Гашение (почта). Чистые или гашеные почтовые марки


Марка СТО
- (перевод английского термина "С ancelled-Т o-О rder", от сокращения которого появился часто употребляемый в России термин - СТО) - почтовая марка, погашенная почтовым штемпелем по просьбе клиента или организаций уполномоченной на это государством.

В России такой организацией до недавнего времени являлась ИТЦ "Марка", согласно п. 3.3. Положения о Государственных знаках почтовой оплаты РФ №115 от 26 мая 1994 года:"...Издатцентру "Марка" разрешается изготавливать на предприятиях Гознака или самостоятельно часть тиражей Государственных знаков почтовой оплаты в гашеном виде."

И хотя в настоящее время из этого положения изъяты полностью пункты 2 и 3 (в т.ч. и п. 3.3), однако в прошлом почта СССР и РФ активно изготовляла СТО. Думаю, что в современной редакции такая законодательная возможность имеется.

А теперь более подробно о возникновении СТО (в дальнейшем будем использовать для краткости этот термин). Кто-то не поленился и подсчитал, что во всем мире за первые 10 лет существования почтовой марки (1840 -1850 гг.) в 11 странах было выпущено всего 44 марки. Вдумайтесь в эту цифру - за 10 лет выпущено всего 44 марки, это чуть больше 1 марки в квартал. Теперь можно понять первых коллекционеров, которые успешно собирали «весь мир». Известные филателисты 19 века утверждали, что первые марки в их коллекциях появились в конце сороковых - начале пятидесятых годов, т.е. примерно через 10 лет после выпуска «черного пенни». И можно понять издателей, которые выпускали для коллекционеров иллюстрированные альбомы «Для марок всего мира».

Следует отметить, что до 1871 года, когда в Перу вышла первая (что касается слова первый, то тут всегда возникают и другие претенденты на этот титул) памятная (коммеморативная) марка, посвященная 20-летию открытия железнодорожной линии Лима - Каллао, сюжет почтовых марок был довольно прост. На почтовой марке изображали портрет главы государства, просто цифру номинала, аллегорический рисунок. Памятная марка резко изменила ситуацию. Так как юбилеев в мире много, то и число марок начало резко расти. Памятные марки были значительно привлекательнее традиционных почтовых марок, поэтому ряды филателистов тоже начали быстро расти. В результате появился эффект «снежного кома».

Первые коллекционеры собирали марки купив их на почте или сняв нужную марку с конверта. Сколько же ценнейших марок было погублено при этом. Когда же число марок и стран, выпускавших их, стало резко расти, то они стали прибегать к услугам торговцев. И все чаще стали спрашивать для коллекций гашеные марки т.к. коллекционировать чистые марки стало финансово достаточно накладно. Эту тенденцию уловили почтовые администрации и в продаже появились почтовые марки погашенные специально для коллекционеров. Ведь они стоили в несколько раз дешевле не гашенных и при этом значительно отличались (в лучшую сторону) своим внешним видом от марок снятых с конверта. Это было выгодно и коллекционерам и почтовым администрациям, которые получали от торговцев деньги, значительно превосходящие их полиграфические затраты.

Трудно сказать, когда началась эра гашения почтовых марок по заказу. Они получили популярность, ну а дальше начал действовать закон рынка "Спрос рождает предложение". Основное отличие марок СТО от марок, погашенных почтой в процессе оплаты почтовых услуг - наличие оригинального клея.

Думаю, что никто не оспорит тезис, что СТО - это практически единственная возможность купить полные серии почтовых марок по приемлемой цене, потому что на покупку чистых не у всех хватает средств. Собрать же гашеную полную серию, т.е чтобы все марки серии прошли реальное почтовое обращение, крайне трудная задача, иногда вообще не реальная. Вспомним период начала коллекционирования большинства из нас - детский возраст, огромный интерес, но нет никакой возможности купить полные серии не гашеных марок. СТО же многим предоставляли эту возможность, увеличивая численность филателистов, многие из которых позднее, став известными коллекционерами, могли и пересмотреть свое отношение к СТО.

Замечу, что ряд коллекционеров с большим предубеждением относятся к СТО. Однако такая позиция, думаю, не совсем верна. Каждый коллекционер делает собственный выбор. Не нужно думать, что СТО это изобретение нашей советской (российской) почты и почт бывших стран народной демократии. Они существуют во многих, причем очень известных в филателистическом мире странах. Вот перед Вами многочисленные СТО Франции. И многие коллекционеры с удовольствием их покупают. Просмотрел выставочный регламент ФИП. Там нигде нет упоминания о запрете СТО для экспонирования.


Но продолжим историю СТО. На первых порах для выполнения решения об изготовлении СТО организация, выполняющая этот заказ выделяла работников, давала им в руки почтовый штемпель и они начинали методично гасить листы почтовых марок. Затем это процесс решили немного механизировать. Наверное стали использовать какие-то механизмы чтобы облегчить процесс гашения марок. В конце концов кто-то сообразил, что этот процесс можно осуществить прямо в процессе печати почтовых марок. При этом гашение марок в листе происходит очень аккуратно, одним оттиском гасится сразу 4 марки и ручной труд вообще исключается.



Когда гашение почтовых марок происходит в типографии, то последовательность операций не всегда совпадает со вроде бы очевидной схемой: вначале полностью печатается типографский лист марок, а только затем происходит гашение этого листа почтовым штемпелем. На практике эту последовательность задает технолог, поэтому иногда получается так, что на некотором этапе на поверхность типографского листа наносится оттиск почтового штемпеля, а уж потом допечатывается сама почтовая марка или часть ее. В результате возникает сюрреалистическая картинка - какая-то из красок почтовой марки может получиться сверху черной краски штемпеля.

Когда коллекционеры это заметили, то марки СТО стали одним из излюбленных объектов исследования, наравне с поиском разновидностей. Появились и публикации на эту тему в различных филателистических журналах. Что касается советских (российских) СТО, то гашение их производится настоящим почтовым штемпелем, который часто оставляет видимые вмятины на оборотной стороне марки. В некоторых странах даже штемпель на марках СТО производится офсетным способом.

Однако, несмотря на все споры о почтовых марках погашенных по заказу (СТО) они остаются и будут оставаться предметом коллекционирования, т.к. они наиболее доступны для начинающих филателистов и часто являются той питательной средой на которой может вырасти в будущем какой-нибудь известный и уважаемый коллекционер.

Есть еще одна, самая первая, т.к. по времени более ранняя, причина появления СТО. Встречаются случаи, когда по каким-то причинам отпечатанный тираж почтовой марки становится невозможно использовать по назначению. В этом случае, что бы как то оправдать свои расходы, почтовая администрация аннулирует оставшийся запас почтовых марок, нанеся на марки какой-то знак и продает эти марки коллекционерам по скромным ценам.

Для примера можно привести цитату из каталога Скотт (речь идет о марках Испании):" Марки выпусков 1854-1882 гг., погашенные тремя параллельными горизонтальными полосками или тремя линиями - нераспроданные остатки ". Подобные случае были и в истории земских марок России (например марка №1 (1897 год) Новоузенской почты Самарской губернии - в каталоге Чучина написано: "...чаще всего эти марки перечеркнуты красной или синей чернильной полосой, уничтожавшей марки в листах. Марки без таких линий ценятся выше )".

В связи с памятной датой называется спецгашением и также исключает возможность приёма и обработки почтовых отправлений с погашенными спецштемпелем знаками, имея тем самым лишь коллекционное значение.

Часто к гашениям относят и нанесение штемпельных пометок на сами почтовые отправления, не затрагивающие поверхности знаков почтовой оплаты.

История [ | ]

Введённые в оборот с 1840 года почтовые марки сразу же породили потребность в ясном указании на оплаченных (франкированных) марками почтовых отправлениях , что знак почтовой оплаты выполнил свою функцию и должен быть аннулирован. Наиболее ранние гашения - пером и чернилами. Однако до изобретения шариковой ручки этот процесс был более трудоёмок и занимал больше времени, чем применение ручного почтового штемпеля .

Кроме того, гашение единообразным штемпелем со всеми предписанными признаками (дата, место и т. д.) оставляло меньше возможностей для злоупотреблений. Поэтому большинство почтовых администраций ввело для сетей своих отделений обязанность использовать официально утверждённые штемпели - либо поставляемые самой администрацией, либо ручной работы начальника той или иной почты, либо заказанные им на стороне, но по утверждённому образцу. Любопытно, что почтовый штемпель более чем на 200 лет старше почтовой марки: впервые он был применён Генри Бишопом в 1661 году в Великобритании (см. домарочный период). С появлением марок функции штемпеля были расширены, а их важность переосмыслена.

Основной связанной с процессом гашения проблемой до середины XX века для почт стало изобретение и внедрение таких его способов, которые бы делали невозможным смыв чернил или краски с марки и последующее повторное её использование в ущерб почте: почтовые и смежные услуги поначалу стоили достаточно дорого, что вводило потребителя в соблазн. Технологическая мысль шла по нескольким направлениям:

  • изготовление возможно более несмываемой краски, чернил;
  • совершенствование материала марки с целью затруднения смыва чернил гашения (и проч.);
  • изобретение способов необратимого и заметного глазу механического повреждения материала марки.

Уже в начале XX века в разных странах были выданы десятки патентов на свежеизобретённые способы, устройства и машины, позволяющие аннулировать марки со всё большей гарантией и не повреждая конверта и письма. С течением времени, однако, большинство таких способов постепенно потеряло актуальность по экономическим причинам: штемпель оказался проще, надёжнее и дешевле остальных вариантов.

Способы гашений [ | ]

1. Загрязнение поверхности знаков почтовой оплаты
Ручное Механическое
чернилами перьевой или шариковой ручки фломастером , маркером карандашом краской оттиск почтового штемпеля или штампа (штемпелевание)
2. Повреждение материала знаков почтовой оплаты
надрез(ы) или разрез(ы) надрыв(ы) или разрыв(ы) прокол(ы) или пробо́й

В настоящее время для почтовых нужд в подавляющем большинстве случаев используется механическое гашение штемпелем , штемпелевание (post marking ). Однако существуют и иные его способы (см. таблицу выше). Большинство их характерно для ранних этапов развития почтовой связи и, соответственно, почтовых марок классического периода , либо для марок специального назначения - газетных , посылочных , тренировочных и др. Например, первые марки Афганистана (1871-1891) при использовании разрывались, поэтому некоторые из них встречаются лишь в негашёном виде. Там же и в то же время (1871-1880) марки гасились пальцем, смоченным краской.

Разрывались пополам газетные марки в США и Австрии и посылочные - в Италии . Гашение надрезанием или разрезанием марок ножницами применялось, например, в Турции в 1908-1922 годах. В некоторых странах ранние выпуски знаков почтовой оплаты гасились от руки, чернилами (manuscript cancellation ). В небольших, отдалённых отделениях связи такой способ иногда применяется и сейчас, хотя, как правило, почтовые отделения обладают как минимум ручными штемпелями. Гашение карандашом или пером , весьма распространённое в позапрошлом веке, ныне используется для аннулирования почтовых марок, случайно не погашенных обычным порядком, то есть почтовым штемпелем.

Повреждение применяется в случае, если это контрольный экземпляр или образец . Книжечки марок (буклеты) могут аннулироваться проколом или пробоем отверстия с помощью компостера , специального пробойника или просто дырокола в случае, если они высылаются компаниям, разместившим в них свою рекламу, чтобы они могли видеть результат, но не могли использовать марки. Надрывами или проколами гасились почтовые марки, наклеенные на служебную документацию в почтовом отделении , для предотвращения их незаконного снятия и продажи коллекционерам или повторного использования. В частности, подобный вид гашения применялся в середине 1920-х годов в СССР на марках денежных почтовых переводов и сопроводительных адресов к посылкам .

Существовали и ещё более экзотические виды гашения - например, широко применявшееся в конце XIX века в Австро-Венгрии , Франции и др. странах гашение газетной печатью, когда наклеенные на чистые бумажные листы газетные марки запечатывались типографским набором одновременно с печатанием самих газет (в филателии оно классифицируется обычно как род предварительного гашения), и т. д.

Виды гашений [ | ]

Поскольку в настоящее время в подавляющем большинстве случаев гашение производится с помощью почтового штемпеля, виды гашений де-факто являются подразделом в классификации самих штемпелей. По назначению и значимости в почтовом деле различают основные, вторичные (или дополнительные) и служебные штемпели (подробнее см. почтовый штемпель). Все категории штемпелей технологически пригодны для гашения марок, однако не все предназначены для этого. С этой точки зрения обычно выделяют:

Филателистические аспекты [ | ]

Целью гашения является аннулирование марки, однако это можно сделать двояко: затронув лишь край марки или большую часть её поверхности. В английской терминологии в первом случае говорят о «лёгком гашении» (light cancel ), во втором - о наличии полного штемпеля - гашение «

Как-то на Уфимском почтамте протянул оператору конверт с наклеенным на него почтовым блоком «1000 лет Ярославлю» для заказного отправления.

Что это? - удивилась женщина, показывая на блок.

Почтовый блок с одной маркой, - отвечаю.

И девушка нацелилась штемпелем на уголок блока, как это она обычно делает с маркой, намереваясь погасить её. Остановил почтовика: «Марка в середине блока. Её гасите». Или другой пример. Иногда корреспонденцию приходится отправлять из близлежащего, 105-го отделения связи. И неоднократно приходилось наблюдать, с каким неподдельным интересом рассматривали почтовики художественные марки. Даже спрашивали, где я их беру.

Налицо факт незнания операторами новых почтовых российских марок, выходящими в почтовое обращение, и неумения гасить почтовые блоки. И что помимо стандартных почтовых марок, существуют ещё и коммеморативные - памятные, юбилейные - знаки оплаты. А периодическую информацию почтовикам обо всём этом могло бы «поставлять» республиканское общество филателистов, но, видимо, в почтовом управлении рассуждают, что они и «сами с усами».

То, что на почте не умеют гасить почтовые блоки, беда не только наших почтовиков. В конце февраля получил пакет из столицы. Так на нём тоже 50-рублёвая марка в блоке, посвящённом победе российских теннисистов в соревнованиях на Кубок Дэвиса в 2003 году, оказалась не погашенной. Оператор почтового отделения 101000 (г.Москва) из окошка с литерой «6» стукнула штемпелем по краешку блока. Так что снимай блок с конверта, а марку пускай в новый оборот, как многие активные потребители почтовых услуг в таком случае и поступают.

Ладно, что для рядовых работников почты специальные штемпеля нередко - экзотика. Так ведь и ответственные работники УФПС Башкирии, по роду своей деятельности занимающиеся государственными знаками почтовой оплаты и штемпелями (а подборка и исследование почтовых штемпелей - это один из разделов филателии), не хотят вникать в тонкости своей работы.

Так, недавно в Москве был заказан уфимский спецштемпель «150 лет со дня рождения М.В.Нестерова». Но, заказывая штемпель, задумывались ли в управлении: какие конверты, карточки будут гасить люди в юбилей знаменитого российского художника? Да, к этому майскому дню ИТЦ «Марка» выпустит почтовый блок, конверт первого дня. Но гашение-то будет происходить в Москве, может, - и в Петербурге! А что Уфа? Почему гашение первого дня не провести бы и в нашем городе? Ведь именно здесь родился этот выдающийся мастер кисти! Поэтому с такой официальной просьбой ещё осенью прошлого года обратилось к почтовому руководству республики правление Общества филателистов Башкортостана. А в январе ещё раз письменно напомнило об этом. Но в отделе продаж почтовых услуг не увидели разницу между штемпелем первого дня и обычным юбилейным почтовым штемпелем и заказали последний.

Ну, а с надеждой, чтобы у любителей живописи, почтовых работников, да и у уфимских филателистов маленький праздник всё же состоялся, мы на днях обратились к президенту республики Р.З.Хамитову с соответствующей просьбой: заказать штемпель «Первый день. 150 лет со дня рождения М.В.Нестерова. Уфа. 17.05.2012». И порадовать почитателей таланта Михаила Васильевича Нестерова во многих регионах России красивым почтовым блоком, оттиском специального штемпеля и конвертом.

Алексей Сухарев,

председатель правления

Общества филателистов Башкирии .

Вы могли бы пояснить что ценнее для коллекции: гашеная марка, негашеная марка, марка на конверте, гашеная марка на конверте?

Вот такой поступил недавно вопрос, который в очередной раз заставил меня задуматься над вроде бы очевидными вещами. И я решил ответить.

Ценность для коллекции? Это можно объяснять долго, кто-то писал целую книгу на эту тему.

Поясню так. Ценность есть - выраженная в деньгах , т.е. стоимость при возможной продаже.

И есть коллекционная ценность , представляющая важное значение для филателистической оценки. Это важно при исследовательской работе и для выставления на фил. выставку.

Не гашеная марка оценивается во всех каталогах мира в 99,999999% случаев дороже гашеной, причем существенно. Часто в 3-4, и даже 10 раз выше гашеной.

Объяснений здесь несколько и они простые. Изначально не гашеная марка может использоваться по назначению, т.е. приравнивается к средствам оплаты . Второе , негашеная марка выглядит лучше, штемпель не закрывает рисунок и надписи. Поэтому многие собирают и хотят иметь в своих коллекциях НЕ гашеные марки, в следствие этого третья причина - спрос на них выше, соответственно и цена.

Исключение , когда гашеная марка бывает дороже чистой (и это отмечено в каталогах), это когда в периоды инфляций и всяких катаклизмов марки не успевали использоваться по назначению. Т.е. не проходили почту, и поэтому прошедшие почту являются редкими. А чистые - можно найти даже листами и не зависимо от года давности, даже 19 века. Но только для гашеных марок важно условие, чтобы штемпель был читаем.

Вот как раз почтовый штемпель, и в особенности конверт с маркой (марками), прошедший почту и является "коллекционной ценностью". Коллекционеров - собирателей цельных вещей (конвертов,карточек,писем и пр.) существенно меньше, чем просто собирателей марок. Но и хорошо сохранившихся конвертов, с уникальными штемпелями, - тоже мало. Есть конверты - единственные в своем роде.

Итак , если говорить о ценности. приравненной к стоимости, то она в любом случае определяется рынком, т.е. спросом и предложением. Каталоги и пытаются отслеживать именно эту ценность.

Коллекционную ценность оценить сложнее. Но в большинстве случаев "интересный" конверт с маркой, прошедший почту, стоит дороже, чем просто эта чистая марка.

Хочу продолжить коллекцию деда, а для этого нужно лучше ориентироваться в теме, чтобы при обмене не обманывали те, кто в филателии варится десятилетиями.

...."продолжить коллекцию деда" - дело хорошее. Если Вы ожидаетет совета, то он таков:

выберите тему (направление), которое Вам более по душе. Возможно это будет хронология, т.е. марки которые описаны в каталогах. Начните закрывать "дырочки", оставленные дедом. Замену плохих по состоянию марок на хорошие, гашеные - на чистые.

Обмена как такового сейчас не практикуется. Если у Вас есть в наличии так называемый обменный фонд, или просто марки не в Вашей теме, то их придется продавать, А уж покупать то, что в тему.

Каталоги дают цены к сведению. И в основном эти цены ориентированы на продажу марок в салонах, типа "Библиоглобуса". Всегда коллекционеры стараются покупать марки в % от цен каталога, бывает и всего за 10-20%. Например марки СССР с 1961 года можно искать даже за 50-60% от каталога Соловьева (у Загорского цены повыше). Марки 30-50 годов - за 70-90%.

Но продавцы конечно хотели бы продать за все 100%....

Обманывать Вас конечно будут! А как без этого? Но если Вы не будете спешить, то больших ошибок не наделаете и опыт приобретете.

Предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа .

Гашение знаков почтовой оплаты спецштемпелем в связи с памятной датой называется спецгашением и также исключает возможность приёма и обработки почтовых отправлений с погашенными спецштемпелем знаками, имея тем самым лишь коллекционное значение.

Часто к гашениям относят и нанесение штемпельных пометок на сами почтовые отправления, не затрагивающие поверхности знаков почтовой оплаты.

История

Введённые в оборот с 1840 года почтовые марки сразу же породили потребность в ясном указании на оплаченных (франкированных) марками почтовых отправлениях , что знак почтовой оплаты выполнил свою функцию и должен быть аннулирован. Наиболее ранние гашения - пером и чернилами. Однако до изобретения шариковой ручки этот процесс был более трудоёмок и занимал больше времени, чем применение ручного почтового штемпеля .

Кроме того, гашение единообразным штемпелем со всеми предписанными признаками (дата, место и т. д.) оставляло меньше возможностей для злоупотреблений. Поэтому большинство почтовых администраций ввело для сетей своих отделений обязанность использовать официально утверждённые штемпели - либо поставляемые самой администрацией, либо ручной работы начальника той или иной почты, либо заказанные им на стороне, но по утверждённому образцу. Любопытно, что почтовый штемпель более чем на 200 лет старше почтовой марки: впервые он был применён Генри Бишопом в 1661 году в Великобритании (см. домарочный период). С появлением марок функции штемпеля были расширены, а их важность переосмыслена.

Основной связанной с процессом гашения проблемой до середины XX века для почт стало изобретение и внедрение таких его способов, которые бы делали невозможным смыв чернил или краски с марки и последующее повторное её использование в ущерб почте: почтовые и смежные услуги поначалу стоили достаточно дорого, что вводило потребителя в соблазн. Технологическая мысль шла по нескольким направлениям:

  • изготовление возможно более несмываемой краски, чернил;
  • совершенствование материала марки с целью затруднения смыва чернил гашения (вафелирование и проч.);
  • изобретение способов необратимого и заметного глазу механического повреждения материала марки.

Уже в начале XX века в разных странах были выданы десятки патентов на свежеизобретённые способы, устройства и машины, позволяющие аннулировать марки со всё большей гарантией и не повреждая конверта и письма. С течением времени, однако, большинство таких способов постепенно потеряло актуальность по экономическим причинам: штемпель оказался проще, надёжнее и дешевле остальных вариантов.

Способы гашений

Виды гашений

Филателистические аспекты

Целью гашения является аннулирование марки, однако это можно сделать двояко: затронув лишь край марки или большую часть её поверхности. В английской терминологии в первом случае говорят о «лёгком гашении» (light cancel ), во втором - о наличии полного штемпеля - гашение «бычий глаз », или «удар по носу [предполагаемого портрета на рисунке марки] » (bulls-eye cancel или socked on the nose ). В зависимости от вида филателистической коллекции для её обладателя становится предпочтительнее либо тот, либо иной тип гашений.

В случаях, когда гашение нечёткое, смазанное, неочищенное, жирное, расплывшееся, со следами комков и/или излишним содержанием штемпельной краски и т. д., говорят о «грязном» или «грубом» штемпеле. Такое гашение как правило снижает филателистическую ценность марки. В связи с этим за рубежом даже практикуются специальные наклейки на конверты с текстом: «Гасите, пожалуйста, чисто» (то есть аккуратно). Подобным образом филателисты призывают почтовых работников производить чёткие оттиски почтовых штемпелей .

Коллекционерам стоит также опасаться фальшивых гашений, особенно некоторых марок классического периода, которые в гашёном виде редки. Иногда подделывается не оттиск целиком, но лишь его часть - дата, место гашения, номер отделения и проч.

Гашения от руки технологически подделать наиболее легко, однако в этом случае подделку часто выдаёт неестественный для соответствующего времени состав чернил, манера написания букв и т. д.

См. также

Примечания

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М. : Радио и связь, 1988. - 320 с. - ISBN 5-256-00175-2 . (См. статьи, начинающиеся на Гашение .)
  • Граллерт В., Грушке В. Филателистический словарь / Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. - М. : Связь, 1977. - 272 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. - М. : Связь, 1968. - 164 с.
  • Якобс В. А. Почтовые гашения в филателистических коллекциях. - М. : Радио и связь, 1983. - 144 с. - (Библиотека юного филателиста; Вып. 14).

Ссылки