Что такое верстка? Иллюстрирование

Для профессионального оформления сайтов необходимо знать не только основы CSS, но и понимать, как работает браузер, знать правила, которым он следует. Именно они определяют основные способы и приёмы вёрстки.

Только имея такое понимание, можно выбрать наиболее подходящий способ решения задачи из нескольких возможных, с учётом их достоинств и ограничений. Только так можно наиболее полно задействовать возможности браузера и предупредить потенциальные ошибки.

Существует немало описаний различных приёмов. В этой статье предпринята попытка собрать вместе самые важные приёмы и систематизировать их, чтобы дать представление как об основных возможностях, так и об ограничениях CSS, актуальных в настоящее время.

Статья рассчитана на людей, которые знакомы с основами HTML и CSS и имеют представление об основных свойствах и базовых принципах работы каскадных таблиц стилей.

Таблица

Исторически, первым и единственным способом раскладки страницы были таблицы. Описанию поведения таблиц посвящена целая глава в спецификации CSS 2.1. Несмотря на такой объем, некоторые моменты описаны скудно или вообще не определены и отданы на усмотрение браузеров.

Достоинства и недостатки

Таблица служит для отображения упорядоченных данных в строках и столбцах, имеющих смысловую связь по горизонтали или вертикали. Отсюда следует главное достоинство: ячейки таблиц выравниваются по сетке, что позволяет простым и очевидным образом создать модульную сетку .

Это неотъемлемое свойство таблиц позволяет заполнить плоскость окна браузера и создавать «резиновые сайты». Но, как при малых, так и больших размерах окна просмотра браузера структура таблицы не меняется, она не может гибко адаптироваться под доступное пространство.

При использовании таблицы для раскладки, то есть размещения в сетке данных, не имеющих смысловой связи, нарушается семантичность. Применение таких таблиц ухудшает доступность для людей, использующих специальные программы, и снижает положение в поисковой выдаче, поскольку поисковому движку, предположительно, сложнее разобраться в структуре страницы. Как следствие, сайт работает менее эффективно.

Особенности

Ячейки таблиц идут в коде строго друг за другом, слева направо или справа налево в зависимости от направления языка, заданного CSS-свойством direction или его аналогом в HTML, атрибутом dir .

Если, к примеру, требуется, чтобы основное содержимое в центральной колонке шло в начале, перед содержимым других колонок в исходном HTML-коде, таблица - неподходящее решение.

Структура таблицы довольно сложна, она описывается большим количеством тегов, что приводит к усложнению исходного кода. Негативный эффект проявляется ещё больше, когда несколько таблиц вложены друг в друга.

Имитация

Появившаяся в CSS 2.1 группа свойств display: table-* позволяет создать таблицу из произвольных элементов, имеющих соответствующую структуру.

Согласно спецификации, достаточно только одного объявления вроде display: table или display: table-cell - недостающие элементы должны автоматически достраиваться браузером.

Однако будет надёжнее создать минимальную структуру таблица > ряд > ячейка, аналогично обязательным тегам

, , в HTML, браузер обязательно создаст этот элемент, если только документ не обрабатывается в режиме XHTML, при отсутствии группирующих элементов , и . Этим можно пользоваться при оформлении, и обязательно следует иметь в виду при использовании родительского селектора, который может иметь запись вида table > tbody > tr > td . Селектор table > tr > td работать не будет.

Анонимные элементы при display: table-* , воссоздающие структуру таблицы согласно CSS 2.1, не влияют на дерево элементов. Им нельзя задать CSS-правила, действуют только наследуемые свойства.

Семантичность

Существует мнение, что использование display: table более семантично, так как используются теги, лучше соответствующие содержимому, и это поможет различным движкам в обработке страницы. Нередко при этом приводятся в пример программы чтения с экрана.

Верстка иллюстраций может быть условно разделена на семь различных типов:

  1. открытая верстка,
  2. закрытая,
  3. глухая,
  4. полосная,
  5. с выходом на поля,
  6. верстка на полях,
  7. верстка в обрез.

Все эти типы верстки схематически показаны на рисунке.

При открытой верстке рисунок поставлен к краю полосы-к двум или трем полям страницы. При закрытой верстке рисунок помещен среди текста, двумя или одной своей стороной к боковым полям. При глухой верстке рисунок поставлен среди текста. По Гессену, верстка называется «глухой» и в том случае, когда рисунок с трех сторон закрыт, а одной стороной касается верхнего или нижнего поля.

При открытой верстке клише обирается или дается без оборки; при закрытой - также обирается или дается без оборки; при глухой верстке клише обязательно обирается.

Кроме перечисленных типов верстки встречается еще один вариант: текст помещается внутри рисунка.

В некоторых случаях (например, при верстке цветных книжек для детей младшего возраста) основным объектом построения является рисунок, занимающий значительную часть страницы. Текст же только дополняет рисунок и компонуется в зависимости от него. Такая верстка встречается еще в старопечатных книгах.

С изобразительной стороны открытая верстка выгодна. Здесь рисунки благодаря контрастности с белым цветом полей приобретают большую выразительность. Кроме того, текст не дробится на отрывки над и под рисунком или между двумя-тремя рисунками.

При открытой верстке рисунок должен иметь, как правило, четкую прямоугольную форму, иначе он будет нарушать прямоугольность полосы, создавая в ней выбоины. Для открытой верстки более пригодны, следовательно, тоновые клише. Некоторым выходом из положения при открытой верстке штриховых клише является применение рамок из линеек. Однако этот прием весьма усложняет работу и верстальщика, и печатника. Вместе с тем при обрамлении в большинстве случаев не получается точного, без пробела, стыка линеек. Целесообразнее делать рамку непосредственно на рисунке до клиширования.

Абсолютная прямоугольность полосы не является, конечно, обязательным правилом. Иногда бывает целесообразно нарушить прямоугольник полосы в зависимости от сюжета изображения. Возможны случаи, когда сознательное разрушение прямоугольника полосы является особым приемом оформления. А иногда нарушение прямоугольности полосы повышает удобочитаемость текста.

Открытая верстка связана с некоторыми трудностями технического порядка. Приходится выпускать фацет за пределы полосы не только в ширину, но и в высоту. Если при этом колонтитул или колонцифра незначительно отбиты от текста, то приходится срезать фацет. При печати это может привести к отрыванию цинковой пластинки от колодки. При обкладке формы выпущенный за пределы полосы фацет также создает некоторые неудобства. Однако это никак не может являться решающим соображением при выборе типа верстки.

Закрытая верстка - самая распространенная. При ней не приходится особо заботиться ни об определенном масштабе рисунка (как при открытой верстке), ни об его очертаниях: все выбоины в контуре скрадываются оборочными строками.

При закрытой верстке рисунок можно помещать в любом месте полосы, тогда как при открытой - только сверху или снизу.

Глухая верстка удобна в том случае, если требуется изолировать рисунок от текста. Изолированность эта создается тем, что рисунок находится как бы на выделенном среди текста прямоугольнике, особенно если вокруг рисунка дана достаточно большая отбивка. Глухая верстка допустима только при наборе в две колонки. При одной колонке восприятие текста чрезвычайно затрудняется как при чтении через рисунок, так и поколонно.

Верстка с выходом на поля пригодна далеко не для всякого вида литературы. В научной или учебной книге она не всегда будет целесообразна. Сфера ее применения - журналы и художественная литература. С изобразительной стороны этот вид верстки имеет ряд достоинств. Он дает возможность получить более крупный масштаб изображения, т. е. лучше выявить рисунок. Выход рисунка на одно поле пригоден только при асимметричной схеме оформления в целом.

Выход на поля должен быть достаточно ощутим. Нельзя, например, выпустить клише на 10-12 п.

Применение верстки с выходом на поля всегда требует тщательной предварительной компоновки разворотов. Также тщательно должен быть рассчитан графический материал и при верстке в обрез. Очень часто выразительность рисунков, заверстанных в обрез, понижается оттого, что они не доходят до края полосы, образуя белую каемку.

С технической стороны верстка с выходом на поля и в обрез создает большие трудности при обкладке в машине.

Верстка рисунков на полях возможна только при больших размерах полей. Применяется этот вид верстки в художественной литературе, особенно в литературе для детей, где он дает широкие возможности в смысле попутного иллюстрирования текста. Рисунки должны быть даны в достаточном количестве и распределены равномерно по всей книге, иначе этот вариант верстки неэкономен.

При полосной верстке рисунок обычно равен формату полосы. Рисунки с массивной цветовой нагрузкой лучше давать немного меньше формата, иначе они будут казаться больше, чем соседняя полоса. При больших полях возможны случаи, когда полосная иллюстрация будет больше формата полосы. При полосной иллюстрации следует строго рассчитывать место, необходимое для подписей к рисунку.

Рисунки, фактически равные ширине полосы могут казаться выходящими за формат, особенно, если они массивны по цветному пятну или динамичны по характеру изображения. Поэтому нередко при клишировании они даются несколько меньше действительного формата.

Иногда рисунок помещается на отдельной полосе и в том случае, если он значительно меньше полного формата. Это не экономно, но может увеличить выразительность рисунка, освобождая его от влияния текста и других элементов книги и давая возможность использовать наилучшим образом взаимодействие белого и черного цветов (бумага и рисунок).

Выбор того или иного вида верстки подсказывается всей системой оформления книги. Оформление же, как мы неоднократно подчеркивали, определяется содержанием книги и ее типом. Они-то и должны быть положены в основу выбора композиционной схемы верстки.

Часто возникает вопрос, что такое верстка? Простым языком, верстка - это расположение составных элементов (текста, заголовков, изображений, таблиц) на странице документа. Верстка бывает следующих видов:

  • Книжная
  • Газетно-журнальная
  • Верстка веб-документов

Описание первых двух опустим и перейдем сразу к верстке веб-страниц. Чтобы лучше понять, что это такое рассмотрим процесс создания сайта. Сначала создают дизайн-макет: рисуют каждую страницу и все его элементы. В итоге получают изображение сайта, но это всего лишь «картинка».

Далее, полученный макет нужно отобразить в браузере, да так, чтобы все элементы «ожили» и откликались на действия пользователей. На этом этапе и вступает в работу верстальщик. Используя язык разметки html, он создает документы, которые понимает браузер и отображает их привычными всем веб-страницами.

Методы верстки

При верстке веб-страниц можно выделить два основных метода:

  • Табличная верстка
  • Блочная верстка

Табличная верстка раньше была основной. Преимущество верстки с помощью таблиц заключается в ее простом исполнении и практически одинаковом отображении в разных браузерах. Недостатки - сложная и объемная структура, которая в разы увеличивает количество кода (по сравнению с блочной). Чтобы изменить табличную верстку нужно затратить большое количество времени и усилий, долго вникать в уже существующую структуру.

На сегодняшний день продолжают верстать сайты табличной версткой, но профессионалы уже давно перешли на более гибкую - блочную. Табличную верстку рекомендуют использовать только для отображения таблиц.

Блочная верстка является основной в среде веб-разработчиков. В блочной верстке каркас документа состоит из тегов

. Главным ее преимуществом является концепция семантической верстки, т. е. разделение содержимого и оформления.

Небольшой пример кода:

Табличная верстка

, с соответствующими значениями свойства display: table , table-row и table-cell .

В противном случае может возникнуть нерегулярно проявляющаяся ошибка, замеченная в Firefox и браузерах на основе Webkit, когда ряд таблицы без элемента с display: table-cell случайным образом разбивается на несколько ячеек. Возможное объяснение может состоять в попадании границы сетевых пакетов среди ячеек при передаче HTML-кода.

Таким образом, блочная разметка с display: table-* почти не отличается от обычной HTML-таблицы ни в чем, кроме имён тегов, однако обычная таблица лучше поддерживается браузерами (а именно в Internet Explorer 7 и ниже) и имеет больше возможностей, таких как объединение ячеек.

Стоит отметить, что, несмотря на необязательность тега












Шапка
Контент

Код блочной верстки



Контент



Результат получается одинаковый:

Даже для самого простого макета уже видна разница в коде, а с увеличением элементов разница будет расти в геометрической прогрессии.

Программы для верстки

Чтобы сверстать простую веб-страницу можно обойтись и обычным блокнотом. Для более сложных проектов не обойтись без специальных html-редакторов. Они подсвечивают код, что значительно упрощает процесс верстки. В профессиональной среде используют следующие программы:

  • Notepad++
  • Macromedia Dreamweaver
  • Microsoft FrontPage
  • CoffeeCup HTML Editor
  • NetBeans

Редакторы html-страниц разделяют на обычные и визуальные. Используя визуальный редактор, сверстать страницу сможет даже неопытный пользователь. Но стоит понимать, что визуальный редактор дописывает много лишнего кода (мусора) и лишает верстальщика возможности использовать гибкость языка html на 100%.

Какие проблемы возникают при верстке?

Основная проблема при верстке сайтов - не одинаковое отображение одного и того же документа в разных браузерах. Сверстав качественно страницу для Firefox, она может отображаться немного по-другому в Opera, и полностью разъехаться в Internet Explorer.

Причина в том, что каждый браузер разрабатывают разные компании и используют различные технологии и правила. Попытки прийти к единому стандарту уже делаются, но до конечного результата еще далеко.

Часто верстке не уделяют должного внимания. С таким подходом можно загубить даже самый креативный дизайн и сложный функционал сайта. Если посетители вашего личного блога это вам простят, то разваливающаяся верстка корпоративного сайта или магазина серьезно отразится на имидже компании. Самое верное решение - доверить работу профессионалам.

Художественный редактор «T3» Люк О’Нил предлагает десять эмпирических правил для улучшения дизайна любого издания.

Фундаментальные навыки, необходимые для того, чтобы быть хорошим дизайнером верстальщиком, во многом подобные тем, что необходимы для любой другой формы графического дизайна, но, как и любая специализированная область, эта сфера требует применения особых задач и общих правил.

В следующих 10 пунктах я кратко опишу некоторые общие правила и подходы к выполнению хорошего дизайна издания, которые помогут вам придумать новый заголовок или просто задуматься о карьере редактора.

1. Определите свою аудиторию и персональный стиль дизайна

Независимое издание Anorak заполнило рыночную нишу действительно творческим, порой анархическим журналом для детей. Это на самом деле самое главное правило, независимо от того выпускаете ли вы в свет новое издание или же разрабатываете дизайн существующего. Очень важно, чтобы вы знали свою аудиторию и соответственно делали для них эскизы.

Таким же образом читатель должен отождествлять себя со стилем изложения материала, формат публикации должен быть адресован ему - как вербально, так и на более тонком подсознательном уровне.

2. Обложка в первую очередь

Независимо от того, являетесь ли вы национальным потребительским изданием, небольшим изданием с узкой целевой аудиторией или Интернет-ресурсом, реальность такова, что обложка является самой важной страницей журнала, и большую часть вашего времени необходимо посвятить именно ей.

Обложка должна работать на нескольких уровнях - она должна быть достаточно уникальной, чтобы привлечь внимание на переполненных полках газетного киоска и в то же время не оттолкнуть существующих читателей. Она должна вызвать любопытство и интригу, рассказать историю, раскрывая потенциальному читателю содержимое материалов. Всегда старайтесь заранее разрабатывать обложки для цифровых изданий, поскольку то, что срабатывает с газетным киоском и печатными изданиями, вряд ли будет работать на экране или в виде маленького эскиза.

3. Выберите правильный подход к обложке

Не имея ограничений печатных изданий, цифровые обложки должны все же оказывать некоторое влияние - как это успешно делает обложка со Скарлетт Йоханссон в Esquire Weekly. Не существует единого шаблона для разработки идеальной обложки (хотя кто-то может говорить вам иное). В первую очередь - это сочетание отличной отработанной идеи и своего рода магии.

Важен совместный подход редактора и команды к идее. Воспользуйтесь их опытом, обсуждайте новую идею вместе и не бойтесь отступить, если считаете, что кое-что не работает, или же просто попросите придумать несколько альтернативных идей обложки. Самое главное - никогда не пытайтесь творить в вакууме.

4. Придерживайтесь модульной сетки (но не перебарщивайте)

Модульные сетки представляют собой основу для всех сфер графического дизайна, но больше всего они важны в редакционном дизайне. Немаловажно, чтобы у вас всегда была готова к использованию модульная сетка, поскольку она будет составлять основу вашего эскиза, структурируя страницы.

Модульная сетка из шести колонок с двумя симметричными столбцами текста имеет совсем иной вид, чем сетка из семи столбцов с двумя колонками текста и колонкой неправильной формы. Попробуйте вставить сначала ваш основной текст, а затем постройте сетку, поскольку кегль шрифта и высота строк, которую вы выберете, позже наполнят сетку.

Вы можете подумать, что я противоречу сам себе, говоря, что использование сетки важно, но мне кажется, что таких ограничений иногда можно избегать. Эскиз несколько произвольной формы может быть желанным послаблением на фоне общей строгости модульной сетки.

5. Типографская иерархия

Вы найдёте наиболее красивые и экспериментальные примеры типографики в журналах, но это не ограничивает полет фантазии. Весь превосходный редакционный дизайн должен иметь сильную типографскую структуру - от основного текста до заголовков с жирным шрифтом - выбор кегля не только поможет прекрасно выделить заголовок, но и поможет читателю сориентироваться в структуре.

Существует слишком много различных подходов, невозможно описать их все, но лично я для себя определил, что когда дело доходит до выбора кегля - чем меньше, тем лучше. Парочка шрифтов (или даже однотипные шрифты) могут быть гораздо более впечатляющими и эффективными, чем попытка вставить в текст всё, что только возможно, плюс кухонную раковину в придачу. Слишком много элементов - и ваш эскиз может быть воспринят негативно и создать впечатление беспорядка и отсутствия единой позиции.

6. Не бойтесь пробелов

Мастер сдержанности Мэтт Уилли демонстрирует искусное использование кегля и пробелов на страницах Independent Magazine Хотя для многих из нас пробел является своего рода роскошью, не поддавайтесь искушению заполнить каждый дюйм дополнительного пространства, появившееся у вас.

Потрясающая фотография может иметь большее влияние, если будет уменьшена и обрамлена пустым пространством, или же внимание может быть сосредоточено на заголовке, расположенному посреди страницы в окружении пробелов - перед началом основного текста.

7. Вставки

В первом томе Computer Arts Collection для удобства мы сделали пустые декоративные вставки между разделами с закладками и перечнем. Вставки невероятно важны в любом журнале, структурированный флэтплан с разрывами разделов может реально помочь, позволяя изданию свободно дышать, а читателю - ориентироваться в публикациях.

Использование различных видов бумажных вставок - это отличный способ сообщить читателю, что он находится в другом разделе и это сразу же привнесет иную атмосферу. Если у вас нет такой возможности, тогда просто используйте снимок без полей на всю страницу или расположите его справа, а не на развороте, что может быть желанным отклонением от нормы.

8. Иерархия элементов и исходных позиций

Сталкиваясь с рядом различных элементов или историями разных объемов и важности, легко почувствовать некую перегруженность. Сделайте так, чтобы было понятно, какая история или элемент занимает самое главное место в рейтинге - используя размещение, размер заголовка и размер изображения. Буквицы, указатели и простые вводные графики могут сориентировать читателя.

Будьте осторожны с этими компонентами в цифровых изданиях, поскольку декоративные графические элементы можно рассматривать как интерактивные кнопки. При разработке макета для іPad старайтесь думать о нём как о схеме расположения, где каждый графический элемент имеет свое функциональное назначение.

9. Всегда думай о кросс-платформе

Журналы должны быть действительно кроссплатформенными - вот к какому выводу пришёл «T3», когда сделал своё издание самым продаваемым журналом для іPad в Великобритании. Независимо от того, работаете ли вы с печатным изданием, планшетным или с обоими, важно, чтобы ваши проекты работали на всех платформах одинаково без чувства разрозненности дизайна и языка визуального общения.
Хорошая практика заключается в разработке эскиза сначала для цифрового издания, чтобы добиться удобства использования, поскольку часто гораздо проще перевести проект на печатную страницу, чем наоборот. Кроме того, подумайте о том, как ваша иллюстрация может работать на различных платформах. Есть ли возможность добавить немного анимации для цифровой версии? Возможно, оратор в печатном издании может стать анимированным в версии для іPad.

10. Будьте уникальным

«Net a Porter» и финансируемый на Кикстартере «The Great Discontent». Оба запустили новаторские проекты.

Наконец, и возможно, самое главное - это быть уникальным в идеях и дизайне. Сейчас, когда в издательской индустрии все пребывает в постоянном движении, как никогда важно выделяться из толпы.

Свидетельством этого является, казалось бы, никогда не прекращающийся поток новых, красиво оформленных и хорошо продуманных независимых изданий, которые продолжают процветать. Не говоря уже о компаниях, которые изначально были цифровыми и блогах, таких как «Net a Porter», который выпускает журналы на рынок - и не только цифровые издания для потребителей, но и полномасштабное глянцевое высококлассное издание, которое в газетных киосках соседствует с Vogue. А я думал, печатные издания вымерли, нет?

Понятие термина «верстка»

Вёрстка -- монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр. Также результат этого процесса, то есть готовые полосы.

В эпоху докомпьютерного набора верстка производилась посредством ручного набора текста строками на линотипе или монотипе, и иллюстраций-клише. Текстовые строки и иллюстрации обкладывались пробельными материалами и линейками. Современная верстка осуществляется как в стандартных программах, таких как Microsoft Word, так и в Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, CorelDraw, Microsoft Publisher и QuarkXPress, Adobe InDesign.

Виды верстки

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:

Книжно-журнальная верстка

Под книжно-журнальной продукцией принято понимать многополосные (многостраничные) печатные издания. В эту группу полиграфических изданий помимо книг и журналов входят:

  • -- годовые отчёты;
  • -- рекламные брошюры;
  • -- каталоги;
  • -- художественные альбомы.

Профессиональная вёрстка книжно-журнальной продукции является одним из залогов успеха и популярности издания. Кроме того, это достаточно трудоёмкий, кропотливый, творческий процесс, который по праву считается уделом специалистов самого высокого уровня.

Вёрстка книжно-журнальной продукции осуществляется в соответствии с правилами книжной вёрстки. Однако при допечатной подготовке богато иллюстрированных журналов рекомендуется применять особые приёмы и методы вёрстки.

Правильно свёрстанные полосы должны иметь абсолютно точные размеры, как по ширине (формату строки), так и по высоте; не должны содержать каких-либо перекосов или «распоров»; сохранять единообразие (одинаковый вид полос, содержащих одинаковые элементы) и пригодность (совпадение чётных и нечётных полос по общим размерам) вёрстки по всему изданию. текст газетный верстка конфигурация

Вёрстка книжно-журнальной продукции ещё на допечатном этапе позволяет увидеть логическую структуру и визуальную композицию страниц издания, разделить компоненты текста на главные и второстепенные. Помимо этого, она способствует компактному расположению материалов и рациональному использованию полезной площади бумаги.

Грамотно выполненная вёрстка газет и журналов позволяет получить печатное издание, которое привлечёт внимание и вызовет неподдельный интерес у большого количества людей. К отличительным чертам такой продукции можно отнести: хорошую удобочитаемость; чёткие и красочные иллюстрации; продуманность и единство стилевого решения; привязанность всех графических элементов к концепции издания. В конечном итоге вёрстка книжно-журнальной продукции способствует приданию ей привлекательного, выразительного и запоминающегося внешнего вида. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

Газетная верстка

Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обуславливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Подборка - материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком - шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

Окно - статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.

Фонарь - статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Подвал - статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.

Стояк - статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

Уголок - статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак - крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Подверстка - материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.

Объявления заверстывают обычно на последней полосе.

Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах - в первой колонке, на нечетных - в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор)

Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий - проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм - пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды "мелочей".