Договор 4 х держав. Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг

Мирныедоговоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений, подписанныхна Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 - 6 февраля1922 г.), посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям вАзиатско-Тихоокеанском регионе.

Вработе конференции приняли участие США, Великобритания (также были представленыее доминионы и Индия, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия,Португалия, Китай.

Наконференции было подписано три соглашения. Договор четырех держав (США, Англия,Япония, Франция) гарантировал сохранение его участникам владений в бассейне Тихогоокеана. Стороны давали взаимные гарантии неприкосновенности колоний сроком на 10лет. Согласно договору ликвидировался англо-японский договор 1902Договор пяти государств (Англии, США, Японии, Франции, Италии) об ограниченииморских вооружений устанавливал пропорции в соотношении военно-морскихфлотов 5:5:3:1,75:1,75 указанных государств. Участники договора обязывались нестроить линкоров водоизмещением более 35 тыс. тонн. Устанавливалисьограничения тоннажа и для крейсеров. Запрещалось создавать новые военно-морскиебазы (кроме США, Великобритании) в Тихоокеанском регионе.

Это былпервый в истории договор об ограничении гонки вооружений. Впервые Великобританияформально признала равенство флота США со своим.

6Февраль 1922 был подписан трактат девяти государств, гласившийпринцип суверенитета и территориальной целостности Китая. Япония отказалась отсвоего монопольного положения в Китае и возвращала ему бывшие немецкие владения.

Большиегосударства брали на себя обязательство не стремиться к разделению Китая на сферы влиянияи придерживаться принципов "открытых дверей" и "равныхвозможностей ".

3.Положительное значение Версальско-Вашингтонской системы

Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложилиоснову Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Еесоздание обеспечило выход из войны, позволило разрядить послевоеннуюнапряженность и заложило основу для относительной стабильности в международныхотношениях в 20-е гг

Этирешение содержали ряд положений, которые свидетельствовали понимание государстваминеобходимости изменений в системе международных отношений? а именно: признание права насамоопределения народов? отказ от войны как средства разрешения конфликтов ит.д. Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признанонезависимость ряда европейских государств, за что долго боролись их народы.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и еераспад привел, наконец, к новой мировой войне.

Договор 4 держав (США, Великобритании, Франции и Японии) 13 декабря 1921 - о совместной защите территориальных «прав» на Тихом океане. Цель: объединить силы против национально-освободительного движения народов Тихого океана и Д. Востока. Договор предусматривал также (под давлением американцев) ликвидацию англо-японского союза (1902), направленного в тот период против планов США. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), опасавшиеся усиления Японии за счёт Китая и др. стран Дальнего Востока.

Договор 5 держав - 6 февраля 1922 (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, изменивший их соотношение в пользу США. По нему Великобритания вынуждена отказаться от безусловного преобладания на море. Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США - 5, Великобритания-5, Япония-3,

Франция-1,75, Италия - 1,75 . Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании по 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции по 175 тыс. т.

Тоннаж авианосцев: 135 тыс. т для США и Великобритании, 81 тыс. т для Японии и по 60 тыс. т для Италии и Франции . Однако общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, так что фактическое превосходство флота Великобритании сохранялось. Япония обеспечила себе стратегические преимущества, добившись обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к В. от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов).

Договор 9 держав - 6 февраля 1922. (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай)

Договор предоставлял этим государствам «равные возможности» в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки Китая для получения привилегий, ущемляющих права и интересы других участников договора. Китай рассматривался как общий объект эксплуатации. Договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая.

Ранее, 4 февраля 1922 подписано Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю ж/д Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Кроме того, японское правительство не будет требовать от китайского выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, закреплявший таможенное неравноправие Китая.

Решения, достигнутые на конференции, завершили происходивший после 1-й мировой войны передел колониальных владений и сфер влияния империалистических государств на Тихом океане и Дальнем Востоке. Американский империализм добился ряда важных уступок со стороны Великобритании и Японии. Вместе с тем равновесие, которое образовалось в результате, было неустойчивым. Уже на конференции США заявили о недостаточности японских уступок в Китае; в свою очередь Япония сразу же после нее встала на путь пересмотра решений Вашингтона.


Глава1
Причины созыва конференции
Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение России из системы послевоенного устройства мира и отказ США признать версальский передел мира значительно сократил сферу действия этой системы: ею охватывалась главным образом западная часть старого континента. Между тем передел мира, начатый войной 1914 - 1918 гг., нельзя было счесть законченным без урегулирования тихоокеанской проблемы. А здесь решающее слово оставалось за страной доллара.
Соединённые штаты Америки вышли из мировой войны могучей державой, которая выиграла от экономического истощения Европы. Из страны, бывшей до войны должником Европы, Америка стала мировым кредитором. Она предоставляла громадные военные займы многим державам Европы. К ноябрю 1922 г, общая задолженность иностранных правительств Соединённым штатам достигла с неоплаченными процентами 11,6 миллиарда долларов. погашение этого огромного Долга хотя бы по 400 миллионов в год должно было растянуться на десятки лет. Таким образом, в результате войны крупнейшие страны Европы оказались данниками Соединённых штатов по крайней мере на два поколения. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения международно-политического влияния этой державы. Возникал вопрос о новом переделе мира в соответствии с распределением мирового богатства. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.
Вашингтонская конференция 1921-1922 конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений.
Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов,. Работой конференции руководила «большая пятёрка» - США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, однако многие вопросы решались «большой тройкой» - США, Великобританией и Японией
Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.
США были представлены на конференции государственным секретарём Юзом; Англия - Бальфуром,. Доминионы и Индия были представлены самостоятельными делегатами, лишь Южно-Африканский Союз уполномочил Бальфура быть его представителем. Поэтому Бальфур на соответствующих документах подписался два раза: и как представитель Англии, и как представитель Южно-Африканского Союза; Япония была представлена Като,; Франция - Брианом.
Ещё 14. XII 1920 сенатор Бора внёс предложение о созыве конференции по ограничению морских вооружений. 24. II 1921 это предложение было включено в виде поправки к морскому биллю, принятому конгрессом. Проблема морских вооружений была тесно связана с тихоокеанскими и дальневосточными вопросами, в частности с судьбой англо-японского союза (см.). В феврале 1921 канадский премьер Мейген выдвинул предложение о заключении договора четырёх держав (США, Великобритании, Японии и Франции) взамен англо-японского союзного договора. План Мейгена обсуждался на Британской имперской конференции летом 1921.

5. VII 1921 английский министр иностранных дел лорд Керзон в переговорах с послом США Харвеем предложил включить дальневосточные и тихоокеанские вопросы в повестку дня проектируемой конференции. 10. VII 1921 государственный секретарь США Юз сделал публичное заявление с предложением созвать конференцию в Вашингтоне. Державам было послано официальное приглашение от имени правительства США.
Обстановка на Дальнем Востоке накануне Вашингтонской конференции была весьма напряжённой. Пока США и Великобритания были связаны войной 1914-18 в Европе, Япония получила полную свободу рук на Дальнем Востоке и односторонне нарушила довоенное равновесие сил на азиатском континенте и в бассейне Тихого океана ("Двадцать одно требование"). После окончания первой мировой войны Англия и в особенности США хотели ограничить японское проникновение в Китай и вернуть утраченные ими на Дальнем Востоке позиции. Особую заинтересованность проявляла в этом отношении американская дипломатия.
Созыв конференции объяснялся не только стремлением США и Англии приостановить японскую агрессию на Дальнем Востоке, но и тем, что после ликвидации военно-морского могущества Германии морское соперничество великих держав было связано в основном с Тихим океаном как главным потенциальным плацдармом морской войны. Особую роль играло англо-американское морское соперничество, грозившее привести к тем же результатам, что и прежнее англо-германское морское соперничество. Дипломатия США и Англии стремилась стабилизировать на новой основе международные отношения в Китае и на Дальнем Востоке, а также предотвратить новую гонку морских вооружений, грозившую военными конфликтами.
Ведущую роль играла американская дипломатия. Хотя изоляционизм господствовал во внешней политике США и Гардинг в своей речи при вступлении в должность президента 4. I II 4921 возвестил о "традиционном невмешательстве в дела Старого Света", но изоляционизм почти никогда не затрагивал тихоокеанскую и дальневосточную политику Белого Дома. Согласие Вильсона на то, чтобы Шаньдун остался в руках Японии, вызвало большое недовольство в Америке и было одним из поводов к отказу сената ратифицировать Версальский договор. Противники Вильсона обвиняли его в том, что он жертвовал дальневосточными интересами Америки во имя европейской политики. Американская экономическая активность - создание в конце 1920 международного банковского консорциума в Китае - также была направлена своим остриём против Японии.
Япония была заинтересована в том, чтобы сохранить существующее положение и не допустить коллективного обсуждения дальневосточных вопросов. Когда США объявили о намерении созвать конференцию в Вашингтоне, японские дипломаты говорили, что "Японию привлекают к суду англо-американского трибунала". После неудачных попыток добиться отмены конференции японцы пытались добиться того, чтобы "не обсуждались уже решённые вопросы", в частности имелись в виду договоры, навязанные Китаю в 1915 ("Двадцать одно требование"), и предлагали созвать предварительную конференцию трёх держав (США, Англии и Японии) и т. д. Все эти попытки наталкивались на активное противодействие дипломатии Белого Дома. Вашингтонская конференция была типичным образцом "новой", "лигонационной" (хотя она была созвана вне рамок Лиги наций), внешне весьма демократической дипломатии.
Руководители конференции всячески афишировали её гласность, отказ от тайной дипломатии и т. д. Речи и выступления делегатов печатались в газетах и журналах, был издан даже стенографический отчёт конференции. Но эта гласность была только показной. Ни один из решающих вопросов большой политики не был разрешён на официальных заседаниях конференции. Всё делалось за кулисами конференции во время переговоров, которые велись на заседаниях "большой тройки", в которую входили Юз, Бальфур и Като. Даже французская делегация не была в курсе всех дел. О договоре четырёх держав, который должны были подписать США, Англия, Япония и Франция, французская делегация узнала лишь за два дня до его подписания. Ещё меньше считались с итальянской делегацией, которую, несмотря на её протесты, отстранили от участия в договоре четырёх держав.
Глава 2
Основные решения конференции
Главными документами В. к. явились: 1) договор четырёх держав о расторжении англо-японского союза; 2) договор девяти держав о принципе "открытых дверей" в Китае; 3) договор пяти держав об ограничении морских вооружений.
Вопрос об англо-японском союзе на самой конференции не обсуждался: он был предрешён соглашением "большой тройки". Уже со времени учреждения Лиги наций обсуждался вопрос о несовместимости англо-японского союза с уставом Лиги наций. В Англии на ликвидации этого союза настаивали деятели пацифистского толка, сторонники Лиги наций, лейбористы. Противники возобновления союза с Японией указывали в частности на то, что этот военный союз вызывает враждебность Китая по отношению к Англии. Но главный их довод заключался в том, что при наличии острых японо-американских противоречий союз с Японией грозит Англии военным столкновением с США и распадом Британской империи, поскольку Канада, напр., ни в каком случае не участвовала бы в войне против США.
Канада, действительно, решительно выступала против возобновления англо-японского союза. Австралия и Новая Зеландия в общем поддерживали идею возобновления союза с Японией, опасаясь, что в противном случае они окажутся под непосредственной угрозой японской агрессии. Однако и в этих доминионах имелась сильная оппозиция возобновлению союза, в частности со стороны лейбористов.

Как до В. к., так и на самой конференции американская дипломатия оказывала сильное давление на Англию, требуя расторжения англо-японского союза. Исход возможной войны США с Японией в значительной мере определялся тем, на чьей стороне оказалась бы Англия. В частности без использования британских баз американский флот не имел бы возможности эффективно действовать против Японии. Попытки англичан найти какой-нибудь компромисс, с тем чтобы возобновить союз и успокоить Америку, не имели успеха. В апреле 1921 редактор "Нью-Йорк Таймc" Окc прибыл с неофициальной миссией в Лондон и вёл переговоры с первым лордом адмиралтейства Ли по вопросу об ограничении морских вооружений и о судьбе англо-японского союза. Англичане предложили сохранить англо-японский союз, установить равенство флотов- британского и американского, гарантировать безопасность США на Атлантическом океане, с тем чтобы США имели возможность сконцентрировать свой флот в Тихом океане. Англия сохраняла бы в таком случае в своих руках "ключи тихоокеанского равновесия". Но дипломатия Белого Дома решительно отвергала какие бы то ни было предложения, включающие возобновление англо-японского союза. Для давления на Англию она использовала не только Канаду, но и ирландский вопрос. В частности в июне 1921 Юз в разговоре с английским послом Геддесом грозил поддержать Ирландию против Англии, в случае если Англия возобновит союз с Японией.
На В. к. сначала по предложению Англии велись переговоры о заключении трёхстороннего соглашения, которое заменило бы англо-японский союз. Английский проект предусматривал возможность для двух из договаривающихся сторон входить друг с другом в военные соглашения при условии, чтобы эти соглашения носили оборонительный характер. Однако американские делегаты возражали и против этой попытки сохранить в том или ином виде англо-японский союз. К проектируемому соглашению была привлечена Франция.

13 декабря 1921 г. был подписан первый договор на Вашингтонской конференции. Так называемый трактат четырёх держав - США, Англии, Франции и Японии. Договаривающиеся стороны соглашались уважать права каждого из поименованных государств на островные владения и островные территории в районе Тихого океана. Возникающие споры, при невозможности урегулировать их дипломатическим путём, стороны обязывались разрешать на общих конференциях. Если бы островным владениям какой-либо из четырёх держав грозила опасность со стороны другой державы, то все государства, подписавшие договор, обязывались войти «во взаимный, полный обмен мнений, для того чтобы достигнуть соглашения». Договор заключался на 10 лет. Статья 4 его знаменовала победу американской дипломатии; она гласила, что после ратификации договора теряет силу англо-японский союзный договор, возобновлённый в 1911 г. Правда, английские дипломаты подчёркивали, что договор был не аннулирован, а лишь заменён соглашением четырёх держав, - двусторонний пакт уступил место пакту четырёх держав.
K трактату четырёх держав от 13 декабря 1921 г. была приложена особая декларация. В ней указывалось, что трактат будет применяться «к островам Тихого океана, находящимся в состоянии мандата». При этом подчёркивалось, что подписание трактата не означает согласия США на мандаты и «не исключает необходимости заключения соглашений между США и державами-мандатариями по принадлежности об островах, находящихся в состоянии мандата»,
6 февраля 1922 г. был подписан дополнительный договор, разъяснявший один из пунктов трактата четырёх. Он гласил, что «понятие „островные владения и островные территории”, употребляемое в названном трактате, включает, что касается Японии, лишь Карафуто (т. е. южную часть острова Сахалина), Формозу, Пескадоры и острова, на которые Япония получила мандат».

Все эти дополнительные соглашения свидетельствовали о том, насколько упорна была дипломатическая борьба между США и Японией из-за позиций на Тихом океане.
Самым важным вопросом, который обсуждался на В. к., был вопрос о Китае. Американская дипломатия резко выступила против японских попыток сохранить все захваченные в Китае позиции. Учитывая, что объединение Китая и ускорение его капиталистического развития расширят внутренний рынок в Китае и откроют новые возможности для американской торговли и инвестиций, дипломатия Белого Дома не прочь была даже заигрывать с национально-освободительным движением китайского народа. Главной дипломатической задачей США на В. к. было принудить Японию к отступлению в китайском вопросе, заставить её отказаться от "21 требования", утвердить принцип "открытых дверей" и равных возможностей в Китае. Британская дипломатия пыталась добиться компромиссного решения. Прежде всего она опасалась национально-освободительного движения в Китае и влияния его на Индию. Японию она рассматривала как "жандарма Дальнего Востока". Поскольку японская экспансия охватывала в основном район Маньчжурии и Северного Китая, а не долину Янцзы и Южный Китай (где сосредоточены две трети британских капиталовложений), Англия надеялась договориться с Японией на основе сложившегося традиционного разделения сфер влияния. Наряду с этим британская дипломатия хотела удержать Китай от сближения с Россией и США. Кроме того, японская экспансия всё же наносила большой ущерб британским интересам в Китае. Наконец, играло роль давление американской дипломатии. В результате Англия на В. к., несмотря на все зигзаги и колебания, в общем выступала по китайскому вопросу вместе с США против Японии. Бальфур заявил на конференции об отказе от политики сфер влияния и о поддержке политики "открытых дверей" и равных возможностей.

6. II 1922 был подписан договор девяти держав: США, Британской империи, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая.
Подписавшие его державы в ст. I обязались: уважать суверенитет, независимость и территориальную и административную неприкосновенность Китая; предоставить Китаю полнейшую и ничем не стеснённую возможность развиваться и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство; использовать своё влияние в целях действительного установления и поддержания принципа равных возможностей для торговли и промышленности всех наций на всей территории Китая; воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки в целях получения специальных прав и преимуществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств, или от поддержания деятельности, враждебной безопасности этих государств.
Ст. III обязывала договаривающиеся державы в соответствии с принципом "открытых дверей" не добиваться монополий или преимуществ, а также особых привилегий в каком-либо определённом районе Китая, которые наносили бы ущерб гражданам других стран. Ст. IV констатировала, что договаривающиеся стороны отказываются от создания сфер влияния в определённых частях китайской территории. Договор не содержал никакого упоминания о способах осуществления политики "открытых дверей" или способах предотвращения нарушения этой политики. Державы обязались уважать (но не защищать) суверенитет, независимость и территориальную неприкосновенность Китая. Ст. VII предусматривала лишь возможность обмена мнениями, между договаривающимися державами в случае нарушения договора.
На В. к. был сделан ряд уступок Китаю. Особая резолюция предусматривала возможность в будущем отмены прав экстерриториальности. Япония по соглашению, заключённому с Китаем 4. II 1922, обязалась очистить Шаньдун и вынуждена была фактически отступить от "21 требования". Однако формально отказаться от них, несмотря на настояния Китая, она не согласилась. Япония решительно отклонила требование Китая о выводе войск из южной Манчжурии. Англия на В. к. заявила об отказе от арендованной территории Вэйхайвэй, но, когда речь зашла об уступке Коулуна, Бальфур заявил, что здесь, исходя из экономических и стратегических мотивов, Англия ни на какие уступки не пойдёт. Ряд постановлений В. к. по экономическим и военным вопросам явился не чем иным, как нарушением суверенитета Китая и вмешательством в его внутренние дела.
На В. к. впервые был закреплён в договорном акте отказ Англии от традиционного "стандарта двух держав", согласно которому Англия содержала военный флот, равный по силе двум сильнейшим флотам других держав. Уже к моменту окончания первой мировой войны англо-американское морское соперничество приняло напряжённый характер. Продолжать гонку морских вооружений значило идти на неизбежное столкновение с Америкой. В этом столкновении Америка не только обладала бы превосходящими экономическими и финансовыми ресурсами, но и находилась бы в более выгодном политическом и стратегическом положении, в частности благодаря своим связям с британскими доминионами, особенно с Канадой. Англия вынуждена была отказаться от безусловного господства на морях и согласиться с тем, чтобы флот США был равен по силе британскому флоту. Правительство США в сентябре 1921 сделало заявление о том, что оно построит флот, не уступающий флоту сильнейшей морской державы, т. е. английскому. К моменту Вашингтонской конференции Англия имела самый сильный флот в мире. Однако США быстрыми темпами строили морской флот, грозивший в течение нескольких лет не только догнать, но и перегнать Англию. Япония осуществляла программу "8+8", т. е. постройку 8 линкоров и 8 линейных крейсеров.
Американцы выступили на В. к. со следующим предложением: Англия должна вывести из строя ряд старых или ещё не достроенных линейных кораблей и оставить в строю 22. Америка должна оставить 18, Япония - 10. Тоннаж водоизмещения линкоров был предложен по 500 тыс. для Англии и Америки и 300 тыс. для Японии, т. е. в пропорции 5:5:3. Япония решительно возражала против пропорции 5: 3 и требовала пропорции 10: 7. Однако требование Японии было отклонено, и японская делегация должна была принять предложенное Англией и Америкой соотношение. Согласно договору пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии), заключённому на В. к. 6. II 1922, была установлена следующая пропорция для замещения линейных кораблей между этими державами: 5: 5: 3: 13/4: 13/4. Тоннаж замещения линкоров был установлен 525 тыс. для Англии и США, 315 тыс. - для Японии и 175 тыс. - для Франции и Италии. Для авианосцев был установлен общий тоннаж: США и Англии по 135 тыс., Японии - 81 тыс., Франции и Италии - по 60 тыс. Для линкоров были приняты максимальные нормы водоизмещения 35 тыс. m с артиллерией не свыше 16-дюйм., для авианосцев 27 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм., для крейсеров 10 тыс. m с артиллерией не свыше 8-дюйм. В течение десяти лет со дня подписания договора Англия, США и Япония не должны были закладывать новых линкоров.
Установленное в Вашингтоне соотношение морских сил означало, что в случае войны на Тихом океане между Японией и одной из великих держав Япония имела бы явное преобладание, поскольку ни Англия, ни США не могли бы сосредоточить более двух третей своего флота в западной части Тихого океана, т. е. ни Англия, ни США, действуя порознь, не в состоянии были бы успешно атаковать Японию в её водах.Хотя в Японии велась шовинистическая кампания, направленная против "вашингтонского позора", однако по существу соотношение сил, установленное Вашингтонским договором, было достаточно благоприятным для Японии.
Крупным успехом Японии была ст. 19 договора пяти держав. По этой статье США, Британская империя и Япония согласились не возводить баз и укреплений на ряде островных владений в Тихом океане. США обязались не укреплять островные владения на Тихом океане, за исключением Гавайских о-вов и островов, прилегающих к побережью Аляски и к зоне Панамского канала (при этом Алеутские о-ва не могли быть укреплены). Англия обязалась не укреплять Гонконга и островных владений к востоку от 110° в. д. (Сингапур Англия имела право укрепить), за исключением островных владений, прилегающих к побережью Канады, Австралии и Новой Зеландии. Япония обязалась не укреплять Курильских о-вов, Бонинских, Амами-Сима, Формозы, Пескадорских, а также мандатных. Япония рассматривала ст. 19 как компенсацию за отказ от англо-японского союза и за принятие нормы 5: 3. Эта статья явилась крупным стратегическим выигрышем для Японии, ибо у неё и без этих островов имелись достаточно мощные и близко расположенные военно-морские базы для действий в западной части Тихого океана. Между тем США и Англия лишались возможности иметь удобные базы для эффективных действий в водах, прилегающих к Японии. Создавалась обстановка, сильно затруднявшая в случае необходимости активное выступление Англии и США против Японии. Обязательства, вытекавшие из ст. 19, являлись как бы стратегическим дополнением к договору четырёх держав и договору девяти держав, не предусматривавшим возможности коллективных действий против нарушителя вашингтонских договоров. Поэтому Вашингтонский морской договор вызвал большое недовольство в американских морских кругах. В Англии также открыто признавали, что ст. 19 договора оставляет Гонконг и Филиппины в случае войны на милость японского флота и что в войне против Британской империи или США "за Японией обеспечено важное преимущество первых успехов".
Вашингтонский морской договор не устанавливал никаких ограничений в отношении общего тоннажа крейсерского флота. Точно так же не было принято никаких постановлений относительно подводного флота, хотя британская делегация настаивала на полном запрещении подводных лодок. На В. к. обсуждался вопрос и об ограничении сухопутных и воздушных вооружений. Представитель Франции Бриан выступил с речью, в которой настаивал на том, чтобы вопрос об ограничении сухопутных вооружений был поставлен в зависимость от степени морального разоружения Германии, а также от обязательств Англии и Америки активно участвовать в обеспечении безопасности Франции против возможной германской агрессии. Англия и США не согласились с этим, и. вопрос о сухопутном разоружении был снят.
Россия не была приглашена на В. к. В связи с этим Народный комиссариат иностранных дел 19. VII 1921 послал протест соответствующим правительствам и заявил, что он не признает никаких решений, принятых конференцией. Советское правительство заявило о своих правах на КВЖД и оставляло за собой "полную свободу действий, чтобы заставить уважать эти права и чтобы отстаивать вытекающие из них требования в тот момент и теми средствами, которые оно сочтёт удобными и подходящими". Никаких решений по этому вопросу не было принято, а требование Китая об очищении дороги было отклонено. На самой конференции без участия Советской республики обсуждался ряд вопросов, непосредственно касавшихся Советской России. По вопросу о КВЖЦ (см.) никаких решений не было принято. Япония сделала заявление о намерении эвакуировать свои войска с Советского Дальнего Востока. Эти войска действительно были в конце 1922 эвакуированы, но под давлением Красной Армии, а не под влиянием вашингтонских решений.

В. к. была дополнением к Версальскому миру, а её постановления стали основой некоего нового равновесия сил на Тихом океане, одним из краеугольных камней версальской системы. И. В. Сталин на XVIII съезде партии, говоря об этом послевоенном режиме - версальско-вашингтонской системе мира, указывал: "Главными основами этого режима были на Дальнем Востоке - договор девяти держав, а в Европе - версальский и целый ряд других договоров".

На В. к. главную роль играла американская дипломатия. Она была главным инициатором, организатором и потенциальным гарантом вновь созданного на Дальнем Востоке равновесия сил. Таким образом, США выступали и в качестве косвенного гаранта всей версальской системы, хотя они не подписали Версальского мира и не вступили в Лигу наций. Руководящая роль США на В. к. была проявлением резко возросшего после первой мировой войны удельного веса США в мировой экономике и мировой политике. На В. к. установился общий фронт американской и британской дипломатии против Японии, в результате чего Япония была вынуждена к отступлению и отказалась от ряда захваченных ею позиций в Китае. Однако она сохранила в своих руках достаточные позиции для того, чтобы в благоприятный момент вновь перейти в наступление на Китай. В. к. не только не ослабила, а, наоборот, закрепила монопольное господство Японии в южной Манчжурии и создала для Японии важные стратегические гарантии на случай войны. Вашингтонские договоры не предусматривали никаких санкций против агрессоров. На вашингтонских решениях лежала печать английской политики компромисса и американской политики изоляционизма. Равновесие, созданное вашингтонскими решениями, оказалось крайне неустойчивым и кратковременным.
Вашингтонская конференция закончила передел мира, В этом смысле она дополняла Версаль. Но в 1919 г. в Париже английские и французские дипломаты сумели обойти дипломатов Америки. Напротив, в Вашингтоне дипломатия США добилась значительного успеха в дальневосточных вопросах. Англия шла на компромисс в целях борьбы с Японией и Францией; Япония вынуждена была уступить американцам в китайском вопросе и заявить, что уведёт свои войска из Сибири.

Вашингтонская конференция означала, что в мировой политике произошла известная передвижка сил в сторону США.

В 1919-1922 - сложилась Версальско- Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что Конференцией достигнуто очень многое.

Во-первых, реально ограничены морские вооружения трех главных морских держав; во-вторых, достигнуто положительное равновесие в Тихом океане и установлен прекрасный порядок арбитража возможных будущих споров или столкновений; в-третьих, если еще и не разрешен китайский вопрос во всей его сложной совокупности, то все же очень многое также достигнуто: вновь признан суверенитет Китая, создана новая гарантия в защиту национальных китайских интересов и разрешены многие из мелких вопросов касательно Китая.
Глава 3
Итоги конференции
Вашингтонская конференция стала тем поворотным моментом, который определили развитие не только Европы, но и всего мира, на следующие три десятилетия. Она завершила формирование системы послевоенного мироустройства, окончательно утвердила неизбежность новой войны, втянув в Европейский версальский порядок еще и тихоокеанские и азиатские противоречия.
Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием чем Версальская, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

Мир постепенно перестает быть европоцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
Созданная в Версале и Вашингтоне система договоров зафиксировала соотношение сил между великими державами, сложившееся в результате Первой мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Однако последующий ход событий продемонстрировал всю шаткость, непрочность и недолговечность этой системы. Послевоенное урегулирование страдало несколькими серьезными пороками.
Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Из него выпадали Россия и США, не вошедшие в состав Лиги Наций. Без этих крупнейших держав невозможно было представить себе стабильность в Европе в середине ХХ века.
и т.д.................

Введение

Вашингтонская конференция 1921-1922 - международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

1. Основные договоры

Договор четырех держав от 13 декабря 1921 года между США, Великобританией, Францией и Японией, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Еще раньше, 4 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

1.1. Вашингтонская конференция в произведениях искусства

Ярослав Гашек дал пародийное изображение работы конференции в юмористическом рассказе "Конференция по разоружению".

Список литературы:

    «Теперь, когда на увеличение тоннажа военных флотов наложены ограничения, начинается новое соревнование, это будет соперничество за качество» (Ллойд Джордж) .

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вашингтонская_конференция_(1921-1922)

Международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября1921 года по 6 февраля1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения её от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

Ко времени проведения конференции английское правительство имело долг перед США - 4,5 млрд долл., Франция - 3,5 млрд долл, Италия - 1,8 млрд долл.

Основные договоры[ | код]

Договор четырёх держав от 13 декабря1921 года, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». В него входили такие страны как США, Великобритания, Франция и Япония. Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Ещё раньше, 5 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяо-Чжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

Вашингтонская конференция в произведениях искусства[ | код]

Ярослав Гашек дал пародийное изображение работы конференции в юмористическом рассказе по разоружению.

Примечания[ | код]

  1. Tooze, J. Adam. The deluge: the Great War and the remaking of global order, 1916-1931
  2. «Теперь, когда на увеличение тоннажа военных флотов наложены ограничения, начинается новое соревнование, это будет соперничество за качество» (Ллойд Джордж) .

Литература[ | код]

  • Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл.XII: Вашингтонская конференция // Алексей Вандам, Николай Головин, Александр Бубнов. Неуслышанные пророки грядущих войн = The Problem of the Pacific in the Twentieth Century (1922). - М.: АСТ, Астрель, 2004. - 368 с. - (Великие противостояния). - 5100 экз. - ISBN 5-17-025223-4.

Ссылки[ | код]

ЧЕТЫРЁХ ДЕРЖАВ ДОГОВОР 1921

подписан 13. XII на Вашингтонской конференции (см.) между США, Великобританией, Францией и Японией; оформил ликвидацию англо-японского союза.

Дипломатия США стремилась к подрыву англо-японского союза еще задолго до созыва конференции в Вашингтоне. Выполнение этой задачи облегчалось для США тем, что в самой Британской империи не было единства по вопросу о продлении союза с Японией. На имперской конференции 1921 Канада выступала против союза, в то время как Австралия и Новая Зеландия, опасавшиеся агрессии Японии, высказывались за поддержание с ней союзных отношений. С целью давления на английское правительство в апреле 1921 в Лондон был послан с неофициальной миссией редактор «Нью-Йорк Таймс» — Окс.

В результате переговоров Окса с первым лордом адмиралтейства Ли английское правительство сделало вывод, что возобновление англо-японского союза вызовет резкое обострение отношений с США. Для нажима на Англию Вашингтон использовал также ирландский вопрос.

В связи с предстоявшим летом 1921 обсуждением в конгрессе США вопроса о признании Ирландской республики государственный секретарь Юз в беседе с английским послом Геддесом 23. VI заявил, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. Английская дипломатия решила уступить. Несмотря на то, что вопрос об англо-японском союзе не был включен в повестку дня Вашингтонской конференции, 1.

XII 1921 делегат Англии Бальфур пригласил делегата Японии Като для переговоров. Впоследствии в переговорах приняли участие США, а также Франция (привлеченная по инициативе США). Переговоры велись в строгой тайне, и конференции был представлен уже готовый проект договора.

В ст. I и II Ч. д. д. стороны согласились «уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана», а также договорились о взаимной консультации в случае, если указанные права подвергаются опасности со стороны какой-либо другой державы.

Ст. III определила срок действия договора в 10 лет, с последующим продлением на неограниченный срок, если одна из сторон не заявит о его денонсации за 12 месяцев. Важнейшей статьей договора является ст. IV, которая предусматривает, что с момента его вступления в силу прекращает свое действие англо-японский союз. В приложенной к договору декларации указано, что распространение ст. I и II договора на мандатные территории на Тихом океане не означает признания США системы мандатов. Подобно другим решениям, принятым на Вашингтонской конференции, Ч.

Вашингтонская конференция (1921-1922)

д. не только не учитывал интересы великой тихоокеанской державы — Советского Союза, но и был прямо направлен против Советского государства. Договор закреплял за Японией ее стратегические позиции, вблизи советской территории.

Участники Вашингтонской конференции

В конференции участвовали Бельгия, Великобритания, Голландия, Италия, Китай, Португалия, США, Франция и Япония. На неё не была допущена делегация Дальневосточной республики.

Причины и цели конференции

Государст-ва — участники конференции — стремились рассмотреть проблемы, возникшие в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах после Первой мировой войны и Парижской конференции.

США и Ки-тай были недовольны усилением Японии, которая сумела потес-нить с китайского рынка США и Великобританию, навязав Китаю соглашения об экономических привилегиях и закрепив права на Шаньдунский полуостров (сферу влияния Китая) и бывшие коло-нии Германии в Тихом океане.

США важно было решить вопрос о морских вооружениях.

Итоги и решения Вашингтонской конференции

было подписано три соглашения: «Договор четырёх держав», «Договор пяти держав», «Договор девяти держав».

Вашингтонская конференция устанавливала временное равно-весие сил в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Одно-временно с этим её решения отражали намечающиеся противоре-чия, в первую очередь между США и Японией.

Вашингтонская конференция 1921-1922

Принятые ею реше-ния не учитывали интересов Советской России, представители которой не были приглашены на конференцию.

Предпринима-лись попытки «интернационализации» Китайско-Восточной же-лезной дороги (КВЖД). Но в результате протестов советских ди-пломатов Вашингтонская конференция приняла решение, что КВЖД «действительно является собственностью русского прави-тельства».

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Версальско-Вашингтонская система

Подписанные на конференции договоры явились дополнением к Версальской системе.

На основе всей совокупности договоров сло-жилась Версальско-Вашингтонская система, определившая условия послевоенного мирного урегулирования в Европе, Азии, Африке и на Тихом океане. Она послужила источником временной стабили-зации в сфере международных отношений. Однако долгосрочных гарантий миропорядка Версальско-Вашингтонская система не обеспечила.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Резлуьтаты договоренности вашингтонской конференции

  • Вашингтонская мирная конференция проходилп

  • Выписать итоги вашингтонской конференции

  • Какая цель преследовала францию в вашингтонскойконференции

  • Версальско-вашингтонская конференция

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии : А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

Вашингтонская конференция 1921-1922

об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана.

Проходила с 12 ноября 1921 по 6 февраль 1922 в Вашингтоне. Являлась этапом на пути создания т.н. версальско-вашингтонской системы, т.е. территориального передела мира и сфер влияния между главными империалистическими державами после 1-й мировой войны.

Была созвана по инициативе США. В работе Вашингтонской конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. Присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии.

Работой конференции руководила «большая пятёрка» - США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, однако многие вопросы решались «большой тройкой» - США, Великобританией и Японией. На конференции были выработаны и подписаны следующие основные документы:
Договор четырёх держав (США, Великобритании, Франции и Японии), по которому участники обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане.

Подписан 13 дек. 1921. Предусматривал совместную защиту территориальных «прав» договаривающихся сторон в Тихом океане, преследовал цель объединить их усилия против национально-освободительного движения народов в бассейне Тихого океана и Дальнего Востока. Прекращал действие англо-японского союза 1902, которым определялась расстановка сил в 1-ю мировую войну на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана.
Договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, установивший выгодное, главным образом для США, соотношение мор.

Вашингтонская конференция 1921 года, ее решения

Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота: США -5, Великобритании - 5, Японии - 3, Франции - 1,75, Италии - 1,75. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании 525 тыс. тонн, для Японии 315 тыс. тонн, для Италии и Франции 175 тыс. тонн. Устанавливался также тоннаж авианосцев: 135 тыс. тонн для США и Великобритании, 81 тыс. тонн для Японии и по 60 тыс. тонн для Италии и Франции.

Договором предусматривались максимальные нормы водоизмещения кораблей и предельный калибр артиллерии: линкора - 35 тыс. т и 406 мм; авианосца - 27 тыс. т и 203 мм; крейсера - 10 тыс. т и 203 мм. Для остальных классов кораблей, в т.ч.

подводных лодок, ограничений не было. Запрещалось сооружение новых военно-морских баз на Тихом океане, за исключением районов, непосредственно прилегающих к побережью США, Канады, Аляски, зоне Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов.

В приложениях говорилось о защите нейтральных судов от атак подводных лодок и осуждалось использование во время воины химического оружия.
Договор девяти держав (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии, Китая). Подписан 6 февр. 1922. Предоставлял подписавшим его странам «равные возможности» в Китае в области торговли и предпринимав деятельности.

Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. 4 фсвр. 1922 было подписано т.н. Вашингтонское соглашение. Японию обязали вывести часть войск из Китая, вернуть Китаю железную дорогу Циндао-Цзинань и тер.

Цзяочжоу.
На Вашингтонской конференции США добились ряда важных уступок со стороны Великобритании и Японии, однако это не удовлетворило американский империализм. США заявили о недостаточности японских уступок в Китае, в свою очередь Япония сразу после Вашингтонской конференции встала на путь пересмотра её решений.

Вашингтонская конференция носила ярко выраженный антисоветский характер. Об этом свидетельствовал уже тот факт, что РСФСР и Дальневосточная республика не были приглашены на Вашингтонскую конференцию. США выдвинули на Вашингтонской конференции план захвата господств, позиций на КВЖД под видом её «интернационализации», который не был принят в результате решительного протеста РСФСР.

Советское государство не признало решений Вашингтонской конференции и направило протест правительствам - участникам конференции.
Публ.: Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921-1922 гг. М., 1924; Советско-американские отношения 1919-1933.- В кн.: Сборник документов по международной политике и международному праву. № 9. M., 1934; Документы внешней политики СССР. Т. 4 - 5.

М., 1960 - 61. См. предм.- темат. указ.
Лит.: Ленин В.И. О внутренней и внешней политике Республики. Отчет ВЦИК и СНК 23 дек. (IX Бсерос. съезд Советов 23-29 дек. 1921 г.).- Полное собр. соч. Изд. 5-е. Т. 44, с. 304 - 305; История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. М.. 1965, с. 238-248; Аварии В.Я.

Борьба за Тихий океан. Японо-американские противоречия. М., 1947; Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918-1922). М., 1967.
Л.В.Кочетков

Военная Энциклопедия. Карта сайта.

При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. О проекте.

По итогам конференции было принято 3 договора: договоры 4, 5 и 9 держав.

Договор четырех: США, Яп., Англия и Фр. Договор о ненападении на колониа-льные владения друг друга. Отдельная статья этого договора предусматривала отмену военно-полит. союза Японии и Великобр.

Договор 4-х держав юридически оформил принцип партнерства великих держав в АТР на базе коллективных гарантий безопасности как основу новой региональной сис-мы МО.

Но полит обязательства необходимо было закрепить материальными гарантиями их выполнения. Они были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 года договоре 5-ти держав об ограничении морских вооружений.

Главным вопросом было ограни-чение морских вооружений. Договор имел огромное значение применительно к АТР. Он положил конец опасной тенденции к неограниченной гонке воо-ружений.

Договор 9: США, Фр., Англия, Италия, Бельгия, Голландия, Япония, Португалия и Китай.

Провозглашался принцип уважения территориальной целостности и суверенитета Китая. Страны заявили о равных возможностях в торговле и про-мышленной сфере на его территории. Они согласились уважать статус Китая как нейтрального гос-ва.

Февраля 1922 г. Вашингтонская конфе-ренция завершила свою работу.

Главным итогом конференции явилось восстанов-ление международно-политического рав-новесия в АТР.

Образовалась Вашингтонская система МО. Вашингтонской конференцией завершилось обсуждение послевоенных проблем. Она была своего рода продолжением Версальской конферен-ции. По сравнению с Версальс-кой Вашингтонская система МО была более равновесной.

Отражая баланс сил ведущих тихоокеанских держав, она в то

Какого-либо гос-ва немедленно начать консультации. Если же одна из сторон подвергнется нападению, другая должна оказать ей помощь. Вместе с тем в прото-коле при подписании договора была сде-лана оговорка: СССР взял обязательство прийти на помощь Чехословакии при ус-ловии, если ей окажет помощь Франция.

в Москве состоялся обмен ратификацион-ными грамотами. Что касается франко-советского договора, то его ратификация была затянута, и он вступил в силу лишь 27 марта 1936г.

нацизма и фашизма и создать демократи-ческие учреждения по собственному вы-бору, свободно избрать для себя форму правления.

Т.о., Ялтинская конференция явилась одним из крупнейших междунар-х сове-щаний периода войны и высшей точкой сотрудничества 3 держав против общего врага.

Несмотря на разногласия, она про-демонстрировала возможность успешно-го сотрудничества гос-в двух различных полит.систем – социалистическоц и капи-талистической. Решения Ялт.конферен-ции имели большое значение для быст-рейшего окончания войны и для после-военного устройства.

Конференция выработала программу демократического устройства послевоенного мира.

15.МО в Европе в начальный период 2-й мировой войны.

Вступление в предвоенное время было обусловлено крахом Версальско-Вашинг.

системы МО. Англия и Франция, до весны 39-го г. придерживающиеся поли-тики умиротворения, были вынуждены отойти от нее после того, как войска Гитлера оккупировали Чехословакию. Англия и Франция гарантировали военную поддержку в случае агрессии со стороны Гитлера Польше, Румынии, Греции, Турции, Бельгии, Голландии и Швейцарии.

В ответ на эти действия Гитлер заявил о выходе в одностороннем порядке из военно-морских соглашений с Англией от 1935-го года. Тогда же Гитлер решает начать боевые действия против Польши.

В том, что у Германии не будет никаких проблем с быстрым захватом Польши Гитлер не сомневался, но здесь у него появлялась проблема иного характера-СССР. Польша является гос-м непосредственно граничащим с СССР, а это означало, что СССР не мог оставаться спокоен при таком раскладе событий.

17-го апреля 1939-го года СССР предложил Англии и Франции заключить тройственный договор о взаимопомощи в полит. союзе против Гитлера.

Но Анг. и Фр. не стремились к сотрудничеству с Россией. Переговоры текли очень вяло и в конце концов провалились.

В этих условиях СССР пошел на заключение с Германией договора о ненападении. Он был подписан в Москве 23 авг. 1939г. народным комиссаром по иностр-м делам СССР Молотовым и министром ин.дел Германии Риббентропом. Этот договор известен как “пакт Молотова-Риббентропа”.

Он включал в себя следующие пункты:

— сохранение нейтралитета если одна из сторон подвергнется нападению другой страной -агрессором.

— Стороны не будут участвовать ни в каких международных коалициях прямо ил косвенно направленных против друг друга.

Помимо основных статей этот договор содержал также и секретный протокол, по кот-му страны-участники договарива-лись о разделении сферы интересов в Европе.

1-го сентября 1939-го Германия вступила на территорию Польши, и уже 3-го числа выполняя свои обязанности Великобрит.

и Франция объявляют Германии войну. Война велась очень «странно», за что она и была окрещена как «странная война», потому что ни Великобритания, ни Франция по сути дела не вели никакой войны. 17-го сентября германские войска заняли Варшаву, а к концу сентября СССР занял те территории которые были оговорены в секретном соглашении. 28-го сентября в СССР прибыл Риббентроп и был подписан договор о дружбе и границах с 2-мя секретными протоколами.

1-й — корректировка сфер влияния, Литва и СССР.

2-й — подавление польского национально освободительного движения.

В сентябре

Т.о.,в нач. 18в. полностью изменился баланс сил в Европе. Ведущими гос-ми стали Россия, Австрия и Англия.

Сформировалась новая система МО – Постутрехтская. Она просуществовала до конца 18в. и была разрушена в период Великой французской революции и наполеоновских войн.

Испании. Но в Испании он встретил решительный отпор. Учитывая затруднения Наполеона, Австрия стала собирать силы для новой борьбы с ним.

Наполеон был заинтересован в союзе с Россией. В 1808 г. в Эрфурте состоялась очередная встреча Наполеона с Александром. Новая политическая ситуация определила заключение соглашения, в котором интересы России были соблюдены в значительно большей степени, чем в Тильзите.

Т.о., сформировалась Тильзитская систе-ма МО, кот-я просуществовала до 1812 г., когда Франция развязала войну с Россией.

5.Вост.вопрос в 1-й половине 19 в.

Крымская война. Парижский конгресс

В 1-й пол.19в. одним из главных вопро-сов МО был восточный вопрос, связанный с решением турецкой пробле-мы.

Конфликт между Египтом и Турцией. В 1832г. паша Египта Мехмед-Али двинул свои войска против турецкого султана Махмуда 2. Вокруг кризиса на Востоке разгорелась дип.борьба между Россией, Англией и Францией. Англия и Фр. Не хотели участия России в разрешении вос-точного конфликта.

Послам Англии и Франции удалось доби-ться заключения мира между султаном

Турции и пашой Египта.

После заключе-ния мира в 1833г. граф Орлов и предста-вители Махмуда 2 подписали Ункяр-Ис-келесский союзно-оборонительный трак-тат между Россией и Турцией.

В конце 30-х гг. вновь обострилась борь-ба между турецким султаном и египетс-ким пашой.

К 1839г. в Турции была соз-дана огромная армия. В июне 1839г. тур-ки вступили в Сирию. Турецкая армия была разгромлена.

15 июля 1840г. Англия, Австрия, Россия и Пруссия подписали в Лондоне конвен-цию в поддержку султана Турции против египетского паши. Они договорились оказывать как дипломатическое, так и военное давление на Мехмеда-Али.

В июле 1841г.

Россия, Англия, Австрия, Пруссия и Франция заключили с Турцией договор, касающийся режима прохода судов через проливы Босфор и Дарданел-лы. В мирное время проливы объявля-лись закрытыми для судов всех стран. Но Турция получила право выдавать разре-шение на проход через проливы легких кораблей, принадлежащих посольствам дружественных держав.

Отношения России с другими странами по поводу восточного вопроса заметно ухудшались. Поводом для раздора с Францией стал вопрос о святых местах, о правах православной и католической церквей.

Ник.1 решил использовать раз-ногласия о святых местах для борьбы с Турцией. Ник.1 предъявил в марте 1853г. султану 2 вербальные ноты с категорич-ными требованиями. Султан их отверг.

21 июля 1853г. русские форсировали реку Прут и стали продвигаться в Дунай-ских княжествах, не объявляя войну Тур-ции. 4окт.1853г.

Турция объявила войну России.

12 марта Англия, Франция и Турция зак-лючили союзный договор. Англия и Франция объявили войну России.

Крымская война продолжалась с окт.1853 по февраль 1854г. Против России участ-вовали Турция, Франция, Англия, Сардин ское королевство. Россия войну проигра-ла.

В феврале 1856г. проходил Парижский конгресс. 30 марта был подписан Парижский мирный договор.

Согласно нему, Россия возвращала Турции г.Карс, а Франция, Англия и Сардиния возвращали России захваченные города и порты (Севастополь, Евпаторию, Керчь и др.). Страны, подписавшие Парижский мирный договор, подтвердили Конвен-

7.Образование военно-полит-х блоков в Европе в конце 19-нач. 20 в.

Первые признаки новой обстановки сил и создания двух противоположных блоков появились еще в последние годы 19 и первые годы 20в.

Был заключен ряд сог-лашений и договоров между отдельными странами. Европ-е гос-ва постепенно уси-ливали дипломатич-ю деят-сть.

В конце 19в. значительно осложнились отношения между Австро-Венгрией и Россией, между Германией и Францией. Обстановка в Европе накалялась. Это способствовало заключению австро-германского союза в 1879г., который носил, по сути, оборонительный характер, предусматривал обоюдную военную помощь в случае нападения России на одного из союзников и благожелательный нейтралитет в случае нападения какой-либо другой державы.

Но этот союз косвенно был направлен против Франции, ведь в случае нападения Германии на Францию и вступления России в войну на стороне Франции Германии была бы обеспечена поддержка Австро-Венгрии.

Австрия стремилась сблизиться с Итали-ей для обеспечения своей безопасности в случае войны с Россией. После перегово-ров в мае 1882г. Австро-Венгрия, Герма-ния и Италия подписали союзный договор – Тройственный союз.

Фактичес-кое создание военно-полит-го блока этих 3 гос-в стало первым шагом на пути к 1-й мировой войне.

В нач. 20в. Франция и Германия готовились к войне между собой и стремились найти себе союзников. Франция вела переговоры с Англией, Россией и Италией. Германия – с Италией и Россией. 1 нояб. 1902г. Франция заключила с Италией договор о ненападении.

1904г. в Лондоне был заключен франко-английский договор – Антанта. Договор состоял из 2 частей-открытой и секретной. Англия и Франция разрешили колониальные вопросы, тем самым раз-вязав себе руки для совместной борьбы против Германии.

Следующим участни-ком Антанты должна была стать Россия.

Германия активно пыталась привлечь Россию на свою сторону. Однако заклю-чение союза Германии с Россией так и не состоялось. При усилиях Франции, до-бившейся заключения соглашения между Англией и Россией, начались их перего-воры. В ходе них были рассмотрены воп-росы, затрагивающие интересы обеих стран на Среднем Востоке. 31 авг. 1907г. было подписано англо-русское соглаше-ние по делам Персии и Афганистана.

Фактически это было включение России в Антанту. Т.о., к осени 1907г. сложился союз Англии, Франции и России, кот-й противостоял союзу Германии и Австро-Венгрии. Италия вышла из Тройственно-го союза.

В итоге к 1914 г. на арене мировой поли-тики сформировались 2 блока, противо-речия между которыми усиливались.

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг

Германии и Австро-Венгрии все меньше приходилось рассчитывать на поддержку Италии в случае столкновения с

вступили США, ее исход не вызывал сомнений.

В 1916-1917 гг.

в России назревал кризис. Происходило нарастанию антивоенного и антиправительственного движения. Немногим лучше было внутреннее положение Германии.

В ее политических кругах укрепилось мнение о необходимости заключения мира с Россией.

22 декабря 1917 г. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении мира между Россией, Германией и др. воевавшими с ней странами.

3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключен мирный договор между Россией и странами Четвертного союза (Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией).

Условия его для России были очень тяжелыми.

Летом 1918 г. Германия предприняла новое крупное и на этот раз последнее наступление. Немецкие войска нацелились на Париж, но французы нанесли контрудар и захватили инициативу. 8 авг. Анг. и фран. Войска прорвали фронт в районе Амвьена и нанесли немцам поражение.

После этого Четверной союз рухнул. Осенью 1918 г. стали запрашивать мира одна страна за другой. Первой капитулировала Болгария, за ней Турция.

Войска Антанты перешли в наступление, прорвали немецкий фронт и быстро начали продвигаться в центр Германии.

1918 г. союзники собрались, чтобы обсудить условия перемирия. В конце концов удалось согласовать требования, кот-рые сводились к следующему: освобождение занятых территорий Бельгии, Франции и Люксембурга, вывод войск из Эльзас- Лотарингии и Румынии, а также освобождение левого берега Рейна.

Спустя два дня советское правительство объявило об аннулировании Брестского мирного договора от 3 марта 1918 г. и добавочного договора, подписанного Советской Россией и Германией 27 августа 1918г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Непрочность Версальско-Вашингтонской системы

Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Ее создание позволило разрядить послевоенную напряженность. Эти решения включали в себя ряд положений, свидетельствовавших о растущем понимании необходимости обновления принципов международных отношений, - это и признание права на самоопределение народов, и отказ от войны как средства разрешения конфликтов.

Важным событием в истории международных отношений стало создание Лиги Наций. Была признана независимость ряда европейских стран, за что долгое время боролись их народы. Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, ее крах привел в конечном счете к новой мировой войне.

Непрочность Версальско-Вашингтонской системы была обусловлена рядом причин.

Державы Антанты не были великодушными победителями. Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы. Не было принято во внимание и то, что эти народы уже свергли политические режимы, которые участвовали в развязывании войны. Устанавливая репарации, победители так и не приняли в расчет реальные возможности побежденных, действуя по принципу «побежденный платит за все».

Волна национализма, поднятая первой мировой войной, не спала. Теперь её сила поддерживалась чувствами национального унижения.

Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась и Советская Россия.

Для держав-победительниц Россия была прежде всего предательницей, заключившей сепаратный мир с врагом. Большевистский режим вызвал враждебное отношение, странами Антанты были предприняты попытки свергнуть его в ходе интервенции 1918-1919 годов.

Шедшая в России гражданская война дала формальный повод не приглашать ее представителей ни в Париж, ни в Вашингтон. Большевики тем временем одержали победу в гражданской войне, восстановили государство в почти довоенных границах - как самое большое в мире. Однако подписи Советской России не было ни под одним мирным договором.

Отодвинутая от решения мировых дел, она не могла не стать в оппозицию Версальско-Вашингтонской системе.

Для народов германских колоний и бывшей Османской империи Версальско-Вашингтонская система стала лишь сменой властителей, ни один из этих народов не получил независимости. Для них была учреждена мандатная система. Метрополии получали мандат на управление от Лиги Наций.

Создание системы замышлялось как средство ослабления колониального гнета, поскольку она предусматривала попечительство Лиги над подмандатными территориями. Однако в связи с уходом США из Лиги Наций в составе Совета остались именно те страны, которые получили мандаты на управление этими территориями. Попечительство Лиги стало фикцией, а положение подмандатных территорий ничем не отличалось от положения колоний.

Это продемонстрировало народам колоний приверженность великих держав колониализму. Поэтому антиколониальное освободительное движение продолжалось.

Великие державы проявили на Парижской конференции полное пренебрежение к возможным экономическим последствиям договоров, отягощавших мировое хозяйство непомерными репарационными платежами и разорвавших веками сложившиеся экономические связи.

Они были поразительно близорукими, когда заставили молодую германскую демократию подписать позорный для немцев мир.

Стабилизация международных отношений в 20-х годах

Подписание мирных договоров и урегулирование основных противоречий между державами-победительницами способствовало стабилизации международных отношений.

Предпринятые в 20-х годах усилия по преодолению наиболее очевидных слабостей Версальско-Вашингтонской системы еще более содействовали этой стабилизации.

Признание СССР

Стала очевидной тщетность попыток изолировать Советскую Россию, которая после крушения планов ее руководства возглавить мировую социалистическую революцию, начала кампанию за свое международное признание. В 1922 году ее впервые пригласили на международную конференцию по экономическим вопросам в Генуе.

В ходе этой конференции Советская Россия и Германия подписали Рапалльский договор, по которому согласились снять взаимные претензии и установить дипломатические отношения. С 1924 года начинается полоса дипломатического признания СССР со стороны остальных стран Запада. Исключение составили только США.

Отношения стран Запада с Советским Союзом оставались неравными. СССР так и не был в эти годы принят в Лигу Наций, но все же был признан как член международного сообщества.

Смягчение положения Германии

Были смягчены условия мира для побежденных стран и, прежде всего, для Германии.

Наиболее острым оставался вопрос о репарациях. Установленный в 1921 году объем репараций оказался Германии не по силам. В 1924 году был принят план, разработанный американским банкиром Чарльзом Дауэсом, по которому общая сумма репараций не сокращалась, но объем ежегодных выплат снижался.

План предусматривал также предоставление Германии крупного англо-американского займа. Принятие этого плана способствовало началу восстановления германской экономики.

В 1929 году объем репараций был значительно уменьшен. Была выдвинута идея исторического примирения с новой Германией. Главными пропагандистами этой идеи стали министры иностранных дел Франции и Германии Аристид Бриан и Густав Штреземан.

Рейнский гарантийный пакт

В 1925 году был подписан Рейнский гарантийный пакт, содержавший обязательства Франции, Германии и Бельгии уважать неприкосновенность их границ и не нападать друг на друга.

Это было первое после войны признание Германии как равноправного партнера. В 1926 году Германия была принята в Лигу Наций как постоянный член Совета. Тем самым ей был предоставлен статус великой державы. Все это делало международные отношения более устойчивыми.

В 20-х годах был сделан крупный шаг в развитии международного права. Впервые на межправительственном уровне широко обсуждались проблемы разоружения.

Эти шаги, правда, были обречены на неудачу, поскольку Версальско-Вашингтонская система установила неравенство в вооружениях, и все переговоры фактически выливались в закрепление этого неравенства.

Женевская конвенция

Вместе с тем в 1925 году удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия.

В годы первой мировой войны от газовых атак погибло почти 40 тысяч солдат. А. Бриан стал также инициатором подписания специального международного соглашения об отказе от войн (пакт Бриана-Келлога), вступившего в силу в июне 1929 года.

Изоляционизм США

Сохранялась отстраненность США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в Америке в 20-х годах, проводили изоляционистский курс, не соответствовавший роли США в мировых делах. Темпы экономического развития США после войны были самыми высокими.

Они были кредиторами всего мира. Займы Соединенных Штатов позволяли Германии платить репарации, которые потом возвращались в США в виде платежей по военным долгам. Изоляционизм выдвигал на ведущие роли в мировой политике Англию и Францию.

Международные отношения, в целом, развивались в 20-х годах без кризисов и острых противоречий.

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.: содержание и значение.

Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России.

Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет - в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков.

Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам.

К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Особенности

  • Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России.

Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия прекратила существование как единое государство.

К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой.

Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. Заключение этого договора даёт толчок широкому сотрудничеству между Германией и Советской Россией.

  • Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов.

Другие победители (такие, как Италия) остались на втором плане.

  • Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона самоустранились от решения политических проблем в Европе, избрав в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе экономическое воздействие. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые к 1918 году стали основным кредитором, хотя до начала Первой мировой войны сами являлись должником европейских стран.
  • Образование ряда новых суверенных субъектов международных отношений в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы способствовала развитию кризисных процессов.
  • Создание Лиги Наций - инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений.

Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался, однако, неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.

  • Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
  • Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
  • Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный.

Тогда как в рамках системы существовала определённая иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были представлены эгалитарными формами (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера).