Как сочинять мелодию для Progressive House музыки. Как сочинять музыку на фортепиано

Расскажу вам о том, как легко и просто подобрать красивые мелодии для твоих треков. Как создаются гармоничные лиды, секвенции, риффы? Существуют некоторые секреты и фишки, которые сильно облегчают процесс подбора мелодий для новых композиций. Они всегда срабатывают, и именно про них я рассказываю в видео.

Какие существуют типы мелодий? Чаще всего, в электронной музыке существуют несколько типов мелодической передачи и у них есть свои названия. Некоторые из них сегодня рассмотрим.

Секвенции. Sequence.

Секвенции - это небольшая мелодия, которая повторяется. Зацикленный мелодический отрезок, который повторяется под разные аккорды. Чаще всего, секвенции могут играть на разных ступенях, но также они могут повторять мелодию, играя каждый цикл повторений от одной ступени.

Лиды. Lead.

Лиды - категория тембров. Лид - это солирующий мелодический элемент, происходит от слова "лидер". Обычно монофонический, играет главную тему произведения. Чаще всего, это самая яркая и запоминающаяся часть мелодии. Можно представить лид, как лидирующую часть всей гармонии. Лиды лидируют на фоне других мелодических элементов трека, композиции. Еще его можно представить в виде визитной карточки всей композиции, трека. По нему легко угадываются треки и знаменитые композиции.

Рифф. Riff.

Очень зажигательная часть трека, композиции. Чаще всего, рифы используются в электрогитарах. Риффы отличаются от лидов более ярким, насыщенным звуком. Риффы представляют собой очень интенсивную часть мелодии, которую трудно не заметить в треке. Риффы чаще бывают даже более яркими по звучанию, по сравнению с лидами.

Пэд. Pad .

По другому он называется "подкладка" для музыки. Это фоновое мелодическое сопровождение трека, композиции, песни. Как таковой, пэд не является прямой мелодией, однако он непосредственно участвует в создании гармонии для трека, и потому его звучание сильно влияет на эффект от восприятия лидов, секвенций и риффов. Это гармонический элемент, многоголосный. Придаёт объём композиции. Чаще в пэдах прописывают аккордовую последовательность, которая задает основную гармонию.

Как вы понимаете, все эти элементы, которые задают гармонию для ваших треков, должны максимально точно друг с другом строить, "не лажать", и даже вызывать приятное восприятие от заданной гармонии. И что же делать, если, скажем, у вас нет музыкального образования, а соединять эти элементы музыки вы хотите максимально эффектно? Можно воспользоваться проверенными алгоритмами и схемами, которые значительно облегчают процесс подбора мелодий для ваших треков, не создавая в них много ненужной фальши и дисгармонии.

А теперь, ознакомьтесь с нижеприведенной шпаргалкой по созданию гармоничных мелодий. Кстати, ее можно скачать, кликнув на картинку. Чуть ниже я привожу пояснения, как ею пользоваться.

Кликните на картинку и закачка шпаргалки в JPG формате начнется.

Если взять 7 ступеней - 7 нот из которых состоит ваша музыка (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) - то в них всегда будут более устойчивые и менее устойчивые ступени. Устойчивые - это такие ноты, которые всегда хочется слушать в мелодии, использование их в мелодии всегда приятно звучит, гармонично. А неустойчивые - вызывают у нас не очень приятные ощущения, и их мы хотим слышать меньше всего. Одним словом, соотношение устойчивых нот к неустойчивым разное. Если мы создадим мелодию только из неустойчивых ступеней, то это будет такая лажа, что вам мало не покажется! Но если создать мелодию только из устойчивых ступеней, то это будет очень гармоничное звучание, которое неплохо слушается, однако, возможно, этой мелодии не будет хватать "перца". Именно потому, есть смысл использовать все ноты-ступени, но в разном соотношении, чего-то больше, а чего-то меньше.

Итак, давайте разберемся с тем, какие ноты и ступени устойчивые, а какие нет. Если вы посмотрите на картинку-шпаргалку выше, там обнаружите три самые устойчивые ступени - это 1, 3, 5 (они обозначены зеленым цветом). Если вы делаете мелодию в тональности до-мажор (С maj), то это будут ноты "до", "ми", "соль". Однако, в других тональностях это будут другие ноты. Например, в тональности "соль-мажор" (G-maj) это будут ноты "соль", "си", "ре", так как для этой тональности первой ступенью будет нота "соль". А в тональности "фа # минор" (F#min) первой ступенью будет нота "фа #", и соответственно, устойчивыми нотами здесь будут "фа#", "ля", "до#". И по такому принципу со всеми остальными тональностями. Надеюсь, с этим разобрались.

Идем дальше. У нас обнаружились 3 самые устойчивые ступени-ноты, именно их должно быть больше всего в мелодии. Именно их нужно чаще всего прописывать в ваших лидах, риффах, секвенциях. Однако, на трех нотах далеко не уедешь, мелодия будет скучновато звучать. Поэтому, к этим трём нотам мы призовем ещё две менее устойчивые ступени-ноты - это 2 и 6. В тональности "до-мажор" - это будут ноты "ре" и "ля" (на шпаргалке обозначены зелёным цветом). У нас в арсенале получилось 5 нот. Между прочим, на этих 5 нотах вы уже весьма далеко уедете. Даже если вы будете писать мелодию используя только эти ступени, то ваша мелодия уже будет звучать красиво, гармонично и по-умолчанию строить с аккордами.

У нас осталось ещё 2 ноты-ступени, которые являются неустойчивыми - это 4 ("фа") и 7 ("си") (обозначены красным цветом). Их тоже можно использовать в мелодии, но так мало, чтобы не запортачить нашу мелодию.

В идеале, соотношение всех нот-ступеней в мелодии, которую вы пишите должно быть следующим: более 50% всех нот в мелодии должны составлять устойчивые ступени , и по остаточному принципу все остальные ноты-ступени. Только тогда ваша мелодия будет красиво строить, не лажать, и вызывать приятные эмоции.

Сейчас расскажу вам об очень легком способе создать гармоничную и вполне красивую мелодию за 5-10 минут. Попробуйте использовать пентатонику . Дело в том, что "пентатоника" как раз-таки, состоит именно из тех нот-ступеней, которые являются самыми устойчивыми. Сама пентатоника буквально означает "пять тонов". Это значит, нужно играть не 7 нот, как мы привыкли, а только пять. И этими нотами будут 1, 2, 3, 5, 6 ступени - самые устойчивые и самые гармоничные ступени.

Пентатоника активно используется в современной электронной музыке. Хотя она пришла к нам из древности. Пентатонику всегда можно услышать в китайской музыке, японской, а еще татарской, башкирской и чувашской. Некоторые народные песни и мелодии этих народов до сих пор используют пентатонику как основной лад для создания музыкальных произведений.

Теперь попробуйте сделать следующее. Создайте аккордовую последовательность из этой шпаргалки . После этого наложите на нее мелодию-лид по следующей схеме: пропишите (проиграйте) любые белые клавиши на вашем инструменте в рандомном порядке (т.е. как попало), но не используйте 4 и 7 ступени. Т.е. не пишите в мелодии ноты "фа" и "си". Все остальные ноты разбросайте как вам хочется. Если аккордовая последовательность состоит из 4 аккордов, значит вашу мелодию повторите в последних двух аккордах. У вас должно получится следующее, на первые два аккорда играет вами записанная мелодия, а на последних двух аккордах она повторяется один-в-один. И прослушайте, что получилось. Мелодия будет строить с вашими аккордами, так как она написана в пентатонике. В ней можно начинать мелодию с любой ноты лада (с любой из пяти ступеней), и заканчивать на любою из пяти нот.

Как создать красивую мелодию

Добро пожаловать на проект FL Studio PRO, рад представить тебе очень полезное видео, про написание мелодии для стиля Progressive House из нашего БЕСПЛАТНОГО видео курса "Как писать Progressive House музыку", который ты можешь получить совершенно бесплатно прямо сейчас

Как написать красивую мелодию в FL Studio для Progressive House

Кто не начинает проект с кика, тот, как правило, задумывает сразу мелодию. Потому что не кому уже не секрет, и даже самому начинающему в этом ремесле, что идея композиции закладывается в 90% случая (особенно в прогрессив хаус\ Progressive House жанре) в мелодии.

Самый часто задаваемый мне вопрос это «как написать мелодию». «С чего начать написание мелодии?», «каким методом это делается проще и лучше всего?»
Конкретных ответов на такие вопросы кончено же нет, потому что это очень художественный процесс и дело здесь в знании гармонии + каком-никаком опыте написания мелодий и прогрессий аккордов. Так как это хоть и не мелодия, но связано с ней очень глобально.

Но, у меня есть очень много советов для начинающих музмейкеров , которые максимально помогут в написании мелодии для Progressive House композиции.

Самое первое для написания мелодии нужно придерживаться определенного лада во всем спектре нот, лад и задает нашим нотам смысл, настроение и все получаемые в результате прослушивания мелодии эмоции. Как правило, в большинстве композиций жанра Progressive House это минорный лад ( Minor ).

В ладу все дело в отступах от первой ноты, которую ты выберешь. Формула отступов минорного лада это тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. В результате чего мы вернулись на ту же ноту, но октавой выше. Кстати нота которую ты выберешь, является тоникой, в результате этой ноты (например Фа F) и лада, который ты выбрал (минор), получается тональность - в этом случае Фа минор.

Тональности теперь и нужно придерживаться и не выходить за рамки вот этих действующих нот. Я бы даже советовал нарисовать «сетку », чтобы не заблудиться потом в ненужных и нужных нотах при написании мелодии и поддерживающих партий на других инструментах, делается это с помощью призрачных нот.

Тоника будет играть у нас очень большую роль в написании композиции; представим, что это наш дом, в который мы хотим возвращаться снова и снова, что бы дать слушателю то, что он хочет, но именно желание вернуться в тонику у слушателя происходит в результате отхождения от нее по тем ступеням, что мы определили.

Так и появляется любовь к мелодии, и ее наслаждение - это нужно знать всем начинающим как музыкантам, особенно это важно в электронной музыке.

Итак, мелодию можно начать от куда угодно, здесь нет правил, по традиции музыки в мелодии используются более быстрые штрихи чем, например, в бас линии, но это только традиции, которым мы можем следовать, а можем и не следовать, но лучше, конечно же, придерживаться тех рамок, что проверены слушателями и временем.

Поэтому более подвижные и быстрые в задействовании штрихи в мелодии…

И вот самые два главные и просто как два основополагающих момента в написании мелодии - нужно учитывать акцентируемые доли и не акцентируемые - или же слабые или сильные доли в мелодии.

И второй момент у мелодии часто есть основной принцип или прием, по которому она написана. Из всего множества самый действующий это вопрос-ответ вызов-ответ » связан очень сильно с первым основополагающим моментом в мелодии, как ты помнишь это чередование слабо и сильно акцентируемых долей.

На самом деле теоретически это очень трудно описать и, возможно, сейчас ты мало чего понял в целом. Поэтому еще раз то же самое, но с практикой - как я и говорил, здесь будет больше практики, чем действий.

Привет, друзья! Сегодня речь пойдет о том, как сочинить песню на гитаре. У меня уже есть много уроков о том, как научиться играть на гитаре, но о композиторстве я еще не писал. Поехали!

Думаете, научиться сочинять песни очень сложно? Пфф! Нет, скажу я Вам, сочинять на гитаре не сложнее, чем на ней играть, если Вы, конечно, уже неплохо играете и знаете аккорды, а также некоторые способы аккомпанемента. А если нет - не беда, Вы всегда можете пройти , а после этого - сразу сюда 🙂

Давайте с Вами посмотрим, что нам необходимо для сочинения песни:

Виды написания песен

Существует несколько видов написания песен. Рассмотрим все из них, а потом выберем самый простой и подходящий для нашего случая.

Сначала сочиняют текст, а потом музыку. Довольно-таки распространенный способ сочинения. Но он для нас сложноватый. Ведь текст сочинить легче, чем музыку (для нас, гитаристов). Поэтому, пользуясь таким способом, нам придется подстраиваться уже под готовые стихи, что не дает нам творческого фантазия в придумывании музыки.

Сначала сочиняют мелодию. Некоторые создают сначала мелодию. Это тоже бывает довольно часто, поскольку мелодия композитору может прийти в любой момент, когда он об этом и не подозревает, чего не скажешь о тексте.

Сначала сочиняют гармонию (аккорды). А вот этот вариант, ребята, как раз для нас 🙂 Что нам с Вами стоит набросать аккорды на гитаре? Ведь мы уже знаем массу аккордов, знаем их последовательность. А текст мы можем написать и потом, что будет самым легким вариантом. Поэтому разберем его поподробнее..

Самый примитивный состав песни под гитару:

Есть также и другие пункты, такие, как, кульминация, развязка и т.д., но сейчас мы их рассматривать не будем. Это, как никак, вводный урок вообще в композиторство. Возможно, в будущем я создам целый раздел для композиторов, где объясню все подробнейшим образом..

Инструкция "Как сочинить песню"

  1. Идем на страницу " ", где у нас есть поле для работы.
  2. Идем на страницу " " и находим там пункт "Логическая последовательность аккордов".
  3. Сочиняем первый куплет. Для начала подберите тональность песни, то есть ее первый аккорд. Потом подбирайте аккорды дальше, и помните про логическую последовательность.
  4. Подберите всего 4 аккорда, которые будут крутиться вокруг первого аккорда. Для начала Вам хватит. Пробуйте менять местами аккорды до тех пор, пока гармония Вам не станет нравиться. Сперва у Вас может не получиться все самостоятельно, поэтому возьмите Ваше любимую песню под гитару и постарайтесь ее изменить так, чтобы и Вам нравилось, и в то же время это не было точной копией оригинала.
  5. Подбирайте бой (перебор). В зависимости от того, песню какого окраса Вы хотите получить (грустная, веселая, медленная, быстрая), подбирайте соответствующий или . Поэкспериментируйте с выбранным аккомпанементом - сыграйте сначала по одному, а потом и по несколько циклов на один аккорд.
  6. Поздравляю, первый куплет готов! Можно перейти к мелодии. Здесь мы не сочиняем слова, а просто пытаемся что-то напеть к нашим аккордам. То есть мы играем уже получившийся куплет, а в это время пробуем что-нибудь напевать, например, на Ла-Ла-Ла. Главное - отключите мозги и самокритику, и Вы не заметите, как Ваша мелодия уже станет напоминать будущий хит. Напевайте от сердца, чтобы мелодия Вам нравилась. Запишите на диктофон все, что получилось, чтобы не забыть. Кстати, не забудьте про вступление - сыграйте пару раз первый аккорд без голоса, после чего начинайте мелодию.
  7. Сочиняем припев. Припев в основном должен быть похож на куплет и являться как бы его продолжением, но не копировать его полностью. Что мы можем сделать в припеве, в сравнении с куплетом:
    - слегка изменить аккорды;
    - изменить перебор (или перейти на бой, если играли перебором);
    - изменить темп (начать играть быстрее или медленнее).
    Мелодия также должна немного отличаться. Вообще, припев - это самая яркая часть в песне, поэтому бОльший акцент Вы должны делать именно на него.
  8. Сочиняем текст. Вот у Вас получился куплет/припев. Для начала этого хватит, ведь мы с Вами просто хотим понять принцип сочинения песен. Теперь придумываем текст на мелодию (на Ла-Ла-Ла). Если Вы не можете придумать ни строчки, то Вы всегда можете заказать текст у специальных людей, которые этим занимаются. Но сейчас не спешите этого делать - мы тренируемся. Попробуйте сами что-то написать.

Заключение

Вот и вся инструкция по написанию песен, а точнее, я ее так вижу. Меня могут обругать многие композиторы, но лично я выработал эту формулу сам и для меня она действенная. Сейчас уже, когда я сочиняю песню на гитаре, я придумываю одновременно аккорды и мелодию. Может, у Вас так тоже получится? Попробуйте 🙂

А иногда, сама мелодия приходит ко мне в самый неподходящий момент - главное, успеть записать ее на диктофон, пока не забыл 🙂 Если в это время нет под рукой гитары, я записываю аккорды на бумажке, то есть я уже знаю, какие аккорды нужны для этой мелодии.

Тренируйтесь сочинять песни по той инструкции, которую я Вам дал. Как у Вас станет все нормально получаться - подставляйте второй куплет и второй припев (либо без второго припева, как нравится). Также Вы можете украсить песню, если во втором или третьем куплете перейдете на другую - это очень круто смотрится (слушается).

Удачи, я знаю, что у Вас все получится. А если не получается, пишите в комментариях, вместе подумаем, что к чему. 🙂

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!

Если ваша мечта - научиться писать музыку, то наша статья для вас. Это не настолько нереально, как кажется на первый взгляд. Возможно, вы не добьётесь мирового признания, но научиться писать симпатичный композиции по силам каждому. Итак, давайте разберемся, что необходимо знать и уметь, чтобы писать музыку.

Необходимые навыки

Для того чтобы начать сочинять музыку, необходимо обладать базовыми навыками. Прежде всего, вам необходимо научиться играть на музыкальном инструменте. Не ограничивайте себя банальным фортепиано, если оно вам не по душе. Для сочинения подойдет абсолютно любой инструмент, на котором вы сможете воспроизвести мелодию. И очень важно, чтобы он вам нравился.

Выучите ноты и основы нотной грамоты. Без этого вам будет сложно записывать свое творение. Конечно, если у вас получается сразу из головы играть выдуманную мелодию, то можно ее записывать, а затем просить кого-нибудь из знакомых помочь вам с ее превращением в ноты. Но это довольно сложный путь. К тому же, зная основы нотной грамоты, вы будете лучше понимать закономерности построения мелодии, узнаете, как сочетание нот влияет на атмосферу музыки.

Старайтесь слушать больше разнообразной музыки и анализировать, за счет каких эффектов композитор добивается того или иного влияния. Обращайте внимание, что именно вам нравится или не нравится в этой мелодии.

С чего начать новичку?

Самый эффективный способ обучиться искусству писать музыку - это обучение на специализированных курсах. С помощью специальных упражнений и под присмотром опытного преподавателя вы будете развиваться как композитор гораздо быстрее. Но это совсем не значит, что не стоит пробовать сочинять мелодии самому.

Прежде чем перейти к написанию собственных масштабных композиций, начните с аранжировки мелодий. Прослушайте мелодию, которая вам нравится, выучите ее на музыкальном инструменте и добавьте в нее что-нибудь свое: новый аккорд, ритм, дополнительную тему. У вас должно получиться.

Параллельно выполняйте упражнения, которые помогут вам улучшить свои навыки. Очень хороший сборник заданий вы можете скачать .

Если вы занимаетесь музыкой с преподавателем, то попросите его прослушать ваше творчество. Скорее всего, он сможет дать вам грамотные советы по поводу того, как улучшить вашу композицию. Вы можете попросить оценить вашу аранжировку кого-нибудь из близких. Не будучи профессионалами, они не смогут подсказать, как улучшить произведение, но смогут оценить его в общем и указать на сильные и слабые стороны.

Процесс создания мелодии

Если вы уверены, что освоили базовые навыки сочинения композиций, то можете попробовать перейти к написанию собственного произведения. Пусть оно будет небольшим, но качественным. В создании музыкального произведения выделяют следующие этапы:

  1. Возникновение идеи, ее конкретизация.
  2. Составление плана произведения.
  3. Сочинение отдельных фрагментов мелодии.
  4. Работа над целостностью композиции, ее шлифовка.

Хорошо поработайте над каждым пунктом, и результат вас порадует. Главное - не отчаивайтесь и не спешите. Доведите свое произведение до такого уровня, чтобы вам самому было приятно его слушать. Вы можете записать собственную игру на видео и прослушивать время от времени запись, внося необходимые коррективы.

Компьютер - в помощь

Писать музыку на компьютере очень удобно. Ведь существует огромное множество программ, позволяющих записывать ноты, добавлять уже встроенные эффекты в готовую композицию. Программа Audacity даже позволяет записывать в виде нот все, что вы играете на синтезаторе, с последующей обработкой.

Если вы знаете, в каком стиле хотите писать, то мы поможем вам определиться с программой:

  • Fruity Loops - прекрасный инструмент для создания современной музыки, простой и удобный в управлении;
  • Cubase - универсальная программа, не очень простая, но насыщенная разнообразными функциями;
  • Sibelius - предназначена для желающих попробовать свои силы в написании симфонической музыки.

Все программы обладают понятным интерфейсом, и разобраться в них не составит труда.

Если вы хотите написать свою песню, ознакомьтесь с содержанием статьи .