Интерфейс – что это такое простыми словами. Внешние интерфейсы компьютера для подключения устройств

Что такое интерфейс? Значение этого слова. История развития интерфейса.

Понятие интерфейс пришло к нам с появлением первых вычислительных машин .

У этого термина имеется несколько значений , однако все они сводятся к одному – взаимодействию человека и машины .

Прежде всего , интерфейс отождествляют с компьютерными технологиями . Это совокупность средств , позволяющих человеку управлять компьютером .

Первые компьютерные устройства имели громадные размеры и очень маленькую память .

Для ввода данных использовали , так называемые , перфокарты . Они представляли собой полоски с отверстиями , сделанные программистами вручную , которые и «скармливали » затем компьютеру . Такой интерфейс вряд ли был удобным .

Позже появились компьютеры , обустроенные операционными системами (ОС ) на основе командной строки . Чтобы выполнить какое либо действие , необходимо было писать команду . Здесь интерфейс уже был более удобным .

И , наконец , появился последний тип интерфейса – графический , которым человечество пользуется и сейчас . Все современные ОС используют графический интерфейс , который является более удобным и естественным . Компьютер управляется при помощи мыши и клавиатуры , одним кликом можно запустить программу или , скажем , включить фильм , что очень удобно .

Впервые данную технологию применил Стив Джобс , глава корпорации Apple . Лишь спустя длительное время этот принцип был скопирован другими . Именно благодаря такому интерфейсу машины компании Apple завоевали любовь во всем мире .

В настоящее время графический интерфейс ушел еще на один шаг вперед благодаря развитию сенсорной техники . Кстати сенсорная панель , при помощи которой происходит управление микроволновой или холодильником , также является интерфейсом .

Следует отметить , что интерфейс может быть не только у ОС , но и у любой другой программы , даже игры . Ведь программы с легкодоступным и красивым меню привлекают внимание пользователей и приживаются на их компьютерах . И наоборот , программы с неудобным интерфейсом , отпугивают пользователей .

Термин «интерфейс » имеет и другие значения , но все они сводятся опять же к компьютерной технике . На задней стенке компьютера можно увидеть множество разъемов , через которые производится подключение различных внешних устройств .

Все они являются интерфейсами разного назначения . Например , всем привычный разъем USB , можно считать USB -интерфейсом .

Есть еще одно значение этого термина . В современном программировании существуют специальные методы , носящие название «interface ». Их программы используют для взаимодействия с операционными системами . То есть они служат для общения с другой программой , а не с человеком .

Кстати, а вот как создается в !

Интерфейс являет собою специальные программные средства, которые выполняют функцию вывода графического изображения и позволяют обмениваться данными между пользователем и компьютером или другим техническим устройством.

Что такое интерфейс?

Самым простым примером интерфейса выступает пульт дистанционного управления. Данное техническое средство помогает взаимодействовать и “общаться” телевизору и человеку. Другими примерами могут послужить приборные панели в автомобиле, рычаги в самолете и т. д. Несмотря на довольно обширную сферу, при постановке вопроса: “Что такое интерфейс?” в большинстве случаев у людей возникают ассоциации с компьютерами, мобильными телефонами и другими техническими устройствами подобного типа.

Интерфейс являет собою совокупность различных элементов, которые сами по себе также могут иметь сложную многоуровневую структуру. Например, экран дисплея включает в себя окна, которые состоят из определенных панелей, кнопок и т. д. Основной характеристикой программно-аппаратных средств является эффективность и простота использования. Исходя из этого, интерфейс часто позиционируется как удобный, дружественный, понятный, интуитивный и т. д.

Основные составляющие

Для того чтобы понять, что такое интерфейс, нужно разобраться с его основными элементами. Их набор зависит от того, что именно использует человек. Если это, например, компьютерная программа, то сюда относятся самые разные виртуальные панели, кнопки, окна и другие подобные составляющие. Кроме того, интерфейс может быть интерактивным, т. е. воздействовать на человека при помощи разнообразных звуков, сигналов, лампочек, вибромоторов и т. д. Что касается непосредственно пользователя, то взаимодействовать с интерфейсом он может при помощи разных переключателей, рычагов, кнопок или даже определенных жестов и голосовых команд.

Структура понятия

Очень часто под интерфейсом понимают внешний вид программы. Это не совсем так, поскольку кроме визуальных характеристик данное техническое понятие включает набор дополнительных функций и элементов. Ниже приведены некоторые из них:

  • Технология ввода информации.
  • Способ вывода данных.
  • Задачи пользователя.
  • Различные элементы, которые позволяют управлять программой.
  • Обратная связь.
  • Элементы навигации между различными структурами и компонентами программы.
  • Средства графического отображения команд.

Основные элементы

В большинстве случаев стандартный интерфейс технического устройства состоит из следующих элементов:

  • Кнопка. Может быть сдвоенной, флаговой и др.
  • Значок или иконка.
  • Обычный или иерархический список.
  • Поля для редактирования.
  • Меню, которое может быть главным, контекстным и ниспадающим.
  • Разные панели.
  • Вкладки, метки и всплывающие подсказки.
  • Окна, в частности диалоговые.
  • Полоса прокрутки, ползунок и т. д.

Дополнительные элементы

Кроме вышеуказанных основных составляющих, интерфейс может иметь и дополнительные элементы, которые используются не во всех технических устройствах.

  • Индикатор уровня. Позволяет отслеживать определенную величину.
  • Элементы последовательного набора.
  • Различные счетчики.
  • Отображение информации поверх всех остальных составляющих.
  • Скрываемые элементы интерфейса, которые исчезают, когда они не используются, и др.

Классификация

Что касается типологии, то, в зависимости от определенных критериев, различают разные виды интерфейсов. При этом практически с каждым годом их количество и структура меняется и усовершенствуется. Ниже представлены самые распространенные типы.

  1. Командный интерфейс. Данное техническое средство основано на вводе определенных команд и их последовательности. На экран устройства выводится специальное окно, куда пользователь вводит конкретную команду и получает соответствующий результат. Данный вид интерфейса менее удобен для обычного пользователя, поскольку требует знания команд и процесса их ввода.
  2. Интерфейс-меню. В данном случае на экране технического устройства отображаются примеры команд и меню с конкретными действиями. Для того чтобы выбрать необходимую команду, достаточно просто подвести курсор к определенному символу и подтвердить свои действия. На данный момент это самый популярный способ общения между компьютером и пользователем. Данный тип интерфейса не требует специальных знаний, и работать подобным образом может даже ребенок.
  3. Речевой интерфейс. Позволяет переключаться между командами и определенными действиями посредством голосовых указаний. Самый удобный и перспективный вид общения компьютера и пользователя. На данный момент пока малораспространенный, присутствует преимущественно в дорогих технических устройствах.

Пользовательский интерфейс

Данное понятие включает в себя комплексный набор элементов, которые пользователь видит на экране и при помощи которых он взаимодействует с компьютером. От того, насколько он удобен в использовании, зависит результат деятельности человека. Исходя из этого, все мировые корпорации, которые занимаются компьютерными технологиями, особое внимание уделяют не только процессу написания программ, но и их оптимизации под нужды конкретных групп пользователей. Над устройством интерфейса работают дизайнеры, художники и даже психологи, и разрабатывается он с учетом специальных требований людей, физических возможностей, состояния их здоровья и т. д.

Понятие параллельного и последовательного интерфейса

Для компьютеров и других подобных устройств важную роль играет задача передачи данных в определенном количестве. Для того чтобы передать данные на группу битов, существует два подхода к структуре и организации интерфейса:

  1. Параллельный интерфейс . В этом варианте для каждого бита из группы тех, что передаются, используется собственная сигнальная линия, и все они передаются вместе в один определенный момент. В качестве примера можно назвать порт подключения принтера.
  2. Последовательный интерфейс . В этом случае используется только одна сигнальная линия, и биты предаются по очереди, друг за другом, при этом на каждый из них отводится определенный отрезок времени. Пример - последовательная шина USB.

Каждый из указанных типов интерфейсов имеет свои плюсы и минусы. Несмотря на то что использование параллельного варианта является более простым и быстрым решением, для его осуществления требуется большое количество проводов и кабелей. Передающие линии последовательного интерфейса имеют более сложную структуру, однако стоят намного дешевле. Соответственно, если линию нужно протянуть на длительное расстояние, то намного выгоднее тянуть кабеля последовательного интерфейса, чем несколько проводов параллельного.

Вместо послесловия

Таким образом, интерфейс исполняет роль посредника между компьютером или другим техническим устройством и пользователем. Относительно того, насколько он будет удобен и прост в эксплуатации, зависит качество работы с данным оборудованием. Для того чтобы окончательно разобраться в том, что такое интерфейс, следует также изучить его классификацию, базовые понятия и основные составляющие. С каждый годом интерфейсы различных технических устройств усовершенствуются, меняется подход к их структуре и основным функциям.


"Папа" должен подходить к "маме"

Каждый компьютер, будь то настольная система или ноутбук, использует огромное число разъёмов, как внутри, так и снаружи. Можете ли вы назвать каждый из них и объяснить назначение? В книжках часто бывают слишком плохие описания, либо они недостаточно иллюстрированы. В результате читатели часто путаются и теряются. В нашем полном руководстве мы постараемся решить эту проблему, разложив по полочкам все существующие интерфейсы. Мы оснастили статью большим количеством иллюстраций, которые наглядно расскажут о слотах, портах и интерфейсах вашего ПК, а также о всём спектре устройств, которые можно к ним подключить. Особенно наше руководство будет полезно новичкам, которые часто не знают предназначение того или иного интерфейса. А периферию подключать требуется уже сейчас. Но есть одно утешение: почти каждый разъём очень трудно (или вообще невозможно) подключить неправильно. За редкими исключениями, вы не сможете подключить устройство "не туда". Если такая возможность всё же есть, мы обязательно предупредим. К счастью, повреждения, связанные с неправильным подключением, сегодня встречаются уже не так часто, как раньше. Мы разбили руководство на следующие части.

  • Внешние интерфейсы для подключения периферии.
  • Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК.

Внешние интерфейсы для подключения периферии USB

Разъёмы U niversal S erial B us (USB) предназначены для подключения к компьютеру таких внешних периферийных устройств, как мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера, VoIP-телефон (Skype) или принтер . Теоретически, к одному host-контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi-Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1 и Hi-Speed 2.0 одинаковы. Различия кроются в скорости передачи и наборе функций host-контроллера USB компьютера, да и самих USB-устройств. USB обеспечивает устройства питанием, поэтому они могут работать от интерфейса без дополнительного питания (если USB-интерфейс даёт необходимое питание, не больше 500 мА на 5 В). Всего существует три типа USB-разъёмов.

  • Разъём "тип A": обычно присутствует у ПК.
  • Разъём "тип B": обычно находится на самом USB-устройстве (если кабель съёмный).
  • Разъём мини-USB: обычно используется цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д.


USB "тип A" (слева) и USB "тип B" (справа).


Кабель расширения USB (должен быть не длиннее 5 м).

Разъёмы мини-USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках.

Логотип USB всегда присутствует на разъёмах.

Кабель-двойник. Каждый USB-порт даёт 5 В/500 мА. Если нужно больше питания (скажем, для мобильного жёсткого диска), то данный кабель позволяет питаться и от второго USB-порта (500 + 500 = 1000 мА).

Оригинально: в данном случае USB всего лишь обеспечивает питание для зарядного устройства.


Адаптер USB/PS2.


Кабель FireWire с 6-контактной вилкой на одном конце и 4-контактной на другом.

Под официальным названием IEEE-1394 скрывается последовательный интерфейс, повсеместно использующийся для цифровых видеокамер, внешних жёстких дисков и различных сетевых устройств. Его также называют FireWire (от Apple) и i.Link (от Sony). На данный момент 400-Мбит/с стандарт IEEE-1394 сменяется 800-Мбит/с IEEE-1394b (также известным как FireWire-800). Обычно устройства FireWire подключаются через 6-контактную вилку, которая обеспечивает питание. У 4-контактной вилки питание не подводится. Устройства FireWire-800, с другой стороны, используют 9-контактные кабели и разъёмы.



Эта карта FireWire обеспечивает два больших 6-контактных порта и один маленький 4-контактный.


6-контактный разъём с питанием.

4-контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.

"Тюльпан" (Cinch/RCA): композитный видео, аудио, HDTV

Цветовую кодировку можно только приветствовать: жёлтый для видео (FBAS), белый и красный "тюльпаны" для аналогового звука, а также три "тюльпана" (красный, синий, зелёный) для компонентного выхода HDTV

Разъёмы "тюльпан" используются в паре с коаксиальными кабелями для многих электронных сигналов. Обычно вилки "тюльпан" используют цветовое кодирование, которое приведено в следующей таблице.

Цвет

Использование

Тип сигнала

Белый или чёрный

Звук, левый канал

Аналоговый

Звук, правый канал (также см. HDTV)

Аналоговый

Видео, композитный

Аналоговый

Компонентный HDTV (яркость Y)

Аналоговый

Компонентный HDTV Cb/Pb Chroma

Аналоговый

Компонентный HDTV Cr/Pr Chroma

Аналоговый

Оранжевый/жёлтый

Цифровой

Предупреждение. Можно перепутать цифровую вилку SPDIF с аналоговым композитным разъёмом видео, так что всегда читайте инструкцию, прежде чем подключать оборудование. Кроме того, и цветовая кодировка у SPDIF бывает совершенно разная. Наконец, можно перепутать красный "тюльпан" HDTV с правым звуковым каналом. Помните, что вилки HDTV всегда бывают в группах по три, то же самое можно сказать и про гнёзда.


Вилки "тюльпан" имеют разное цветовое кодирование в зависимости от типа сигнала.

Два типа SPDIF (цифровой звук): "тюльпан" слева и TOSLINK (оптоволокно) справа.

Оптический интерфейс TOSKLINK тоже используется для цифровых сигналов SPDIF.

Переходник с разъёма SCART на "тюльпаны" (композитный видео, 2x аудио и S-Video)

Словарик

  • RCA = Radio Corporation of America
  • SPDIF = Sony/Philips Digital Interfaces


Два порта PS/2: один окрашенный, другой - нет.

Названные в честь "старушки" IBM PS/2 эти разъёмы сегодня широко используются в качестве стандартных интерфейсов для клавиатуры и мыши, но они постепенно уступают место USB. Сегодня распространена следующая схема цветового кодирования.

  • Фиолетовый: клавиатура.
  • Зелёный: мышь. Кроме того, сегодня весьма часто можно встретить гнёзда PS/2 нейтрального цвета, как для мыши, так и для клавиатуры. Перепутать разъёмы для клавиатуры и мыши на материнской плате вполне возможно, но никакого вреда это не принесёт. Если вы так сделаете, то быстро обнаружите ошибку: не будет работать ни клавиатура, ни мышь. Многие ПК даже не загрузятся, если мышь и клавиатура подключены неправильно. Исправить ошибку очень просто: поменяйте местами вилки, и всё заработает!


Переходник USB/PS/2.

Интерфейс VGA для монитора


Порт VGA на графической карте.

ПК достаточно давно использует 15-контактный интерфейс Mini-D-Sub для подключения монитора (HD15). С помощью правильного переходника можно подключить такой монитор и к выходу DVI-I (DVI-integrated) графической карты. Интерфейс VGA передаёт сигналы красного, зелёного и синего цветов, а также информацию о горизонтальной (H-Sync) и вертикальной (V-Sync) синхронизациях.


Интерфейс VGA на кабеле монитора.

Новые графические карты обычно оснащаются двумя выходами DVI. Но с помощью переходника DVI-VGA можно легко изменить интерфейс (справа на иллюстрации).


Этот адаптер предоставляет информацию для интерфейса VGA.

Словарик

  • VGA = Video Graphics Array

Интерфейс DVI для монитора

DVI является интерфейсом монитора, разработанным, главным образом, для цифровых сигналов. Чтобы не требовалось переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять обратное преобразование в дисплее.

Графическая карта с двумя портами DVI может работать одновременно с двумя (цифровыми) мониторами.

Поскольку переход с аналоговой на цифровую графику протекает медленно, разработчики графического оборудования позволяют использовать параллельно обе технологии. Кроме того, современные графические карты легко справятся с двумя мониторами.

Широко распространённый интерфейс DVI-I позволяет одновременно использовать как цифровое, так и аналоговое подключение.

Интерфейс DVI-D встречается весьма редко. Он позволяет только цифровое подключение (без возможности подсоединить аналоговый монитор).

В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI-I на VGA, который позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub-VGA.

Полный список типов DVI (чаще всего используется интерфейс с аналоговым и цифровым подключениями DVI-I).

Словарик

  • DVI = Digital Visual Interface

RJ45 для LAN и ISDN

Сетевые кабели RJ45 можно найти с различной длиной и расцветкой.

В сетях чаще всего используются разъёмы для витой пары. На данный момент 100-Мбит/с Ethernet уступает место гигабитному Ethernet (он работает на скоростях до 1 Гбит/с). Но все они используют вилки RJ45. Кабели Ethernet можно разделить на два вида.

  1. Классический патч-кабель, который используется для подключения компьютера к концентратору или коммутатору.
  2. Кабель с перекрёстной обжимкой, который используется для соединения между собой двух компьютеров.


Сетевой порт на PCI-карте.

Современные карты используют светодиоды для отображения активности.

В Европе и Северной Америке устройства ISDN и сетевое оборудование используют тот же самый RJ45. Следует отметить, что вилки RJ45 разрешают "горячее подключение", причем, если вы ошибётесь, ничего страшного не случится.

RJ11 для модемов


Кабель RJ11.

Интерфейсы RJ45 и RJ11 очень похожи друг на друга, но у RJ11 всего четыре контакта, а у RJ45 их восемь. В компьютерных системах RJ11 используется, главным образом, для подключения к модемам телефонной линии. Кроме того, существует множество переходников на RJ11, так как телефонные розетки в каждой стране могут быть собственного стандарта.

Порт RJ11 на ноутбуке.

Модемный интерфейс RJ11.

Переходники RJ11 позволяют подключать разные типы телефонных розеток. На иллюстрации розетка из Германии.

S-Video (Hosiden, Y/C)


Интерфейс S-Video.

4-контактная вилка Hosiden использует разные линии для яркости (Y, яркость и синхронизация данных) и цвета (C, цвет). Разделение сигналов яркости и цвета позволяет достичь лучшего качества картинки по сравнению с композитным интерфейсом видео (FBAS). Но в мире аналоговых подключений на первом месте по качеству находится всё же компонентный интерфейс HDTV, за которым следует S-Video. Только цифровые сигналы вроде DVI (TDMS) или HDMI (TDMS) обеспечивают более высокое качество картинки.

Порт S-Video на графической карте.

SCART является комбинированным интерфейсом, широко распространённым в Европе и Азии. Этот интерфейс сочетает сигналы S-Video, RGB и аналогового стерео. Компонентные режимы YpbPr и YcrCb не поддерживаются.


Порты SCART для телевизора и видеомагнитофона.

Этот переходник преобразует SCART в S-Video и аналоговое аудио ("тюльпаны").

Перед нами цифровой мультимедийный интерфейс для несжатых HDTV-сигналов с разрешением до 1920x1080 (или 1080i), со встроенным механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM). Текущая технология использует вилки типа A с 19 контактами.

Пока мы не встречали потребительского оборудования, использующего 29-контактные вилки типа B, поддерживающие разрешение больше 1080i. Интерфейс HDMI использует ту же технологию сигналов TDMS, что и DVI-D. Это объясняет появление переходников HDMI-DVI. Кроме того, HDMI может обеспечить до 8 каналов звука с разрядностью 24 бита и частотой 192 кГц. Обратите внимание, что кабели HDMI не могут быть длиннее 15 метров.


Переходник HDMI/DVI.

Словарик

  • HDMI = High Definition Multimedia Interface

Внутренние интерфейсы, расположенные в корпусе ПК

Serial ATA (SATA)

Четыре порта SATA на материнской плате.

SATA является последовательным интерфейсом для подключения накопителей (сегодня это, в основном, жёсткие диски) и призван заменить старый параллельный интерфейс ATA. Стандарт Serial ATA первого поколения сегодня используется очень широко и обеспечивает максимальную скорость передачи данных 150 Мбит/с. Максимальная длина кабеля составляет 1 метр. SATA использует подключение "точка-точка", когда один конец кабеля SATA подсоединяется к материнской плате ПК, а второй - к жёсткому диску. Дополнительные устройства к этому кабелю не подключаются, в отличие от параллельного ATA, когда на каждый кабель можно "вешать" два привода. Так что накопители "master" и "slave" уходят в прошлое.

Многие SATA-кабели поставляются с колпачками, защищающими чувствительные контакты.

Питание SATA в разных форматах.


Так питаются жёсткие диски SATA.

Кабели поставляются в различных цветах.

Хотя SATA был разработан для использования внутри корпуса ПК, ряд продуктов предоставляют и внешние интерфейсы SATA.

Питание накопителям SATA может обеспечиваться двумя способами: через классическую вилку Molex...

Или с помощью специального кабеля питания.

ATA/133 (Parallel ATA, UltraDMA/133 или E-IDE)

Параллельная шина передаёт данные с жёстких дисков и оптических накопителей (CD и DVD) и обратно. Она известна как параллельная ATA (Parallel ATA) и сегодня уступает место последовательной ATA (Serial ATA). Последняя версия использует 40-контактный провод с 80 жилами (половина на "землю"). Каждый такой кабель позволяет подключать, максимум, два накопителя, когда один работает в режиме "master", а второй - в "slave". Обычно режим переключается с помощью небольшой перемычки на накопителе.


Ленточный шлейф IDE.

Подключение DVD-привода: красная полоска на шлейфе должна всегда находиться рядом с разъёмом питания.

Интерфейс ATA/133 для классического 3,5" жёсткого диска (внизу) или 2,5" версии (вверху).

Если вы желаете подключить 2,5" накопитель для ноутбуков к обычному настольному ПК, то можно использовать такой же переходник.

Предупреждение: в большинстве случаев подключить интерфейс неправильно невозможно из-за выступа с одной стороны, но у старых кабелей он может отсутствовать. Поэтому следуйте следующему правилу: конец шлейфа, маркированный цветной полоской (чаще всего красной), всегда должен совпадать с контактом номер 1 на материнской плате, а также должен быть ближе к разъёму питания привода CD/DVD. Чтобы предотвратить неправильное подключение, у многих кабелей и разъёмов отсутствует одна контактная ножка или контактное отверстие в середине.

Один шлейф поддерживает подключение двух устройств: скажем, двух жёстких дисков или жёсткого диска в паре с DVD-приводом. Если к шлейфу подключены два устройства, то одно следует настроить как "master", а второе - как "slave". Для этого придётся воспользоваться перемычкой. Обычно она выставляется на ту или иную настройку. Если есть сомнения - обратитесь к документации (или сайту производителя накопителя).

Словарик

  • ATA = Advanced Technology Attachment
  • E-IDE = Enhanced Integrated Drive Electronics

AGP-слот с защёлкой для графической карты.

Большинство графических карт в пользовательских ПК используют интерфейс Accelerated Graphics Port (AGB). У самых старых систем для той же цели применяется интерфейс PCI. Впрочем, на замену обоим интерфейсам призван PCI Express (PCIe). Несмотря на название, PCI Express является последовательной шиной, а PCI (без суффикса Express) - параллельной. В общем, шины PCI и PCI Express не имеют ничего общего, помимо названия.

Графическая карта AGP (сверху) и графическая карта PCI Express (снизу).

Материнские платы для рабочих станций используют слот AGP Pro, который обеспечивает дополнительное питание для прожорливых карт OpenGL. Впрочем, в него можно устанавливать и обычные графические карты. Однако AGP Pro так и не получил широкое признание. Обычно прожорливые графические карты комплектуются дополнительным гнездом питания - для той же вилки Molex, к примеру.

Дополнительное питание для графической карты: 4- или 6-контактное гнездо.

Дополнительное питание для графической карты: гнедо Molex. Стандарт AGP пережил несколько обновлений.

Стандарт

Пропускная способность

256 Мбайт/с

533 Мбайт/с

1066 Мбайт/с

2133 Мбайт/с

Если вы любите копаться в "железе", то следует помнить о двух уровнях напряжения интерфейса. Стандарты AGP 1X и 2X работают на 3,3 В, в то время как AGP 4X и 8X требуют всего 1,5 В. Кроме того, существуют карты типа Universal AGP, которые подходят для разъёма любого типа. Чтобы предотвратить ошибочную установку карт, слоты AGP используют специальные выступы. А карты - прорези.

У верхней карты есть прорезь для AGP 3,3 В. В середине: универсальная карта с двумя вырезами (один для AGP 3,3 В, второй - для AGP 1,5 В). Снизу показана карта с вырезом справа для AGP 1,5 В.

PCI Express: последовательная шина

Слоты расширения материнской платы: PCI Express x16 линий (сверху) и 2 PCI Express x1 линия (снизу).

Два слота PCI Express для установки двух графических карт nVidia SLi. Между ними можно заметить маленький слот PCI Express x1.

PCI Express является последовательным интерфейсом, и его не следует путать с шинами PCI-X или PCI, которые используют параллельную передачу сигналов.

PCI Express (PCIe) является самым современным интерфейсом для графических карт. В то же время, он подходит и для установки других карт расширения, хотя на рынке пока их очень мало. PCIe x16 обеспечивает в два раза большую пропускную способность, чем AGP 8x. Но на практике это преимущество так себя и не проявило.

Графическая карта AGP (сверху) в сравнении с графической картой PCI Express (снизу).

Сверху вниз: PCI Express x16 (последовательный), два интерфейса параллельной PCI и PCI Express x1 (последовательный).

Число линий PCI Express

Пропускная способность в одном направлении

Суммарная пропускная способность

256 Мбайт/с

512 Мбайт/с

512 Мбайт/с

PCI и PCI-X: параллельные шины

PCI является стандартной шиной для подключения периферийных устройств. Среди них можно отметить сетевые карты, модемы, звуковые карты и платы захвата видео.

Среди материнских плат для широкого рынка больше всего распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита. Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Производители так широко и не приняли шины PCI 2.3 с частотой до 66 МГц. Именно поэтому карт данного стандарта очень мало. Но некоторые материнские платы этот стандарт поддерживают.

Ещё одна разработка в мире параллельной шины PCI известна как PCI-X. Данные слоты чаще всего встречаются на материнских платах для серверов и рабочих станций, поскольку PCI-X обеспечивает более высокую пропускную способность для RAID-контроллеров или сетевых карт. К примеру, шина PCI-X 1.0 предлагает пропускную способность до 1 Гбит/с с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита.

Спецификация PCI 2.1 сегодня предусматривает напряжение питания 3,3 В. Левый вырез/выступ предотвращает установку старых 5-В карт, которые показаны на иллюстрации.

Карта с вырезом, а также PCI-слот с ключом.

RAID-контроллер для 64-битного слота PCI-X.

Классический 32-битный слот PCI сверху, а три 64-битных слота PCI-X снизу. Зелёный слот поддерживает ZCR (Zero Channel RAID).

Словарик

  • PCI = Peripheral Component Interconnect

Разъёмы питания и стандарты ATX

В следующей таблице и на иллюстрациях приведены различные типы разъёмов питания.

Стандартный разъём питания.

Socket 462

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Редко используется

Socket 754

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Иногда присутствует

Socket 939

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная, иногда 24-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Иногда нужен

Socket 370

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Редко используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Редко используется

Socket 423

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Редко используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Socket 478

Стандарт питания

ATX12V 1.3 или выше

20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Не используется

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Socket 775

Стандарт питания

ATX12V 2.01 или выше

24-контактная, иногда 20-контактная

Вилка AUX (6-контактная)

Разъём P4 (4-контактный 12 В)

Разъём P4 (8-контактный 12 В)

Чипсету 945X с поддержкой двуядерных CPU или выше нужен данный разъём


Вилка ATX с 24 контактами (Extented ATX).


20-контактный кабель ATX.


6-контактный разъём EPS.


Пришёл и ушёл: разъём питания дисковода.


20/24-контактный разъём (ATX и EATX)

Не делайте этого. 4-контактный расширитель с 20 до 24 контактов вилки ATX нельзя использовать для 12-В дополнительного разъёма AUX (впрочем, он находится слишком далеко). 4-контакный расширитель предназначен для порта Extended ATX и не используется на 20-контактных материнских платах ATX.

Вот как нужно: отдельная 4-контактная вилка вставляется в 12-В порт AUX. Её легко распознать: два золотистых и два чёрных кабеля.

Многие материнские платы требуют подключения дополнительного питания.

Графический интерфейс Windows (знакомо, не правда ли?)

Понятие интерфейс пришло в наш лексикон в эпоху появления вычислительных машин. У этого термина есть несколько значений. Однако все они, как правило, сводятся к взаимодействию человека и машины. Наиболее распространенным толкованием слова «интерфейс» является следующее определение: это совокупность средств, помогающих человеку управлять компьютером.

Рассмотрим несколько фактов из истории становления этого понятия.

Первые компьютеры обладали внушительными размерами, крошечной памятью, а для ввода программ и данных они использовали перфокарты.

Перфокарта — древний компьютерный артефакт

Перфокарты – это небольшие полоски с отверстиями, проделываемыми программистами вручную. И подобный интерфейс с очень большой натяжкой можно было назвать удобным. Скорее, это отсутствие всяких удобств.

Потом появились компьютеры с операционной системой, работа с которым осуществлялась посредством командной строки. Чтобы запустить программу или выполнить определенные действия, человек должен был в этой командной строке написать команду. Такой интерфейс как метод взаимодействия человека и машины был более удобен.

Безусловно, писать команды и получать результаты в виде графиков и текста гораздо удобнее, нежели проделывать отверстия в перфокартах и читать машинный код.

И, наконец, последним типом интерфейса (которым мы пользуемся и сейчас) стал GUI интерфейс графический (Graphical User Interface).

Множество элементов GUI в ОС Windows

Любая современная операционная система умеет работать с графическим интерфейсом, поскольку он более читабелен и удобен.

Что такое интерфейс? Это процесс управления компьютером с помощью клавиатуры и мышки. Согласитесь, очень удобно одним щелчком по иконке или надписи включать фильмы, запускать программы или работать в Фотошопе.

Нужно сказать, что за такой комфорт мы должны поблагодарить компанию Apple и Стива Джобса. Именно он использовал результаты первых примитивных экспериментов с мышью на своих моделях компьютеров. Остальные лишь скопировали данную идею, и то намного позднее. Кстати, от Apple завоевали любовь многих пользователей именно своим «дружественным» интерфейсом.

Первый графический интерфейс в Apple Macintosh (1984 год)

Здесь настолько все удобно сделано, что редкий пользователь «Мака» перейдет на компьютер другого производителя. Хотя они не мощнее конкурентов, да и ПО для них достать довольно проблематично. Просто программисты и дизайнеры очень постарались для создания такого сверх удобного интерфейса. Другие системы его заимствовали с разной степенью успеха.

В последнее время графический интерфейс получил новый виток развития. Это стало возможным благодаря появлению сенсорной технологии. Как мы видим, средства взаимодействия с машинами совершенствуются и становятся все более естественными и удобными.

Например, сенсорная панель управления на холодильнике или микроволновке – это также интерфейс . Нужно отметить, что интерфейс имеется не только у ОС, но и у любой другой программы, например у игры. Безусловно, программы с красивым и удобным меню больше привлекают наше внимание и остаются «жить» на жестком диске. Неадекватные же программы с плохо реализованным интерфейсом, наоборот, отбивают всякое желание пользоваться ими.

Но есть у понятия «интерфейс» и другие значения, которые сводятся к средствам, предназначенным для ввода/вывода данных. Если посмотрите на заднюю панель своего компьютера, то увидите там несколько входов для подключения устройств.

Эти входы (разъемы) также являются интерфейсами разного назначения. Известный всем USB-разъем, к примеру, можно считать USB-интерфейсом. Поскольку он помогает компьютеру «общаться» с флэшками, принтерами, модемами, внешними жесткими дисками и прочими устройствами.

И в завершение, приведем еще одно толкование этого слова. В современных языках программирования существуют такие методы, которые называются «interface». Эти методы применяют при написании программы с той целью, чтобы она (программа) могла взаимодействовать с операционной системой. Это определенные куски программы, предназначенные для «общения», но уже не с человеком, а с другой программой.

Возможно, вам будет интересно:

Skymonk - это десктопный клиент предназначенный для загрузки файлов с многих популярныхфайлообменников: ShareFlare.net, Sms4File.com, Vip-File.com, Letitbit.net. Программа очень проста в использовании, благодаря полному переводу на русский язык. С ее помощью можно работать с прямыми ссылками, так же как в DownloadMaster. Несмотря на простоту SkyMonk, пользователи не знают, для чего он нужен, и как им пользоваться, об этом мы поговорим ниже. Sky Monk имеет два режима…

Не многие пользователи персонального компьютера слышали, что у операционной системы Windows есть разрядность – х32, х64 или х84. Лишь немногие в курсе, что это такое и зачем оно надо. На сегодняшний день разрядностей у ОС Windows только две – 32 и 64 бита. Что же до х86 – это всего лишь обозначение 32-х битной версии, то есть если указано, что операционная система 86-х битная, то…

Сегодня планшетный компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Эти устройства постоянно совершенствуются, и речи об остановке в развитии планшетов быть не может. Основное отличие «планшетников» от других подобных «девайсов», по которому его можно отличить, заключается в наличии большого сенсорного экрана. Размеры его практически совпадают с размерами всего планшета. А все комплектующие располагаются в корпусе под экраном. Как правило, диагональ экрана планшетного компьютера варьируется в пределах…

На сегодняшний день существует множество способов оплаты товаров и услуг с помощью интернета. Одним из таким способов является расчет через систему Яндекс.Деньги. Если вы еще не слышали о том, что такое Яндекс.Деньги, то эта статья для вас. Ссылка на сайт сервиса - money.yandex.ru Яндекс.Деньги (сокращенно ЯД) является сейчас одной из самых широко используемых платежных систем, реализующих идею электронных денег. Система позволяет в режиме реального времени осуществлять…

Давайте с Вами поближе познакомимся еще с одним термином, который очень часто встречается в различных источниках, посвященных компьютерной тематике.

И этот термин — Интерфейс .

Вариации могут быть различными — это интерфейс пользователя , программный интерфейс , графический интерфейс , дружественный интерфейс . Но смысловое значение у всех понятий примерно одинаковое.

Если посмотреть толкование этого термина в Википедии (Всемирной энциклопедии), то сразу трудно сообразить, о чем вообще идет речь:

Интерфейс (англ interface - поверхность раздела, перегородка) - граница раздела двух систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена и т. п. Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами. Понятие интерфейса распространяется и на системы, не являющиеся вычислительными или информационными.

Определение хоть и нудное, набивающее оскомину, но ключевые слова, по которым можно понять, что означает этот термин, здесь все-таки присутствуют — совокупность , взаимодействие , системы .

Начну с того, что слово «интерфейс» (interface) очень близко по звучанию со словом «интернет», которое у меня ассоциируется с чем-то внешним. Причем часть слова «Inter» на техническом английском переводится как «между». Ну а часть слова «face» однозначно ассоциируется с лицом, тем более что слово «face» с английского переводится именно как «лицо».

Отсюда и вытекает такое понятие как «внешнее лицо» или «внешний вид» . Или если использовать «между», то дословно получается «между лицами» .

Ну а вторая составляющая для понятия «интерфейс» — это взаимодействие . Т.е. как мы взаимодействуем с этим «внешним видом».

Что мы видим после того, как только загрузится наш компьютер? Мы видим различные графические компоненты. Это «Рабочий стол», полоса «Панели задач», различные ярлыки на рабочем столе. Причем эти компоненты на всех без исключения компьютерах находятся в, строго определенных местах, если, конечно не «издеваться » над рабочим столом и панелью задач.

Эти все компоненты и являются элементами графического интерфейса операционной системы Windows.

С этими элементами на персональных компьютерах мы в основном взаимодействуем с помощью манипулятора мышь, на ноутбуках с помощью сенсорной панели «тачпад», ну а на планшетных компьютерах уже напрямую пальцами.

Так вот совокупность этих графических компонентов и то, как мы с этими компонентами взаимодействуем (щелкаем кнопками мыши, перетаскиваем, выделяем и т.п.) и называется графическим интерфейсом .

По сути, интерфейс Windows является именно графическим интерфейсом. Но не только.

Разработчики операционной системы Windows постарались сделать так, чтобы даже неискушенный пользователь, впервые сев за компьютер, очень быстро смог разобраться «что куда нажимать», чтобы для начала сыграть в игрушку, выйти в интернет или пообщаться с друзьями, допустим, через Скайп.

И действительно, совершенно ничего не зная о принципах работы программ и не понимая терминологии, начинающий пользователь очень быстро осваивает то, что ему необходимо на первых порах знакомства с компьютером.

Вот эта простота быстрого и относительного легкого приобретения необходимых навыков, называется дружественный интерфейс .

Все вышеперечисленное относится и к любой программе, которую вы запускаете на своем компьютере.

Если вы, например, запускаете браузер Google Chrome, то Вы получаете интерфейс программы Google Chrome . Если запускаете браузер Opera, то получаете интерфейс программы Opera . Если вы запускаете программы Word, Excel, Paint, калькулятор и т.д., то Вы получаете интерфейсы этих программ .

На заре компьютерной эры, когда персональных компьютеров не было, а сам «компьютер» состоял из множества огромных шкафов и занимал несколько комнат, с компьютером «общались» через специализированную печатающую машинку (ее еще называли пишмашкой) или терминалы (монитор с клавиатурой).

На печатающей машинке, на заправленной длинной бумажной ленте печаталась команда, а компьютер в ответ печатал результат выполнения команды. Аналогично было и с терминалом, только ввод команд и результаты их выполнения отображались на экране монитора.

Так вот такое взаимодействие с компьютером через ввод — вывод информации назывался консольным вводом — выводом и носил название консольный интерфейс .

Консольный интерфейс до сих пор сохраняет свою актуальность. Правда называться он может немножко по-другому.

В операционной системе Windows он называется «Интерфейс командной строки» .

Для примера я набрал команду просмотра папок и файлов — dir и нажал клавишу «Enter».

Правда обычные пользователи им не пользуются, а вот для профессионалов типа системных администраторов, администраторов баз данных, да и суперпрофессионалов типа хакеров — это основной интерфейс для работы.

По сути, мы вводим команды и получаем какой-то результат в текстовом виде. Поэтому данный интерфейс называют еще текстовым интерфейсом .

Еще один интересный момент. В то время, когда никакой графики еще не было, для «рисования» табличек, линий, двойных линий придумали специальные символы. Выводя на экран монитора или на печать в определенных местах, создавалось впечатление, что текст окружен рамками с одинарными или двойными линиями, что было довольно красиво и эстетично. Или другими словами можно сказать, что интерфейс становился более дружественным .

Так вот эти символы, с помощью которых можно было «рисовать» рамки и таблицы назвали символы псевдографики .

В приведенной ниже табличке коды этих символов начинаются с кода 176 и заканчиваются кодом 255 .

Вы можете своими глазами увидеть и «пощупать» символы псевдографики, используя интерфейс командной сроки, тем более что некоторым моим читателям это в жизни уже пригодилось (Можно ввести любой символ и любую букву независимо от языка ввода, установленного по умолчанию. Если необходим урок на эту тему, напишите в комментариях).

Для примера выведем на экран верхний левый уголок одинарной рамки. Это код 218 .

Делается это следующим образом. Нажимаем клавишу
. Удерживая клавишу нажатой, набираем на клавиатуре число 218, последовательно нажимая кнопки , , . Отпускаем клавишу
. Все, код введен — элемент рамки «нарисован».

Графический и текстовый интерфейсы являются типами пользовательского интерфейса . Или как иногда еще называют интерфейсом пользователя .

Хочу еще привести несколько примеров использования понятия интерфейса не связанного или мало связанного с компьютерами.

Кабель, которым подключен Ваш компьютер или ноутбук к модему или маршрутизатору, называют сетевым интерфейсом. Хотя он имеет свое название — пачкорд.

Если Вы подключены к своим «железкам» по беспроводному соединению типа WiFi (вай фай), то это подключение можно назвать беспроводным интерфейсом .

Даже шнур питания компьютера от электросети можно назвать интерфейс питания компьютера.

Во всех перечисленных примерах объекты или системы взаимодействуют друг с другом, используя определенную среду.

Человек с компьютером общается с помощью клавиатуры и мышки, сообщает компьютеру различную информацию и получает ответы на экране монитора.

Компьютер общается с модемом через провод, благодаря чему у Вас есть выход в интернет. С электрической сетью компьютер «общается» через шнур питания, благодаря чему он вообще работает.