Ffmpeg не является внутренней или внешней командой. Понимаем FFmpeg. Ускорить или замедлить аудио

ffmpeg действительно мощный видеокодер/декодер. Он работает в командной строке, а не в графическом интерфейсе. Командная строка - это то черное окно, которое вы найдете, щелкнув и набрав cmd , затем нажмите enter. Это также называется «командной строки». После настройки вы вводите команды ffmpeg в одном из этих окон, чтобы использовать его.

Вот основные шаги, чтобы «установить» и использовать его:

Установка

ffmpeg теперь «установлен». Командная строка теперь распознает команды ffmpeg и попытается запустить их.

Обновление FFmpeg

Чтобы обновить FFmpeg, просто вернуться на страницу загрузки в шаге 1 и загрузите файл почтового индекса. Распакуйте файлы и скопируйте их поверх старых файлов в папке, созданной на шаге 2.

Использование FFmpeg

Использование FFmpeg требует, чтобы вы открыть окно командной строки, а затем введите FFmpeg определенные команды. Вот типичная команда FFmpeg:

Ffmpeg -i video.mp4 -vn -ar 44100 -ac 1 -b:a 32k -f mp3 audio.mp3

Эта команда состоит из четырех частей:

  1. ffmpeg - Эта команда сообщает CMD, что мы хотим запустить FFmpeg команды. cmd сначала ищет ffmpeg.exe в одной из папок с шага 6 в разделе «Установка». Если он найден, он попытается выполнить команду.
  2. -i video.mp4 - Это входной файл. Мы будем работать над этим файлом.
  3. -vn -ar 44100 -ac 1 -b:a 32k -f mp3 - Это «аргументы». Эти символы похожи на мини-команды, которые точно определяют, что мы хотим делать. В этом случае говорится, что нужно создать mp3-файл из источника ввода.
    • -vn - Оставьте из видеопотока
    • -ar 44100 - Определяет аудио разрешение в герцах.
    • -ac 1 - Аудиоканалы, только 1. Это эффективно «сделать моно».
    • -b:a 32k - Битрейт аудио, установлен на 32 кбит/с.
    • -f mp3 - Принудительное преобразование MP3. Без этой команды ffmpeg пытается интерпретировать то, что вы хотите, на основе расширения, которое вы используете в имени выходного файла.
  4. audio.mp3 - Это выходной файл.

Как вы можете догадаться, эта короткая команда делает аудиофайл MP3 из файла MP4.

Чтобы выполнить эту команду, если у вас есть файл MP4, чтобы попробовать это на, выполните следующие действия:

  1. Нажмите клавишу Windows + R.
  2. Тип cmd затем введите.
  3. Изменить путь к файлу, над которым вы хотите работать. Тип cd . Он должен выглядеть примерно как cd C:\Users\name\Desktop\ .
  4. Теперь введите команду ffmpeg с именем вашего входного файла. Команда будет работать с некоторой обратной связью. Когда это будет сделано, cmd будет доступен для большего количества команд.

Это основной способ использования ffmpeg. Команды могут быть намного сложнее, но это только потому, что у программы столько энергии. Используя the ffmpeg documentation , вы можете узнать все команды и создать очень мощные скрипты. После этого вы можете сохранить эти сценарии в файл.bat, чтобы вам просто нужно дважды щелкнуть файл, а не набирать всю команду каждый раз. Например, this answer contains a script that will create MP3"s from all the MP4"s in a folder . Затем мы будем комбинировать мощность ffmpeg с мощностью cmd, и это приятное место, когда вам нужно делать профессиональное видео/аудио кодирование в горных файлах.

FFmpeg - это набор библиотек для обработки видео и аудио файлов. FFmpeg сконвертирует mov в mp4, наложит водяной знак, склеит несколько видео файлов в один, поменяет разрешение, перекодирует потоковое видео, создаст поток сам. FFmpeg полезен для тех, кто профессионально работает с видео, разрабатывает медиа приложения или просто обрабатывает домашние записи.

FFmpeg не имеет графического интерфейса и управляется командами из консоли. Многие пользователи работают с ним, копируя нужные команды из интернета, не понимая, что значит тот или иной флаг. Научимся осознанно работать с FFmpeg на примере нескольких полезных команд.

Сегодня мы пройдем путь от получения информации о файле до применения нескольких фильтров одновременно, решая задачи, с которыми часто сталкиваешься при работе с видео. Установим ffmpeg и вперед!

Получаем информацию о файле

ffmpeg -i file.mp4

Тут все просто, вводим путь к файлу, получаем информацию о нем: кодеки, количество дорожек, разрешение, битрейт и фреймрейт. Мы указываем пути к файлам флагом -i (input):

I file1.mp4 -i file2.mp4 .

Конвертируем в mp4

Допустим у нас есть сайт, на котором видео проигрывалось через Flash плеер. Мы хотим поменять его на HTML5 Video. Для этого конвертируем видео файлы на сервере из flv формата в mp4.

  • output.mp4 - путь к сконвертированному файлу.
  • -vcodec libx264 - указываем какой видео кодек хотим получить. В нашем случае это H264, который поддерживается большинством браузеров .
  • -acodec libvo_aacenc - аудио кодек AAC .

Список поддерживаемых вашим ffmpeg кодеков можно получить через ffmpeg -codecs .

Вместо -vcodec встречается запись -codec:v и -c:v . Если не указать кодеки для конвертации ffmpeg -i flashvideo.flv output.mp4 , то ffmpeg установит дефолтные кодеки для формата файла на выходе .

При конвертации задают не только кодеки. Увеличим число настроек:

Ffmpeg -i flashvideo.flv -b:v 700k -r 25 -pix_fmt yuv420p -vcodec libx264 \ -b:a 128k -ar 44100 -acodec libvo_aacenc -y output.mp4

Мы установили битрейт для видео -b:v и аудио -b:a в 700 и 128 кб/c. Битрейт можно обозначить другими флагами: -vb и -b для видео или -ab для аудио.

Оставшиеся три параметра - это фреймрейт -r 25 в кадрах в секунду, цветовая модель YUV равная обычному значению yuv420p и частота дискретизации звука 44100 Гц. Флаг -y нужен для перезаписи файла, если он уже существует.

Вырезаем фрагмент видео

ffmpeg -ss 10 -t 20 -i source_video.mp4 -vcodec copy -acodec copy result.mp4

Флагом -ss указываем с какого момента исходного видео обрезаем, -t - продолжительность. На выходе мы получим двадцати секундное видео, которое начнется с десятой секунды исходного. Запись -ss 00:00:10.250 -t 00:00:20.120 пригодится для указания более точного промежутка времени. До версии 2.1 FFmpeg в обоих случаях обрезал видео по ближайшему ключевому кадру . В новых версиях итоговое видео максимально близко к указанному интервалу.

Мы добавили -vcodec copy -acodec copy , чтобы сохранить кодеки исходного видео. Иначе ffmpeg перекодировал бы их в кодеки по умолчанию. Сейчас видео не перекодируется и команда выполнится быстро. Дальше упростим эту запись флагом -c copy .

Если расположить флаги -ss и -t после входящего видео, то итоговое видео будет таким же, но команда будет выполняться дольше. Флаги будут относиться к итоговому видео и FFmpeg будет декодировать фрагмент видео до -ss . В первом случае эта часть будет проигнорирована.

Флаг -t можно заменить на -to , указав вместо продолжительности конечную точку. Этот флаг нельзя применить к входящему видео:

Ffmpeg -ss 10 -i source_video.mp4 -to 30 -c copy result.mp4

Команда дала нам другой результат: тридцати секундное видео с десятой секунды исходного. Это произошло, потому что -to использовал временную шкалу result.mp4 , тридцатая секунда на котором равна сороковой секунде source_video.mp4 . Чтобы использовать исходную шкалу добавим флаг -copyts . Так мы получим такое же видео, как от первой команды:

Ffmpeg -ss 10 -i source_video.mp4 -to 30 -copyts -c copy result.mp4

Фильтры. Меняем разрешение

Один из самых мощных инструментов ffmpeg - фильтры. Они могут добавлять эффекты, накладывать разные видео друг на друга, сшивать несколько файлов в один. Увидеть список установленных фильтров мы можем по команде ffmpeg -filters . Изменим с их помощью разрешение видео:

Ffmpeg -i source_video.avi -vf scale=640:480 source_preview.avi

Мы использовали флаг -vf , указав фильтр scale и разрешение 640:480 . Этот фильтр может сохранять пропорции и вычислять разрешение динамически .

Объединение фильтров. Ускоряем воспроизведение

ffmpeg -i source_video.mp4 \ -filter_complex "setpts=0.5*PTS;atempo=2.0" accelerated.mp4

Мы объединили несколько фильтров в один флагом filter_complex и получили ускоренный в два раза файл. Чтобы разобраться применим фильтры по одиночке.

Ffmpeg -i source_video.mp4 -vf setpts=0.5*PTS accelerated_video.mp4

Мы ускорили воспроизведение видео дорожки фильтром setpts . Однако аудиодорожка не изменилась, и файл получится той же продолжительности что и был: видео проиграется в 2 раза быстрее, а последний кадр будет висеть всю вторую половину файла. Если убрать аудио дорожку флагом -an , то длительность итогового файла будет определяться по видео дорожке и будет в два раза меньше исходной.

Наоборот, если нужна только ускоренное аудио без видео, воспользуемся фильтром atempo , а флагом vn уберем видео дорожку.

Ffmpeg -i source_video.mp4 -af atempo=2.0 -vn accelerated_audio.mp3

Добавив filter_complex и применив оба фильтра, мы ускорили файл целиком.

Выполним ту же операцию другим методом:

Ffmpeg -f concat -i list.txt -c copy output.mp4

В FFmpeg есть элементы, которые читают или записывают медиа в определенных форматах. Они называются демультиплексор и мультиплексор . -f concat - это демультиплексор, который принимает текстовый файл, со списком медиа файлов и склеивает их в один. Посмотреть другие элементы можно командой ffmpeg -formats .

Содержимое list.txt:

File "input1.mp4" file "input2.mp4"

Такой метод удобен, если у нас много файлов и надо склеить их друг за другом. Он не перекодирует видео и работает быстрее первого метода.

Но первый метод применяется чаще. Во-первых, он может принять на вход видео с разными кодеками. Во-вторых, дает большую гибкость. Например, если нужна только часть первого видео, мы можем воспользоваться флагами -ss и -t . Обратите внимание, эти флаги действуют только на первый файл input1.mp4 .

Ffmpeg -ss 5 -t 2 -i input1.mp4 -i input2.mp4 \ -filter_complex " concat=n=2:v=1:a=1 [v] [a]" \ -map "[v]" -map "[a]" -y result.mp4

Водяной знак

Последний пример, который мы рассмотрим - это наложение водяного знака. Фильтр overlay принимает на вход координаты расположения водяного знака на итоговом видео.

Расположим водяной знак по центру. Зная размер исходного видео и png картинки, можно вычислить координаты самим. Например при видео 1280×720 и водяном знаке 200×200, положение по горизонтали x = (1280 - 200) / 2 = 540 и по вертикали y = (720 - 200) / 2 = 260 . Соответственно значение фильтра "overlay=540:260" . Однако удобнее написать универсальную команду, чтобы ffmpeg посчитал все за нас. Размер видео получим из параметров main_w и main_h , а водяного знака из overlay_w и overlay_h . Далее ту формулу, по которой мы вычисляли координаты запишем в значение фильтра "overlay=(main_w-overlay_w)/2:(main_h-overlay_h)/2" . Готово, мы получили команду для наложения водяного знака по центру:

Ffmpeg -i source_video.mp4 -i watermark.png \ -filter_complex "overlay=(main_w-overlay_w)/2:(main_h-overlay_h)/2" \ -codec:a copy video_protected.mp4

Твитнуть

FFmpeg - набор библиотек и утилит командной строки, позволяющих производить практически все основные операции редактирования и преобразования файлов видео и звуковых файлов. Ниже шпаргалка из основных команд для работы с FFmpeg, которые могут пригодиться при редактировании видео. Особенно обратим внимание на недеструктивное без потери качества редактирование файлов видео и звуковых файлов. Лицензия: GNU LGPL и GNU GPL. Сайт: http://ffmpeg.org

FFmpeg для начинающих

Съёмка видеороликов в цифровых форматах с помощью смартфонов, фотоаппаратов и прочих цифровых приспособлений стала распространённым явлением. Само собой возникает необходимость как-то редактировать снятые видеоролики, - например, для размещения на «Ютубе». То есть видеоролики часто нужно обрезать, заменять или удалять звуковую дорожку, изменить размер формат видео, а потом всё склеивать в единый файл видео.

Для этого массового занятия создаётся немало программ. Взять хотя бы поставлявшийся ранее в системы Windows видеоредактор MoveMaker. Мы же рассмотрим набор утилит и библиотек для редактирования и преобразования медиафайлов под названием FFmpeg.

Чем хорош FFmpeg:

    Файлы FFmpeg доступны по общественной лицензии. То есть исходный код свободно открыт для изучения, модификации и распространения. И сами программы практически бесплатны, как книги в общественной библиотеки.

    Как и характерно для общественных программ, FFmpeg распространяется для всех популярных операционных системах - GNU/Linux, Windows, MacOS.

    Программы FFmpeg являются консольными, редактировать файлы мультимедиа можно прямо из командной строки. Что делает утилиты FFmpeg незаменимыми для автоматизации обработки файлов видео и звуковых файлов в различного рода скриптах и сценариях - например, на веб-сайтах.

    FFmpeg имеет собственную библиотеку с поддержкой большого количества кодеков для различных форматов мультимедийных файлов - практически на все случаи жизни. Плюс можно собирать FFmpeg с возможностью подключения сторонних кодеков.

    Соответственно для консольных утилит можно создавать и программные оболочки, похожие, например, на MoveMaker, где операции делаются не через командную строку, а с помощью графического интерфейса и манипулятора «мышь». В силу общественной лицензии чего компоненты FFmpeg можно найти практических в большинстве программ для перекодирования и редактирования видео.

    FFmpeg для работы позволяет редактировать многие видеоролики без потери качества. У обычного потребителя возможности снимать несжатое или lossless-видео обычно нет, ролики уже получаются сжатыми и дальнейшее редактирование с перекодированием ещё больше добавит артефактов на видеоизображение. Поэтому возможность недеструктивного без пережатия редактирования видеофайлов никому не помешает.

Так же следует отметить, что FFmpeg имеет альтернативу - форк Libav . Синтаксис параметров команд одинаков в обоих случаях.

О форматах и кодеках

Коротко нужно сказать в качестве нелирического отступления о форматах файлов видео и звуковых файлов. Понимание этого нужно для того, чтобы команды этого набора утилит и библиотек не выглядели как магические заклинания.

Обычно файл видео представляет собой контейнер. Это что-то наподобие архива, созданного архиватором zip или tar, в котором содержаться множество файлов. По сути, в таком контейнере имеются файлы видеоданных, одна или несколько звуковых дорожек, могут быть текстовые файлы субтитров, могут быть и ещё какие-нибудь данные. Обычно эти входящие в контейнер файлы называются потоками.

Распространёнными форматами контейнеров для видео являются 3gp, MP4, MOV, MPEG, AVI, MKV ("Матрёшка"), WEBM и др. FFmpeg работает с большим количеством таких форматов контейнеров.

Формат звуковых файлов - MP3, OGG Vorbis, WAV и др. - обычно содержит аудиотрек и текстовые метаданные о жанре, авторе, исполнителе и т.п.

Непосредственно видеоданные в контейнерах «упакованы» в виде различных форматов, которые определяются кодеками - программами для кодирования и декодирования видео. Наиболее популярными кодеками являются кодеки H.264 и H.265 для контейнера MP4, V8 и V9 для контейнера WEBM.

FFmpeg работает с большим количеством кодеков, включая экзотические. Узнать список возможных кодеков в FFmpeg можно запустив команду ffmpeg с параметром -codecs .

Ffmpeg -codecs

Основными параметрами видеоданных являются:

  • разрешение изображения видео - например, 320х240, p720 и т.д;
  • формат и кодек, с помощью которого создавался видеопоток;
  • битрейт - количество данных в килобайтах или мегабайтах, которые нужно для проигрывания видео за одну секунду - например, 240 Kb/s, 1Mb/s;
  • фремрейт - количество кадров в секунду (frame per second) - например 24 fps, 30 fps.

Для аудиоданных важными параметрами являются:

  • формат и кодек, с помощью которого создавался звуковой поток;
  • частота дискретизации - например, 44 KHz;
  • битрейт - количество данных в килобайтах, которые нужно для проигрывания аудиофайла за одну секунду - например, 96 Kb/s, 128Mb/s;
  • режим моно, стерео и т.д.

Но параметров на самом деле больше. Узнать параметры контейнера видео и входящих в него данных видео и аудио легко сделать с помощью команды fmpeg с параметром -i, которому передаётся путь и имя мультимедийного файла

Ffmpeg -i video.mp4

VidCutter: графический интерфейс для FFmpeg

Но начать использование FFmpeg можно не только из командной строки. К FFmpeg существуют и графические оболочки – программы, в которых основные команды и операции можно производить с помощью графического интерфейса и манипулятора «мышь».

Примером такой очень простой графической оболочки является очень простенькая программа VidCutter. Она позволяет в графическом интерфейсе задействовать производить обрезку видеофайлов без перекодирования, то есть без потери качества.

Работа в этой программе состоит из одной операции - выделить начало и конец фрагмента и нажать кнопку обрезки видео. Но в большинстве случаев нужно больше, чем просто обрезать видеофайлы.

Установка комплекта утилит FFmpeg

Linux. Утилиты FFmpeg обычно входят во все репозитории дистрибутивов Linux и легко устанавливаются штатными менеджерами пакетов этих дистрибутивов. Также можно скачать с официального сайта готовые бинарные сборки ffmpeg и запускать их прямо из домашней папки. Или же собрать из исходников.

Для Windows и Mac OS можно скачать с официального сайта архив с готовые бинарными сборками FFmpeg, распаковать их в любой каталог. Нужные утилиты обычно находятся в папке bin. Запускать их нужно из командной строки, задавая путь к этим утилитам, непосредственно в командной строке или через добавление пути к утилитам через глобальные системные переменные.

Основных утилит в наборе FFmpeg две:

  • ffmpeg - утилита для всех операций с файлами мультимедиа;
  • ffplay - очень простой проигрыватель для файлов мультимедиа, вместо которого можно использовать любой другой проигрыватель.

Редактируем c FFmpeg

Допустим, у нас есть несколько дорогих нам файлов видео, сделанные когда-то каким-нибудь старым «Кэноном», или «Никоном», или камкордером. Нам хотелось обрезать лишнее в этих видео, убрать из них фоновый звук и наложить какую-нибудь музычку. Потом всё склеить в единый файл без перекодирования и потери качества.

Положим эти файлы в отдельную папочку и заходим в эту папку из командной строки для редактирования файлов видео с помощью команд ffmpeg.

Так же нужно держать правильный порядок и группировку параметров командной строки утилиты ffmpeg:

  • Не забываем, что входной файл(ы) для манипуляций и редактирования задаётся сразу после команды ffmpeg после опции -i: ffmpeg -i video.mp4 ;
  • после параметров входного или входных файлов идут глобальные параметры - например, опция выбора потоков, опция нового разрешения видеоролика;
  • потом идёт опция видекодека, за которым перечисляются его параметры в том числе и видеофильтры;
  • потом идёт опция аудиокодека и перечисляются его параметры в том числе и фильтры;
  • завершает команду имя файла на выходе.

Пример строки команды

FFmpeg: перекодирование и деструктивное редактирование

Для многих операций редактирования файлов видео,- например для склейки видео, - эти файлы нужно привести к единому формату.

Основное предназначение FFmpeg - это перекодирование файлов мультимедиа из одного формата в другой. И перекодирование в FFmpeg может делаться очень легко.

Как самый минимум для перекодирования в другой формат нужно задать в выходном файле нужное расширение файла. И всё. По этому расширению утилита подберёт нужный кодек и перекодирует входной файл согласно параметрам по умолчанию для этого кодека, исходя из параметров входного файла. Например, следующая команда перекодирует входной файл формата MP4 video.mp4 в файл контейнера WEBM video.webm

Fmpeg -i video.mp4 video.webm

Но параметры по умолчанию обычно являются базовыми и могут не обеспечить как желаемое качество или возможность дальнейшего редактирования. Поэтому параметры формата можно задавать явно. Перечислим основные опции для блока параметров видео и блока звука.

Опции ffmpeg для параметров видео:

  • -vcodec или кратко c:v - параметры видеокодека, или "copy", или пустой параметр (значением по умолчанию)
  • -f - формат контейнера
  • -b - битрейт в килобитах или мегабитах в секунду задаётся буквой K или M
  • -aspect - соотношение сторон картинки (4:3, 16:9, 1.3333, 1.7777)
  • -r - фреймрейт

Опции ffmpeg для параметров звука:

  • -acodec или кратко c:a - параметры кодека звука, или "copy", или пустой параметр (значением по умолчанию)
  • -f - формат аудио
  • -ab - битрейт аудио
  • -ar - частота дискредитации
  • -ac - количество каналов

Например, перекодируем входной файл формата MP4 video.mp4 в файл контейнера WEBM video.webm с некоторыми явно заданными параметрами

В результате этой команды запустится процесс перекодирования потоков видео и аудио с помощью выбранных кодеков согласно новым параметрам. В зависимости от параметров файлов мультимедиа и мощности компьютера этот процесс перекодирования может быть довольно длительный по времени.

FFmpeg: изменение разрешения видео

Перекодирование будет произведено, естественно, и если просто задать новое разрешение для видео с помощью глобальной опции -s

Ffmpeg -i video.mp4 -s 320х240 video.webm

FFmpeg: перекодирование и недеструктивное редактирование видео без потери качества

Теперь о преобразование видео из одного формата в другой без потери качества. Для некоторых операций возможно редактирование без перекодирования звука и видео, без потери качества, когда потоки внутри файла контейнера остаются нетронутыми и просто копируются как есть из одного файла в другой. Для этого для опций -vcodec и -acodec используется параметр copy . Например «перельём» видеопоток и аудиопоток из файла формата MP4 video.mp4 в файл контейнера TS video.ts:

В результате новый файл контейнер video.ts будет содержать нетронутое перекодированием видео и звук из файла контейнера video.ts.

FFmpeg: недеструктивная нарезка и обрезка файлов видео

Обрезка видеофайла производится при помощи опций -ss и -t . Опция -ss задаёт начало обрезки, а опция -t задаёт продолжительность дальнейшего фрагмента. Время задаётся в формате "часы:минуты:секунды". Для недеструктивного редактирования содержимого видеофайла используйте параметр copy .

Обрезка без перекодирования происходит очень быстро и не отнимает много компьютерной мощности.

FFmpeg: склейка и соединение файлов видео

Что бы склеить, соединть видеофайлы с помощью ffmpeg, они должны быть одного формата, в том числе одинаковыми и по параметрам потоков видео и звука этого формата. Если это не так, то нужно произвести предварительное перекодирование файлов видео к единому формату.

Для многих форматов соединение файлов в ffmpeg происходит при помощи оператора concat , которому после двоеточия передаётся последовательность входных файлов, разделённых символом вертикальной черты. Пример склейки одинаковых и однотипных по формату файлов file1.avi и file2.avi без перекодирования:

Ffmpeg -i "concat:file1.avi|file2.avi" -vcodec copy -acodec copy output.avi

Следует учитывать при соединении фрагментов видео в единый файл, что видеопотоки и аудиопотоки фрагментов складываются по отдельности, а потом объединяются в один контейнер. Поэтому если в одном из фрагментов звуковая дорожка короче по времени чем видеопоток, то звуковые дорожки остальных фрагментов сдвинутся к концу этой короткой звуковой дорожки и произойдёт рассинхронизация звука. Это надо учитывать.

FFmpeg: склейка и соединение файлов формата видео MP4

Видеофайлы в контейнере MP4 нельзя соединить с помощью оператора concat . Но можно предварительно преобразовать эти файлы в контейнер, например, MPEG-TS без перекодирования видео и звука:

Ffmpeg -i vid1.mp4 -acodec copy -vcodec copy -vbsf h264_mp4toannexb -f mpegts vid1.ts ffmpeg -i vid2.mp4 -acodec copy -vcodec copy -vbsf h264_mp4toannexb -f mpegts vid2.ts

А потом эти файлы уже можно соединить при помощи оператора concat в итоговый файл mp4:

Ffmpeg -i "concat:vid1.ts|vid2.ts" -vcodec copy -acodec copy out.mp4

FFmpeg: удаление звуковой дорожки

Часто из видеофайла нужно удалить звуковой поток, чтобы потом заменить на какой-нибудь другой. Делается это с помощью опции -an (audio not).

Ffmpeg -i zvuk.mpg -vcodec copy -an bezzvuka.mpg

FFmpeg: добавление или замена звуковой дорожки

Добавить звуковой поток в файл видео нужно с помощью дополнительной опции -i которой в качестве параметра передаётся путь звуковому файлу.

FFmpeg: опция «-map» для обращения к потокам в видеофайлах

Выше мы увидели пример многократного использования для ffmpeg опции -i , если обрабатываются, соединяются, мультиплексируются несколько входных файлов мультимедиа. Также выше было сказано, что файлы-контейнерыа могут содержать в себе несколько мультимедийных потоков видео, звука и данных. FFmpeg имеет специальную опцию -map , с помощью которой можно указать конкретный входной мультимедийный поток или внутренний поток в контейнере для обработки, копирования или вставки.

Потоки обозначаются двойным номером, разделённых двоеточием - «0:0», «0:1», «1:0», «2:1» и т.д. Первая цифра до двоеточия - это номер по порядку каждого входного файла, задаваемого опцией -i , начиная с нуля. А номер после двоеточия обозначает номер потока внутри файла.

Рассмотрим опцию -map на конкретных примерах

Сохранить отдельную звуковую дорожку из видеофайла (демультиплексация)

Номера потоков в каждом видеофайле можно определить через вывод команды ffmpeg -i , который будет иметь приблизительно такой формат:

Ffmpeg -i video.mkv ... Stream #0:0(und): Video ... Stream #0:1(ger): Audio ... Stream #0:2(eng): Audio ... Stream #0:3(rus): Subtitle …

То есть 0 перед двоеточием означает, что это первый по порядку входной файл для ffmpeg - в примере выше это файл video.mkv. А номера после двоеточия означают номера внутренних потока этого файла. Для обработки конкретного потока опции -map нужно передать конкретный номер этого потока. Пример команды с опцией -map , которая демультиплексирует, то есть сохраняет одну из звуковых дорожек контейнера в отдельный файл:

Ffmpeg -i video.mkv -map 0:2 sound.wav

FFmpeg: добавить несколько звуковых дорожек в видеофайл (мультиплексация)

Теперь рассмотрим пример добавления нескольких звуковых дорожек в видеофайл с помощью FFmpeg. Для этого опять используем опцию -map .

Допустим у нас есть чистый видеофайл video.avi и мы подобрали к нему несколько звуковых дорожек zvuk1.mp3 и zvuk2.mp3 - например разная музыка или комментарии на разных языках. Теперь используем опцию "-map" для мультиплексации, то есть соединения этих файлов в единый файл контейнер:

Ffmpeg -i video.avi -i zvuk1.mp3 -i zvuk2.mp3 -map 0:0 -map 1:0 -map 2:0 out.avi

Как видите, для входных файлов после опций -i в опциях -map используются номера перед двоеточием. И мы получили выходной видеофайл с двумя звуковыми дорожками внутри, между которыми можно переключаться во многих плеерах - например, в плеере mpv переключение между звуковыми дорожками делается через "#" (Shift+2).

Естественно можно было добавить параметры кодирования для нового видефайла. Например опции -c:v copy -c:a copy позволили бы в примере выше сложить новый файл out.avi чистым копированием без перекодирования входных файлов video.avi, zvuk1.mp3 и zvuk2.mp3.

Таким образом с помощью FFmpeg можно добавить в видеофайл субтитры. Главное не запутаться в номерах входных потоков и потоков внутри контейнера.

Всегда под рукой

Выше в статье рассказано в стиле шпаргалки про основные команды FFmpeg для начинающих. За рамками статьи оказалось много синтаксических вохзожностей командной строки ffmpeg, так и - много функциональных возможностей этой программы. Например, не рассказано про фильтры FFmpeg. Более успешное использование FFmpeg требует в дальнейшем знакомства с полной документацией программы и с документацией нужных форматов мультимедиа.

Статья в дальнейшем может быть дополнена новыми примерами использования FFmpeg. Но у всех всегда под рукой есть руководство и справочник на английском языке.

Ffmpeg -h full > ffmpeg_help.txt

Это программа (набор медиа-библиотек с исполняемым файлом), дающая неограниченную власть над видео и позволяющая сэкономить кучу времени.

Описание

Не однажды любой сталкивался с ситуацией, когда надо было:

  • разрезать видео на части или наоборот, склеить из двух;
  • вырезать звук из клипа, заменить звуковую дорожку в фильме (выкинуть бубляж, вставить оригинал);
  • наложить субтитры;
  • обрезать по кадру (crop);
  • сконвертировать для iPhone/PSP/ещёчо;
  • и прочее подобное.

И каждый раз, можно поспорить, начинались поиски, где бы украсть какой софт, чтобы это сделать. Так вот, всё это умеет делать FFmpeg, который не стоит при этом ни копейки (хотя желательно подкинуть пацанам немного помощи).

А ещё некоторые довольно известные видео-редакторы являются по сути лишь графической надстройкой поверх FFmpeg, вот так-то. Но никто не говорит, что это плохо, например XviD4PSP - прекрасный конвертер. Просто зачем использовать тяжёлый GUI, когда всё то же самое можно делать изящно и быстро.

Некоторые операции над видео выполняются без перекодирования ( -vcodec copy -acodec copy ), некоторые требуют перекодирования (не вникая в детали, можно ставить в таких случаях опцию -crf 18 ).

Получение информации по файлу

Самая основная команда, будет нужна как предваряющая для многих других.

Выполняется очень просто:

ffprobe.exe 1 .mp4

Результат будет примерно такой:

Среди кучи инфы можно найти, что видео идёт две минуты ( Duration: 00:02:00.07 ) и в контейнере две дорожки:

  1. Stream #0:0(und): Video: h264 (High) (avc1 / 0x31637661), yuv420p, 1280x720, 1389 kb/s, 29.97 fps
  2. Stream #0:1(und): Audio: aac (mp4a / 0x6134706D), 44100 Hz, stereo, fltp, 192 kb/s

Вырезать фрагмент видео

Эта команда вырежет из файла 1.mp4 начиная с 00:03:05 видеофрагмент продолжительностью 66 секунд ( 00:01:06 ) и сохранит его в файл под именем cut.mp4 .

Вырезать фрагмент видео из исходника с несколькими звуковыми дорожками

Смотрим информацию по файлу:

ffprobe.exe 1 .mp4

Помимо прочей информации видим, например, такое:

Duration: 01:52 :52.80 , start: 0.000000 , bitrate: 2768 kb/ s Stream #0:0: Video: mpeg4 (XVID / 0x44495658), yuv420p, 704x384 Stream #0:1: Audio: ac3 ( / 0x2000), 48000 Hz, 5.1(side), s16, 448 kb/s Stream #0:2: Audio: ac3 ( / 0x2000), 48000 Hz, 5.1(side), s16, 448 kb/s

ffmpeg -i 1 .avi -map 0 :0 -map 0 :2 -ss 01:37 :34 -t 63 -vcodec copy -acodec copy cut.avi

Тут есть нюанс. Если дорожка в AC3, то изломается CodecID (был раньше такой косяк контейнера AVI, но возможно его исправили), и звук играться не будет. Однако, можно сложить всё в MKV:

ffmpeg -fflags genpts -i 1 .avi -map 0 :0 -map 0 :2 -ss 01:37 :34 -t 63 -vcodec copy -acodec copy cut.mkv

Вырезать субтитры из контейнера

Сначала смотрим информацию по файлу (как в примере выше), определяем номер дорожки и:

ffmpeg -i 1 .mkv -map 0 :2 1 .ass

Это же подходит для извлечения аудиодорожек. Ну и видео тоже. Короче, вообще для любого потока из контейнера. Естественно, расширение выходного файла надо задавать в соответствии с потоком.

Поставить на каждый кадр ватермарку

Например, вы записывали летсплей, но в углу экрана палится ваш ник и надо закрыть его чёрным прямоугольником. Или другая ситуация: хочется закопирайтить что-то и налепить в углу какой-нибудь свой логотип.

Делается это так:

ffmpeg.exe -i 1 .mp4 -vf "movie=logo.png ; overlay=16:16" -crf 18 2 .mkv

Тут необходимо перекодирование, потому надо задать параметры кодировки, что и выполняет опция -crf 18 . Ватермарка лежит в том же каталоге под именем logo.png . Параметр 16:16 - координаты позиционирования верхнего левого угла ватермарки.

Кодирование видео

В основном, с целью уменьшить размер файла. Например, видеозапись с цифровика или захваченное видео Fraps.

Я видел команды на несколько строк, где расписывались битрейты, квантификаторы, фигнификаторы и прочий хардкор, но я же в этом ничего не понимаю, хотелось бы что-то попроще. И оно такое есть, проще некуда:

ffmpeg.exe -i 1 .avi -crf 18 out.mp4

Параметр CRF является некоторым уровнем качества и принимает значения от 0 до 51, где:

  • 0 - наилучшее качество;
  • 51 - наихудшее качество. Если выбрать больше 51, например 54 или 9000 - будет браться всё равно 51.

— Удаляем пакеты x264, libx264-dev, и ffmpeg если они были установлены:

$ sudo apt-get purge ffmpeg x264 libx264-dev libmp3lame-dev

— Если включено автообновление пакетов в системе, запрещаем обновлять пакет ffmpeg:
Если файл «/etc/apt/apt.conf.d/50unattended-upgrades» существует то прописываем в секцию «Package-Blacklist» пакет ffmpeg, если файла нет, создаем его:

$ sudo echo -e "Unattended-Upgrade::Package-Blacklist {n "ffmpeg";n};" > /etc/apt/apt.conf.d/50unattended-upgrades

Для сборки x264 необходима последняя версия yasm . Проверим какая версия установленна:

$ yasm --version yasm 1.2.0 Compiled on Nov 20 2013.

Если версии совпадают то попускаем следующий шаг

$ apt-get remove yasm $ wget http://www.tortall.net/projects/yasm/releases/yasm-1.2.0.tar.gz $ tar xvfz yasm-1.2.0.tar.gz $ cd yasm-1.2.0 $ ./configure --prefix=/usr/local $ make $ sudo make install $ yasm --version yasm 1.2.0 Compiled on Nov 20 2013.

— Получаем зависимые пакеты необходимые для установки ffmpeg и x264:

$ sudo apt-get update $ sudo apt-get install build-essential subversion texi2html libfaac-dev libfaad-dev libmp3lame-dev libtheora-dev quilt libsdl1.2-dev libogg-dev libvorbis-dev liba52-dev libdts-dev libimlib2-dev libraw1394-dev libdc1394-22-dev libtheora-dev libgsm1-dev libfaac-dev libfaad-dev git-core checkinstall yasm libopencore-amrnb-dev libopencore-amrwb-dev libtheora-dev libvorbis-dev libx11-dev libxfixes-dev zlib1g-dev nasm python-chardet gstreamer1.0-libav gstreamer0.10-ffmpeg

Если в процессе установки получили ошибку на зависимости пакета gstreamer0.10-ffmpeg

добавим новый репозиторий и обновим индексы

Sudo add-apt-repository ppa:mc3man/trusty-media sudo apt-get update

после чего повторяем процесс установки пакетов

— Устанавливаем x264 из исходников

$ mkdir ~/src; cd ~/src $ git clone git://git.videolan.org/x264.git $ cd ./x264/ $ ./configure --prefix=/usr/local --enable-shared $ make $ sudo checkinstall --pkgname = x264 --pkgversion head -c 7`" --backup = no --deldoc = yes --fstrans = no --default sudo checkinstall --pkgname =x264 --pkgversion "2:0.`grep X264_BUILD x264.h -m1 | cut -d" " -f3` .`git rev-list HEAD | wc -l` +git`git rev-list HEAD -n 1 | head -c 7` " --backup =no --default $ sudo make install-lib-dev && sudo cp libx264.a /usr/local/lib/

— Устанавливаем x264_b10 из исходников

$ mkdir ~/src; cd ~/src $ git clone git://git.videolan.org/x264.git $ cd ./x264/ $ ./configure --prefix=/usr/local --enable-shared --bit-depth=10 $ make $ sudo checkinstall --pkgname = x264_b10 --pkgversion "2:0.`grep X264_BUILD x264.h -m1 | cut -d" " -f3`.`git rev-list HEAD | wc -l`+git`git rev-list HEAD -n 1 | head -c 7`" --backup = no --deldoc = yes --fstrans = no --default $ sudo make install-lib-dev $ sudo cp libx264.a /usr/local/lib/

Проверим какая версия lame установленна:

$lame -h LAME 64bits version 3.99.5 (http://lame.sf.net)

Если получили ответ что версия старше 3.99 то пропускаем следующий шаг

— Устанавливает поддержку кодека lame

$cd ~/src $ sudo mkdir -p /usr/local/share/doc/lame $ wget http://downloads.sourceforge.net/project/lame/lame/3.99/lame-3.99.5.tar.gz $ tar xzvf lame-3.99.5.tar.gz $ cd lame-3.99.5 $ ./configure --enable-nasm --disable-shared $ make $ sudo checkinstall --pkgname=lame-ffmpeg --pkgversion="3.99.5" --backup=no --default --deldoc=yes

— Устанавливаем libxvid из исходников

$ cd ~/src $ wget http://downloads.xvid.org/downloads/xvidcore-1.3.3.tar.gz $ tar xzvf xvidcore-1.3.3.tar.gz $ cd ./xvidcore/build/generic $ ./configure --prefix=/usr/local $ make $ sudo make install apt-get install libopencore-amrnb-dev libopencore-amrwb-dev libgsm1-dev libfaac-dev libtheora-dev libvorbis-dev libx264-dev libdc1394-22-dev libxext-dev libxfixes-dev

— Устанавливаем ffmpeg с поддержкой кодека x264:

$ cd ~/src $ git clone git://git.videolan.org/ffmpeg.git $ cd ffmpeg/ $ ./configure --prefix=/usr/local --enable-gpl --enable-postproc --enable-swscale --enable-pthreads --enable-x11grab --enable-libdc1394 --enable-libfaac --enable-libgsm --enable-libmp3lame --enable-libtheora --enable-libvorbis --enable-libx264 --enable-libxvid --enable-nonfree --enable-version3 --enable-libopencore-amrnb --enable-libopencore-amrwb --enable-shared $ make $ sudo checkinstall --pkgname=ffmpeg --pkgversion="7:$(date +%Y%m%d%H%M)-git" --backup=no --deldoc=yes --fstrans=no --default $ hash x264 ffmpeg ffplay ffprobe $ldconfig -v

  • устанавливаем необходимые утилиты кодирования

$ sudo apt-get install mkvtoolnix gpac mencoder dvdrip avidemux

Проверим установку

$ which ffmpeg /usr/local/bin/ffmpeg

$ ffmpeg -encoders|grep -E «mp3|xvid|aac|gsm|amr|x264|theora|vorbis»
ffmpeg version N-55691-gca7f637 Copyright 2000—2013 the FFmpeg developers
built on Aug 21 2013 15:44:17 with gcc 4.6 (Ubuntu/Linaro 4.6.3-1ubuntu5)
configuration: --prefix=/usr/local --enable-gpl --enable-version3 --enable-nonfree --enable-shared --enable-libopencore-amrnb --enable-libopencore-amrwb --enable-libfaac --enable-libgsm --enable-libmp3lame --enable-libtheora --enable-libvorbis --enable-libx264 --enable-libxvid
libavutil 52. 42.100 / 52. 42.100
libavcodec 55. 29.100 / 55. 29.100
libavformat 55. 14.100 / 55. 14.100
libavdevice 55. 3.100 / 55. 3.100
libavfilter 3. 82.100 / 3. 82.100
libswscale 2. 5.100 / 2. 5.100
libswresample 0. 17.103 / 0. 17.103
libpostproc 52. 3.100 / 52. 3.100
V... libx264 libx264 H.264 / AVC / MPEG-4 AVC / MPEG-4 part 10 (codec h264)
V... libx264rgb libx264 H.264 / AVC / MPEG-4 AVC / MPEG-4 part 10 RGB (codec h264)
V... libxvid libxvidcore MPEG-4 part 2 (codec mpeg4)
V... libtheora libtheora Theora (codec theora)
A...X... aac AAC (Advanced Audio Coding)
A... libfaac libfaac AAC (Advanced Audio Coding) (codec aac)
A... libopencore_amrnb OpenCORE AMR-NB (Adaptive Multi-Rate Narrow-Band) (codec amr_nb)
A... libgsm libgsm GSM (codec gsm)
A... libgsm_ms libgsm GSM Microsoft variant (codec gsm_ms)
A... libmp3lame libmp3lame MP3 (MPEG audio layer 3) (codec mp3)
A...X... vorbis Vorbis
A... libvorbis libvorbis (codec vorbis)

Примеры использования

Кодирование в один проход:

Ffmpeg -i input. avi -acodec libfaac -ab 128k -ac 2 -vcodec libx264 -vpre slow -crf 22 -threads 0 output. mp4

Чем ниже параметр -crf , тем выше качество, но больше файл. Разумными являются значения от 18 до 28.

Двухпроходное кодирование:

Ffmpeg -i input. avi -pass 1 -vcodec libx264 -vpre fast_firstpass -b 512k -bt 512k -threads 0 -f rawvideo -an -y /dev/null && ffmpeg -i input. avi -pass 2 -acodec libfaac -ab 128k -ac 2 -vcodec libx264 -vpre fast -b 512k -bt 512k -threads 0 output. mp4

Перекодирование для iPod (640×480):

Ffmpeg -i input. avi -acodec libfaac -aq 100 -ac 2 -vcodec libx264 -vpre slow -vpre ipod640 -crf 26 -map _meta_data 0 : 0 -vf scale = 640 : -1 -threads 0 output. mp4

1. Получение информации о видеофайле

ffmpeg -i video.avi

2. Превратить набор картинок в видео

ffmpeg -f image2 -i image%d.jpg video.mpg Эта команда преобразует все картинки из текущей директории (названные image1.jpg, image2.jpg и т.д.) в видеофайл video.mpg (примечание переводчика: мне больше нравится такой формат: ffmpeg -r 12 -y -i "image_%010d.png" output.mpg здесь задаётся frame rate (12) для видео, формат «image_%010d.png» означает, что картинки будут искаться в виде image_0000000001.png, image_0000000002.png и тд, то есть, в формате printf)

3. Порезать видео на картинки

ffmpeg -i video.mpg image%d.jpg

Эта команда создаст файлы image1.jpg, image2.jpg и т.д., поддерживаются так же форматы PGM, PPM, PAM, PGMYUV, JPEG, GIF, PNG, TIFF, SGI.

4. Конвертировать видео в формат iPod/iPhone

ffmpeg -i source_video.avi input -acodec aac -ab 128kb -vcodec mpeg4 -b 1200kb -mbd 2 -flags +4mv+trell -aic 2 -cmp 2 -subcmp 2 -s 320x180 -title X final_video.mp4

Пояснения:

  • Источник: source_video.avi
  • Аудио кодек: aac
  • Битрейт аудио: 128kb/s
  • Видео кодек: mpeg4
  • Битрейт видео: 1200kb/s

5. Конвертировать видео в формат PSP

ffmpeg -i source_video.avi -b 300 -s 320x240 -vcodec xvid -ab 32 -ar 24000 -acodec aac final_video.mp4

Пояснения:

  • Источник: source_video.avi
  • Аудио кодек: aac
  • Битрейт аудио: 32kb/s
  • Видео кодек: xvid
  • Битрейт видео: 1200kb/s
  • Размер видео: 320 на 180 пикселей
  • Полученное видео: final_video.mp4

6. Извлечь звуковую дорожку из видео и сохранить в mp3

ffmpeg -i source_video.avi -vn -ar 44100 -ac 2 -ab 192 -f mp3 sound.mp3

Пояснения:

  • Источник: source_video.avi
  • Битрейт аудио: 192kb/s
  • Выходной формат: mp3
  • Полученный аудиофайл: sound.mp3

7. Конвертировать wav в mp3

ffmpeg -i son_origine.wav -vn -ar 44100 -ac 2 -ab 192 -f mp3 son_final.mp3

8. Конвертировать.avi в.mpg

ffmpeg -i video_origine.avi video_finale.mpg 

9. Конвертировать.mpg в.avi

ffmpeg -i video_origine.mpg video_finale.avi

10. Конвертировать.avi в.gif (без сжатия)

ffmpeg -i video_origine.avi gif_anime.gif

11. Добавить звук к видео

ffmpeg -i son.wav -i video_origine.avi video_finale.mpg

12. Конвертировать.avi в.flv

ffmpeg -i video_origine.avi -ab 56 -ar 44100 -b 200 -r 15 -s 320x240 -f flv video_finale.flv

13. Конвертировать.avi в.dv

ffmpeg -i video_origine.avi -s pal -r pal -aspect 4:3 -ar 48000 -ac 2 video_finale.dv

Ffmpeg -i video_origine.avi -target pal-dv video_finale.dv

14. Конвертировать.avi в mpeg для DVD-плееров

ffmpeg -i source_video.avi -target pal-dvd -ps 2000000000 -aspect 16:9 finale_video.mpeg

Пояснения:

  • Выходной формат: pal-dvd
  • Максимальный размер для выходного файла: 2000000000 (2 Gb)
  • Широкоэкранный формат: 16:9

15. Сжать.avi в DivX

ffmpeg -i video_origine.avi -s 320x240 -vcodec msmpeg4v2 video_finale.avi

16. Сжать OGG Theora в mpeg DVD

ffmpeg -i film_sortie_cinelerra.ogm -s 720x576 -vcodec mpeg2video -acodec mp3 film_termin.mpg

17. Сжать.avi в SVCD mpeg2

ffmpeg -i video_origine.avi -target ntsc-svcd video_finale.mpg

Формат PAL:

Ffmpeg -i video_origine.avi -target pal-svcd video_finale.mpg

18. Сжать.avi в VCD mpeg2

Формат NTSC:

Ffmpeg -i video_origine.avi -target ntsc-vcd video_finale.mpg

Формат PAL:

Ffmpeg -i video_origine.avi -target pal-vcd video_finale.mpg

19. Многопроходное кодирование с помощью ffmpeg

ffmpeg -i fichierentree -pass 2 -passlogfile ffmpeg2pass fichiersortie-2

20. Конвертировать.m4b в.mp3

ffmpeg -i filename.m4b -acodec libmp3lame -ar 22050 filename.mp3 или find -iname "*.m4b" -print0 | xargs -0 -I {} ffmpeg -i {} -acodec libmp3lame -ar 22050 {}.mp3

Обновление

Удаляем ранее установленные пакеты:

Sudo apt-get remove ffmpeg x264 libx264-dev

Обновляем x264 :

Cd ~ /src/x 264 make distclean git pull

Обновляем FFmpeg :

Cd ~ /src/ffmpeg make distclean svn update

В обоих случаях повторяем процедуру установки FFmpeg и x264 , как было описано ранее, только с места «./configure ля-ля-ля...»

Отмена всех изменений, проделанных по данной инструкции

sudo apt-get remove x264 ffmpeg build-essential subversion git-core checkinstall yasm texi2html libfaac-dev libmp3lame-dev libsdl1.2 -dev libtheora-dev libvorbis-dev libvpx-dev libx11-dev libxfixes-dev libxvidcore-dev zlib1g-dev rm -rf ~/src/x264 ~/src/ffmpeg

Дополнение

если необходимо установить x264 для работы с видео в 10 бит. Тогда да. Стоит все это проделывать. Теперь по поводу библиотеке libx264. ffmpeg в убунту работает не с кодеком x264 а непосредственно с библиотекой кодирования libx264.so.123 она расположена в директории с архитектурно зависимыми библиотеками. Вопервых для нормальной конфигурации x264 к работе в связке с ffmpeg (получения видео потока для кодирования от ffmpeg) перед началом конфигурации x264 необходимо установить следующие пакеты: libavformat-dev, libffms2-dev, libgpac-dev, libswscale-dev. После установки этих пакетов выполнив./configure мы увидим следующее:

/scr/x264$ ./configure

platform: X86_64
system: LINUX
cli: yes
libx264: internal внутренняя библиотека кодирования libx264
shared: no — системная билиотека libx264.so.*** собираться не будет. а именно ее использует ffmpeg для кодирования и обработки видео.
static: no
asm: yes — сборка, оптимизированная для процессора, установленного на компе
interlaced: yes — включена поддерка работы с черестрочным видео
avs: no — отключена поддержка работы с avisync на линуксе его нету
lavf: yes — включена поддержка входных файлов всех форматов, которые понимает ffmpeg
ffms: yes — тоже включение поддержки ffmpeg что конкретно — неведаю. Вроде поддержка форматов, которые ffmpeg может обрабатывать некорректро или что-то вроде того.
gpac: yes
gpl: yes
thread: posix

debug: no
gprof: no
strip: no
PIC: no
visualize: no
bit depth: 8 кодирование в видео файлы с глубиной цвета только 8 бит
chroma format: all

И так мы видим, что у нас x264 будет собираться с поддержкой всего, что только можно, но ffmpeg сним работать не будет. Теперь что необходимо сделать, что бы обеспечить работу ffmpeg непосредственно именно с собраным нами кодеком. Для этого необходимо конфигурировать x264 со следующими ключами:

Prefix=/usr — все компилированные файлы будут располагаться в программной директории /usr
— bindir=/usr/bin — поместит кодек x264 в программную папку /usr/bin а не в папку собранных локально программ /usr/local/bin установленной по умолчаню.
— libdir=/usr/lib/x86_64-linux-gnu — поместит библиотеку кодирования libx264.so.*** в директорию архитектурно зависимых библиотек (обращаю ваше внимание, что у меня 64 разрядная система и соответственно используется директория «x86_64-linux-gnu» для других архитектур следует использовать и друкую директорию)
— enable-shared — включает создание динамической библиотеки кодирования libx264.so.*** которую и будет искать ffmpeg при конфигурации с включенной поддержкой кодека x264 (насколько я знаю ее надо включать ключем конфигурации а там кто его знает я еще не пробовал компилить сам ffmpeg возможно для связки ffmpeg c libx264.so.*** придется включать еще какие нибудь ключи конфигурации)
— enable-static — включает создание статических библиотек libx264.so (примечание ffmpeg работает с динамической а не статической библиотекой. У динамической библиотеки в названии файла в конце стоит еще и номер версии. Именно поэтому после установки новой версии кодека x264 для обеспечения работы с ним ffmpeg его(ffmpeg) каждый раз приходиться пересобирать поновой.
— bit-depth=10 — включается конфигурация кодека для сборки только 10 битного видео (в том числе и библиотеки. Воспроизводиться будет как 8-ми битное видео, так и 10-битное, а вот создаваться этим кодеком будет только 10 битное видео. если эта опция не нужна — тогда не ставьте ее и будет собран кодек, который будет создавать только 8-ми битное видео.

Вот, что мы получим при конфигурации кодека с данными ключами:

/scr/x264$ ./configure --prefix=/usr --bindir=/usr/bin --libdir=/usr/lib/x86_64-linux-gnu --enable-shared --enable-static --bit-depth=10
fatal: Not a git repository (or any of the parent directories): .git
platform: X86_64
system: LINUX
cli: yes — работа в командной строке
libx264: internal — создание внутренних библиотек
shared: yes — создание динамических библиотек
static: yes — создание статических библиотек
asm: yes — оптимизация для процессора (перед сборкой нужно установить yasm
interlaced: yes — работа с черезстрочным видео
avs: no — avisync побоку
lavf: yes — поддержка форматов ffmpeg
ffms: yes — поддержка друких форматов
gpac: yes — оптимизация работы с OpenSourse Multimedia
gpl: yes
thread: posix
filters: resize crop select_every
debug: no
gprof: no
strip: no
PIC: yes
visualize: no
bit depth: 10 — Создание токлько 10 битного видео (профили кодирования High10, High422 и High444
chroma format: all

Более подробную информацию о ключах конфигурации кодека x264 можно просмотреть набрав в директории с исходными кодами x264 команду./configure -h

в принципе вот вам ее содержание:

/scr/x264$ ./configure -h
Usage: ./configure
Help:
— h, --help print this message
Standard options:
— prefix=PREFIX install architecture-independent files in PREFIX
— exec-prefix=EPREFIX install architecture-dependent files in EPREFIX
— bindir=DIR install binaries in DIR
— libdir=DIR install libs in DIR
— includedir=DIR install includes in DIR
— extra-asflags=EASFLAGS add EASFLAGS to ASFLAGS
— extra-cflags=ECFLAGS add ECFLAGS to CFLAGS
— extra-ldflags=ELDFLAGS add ELDFLAGS to LDFLAGS
Configuration options:
— disable-cli disable cli
— system-libx264 use system libx264 instead of internal
— enable-shared build shared library
— enable-static build static library
— disable-gpl disable GPL-only features
— disable-thread disable multithreaded encoding
— enable-win32thread use win32threads (windows only)
— disable-interlaced disable interlaced encoding support
— enable-visualize enable visualization (X11 only)
— bit-depth=BIT_DEPTH set output bit depth (8-10)
— chroma-format=FORMAT output chroma format (420, 422, 444, all)
Advanced options:
— disable-asm disable platform-specific assembly optimizations
— enable-debug add -g
— enable-gprof add -pg
— enable-strip add -s
— enable-pic build position-independent code
Cross-compilation:
— host=HOST build programs to run on HOST
— cross-prefix=PREFIX use PREFIX for compilation tools
— sysroot=SYSROOT root of cross-build tree
External library support:
— disable-avs disable avisynth support (windows only)
— disable-swscale disable swscale support
— disable-lavf disable libavformat support
— disable-ffms disable ffmpegsource support
— disable-gpac disable gpac support