Информатика и икт 11 угринович. Контроль реализации программы. Результаты освоения учебного курса информатики

Рекомендации по использованию учебника. . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации
информационных процессов. . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. История развития вычислительной техники. . . . . . . . . . 10
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные
музеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.2. Архитектура персонального компьютера. . . . . . . . . . . . 19
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре
компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3. Операционные системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3.1. Основные характеристики операционных
систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Практическая работа 1.3. Сведения о логических
разделах дисков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.3.2. Операционная система Windows . . . . . . . . . . . . . . 30
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем
столе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.3.3. Операционная система Linux. . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Практическая работа 1.5. Настройка графического
интерфейса для операционной системы Linux . . . . . . . . . . 40
Практическая работа 1.6. Установка пакетов
в операционнойсистеме Linux . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.4. Защита от несанкционированного доступа
к информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
1.4.1. Защита с использованием паролей. . . . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Биометрические системы защиты. . . . . . . . . . . . . 45
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита:
идентификация по характеристикам речи. . . . . . . . . . . . 48
1.5. Физическая защита данных на дисках. . . . . . . . . . . . . . 49
1.6. Защита от вредоносных программ. . . . . . . . . . . . . . . . . 51
1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы. . . . . . . 51
1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них. . . . . . . . 53
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных
вирусов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
1.6.3. Сетевые черви и защита от них. . . . . . . . . . . . . . . 63
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей. . . . . 66
1.6.4. Троянские программы и защита от них. . . . . . . . . 71
Практическая работа 1.10. Защита от троянских
программ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них. . . . . . . . . . . 75
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак. . . 76
Глава 2. Моделирование и формализация. . . . . . . . . . . 79
2.1. Моделирование как метод познания. . . . . . . . . . . . . . . 80
2.2. Системный подход в моделировании. . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.3. Формы представления моделей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.4. Формализация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей
на компьютере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
2.6. Исследование интерактивных компьютерных
моделей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
2.6.1. Исследование физических моделей. . . . . . . . . . . . 89
2.6.2. Исследование астрономических моделей. . . . . . . . 91
2.6.3. Исследование алгебраических моделей. . . . . . . . . 92
2.6.4. Исследование геометрических моделей
(планиметрия). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.6.5. Исследование геометрических моделей
(стереометрия). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
2.6.6. Исследование химических моделей. . . . . . . . . . . . 97
2.6.7. Исследование биологических моделей. . . . . . . . . . 98
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами
данных (СУБД). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3.1. Табличные базы данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3.2. Система управления базами данных. . . . . . . . . . . . . . . 104
3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы,
запросы, отчеты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Практическая работа 3.1. Создание табличнойбазы
данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
3.2.2. Использование формы для просмотра и редак-
тирования записей в табличной базе данных. . . . 108
Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной
базе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных
с помощью фильтров и запросов. . . . . . . . . . . . . 113
Практическая работа 3.3. Поиск записейв табличной
базе данных с помощью фильтров и запросов. . . . . . . . . . 114
3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных. . . 117
Практическая работа 3.4. Сортировка записей
в табличнойбазе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
3.2.5. Печать данных с помощью отчетов. . . . . . . . . . . 119
Практическая работа 3.5. Создание отчета
в табличнойбазе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
3.3. Иерархическая модель данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3.4. Сетевая модель данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического
древа семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Глава 4. Информационное общество. . . . . . . . . . . . . . . 126
4.1. Право в Интернете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
4.2. Этика в Интернете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
4.3. Перспективы развития информационных
и коммуникационных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . 130
Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты
по темам курса «Информатика и ИКТ». . . . . 136
Тема 1. Информация. Кодирование информации. 137

обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Тема 3. Алгоритмизация и программирование. . . 145

компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Тема 5. Моделирование и формализация. . . . . . . 158
Тема 6. Информационные технологии. . . . . . . . . 160
Тема 7. Коммуникационные технологии. . . . . . . 167
Ответы на тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Тема 1. Информация. Кодирование
информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Тема 2. Устройство компьютера и программное
обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Тема 3. Алгоритмизация и программирование. . . 171
Тема 4. Основы логики и логические основы
компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Тема 5. Моделирование и формализация. . . . . . . 181
Тема 6. Информационные технологии. . . . . . . . . 183
Тема 7. Коммуникационные технологии. . . . . . . 187

Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Угринович Н.Д.

М.: 2017. - 272 с . М.: 2008. - 188 с .

Учебное издание ориентировано на преподавание информатики на базовом уровне в 11 классе общеобразовательных организаций. Рассматриваются такие темы, как автоматизация информационных процессов, моделирование и формализация, базы данных и СУБД, социальная информатика. Большое внимание уделяется формированию умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Учебное издание мультисистемное, так как работы могут выполняться в операционных системах Windows или Linux. Учебное издание входит в учебно-методический комплект по информатике для 10-11 классов Н. Д. Угриновича наряду с учебным изданием для 10 класса, примерной рабочей программой и методическим пособием для учителя. Электронное приложение размещено в авторской мастерской Н. Д. Угриновича на сайте методической службы издательства (http://metodist.Lbz.ru).

Формат: pdf ( 2017 , 272с.)

Размер: 51 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

Формат: pdf ( 2008 , 188с.)

Размер: 20,2 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com

ОГЛАВЛЕНИЕ
Рекомендации по использованию учебника 3
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 5
1.1. История развития вычислительной техники 5
1.1.1. Развитие электронной вычислительной техники 7
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи 11
1.2. Архитектура персонального компьютера 13
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера 24
1.3. Операционные системы 26
1.3.1. Основные характеристики операционных систем 26
Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков 32
1.3.2. Операционная система Windows 34
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе 38
1.3.3. Операционная система Linux 40
Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса операционной системы Linux 44
Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux 45
1.3.4. Мобильные операционные системы 47
1.3.5. Особенности программного обеспечения мобильных систем 49
1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 54
1.4.1. Защита с использованием паролей 54
1.4.2. Биометрические системы защиты 57
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи 59
1.5. Физическая защита данных на дисках 60
1.6. Защита от вредоносных программ 62
1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 62
1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 66
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов 70
1.6.3. Сетевые черви и защита от них 81
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей 84
1.6.4. Троянские программы и защита от них 90
Практическая работа 1.10. Самозащита компьютера
с помощью программы Kaspersky Antivirus 93
1.6.5. Блокираторы и другие программы-вымогатели 95
1.6.6. Хакерские утилиты и защита от них 97
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак 99
ЭОР к главе 1 на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) 102
Глава 2. Моделирование и формализация 103
2.1. Моделирование как метод познания 103
2.2. Системный подход в моделировании 105
2.3. Формы представления моделей 107
2.4. Формализация 109
2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 110
2.6. Инструменты программирования для разработки и исследования моделей 112
2.6.1. Понятие массивов 112
Практическая работа 2.1. Исследование процесса изменения температуры средствами программирования с использованием заполнения массива 113
2.6.2. Другие составные типы данных 117
2.6.3. Использование массивов данных в разработке моделей 128
Практическая работа 2.2. Проведение исследования на упорядочение и поиск экстремальных значений потока информации о температуре воздуха 134
2.6.4. Использование элементов графики в разработке моделей 142
Практическая работа 2.3. Проектирование простого графического редактора 150
2.6.5. Исследование математических моделей 166
Практическая работа 2.4. Графическое решение уравнения 168
Домашний проект. Графическое решение уравнения 175
2.6.6. Оптимизационное моделирование в экономике 176
Практическая работа 2.5. Построение и исследование оптимизационной модели 178
Домашний проект. Оптимизация раскроя 182
2.7. Исследование интерактивных компьютерных моделей 182
2.7.1. Исследование физических и астрономических моделей 182
Практическая работа 2.6. Построение и исследование модели «Бросание мячика в стенку» 185
Домашний проект. Построение и исследование модели «Бросание мячика в стенку» 197
2.7.2. Исследование химических моделей 197
Практическая работа 2.7. Построение и исследование модели «Распознавание волокон» 199
2.7.3. Исследование биологических моделей 203
Практическая работа 2.8. Построение и исследование модели «Популяция» 204
ЭОР к главе 2 на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) 207
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) 208
3.1. Базы данных 208
3.2. Система управления базами данных 211
3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты 211
Практическая работа 3.1. Создание базы данных 212
3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в базе данных 216
Практическая работа 3.2. Создание формы в базе данных 217
3.2.3. Поиск записей в базе данных с помощью фильтров и запросов 222
Практическая работа 3.3. Поиск записей в базе данных с помощью фильтров и запросов 228
3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных 232
Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных 232
3.2.5. Печать данных с помощью отчётов 233
Практическая работа 3.5. Создание отчёта в базе данных 234
3.3. Иерархическая модель данных 235
3.4. Сетевая модель данных 235
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи 236
ЭОР к главе 3 на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) 238
Глава 4. Социальная информатика 239
4.1. Информационное общество 239
4.1.1. Информационная культура 245
4.2. Правовые основы информационной среды 246
4.2.1. Лицензирование программного обеспечения 249
Практическая работа 4.1. Законы об охране авторских прав 252
4.3. Социальные сервисы и сети 253
4.4. Информационная безопасность 260
Практическая работа 4.2. Законы об информационной безопасности и электронной подписи 265

Учебник обеспечивает изучение курса «Информатика» в 11 классе на базовом уровне.
Учебник входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для старшей школы, включающего:
учебники по курсу старшей школы на базовом уровне: «Информатика. 10 класс» и «Информатика. 11 класс»;
методическое пособие для учителей.
Учебник содержит практикум.
Компьютерный практикум может проводиться в операционных
системах Windows щШ и Linux ^\.
Файлы для выполнения практических работ предложены в авторской мастерской Н. Д. Угриновича на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/.
Начало каждой работы компьютерного практикума обозначается значками операционной системы и приложений, для которых приведена подробная пошаговая инструкция выполнения работы.
В конце каждой главы приведён список рекомендуемых электронных образовательных ресурсов с сайта ФЦИОР (Федерального центра информационно-образовательных ресурсов): http://fcior.edu.ru.

Конкретных ляпов (см. ниже) не так много, и я надеюсь, что автор легко исправит их в следующем издании.

Первым персональным компьютером был «Apple II», созданный в 1977 году. (с. 14)

Обычно первым считают компьютер Altair-8800 , который был разработан Э. Робертсом и выпущен в 1975 году небольшой американской фирмой MITS.

[посещение виртуального компьютерного музея ] 1. Запустить браузер... 2. На появившейся начальной странице музея активизировать ссылки. (с. 16-17)

Эта инструкция могла бы быть полезна ученикам 5-6 класса, которые впервые выходят в Интернет. Тем не менее, в учебнике она полностью повторяется для трех браузеров. В 11-м классе достаточно было фразы «Посетите виртуальный компьютерный музей по адресу... и выполните следующее задание...».

И еще. Как дети поймут выражение «активизировать ссылки»? По-русски это называется «используя ссылки, посетите разные разделы сайта».

Файловая система. В процессе работы компьютера происходит обмен файлами между устройствами. (с. 25)

Отсюда следует, что устройства компьютера обмениваются информацией в виде файлов?!

Минимальным адресуемым элементом носителя информации является кластер... (с. 25)

Во-первых, нужно уточнить, что речь идет о дисковых накопителях (на магнитной ленте, например, кластеров нет). Во-вторых, минимальным адресуемым элементом является сектор . Кластер — это минимальный блок, который может быть выделен файлу.

Файловая система организует кластеры в файлы и каталоги. (с. 25)

Да-да, вдруг (о ужас!) они останутся неорганизованными. :-) В самом деле каждому файлу выделяется на диске нужное количество еще не занятых кластеров. И все.

Диск, на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным . (с. 27)

А у меня вот загрузочный диск — C: , а файлы операционной системы расположены на диске D: .

Журналируемая файловая система хранит список изменений, которые она будет проводить с файловой системой перед фактической записью изменений. (с. 31)

Форма отображает одну запись в удобном для пользователя виде. (с. 109)

Это простейший случай. Кроме того, есть еще ленточные формы (отображают несколько записей), а также многостраничные формы (показывают только часть данных одной записи).

2.3.4. В логический раздел диска одновременно может быть установлено (с. 144) :

1) несколько различных операционных систем;
2) несколько копий одной операционной системы;
3) только одна операционная система;
4) фрагменты различных операционных систем.

Для Windows ответы 1 и 2 тоже правильные. Хотя в этом случае нужно аккуратно работать с папкой Program Files .

Многие вопросы в тестах раздела «Повторение. Подготовка к ЕГЭ» сформулированы так, что для «правильного» ответа (совпадающего с авторским) необходимо догадываться, что задумал автор, какие у него могли быть соображения. Глубокие знания только вредят, поскольку в этом случае человек понимает, что не все так однозначно.


Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных...

Читать полностью

Учебник ориентирован на Преподавание в общеобразовательных учреждениях курса "Информатика и ИКТ" в 11 классе на базовом уровне. Учебник полностью соответствует образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ. В учебнике рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход к Моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Учебник мультисистемный, так как практические работы могут выполняться в Операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу "Информатика и ИКТ".
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях
7-е издание

Скрыть