.


Войдя в торговый зал, сначала выберите мониторы, подходящие по типу (напольные, настольные, ближнего или среднего поля), по мощности, по расположению фазоинвертора, по наличию необходимых интерфейсных разъемов или регуляторов, ну и, конечно же, по дизайну. Заранее можно определиться и с размером НЧ-динамика, не лишним будет оценить вес - хорошие мониторы достаточно тяжелы. Вес монитора говорит о качестве материалов, использованных в акустическом оформлении. К тому же тяжелый монитор не так резонирует и под действием басовых нот не смещается со своего места. Если площадка, на которой будет установлена такая акустика, будет хоть чуточку неровной, то легкий монитор под действием вибрации будет двигаться и даже падать.

Если вам требуются именно полочные мониторы, то особенно выразительными басами они вас не порадуют, так что заранее настройтесь, что придется потратиться на покупку сабвуфера.

Мониторы не должны работать на максимуме возможностей, поэтому даже для мониторов ближнего поля действия оптимальной считается мощность в 100 Вт на один монитор. Скорее всего, вы будет использовать его на половинной нагрузке, но зато звук будет получаться тот самый – сбалансированный, без искажений.

На задней панели монитора должны быть различные регуляторы, позволяющие подстроить звучание под условия конкретного помещения. Для неподготовленного помещения нужно выбирать мониторы с максимальным количеством регулировок.


При прослушивании знакомых композиций нужно обратить внимание на наличие в звуке новых, ранее не замечавшихся нюансов. Чем более информативен звук, тем лучше. Наилучшие мониторы это такие, которые не скрывают ничего и которые позволяют вам регулировать всё.

И в заключение

Идеально на оцениваемых мониторах прослушивать именно такую музыку, которую в дальнейшем и придется на них воспроизводить. Желательно, чтобы и вопросом выбора занимался человек, который будет работать с этими мониторами. Если вы установили мониторы, «но звук не тот», то придется поэкспериментировать с настройками самой акустики, поиграть с ее расположением, сменить источник звукового сигнала, а может, даже выполнить хотя бы минимальную акустическую подготовку помещения.

Студийные мониторы предназначены для точного контроля и оценки аудио сигналов. Они обеспечивают минимальный окрас определенных частот и максимально точное воспроизведение тональных качеств источника звука. Область их применения довольно широка – профессиональные и домашние студии звукозаписи, телевидение, кино и радиовещание. В отличие от Hi-Fi акустики, студийные мониторы способны не только воспроизводить сжатые коммерческие записи. Они также легко справляются с внезапными звуковыми пиками, возникающими в необработанных музыкальных миксах.

Типы студийных мониторов, применяемые в домашней студии


Студийные мониторы бывают активные и пассивные. Активные имеют встроенный усилитель мощности и зачастую оборудованы цифровым сигнальным процессором или эквалайзером. Пассивные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, что значительно повышает затраты на студийное оборудование в целом. По типу конструкции студийные мониторы условно можно разделить на двухполосные и многополосные. Большинство студийных мониторов предназначены для звукоусиления зоны ближнего поля, что позволяет избавиться от нежелательных отражений звука. Существуют также главные мониторные системы для больших контрольных комнат, которые очень требовательны к акустическому оформлению помещения.

Как выбрать студийный монитор для домашней студии


Выбирая студийные мониторы для домашней студии, в первую очередь следует обратить внимание на диапазон воспроизводимых частот и соотношение цена/качество. Не всегда более дорогая модель будет звучать лучше или естественнее. Перед тем как купить студийные мониторы необходимо также определиться, какую музыку вы планируете писать. Специалисты рекомендуют перед покупкой слушать студийные мониторы в условиях максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации.

Купить студийные мониторы означает приобрести точнейший индикатор качества звука, который гарантированно не обманет ваши уши. Мониторы ближнего или дальнего поля следует выбирать в зависимости от площади вашей репетиционной точки, звукозаписывающей студии или концертной площадки. В небольшую студийную комнату или на сцену маленького паба в подвальном помещении следует купить студийные мониторы ближнего поля. На сцене в Лужниках или на опен-эйр концерте обязательно присутствует мониторная линия дальнего поля, чтобы выступающих на сцене музыкантов слышал каждый зритель. Мониторы среднего поля подходят для клубов среднего метража и больших и репетиционных баз. При выборе мониторов также важно обращать внимание на частотный диапазон.

Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют .

Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.


Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.

«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.


К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.

Активные и пассивные мониторы

Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.

  • Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.
  • Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).


Достоинства активных мониторов:

  • универсальны в применении;
  • их легко подключать;
  • не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
  • можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
  • выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.

Недостатки активных мониторов:

Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.


Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.


  • Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.


  • Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.


  • Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.


Критерии выбора оборудования

1. Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.

2. Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.

3. По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.


4. Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.

На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.

Как выбирать студийные мониторы?

1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.

2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.


3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.

4. Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.

5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.

7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.

8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, EVENT, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, ESI, AXELVOX, E-MU, INFRASONIC, SAMSON, ALTO.

9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.


10. Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.

Настройка студийных мониторов

1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).

2. Настраиваем громкость.

3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.

4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.

И еще несколько правил работы со студийными мониторами:

  • Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
  • Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
  • Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
  • Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
  • Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
  • Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
  • Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
  • Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
  • Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.

Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.

На тему выбора студийных мониторов в моём блоге уже была , в которой, на мой взгляд, всё разбиралось очень подробно и предметно. Однако, статистика поисковых запросов, по которым читатели приходят на этот сайт, говорит мне о том, что тема эта не достаточно раскрыта и требует некоторых объяснений и дополнений.

Во-первых: перед прочтением этой заметки я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с предыдущей статьёй « ». Возможно уже на этом этапе многие ваши вопросы отпадут сами собой, а на некоторые другие вы сможете ответить самостоятельно.

Во-вторых: поскольку в данной статье не будет никаких цифр, тестов и сравнений, а будут исключительно мои личные, субъективные мнения и выводы, я сразу же, забегая вперёд, резюмирую основную мысль всего текста: если вы хотите купить бюджетные, студийные мониторы начального уровня (тем более, если это вообще ваши первые студийные мониторы) , берите любые! Ну а теперь, для тех, кто хочет услышать аргументы и причины подобного умозаключения, приглашаю под кат.

Студийные мониторы, как и микрофоны, вещи очень индивидуальные, к которым в большей степени применим термин «вкусовщина». Вы не найдёте ни одной пары мониторов, звучание которых нравилось бы абсолютно всем без исключения. Всегда найдутся люди, для которых Genelec 1031 будут звучать просто отвратительно, а Axelvox PM-4 по истине великолепно. И тут нельзя сказать, что кто-то из них однозначно прав или однозначно неправ.

Безусловно, студийные мониторы (особенно если вы собираетесь использовать их для сведения) , должны быть качественными. Здесь под словом «качество», я подразумеваю чисто технические характеристики: максимально линейную АЧХ, качественные комплектующие и сборку, возможности подстройки характера звучания с помощью фильтров и т.п. Безусловно, помещение, в котором вы собираетесь работать с этими мониторами так же должно быть хотя бы минимально подготовлено: минимизация резонансов, стоячих волн, ранних отражений, коррекция акустики с помощью диффузоров и т.п.


Но, давайте отвлечёмся от теории и посмотрим на всё это дело с другой, практической стороны. Как правило, мониторы начального уровня приобретаются начинающими музыкантами, которые сами, на одном и том же оборудовании, в одном и том же помещении занимаются абсолютно всеми стадиями аудио-производства, начиная от аранжировки и заканчивая мастерингом (если этом можно так назвать, конечно) .

И вот тут, первый вопрос, который начинает терзать эти юные умы: а дадут ли мониторы начального уровня то качество, которые будет принципиально выше мультимедийных колонок, на которых я сейчас работаю? То есть будет ли после покупки мониторов тот самый wow-эффект, чтобы сказать: это действительно круто?! Однозначный ответ на этот вопрос - да! Звук, который вы будете слышать определённо будет лучше, детальнее, стереопанорама отчетливее. Будет ли этот звук честным? - Сомневаюсь. Бюджетные модели мониторов, хоть и звучат намного лучше своих мультимедийных собратьев, но до действительной честности звука им далеко.

Однако, не стоит отчаиваться. Быть может я сейчас открою вам секрет, но, к звучанию абсолютно любых мониторов нужно очень и очень долго привыкать. Было бы большой ошибкой полагать, что если вы прямо сейчас приобретёте какие-нибудь старшие модели ADAM или Quested, ценой в несколько тысяч долларов за штуку, то уже завтра качество ваших миксов поднимется на совершенно другой уровень. Нет.

Мониторы - это инструмент. Как и с другими инструментами, с ними нужно уметь обращаться и досконально их знать. Вспомните, вы ведь не смогли нормально забить гвоздь, когда в детстве, впервые в жизни взяли в руки молоток. Да и сейчас, если вас поставить, скажем, у фрезерного станка, у вас вряд ли получится что-то хорошее. В музыке, как и в другом ремесле, всё точно так же. Приобретя новые мониторы вам придётся очень долго привыкать ко всем нюансам их звучания. Вы будете работать на них, слушать хорошо известную вам музыку, слушать новую музыку, сравнивать звучание этой музыки с тем, которое вы слышите в плеере, в телевизоре, на акустической системе вашего соседа или в вашем автомобиле. И вот тогда, когда вы привыкните к этому звучанию, вы сможете получить честный и красивый микс на ваших мониторах, какого бы уровня и ценового диапазона они ни были.

Я знаю достаточно много людей, которые однажды привыкнув к, мягко говоря, не самым лучшим акустическим системам, больше ни за что на свете не хотели их менять на что-либо другое, даже существенно лучше качеством. И эти люди создавали вполне себе успешную, коммерческую музыку. Я знаю некоторых людей, которые строили хорошие, качественные студии с бюджетом не в одну сотню тысяч долларов, а заказы на сведение потом выполняли дома, на каких-нибудь старых KRK или Alesis. Почему? Да потому что они привыкли как звучат именно эти мониторы, в именно этом помещении и там им было гораздо проще, комфортнее и быстрее сделать качественный звук, даже не смотря на сомнительное качество и комнаты и мониторов.

Сразу же хочу сделать оговорку, что я ни в коем случае не призываю вас сломя голову бежать в первый попавшийся музыкальный салон, покупать первые попавшиеся мониторы и ставить их в комнате абы как, в надежде на то, что вы к этому со временем привыкните и будете делать миксы не хуже, чем инженеры на Abbey Road. Это не так. К выбору мониторов, как и к выборы их месторасположения в комнате, да и к оформлению самой комнаты нужно подходить очень и очень серьёзно. Просто не нужно постоянно гнаться за недостижимым совершенством. Помните: лучшее враг хорошего! Иными словами, если у вас сейчас дома стоят Microlab SOLO2, и вы по каким-либо причинам не можете себе позволить взять пару ADAM A7, но можете взять KRK RP6, берите KRK! Другое дело, если вы выбираете мониторы для сведения, а не только для продакшена, и не можете себе позволить взять какую-либо модель с 8″ динамиком, то не нужно следуя этому же совету брать 4″ в надежде, что вы к ним привыкните и будете сводить хорошо. 4-х дюймов, даже при условии покупки отдельного саба в дальнейшем, вам попросту не хватит для полноценно сведения композиций.

В общем, всегда думайте головой, изучайте, выбирайте, сравнивайте, а только потом покупайте! И поменьше слушайте всевозможные отзывы в сети о нюансах звучания тех или иных бюджетных мониторов. Чудес не бывает, в большинстве своём, все они звучат практически одинаково. А если хочется действительно хорошего звука, то и сумму за это нужно будет выложить тоже хорошую. Кстати, отличные студийные мониторы по очень хорошим ценам вы всегда можете приобрести в магазине «Фонофактура» .

Всего наилучшего!

С термином hi-fi сегодня знакомы почти все. Также большинство воспринимает hi-fi технику как более качественную альтернативу бытовым музыкальным центрам и магнитолам. Однако мало кто знает, что же можно противопоставить hi-fi акустике. Далее речь пойдёт о так называемой активной мониторной акустике или «мониторах», которые наиболее часто используются в звукозаписывающих студиях.

Начнём с того, что такое студийные мониторы и для чего они нужны. Это такие активные акустические системы, в которых усилители и контроллеры находятся в одном корпусе с динамиками. Колонки, сконструированные таким образом, призваны выдавать звук без каких-либо искажений, хороших или плохих. Аудиоматериал должен звучать именно так, как он был записан и сведён. Здесь уместно вспомнить, что любая бытовая аудиотехника приукрашивает звук. По сути, этим грешат не только музыкальные центры, но и довольно дорогие hi-fi системы. В обсуждении тех или иных акустических систем класса hi-fi далеко не редкость, когда те или иные комплекты рекомендуют, отталкиваясь от склонностей клиента к различным стилям музыки. А консультант в каком-нибудь hi-fi салоне вполне может сказать что-нибудь вроде этого: «На этих АС джаз будет звучать хорошо, а вот транс на них слушать не стоит». Да и чего далеко ходить, ведь почти в каждом тесте акустики авторы рекомендуют обозреваемую модель для определённых стилей музыки. Не стоит обладать особым складом ума, чтобы в один прекрасный день прийти к мысли о том, что очень странно отдавать пару тысяч долларов за колонки для одного или пары стилей музыки. Да мало ли что! Может через год у вас изменятся музыкальные пристрастия.

Самое забавное заключается в том, что консультанты hi-fi салонов, а также интернет-форумов, не врут когда говорят, что эта модель идеальна для классики, а её соседка по витрине – для металл-музыки. Действительно, из-за различных технических и конструктивных особенностей, те или иные АС могут иметь склонность к вполне определённым стилям музыки. Мало того, они даже изначально могут быть заточены производителем под конкретный стиль музыки. Кстати технологии, с помощью которых АС влияют на звук, у каждой компании уникальны. Именно поэтому специалисты могут на слух определить марку акустики. Однако о какой бы компании, производящей hi-fi акустику мы не говорили, каждая в итоге значительно видоизменяет исходный звук, приукрашивая его, акцентируя те или иные частоты и подавляя другие. В итоге получается, то что записывает музыкант в студии, и то, что слышим мы у себя дома, может довольно сильно отличаться друг от друга. На «сладкоголосых» колонках можно не заметить каких-то недочётов в сведении и мастеринге, но также можно и не уловить полёт мысли композитора. Лично мне кстати совсем не ясно, зачем акцентировать внимание слушателя на, допустим, средних частотах, если это не было задумано создателем данной пластинки?

Итак, первым плюсом в пользу «мониторов» является чистота и честность звучания. Как мы выяснили, даже высококачественные hi-fi колонки просто-напросто врут. Безусловно, можно посвятить поиску действительно своей акустики класса hi-fi не один месяц и даже найти их. Но и в этом случае АС скорее всего будут вас обманывать. Однако человеческая природа такова, что подчас нам гораздо приятнее слышать ложь, чем правду. Поэтому, вполне вероятно, найдутся и те, кому честный звук студийных мониторов может не понравится. Особенно тем, кто уже привык к определённому типу приукрашивания.

Что ещё можно сказать о различии между активными и пассивными акустическими системами? Пассивные АС не имеют собственного усилителя, поэтому для их «раскачки» требуется внешний усилитель, который стоит денег, занимает место и требует сонастройки с данными конкретными колонками. Помимо этого пассивные колонки с внешним усилителем будут соединять дополнительные кабели. Впрочем, вопрос соединений не так критичен: сегодня на рынке достаточно качественных решений, способных свести на нет искажения от этого пункта. Немного интересней момент сонастройки и дальнейшей совместной работы связки из АС и усилителя. Рассуждать о том, какой усилитель с какими колонками звучит лучше аудиофилы и консультанты hi-fi салонов могут часами и даже днями. Ещё веселее становится, когда два уважаемых человека высказывают об одной и той же связке абсолютно взаимоисключающие мнения. Куда проще эти дела обстоят у активных студийников. Студийные мониторы представляют собой уже готовую и полностью согласованную акустическую систему, основным критерием при разработке которой является минимизация вранья.

Ещё один важный отличительный момент «мониторов» от другого рода АС – это многополосное усиление. Влияние многополосного усиления на звук довольно неоднозначное. Некоторые люди отмечают, что звук становится более техничным и даже неживым. Якобы такой способ воспроизведения снижает эмоциональную окраску записи. Впрочем, чуть выше мы уже отмечали, что мы привыкли к окрашенному звучанию. Поэтому слышать запись так, как она есть, по меньшей мере непривычно. Чуть позже, настроившись на новое представление звука, люди начинают отмечать, что многополосное звучание мониторов гораздо более комфортно, чем обманчивая мягкость некоторых hi-fi компонентов.

Эта заметка не подразумевалась как реклама студийных мониторов, тем более что существует множество людей, подкованных технически, которые всё-равно будут выступать за акустические наборы из hi-fi компонентов и вполне логично доказывать, что в системе из отдельных компонентов есть смысл. На самом деле, главный совет при выборе акустики – слушайте её перед покупкой! Определённо, кому-то из нас понравится приукрашенный звук, кому-то более-менее правдивый. В любом случае, слово правдивый в отношении обсуждаемой нами темы не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.