Что такое restful. REST API - что это? REST: перевод. Representational State Transfer. Почему хороший API - это важно

RESTful API может создаваться не только для сторонних сервисов. Он может использоваться одностраничными приложениями для работы с бэк-эндом. Вот несколько основных моментов, которые нужно знать при проектировании интерфейса.

URLs и действия

Ключевым принципом REST является деление вашего API на логические ресурсы. Управление этими ресурсами происходит с помощью HTTP-запросов с соответствующим методом - GET, POST, PUT, PATCH, DELETE.

Ресурс должен описываться существительным во множественном числе. Действия над ресурсами, обычно, определяются стратегией CRUD и соответствуют HTTP-методам следующим образом:

  • GET /api/users - получить список пользователей;
  • GET /api/users/123 - получить указанного пользователя;
  • POST /api/users - создать нового пользователя;
  • PUT /api/users/123 - обновить все данные указанного пользователя;
  • PATCH /api/users/123 - частично обновить данные пользователя;
  • DELETE /api/users/123 - удалить пользователя.

Если ресурс существует только в контексте другого ресурса, то URL может быть составным:

  • GET /api/posts/9/comments - получить список комментариев к записи №9;
  • GET /api/posts/9/comments/3 - получить комментарий №3 к записи №9.

Когда действие над объектом не соответствует CRUD операции, то его можно рассматривать как составной ресурс:

  • POST /api/posts/9/like - отметить запись №9 как понравившуюся;
  • DELETE /api/posts/9/like - снять отметку «понравилось» с записи №9.

Действия по созданию и обновлению ресурсов должны возвращать ресурс

Методы POST, PUT или PATCH могут изменять поля ресурса, которые не были включены в запрос (например, ID, дата создания или дата обновления). Чтобы не вынуждать пользователя API выполнять ещё один запрос на получение обновлённых данных, такие методы должны вернуть их в ответе.

Фильтры, сортировка и поиск

Любые параметры в HTTP-запросе могут быть использованы для уточнения запроса или сортировки данных.

  • GET /api/users?state=active - список активных пользователей;
  • GET /api/tasks?state=open&sort=priority,-created_at - список невыполненных задач, отсортированных по приоритету и дате создания (сперва новые задачи).

Постраничная навигация

Когда нужно в ответ на запрос списка объектов добавить информацию о постраничной навигации, стоит воспользоваться HTTP-заголовком Link , а не добавлять обёртки данным.

Пример заголовка:

Link: ; rel="next", ; rel="prev", ; rel="first", ; rel="last"

Возможные значения rel:

  • next - следующая страница результатов;
  • prev - предыдущая страница результатов;
  • first - первая страница результатов;
  • last - последняя страница результатов.

Важно следовать этим значениям, а не конструировать собственные URL-ы потому, что иногда постраничная навигация может основываться на сложных правилах, а не простом переборе страниц.

Переопределение HTTP-метода

Для совместимости с некоторыми серверами или клиентами, которые не поддерживают другие HTTP-методы кроме GET и POST, может быть полезным их эмуляция. Значение метода передаётся в заголовке X-HTTP-Method-Override , а сам он выполняется как POST-метод. GET-запросы не должны менять состояние сервера!

Коды HTTP-статуса

  • 200 OK - ответ на успешный запрос GET, PUT, PATCH или DELETE.
  • 201 Created - ответ на POST запрос, в результате которого произошло создание нового объекта. Ответ так же должен сопровождаться заголовком Location , указывающий на URL ресурса.
  • 204 No Content - ответ на успешно выполненный запрос, который ничего не возвращает (например, DELETE).
  • 404 Not Found - запрашиваемый объект не найден.
  • 500 Internal Server Error - ошибка на сервере.

В случае ошибок, в ответе может содержаться отладочная информация для разработчиков, если это возможно.

В этой статье я поделюсь опытом проектирования RESTful API - на конкретных примерах покажу, как делать хотя бы простые сервисы красиво. Также мы поговорим, что такое API и зачем он нужен, поговорим об основах REST - обсудим, на чем его можно реализовывать; коснемся основных веб-практик, которые зависят и не зависят от этой технологии. Также узнаем, как составлять хорошую документацию, затрачивая на это минимум усилий, и посмотрим, какие существуют способы нумерации версий для RESTful API.

Часть 1. Теория

Итак, как мы все знаем, API - application programming interface (интерфейс программирования приложений), набор правил и механизмов, с помощью которых одно приложение или компонент взаимодействует с другими

Почему хороший API - это важно?

  • Простота использования и поддержки . Хороший API просто использовать и поддерживать.
  • Хорошая конверсия в среде разработчиков . Если всем нравится ваш API, к вам приходят новые клиенты и пользователи.
  • Выше популярность вашего сервиса . Чем больше пользователей API, тем выше популярность вашего сервиса.
  • Лучше изоляция компонентов . Чем лучше структура API, тем лучше изоляция компонентов.
  • Хорошее впечатление о продукте . API - это как бы UI разработчиков; это то, на что разработчики обращают внимание в первую очередь при встрече с продуктом. Если API кривой, вы как технический эксперт не будете рекомендовать компаниям использовать такой продукт, приобретая что-то стороннее.

Теперь посмотрим, какие бывают виды API.

Виды API по способу реализации:

  • Web service APIs
    • XML-RPC and JSON-RPC
  • WebSockets APIs
  • Library-based APIs
    • Java Script
  • Class-based APIs
    • C# API
  • OS function and routines
    • Access to file system
    • Access to user interface
  • Object remoting APIs
    • CORBA
    • .Net remoting
  • Hardware APIs
    • Video acceleration (OpenCL…)
    • Hard disk drives
    • PCI bus


Как мы видим, к Web API относятся XML-RPC и JSON-RPC, SOAP и REST.

RPC (remote procedure call - «удаленный вызов процедур») - понятие очень старое, объединяющие древние, средние и современные протоколы, которые позволяют вызвать метод в другом приложении. XML-RPC - протокол, появившийся в 1998 г. вскоре после появления XML. Изначально он поддерживался Microsoft, но вскоре Microsoft полностью переключилась на SOAP, поэтому в.Net Framework мы не найдем классов для поддержки этого протокола. Несмотря на это, XML-RPC продолжает жить до сих пор в различных языках (особенно в PHP) - видимо, заслужил любовь разработчиков простотой.

SOAP также появился в 1998 г. стараниями Microsoft. Он был анонсирован как революция в мире ПО. Нельзя сказать, что все пошло по плану Microsoft: было огромное количество критики из-за сложности и тяжеловесности протокола. В то же время, были и те, кто считал SOAP настоящим прорывом. Протокол продолжал развиваться и плодиться десятками новых и новых спецификаций, пока в 2003 г. W3C не утвердила в качестве рекомендации SOAP 1.2, который и сейчас - последний. Семейство у SOAP получилось внушительное: WS-Addressing, WS-Enumeration, WS-Eventing, WS-Transfer, WS-Trust, WS-Federation, Web Single Sign-On.

Затем, что закономерно, все же появился действительно простой подход - REST. Аббревиатура REST расшифровывается как representational state transfer - «передача состояния представления» или, лучше сказать, представление данных в удобном для клиента формате. Термин “REST” был введен Роем Филдингом в 2000 г. Основная идея REST в том, что каждое обращение к сервису переводит клиентское приложение в новое состояние. По сути, REST - не протокол и не стандарт, а подход, архитектурный стиль проектирования API.

Каковы принципы REST?

  • Клиент-серверная архитектура - без этого REST немыслим.
  • Любые данные - ресурс .
  • Любой ресурс имеет ID , по которому можно получить данные.
  • Ресурсы могут быть связаны между собой - для этого в составе ответа передается либо ID, либо, как чаще рекомендуется, ссылка. Но я пока не дошел до того, чтобы все было настолько хорошо, чтобы можно было легко использовать ссылки.
  • Используются стандартные методы HTTP (GET, POST, PUT, DELETE) - т. к. они уже заложены в составе протокола, мы их можем использовать для того, чтобы построить каркас взаимодействия с нашим сервером.
  • Сервер не хранит состояние - это значит, сервер не отделяет один вызов от другого, не сохраняет все сессии в памяти. Если у вас есть какое-либо масштабируемое облако, какая-то ферма из серверов, которая реализует ваш сервис, нет необходимости обеспечивать согласованность состояния этих сервисов между всеми узлами, которые у вас есть. Это сильно упрощает масштабирование - при добавлении еще одного узла все прекрасно работает.

Чем REST хорош?

  • Он очень прост!
  • Мы переиспользуем существующие стандарты , которые в ходу уже очень давно и применяются на многих устройствах.
  • REST основывается на HTTP => доступны все плюшки:
    • Кэширование.
    • Масштабирование.
    • Минимум накладных расходов.
    • Стандартные коды ошибок.
  • Очень хорошая распространенность (даже IoT-устройства уже умеют работать на HTTP).
Лучшие решения (независимые от технологий)
Какие в современном мире есть лучшие решения, не связанные с конкретной реализацией? Эти решения советую использовать обязательно:
  • SSL повсюду - самое важное в вашем сервисе, т. к. без SSL авторизация и аутентификация бессмысленны.
  • Документация и версионность сервиса - с первого дня работы.
  • Методы POST и PUT должны возвращать обратно объект, который они изменили или создали, - это позволит сократить время обращения к сервису вдвое.
  • Поддержка фильтрации, сортировки и постраничного вывода - очень желательно, чтобы это было стандартно и работало «из коробки».
  • Поддержка MediaType . MediaType - способ сказать серверу, в каком формате вы хотите получить содержимое. Если вы возьмете какую-либо стандартную реализацию web API и зайдете туда из браузера, API отдаст вам XML, а если зайдете через какой-нибудь Postman, он вернет JSON.
  • Prettyprint & gzip . Не минимизируйте запросы и не делайте компакт для JSON (того ответа, который придет от сервера). Накладные расходы на prettyprint -единицы процентов, что видно, если посмотреть, сколько занимают табы по отношению к общему размеру сообщения. Если вы уберете табы и будете присылать все в одну строку, запаритесь с отладкой. Что касается gzip, он дает выигрыш в разы. Т. ч. очень советую использовать и prettyprint, и gzip.
  • Используйте только стандартный механизм кэширования (ETag) и Last-Modified (дата последнего изменения) - этих двух параметров серверу достаточно, чтобы клиент понял, что содержимое не требует обновления. Придумывать что-то свое тут не имеет смысла.
  • Всегда используйте стандартные коды ошибок HTTP . Иначе вам однажды придется кому-нибудь объяснять, почему вы решили, что ошибку 419 в вашем проекте клиенту нужно трактовать именно так, как вы почему-то придумали. Это неудобно и некрасиво - за это клиент вам спасибо не скажет!
Свойства HTTP-методов

Сегодня мы будем говорить только про GET, POST, PUT, DELETE.

Если говорить вкратце об остальных, представленных в таблице, OPTIONS - получение настроек безопасности, HEAD - получение заголовков без тела сообщения, PATCH - частичное изменение содержимого.

Как вы видите, все методы, кроме POST, представленные в таблице, идемпотентны. Идемпотентность - возможность выполнить одно и то же обращение к сервису несколько раз, при этом ответ каждый раз будет одинаковым. Другими словами, не важно, по какой причине и сколько раз вы выполнили это действие. Допустим, вы выполняли действие по изменению объекта (PUT), и вам пришла ошибка. Вы не знаете, что ее вызвало и в какой момент, вы не знаете, изменился объект или нет. Но, благодаря идемпотентности, вы гарантированно можете выполнить этой действие еще раз, т. ч. клиенты могут быть спокойны за целостность своих данных.

“Safe” же значит, что обращение к серверу не изменяет содержимое. Так, GET может быть вызван много раз, но он не изменит никакого содержимого. Если бы он изменял содержимое, в силу того, что GET может быть закэширован, вам пришлось бы бороться с кэшированием, изобретать какие-нибудь хитрые параметры.

Часть 2. Практика
Выбираем технологию

Теперь, когда мы поняли, как работает REST, можем приступить к написанию RESTful API ¬ сервиса, отвечающего принципам REST. Начнем с выбора технологии.

Первый вариант - WCF Services . Все, кто работал с этой технологией, обычно возвращаться к ней больше не хотят - у нее есть серьезные недостатки и мало плюсов:
– webHttpBinding only (а зачем тогда остальные?..).
– Поддерживаются только HTTP Get & POST (и все).
+ Разные форматы XML, JSON, ATOM.

Второй вариант - Web API . В этом случае плюсы очевидны:
+ Очень простой.
+ Открытый исходный код.
+ Все возможности HTTP.
+ Все возможности MVC.
+ Легкий.
+ Тоже поддерживает кучу форматов.

Естественно, мы выбираем Web API. Теперь выберем подходящий хостинг для Web API.

Выбираем хостинг для Web API

Тут есть достаточно вариантов:

  • ASP.NET MVC (старый добрый).
  • Azure (облачная структура).
  • OWIN - Open Web Interface for .NET (свежая разработка от Microsoft).
  • Self-hosted
OWI
OWIN - не платформа и не библиотека, а спецификация, которая устраняет сильную связанность веб-приложения с реализацией сервера. Она позволяет запускать приложения на любой платформе, поддерживающей OWIN, без изменений. На самом деле, спецификация очень проста - это просто «словарь» из параметров и их значений. Базовые параметры определены в спецификации.

OWIN сводится к очень простой конструкции:

По схеме мы видим, что есть хост, на котором есть сервер, который поддерживает очень простой «словарь», состоящий из перечня «параметр - значение». Все модули, которые подключаются к этому серверу, конфигурируются именно так. Сервер, поддерживающий этот контракт, привязанный к определенной платформе, умеет распознавать все эти параметры и инициализировать инфраструктуру соответствующим образом. Получается, что, если вы пишете сервис, который работает с OWIN, можете свободно, без изменений кода, переносить его между платформами и использовать то же самое на других ОС.

Katana - реализация OWIN от Microsoft. Она позволяет размещать OWIN-сборки в IIS. Вот так она выглядит, очень просто:

Namespace RestApiDemo { public class Startup { public void Configuration(IAppBuilder app) { var config = new HttpConfiguration(); config.MapHttpAttributeRoutes(); app.UseWebApi(config); } } }

Вы указываете, какой класс является у вас Startup. Это простой dll, который поднимается IIS. Вызывается конфигуратор. Этого кода достаточно, чтобы все заработало.

Проектируем интерфейс
Теперь спроектируем интерфейс и посмотрим, как все должно выглядеть и каким правилам соответствовать. Все ресурсы в REST - существительные, то, что можно пощупать и потрогать.

Как пример возьмем простую модель с расписанием движения поездов на станциях. Вот примеры простейших запросов REST:

  • Корневые (независимые) сущности API:
    • GET /stations - получить все вокзалы.
    • GET /stations/123 - получить информацию по вокзалу с ID = 123.
    • GET /trains - расписание всех поездов.
  • Зависимые (от корневой) сущности:
    • GET /stations/555/departures - поезда, уходящие с вокзала 555.
Контроллер

Итак, у нас есть станции, и теперь нам нужно написать простейший контроллер:

Public class RailwayStationsController: ApiController { public IEnumerable GetAll() { return testData; } RailwayStationModel testData = /*initialization here*/ }

Это роутинг, построенный на атрибутах. Здесь мы указываем имя контроллера и просим отдать список (в данном случае - случайные тестовые данные).

OData (www.odata.org)

Теперь представьте, что у вас больше данных, чем нужно на клиенте (больше ста тащить вряд ли имеет смысл). При этом писать самому какое-либо разбиение на страницы, конечно, совсем не хочется. Вместо этого есть простой способ - использовать легкую версию OData , которая поддерживается Web API.

Public class RailwayStationsController: ApiController { public IQueryable GetAll() { return testData.AsQueryable(); } RailwayStationModel testData = /*initialization here*/ }

IQueryable позволяет вам использовать несколько простых, но эффективных механизмов фильтрации и управления данными на клиентской стороне. Единственное, что нужно сделать, - подключить OData-сборку из NuGet, указать EnableQuery и возвращать интерфейс iQueryable.

Основное отличие такой облегченной верси от полноценной в том, что здесь нет контроллера, который возвращает метаданные. Полноценная OData немного изменяет ответ (заворачивает в спец. Обертку модель, которую вы собираетесь возвращать) и умеет возвращать связанное дерево объектов, которые вы хотите ей отдать. Также облегченная версия OData не умеет делать штуки вроде join, count и т. д.

Параметры запросов

А вот что можно делать:

  • $filter - фильтр, по имени, например. Все функции можно посмотреть на сайте OData - они очень помогают и позволяют существенно ограничить выборку.
  • $select - очень важная штука. Если у вас большая коллекция и все объекты толстые, но при этом вам нужно сформировать какой-то dropdown, в котором нет ничего, кроме ID и имени, которое вы хотите отобразить, - поможет эта функция, которая упростит и ускорит взаимодействие с сервером.
  • $orderby - сортировка.
  • $top и $skip - ограничение по выборкам.

Этого достаточно, чтобы самому не изобретать велосипеда. Все это умеет стандартная JS-библиотека вроде Breeze.

EnableQuery Attribute
На самом деле OData - такая штука, которой очень легко можно выстрелить себе в ногу. Если у вас в таблице миллионы записей, и вам нужно тянуть их с сервера на клиент, это будет тяжело, а если таких запросов будет много - совсем смертельно.

Именно для таких случаев у атрибута EnableQuery (см. код выше) есть такой набор параметров, с помощью которых очень многое можно ограничить: не давать больше строк, чем надо, не давать делать join, арифметические операции и т. д. При этом писать самому ничего не надо.

  • AllowedArithmeticOperators
  • AllowedFunctions
  • AllowedLogicalOperators
  • AllowedOrderByProperties
  • AllowedQueryOptions
  • EnableConstantParameterization
  • EnsureStableOrdering
  • HandleNullPropagation
  • MaxAnyAllExpressionDepth
  • MaxExpansionDepth
  • MaxNodeCount
  • MaxOrderByNodeCount
  • MaxSkip
  • MaxTop
  • PageSize

Зависимый контроллер
Итак, вот примеры простейших запросов REST:

  • GET /stations – получить все вокзалы
  • GET /trains – расписание всех поездов
  • GET /stations/555/arrivals
  • GET /stations/555/departures

Допустим, у нас есть вокзал 555, и мы хотим получить все его отправления и прибытия. Очевидно, что здесь должна использоваться сущность, которая зависит от сущности вокзала. Но как это сделать в контроллерах? Если мы все это будет делать роутинг-атрибутами и складывать в один класс, понятно, что в таком примере, как у нас, проблем нет. Но если у вас будет десяток вложенных сущностей и глубина будет расти еще дальше, все это вырастет в неподдерживаемый формат.

И тут есть простое решение - в роутинг-атрибутах в контроллерах можно делать переменные:

Public class TrainsFromController: TrainsController { public IQueryable GetAll(int station) { return GetAllTrips().Where(x =>

Соответственно, все зависимые сущности выносите в отдельный контроллер. Сколько их - совершенно неважно, так как они живут отдельно. С точки зрения Web API, они будут восприниматься разными контроллерами - сама система как бы не знает, что они зависимы, несмотря на то, что в URL они выглядят таковыми.

Единственное, возникает проблема - здесь у нас “stations”, и до этого был “stations”. Если вы в одном месте что-то поменяете, а в другом - ничего не поменяете, ничего работать не будет. Однако тут есть простое решение - использование констант для роутинга :

Public static class TrainsFromControllerRoutes { public const string BasePrefix = RailwayStationsControllerRoutes.BasePrefix + "/{station:int}/departures"; public const string GetById = "{id:int}"; }

Тогда зависимый контроллер будет выглядеть так:

Public class TrainsFromController: TrainsController { public IQueryable GetAll(int station) { return GetAll().Where(x => x.OriginRailwayStationId == station); } }

Вы можете делать для зависимых контроллеров простейшие операции - вы просто берете и вычисляете роут сами, и тогда вы не ошибетесь. Кроме того, эти штуки полезно использовать в тестировании. Если вы хотите написать тест и потом хотите этим управлять, а не бегать каждый раз по всем миллионам ваших тестов и исправлять все строки, где указаны эти относительные URL’ы, то вы также можете использовать эти константы. Когда вы их меняете, данные у вас меняются везде. Это очень удобно.

CRUD
Итак, мы с вами обсудили, как могут выглядеть простейшие GET-операции. Все понимают, как сделать единичный GET. Но, кроме него, нам нужно обсудить еще три операции.
  • POST – создать новую сущность
    • POST /Stations – JSON-описание сущности целиком. Действие добавляет новую сущность в коллекцию.
    • Возвращает созданную сущность (во-первых, чтобы не было двойных походов к серверу, во-вторых, чтобы, если это нужно, вернуть со стороны сервера параметры, которые посчитались в этом объекте и нужны вам на клиенте).
  • PUT - изменить сущность
    • PUT /Stations/12 - Изменить сущность с ID = 12. JSON, который придет в параметре, будет записан поверх.
    • Возвращает измененную сущность. Путь, который был применен много раз, должен приводить систему к одному и тому же состоянию.
  • DELETE
    • DELETE /Stations/12 - удалить сущность с ID = 12.

Еще примеры CRUD:

  • POST /Stations - добавляем вокзал.
  • POST /Stations/1/Departures - добавляем информацию об отправлении с вокзала 1.
  • DELETE /Stations/1/Departures/14 - удаляем запись об отправлении с вокзала 1.
  • GET /Stations/33/Departures/10/Tickets - список проданных билетов для отправления 10 с вокзала 33.

Важно понимать, что узлы - обязательно какие-то сущности, то, что можно «потрогать» (билет, поезд, факт отправления поезда и т. д.).

Антишаблоны
А вот примеры, как делать не надо:
  • GET /Stations/?op=departure&train=11
    Здесь query string используется не только для передачи данных, но и для действий.
  • GET /Stations/DeleteAll
    Это реальный пример из жизни. Тут мы делаем GET на этот адрес, и он, по идее, должен удалить все сущности из коллекции - в итоге он ведет себя очень непредсказуемо из-за кэширования.
  • POST /GetUserActivity
    На самом деле здесь GET, который записан как POST. POST нужен был из-за параметров запроса в body, но в body у GET нельзя ничего передать - GET можно передать только в query string. GET даже по стандарту не поддерживает body.
  • POST /Stations/Create
    Здесь действие указано в составе URL - это избыточно.
Проектируем API
Допустим, у вас есть API, который вы хотите предложить людям, и есть доменная модель. Как связаны сущности API с доменной моделью? Да никак они не связаны, на самом деле. В этом нет никакой необходимости: то, что вы делаете в API, никак не связано с вашей внутренней доменной моделью.

Может возникнуть вопрос, как проектировать API, если это не CRUD? Для этого мы записываем любые действия как команды на изменения. Мы делаем сохранение, чтение, удаление команды, GET, проверку статуса этой команды. GET из коллекции команд - вы получаете список всех команд, которые вы отправляли для какой-либо конкретной сущности.

Доменная модель
Мы поговорим о связи доменной модели с объектами. В примере у нас есть отель (Hotel), есть бронирования (Reservation), комнаты (Room) и устройства (Device), к ним привязанные. В нашем проекте это позволяло управлять комнатами посредством этих устройств.

Но вот незадача: устройство - сущность, которая живет своей жизнью, и непонятно, как ее отделять от отеля. Но разделить отель и устройства, на самом деле, очень просто - поможет DDD. В первую очередь, нужно разобраться, где границы доменных областей и где границы сущностей, ответственных за согласованность системы.

Bounded context (BC)
Bounded context (изолированный поддомен) - фактически, наборы объектов, не зависимые друг от друга и имеющие совершенно независимые модели (разные). В примере мы можем взять и растащить отели и устройства на два разных BC - они не связаны между собой, но присутствует дублирование. Возникает дополнительная сущность (AttachedDevice):

Тут у нас разные представления одного и того же устройства, и в этом нет ничего страшного.

В DDD aggregate route - сущность, которая владеет всеми потомками. Это вершина нашего дерева (Hotel); то, за что можно вытянуть все остальное. А AttachedDevice так взять нельзя - его не существует, и он не имеет никакого смысла. Так же и классы Room и Reservation не имеют никакого смысла, будучи оторванными от Hotel. Поэтому доступ ко всем этим классам - исключительно через рутовую сущность, через Hotel, в данном случае. Device же - другой route с самого начала, другое дерево с другим набором полей.

Итак, если вы понимаете, что одна сущность у вас играет в двух разных доменах, просто распилите ее - и это будет всего лишь проекция мастер-сущности. В AttachedDevice будут, например, поля с номером комнаты, а в Device такие поля не нужны.

А вот примеры запросов , как они могут выглядеть в такой доменной модели:

  • PUT /hotels/555/rooms/105/attachedDevices - заменить всю коллекцию привязанных устройств на новую.
  • POST /hotels/555/rooms/105/attachedDevices - привязать еще одно устройство.
  • DELETE /hotels/12 - удалить описание отеля с ID=12.
  • POST /hotels/123/reservations - создать новую резервацию в отеле ID=123.
CQRS - Command Query Responsibility Segregation

Я не буду сейчас рассказывать про это архитектуру, но хочу коротко обрисовать, в чем ее принцип действия. Архитектура CQRS основана на разделении потоков данных.

У нас есть один поток, через который пользователь отправляет на сервер команду об изменении домена. Однако не факт, что изменение действительно произойдет, - пользователь не оперирует данными непосредственно. Итак, после того как пользователь посылает команду на изменение сущности, сервер ее обрабатывает и перекладывает в какую-то модель, которая оптимизирована на чтение - UI считывает это.

Такой подход позволит вам следовать принципам REST очень легко. Если есть команда, значит, есть сущность «список команд».

REST without PUT
В простом CRUD-мире PUT - это штука, которая меняет объекты. Но если мы строго следуем принципу CQRS и делаем все через команды, PUT у нас пропадает, т. к. мы не можем менять объекты. Вместо этого можем лишь послать объекту команду на изменение. При этом можно отслеживать статус выполнения, отменять команды (DELETE), легко хранить историю изменений, а пользователь ничего не изменяет, а просто сообщает о намерениях.

Парадигма REST without PUT - пока еще спорная и не до конца проверенная, но для каких-то случаев действительно хорошо применима.

Fine-grained VS coarse-grained
Представьте, что вы делаете большой сервис, большой объект. Тут у вас есть два подхода: fine-grained API и coarse-grained API («мелкозернистый» и «крупнозернистый» API).

Fine-grained API:

  • Много маленьких объектов.
  • Бизнес-логика уходит на сторону клиента.
  • Нужно знать, как связаны объекты.

Сoarse-grained API:

  • Создаете больше сущностей.
  • Сложно делать локальные изменения, например
    • POST /blogs/{id}/likes.
  • Нужно отслеживать состояние на клиенте.
  • Большие объекты нельзя сохранить частично.

Для начала советую проектировать fine-grained API: каждый раз, когда вы создаете объект, отправляете его на сервер. На каждое действие на стороне клиента происходит обращение к серверу. Однако с маленькими сущностями работать проще, чем с большими: если вы напишете большую сущность, вам трудно будет потом ее распилить, трудно будет делать небольшие изменения и выдергивать из нее независимые куски. Т. ч. лучше начинать с маленьких сущностей и постепенно их укрупнять.

Нумерация версий
Так уж сложилось, что к контрактам у нас в отрасли очень расслабленное отношение. Почему-то люди считают, что, если они взяли и сделали API, это их API, с которым они могут делать что угодно. Но это не так. Если вы когда-то написали API и отдали его хоть одному контрагенту, все - это версия 1.0. Любые изменения теперь должны приводить к изменению версии. Ведь люди будут привязывать свой код к той версии, которую вы им предоставили.

На прошлом проекте приходилось несколько раз откатывать API назад просто потому, что он был отдан клиенту - мы поменяли коды ошибок, но клиент уже успел привыкнуть к старым кодам.

Какие известны на текущий момент варианты нумерации версий Web API?

Самое простое - указать версию в URL.

Вот готовые варианты, когда самому ничего делать не надо:

Вот один интересный готовый вариант.

Это всего лишь роутинг атрибутов с constraint - если вы делали какие-либо серьезные объекты, наверняка делали constraint. По номеру версии в этом атрибуте ребята просто реализовали constraint. Соответственно, на один и тот же атрибут с разными версиями, но одинаковым именем контроллера вешаете на два разных класса и указываете разные версии. Все работает «из коробки….

VersionedRoute("v2/values", Version = 2)]
config.ConfigureVersioning(
versioningHeaderName: "version", vesioningMediaTypes: null);
config.ConfigureVersioning(
versioningHeaderName: null,
vesioningMediaTypes: new { "application/vnd.model"});

Документация
Есть чудесная open-source-штука, имеющая множество различных применений - Swagger. Мы ее используем со специальным адаптером - Swashbuckle.
  • http://swagger.io/
  • https://github.com/domaindrivendev/Swashbuckle
Swashbuckle: httpConfiguration .EnableSwagger(c => c.SingleApiVersion("v1", ”Demo API")) .EnableSwaggerUi(); public static void RegisterSwagger(this HttpConfiguration config) { config.EnableSwagger(c => { c.SingleApiVersion("v1", "DotNextRZD.PublicAPI") .Description("DotNextRZD Public API") .TermsOfService("Terms and conditions") .Contact(cc => cc .Name("Vyacheslav Mikhaylov") .Url("http://www.dotnextrzd.com") .Email("[email protected]")) .License(lc => lc.Name("License").Url("http://tempuri.org/license")); c.IncludeXmlComme nts(GetXmlCommentFile()); c.GroupActionsBy(GetControllerGroupingKey); c.OrderActionGroupsBy(new CustomActionNameComparer()); c.CustomProvider(p => new CustomSwaggerProvider(config, p)); }) .EnableSwaggerUi(c => { c.InjectStylesheet(Assembly.GetExecutingAssembly(), "DotNextRZD.PublicApi.Swagger.Styles.SwaggerCustom.css"); }); } }

Теги: Добавить метки

Создавая веб-сервис, нужно учитывать многое как со стороны бизнеса, так и стороны разработки. Клиент очерчивает требования — команда разработчиков их выполняет.

В свою очередь, в зависимости от требований и целей, уже на старте необходимо определиться с архитектурой проекта, так как от этого зависит то, как продукт будет функционировать после своего релиза. Сегодня мы поговорим об одной из самых популярных из них — REST.

Понять на самом базовом уровне, что такое REST и зачем он нужен, можно из статьи Райана Томайко “Как я объяснил жене, что такое REST”. Тем не менее, мы скорее подойдем к вопросу с технической стороны. Итак, приступим.

Что такое REST?

Representational state transfer (передача состояния управления) — это архитектурный стиль, применяемый при разработке веб-сервисов, и устанавливающий 6 правил для их построения.

Соблюдающие эти правила веб-сервисы называют RESTful сервисами. Помимо этого, REST также требует использование большинства возможностей протокола http.

Итак, что же это за правила?

  • Uniform Interface — единый интерфейс
  • Stateless — отсутствие состояний
  • Cacheable — кэширование
  • Client-Server — разграниченная архитектура клиент-сервер
  • Layered System — многоуровневая система
  • Code on Demand — код по запросу

Поговорим о каждом из них более подробно.

Единый интерфейс

REST архитектура подразумевает определение единого интерфейса взаимодействия всех клиентов с сервером.

При использовании REST, клиент работает с сервером получая ресурсы и управляя ими. Ресурсами при таком подходе могут выступать, например, таблицы в базе данных, хотя это и не всегда возможно, так как запросы могут иметь достаточно сложную логику взаимодействия с ресурсами.

Сам интерфейс должен разделять работу с разными ресурсами приложения по разным URL-адресам. Благодаря правильно выполненному разделению запросов, появляется возможность для лёгкого разделения одного веб-приложения на несколько, а это, в свою очередь, значительно облегчает портируемость и масштабируемость приложения.

К слову, помимо всего этого, API также становится более понятным для разработчиков даже при отсутствии детальной документации.

Также REST требует, чтобы названия ресурсов представляли собой существительные во множественном числе. Не следует перегружать систему множеством URL. Каждый ресурс в самом простом случае должен иметь только 2 URL адреса. Например:

  • Формат для получения коллекции элементов: /buildings
  • Формат для получения элемента по id: /buildings/{id}

Информация передаваемая между клиентами и сервером должна быть конвертирована в удобный для передачи формат. Примерами таких форматов может быть JSON или XML, хотя всё же наиболее популярным на текущий момент является как раз JSON.

Тем не менее, некоторые веб-сервисы умеют поддерживать работу с несколькими форматами одновременно.

В таком случае формат возвращаемых данных сервером и формат данных, который сервер должен обработать, управляется с помощью HTTP заголовков Accept и Content-type. В заголовках могут передаваться разные типы. Например: application/json или application/xml.

Отсутствие состояний

Каждый запрос в RESTful-сервисе должен уникально идентифицировать себя ресурсом или ресурсами, и оперировать их полными состояниями. REST веб-сервисы не должны хранить какие-либо данные в сессиях запросов или cookies.

Кэширование

Клиенты должны иметь возможность кешировать запросы. Таким образом, ответы явно или неявно определяют себя как кешируемые или нет, чтобы клиенты не могли использовать устаревшие или некорректные данные в ответ на дальнейшие запросы.

Правильно спроектированное кэширование позволяет уменьшить нагрузку на сервер и увеличить скорость работы клиентских приложений, что способствует большей масштабируемости и производительности.

Клиент-сервер

Интерфейс, который реализует взаимодействие клиентов и серверов, должен явно разделять обязаности клиентов и серверов и при этом должен быть реализован независимо от работы любого из них. Например:

  • клиенты не должны иметь представления о хранимой на сервере информации, так как это зона ответственности сервера.
  • Сервер не должен быть разработан в привязке к UI какого-либо клиента.

Layered system

Система может иметь промежуточные сервера и клиент не может точно знать с каким именно сервером он взаимодействует. Промежуточные сервера могут выполнять функцию балансировщиков нагрузки, кэша запросов и т.д.

Code on demand

Применение данного правила опционально. Его суть заключается в том, что сервер может передавать выполняемый на стороне клиента код Javascript, который позволяет временно расширить, или модифицировать функционал клиента.

Почему именно REST?

Несмотря на то, REST подходит для всех проектов, работающих по http, иногда его реализация может быть невозможна в силу недостаточных навыков команды. Тем не менее, если освоить REST должным образом, перед разработчиками открывается множество преимуществ:

  • Улучшенная производительность. REST возвращает исключительно данные, указанные в запросе. Таким образом быстрее обрабатываются запросы и выдаются ответы.
  • Масштабируемость. Приложение может работать на множестве серверов, что позволяет балансировать нагрузку между ними. Также сервис можно разделить на несколько “микросервисов”, которые смогут работать параллельно друг другу.
  • Портируемость благодаря единому интерфейсу
  • Прозрачность взаимодействия — за счёт своей стандартизации API остаётся понятным для пользователя.
  • Легкость изменений. Благодаря меньшей связанности кода, снижается вероятность “поломать” запросы при внесении изменений в другие части приложения.

Методы http

Http содержит 4 метода: GET, POST, PUT, DELETE. Каждый метод должен использоваться для разных целей и идентифицировать функционал, который запрос реализует.

  • GET. Используется для получения ресурсов (список ресурсов или один ресурс с указанием его id)
  • POST. используется для создания ресурсов
  • PUT. Ииспользуется для обновления ресурсов по id, который передается в URL
  • DELETE. Используется для удаления ресурсов по id, который передается в URL

Ниже мы привели таблицу, содержащуя возможные запросы для потенциального ресурса people. В ней использованны все возможные http-методы и приведены ответы, которые эти запросы могут возвращать.

Http статус-коды

При использовании REST для веб-сервисов необходимо правильно подобрать http статусы для соответсвуюших ответов сервера. Сам по себе http имеет несколько десятков статус-кодов, но мы приведём 10 наиболее часто используемых:

  1. 200 OK — хорошо
  2. 201 Created — создано
  3. 204 No Content — нет содержимого
  4. 304 Not modified — не изменялось
  5. 400 Bad request — неверный запрос
  6. 401 Unauthorized — не авторизован
  7. 403 Forbidden — запрещён
  8. 404 Not found — не найдено
  9. 409 Conflict — конфликт
  10. 500 Internal Server error — внутренняя ошибка сервера

Http статус-коды имеют большое количество кодов для обработок ошибок, но этих кодов не достаточно для любого приложения.

В подобных случаях в тело ответа можно включить сообщение, раскрывающее суть ошибки более подробно (используя json, xml и т.д.). Клиенты, которые уже знают про полученный код, смогут корректно его обработать.

Дополнительно

  • Запросы, возвращающие коллекции элементов, должны иметь возможность пагинации, сортировки, фильтрации
  • Даты и время в запросах следует передавать в формате unix timestamp в миллисекундах.
  • Версия приложения должна быть зашита в URL приложения как node. Например: api.app.com/v1/buildings

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете связаться с нами для получения профессиональной технической консультации. Мы будем рады помочь вам с реализацией любых ваших идей!

В русскоязычной части Интернета присутствует большое количество статей, посвященных веб-службам на основе SOAP и XML-RPC, но почему-то почти ничего нет про вполне заслуживающую внимания (но менее распространенную) архитектуру RESТ.

В данной статье описываются основы этой архитектуры, возможности и примеры её использования.

Что такое REST

REST (Representational state transfer) – это стиль архитектуры программного обеспечения для распределенных систем, таких как World Wide Web, который, как правило, используется для построения веб-служб. Термин REST был введен в 2000 году Роем Филдингом, одним из авторов HTTP-протокола. Системы, поддерживающие REST, называются RESTful-системами.

В общем случае REST является очень простым интерфейсом управления информацией без использования каких-то дополнительных внутренних прослоек. Каждая единица информации однозначно определяется глобальным идентификатором, таким как URL. Каждая URL в свою очередь имеет строго заданный формат.

А теперь тоже самое более наглядно:

Отсутствие дополнительных внутренних прослоек означает передачу данных в том же виде, что и сами данные. Т.е. мы не заворачиваем данные в XML, как это делает SOAP и XML-RPC, не используем AMF, как это делает Flash и т.д. Просто отдаем сами данные.

Каждая единица информации однозначно определяется URL – это значит, что URL по сути является первичным ключом для единицы данных. Т.е. например третья книга с книжной полки будет иметь вид /book/3, а 35 страница в этой книге - /book/3/page/35. Отсюда и получается строго заданный формат. Причем совершенно не имеет значения, в каком формате находятся данные по адресу /book/3/page/35 – это может быть и HTML, и отсканированная копия в виде jpeg-файла, и документ Microsoft Word.

Как происходит управление информацией сервиса – это целиком и полностью основывается на протоколе передачи данных. Наиболее распространенный протокол конечно же HTTP. Так вот, для HTTP действие над данными задается с помощью методов: GET (получить), PUT (добавить, заменить), POST (добавить, изменить, удалить), DELETE (удалить). Таким образом, действия CRUD (Create-Read-Updtae-Delete) могут выполняться как со всеми 4-мя методами, так и только с помощью GET и POST.

Вот как это будет выглядеть на примере:

GET /book/ - получить список всех книг
GET /book/3/ - получить книгу номер 3
PUT /book/ - добавить книгу (данные в теле запроса)

DELETE /book/3 – удалить книгу

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Существуют так называемые REST-Patterns , которые различаются связыванием HTTP-методов с тем, что они делают. В частности, разные паттерны по-разному рассматривают POST и PUT. Однако, PUT предназначен для создания, реплейса или апдейта, для POST это не определено (The POST operation is very generic and no specific meaning can be attached to it) . Поэтому мой пример будет правильным и в таком виде, и в виде если поменять местами POST и PUT.

Вообще, POST может использоваться одновременно для всех действий изменения:
POST /book/ – добавить книгу (данные в теле запроса)
POST /book/3 – изменить книгу (данные в теле запроса)
POST /book/3 – удалить книгу (тело запроса пустое)

Это позволяет иногда обходить неприятные моменты, связанные с неприятием PUT и DELETE.

Использование REST для построения Web-сервисов.

Как известно, web-сервис – это приложение работающее в World Wide Web и доступ к которому предоставляется по HTTP-протоколу, а обмен информации идет с помощью формата XML. Следовательно, формат данных передаваемых в теле запроса будет всегда XML.

Для каждой единицы информации (info) определяется 5 действий. А именно:

GET /info/ (Index) – получает список всех объектов. Как правило, это упрощенный список, т.е. содержащий только поля идентификатора и названия объекта, без остальных данных.

GET /info/{id} (View) – получает полную информацию о объекте.

PUT /info/ или POST /info/ (Create) – создает новый объект. Данные передаются в теле запроса без применения кодирования, даже urlencode. В PHP тело запроса может быть получено таким способом:

Function getBody() {
if (!isset($HTTP_RAW_POST_DATA))
$HTTP_RAW_POST_DATA = file_get_contents("php://input");
return $HTTP_RAW_POST_DATA;
}

POST /info/{id} или PUT /info/{id} (Edit) – изменяет данные с идентификатором {id}, возможно заменяет их. Данные так же передаются в теле запроса, но в отличие от PUT здесь есть некоторый нюанс. Дело в том, что POST-запрос подразумевает наличие urldecoded-post-data. Т.е. если не применять кодирования – это нарушение стандарта. Тут кто как хочет – некоторые не обращают внимания на стандарт, некоторые используют какую-нибудь post-переменную.

DELETE /info/{id} (Delete) – удаляет данные с идентификатором {id}.

Еще раз отмечу, что в нашем примере /info/ - может и базироваться на какой-то другой информации, что может быть (и должно) быть отражено в URL:

/data/4/otherdata/6/info/3/ … и тому подобное.

Какие можно сделать из этого выводы:

Как видно, в архитектура REST очень проста в плане использования. По виду пришедшего запроса сразу можно определить, что он делает, не разбираясь в форматах (в отличие от SOAP, XML-RPC). Данные передаются без применения дополнительных слоев, поэтому REST считается менее ресурсоемким, поскольку не надо парсить запрос чтоб понять что он должен сделать и не надо переводить данные из одного формата в другой.

Практическое применение.

Самое главное достоинство сервисов в том, что с ними работать может какая угодно система, будь то сайт, flash, программа и др. так как методы парсинга XML и выполнения запросов HTTP присутствуют почти везде.

Архитектура REST позволяет серьезно упростить эту задачу. Конечно в реальности, того что описано не достаточно, ведь нельзя кому угодно давать возможность изменять информацию, то есть нужна еще авторизация и аутентификация. Но это достаточно просто разрешается при помощи различного типа сессий или просто HTTP Authentication.