Обмен системного блока на более мощный. Апгрейд домашнего компьютера, делаем сами. Увеличение оперативной памяти

«Лучше быть
богатым и здоровым,
чем бедным и больным»
(аксиома)

Развитие компьютерной техники идет настолько быстро, что моральное старение компьютера происходит гораздо быстрее его физического износа. Так что рано или поздно (скорее, именно рано) производительности компьютера уже перестает хватать. После этого встает вопрос: что же делать дальше - покупать новый, а старый или выбросить или продать за бесценок, или же, заменив часть его узлов, попытаться поднять производительность ветерана на более-менее современный уровень.

Как это не покажется на первый взгляд парадоксальным, но решение такой задачи для домашнего, игрового компьютера может оказаться даже сложнее, чем для «серьезного» компьютера, ориентированного на решение профессиональных задач.

Во-первых, новые, все более ресурсоемкие игры выходят почти каждый день, и компьютер, на котором вчерашние игры просто летали, на новых вдруг начинает демонстрировать неторопливое слайд-шоу:(

Во-вторых, игры дают очень серьезную нагрузку практически на все узлы компьютера - и на процессор, и на видеокарту, и на память, поэтому сразу понять, какой из узлов является узким местом, из-за которого игра тормозит на этом компьютере, оказывается не так и просто

Ну и, наконец, в-третьих, пользователем домашнего компьютера и в том же лице и «системным администратором», на которого ложатся все вопросы по его обслуживанию в общем случае является непрофессионал, для которого тонкости апгрейда и настройки компьютера часто оказываются почти потусторонним шаманством.

Попробуем приоткрыть эту тайную завесу, разобраться «чьи в лесу шишки», какие стратегические решения тут можно применять, и какой тактики можно при этом придерживаться. Начнем со стратегии.

Варианты стратегии апгрейда

Конечно, подходов в этом вопросе может быть великое множество, попытаемся их как-то систематизировать.

Можно выделить три «генеральных линии».

«Точка старта» у всех трех одна - хорошо сбалансированный системный блок, собранный на основе современных mainstream-решений, купленный в свое время за 700-1000 долларов (более дешевые конфигурации обычно уже изначально получаются не вполне сбалансированными для уровня игрового компьютера). Сначала все обстоит отлично - все игры прекрасно работают на максимальных настройках, но вот появилась игра, которой Вашего компьютера не хватает…

Итак, первая стратегия:

  • После появления такой игры просто меняем компьютер, ориентируясь на самые современные решения нового уровня, выходим на новую «точку старта» (см. выше).

Старый компьютер затем выбрасываем или продаем по остаточной стоимости. Просто и удобно:). Хотелось бы сказать «дешево и сердито», но «дешево» тут сказать язык не повернется:(. Хотя, если Вы как в известном анекдоте просто берете деньги в необходимом количестве «из тумбочки», или если для Вас компьютер - практически член семьи, и ответ на вопрос «компьютер или отпуск в Египте» очевиден: «безусловно компьютер», такой вариант окажется вполне приемлемым.

Учитывая современные темпы развития компьютерной техники и игровой индустрии подобную операцию придется проводить примерно раз в год, максимум полтора (вспомните, каковы были массовые решения например летом прошлого года и как выглядят на таком компьютере современные игры при агрессивных настройках). Если считать, что «остаточная стоимость» годовалого компьютера (по которой его еще нужно суметь продать) составит примерно половину от цены нового, получим примерный уровень ежегодных затрат около 400-500 долларов, а если с продажей старого не заморачиваться, то и вся тысяча… Но, если руководствоваться аксиомой, вынесенной в эпиграф статьи, то, как говорится другой альтернативы нет . Конечно, несколько снизить затраты на сборку нового компьютера может позволить использование некоторых узлов старого, которые еще не успели устареть и не будут снижать его производительности - звуковая карта, жесткий диск, DVD-привод, блок питания и так далее. Хотя и тут есть свои ограничения, да и принципиально ситуация не меняется, к тому же в этом случае старый компьютер продать уже точно не удастся.

Теперь рассмотрим второй вариант стратегии:

  • После появления такой игры делаем настройки менее агрессивными, снижаем разрешение в игре.

Правда мы лишимся толп восторженных поклонниц, приветствующих наш победный финиш, да и лысые пустынные холмы, поросшие неподвижными столбами с закрепленными на них проволочными ветками выглядят не так живописно, как поросшие густой травой, шевелящейся на ветру в тени «живых» деревьев, а глицериновая вода не так ласково омывает сапоги, как шейдерная, но… Если тумбочка не бездонна (увы, но для многих это обстоит именно так), и приходится выбирать между шейдерной водой и натуральной водой Красного моря, а реальные поклонницы ласкают взгляд (и не только взгляд) приятнее, чем виртуальные, то есть над чем подумать…

Если предположить, что через три-четыре года компьютер все равно придется сменить (иначе и облысевшие холмы превратятся в слайд-шоу), а стоимость «четырехлетки» стремится к нулю, получим среднегодовой уровень затрат порядка 150-300 долларов.

Конечно, четкой границы между первым и вторым вариантом стратегии нет, и никто не мешает в первом случае «оттянуть» поход в магазин, например, до появления ожидаемого принципиально нового процессора или видеокарты. Да и во втором можно не ждать полного «облысения» игрового пространства, а опять-таки приурочить замену компьютера к выходу какого-то нового игрового «железа». Грань тут скорее психологическая.

В первом случае появление, например, нового процессора, показывающего в тестах лучший результат, чем Ваш, уже является «первым звонком», чтобы начать задумываться о замене, даже если явных тормозов еще нет, поскольку «круче гор могут быть только вареные яйца и мой компьютер». Одним словом, «ни шагу назад!»

При второй же стратегии поводом для исследования свежих прайс-листов компьютерных магазинов должно стать лишь появление действительно заметных тормозов в игре или невозможность увидеть в ней все «красивости». Однако здесь поле для отступления достаточно большое, и прервать его можно в любой удобный момент, не обязательно доходя до последней черты, когда новая игра уже не просто тормозит, а даже и не запускается. Кроме того, есть еще один аспект, который станет понятнее при рассмотрении третьей стратегии апгрейда.

Итак, третий вариант стратегии:

  • После появления тормозов в игре или невозможности увидеть все красивости тщательно разбираемся в причинах их появления, находим в Вашем компьютере «слабое звено» и, если это технически возможно, просто заменяем его.

Однако это «просто» часто оказывается не так уж просто на деле. Нужно разобраться в причинах, хорошо понять, замена какого из узлов позволит расшить это узкое место в игре. И вот именно на этом мы остановимся более подробно.

Отметим, что данная стратегия апгрейда оказывается несколько ближе к первой. Выявлять и заменять «слабое звено» имеет смысл, пока проблема еще не сильно запущена, и ее можно решить, ограничившись заменой какого-то одного узла. Если с апгрейдом затянуть, то ответом на вопрос «что же нужно заменить в компьютере, чтобы все летало, как прежде» может оказаться «да все!», и в этом случае частичный апгрейд потеряет смысл. Проще и дешевле окажется сменить весь системный блок.

Хотя, казалось бы, какая разница - проводить «перманентный апгрейд», меняя с достаточно большим интервалом времени узлы компьютера по мере появления очередного «слабого звена» в новой игре, или поменять сразу несколько узлов, когда дальше уже невозможно терпеть. Технически это действительно так. Однако нужно учесть следующее обстоятельство. Глубокий апгрейд компьютера, связанный с заменой большинства ключевых узлов (не важно - произведен ли он за один, или за несколько шагов) обычно оказывается несколько дороже покупки нового компьютера. Так что в общем случае в третьем варианте стратегии среднегодовые затраты оказываются выше, чем во втором. Но все же значительно меньше, чем в первом! А ведь производительность компьютера за период времени в данном случае не опускается ниже первого варианта стратегии! Так что можно сказать, что «перманентный апгрейд» в течение периода времени позволяет поддерживать производительность компьютера на уровне первого варианта стратегии при затратах, лишь ненамного больших, чем во втором варианте.

Иногда апгрейд удается провести «по случаю», например, находится покупатель для старой «железки», или ее удается обменять без доплаты или с минимальной доплатой на более новую. Например, если появляется возможность бесплатно поменять на совсем старом компьютере видеокарту TNT2 на оставшуюся от апгрейда другого компьютера GeForce2MX, то такой обмен может оказаться рациональным - «дареному коню в зубы не смотрят».

Однако в большинстве случаев новый узел все-таки приходится покупать, и, немного перефразируя классика, «сделать это хочется так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги».

Для этого попытаемся найти ответ на два исконных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» - то есть определить, чем обусловлено снижение быстродействия в данном конкретном случае, и как можно поправить ситуацию с минимальными финансовыми затратами.

Кто виноват?

К сожалению, универсального ответа тут не будет. Существуют как более, так и менее процессорозависимые игры; одни игры больше «любят» видеокарты ATI, а другие предпочитают NVIDIA, какая-то игра может задыхаться от нехватки гигабайта оперативной памяти, а другая вполне комфортно чувствовать себя и при вдвое меньшем ее объеме и так далее… Более того - после выхода очередного патча к игре ее аппетиты могут как увеличиться, так и уменьшиться.

Поэтому и разбираться нам придется с каждой конкретной игрой по отдельности.

Ну, а поскольку апгрейд компьютера все-таки производится не ради одной игры, хотя и может быть приурочен к ее выходу, то и анализировать придется целую гамму разнообразных игр, которые представляют наибольший интерес для пользователя.

Начнем с памяти .

В общем случае можно сказать, что «памяти много не бывает», хотя и тут есть серьезные оговорки, о которых мы поговорим позже. Если игре недостаточно оперативной памяти, в ней проявляются весьма характерные «тормоза», связанные со свопированием (работой файла подкачки). Дело в том, что недостаточное количество оперативной памяти операционная система компьютера умеет компенсировать, записывая находящуюся в памяти, но не требующуюся в данный момент информацию в специальный своп-файл, файл подкачки, освобождая тем самым необходимое место. Но «данный момент» рано или поздно заканчивается, хранящаяся в своп-файле информация вновь становится актуальной, ее вновь надо переписать в оперативную память, сбрасывая при этом очередную порцию в файл подкачки, и так далее. Происходит это тем чаще, чем больше ощущается дефицит оперативки. Визуально это ощущается, во-первых, по непрерывно горящему индикатору работы жесткого диска на передней панели системного блока, а во-вторых (поскольку общение с жестким диском компьютера происходит со скоростью на много порядков меньшей, чем с оперативной памятью) периодически происходит кратковременное катастрофическое снижение FPS, игра как будто утыкается в глухую стену. Крайне неприятное явление!

Не следует путать свопирование со штатной подгрузкой игровых уровней, которая происходит при любом количестве оперативной памяти. Чтобы разделить эти два явления, попробуйте вернуться на недавно пройденный участок уровня или просто несколько раз развернуться на месте. Если при этом как говорится в рекламе «все пройдет гладко», то значит оперативной памяти в данном месте игры хватает, ну а если поворот или возврат будет сопровождаться судорожным морганием индикатора работы диска и столь же судорожным поведением игры, то памяти не помешало бы и побольше.

Если игре не хватает оперативной памяти, то говорить об апгрейде видеокарты или процессора нет смысла. Игра, запущенная на самом современном процессоре с самой мощной видеокартой при недостаточном количестве оперативки будет вести себя как пораженная болезнью Паркинсона.

Необходимо учесть, что требования к количеству памяти существенно меняется в зависимости от используемого в игре разрешения экрана, включенного уровня детализации и особенно качества используемых текстур. Так что данный эксперимент надо проводить при тех настройках, которые хотелось бы иметь в игре после апгрейда компьютера, обращая внимание только на явление свопирования, а не на общую производительность. Даже если производительность окажется недопустимо низкой, но ровной, эксперимент следует признать успешным, а с недостаточной производительностью мы разберемся, анализируя остальных подозреваемых - процессор и видеокарту.

После того, как с памятью разобрались, переходим к процессору и видеокарте .

Проще всего выявить виновника в ситуации, когда новая игрушка требует поддержки более высоких графических технологий, чем у имеющейся видеокарты.

Например, в игре используются шейдеры 3.0, а Ваша видеокарта «знает» только версию 1.1 или не знает о шейдерах вообще ничего.

Тут сразу все ясно - виновник всех бед видеокарта , приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

Конечно, как правило можно запустить игру и без использования шейдеров или с шейдерами более ранних версий, но если хочется смотреть игру «во всей красе», а не наблюдать глицериновые реки в линолеумных берегах, то совершенно однозначно придется менять видеокарту .

Схожая ситуация оказывается, если видеокарта знает о существовании графических технологий, используемых в данной игре, но работает с ними жутко ме-едле-енно-о.

Так что в ситуации, когда при минимальных настройках всех «красивостей» игра начинает «летать» (т. е. все достаточно быстро, но совсем некрасиво), а при включении агрессивных настроек начинает игра проявляет «финский характер» (но не как в F1, а как в анекдоте - все жутко красиво, но жутко медленно), вывод будет такой же - виновник видеокарта .

Аналогичные выводы и для ситуации с использованием «нешейдерных технологий» - анизотропной фильтрации (AF) и сглаживания (AA). Если при их отключении быстродействие игрушки достаточно, а при включенных AF и (или) AA быстродействие падает ниже психологического минимума (а использовать AA и AF тем не менее хочется), то пора идти подбирать новую мощную видеокарту для замены устаревшей.

Несколько сложнее будет разобраться в ситуации, когда и при отключении всех «красивостей» игра все равно тормозит. В данном случае вина может лежать как на видеокарте, так и на процессоре (конечно, могут оказаться виноваты оба - и видеокарта, и процессор, но об этом чуть ниже).

Для начала разберемся, как проявляется недостаточность производительности процессора и видеокарты в играх.

Рассмотрим результаты игровых тестов, проведенных для различных сочетаний видеокарт и процессоров при разных резрешениях, представленные в статье « ». Легко заметить, что для комбинации мощный процессор - слабая видеокарта производительность в играх резко падает при увеличении разрешения, и в то же время для комбинации слабого процессора и мощной видеокарты производительность в игре при увеличении разрешения меняется очень мало.

Воспользуемся этим свойством для оценки нашей системы. Для этого попробуем снизить разрешение в игре (например, вместо 1024x768 поставим 800x600 или даже 640x480). Если при этом производительность адекватно возрастает и достигает приемлемого на Ваш взгляд уровня, то «слабым звеном» скорее всего опять является видеокарта . Если же даже при минимальном разрешении производительность игры лишь немного возрастает относительно более высокого разрешения, то виноват процессор .

Как видно, в большинстве рассмотренных проблем виновата оказывается видеокарта, а на процессор, однако отметим, что если слабость видеокарты можно в той или иной мере скомпенсировать уменьшением используемого разрешения или отключением «красивостей», то малую мощность процессора уже ничем устранить не удастся (кроме разгона или замены процессора, разумеется).

Кроме того, нагрузка на процессор весьма существенно возрастает, а производительность игры соответственно падает в самый неподходящий момент - при усложнении физической модели (например, при прохождении сложного поворота или автомобильной аварии в автосимуляторе, взрывах и разрушении объектов в шутере) или при задействовании AI (искусственного интеллекта), связанного с появлением дополнительных персонажей в игре. Может оказаться, что безмятежная прогулка по джунглям необитаемого острова в известной игре будет происходить с достаточной производительностью, однако когда выяснится, что остров очень даже обитаем, и несколько «Искусственных Интеллектуалов» в камуфляже и с автоматами очень хотят с Вами поговорить «за жизнь», а не страдающие от избытка интеллекта монстры (но которые, тем не менее, обладают серьезной «физикой» - прыгают, обходят препятствия и т. п.) проявляют явное желание пообедать Вами, а Вы в свою очередь, не желая встречаться ни с теми, ни с другими этому препятствуете, активно перемещаясь и отстреливаясь (тем самым тоже усложняя физическую модель игры), производительность упадет до недопустимого уровня (что окажется особенно заметно именно в такой непростой игровой ситуации). Падение производительности в данной игровой ситуации может оказаться весьма существенным - два раза и более, так что запас мощности процессора все же желательно иметь несколько побольше.

Для того чтобы подтвердить виновность процессора или видеокарты, попробуем их немного разогнать. Если разгон произвести не получается, можно произвести downclocking (замедление) узла - в данном случае нам ведь важен не прирост производительности, как таковой, а реакция системы на изменение частоты узла, ну а ее можно понять как по увеличению, так и по уменьшению производительности.

Здесь нужно сделать очень важное замечание!

При тестировании единовременно разгонять (или замедлять) обязательно нужно ТОЛЬКО ОДИН УЗЕЛ - или процессор, или видеокарту, причем, если видеокарта имеет раздельную регулировку частоты GPU и памяти, интересно посмотреть реакцию производительности игры на эти частоты по отдельности.

Например, при разгоне процессора на 10% и неизменной частоте видеокарты производительность игры выросла на 9%, в то же время при разгоне на 10% видеокарты и сохранении частоты процессора прирост в игре получился лишь около 1%. Ответ очевиден - «слабым звеном» является процессор , а у видеокарты еще есть заметный запас. В этом легко можно косвенно убедиться по результатам тестов в обзоре «Тестирование 63 ускорителей на Pentium II 350 МГц в трех тестах ».

Если же наоборот, при разгоне на 10% процессора и сохранении частоты видеокарты производительность практически не возросла, но при разгоне видео мы получили прирост производительности, практически пропорциональный разгону, то нужно менять видеокарту .

Примечание: сопоставив результаты игровых тестов без AA и AF из упомянутой выше статьи «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты - тесты без АА и АФ! » и тестов с AA и AF из статьи «3DGiТоги: февраль 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 36 видеокарт - тесты с АА и АФ! » легко можно убедиться, что при включении AF и особенно AA основная нагрузка ложится именно на видеокарту. То есть чем более агрессивную настройку в игре мы намерены использовать, тем относительно более мощная видеокарта нам нужна. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что идеального сочетания процессор-видеокарта не существует , а есть некоторый, причем достаточно широкий диапазон приемлемых сочетаний . А ведь существуют как более, так и менее процессорозависимые игры (это тоже легко увидеть из тестов в «3DGiТогах») в которых относительная нагрузка на процессор и видеокарту меняется в еще более широких пределах! Так что ответ на вопрос «так какой же процессор является идеальным для данной видеокарты?» (также, как и на вопрос-антипод «какая видеокарта является идеальной для данного процессора?») становится совсем уж расплывчатым. Немного ниже мы постараемся разобраться в этом весьма непростом вопросе, поговорим об этом поподробнее.

В качестве иллюстрации приведем две диаграммы из вышеуказанных статей для игры DOOM III без использования сглаживания и со сглаживанием соответственно. Взяты диаграммы для видеокарт PCI-E, поскольку именно для них проводилось наиболее обширное исследование производительности игр при применении различных процессоров. Для видеокарт AGP столь наглядной иллюстрации у автора нет, но в том случае ситуация принципиально не поменяется, желающие могут это посмотреть в статьях, ссылки на которые приведены выше. Там же можно посмотреть сравнительные диаграммы и для других игр и разрешений с различными видами процессоров и видеокарт.

Но вот виновник найден, теперь встает следующий исконный вопрос: «Что делать?». Попытаемся ответить на него.

Что делать?

Казалось бы, ответ прост - заменить «слабое звено» (процессор или видеокарту) на более мощное, но, в первую очередь, решив проблемы с недостаточным количеством памяти.

Во-первых, потому, что (как мы уже отметили ранее), если оперативки не хватает, то не спасет ни мощный процессор, ни современная видеокарта, во-вторых, поскольку это самая простая операция при апгрейде: память довольно легко сможет нарастить даже малоподготовленный пользователь, а вот поменять процессор или видеокарту самостоятельно способен не всякий.

Кроме того, это, пожалуй, самая дешевая операция при апгрейде, и (как уже было сказано ранее) «памяти много не бывает». Однако последнее утверждение имеет нескольких существенных оговорок:

  • Во-первых, материнские платы (точнее, чипсеты, на основе которых они сделаны) всегда имеют некоторый предел, больше которого устанавливать оперативную память нельзя. Ограничение это жесткое, тут и перепрошивка BIOS не спасет
  • Во-вторых, чипсет материнской платы способен нормально работать только с определенной организацией используемой памяти, и может оказаться, что при наращивании памяти, Ваш компьютер после включения увидит только половину ее. В частности, это весьма актуально для некоторых типов SDRAM-памяти и старых чипсетов (в частности, Intel 440BX). Это тоже никакая перепрошивка BIOS не вылечит…
  • В-третьих, операционная система тоже имеет некоторый верхний предел размера оперативной памяти, выше которого начинаются проблемы. Конечно, если на компьютере установлена Windows XP об этом можно не беспокоиться, но дело в том, что на старых компьютерах в некоторых случаях может оказаться рациональнее оставить более старую операционную систему, например, Windows 98SE.

Теперь о тактике. Поскольку количество слотов для наращивания памяти ограничено, добавлять желательно сразу достаточно большой ее объем, чтобы ее потом не пришлось наращивать еще раз. В последнем случае, поскольку свободных слотов уже не осталось, память придется наращивать не добавлением, а заменой планок памяти.

Весьма желательно, чтобы вновь устанавливаемые планки памяти были того же типа и того же изготовителя, что и старые. Часто оказывается, что при установке планок памяти от разных производителей в BIOS приходится указывать менее агрессивные настройки таймингов, чем при их раздельной работе.

После того, как проблемы с памятью решены, идем дальше.

Однако тут мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на старую материнскую плату нужно установить новый процессор или видеокарту, которых еще не было в момент ее появления. Соответственно, и возможность их применения не описана в документации на нее.

Отметим, что возможности для замены процессора без смены платформы как правило значительно более ограничены, чем для замены видеокарты. Обычно на старую материнскую плату можно установить процессор с производительностью не более чем в 2-3 (максимум в 4) раза большей, чем у массовых в пору ее молодости решений. Но видеокарта, которую в принципе можно установить на эту же материнскую плату (вплоть до GeForce 6800GT) может оказаться быстрее аналогов того времени (Riva 128, Intel 740) уже не в три раза, и даже не на порядок, а на несколько порядков - в сотни и даже тысячи раз!!! А с учетом появления новых видеотехнологий (T&L, шейдеров) прирост производительности вообще не поддается измерению.

Это хорошо видно из соответствующих диаграмм в статях «Сводное тестирование в 3D 101-й видеокарты выпуска 1999-2004 годов (октябрь 2004) » и «Краткая ретроспектива 3D-ускорителей в трех тестах ». Например, можно посмотреть диаграммы к DirectX игре FarCry (без шейдеров и с шейдерами версии 1.1 и версии 2.0) и к OpenGL игре Call Of Duty . В статьях есть диаграммы и для других игр и режимов.

Кроме того, замена процессора на новый более быстрый часто сопряжена с необходимостью перепрошивки BIOS материнской платы и (или) с использованием достаточно дорогого переходника, а новая видеокарта, как правило, ничего подобного не требует.

Но к счастью направление развития компьютерных игр происходит таким образом, что требования к видеосистеме повышаются значительно быстрее, чем к CPU, да и само развитие процессоров происходит значительно медленнее, чем видеокарт. Эта тенденция началась еще в доисторические времена первых видеоускорителей (окаменевшие останки которых иногда можно обнаружить при археологических раскопках кладовок и антресолей) и четко прослеживается последние годы. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть статьи « » (2001 год), « » (2002 год) « » (2004 год).

Так что за срок службы компьютера замена процессора если и будет производиться, то лишь один раз (максимум два раза), что обычно получается провести если и не без проблем вообще, то без неразрешимых проблем. Видеокарту же, требования к которой повышаются во много раз быстрее, в принципе может за это же время потребоваться поменять несколько раз, но тут принципиальных ограничений намного меньше.

Теперь несколько слов о тактике. Если замена процессора все-таки назрела, крайне желательно, чтобы новый процессор был как минимум в полтора (а лучше в два) раза мощнее предшествующего, иначе прирост производительности окажется неадекватен произведенным затратам. Учитывая, что ситуация вряд ли еще раз дойдет до замены процессора, при его подготовке апгрейда имеет смысл присмотреться к старшим процессорам, которые еще можно на имеющуюся материнскую плату (за разумную цену разумеется) или к процессорам, которые имеют высокую вероятность хорошего разгона. Во-первых, потому, что процессоры старых серий (а мы ведь вынуждены использовать именно такой) вряд ли будут еще дешеветь, и «двухступенчатый» апгрейд скорее всего окажется заметно дороже, так что (как и в случае с купированием собачьего хвоста) уж если рубить, так сразу, а не поэтапно. Во-вторых, чем позже, тем сложнее может оказаться найти подходящий для Вашей материнской платы процессор, который уже снят с производства, и весьма вероятно, что первая замена процессора все равно окажется и последней потому, что для последующей уже не удастся найти кандидата.

К разгону это естественно не относится, поскольку в том случае прирост производительности практически дармовой, и имеет смысл брать «что дают». Как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Раз уж речь зашла о разгоне, отметим, что перед тем, как заменять процессор имеет смысл посмотреть, насколько успешно можно провести разгон старого. Дело в том, что многие младшие процессоры семейства весьма успешно разгоняются практически до значений старших процессоров семейства. Например, если при покупке системного блока был установлен Celeron 1100 МГц (работающий на 100 МГц шине) на базе ядра Tualatin, его часто удается разогнать до 1440 МГц (шина 133 МГц), при этом получается практически «полный» Pentium III 1440 МГц! Больше на разгоне заострять внимание не будем, поскольку этот вопрос требует отдельного разговора.

Нужно иметь в виду, что поскольку самый современный процессор на старую материнскую плату поставить уже не удастся, и даже если производительность компьютера и удастся поднять на достаточно высокий уровень, рекордных значений FPS Вы не получите. Поэтому такая замена оправдана только в случае, если она не сопряжена с чрезвычайно большими затратами. Обычно здесь удается уложиться в $100-$150, редко когда больше. Однако если необходимые затраты превысят $200-$250 стоит хорошенько подумать, имеет ли смысл выкладывать столь заметную сумму (лишь в 3-4 раза меньшую стоимости покупки нового системного блока), чтобы в результате получить хоть и заметно более быстрый, чем ранее, но все же не совсем современный компьютер.

Аналогичный вопрос возникает, если, не найдя подходящего процессора для старой материнской платы возникает желание сменить и ее. В этом случае помимо затрат на новый процессор придется потратиться и на нее, и скорее всего на новую память, а возможно и на какие-то периферийные узлы, и сумма такого апгрейда окажется сопоставимой с покупкой нового системного блока! А ведь при этом, чтобы сохранить возможность установки старой видеокарты, Вы будете вынуждены выбирать материнскую плату на не самом современном чипсете или выбирать более дорогое и не самое быстрое техническое решение, способное работать и со старой видеокартой, но в то же время иметь возможность впоследствии установить более современную. Например, описанную в статье « ». Может оказаться, что по совокупности затрат и перспективам дальнейших апгрейдов лучше будет поменять весь системный блок! Хотя, безусловно, что и тут возможны варианты.

С заменой видеокарты у нас оказывается значительно больше пространства для маневра. Конечно и здесь к моменту апгрейда может оказаться, что новая видеокарта не вписывается в спецификацию старой материнской платы. Однако как правило это не вызывает особых проблем, обычно даже не требуется обновлять BIOS на нее. По крайней мере такова ситуация в секторе AGP видеокарт, см. «Совместимость стандартов AGP - установка современных видеокарт на старые системные платы ». Новую видеокарту можно попробовать поставить на старую материнскую плату безо всякого риска для них обоих. В худшем (достаточно редком) случае система просто не будет работать, однако никто не пострадает. А вот попытка поставить старую видеокарту на новую материнскую плату может закончиться летальным исходом для материнской платы (ну, а виновную в ее смерти старенькую видеокарту владелец сам после этого сотрет в порошок).

Для установки на старую материнскую плату с разъемом AGP 1.0 новой видеокарты необходимо, чтобы новая видеокарта имела универсальный AGP 1.0/2.0 разъем:

Если видеокарта имеет разъем AGP 2.0:

то ее установить не удастся.

Видеокарты стандарта AGP 3.0 имеют разъем точно такой же, как и у видеокарт AGP 2.0, поэтому устанавливать их на материнские платы с AGP 2.0 можно безо всяких ограничений. Ну, а если видеокарта AGP 3.0 имеет универсальный разъем (что тоже нередко встречается), то ее можно устанавливать и на материнскую плату с AGP 1.0.

Итак, технически поставить новую видеокарту (вплоть до AGP 3.0) можно на старую (AGP 2.0), а в некоторых случаях и на очень старую (AGP 1.0) материнскую плату, но будет ли в этом смысл?

Не будет ли медленный интерфейс тормозить видеокарту, не давать ей развернуться в полную силу? Ответ - да, конечно будет сдерживать, но очень мало. Потеря производительности в играх составит от долей процента при использовании Low-End видеокарт в режиме AGP 4x вместо AGP8x (см. «NVIDIA GeForce4 Ti 4200 with AGP8x (NV28) и GeForce4 MX 440 with AGP8x (NV18) ») до единиц процентов при использовании современных m ainstream AGP 8x видеокарт в режиме AGP 2x.

В отношении последнего специальных исследований не проводилось (во всяком случае автору таковые неизвестны), но косвенно вывод сделать можно по исследованию Андрея Воробьева «Intel: или AGP, или PCI-Express 16x; ECS: можно и то, и другое вместе! Тестирование AGP-Express в исполнении ECS », которое уже упоминалось ранее. В данном случае производилось тестирование видеокарт при установке в слот AGP-Express, этот интерфейс работает на частоте шины PCI (не PCI Express, а «обычной», 33 МГц!), что условно можно было бы назвать как «AGP 0.5x». И даже на таком, экстремально медленном режиме катастрофическое падение производительности наблюдается только на Hi-End видеокартах и не во всех играх. А ведь старенький стандарт AGP 1.0 в режиме AGP 2x работает вчетверо быстрее! Так что с потерей 1-8% производительности из-за использования более медленного интерфейса, наверное, можно и смириться.

В некоторых случаях старенький AGP-разъем может не обеспечить подачу мощности, достаточной для питания современной мощной видеокарты, поэтому если видеокарта-кандидат имеет дополнительный разъем для подключения к блоку питания, это можно расценивать, как плюс. В совсем уж исключительных случаях при использовании современной видеокарты некоторых материнских платах стандарта AGP 1.0 может потребоваться заклеить скотчем два самых дальних от планки контакта видеокарты: по одному с каждой стороны. Но эта манипуляция требуется чрезвычайно редко.

Теперь несколько слов о тактике. В конференциях часто можно услышать вопрос типа «какая видеокарта является оптимальной для такого-то процессора?», «не будет ли слабый процессор тормозить столь мощную видеокарту, может, лучше взять послабее?» и аналогичные. Как мы отметили в примечании к предыдущему разделу, чем более агрессивные настройки в игре Вы собираетесь использовать, тем большая относительная нагрузка будет ложиться на видеокарту. Но ведь замена видеокарты производится во многом именно для того, чтобы иметь возможность запускать игры с максимальными «красивостями»! К тому же использование мощной современной видеокарты позволит слабому процессору работать в полную силу, и производительность системы от этого только выиграет. Так что на взгляд автора при подборе кандидата видеокарту надо стараться взять самую мощную в рамках отведенного для апгрейда бюджета , то есть решающую роль должны сыграть экономические факторы.

Например, для апгрейда старенького компьютера на Pentium III при выборе из GeForce FX5700 или близкой к нему по цене GeForce 6200 стоит повнимательнее присмотреться ко второму варианту, а то и к серии 6600 - в данном случае даже работающая не в полную силу такая видеокарта окажется намного быстрее первой. А ведь тут еще появляется полноценная поддержка шейдеров 3.0 и значительно более быстрые шейдеры 2.0! Конечно, при установке еще более мощных видеокарт быстродействие системы окажется еще больше, однако тут уже будет играть вопрос цены. Все-таки вкладывать несколько сотен «условных единиц» в столь старый системный блок может оказаться нерационально экономически.

Как мы уже отметили, при использовании мощной видеокарты с относительно слабым процессором система хоть и не будет хватать звезд с неба при легких настройках в игре (а вряд ли мощная видеокарта берется для того, чтобы играть при 640×480), однако производительность системы не будет существенно падать и при значительно более агрессивных настройках. И с мощной видеокартой появится возможность насладиться всеми графическими «красивостями» в игре даже при относительно слабом процессоре.

Кроме того, как мы уже отметили выше, во вновь выходящих играх требования к видеосистеме возрастают относительно более быстро, чем к процессору. Поэтому взятая «с запасом» видеокарта со временем в новых играх начнет работать в полную силу, и даже может случиться так, что через какое-то время ее опять будет не хватать и при очередном апгрейде «слабого звена» ее еще раз нужно будет поменять . Вспомним, какая видеокарта, была бы взята для апгрейда компьютера на Pentium III пару лет назад? Например, GeForce FX 5600… Сейчас ее вновь было бы впору менять…

Итак, сделаем некоторые выводы по возможной стратегии и тактике апгрейда:

  • Если ситуация сложилась так, что в компьютере требуется замена и процессора, и видеокарты, или если замена процессора сопряжена с заменой материнской платы, то следует еще раз подумать: а не рациональнее сменить весь системный блок. Это может оказаться и проще, и даже дешевле
  • Если недостаточно оперативной памяти, замена процессора или видеокарты окажется бессмысленной
  • Замену процессора рациональнее проводить на старший из тех, которые можно установить на старую материнскую плату и удается найти за разумную цену
  • Видеокарту для апгрейда также стоит поискать самую быструю в рамках отведенного бюджета даже для относительно старого процессора

Но рано или поздно наступает момент, когда надо сказать себе «стоп» - дальше модернизировать этот компьютер смысла нет.

Причины тут могут быть самые разнообразные - и пресловутый параметр цена/качество: старые комплектующие, которые необходимы для апгрейда, стоят относительно дорого, а отдача от подобной модернизации оказывается неадекватна необходимым затратам, и то, что вообще найти их оказывается очень сложно, и то, что даже после модернизации производительность компьютера не достигнет приемлемого уровня.

Конечно, «приемлемый уровень» - это тоже понятие довольно относительное. Кто-то откажется от апгрейда в случае, если после него не получит производительность в игре более 60 FPS, а у кого-то даже в период молодости бюджетный домашний игровой компьютер столько не имел, а модернизация будет считаться оправданной, если после ее проведения (в рамках жесткого бюджета) новая любимая игрушка обеспечит хотя бы стабильные 30 FPS.

Словом, «кому-то щи пустые, кому-то жемчуг мелковат».

Что делать, если ничего больше сделать нельзя?

Но вот «стоп» сказано, дальнейший апгрейд признан нерациональным (или изначально был принят второй вариант стратегии), и компьютер перешел в период угасания. Означает ли это, что в новых играх мы вынуждены будем выбирать между красивым слайд-шоу или лысыми горами по берегам глицериновых рек? В общем случае конечно да, но все-таки не совсем;)

Но для этого нам придется заняться кропотливой настройкой самой игры.

Для примера рассмотрим приемы, описанные в « ». Можно увидеть, что среди тонких настроек игры есть как весьма ресурсоемкие в отношении процессора и (или) видеокарты, так и относительно малотребовательные, но в то же время весьма существенно повышающие визуальное впечатление в игре.

Например, параметры

e_vegetation_min_size - позволяют подобрать густоту зарослей, при которых Ваша система еще не теряет производительности,

r_Quality_BumpMapping - позволяет насладиться травой, колышущейся на ветру даже при минимальных остальных настройках (однако поскольку он же отвечает за прорисовку стен, то в случае значительного падения FPS на некоторых уровнях «в интерьерах» его может потребоваться отключать), и так далее.

Аналогичные «тайные настройки», весьма существенно отличающиеся от типовых «Отлично»-«Средне»-«Плохо», имеются во многих современных играх.

Конечно, тут общие рекомендации сделать невозможно, многое будет зависеть от каждого конкретного компьютера, и «идеальные настройки» придется кропотливо искать самому, но результат может стоить того! В результате для немолодого компьютера в дилемме «Красиво, но медленно или быстро, но примитивно» появляется еще один пункт «Достаточно быстро и весьма красиво».

Кроме того, вспомним, что некоторые настройки драйвера видеокарты не столь уж сильно снижают быстродействие, существенно улучшая впечатление от игры.

В частности, на многих видеокартах NVIDIA анизотропная фильтрация не так сильно снижает быстродействие, как сглаживание, поэтому с настройками AF можно весьма успешно поэкспериментировать, а вот об AA, по-видимому, придется забыть.

На старом компьютере стоит хорошенько подумать, стоит ли устанавливать Windows XP, или же оставить Windows 98SE (или Windows ME).

Дело в том, что старое «железо», его драйвера в значительной мере оптимизировано именно под эту операционную систему. Для старых узлов не всегда удается найти нужный драйвер под Windows XP, а если какой-то «заменитель» и можно найти, то не факт, что он будет хорошо работать, и быстродействие системы или устойчивость ее работы могут пострадать. Кроме того, как мы отметили выше, для старого системного блока могут оказаться серьезные проблемы с установкой большого объема памяти, а в отношении памяти Windows 98SE значительно менее требовательна, чем Windows XP. Немного утрируя можно сказать, что использование Windows 98SE вместо Windows XP эквивалентно установке 128 Мбайт дополнительной памяти.

Конечно, у Windows XP есть и другие серьезные преимущества, так что тут есть над чем подумать. Словом, этот вопрос требует отдельного разговора. Заключение

Сформулируем некоторые выводы из вышесказанного:

  • Правильное определение «слабого звена» в системе и его замена более высокопроизводительным современным техническим решением могут позволить при минимуме затрат поднять производительность компьютера до вполне приемлемого (хотя и не рекордного) уровня. При этом может удастся избежать более глубокого апгрейда компьютера с заменой нескольких узлов или даже замены всего системного блока
  • Выявление «слабого звена» и определение конкретных технических решений зависит от очень многих параметров, поэтому чужой опыт не всегда удастся перенести на свой компьютер, требуется проводить самостоятельное тестирование по выявлению «слабого звена», может потребоваться оптимизация под текущее состояние игровой индустрии и ситуацию на рынке компьютерного железа
  • Ошибка с определением объекта апгрейда может привести к тому, что после его замены производительность компьютера в интересующих нас играх практически не возрастет или возрастет неадекватно произведенным затратам
  • При правильном определении направления апгрейда небольшой «запас», некоторое «выпячивание» вновь установленного современного узла, в дальнейшем может оказаться весьма полезным. Это позволит несколько перераспределить нагрузку на новый узел с остальных узлов, которые сейчас не были заменены, а также избежать необходимости повторной замены обновленного узла при последующем апгрейде очередного «слабого звена», необходимость в котором рано или поздно все равно назреет по мере появления новых компьютерных игр
  • Замена «слабого звена» имеет смысл лишь в случае, если предполагаемые затраты оказываются в несколько раз (3-4 для относительно свежего компьютера и 5 и более для совсем старого) меньше, чем на покупку нового современного системного блока, иначе может оказаться рациональнее поменять весь системный блок
  • Рациональная стратегия подобного «перманентного апгрейда» может позволить заметно сократить средний уровень расходов для поддержания производительности компьютера на приемлемом уровне.

Автор выражает особую благодарность Андрею Кожемяко aka Korzh
и Михаилу Гришину aka BadMan
за помощь при подготовке материала,
а также Андрею Воробьеву aka Andrew Worobyew
за 3DGiТоги

Есть у меня дома компьютер, на котором хранится всякая всячина. Собрал я его в свое время из того, что оставалось от апгрейдов. Когда кучка комплектующих, которые были заменены более производительными, выросла до того, что из них стало можно собрать компьютер для какой-нибудь несложной работы, я так и сделал. С тех пор прошло время, и настала пора окончательно списывать те старые комплектующие в утиль, а, значит, еще раз сделать апгрейд компьютера. Чем я, собственно, и озадачился…

Ставим цель

Итак, прежде, чем начинать рассматривать то, что предлагают компьютерные магазины, определимся с тем, с чего начать апгрейд компьютера, чем его окончить, и какой цели требуется добиться. Особенность в том, что этот ПК я его использую без монитора, клавиатуры и проч., т. е. обращаюсь к нему удаленно, при помощи соответствующей программы.

Я на нем иногда перекодирую видео, использую в качестве этакого сервера для каких-либо экспериментов. Там хранятся семейные фотографии, видео, а также коллекция любимой музыки.

Отсюда вытекает, что вопрос производительности, мягко говоря, не самый актуальный. Да и диски, которые в нем установлены, не требуют какой-либо замены. Благо, пока они в полном здравии, и, дай бог, прослужат еще долго. Значит, требуется заменить только самое основное, и сделать это, в идеале, за небольшую сумму.

Что меняем?

Как сделать апгрейд компьютера своими руками, сложно ли это? Если отличаете видеокарту от оперативной памяти, знаете, куда подключать шлейф для SATA-накопителей, а куда USB, имеете представление о процессорном сокете и совместимых материнских платах, то сделать это несложно. Тем более, что в спецификациях на все эти компоненты указано, с чем они совместимы.

Так, в характеристиках любой материнской платы указано, с какими процессорами она может работать, какой тип памяти используется, какой интерфейс подключения накопителей, сколько и каких USB-портов и т. д. и т. п.

В моем случае список компонентов, которые подлежат замене, таков:

  • Материнская плата. Та, которая сейчас у меня стоит, использует процессоры Intel на сокете 775. Однозначно меняем.
  • Процессор. Учитывая, что требования к нему минимальны, по сути, «чтобы был», то выберу самый дешевый.
  • Память. Думаю, 4 Гб, по крайней мере, для начала, мне хватит. Вопрос в том, какой памяти, но об этом чуть позже.
  • SSD-диск. Его у меня нет, но после того, как я стал использовать твердотельные диски на своих ноутбуках, очень подкупает возможность использования подобного и на этом старом-новом компьютере. Учитывая, что он мне нужен только под систему, да и гнаться за скоростью я не собираюсь, то подойдет какой-нибудь недорогой.
  • Кулер процессора. Тут вопрос в том, подойдет ли тот, который использую сейчас. Сейчас не помню, была ли у него в комплекте переходная планка для использования с современными материнскими платами. Если да, то будет хорошо, менять не придется.

Внешняя видеокарта не нужна, блок питания у меня хороший и замены не требует. Значит, определившись со списком, отправляемся «по магазинам». Как всегда, свой виртуальный шоппинг я буду сопровождать точными названиями комплектующих и средними ценами по состоянию на середину января 2017 года.

Процессор

Процессор требуется самый простой. Быстрая пробежка по прайс-листам показывает, что самый дешевый сейчас – это Intel Celeron G3900 без кулера. Его цена сейчас примерно 2200 рублей. Одно «но»: Celeron – это совсем уж бюджетно и урезано. Пожалуй, я чуть-чуть добавлю, и остановлюсь на Intel Pentium G4400. Его средняя цена – 3500 руб.

Модель также без кулера, надеюсь, что смогу использовать свой. Тем более, что тепловыделение у модели небольшое (54 Вт), серьезного охлаждения не требуется, а, значит, вентилятор на радиаторе можно будет установить на минимальные обороты. Заодно и шум сведем к минимуму.

Материнская плата

Собственно, «танцуем» от этой важной части любого компьютера. Дело в том, что с процессором все понятно. Современный сокет Intel – это 1151, потому и «камень» будем выбирать соответствующий. Оставим себе возможность на будущее сделать еще один апгрейд и поставить какой-нибудь мощный проц. Планов таких нет, но чего не бывает…

Вот и материнская плата должна быть под этот процессорный разъем. Естественно, возможности разгона и «навороченность» платы меня не интересуют. Главное – стабильная работа и наличие достаточного количества портов. В приоритете – USB 3.0, и желательно, чтобы было несколько таких разъемов, наличие PCI-E 3.0 x16, хотя бы одного PCI-E x1. Хотелось бы наличие минимум 6 разъемов SATA III для подключения дисков. Как показывает практика, мало их никогда не бывает.

Есть еще один критерий, влияющий на выбор – наличие разъема M.2 для установки SSD-диска, который я планирую сделать системным. Установка системы на такой диск существенно преображает компьютер. В общем, всем советую ставить систему на такой диск. Жизнь станет проще. А обычный диск можно будет оставить для всяких программ, для хранения файлов и проч.

Ограничив выбор такими критериями, видим, что самая дешевая материнская плата – это Gigabyte GA-B150M-D3V DDR3. 6 SATA, M.2, цена примерно 3250 рублей. Берем? Нет, и сейчас объясню почему.

Вся проблема в памяти. Современные процессоры (и выбранный Pentium G4400 в том числе) выполнен на ядре Skylake S, в спецификации которых сказано, что они могут работать с памятью DDR3 и DDR4. Казалось бы, хорошо, DDR3 полно и стоит недорого, вот только есть одна тонкость – требуется не просто DDR3, а L DDR3, или как еще пишут LV DDR3.

Что это такое? Это модули памяти с пониженным напряжением питания. Вместо обычных 1.5 В или 1.65 В у модулей LDDR3 напряжение питания – 1.35 В. Ну так в чем проблема, надо купить такие. Да, но все дело в том, что уже есть более современный тип, DDR4, сменяющий устаревающий тип DDR3, и многие производители просто не выпускают модули с пониженным питанием. Наверное, экономической целесообразности нет. Так, мой любимый производитель памяти, Corsair, LDDR3 не выпускает. Да и смысла сильно ограничивать выбор редким, да еще и устаревающим типом памяти, я не вижу.

Значит, вводим еще одно ограничение – память DDR4. Тем более, что большой разницы в цене между DDR3 и DDR4 нет. Самая дешевая плата, подходящая под мои требования – Gigabyte GA-B150M-HD3. Ее стоимость примерно 4200 руб.

Альтернативы:

  • MSI B250M PRO-VD. Стоимость примерно 4700 руб. Разница в более новом чипсете B250, который «по умолчанию» поддерживает новейшие процессоры на ядре Kaby Lake, да USB версии 3.1.
  • ASUS B150M-D. Стоимость примерно 4800. Именитый производитель, наличие всего, что требуется.
  • ASRock B150M Pro4V. Стоимость примерно 4700 руб.
  • MSI B150M Bazooka Plus. Ориентировочная стоимость – 5100 руб. Из «фишек» — разъем USB1 Type-C.

Оперативная память

Необходима память DDR4, 4 Гб, с тактовой частотой 2133 или 2400 МГц. Самый доступный вариант — Patriot Signature (PSD44G213381) по цене около 1800 руб.

Как я говорил, всегда покупал память Corsair, которая никогда не подводила, потому не вижу смысла изменять привычкам. Поэтому, выбор — DDR4 2400MHz Corsair Vengeance LPX (CMK4GX4M1A2400C14). Стоимость – примерно 2100 руб.

Альтернатива:

  • DDR4 2400MHz Patriot (PSD44G240081). Стоимость чуть больше 1800 руб.
  • DDR4 2133MHz Samsung. Стоимость около 1900 руб.
  • DDR4 2133MHz Kingston (KVR21N15S8/4). Ценник начинается с 1900 руб.
  • DDR4 2400MHz Crucial Ballistix Sport (BLS4G4D240FSB). Цена – от 1900 руб.

SSD-диск

В данном случае никаких особых программ я ставить не собираюсь, а если что и потребуется, то вполне может разместиться на обычном жестком диске. Значит, нужен бюджетный SSD объемом 64 или, максимум, 128 Гб, да еще и в форм-факторе M.2.

Хорошо подходит SSD Transcend MTS600 на 64 Гб, стоимостью примерно 2400 руб.

Альтернатива:

  • SSD Transcend MTS820, 120 Гб. Стоимость – около 3400 руб.
  • SSD Plextor S2G, 128 Гб. Цена чуть больше 3400 руб.

Заключение

Надеюсь, этим я и ограничусь. Вопрос только в том, чтобы найти переходную планку для разъема. Если все будет хорошо, то апгрейд должен обойтись (если брать те компоненты, которые в приоритете), в примерно 12200 руб.

Если остановить выбор на самом дешевом варианте, выбрав процессор Intel Celeron G3900, то можно уложиться примерно в 10500 руб. Есть и еще варианты для экономии, если отказаться от 6-ти портов SATA в пользу 4. Цену можно довести до 10000 руб.

Таковы теоретические прикидки. О том, что из всего этого получится, будет видно…

Рядом сидит, уставившись на свой компьютер, Иван М. Вот уже несколько минут он ждёт, пока его компьютер что-то сделает, хотя бы подаст признаки жизни. Вместо этого винчестер лишь издаёт какие-то громкие скрежещущие звуки, а курсор мыши не реагирует ни на какие движения. "Не могу поверить!" - думает он про себя, всё ещё уставившись в монитор. Как ему сейчас хочется в ярости выкинуть компьютер из окна. Этому компьютеру уже, по крайней мере, 36 месяцев, и он уже сполна отработал вложенные в него средства! Чарльз помнит, как поставил продавца в затруднительное положение, когда заказывал компьютер в специализированном магазине за углом. Тогда Чарльз был королём своей компании - ни у кого больше не было компьютера с быстрым Pentium II и целыми 64 Мб памяти. Но сегодня всё совсем по-другому. Тот магазин закрылся, а все его друзья обзавелись компьютерами с гигагерцевыми процессорами. Он подумал, что надо что-то делать. Иван немного понимает в компьютерах, поэтому он разбирает корпус и решает тщательно осмотреть компьютер до последней царапины, попутно выборочно модернизируя компоненты.

Множество пользователей находятся в подобной ситуации. Безответные письма, приходящие на "железные" сайты, ярко показывают, как много наших читателей думает о покупке или модернизации системы. Решение зависит от двух показателей. Во-первых, насколько сильно устарело оборудование и как сильно его конфигурация ограничивает модернизацию. Во-вторых, на какие приложения рассчитывается будущая система.

Мы взяли компьютер, приобретённый три года назад, чтобы показать, как шаг за шагом модернизировать его, в пять раз увеличив производительность. Рассказ мы сопроводили большим количеством картинок, показывающими, как превратить старый ПК с Pentium II/233 в систему на основе Pentium III/800 или Pentium 4/1500.

Взгляните на компоненты. Здесь мы полностью разобрали компьютер


Начальная конфигурация ПК

Intel Pentium II 233 МГц (начальная конфигурация)
CPU Intel Pentium II 233 МГц
66 MГц FSB
Память 1x 64 Mб SDRAM PC-66 (в сумме)
Материнская плата Abit AB-BX6, Intel 440BX
Видеокарта Nvidia Riva TNT2 Ultra
Intel Pentium III 800 MГц (FCPGA)
Процессор Intel Pentium III 800 MГц
133 MГц FSB
Память 1x 128 Mб SD-RAM PC-133 (Wichmann)
Материнская плата ASUS CUSL2 Revision: 1.02
Bios: 1006 Beta 011
Intel Pentium 4 1500 MГц
Процессор Intel Pentium 4 1500 MГц
400 MГц FSB
Память 2 x 128 Mб RIMM PC-800 (Samsung)
Материнская плата ASUS P4T Revision: 1.06
Bios: 1001
Общее оборудование
Жёсткий диск 30,7 Гб IBM DTLA - 307030
UDMA 100, 7200 об/мин, 2 Mб кэш
Видеокарта
RIVA TNT2 ULTRA ASUS AGP-V 3800 (TV)
Память: 32 Mб SDRAM
Частота чипа: 145 MГц
Частота памяти: 200 MГц
GeForce 2 MX 200 Creative 3D Blaster GeForce 2 MX
Память: 32 Mб DDR-SDRAM
Частота чипа: 175 MГц
Частота памяти: 286,4 MГц
GeForce 2 ULTRA NVIDIA GeForce 2 GTS ULTRA
Память: 64 Mб SDRAM
Частота чипа: 250 MГц
Частота памяти: 458,2 MГц
ПО и драйверы
ОС Windows 98 SE
Драйвер видеокарты: Detonator Series 3 Version 6.67 (WHQL)
Драйвер чипсета Intel V2.60.001
IDE драйвер Intel V6.03.008
Тесты и тестовые установки
кодирование MPEG-4 Flask V0.6
DivX V3.22b
Сжатие: 100
Поток данных: 1500 Kбит/с
720x576 пикселей, 25 fps
Deinterlace (slow)
HQ Bicubic Filtering
128 Kбит MP3, 48.000 Гц
Sysmark 2000 Разрешение 1024x768x16
Patch 4B
Quake 3 Arena 4Patch V1.16 setup: по умолчанию
Vsync: off
command line: "timedemo 1"
command line: "demo demo001"

Наш исходный компьютер был собран в 1998 году на основе материнской платы с чипсетом Intel 440BX от Abit. Однако изначально в компьютере стояла плата на чипсете Intel 440LX. Просто на плату Abit BX6 можно было установить более быстрый по тем временам процессор. 64 Мб памяти, установленные на компьютере, теперь уже не соответствуют современным требованиям. Некоторое время назад жёсткий диск тоже был модернизирован. В статье мы обсудим несколько вариантов модернизации и соответствующие стоимости. Итоги по ценам подведены в конце статьи в форме диаграммы.

Даже если вы только что распаковали новейший системный блок и только подключили его к сверхкачественному монитору , ваш компьютер еще не использует свои гигагерцы и терабайты на полную мощность. Точнее, не использует их рационально. Тем более полезно вплотную заняться оздоровлением "рабочей лошадки", если компьютер уже не новый.

Мы даем советы для пользователей Windows с учетом популярности "официально похороненной " Windows XP, хотя пользователям MacOS от Apple и свободных операционных систем вроде Ubuntu эти советы также пригодятся с поправкой на "тамошний" софт.

10. Сделайте уборку

Самый банальный, но один из самых действенных советов: следите за чистотой. Пыль не только портит внешний вид и вызывает у некоторых аллергию, но и ощутимо докучает "железу". Вентиляторы систем охлаждения могут начать работать громко, а охлаждать неэффективно.

Чистить компьютер нужно обязательно в выключенном состоянии. "Внутренности" лучше продувать баллонами со сжатым воздухом, пылесосом на низкой мощности (а лучше - функцией выдувания) или на крайний случай (не смеяться!) клизмой и мягкой кисточкой. Протирать клавиатуру можно обычным спиртом, а вот для монитора лучше купить специальное средство - далеко не все покрытия мониторов выдержат чистку спиртом.

В Windows Vista, 7 и 8 стандартные программы проще, для доступа к ним нужно открыть "Управление цветом" в Панели инструментов и найти во вкладке "Подробно" кнопку "Откалибровать монитор". Ну а настроить сам монитор можно с помощью специальных картинок, как это описано .


8. Избавьтесь от ненужных клавиш, добавьте нужные


Нет, вырывать с корнем клавиши Caps Lock или Pause/Break из клавиатуры мы не советуем. Достаточно переназначить их использование в операционной системе. Сделать это можно при помощи бесплатной программы AutoHotKey для Windows. У Microsoft также есть свой инструмент создания раскладок Keyboard Layout Creator .

Можно не только переназначать кнопки своими руками, но и воспользоваться расширенными (типографскими) раскладками клавиатуры, где под рукой будут экзотические знаки вроде, ‰, €, ™ и прочие. Для русского языка советуем такую раскладку, а для английского и белорусского рекомендуем использовать раскладки белоруса, известного как Zedlik. Раскладка Belarusian Typo позволит писать по-белорусски и, не переключая раскладку, по-русски и по-украински. А вместо английской раскладки можно использовать Belarusian (Latin) Programmers или Belarusian (Latin) (Custom) , там есть не только экзотические знаки, но и буквы белорусской латинки .

7. Послушайте


У многих колонки стоят там, где им нашлось место. Просто переставив или подвесив их так, чтобы динамики были на уровне ушей или хотя бы были направлены в сторону ушей, можно услышать гораздо лучший звук. То же важно сделать с низкочастотным динамиком (сабвуфером), если таковой имеется.

Можно попробовать подобрать конфигурацию колонок в самой ОС. Для Windows нужно зайти в Панель управления выбрать Оборудование и звук, а затем Звук. Возможности ХР не такие и богатые, а вот начиная с Vista есть где развернуться. Инструкция от Microsoft .

Можно и вручную настроить звук с помощью программного эквалайзера . Из программ для Windows поможет бесплатный , хотя почти у каждого производителя звуковых карт есть свое приложение с эквалайзером. Можно воспользоваться как предустановленными конфигурациями (вроде "рок", "классика", "концерт", "гостиная" и т.п.), так и самостоятельно подобрать конфигурацию, последовательно передвигая ползунки.

6. Утихомирьте пропеллер


Системы охлаждения бывают пассивными (когда тепло выводится через радиатор, как в смартфонах, планшетах и современных не слишком мощных ноутбуках) и активными (вентилятор, он же "кулер"). Жидкостные системы охлаждения в потребительских устройствах редкость, они нужны для мощных и "горячих" систем. Обычно же белорусы "слушают пропеллер".

Этот кулер может издавать неприятные звуки, если в него попало много пыли (см. пункт 9). Но если чистка помогла недостаточно, а компьютер не перегреется от небольшого ослабления вентилятора, можно на свой страх и риск попробовать программу SpeedFan , но слишком сильно снижать обороты не стоит, перегрев на пользу не пойдет.


5. Избавьтесь от проводов, верните провода


А вот беспроводной интернет может и навредить нервам. В сравнении с проводным подключением, Wi-Fi теоретически имеет также неплохие скорости, но на качество сигнала влияют и стены, и случайные нерегулярные помехи. Тут, когда есть возможность, лучше избегать сюрпризов и пользоваться проводами.

4. Пользуйтесь правильными программами


Изображение maximumpc.com

Настали облачные времена... В смысле все большую популярность приобретают облачные хранилища данных вроде Dropbox, Microsoft SkyDrive, Google Drive, Яндекс.Диск, Mega и многих других. В них можно хранить как документы, так и целые образы ОС, доступны они будут из любого места, где есть интернет, даже со смартфона. Важная информация с облачных хранилищ потеряется разве что в случае мировой войны - хранить информацию там в разы надежнее, чем

Но именно в здоровье компьютера основная загвоздка: разогнанные "органы" меньше "живут", могут работать нестабильно, а если сгорят (в переносном или прямом смысле), то на ремонт по гарантии надеяться не стоит. Разогнанные элементы потребляют больше энергии, системы охлаждения шумят громче или вовсе не справляются (еще не забыли пункт 6?), а игры могут работать в среднем быстрее, но чаще "заикаться".

Использование подобных "стероидов" обычным пользователям можно порекомендовать только в тех случаях, когда "железа" совсем не жалко, а на новое уже отложены деньги. И, конечно, после прочтения десятков инструкций и форумов.

0. Устройтесь поудобней


Спина должна быть прямой, шея ровной, монитор на расстоянии вытянутой руки и незначительно ниже уровня глаз, ноги под углом слегка больше 90 градусов, рядом поменьше ярких источников света… Вы ведь все это не раз слышали, так почему не выполняете? Это сильнее оверклокинга, типографских раскладок или свободного софта!

Многие пользователи со временем замечают, что мощности их компьютера уже не хватает . Начинают долго открываться программы, все притормаживает, да, и друзей все грузиться намного быстрее:), так как компьютер у них более новый.

И сразу хочется так же! Как быть в таком случае, что можно сделать, чтобы ускорить ПК и желательно без покупки нового. В таких случаях производиться апгрейд компьютера . Что это такое, как сделать и с чего начать апгрейд компьютера своими руками?

Апгрейд компьютера что это?

Что такое апгрейд компьютера? Апгрейд компьютера подразумевает собой модернизацию ПК, то есть замену комплектующих PC на более мощные . С помощью этого метода производительность компьютера возрастает в разы.

Кстати, в КомпрайЭкспресс стартовала новая акция !

Заказав у нас любую сборку игрового компьютера VR-Ready PC , Вы получаете в качестве бонуса бесплатный просмотр у Вас на дому. акции.


Давайте подробнее рассмотрим, какие узлы можно модернизировать в стационарном ПК .

В первую очередь, это конечно же, оперативная память (ОЗУ).

Добавить оперативной памяти

Многие программы на компьютере, например Скайп, браузер и антивирус постоянно работают в фоновом режиме и соответственно потребляют оперативную память. При этом, если ее объем мал, то система вынуждена будет периодически подгружать необходимые данные с жесткого диска.

Это сразу становится заметным по подтормаживаниям во время игрового процесса или интернет-серфинга. Увеличивается время открытия окон проводника и других программ. В этой ситуации можно добавить оперативной памяти в компьютер.

В настоящее время актуальным объемом оперативной памяти для ПК и ноутбуков является 8 Гб. Но 16 Гб позволит иметь внушительный запас и создать хороший буфер , который будет полезен при одновременном открытии большого количества программ, запуске графических редакторов, видео монтаже.

Как правильно заменить оперативную память в ноутбуке или ПК

Модернизация компьютера путем добавления или замены модулей оперативной памяти в ПК является наиболее простым способом его апгрейда. Но и здесь есть свои тонкости. Как правильно добавить или заменить оперативную память в ноутбуке или ПК?

При добавлении новых модулей ОЗУ к старым плашкам, нужно обращать внимание на их тайминги и частоту , чтобы они совпадали . Желательно, покупать точно такие же модули оперативки, как и уже установленные в компьютере. Еще лучше, если будет совпадать производитель оперативки.

При добавлении оперативки, также обратите внимание , что вы, например, не вставляете в материнскую плату модули DDR3 вместо DDR4 или, наоборот, с которыми работает материнка. Правильный тип памяти вы сможете узнать в инструкции к материнской плате или ноутбука. В случаях с ПК, тип памяти часто пишется на самой материнке. Если инструкции нет, то можно вбить модель мат. платы в поисковик и узнать поддерживаемую частоту и тип памяти.

Установить жесткий диск SSD

Еще один простой способ апгрейда компьютера или ноутбука, это заменить обычный жесткий диск HDD на твердотельный накопитель SSD , вернее, установить на него операционную систему, программы и игры. Тут есть два варианта: добавить его в качестве основного , а обычный жесткий диск оставить под хранение файлов или полностью заменить HDD , если установка дополнительного невозможна, например, в некоторых ноутбуках или старых Макбуках.

Установка SSD дополнительным диском в конфигурации

Вы удивитесь, насколько сильно возрастет скорость загрузки операционной системы, программ и игр, если установить их на твердотельный накопитель SSD. Операционку можно просто склонировать со старого винчестера или установить заново.

Для этой цели вам вполне достаточно будет ССД-диска объемом 128-250 Гб, если вы планируете держать большую коллекцию игр, то можно взять 400-500 Гб или "Терабайтник". Но цена на них пока на порядок выше, чем на обычные жесткие диски.

Примерная стоимость Nvidia GTX 1070-1080 в районе 32 000-47 000 рублей.

Или можно купить видеокарту рангом пониже - GTX 1050-1060 по цене от 10 000 до 20 000 рублей.

Замена процессора на более мощный на компьютере

Замена процессора на более мощный на компьютере актуальна только тогда, когда его производительности уже не хватает , но если ему лет 5 и на то время процессор был достаточно мощным, то он справится и с большинством современных игр.

Стоит учитывать, что замена процессора это самый затратный апгрейд . Здесь есть два варианта его модернизации.

  • Замена процессора такого же сокета , что и прежний. Например, хороший прирост производительности вы получите проапгрейдив свой двухъядерный Intel Core i3-6100 на четырехъядерный i5-6600.
  • Замена процессора с другим сокетом обязательно повлечет дополнительные обновления: придется менять материнскую плату, оперативную память и возможно другие компоненты. Такое обновление уже на порядок увеличит затраты на апгрейд компьютера.

Поэтому менять процессор на более мощный и производительный следует, в крайнем случае. Следует также произвести и профилактику : почистить пыль в кулере, заменить термопасту (термоинтерфейс) на более качественную. Можно поставить дополнительный кулер в корпус или улучшить процессорный, и сделать некоторый разгон частоты процессора , если это изначально предусмотрено производителем.

Как сделать полный апгрейд компьютера

Как сделать полный апгрейд компьютера с минимальными затратами? Если вы хотите, чтобы ваш ПК соответствовал самым современным требованиям, то не обязательно покупать заново новый системный блок , а достаточно обновить основные комплектующие .

Что можно оставить ? Конечно, в первую очередь, это корпус самого системного блока. Зачем платить за новый несколько тысяч, когда можно оставить прежний . Также можно оставить DVD привод и жесткий диск , если будете добавлять SSD диск, то HDD можно оставить под хранение файлов.

Если блок питания у вас изначально не меньше 500 Вт , и вы не планируете покупать супер мощную видеокарту, то и его вам вполне хватит.

Если вы планируете заменить сокет процессора , то вам останется докупить материнскую плату, сам процессор и оперативную память DDR4. Наиболее актуально брать сразу два модуля ОЗУ по 8 Гб . И если вы не заядлый геймер, то даже видеокарту вам можно оставить прежнюю, ее вполне хватит, если же со временем уже не будет хватать ее производительности, просто докупите новую .

Как апгрейдить определенные комплектующие расписано выше, остается добавить, что можно добавить или заменить системный вентилятор на более производительный. Это даст лучшее охлаждение внутри корпуса, а, соответственно, и меньший нагрев внутренних комплектующих, что, в свою очередь, повлечет меньшие обороты кулера видеокарты и СО процессора, а значит шум системного блока уменьшится на порядок.

Сборка бесшумного и тихого компьютера

Если для вас шум системника очень важный фактор, то в таких случаях можно системный блок компьютера. Для этого покупается безвентиляторный блок питания и видеокарта с полностью пассивным охлаждением . Вместо HDD ставится абсолютно бесшумный накопитель SSD . А стандартный кулер охлаждения процессора можно заменить на качественную водяную систему охлаждения .

Вы можете посмотреть на со стандартной системой охлаждения, с водяным охлаждением только процессора и компьютеров с процессора и видеокарты. В наших сборках использованы только самые качественные и оптимальные комплектующие на рынке.

Помощь мастера при сборке или модернизации компьютера