Информационная война в современном мире

Текст
Антон Мухатаев

Для большинства современных государств открытые военные конфликты стали бессмысленными, что отражает статистика. Согласно выкладкам канадского учёного Стивена Пинкера, от войн между племенами в древности погибало в 9 раз больше людей, чем от войн в XX веке, а в Средневековье жертвами насилия становились в 30 раз больше человек, чем в последние годы. По оценке ООН, сейчас в активной стадии находятся 11 крупных конфликтов (с более чем 1 тыс. погибших за год). Это не так много, если сравнивать с предыдущими эпохами. Другое дело, что участились так называемые информационные войны. Look At Me разобрался, что они собой представляют и как не стать их жертвой.

Что такое информационная война?


Любая война - это вооружённая борьба между несколькими сторонами, которые добиваются своих целей. Для информационной войны характерно то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его. Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса.

Что входит в понятие информационной войны?


В широком смысле информационная война включает в себя манипулирование информацией и средствами коммуникации, сбор данных, пропаганду, саботаж логистики и электроники, слежку и другие меры. В прикладных значениях термин близок к понятиям психологической войны (дезинформация и пропаганда) и кибервойны (воздействие на каналы коммуникации). Большинство людей затрагивает первый тип, поэтому речь пойдёт о нём.

Как ведётся информационная война?

Как манипулируют сознанием?


Манипулируют всегда скрытно: если вы знаете, что вами пытаются манипулировать, значит, это не удалось. Техники манипулирования постоянно совершенствуются. В первую очередь важно не то, что говорят, а то, как говорят. В наши дни пропаганда не даёт прямые ответы: когда людям слишком откровенно навязывают чужую точку зрения, они сопротивляются. Вместо этого пропаганда подталкивает людей к выводам, чтобы они думали, что пришли к ним сами. Всего исследователи выделяют несколько десятков правил, которым следуют манипуляторы.

Какими приёмами пользуются манипуляторы?


Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде - например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.

Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием - особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.

Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.

Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации - как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.

Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям - кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.

Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.

Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готовы довольствоваться малым - только совсем плохо не стало бы.

Почему манипулирование работает?


Человеку важно осознавать себя частью общества и сверяться с мнением большинства. Через СМИ можно навязать любую точку зрения под видом мнения большинства. Люди, которые придерживаются иного взгляда, побоятся высказаться, если решат, что с ними мало кто согласится - хотя на деле большинство может быть с ними согласно. Кроме того, человеку необходима система координат - он не может жить в неопределённости. Пресса создаёт иллюзию цельной картины мира и объясняет все события, не выходя за её рамки. Во всё, что этому не противоречит, охотно верят. Здесь возникает и почва для конспирологии: не все события легко объяснить стечением обстоятельств, мотивы людей не всегда прозрачны, поэтому проще свести всё к заговору.

Как не стать жертвой информационной войны?


Есть только одно идеальное противоядие - почти полностью изолировать себя от СМИ. Но в постиндустриальном обществе это возможно только в том случае, если вы станете отшельником. Тем, кто не готов к такой радикальной мере, пригодятся несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума:

Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.

Помните приёмы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.

Пропагандистская медиамашина против церкви

Религиозные войны - древний и хорошо изученный феномен. Они всегда отличались жестокостью и бескомпромиссностью, будь то Тридцатилетняя война или война однодневная, когда в ночь на 24 августа 1572 года цивилизованные европейцы - католики и протестанты - вырезали друг друга в количестве, превысившем число жертв всех лет правления Ивана Грозного. Религиозные войны всегда имели информационное сопровождение, начиная от устной коммуникации древних времен и заканчивая глобальными информационными войнами современности. Сам термин «пропаганда» в нынешнем его толковании обязан рождению основанной в 1622 году римским папой Григорием XV Конгрегации пропаганды веры, ставшей главным инструментом информационных войн католицизма.


Лето 2012 года ознаменовало беспрецедентную для начала XXI века глобальную информационную войну против Православия. Раньше на нашу веру нападали магистры и короли с топорами, мечами, копьями и стрелами; нашу страну, словно колорадским жуком, усеивали всевозможными сектами. Большевики-богоборцы жестоко убивали православных священников. Теперь на православную церковь обрушилась глобальная пропагандистская медиамашина.

То, насколько унифицировано и однородно действовали западные масс-медиа в проведении пропагандистской кампании против Православия, говорит о чрезвычайной её важности для заказчиков. Такое единство в информационной линии западных СМИ за последние 15 лет можно было встретить лишь в нескольких случаях - агрессия НАТО против Югославии в 1999 году, августовская война России и Грузии в 2008 году, события 2011-12 годов в Ливии и Сирии. Даже вторая война в Ираке не вызвала в западном медиасекторе такого единодушия - из-за позиции, например, Франции. Информационная же война против Православия его вызвала.

Основой информационной кампании, разумеется, было освещение деяний Pussy Riot (сокращённо PR). Её характеризовали: синхронность вбросов, выведение нужных тем в заголовки новостей и потопление ненужных, единство стиля. Например, в качественных англоязычных СМИ прочно устоялась языковая конструкция «anti-Putinband» (антипутинская группа), которая удачно использовалась в заголовках новостей, тем более в сочетании с «за решеткой», «суд», «обвинение», «осуждение». Истинное же название, которое переводится на русский не совсем цензурно, старались употреблять как можно реже, особенно в начале сообщений. Акции PR стремились максимально удалить от контекста плясок в храме и приблизить к антипутинскому контексту.

В России кампанию удачно поддерживал либеральный пропагандистский треугольник: «Эхо Москвы», «Новая газета» и «Дождь». В отечественном политическом пропагандистском поле использовались и более мелкие детали (например, поднятая история трехлетней давности о часах Патриарха), а важнейшим механизмом пропаганды была попытка в протестантском ключе отделить веру от церкви. Но Православие - это не протестантизм, тем более не неопротестантизм, церковь вплетена в суть веры, и стремление разделить их - это именно стремление нанести как можно более сильный удар по вере.

«PR не стремились оскорбить религию», - говорили либеральные СМИ. Да, всего лишь устроили похабные пляски на амвоне в храме - символе российского Православия... С языком же пропаганды либеральные СМИ и их последователи в социальных сетях не церемонились, выбирая семантически нагруженные слова и конструкции - «мракобесие», «охота на ведьм», «инквизиция» и другие. К двум последним известным изобретениям католической церкви, кстати, православная церковь исторически отношения не имеет.

О деяниях духовных представителей других религий либеральные СМИ чаще всего молчат или упоминают вскользь. Много ли вы слышали о скандалах с педофилией, потрясающих Ватикан? В конце лета была опубликована информация, что только в Брюсселе около тысячи детей обратились с жалобой на домогательства католических священников-педофилов. Знаете ли вы о том, что в 2009 году в Нью-Джерси была раскрыта ОПГ, занимавшаяся торговлей человеческими органами и частью ее был коллектив раввинов? Слышали ли вы о том, англиканская церковь в течение семи лет была акционером крупнейшего в мире медиахолдинга NewsCorp., наиболее последовательно поддерживающего глобальные войны США и их союзников и традиционно занимающего жесткую антироссийскую позицию?

В управлении англиканской церкви, между тем, находится сумма в 10 миллиардов евро, в управлении Ватикана - около 12 миллиардов. Но «ЗАО РПЦ» либералы называют только Православную церковь с её активами в 2,3 миллиарда рублей. Вот такие умолчания и передергивания фактов.

Интронизация Патриарха Кирилла

Использовалось в пропагандистской компании и вырывание из контекста евангельских фраз. Касательно PR нередко приводилась цитата «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие», при этом опускалась вторая часть - «Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. (Мф 21, 28-32)».

Тем более не говорилось о смысле самой библейской притчи, искажалась мысль о том, что только в осознании своего греха и покаянии можно найти прощение Божье. Сегодня я хочу максимально отойти от онтологии и сосредоточиться на социокультурном аспекте. Но нельзя не напомнить, что небрежное толкование святых для идеологического противника текстов (тем более в прагматичных целях) - традиционный способ религиозной информационной войны.

Другое дело - в Православии сама Церковь, как Тело Господне, безгрешна, а отдельные ее служители могут быть грешными. Но, как известно, верующие хотят изменить себя с помощью Церкви, а не саму Церковь. Смысл веры - это спасение души, а не фанатичный поиск грехов служителей церкви. В тех проблемах, которые существуют в Православии, и духовенство и прихожане способны разобраться сами, без живого участия атеистов и представителей других религий. Известно, что попытки представить религию как нечто неактуальное, устаревшее, изжившее себя - важнейший механизм психологической войны против народа. Атака на Православие - это не просто атака на религию, исторически объединившую Россию и стоявшую у истоков ее государственности, но и атака на веру, дающую духовную силу русскому человеку и позволяющую ему обрести внутреннюю свободу.

Нападения на Православие не случайно интенсифицировались и приобрели характер глобальной информационной войны именно с интронизацией Патриарха Кирилла. Именно при нем Церковь заняла активную общественную позицию (Церковь отделена от государства, но не от общества), все чаще указывая на общественные пороки, например, обогащение одних за счет несчастий других или пропаганду гомосексуализма. А пасторский визит Патриарха на Украину, ставивший целью показать, что Православие - объединяющая сила двух братских народов. Разве могло это оставить в покое мировую и российскую «либеральную общественность»?

Право на веру

В этом же контексте надо рассматривать и глобальные атаки на ислам. Ведь это тоже чувственная религия с акцентированной верой в загробную жизнь и приоритетом духовных ценностей над материальными, нетерпимостью к разврату и пошлости, что так не нравится (мягко говоря) глобальным либеральным силам. Поддерживая справедливый гнев мусульман по поводу унижения их религии, я всё же рад, что в России не было такой реакции на оскорбление православных святынь, а православные (за редким исключением) восприняли происходившее с достоинством и чувством того, что они выше оскорблений. Исторически было так - чем больше притесняли и унижали Православие, тем оно становилось сильнее - так было и так будет.

Я с уважением отношусь ко всем традиционным религиям, уважаю право людей верить в то, как они хотят. В религии, разумеется, не может быть плюрализма - мы не признаем, что правильно верят представители других конфессий, они не признают, что правильно верим мы. Мы можем спорить о религиях друг друга, добросовестно изучать и критиковать наши религии. Но культура человеческих отношений, чувство собственного достоинства никогда не позволят воспитанным людям опускаться до оскорблений чужой веры, хамства и бесцеремонности в религиозных вопросах. Именно те, кто оскорбляет религии, отрицает право людей на веру - и толкают общество в пучину средневекового мракобесия и религиозных войн.

Владимир Сапунов,
доктор филологических наук,
доцент кафедры телевизионной и радиожурналистики,
профессор кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета.

Вардан Эрнестович Багдасарян - д.и.н., проф., зам. главы Центра научной политической мысли и идеологии

Проблематика представляемого исследования определяется контекстной средой четырех последних лет. Содержание исторического контекста определяется разверткой активной фазы новой информационно-психологической войны против России. Русская Православная Церковь оказалась в фокусе этой информационного атаки. Необходимо понять, прежде всего, в чем причины данной фокусировки.

Еще в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский провозглашал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг - русское православие». Сегодня кое-кто ставит под сомнение достоверность данного высказывания. Но даже признание возражений скептиков, мало что меняет в общем содержании западного политологического дискурса. Обратимся, в частности, к недавним заявлениям министра иностранных дел, бывшего премьера Швеции Карла Бильдта: «Православие - главная угроза для западной цивилизации… Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи». Подчеркну, что это заявление ни политолога, а действующего политика, официального лица.

Почему же именно православие объявляется после демонтажа коммунизма главным врагом Запада?

Гибель прежней, советской системы государственности соотносилась с процессом деидентификации. Вначале был дезавуирован коммунизм, как мировой проект, далее подверглась разрушению цивилизационная идентичность, выражаемая на тот момент маркером «советский народ», потом - социально-групповые идентичности. (Рис. 1). Процесс деструкции был доведен до элементарных социальных связей. Фактически это состояние означает в перспективе смерть социума. Выйти из аномии возможно посредством выдвижения новой, собирающей социум идеологии. Через нее и будет задана матрица воссоздания уровневой системы идентичностей России.

Рис. 1. Процесс разрушения идентичностей в современной России

Соответственно, геополитические противники России должны предотвратить выдвижение ей любых новых сборочных идеологических проектов. Отсюда должны подвергаться дискредитации любые доктрины, которые могли бы быть взяты за основу новой российской сборки.

Наиболее сильные позиции в российском обществе из всех потенциальных патриотических идеологий имеет православный проект. Его из всех артикулированных на сегодня вариантов поддерживает большинство. Другие патриотические проекты генерируют внутри себя неприемлемые угрозы. Евразийский проект содержит угрозу азиатизации России, проект русского национализма - межнациональной войны и распада страны, неосоветский проект - материализма и детрадиционализации. Все эти угрозы возникают при гипертрофированности определенных, заложенных в основании этих идеологий ценностных принципов. Но гипертрофии можно и избежать.

В соединении с православным проектом каждая из этих угроз снимается. Наличие в ядре православной версии истории и культуры предотвращает угрозу азиатизации страны. Христианская ценностная платформа не допускает, в свою очередь, националистически-племеннного крена идеологического строительства. Религиозный базис новой идеологии не позволяет, наконец, перевести ее в формат материализма и детрадиционализации. Именно православие оказывается, таким образом, главным потенциальным интегратором для России. Это, очевидно, хорошо понимается и российскими противниками, что и определяет информационную атаку на РПЦ, начатую ровно в то время, когда на уровне руководства страны заговорили о восстановлении духовных скреп государственности. (Рис. 2).

Рис. 2. Идеологические проекты возрождения России

Безусловно, выдвигаемый новый идеологический проект России не должен быть проектом самобытного регионального бытия. Бороться с противником следует на глобальном уровне, что только и дает перспективу победы. Регионализация противоречит самому смыслу христианства, как религии обращенной не к какому-то одному народу, а к человечеству в целом. Имеет ли потенциал такого обращения современное православие? Фиксация стран по доле православного населения показывает, что такой потенциал существует. В этом ареале оказываются и страны, не относимые к традиционным границам распространения православия. Отсюда - возможность наступательной в идеологическом плане позиции. (Рис. 3).

Рис. 3. Карта распространения православия в мире

Православие наднационально. Оно является религией большинства для 44 народов мира. Эти народы представляют 9 языковых семей. Так что в мировом геополитическом раскладе сил исходные позиции православного проекта для глобального предъявления существуют. (Рис. 4).

Рис. 4. «Дерево» православных народов

И вот на православие предпринимается информационная атака. Ее развертка датируется началом 2012 года, фактически совпав с апогеем белоленточного движения. О характере развернувшейся против православия информационной атаки дает представление контент-анализ заголовков статей в СМИ и интернет. Приведем некоторые типичные формулировки:

  • «О православии головного мозга»
    «Православный национализм»
    «Силовики благочестия»
    «Сказание о коррупции в гнилых недрах РПЦ»
    «РПЦ это коррупция и неэффективность»
    «Дары волков и новая эпоха Просвещения»
    «Православные хоругвеносцы против канализационных люков»
    «Православные хулиганы»
    «Православные чекисты»
    «Церковный империализм»
    «Рашизм - православный фашизм»
    «Православный Талибан»
    «Нечестивый союз православной церкви с Путиным»
    «Патриарх Кирилл - религиозная опора путинского национализма»
    Оценка совокупности этих заголовков может быть только одна - «война».

Информационно-психологическая война, согласно с теорией войн нового типа, ведется на нескольких уровнях - информационном, концептуальном и парадигмальном. Переходя с одного уровня на другой, осуществляется когнитивное подчинение адресата получения информации. Рассмотрим эту цепочку на примере скандала с «Pussy Riot». Устраивается провокация, результатом которой является вынесение судом уголовного наказания для панк-рокеров. Это начальный информационный уровень борьбы: массовый вброс информации о наказании девушек. Далее осуществляется переход на концептуальный уровень. Для этого перехода предлагается ответить - почему девушки оказались в тюрьме? Ответ - потому, что РПЦ против свободы слова. Вопрос - почему РПЦ против свободы слова - выводит на третий парадигмальный уровень. Ответ - потому что православие тоталитарная религия. Приговор в отношении Православной Церкви, а через нее и всей российской цивилизации оказывается вынесен. (Рис. 5).

Рис. 5. Уровни информационно-психологической войны

Теоретические основы вынесенного приговора выработаны в западном идеологическом пространстве довольно давно. Приведем высказывания двух, признанных на Западе, равно как и в либеральной части российского общества, в качестве специалистов по истории России американских историков и политологов - Ричарда Пайпса и Уолтера Лакера. Схожесть их биографий - оба выходцы из Польши - показывает принцип кооптации кадров на Западе в информационной борьбе против России.

Ричард Пайпс : «Чего можно было реалистически ожидать от русской церкви? Из-за своей консервативной философии и традиционной зависимости от государственной власти она никак не могла выступать в качестве либерализующей силы. Но она могла сделать два важных дела. Прежде всего, она могла отстоять принцип сосуществования светской и духовной власти, выдвинутый в Евангелии от Матфея (22:16-22) и подробно разработанный в теории Византийской церкви… Не совершив этого, она позволила государству претендовать на власть как над телом человека, так и над его умом, и таким образом сильно способствовала уродливому разбуханию светской власти в России в то время и даже более того в последующую эпоху.

Во-вторых, она могла бы с гордо поднятой головой завязать борьбу за самые элементарные христианские ценности… Однако она не сделала ни того, ни другого (за исключением изолированных случаев) и вела себя так, как будто ей не было дела до восстановления попранной справедливости. Ни одна ветвь христианства не относилась с таким равнодушием к проявлениям социальной и политической несправедливости. В конечном итоге политика русской православной церкви не только дискредитировала ее в глазах всех, кто дорожил социальной и политической справедливостью, но и произвела духовный вакуум, заполненный светскими идеологами, стремящимися создать в этом мире рай, который христианство обещало в мире ином».

Уолтер Лакер: «Большинство христианских церквей (не только в России) на пороге века тяготели к консервативным, правым партиям. Исторические причины этого очевидны: церковь не просто тесно отождествлялась с политическим истеблишментом, но была его частью; интересы и идеология церкви и истеблишмента полностью совпадали. Те, кто бросал вызов существующему строю, были рационалистами, атеистами, врагами церкви и государства. Правда, в каждой стране находились дальновидные церковные деятели, которые понимали, что, если церковь желает сохранить влияние, она должна идти в ногу со временем, а это, ввиду быстрых изменений в обществе и культуре, требовало церковных реформ… Тождество церкви и государства нигде не провозглашалось столь громко, как в России: православная церковь была служанкой царского режима… Идеология крайней правой в России во многом основывалась на положениях религии».

Из фиксации ведения войны против православия на трех когнитивных уровнях следует, что и ответные действия должны вестись в уровневой системе. Наряду с информационным противодействием, нужно также противодействие концептуальное и парадигмальное. Концептуально должен быть раскрыт смысл современной борьбы против православия и России. Парадигмально - смысл мировой истории в системе координат добро-зло. В арсенале информационно-психологической войны против православия имеются различные приемы, неограниченные методикой прямых, «лобовых» атак. Разрушение православного континуума предполагает нанесение удара по его пространственной и историко-временной перспективе.

Пространственный ракурс выражается в формирование барьеров для потенциального объединения. Очевидно, что перспективе идеологической сборки на основе православия должна быть, по логике войны, противопоставлена стратагема внесения раскола в православный мир. То что это делается и, более того, достигло определенных результатов свидетельствуют события на постсоветском пространстве. Два наиболее острых конфликта России последнего времени - с Грузией и Украиной. Оба эти государства не только бывшие республики СССР, но и общности православной идентичности. Отношение грузинского и украинского населения к России, равно как и российского - к Грузии и Украине, вследствие этих конфликтов существенно ухудшилось. Результат - фактически созданное препятствие для реализации православного реинтеграционного проекта. (Рис. 6).

Рис. 6. Украина и Грузия в оценках россиян

Историко-временной ракурс состоит в разрушении единой, целостной канвы истории православия и, в частности, истории РПЦ. Для этого продуцируются различного рода исторические мифы, направленные на дезавуирование Православной Церкви в прошлом. Перечислим наиболее популярные из мифов, циркулирующих в современном информационном пространстве:

  • миф о периферийности Византии;
    миф о византийском тоталитаризме;
    миф о погроме языческой культуры;
    миф о поддержке Церковью золотоордынских ханов;
    миф о насильственной христианизации народов Поволжья, Севера и Сибири;
    миф о «русской инквизиции» XV-XVI вв.;
    миф о преференциях православного населения в России;
    миф об организованных Церковью гонениях на русскую науку и культуру;
    миф об отсутствии у РПЦ авторитета среди народа;
    миф об организации Церковью антисемитских погромов;
    миф о поддержке РПЦ государственной репрессивной политики
    миф о массовом сотрудничестве священнослужителей с фашистами на оккупированных территориях;
    мифы, дезавуирующие отдельных православных святых.

В совокупности эти мифологемы покрывают фактически всю историю православия. Не остается ни одного периода, который бы не был очернен.

Одновременно предпринимаются попытки концептуальной ревизии российской истории. История православия в России фактически совпадает с историей российской государственности. В этом отношении российский цивилизационногенез оказывается историческим выражением православной ценностной матрицей. Не случайно, основоположники цивилизационного подхода маркировали Россию как «православную цивилизацию». Соответственно, изменение масштабов российской истории ведет к выхолащиванию значения в ней православного фактора. Таких ревизий фиксируется две - либеральный подход - сужения масштабов и неоязыческий - их расширение.

В либеральной версии с 1991 года началась история Новой России. Груз прошлого, выражаемый, в том числе, православными традициями, должен быть в понимании либералов быть сброшен ради прорыва в будущее.

Неоязычники, напротив, максимально удревляют русскую историю. Такое удревление может показаться на первый взгляд выражением патриотических устремлений. Чем, казалось бы, не основание для национальной гордости видеть свое государство в перечне древнейших цивилизаций мира?! Но при данном масштабировании православный период оказывается не более чем эпизодом в многотысячелетней русской истории. Соответственно, и имманентность православия российскому цивилизационногенезу отвергается. Русскую цивилизацию предлагается реконструировать уже, естественно, не на православной, а языческой платформе. (Рис. 7).

Рис. 7. Православный и оппонирующие взгляды на историю

Информационная кампания против РПЦ, надо признать, дала свои результаты. Это фиксируют различные социологические опросы. По данным опроса Левада-центра за 2012 год, только 13% населения считает, что критика в адрес церковных иерархов вызвана стремлением противников русского национального возрождения унизить церковь, ослабить ее союз с властью и народом. Большинство же видит причину в самой Церкви - ее обслуживанием интересов действующей власти (25%), стремлением к земным благам (16%), растущим консерватизмом и агрессивным фундаментализмом (7%), неприятием свободы (6%). Суммарно антицерковную позицию поддержало 54% респондентов против 13%, поддерживающих Церковь.

В сравнении данных мониторинга Левада-центра за 2012 год с аналогичными опросами 2001 и 2005 годов, обнаружилось падение престижа Церкви в обществе. Сократилась на 10% доля респондентов, дающих ответ - «определенно да» на вопрос - должна ли церковь оказывать влияние на принятие государственных решений. На 8% снизилась доля лиц, отвечающих «определенно да», по вопросу - следует ли российским властям руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями? На 5% снизилось число респондентов, указывающих на «очень важную роль» религии в их жизни. Несколько увеличилось число противников преподавания «основ религии» в школе. Возросло также число противников введения в России налога на нужды религиозных общин. (Рис. 8).

Рис. 8. Результаты антицерковной пропаганды в России. Данные опроса Левада-Центра (2012 год)

Данные Левада-центра соотносятся с данными опроса 2013 года ВЦИОМ. Согласно ему, менее половины россиян считает, что православие чаще являлось движущей силой развития России. В тоже время 30% отрицает вообще какое-либо влияние православия для России, а 9% определяет его негативным. Возросла, в сравнении с 2009 годом, по данным ВЦИОМ, доля респондентов, считающих предосудительным вмешательство Церкви в дела государства. Только половина населения поддержала позицию о недопустимости того, чтобы во главе России оказался человек, исповедующий отличную от православия религию. (Рис. 9).

Рис. 9. Православие в представлениях россиян (опрос ВЦИОМ, 2013 год)

Все эти цифры указывают, что информационная борьба проигрывается. Если не предпринять соответствующих усилий по изменению ситуацию новая война против России и православия может быть проиграна.

Палатка украинских униатов на Майдане в Киеве 2014 г.

Русское православие оказывается в фокусе атак на постмайданной Украине. Приходят одно за другим сообщения о вторжении экстремистов в православные храмы, гонениях на священнослужителей.

Случайны ли эти нападения? Председатель Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко заявил, что идеология России в «гибридной войне» против Украины - «православный фундаментализм». Фактически повторяется тезис о православии, как главном, после низвержения коммунизма, враге Запада. «Они, - пояснил глава СБУ, - вырастили целое поколение российских военных, которые уверены, что на территории Украины нужно уничтожать украинцев - тех, которые имеют другое мнение и образ жизни, чем в их профашистском и евразийском воображении. Опасность в том, что это исповедуется как новая волна православия - православный фундаментализм». Повторение на уровне украинского руководства формулы З.Бжезинского свидетельствует в очередной раз о проектном характере революции на Украине.

Использование маркера «православный фундаментализм» также один из приемов когнитивных манипуляций. Понятие фундаментализм в информационных потоках последних лет было жестко привязано к исламу. Исламский фундаментализм преподносился, в свою очередь, фактически как синоним терроризма. Соответственно, появление понятия «православный фундаментализм» подразумевало его связь с террористической практикой. По сути, православию, как ранее исламу, предъявлено обвинение в том, что оно является идеологией терроризма. (Рис. 10).

Рис. 10. Маркер «православный фундаментализм» в информационно-психологической войне против России

А что с другой стороны? Что в религиозном плане представляет собой элита майданной Украины? Широкая инкорпорированность в нее представителей различных религиозных сект и меньшинств общеизвестна. Сформирован пул некого «квазирелигиозного интернационала». Можно дать и более жесткое определение - «сатанизм». (Рис. 11).

Рис. 11. Религиозный облик Майдана

Особого внимания заслуживает возросшая популярность на Украине неоязыческого движения «Рун-веры». По сути, оно и является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Официально в качестве идеологии Третьего Рейха оно никогда не провозглашалась. Но фактически именно на основе неоязычества осуществлялось новое идеологическое строительства, и, прежде всего, в отношении немецкой молодежи.

То что украинское неоязычество является западным проектом достаточно очевидно. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Активистской движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко. (Рис. 12).

Рис. 12. Генезис украинского неоязычества

Идейные истоки российского неоязычества - те же. Германская неоязыческая ариософия была после войны адаптирована русскими эмигрантами. В русской эмигрантской среде и создаются первые объединения, популяризирующие дохристианскую языческую Русь. Претензия на глобальную ревизию истории Древней Руси была предъявлена, в частности, в широко издаваемых в разных странах Запада трудах, обосновавшегося в Канберре, Сергея Лесного (Сергея Яковлевича Парамонова). В позднесоветский период неоязыческое движение переносит свою деятельность в СССР. Оно формирует одно из направлений диссидентства. Со временем борьба против коммунистической идеологии сменяется установкой борьбы против православия. Фактически к настоящему времени сформировано движение неоязыческого национализма в России. Родственной украинской «Рун-вере» предстает русская «Род-вера». Использование русских неоязычников в том же качестве, как украинские неоязычники были использованы на Майдане, следует рассматривать как реальную перспективу в попытках организации «цветной революции» в России. (Рис. 13).

Рис. 13. Идейные истоки неоязычества в России

Информационная война обнаружила на современном этапе факт, казалось бы, невозможного ранее альянса либерального западничества и нацизма. По православию наносятся одновременно удары с двух флангов. Западнический либерализм ведет борьбу с православием как со скрепой русской цивилизации. Нацизм, в свою очередь, борется с православием в качестве надэтнического (надплеменного) учения. Принципиально нового в этой борьбе ничего нет. Глубинными истоками либерально-западнического похода на православие являются претензии на мировой универсализм аффилированных на Западе религий. Истоки же антиправославной позиции нацизма связаны с древним противостоянием христианству в лице племенного язычества. (Рис. 14).

Рис. 14. Противники православия. Почему либералы объединяются с нацистами?

И вновь вернемся к отправной исторической точке - распаду СССР.

Советское государство не было государством христианским. Идеология СССР официально опиралась на атеистическое мировоззрение. Однако в ценностном отношении советское общество держалось в значительной мере на сохраняемой по инерции традиции христианской морали. С распадом СССР у части воцерковленных групп населения возникла иллюзия, что десоветизация приведет Россию к христианскому возрождению. И действительно, религиозная жизнь в этот период легитимизировалась. Однако за десоветизацией открывается производная от нее новая стадия деструкции ценностных оснований российского общества - его дехристианизация.

Наносится удар по исторически сформированным на базе христианской культуры ценностям. (Рис. 15).

Рис. 15. Десоветизация как первый этап дехристианизации

И этот вызов имеет не только отношение к России. Запад уже дехристианизирован. Гей-парады, воинствующий гедонизм, узаконенная система глобального ростовщичества - все эти типичные признаки выстроенной новой модели жизни явно диссонируют с христианским миропониманием.

Дехристианизация России означала бы в этих условиях фактически финальную точку исторического «евангельского проекта». Не к этому ли идет дело? Не раскрываются ли сегодня глубины той онтологической, трансцендентной борьбы, о которой говорилось в великих религиозных откровениях прошлого.

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ЛУЧШАЯ ПРАВДА – НАГЛАЯ ЛОЖЬ

    23 июня 1941 года вышла первая передача вещательной корпорации Би-би-си на русском языке, Русская служба Би-би-си заработала в 1946 году. 7 февраля 1947 года радиостанция «Голос Америки» начала своё вещание на Советский Союз на русском языке. Позднее к ним присоединились «Радио Свобода», «Немецкая волна» и другие. Так началась эпоха информационных войн, заменивших все горячие войны в современном мире.

    Информационные войны в современном мире. В погоне за морковкой

    Главной целью этих радиостанций было формирование мышления и направление воли народов Советского Союза на необходимость ликвидации коммунистического режима.

    В официальных инструкциях ставились цели:

    • сеять вражду между народами Советского Союза и народами других социалистических стран;
    • подрывать доверие к СССР, изображая Советское государство как «неоимпериалистическую» державу;
    • распространять дезинформацию, разжигать националистические чувства.

    Также велась популяризация принципов «свободного мира»: свобода передвижения, слова и вероисповедания, отсутствие унижающей уравнительной системы и т.д .

    Передачи отличались не только содержанием, но и стилистикой подачи материала. Мягкие, приятные голоса дикторов чередовались с музыкой, которую невозможно было услышать на союзных радиостанциях или купить в магазинах: Beatles, RollingStones, Элла Фитцджеральд…

    Это может быть вам интересно

    Одной из любимейших программ Русской службы Би-Би-Си стала программа «Рок-посевы» Севы Новгородцева. Сначала, в 1977 году, эта передача начала выходить под названием «Программа поп-музыки из Лондона».

    Всё это заставляло наших соотечественников льнуть к своим радиоприёмникам в надежде услышать что-то новое, отличное от официальной пропаганды. И в этом смысле мы были благодарными слушателями. Так, в середине 1980-х годов только на «Голос Америки» ежедневно настраивалось до 30 миллионов советских слушателей.

    Информационные войны в современном мире. Российское ухо востро

    Для советских людей слово всегда имело особую ценность. То, что написано в газете, было непреложной истиной и ему верили беспрекословно. «Это же написано в газете »!

    Но самое сильное воздействие на психику происходит через ухо, а наибольшее воздействие – на ухо звуковика. Поэтому особую силу воздействия эти «вражеские голоса» имели на территории Советского Союза, где менталитет соседствует со звуковым поиском .

    Российские уши особенные, звуковые, мы сами подставляем уши и ждём, когда начнётся воздействие на них словом. Плюс к этому добавляется наше коллективистское общество и естественно доверчивый ум. И слушатель готов к потреблению любой информации.

    А если она ещё и преподнесена грамотно, когда даётся 99 % правды, и всего 1% того, что необходимо сказать для пользы тех, кто ведёт трансляцию,то мы уже сами догадывались, что нам надо было понять из всего сказанного. Ненавязчивый сравнительный анализ не в нашу пользу — и мы уже сами делаем выводы о преимуществе другой системы ценностей, не советской.

    Со своим звуковым духовным поиском мы искали — где мир лучше и справедливее и бежали за морковкой, которую нам преподносили под видом демократии и свободы капиталистического мира. Всё это сверху как розочками на торте украшалось сверкающими возможностями общества потребления.

    На фоне скудного советского ширпотреба и автопрома этот аргумент воспринимался как жирная точка в нашем подсознательном решении «жить как в Америке». Это был коллективный протест против серой застывшей жизни советского периода застоя. Мы не видели преимущества, которые давала советская система, а только её недостатки. А когда «вражеские голоса» стали слушать те, кто должен был их глушить, развал Советского Союза был предопределён.

    То, что происходило в последующие 25 лет в нашей стране можно определить, как дезориентацию и хаос в головах людей. Потеря огромной части населения и коллективный поиск дальнейшего пути страны. Вот чего нам стоило это поражение в информационной войне.

    Информационные войны в современном мире. Век развешивания лапши на уши

    Сегодня объём нашего психического необычайно возрос по сравнению с предыдущими поколениями и сила воздействия слова тоже необычайно выросла. Сегодня словом можно быстрее убить и, наоборот, быстрее раскрыть.

    Для сохранения нашей целостности сила слова нивелируется, ему уже не верят так, как раньше, в период мягкой пропаганды. Сегодня работает только стопроцентная наглая ложь, доведённая до абсурда.

    Ложь сегодня введена в ранг войны . Так, в Ираке ищут химическое оружие и не находят, но под этим предлогом бомбят и захватывают страну. Тот же сценарий через некоторое время повторяется в Ливии, Сирии.

    Страх и неуверенность в завтрашнем дне нагнетаются через средства массовой информации. Сегодня уже информационная война идёт в просторах интернета – новой реальности. Здесь создаются события, которых не было на самом деле, уже трудно отличить правду ото лжи. В угоду интересам нескольких государств льётся кровь и сталкиваются лбами братские народы, опускаются до состояния нищеты ранее процветающие государства. Принцип «Разделяй и властвуй!» никто не отменял.

    Пример информационной войны в современном мире мы сегодня видим в ситуации Украины и России. Когда люди с одинаковым менталитетом видят одну и ту же ситуацию совершенно противоположно. Налицо попытка столкнуть лбами брата на брата и решить свои интересы с разговорами о демократии и свободном выборе каждого народа.

    Информационные войны в современном мире. Разделяй и властвуй!

    Принцип «Разделяй и властвуй!» — это принцип обонятельной меры , которая сохраняет свою жизнь, сохраняя целостность своей стаи. А в борьбе за собственную жизнь все средства хороши и нет запрещённых приёмов. Сегодня каждая страна имеет большую возможность сохранить свою целостность, если ослабляет других.

    В этом смысле Америка никакой не злодей, а борющаяся за сохранения себя страна. Всеми доступными способами и с применением новейших технологий Америка борется за свою жизнь, выжигая и обманывая, оговаривая и натравливая народы. Такова политика.

    Нам, рождённым с уретрально-мышечным менталитетом, такая политика непонятна. Уретральник живёт на отдачу по нехваткам и своё ментальное переносит на отношения с другими странами. Так, в СССР перенос на политику уретрального менталитета страны выражался в помощи слаборазвитым государствам, иногда даже в ущерб себе, предпочтении иностранцев.

    Информационные войны в современном мире. Чтобы в них победить

    Информационные войны в современном мире стали появляться с ростом технических возможностей воздействия на человека и нашей возможностью их воспринимать. Сами себя изуродуем и сделаем всё, что от нас ожидают – этого ждут от нас, когда начинают информационную войну.

    Что может Россия сегодня противопоставить тому мощному потоку информации, который льётся в наши звуковые уши и дезориентирует, сбивает с нашего ментального пути?

    Можно пытаться фильтровать интернет, заняться выпуском своих процессоров и программного обеспечения. Создать свои кибер-войска и улучшить техническое оснащение служб безопасности госучреждений. С сильнейшими, но, к сожалению, пока не очень популярными докладами на тему информационных войн в современном мире выступает российский специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов.


    Игорь Ашманов: «Сегодня информационное доминирование — это всё равно, что господство в воздухе »

    Но в любом случае, мы оказываемся в роли догоняющих. Так как технологии информационных войны и опыт их ведения – у Америки, у нас всё это в зачаточном состоянии. Значит здесь мы их не переиграем.

    Но у нас есть то, что неспособно раскрыть американское ухо, так как оно иначе устроено. У нас есть то, что мощнее, чем информационная война, которая сегодня ведется по всему миру. Это возможность понимания психического человека . Понимания себя, своих желаний и возможностей. И понимания другого как себя.

    Когда мы начинаем понимать себя, свои желания, наша жизнь становиться гармоничнее и счастливее, уходят страхи и неуверенность в завтрашнем дне, нас уже труднее обмануть и запугать. Когда понимаем другого человека, мы начинаем видеть — на что он способен, какой поступок совершит, мы видим, когда нам говорят правду или лгут.

За долгие годы пребывания в социальных сетях я наблюдала не один и не два случая т.н. нашей прогрессивной публики. Уверена, что и вы все их отлично помните. Это могло быть связано с террористическим актом или технологической катастрофой, с каким-нибудь природным катаклизмом, с громким судебным процессом. Или же с планомерными ударами по тому или иному государственному или социальному институту. Игорь Ашманов говорил об этом так (цитирую по памяти): «Вспомните, кого вы ненавидели шесть месяцев назад, кого год назад, а кого три года назад».

Все информационные кампании такого рода развиваются по схожим сценариям.

Мы живем в огромной стране.

У нас постоянно что-то происходит и будет происходить

Видите ли, мы живем в огромной стране с большим количеством населения. У нас постоянно что-то происходит и будет происходить. Рано или поздно какой-нибудь служитель закона убьет из табельного оружия случайного прохожего. Рано или поздно какой-нибудь священник на машине собьёт какую-нибудь старушку. Рано или поздно врачи не заберут приболевшего человека в больницу, и это внезапно обернется летальным исходом. Что-нибудь такое происходит у нас каждый день. К огромному несчастью, жизнь вообще полна трагических случайностей.

Задача информационной атаки состоит в том, чтобы из трагических случайностей слепить для читателя общую картину кромешного ужаса, в котором он живет. Объяснить, что перед читателем не просто отдельные случаи, стечение обстоятельств, некомпетентности и прочего. А натуральная система. Более того, эта система складывается не в результате небрежения властей, а в результате их злой воли. Они не просто плохо образованы и много воруют. Нет! Их жадность беспредельна, стремление к власти бесконечно, а в их пагубных законах можно проследить стремление не только набить свои карманы, но и как можно больнее уязвить самолюбие всех свободных, неравнодушных и честных людей страны. Унизить их как можно сильнее. Потому что какая же власть без сладости унижения ближнего!

Чтобы все это возымело действие, нужен постоянный приток негативной информации по той или иной теме. По тренду, так сказать. Поскольку жизнь может и не давать нужных фактов, приходится вытаскивать и распространять факты старые. Это, кстати, является одним из признаков информационной атаки.

Кого ненавидим сейчас?

Для примера. Кого ненавидим сейчас? Ненавидим мэрию Москвы, лично господина Собянина и лично господина Печатникова. В связи с чем? В связи с реформой медицины. Еще чуть-чуть ненавидим при этом РПЦ, потому что на месте закрываемых больниц будут строить мракобесные храмы. Кого жалеем? Врачей и пациентов. Правда, исключительно московских.

И к этому надо вытаскивать все, что идет по теме, невзирая на дату публикации. Сейчас в своих лентах вы можете прочитать, что за последние две недели с собой покончили в столице восемь онкобольных. Фраза яркая, сразу бьет в глаза. Беда, правда, в том, что информация эта увидела свет 26 марта 2014 года в Интерфаксе. На следующий день материал на эту тему сделала русская служба BBC. Однако, в тот момент, когда эта информация увидела свет, в социальных сетях обсуждали совершенно другие вещи. сравнивала Путина с Гитлером, а присоединение Крыма с аннексией Австрии. Кому тогда было дело до онкобольных?

Почему тема всплыла сейчас? Ну, так удобно совпало. В начале декабря в Москве покончил собой пенсионер, у которого тоже была онкология. Почему же не пишут о пенсионере? А он один. Не так бьет по перепонкам. Зато всплыли мартовские самоубийства. А если кто-нибудь скажет, что это-де старая информация, тут же можно подсунуть и свежего пенсионера. Вот, мол, ужас-то продолжается.

Ужас, конечно, продолжается. Вот только он никак не связан с медицинской реформой в Москве и с именем Леонида Печатникова (если не считать его мартовского заявления). А связан с оборотом наркотиков в России и с неуклюжими попытками наших властей решить эту проблему затыканием легальных дыр. Под раздачу попадали даже ветеринары. Печальная комедия еще и в том, что больше всех по поводу обезболивания некогда выступала та самая доктор Лиза, которая нынче нерукопожатна. У нее же хоспис и богатый опыт. Кстати, BBC в мартовском материале несколько последних абзацев как раз Елизавете Глинке и посвятила. Но сегодня ссылку дают на тот материал, где о докторе Лизе не сказано ни слова.

С марта утекло довольно много воды. 12 декабря в Госдуме пройдет второе чтение поправок к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». Эти поправки как раз и направлены на то, чтобы облегчить обезболивание тяжелых случаев. Более того, поправки были внесены в Думу как раз по итогам мартовских выступлений в прессе. И врачебным сообществом эти поправки были восприняты с облегчением. Можно говорить о том, что в данном случае Дума работает медленно, однако нельзя говорить о том, что законодатели никак не реагируют на проблему.

Но во время вникать в материал нет нужды. Надо забрасывать читателя все новыми и новыми подробностями.

Пока я разбиралась в вопросе, всплыли многие забавные вещи.

«Снимаю шляпу. Человек с большой буквы»; «Его высказывания дорого стоят»; «Это страшный моральный удар по системе: официальное лицо все-таки»; «Это естественная брезгливость нормального человека, не желающего иметь ничего общего с людоедами»... Знаете, кем так восхищается прогрессивная публика в комментариях на Гранях? Да Леонидом Печатниковым же. В мае 2013-го. Тогда Леонид Печатников отказался отвечать на вопрос Комсомолки после истории с абажуром. Господин Сунгоркин потом этот факт комментировал. Время идет быстро: давно проехали.

Особенность момента состоит еще и в том, что никто ничего не скрывает. Гарри Каспаров прямо говорит, что власть надо валить, а сделать это можно только в Москве, только тогда, когда средний класс в столице почувствует себя ущемленным и выйдет на русский майдан. А вся остальная страна и настроения в ней никому не интересны.

Поэтому, кстати, и медицина нужна исключительно столичная. Таковы установки. Какие бы там онкобольные в Иркутске, Твери или Дудинке не кончали с собой, никого это не интересует. Работают по принципу «уж если». В смысле, уж если в Москве, в богатейшем мегаполисе, такое происходит, то что творится в остальной России? В этом посыле, правда, есть серьезный логический изъян. Раз Москва — богатейший мегаполис, а в остальной России все еще хуже, то не стоит ли сначала подтянуть остальную Россию до уровня Москвы хотя бы? Но на это вам ответят, что москвичи сами сражаются за свои права, а если Ростов или Красноярск хотят, то пусть сами выходят на свои площади, никто их ждать не будет, инертных.

Поскольку тема с воровством голосов на выборах и продвинутым в свое время не сработала, то сейчас активно переключаются на идеи левые, достаточно популярные в нашем обществе в отличие от либеральных. Отсюда и медицина, отсюда и образование, отсюда и гречка. Окончательная проблема лишь в том, что о гречке и медицине народу зачастую вещают люди, обедающие в ресторанах и рожающие в Лондоне. Если вообще рожающие («как-то не верится» пока им). Как-то не поняли они еще, что если в одном фейсбучном «статусе» они сообщают о заказе кухонного гарнитура из США, а в другом вопят, что их лишают бесплатной медицины, то это немножко диссонирует одно с другим. Самую малость.

Однако не могу сказать, что такие информационные атаки вообще никак не действуют на наше общество. Конечно, действуют. Просто вспомните, сколько времени прошло с момента выхода гуляющего призрака до Великой октябрьской. А сейчас все идет гораздо быстрее.