Что показывает валидатор. Использование HTML валидатора и практические советы. Где взять валидатор

Страницы всех сайтов в интернете оформляются специальным кодом, прописанным по стандартизированным правилам HTML.

Что такое валидность?

Валидация - это проверка на соблюдение установленных норм, а в контексте, применяемом вебмастерами - корректности кода страниц: синтаксических ошибок, вложенности тэгов и т. п. Если все делать «правильно», код страницы не должен содержать неверные атрибуты, конструкции и ошибки. Валидация сайта позволяет выявить недостатки, которые следует исправить.

Валидность сайта - это соответствие кода существующим стандартам HTML.

Выяснить, есть ли замечания или ошибки в коде веб-страницы, можно как онлайн, так и не имея доступа к Сети и пользуясь оффлайн-программами.

Что такое валидаторы кода

Валидатор кода - это программа, используя которую можно проверить HTML-код страниц и CSS-код на соответствие современным нормам. Она находит и фиксирует некорректные элементы, указывая на их местонахождение и формулируя, что именно оформлено неверно.

Основные «приметы» валидной верстки

Валидная вёрстка содержит код, полностью соответствующий требованиям W3C (World Wide Web Consortium), занимающейся разработкой технологических стандартов для всего Интернета.

Если код на страницах сайта верный, то во всех браузерах сайт отображается корректно (а не криво).

Отсутствуют подозрения о несправедливом «понижении» в выдаче и нет страниц, выкинутых из индекса.

Пример. Если, предположим, неправильно стоят теги

..

, (в частности, отсутствует закрывающий элемент), то поисковик не будет ничего исправлять - он будет интерпретировать так, как написано черным по белому в коде. В итоге могут возникнуть последствия, связанные уже с продвижением сайта.

Важна ли валидная верстка в продвижении сайта

В теории да, но на практике оказывается, что в топе висит множество сайтов с ошибками валидации, да и сайты с ошибками двигаются в общем неплохо. Проблемы с продвижением могут быть только если ваш сайт некорректно отображается на каком-то типе устройств или в каком-то браузере. Если же он выглядит отлично, но ошибки в валидации есть — на продвижение это не окажет никакого влияния.

Некоторые вебмастера целенаправленно исследовали этот вопрос, пытаясь выяснить, зависят ли результаты ранжирования от результатов валидации. Вебмастер Марк Даост отметил, что валидность кода не принципиальна. А Шаун Андерсон, напротив, пришел к выводу, что валидность как бальзам на душу сайту в плане позиций выдачи.

Еще один специалист, Майк Дэвидсон, также провел подобный эксперимент и пришел к выводу, что Google классифицирует страницы по качеству их написания. Например, незакрытый тег может привести к восприятию части контента как значение этого тега.

Этот вебмастер сделал очень важный вывод:

Нельзя с точностью сказать, насколько сильно ранжирование зависит от валидности кода, но абсолютно точно то, что имеющиеся недочёты могут привести к вылету страниц или всего сайта из индекса поисковиков.

Зачем нужен валидный код

Валидный код позволяет правильно отображать страницы в браузерах (и стили для сайта CSS могут быть отображены неверно).

Причем вполне возможна ситуация, когда в одном браузере ваш сайт отображается так, как вы его настроили, а в другом - совершенно иначе. Изображение может быть перекошено, а контент может стать совершенно нечитабельным.

В итоге вы теряете трафик из этого браузера. К тому же, поведенческий фактор, являющийся одним из трёх самых важных факторов в SEO, значительно влияет на результаты выдачи.

Представьте, что на ваш сайт заходят посетители и тут же его закрывают из-за невозможности воспринять информацию - спасибо ошибкам в коде. Или они вообще возвращаются обратно в поисковик, потому что решение не найдено. Это всё сослужит плохую службу, ибо в итоге поведенческий фактор изменит позиции сайта в худшую сторону.

Как проверить сайт на валидность

Для проверки безукоризненности кода чаще всего используют очень полезный сайт валидатор «Markup Validation Service», расположенный по адресу: http://validator.w3.org , созданный компанией W3C.

HTML

Здесь перед Вами три варианта валидации:

  • ввести URL-адрес страницы;
  • загрузить файл с кодом со своего компьютера;
  • вставить готовый код в форму.

Сервис указывает не только на ошибки html кода и их расположение, но и даёт советы по исправлению. Если код уже имеется в Сети, то можно произвести валидацию путём введения её URL-адреса в форму «Validate by URL» и нажатия кнопки Check. Валидатор HTML включит считывание кода и сообщит об итогах.

Необходимо вводить именно адрес проверяемой URL-страницы. Весь сайт проверяться не будет. Введёте адрес сайта - программой считается только его главная страница. В случае нахождения замечаний выходит уведомление о невалидности программного кода и далее указываются строки с допущенными погрешностями.

В этом видео наглядно объяснён процесс проверки с помощью валидатора:

Проверка локальных файлов

По этому же адресу http://validator.w3.org можно проверить код, выбрав вкладку «Validate by File Upload» и загрузив документ с прописанным код.

Выбираем путь к необходимому файлу и жмём Check. Далее всё происходит аналогично.

Использование формы для ввода кода

Иногда удобней вставить сразу код страницы и проверить его онлайн: выбираем вкладку «Validate by Direct Input» и отправляем весь код на сервер.

CSS

Проверка валидности кода CSS может быть пройдена также онлайн валидатором: https://jigsaw.w3.org/css-validator/

Здесь все на русском языке, для многих это действительно приятный сюрприз.

Снова можно выбрать - указать URL, загрузить свой файл или вставить код.

Осуществляется проверка сайта на ошибки, как и в случае с HTML, и - получаем ответ от сервера. Настроек проверки не имеется, однако можно изучить предлагаемый сгенерированный валидный код, расположенный после списка недостатков кода.

Изучаем полученный код и приводим исходный к нужному виду.

Расширения для браузеров

Для браузеров существуют всевозможные расширения для проверки валидации. Для Google Chrome есть проверяющий валидность кода плагин HTML Tidy Browser Extension, для Opera - расширение Validator, для Safari - Zappatic, для Firefor - HTML Validator.

Остановимся на последнем более детально. Он осуществляет ту же проверку, что и validator, только оффлайн. Взять его можно здесь http://users.skynet.be/mgueury/mozilla/

Устанавливаем расширение, перезагружаем браузер - и можно сразу работать. В случае возникновения заморочек с установкой, можно написать в саппорт Mozilla Firefox или полистать форум http://forum.mozilla-russia.org/doku.php?id=general:extensions_installing

Подробное видео об установке HTML Validator и его использовании:

При загрузке любого URL расширение автоматически включается и считывает код. Результат виден в правом верхнем углу.

Выглядит результат как небольшая картинка с итогом валидации:

Щёлкнув по результату, можно открыть:
— исходный код;
— ошибки - в левом нижнем блоке (или сообщение о валидности);
— подсказки по исправлению ошибок - в правом нижнем.

Как исправить наиболее частые ошибки

Каким бы способом ни была проведена проверка кода, ошибки выходят списком. Также обязательно указана строка с недочётом.

Прежде чем править код, стоит на всякий случай сделать резервную копию шаблона сайта.

В расширении для Firefox при нажатии на название ошибки в открытом окошке расширения вас автоматически перебрасывает на строку с невалидным кодом.

К этим же ошибкам указаны подсказки по их исправлению.
Приведу пару примеров.

1. No space between attributes.
…rel=»shortcut icon» href=»http://arbero.ru/favicon.ico» type=»image/x-icon»

Здесь исправления убираем «точку с запятой».

2. End tag for element «div» which is not open

Закрывающий тег div лишний. Убираем его.

Плохо знаете английский язык (а всегда всё описано именно на нём)? Копируете код ошибки и вставляете его в поисковик. Аналогичную тему наверняка уже описывал какой-то вебмастер или верстальщик, следовательно, вы всегда найдете способ решения задачи на специализированных ресурсах.

Хотя, если честно, я бы не тратил много усилий на ошибки в коде. Лучше просто позаботьтесь о том, чтобы сайт корректно выглядел на всех устройствах и браузерах.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Валидатор микроразметки - программное обеспечение, которое проверяет разметки веб-страниц в любых форматах и на всех существующих языках программирования.


Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA

Все любят путешествовать, особенно в гипермаркетах. Вот и ты, не нарушая общепринятых тенденций, отправляешься в поход по магазинам. Тебе нужно найти соки, воду, печенье, хлеб, носки, памперсы и другие вещи. Но магазин слишком большой, и для того чтобы обойти его, и найти то что нужно, может потребоваться не один час. Как вариант - обратиться к сотруднику гипермаркета, но покупок много, поэтому этот метод не всегда применим. Намного удобнее ориентироваться по вывескам, которые расположены между рядами, и точно указывают на размещение продукции в отделе.

Для того, чтобы подобрать актуальную и полезную информацию, поисковые боты также используют определенные алгоритмы подбора информации для пользователей.

Какая разметка считается правильной

Правильной семантической , считается та, которую хорошо воспринимает такие поисковые системы, как Google, Яндекс,Bing и Yahoo. Все мы не раз сталкивались с тем, что эти сервисы абсолютно по-разному индексируют информацию, поэтому чаще всего обращаем внимание на продуманные, броские и четкие сниппеты.

Поэтому, перед тем, как внедрить микроразметку на сайт, нужно определить тип ваших данных. Например, в карточке товара для интернет-магазина, необходимо разметить цену товара, его наименование, описание, изображение, отзывы, рейтинг. Так поисковый бот без каких-либо проблем сможет понять, что именно размещено на странице и сделает ее более релевантной.

Для проверки правильности микроразметки существует несколько сервисов:

  • инструмент проверки данных от Google;
  • валидатор микроразметки от Yandex;
  • validator.w3.org;
  • validator.nu.

Если ваша страница прошла валидацию на одном сервисе, то из-за различий в алгоритмах поиска, она может быть не пропущена на другом. Для того, чтобы поисковые роботы правильно проиндексировали разметку, разберитесь в ее структуре и настройках.

Зачем нужен валидатор разметки

– это стандарт семантической разметки, разработанный специально для структурирования информации на странице для программ-обработчиков. В нашем случае микроформаты позволяют указать поисковому роботу на смысловое значение отдельных фрагментов страницы и используются для передачи сведений об организации, товарах, отзывах, рецептах.

Любая страница в интернете состоит из HTML тегов, которые сообщают браузеру, каким образом будет отображаться та или иная информация, а микроразметка устанавливает поисковикам определенные рамки, в пределах которых и нужно искать. Поэтому она позволяет добиться лучшей релевантности страницы для поисковых роботов и пользователей. И самое важное - семантическая микроразметка позволяет улучшить внешний вид сайта в результатах поиска (snippet).

Сниппет без разметки:


Сниппет с разметкой:


Валидатор проверяет правильность всего процесса и определяет ошибки допущенные при работе с кодом. Ведь, если его как следует не проверить, это может негативно отразиться на индексировании ресурса и, тем более, на ваших доходах. Поэтому он является обязательным инструментом любого программиста или веб-мастера.

Страницы без ошибок в коде - мечта владельца любого сайт, так как результаты качественной работы явно отразятся на ваших позициях в поисковой выдаче. На сайте с 30+ позиции это никак не скажется. Однако когда поисковик показывает 15 место, а не 3 как хотелось бы, это означает серьёзные недоработки, которые влекут материальные затраты.

Чаще всего пользователи, которые начинают использовать такое программное обеспечение, неточно понимают как микроразметка сайта влияет на ранжирование. Яндекс отвечает, что оно действует только косвенно, при этом сайт становится более привлекательным для пользователя, его аудитория становится больше, в результате чего повысятся и его позиции. Он уточняет - не стоит ожидать результатов в ближайшие дни, так как они появятся только в течение одного-двух месяцев.

Как работает валидатор разметки

Для проверки страницы нужно ввести URL проверяемого документа или вставить нужный код в форме ниже.

В колонке «Результаты проверки» программа выведет распознанные недочеты и их расположение.

Существует два случая, когда выводится сообщение об ошибке:

  • если валидатор не может распознать разметку;
  • если у разметки нет соответствия стандарту, и она не может распознаваться корректно.

Сообщение о том, что «страница не обнаружена» означает несуществующую страницу. Возможно страница недоступна для поисковика по причине ошибки сервиса, или из-за ограничений безопасности.

При этом будет приведен перечень обязательных полей, которые не учтены в работе, отправленной для проверки.

Инструмент Google

Гугл в сотрудничестве с Yahoo! и Bing впервые в 2011 опробовали свое изобретение - валидатор микроразметки , к которому позже примкнул и Яндекс. В результате валидатором стал пользоваться весь мир. Валидатор постоянно дорабатывается, а его функционал расширяется.

Как проверить:

1. С помощью URL-адреса. Подходит для владельцев активных сайтов. Копируете ссылку и вставляете в специально отведенное для нее поле.
2. При помощи HTML фрагмента. Этот вариант подойдет тем, кто только создает сайт и хранит его где-нибудь на локальном сервере. Действия те же - копируете код и вставляете для проверки.

Поддерживаемые форматы разметки у Гугл:

  • микроданные;
  • микроформаты;

Поддерживаемые типы информации для разметки:

  • отзывы;
  • товары;
  • компании;
  • организации;
  • мероприятия;
  • музыка.

Инструмент Яндекс

За последние четыре года, программисты все чаще стали использовать семантическую микроразметку - размечены около 15% страниц рунета. Поэтому возросла потребность в валидаторах. И Яндекс не стоит в стороне от новых разработок в этой отрасли. Он, в отличие от Google, развивается более стремительно и создает новые универсальные инструменты.

Поддерживаемые форматы:

  • микроформаты;
  • Schema;
  • HTML;
  • Open Graph.

Типы данных, поддерживаемые валидатором Яндекса:

  • товары;
  • цены;
  • адреса;
  • организации;
  • статьи;
  • музыка;
  • тест-драйвы;
  • рисунки;
  • видеоклипы;
  • рецепты;
  • фильмы.

Валидатор микроразметки позволяет проверить правильность структурирования данных. Он упрощает работу оптимизаторов и помогает правильно разметить контент на сайте. Это делает красивой информацию о странице в поисковой выдаче и привлекает посетителей на ресурс.

В данном случае речь пойдет не об устройствах контроля, а средствах проверки кода. Точнее инструмент называется «валидатор формата», в большинстве случаев называют просто валидатором. По контексту Вы должны понимать, что в данном случае разговор идет о проверке именно HTML кода, а не подлинности купюр и не о транспорте.

Слово английского происхождения, как и многое в среде компьютеров, и служит производным от valid – годный, действительный, правомерный.

Не смотря на то, что все, кажется, выполнено правильно и отражается на экране вашего компьютера именно так, как вам хочется, поверить свое творение никогда не помешает. Речь не идет о том, насколько красиво будет отражаться созданная Вами страница, а лишь о том, насколько грамотно она сделана с точки зрения стандартов.

Строгость отношения к странице и используемый стандарт прописывается в первой строке страницы в теге . Если не указано другое или же этот элемент отсутствует, то проверка кода будет проводиться по всей строгости правил последней признанной версии, коей на сегодняшний день является HTML5 . В этом теге можно немного смягчить условия проверки или указать другую версию языка, которая будет применена для просмотра страницы. Таким образом, тег указывает браузеру, какой стандарт применять для чтения и отображения страницы.

Существуют следующие стандарты DOCTYPE:

  • HTML> - соответствует последнему принятому стандарту – HTML5 .
  • - DOCTYPE для стандарта HTML 4.01 Strict (строгий );
  • - DOCTYPE для стандарта HTML 4.01 Transitional (переходный );
  • DOCTYPE HTML PUBLIC “-// W3 C// DTD HTML 4.01 Frameset// EN” http:// www. w3. org/ TR/ html4/ frameset. dtd> - DOCTYPE для стандарта HTML 4.01 Frameset (с фреймами);
  • DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD XHTML 1.0 Strict//EN” http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-strict.dtd> - DOCTYPE для стандарта XHTML 1.0 Strict (строгий );
  • - DOCTYPE для стандарта XHTML 1.0 Transitional (переходный );
  • - DOCTYPE для стандарта XHTML 1.0 Frameset (с фреймами );
  • - DOCTYPE для стандарта XHTML 1.1.

Примечание: Как Вы уже заметили, первый в списке DOCTYPE для стандарта HTML5 имеет самую простую запись. Каждый HTML-документ должен начинаться с указания DOCTYPE. Если этого не сделать, то различные браузеры будут отображать страницу по-разному. Впринципе, на работоспособность это не повлияет, но вот визуальная составляющая может пострадать.

Ошибки в коде могут не влиять на отображение страниц. Например, проверки известного бесплатного хостинга Ucoz практически всегда выявляют ошибки. Это не мешает правильно отображать элементы, и часто появляется при компилировании страниц средствами PHP интерпретатора. Большинство технических ошибок в таком случае не критичны, и могут только незначительно замедлить работу сайта.

Основным «подконтрольным» элементом служат именно HTML страницы, хотя валидность каскадных таблиц CSS и RSS-лент также может проверяться. Но не стоит забывать, что валидность – это только соответствие требованиям стандарта. Если сравнивать с реальной жизнью, то валидатор проверит, является ли созданный Вами продукт транспортным средством. А будет это велосипед с реактивным ускорителем или асфальтоукладочный каток с педальным приводом – ему все равно. Поэтому валидность кода еще не означает «правильность» создания страницы или элемента, вернее – не значит, что Вы увидите именно то, что хотели.

Проверка может проводиться различными средствами, но все они ссылаются на сайты стандартизаторов, т.е W3C сервисов. Контроль проводится по трем основным форматам (HTML, CSS, RSS), но в любом случае сначала необходимо проверить корректность HTML. Проверке подлежит, прежде всего, синтаксис документа с точки зрения технических параметров.

Сегодня большая часть сервисов предлагает проверку валидности кода онлайн, при этом не обязательно вносить код на страницу проверки, а достаточно указать лишь адрес проверяемого сайта. Предлагаемые «загружаемые» сервисы в любом случае ссылаются на сервисы W3C, проверяя введенный код на корректность и соответствие правилам. Одним из таких сайтов является http://validator.w3.org . Он позволяет проверить корректность сайта в Интернете, HTML-файла, либо самого HTML-кода. Существуют приложения к браузерам, позволяющие проверять код «на лету», в частности такое дополнение(Web Developer ) разработано для Mozilla Firefox в качестве встроенного инструмента для проверки корректности написанного кода. Вы устанавливаете дополнение, после чего появляется дополнительная панель в окне браузера. Открываете сайт или страничку и жмете на панели Tools- Validate HTML (CSS и др.) После Вас перекинет на вышеуказанную страничку, но с заполненными полями.

Валидатором называют устройство, осуществляющее проверку проездных и иных документов, подтверждающих право доступа. Валидаторы широко используют в метро, автобусах и т. д.

Валидатор в понимании создателей сайтов — это компьютерная программа, проверяющая соответствие HTML-кода страниц сайта и CSS-кода на соответствие современным стандартам.

Нашёл онлайновый Валидатор на сайте http://validator.w3.org , запустил его, получил сообщение о 54-х ошибках HTML-кода и о 17-ти предупреждениях уже на главной странице этого сайта! Отмечу, что этот Валидатор является весьма быстрым и удобным, первое время использовал только его, ибо он признан лучшим для проверки HTML-кода.

Чтобы получать максимум информации от Валидатора, в его опциях отмечаю все, кроме крайней правой опции.

Заодно проверил и главную страницу Яндекса : 192-ве ошибки и 10-ть предупреждений. Рассмотрение кода главной страницы Яндекса в тот день показало, что код содержал лишь три длиннющие строки, то есть ими применено уплотнение кода. Причём многие ошибки можно трактовать, как преднамеренное нарушение стандартов: браузеры, мол, вполне разберутся.

Например, Валидатор возмущается отсутствием пробела между тэгами, а Яндекс предпочитает сокращать длину кода.

Надо будет со временем взять на вооружение этот способ ускорения загрузки путём уплотнения кода! Но безошибочный, то есть не приводящий к недовольству валидатора. Сейчас ещё слишком рано, да и разбираться с этим некогда. Мне пока что ясно лишь, что уплотнение придётся проводить сначала вручную, а потом поискать средства автоматического уплотнения кода перед публикацией, но не перед кешированием.

Вывод первоначально сделал такой: Яндекс чихает на валидность HTML -кода, буду чихать на него тоже.

Гораздо важнее, чтобы страницы сайта нормально отображались во всех браузерах (я проверял отображение весьма многих страниц сайта в 11-ти браузерах) и достаточно быстро загружались.

И всё-таки Валидатор весьма полезен: он указал мне ошибки кода, дал советы по исправлению ошибок и показал места ошибок, чем облегчил процесс избавления от ошибок. Валидатор помог мне избавиться от сотен ошибок, чтобы они не мозолили мне глаза, не заставляли браузеры напрягаться и не замедляли обработку страниц.

Исправил почти все найденные ошибки: на главной странице моего сайта валидатор находил лишь три ошибки — все они содержались в чужом коде: одна в коде, отвечающем за Комментарии, а две в скриптах FeedBurner’а. Избавился и от них!

На большинстве страниц сайта Валидатор находил эти же три ошибки, других ошибок обычно не бывало.

Отмечу, что валидатор особенно не любит таблицы, вставленные CMS WordPress на страницы сайта после копирования таблицы из Excel . Изрядно повозившись, разобрался с правкой кода сохраняемых таблиц и c переделкой файла стилей styles.css

Чёткий десятишаговый полуавтоматизированный алгоритм правки кода таблиц описал на странице .

Замечу, что даже страница , содержавшая много таблиц и сотни ошибок, имела хорошие показатели загрузки, но окончательная обработка кода явно задерживалась. Исправил все таблицы и на этой странице.

Дополняя и совершенствуя страницы, обязательно правлю таблицы, а Валидатор использую лишь для подсчёта числа ошибок: в его советы уже не заглядываю.

20.03.14 впервые получил от валидатора «зелёную метку»: его фавикон позеленел, а на странице появилась строка с сообщением «This document was successfully checked as HTML5!», имеющая зелёный фон. Такой метки раньше не видел ни у одной страницы ни этого, ни других сайтов!

Теперь я могу утверждать, что главная страница моего сайта лучше, чем главная страница Яндекса!

Для проверки валидности CSS-кода использовал частично русифицированный онлайновый сервис http://jigsaw.w3.org/css-validator/validator.html.ru Он выдал 283-ри предупреждения — попробую внести изменения в файлы стилей, чтобы постепенно избавиться от этих предупреждений. Давно подозревал, что используемого шаблона недостаточно хороши, а теперь убедился в этом. Подробности опубликую на странице, доступной по ссылке.

Приглашаю всех высказываться в

Разработчики системы "умного проезда" (автоматизированной системы оплаты и контроля проезда или АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте утверждают: те возможности, которые мы видим сегодня, - только вершина айсберга. Недочеты системы вскоре будут исправлены, а из тестового режима в рабочий, согласно планам, система выйдет к августу .


На наших глазах было проведено тестирование надежности валидатора.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Открыть/cкачать видео (2.49 МБ)

Сперва его бросили в коридоре с плиточным полом, так, что он сначала ударился в потолок. Потом два раза сбросили в лестничный проем, метров с трех-четырех. Потом его били молотком. Только после этого испытания на корпусе появились следы в виде потертостей. Но на функционировании устройства это никак не отразилось.




Редакция предупреждает - попытка повторения подобного опыта в транспортном средстве обойдется вам очень дорого.

О проекте электронной оплаты проезда IT.TUT.BY рассказал директор технического отделения IBA , руководитель проекта по программной части.


Долго ли разрабатывались системы электронной оплаты проезда? Какой у компании опыт в подобных проектах?

Непосредственно проектом электронной оплаты проезда мы занимаемся уже более трех лет. Другого рода системы по продаже билетов (к примеру, через банковские устройства) разрабатывались и ранее. Таким образом, системами оплаты проезда на транспорте IBA занимается более пяти лет. Вообще же в направлении создания систем самообслуживания компания работает более 10 лет.

Даже тогда, когда в Беларуси банковские карточки практически совсем не были распространены, мы создавали системы автоматизированной оплаты. Тогда было много скепсиса: "А оно не сломается?", "Как тут платить?" … но прошло 10 лет, и сейчас банковские платежно-справочные терминалы де-факто являются стандартном, в их удобстве не сомневаются. Уверен, система автоматизированной оплаты проезда уже скоро станет привычной и неотъемлемой частью нашей жизни.

Надолго ли прописана "дорожная карта" проекта, какие еще сервисы будут появляться?

Есть план по использованию для пополнения карточек вместо киосков существующей сети банковских терминалов. Другая возможность - приобретение карточек не в киосках, а в режиме самообслуживания. Киоски и кассы - режимные, они, в отличие от терминалов, не работают по формуле 24х7. Пассажиры жалуются, что часто нет возможности купить билет - это можно исправить. Прототипы таких устройств уже разработаны.






Прототип терминала выдачи и пополнения бесконтактных карт

В прошлом году компания IBA проводила семинар по системам оплаты и контроля проезда на транспорте, так называемому умному проезду, обсуждали проблематику не только Минска, но и регионов, рассматривали преимущества и возможности системы. Больший интерес к автоматизированным системам оплаты проезда проявляют областные центры, но есть интерес к таким системам и у небольших городов, и у предприятий, занимающихся междугородними перевозками.

Так что в будущем автоматизированные системы оплаты и контроля проезда могут быть интегрированы на базе одной карты. Подобный опыт есть и в России, и в других странах. Уже сейчас валидаторы и смарт-карты поддерживают такую возможность. В память карты может быть занесено несколько приложений для различных целей. Универсальный проездной, как мне кажется, обязательно появится, это лишь дело времени.

Вопрос из области фантастики: если возможно объединить в одну карточку проездной на все виды транспорта по всей стране, то, быть может, можно в эту же карточку добавить платежные возможности и даже электронный паспорт? Увидим ли мы такое через 5-10-20 лет?

Эта фантазия недалека от реальности. Начиная проектировать систему "умного проезда", мы понимали перспективность этой технологии и разработали фактически универсальную платформу iCard, которая позволяет записать на карточку практически любые данные.

Могу показать свой портмоне, там много разных карт, и банковских, и дисконтных… Сейчас есть тенденция к объединению информации на одном носителе. В Беларуси в настоящее время проектируется внутренняя идентификационная карта, "электронный паспорт". Та же "карта школьника" может быть в скором времени объединена с проездным.

Многие белорусские банки получили лицензию на эмиссию и обслуживание банковских смарт-карт, которые работают как привычным способом, так и бесконтактно. Туда можно записывать и другие приложения. Технически возможно записать и "электронный проездной".

Современные средства позволяют реализовать это хоть сейчас. Вопрос в том, насколько это будет надежно, удобно, целесообразно, как будут обстоять дела с приватностью и законодательством… Не скажу, через сколько лет мы увидим "единую карточку" и будет ли она действительно "единой", но технически это уже реализуемо.


Будет ли когда-нибудь применяться технология NFC, позволяющая проводить оплату с телефона?

Технология NFC сейчас набирает обороты в мире, мы понимаем ее перспективность. Следующим этапом "умной оплаты" может быть оплата с помощью мобильного устройства путем простого "прикладывания" его к терминалу. Валидаторы, которые установлены, уже сейчас поддерживают NFC на уровне "железа", эта возможность просто не "включена" программно. Мы как софтверная компания будем готовы принять участие в NFC-разработках.

Сейчас интерес к NFC в Беларуси есть, но устройства с поддержкой данной технологии пока не получили широкого распространения, хотя, думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Когда появится бóльшая заинтересованность, когда подобные услуги будут предлагаться более широко и такого рода оплата проезда будет одобрена Минсктрансом, "включить" NFC не составит труда. Надеюсь, в скором будущем это произойдет, NFC уже становится стандартом для производителей смартфонов.

Но пока используются карты Mifare и технология RFID. Что значат эти слова?

RFID - это широкое понятие, которое подразумевает любой способ передачи радиосигналов между специальным чипом, RFID-меткой и считывателем сигналов. Для "функционирования" метки никакого питания, "батареек" не нужно, да и считыватель потребляет сравнительно немного энергии.

Mifare - одна из самых популярных в мире технологий для систем бесконтактной оплаты проезда. Недостатки старой версии Mifare Classic были изучены, и недавно была представлена новая версия - Mifare Plus, которую мы и используем. Версия Plus защищена от копирования и подделок, данные шифруются сложными алгоритмами. Разработчики стандарта, с которыми мы тесно сотрудничаем, говорят, что IBA Group одной из первых компаний в мире внедрила систему с максимальным уровнем безопасности технологии Mifare Plus.



Почему сейчас параллельно используется распечатка на талончике и RFID-валидатор для проездных? Возможно ли отказаться от талончиков или распечатывать их прямо на терминале?

Организация оплаты разовой поездки - это проблема любой транспортной системы. На момент разработки проекта около 40% поездок являются разовыми. Поэтому наличие отдельного способа оплаты для разовых поездок - это обязательное требование.

При выборе способа оплаты разовой поездки было рассмотрено множество технологий. Однако стоимость любого RFID-носителя превышала стоимость разового проезда , поэтому альтернативу бумажному талону найти не удалось.

В Москве в метро выдают одноразовые RFID-карточки, их себестоимость сопоставима с одной поездкой — у нас такой вариант стоил бы дороже самого проезда. Мы рассматривали различные технологии, но экономически нецелесообразно было вводить бесконтактный инструмент для разовых поездок.

Системы продажи билетов прямо в салоне есть в разных странах, но для Беларуси любой способ приема оплаты разовой поездки, который мы рассматривали (купюры, банковские карты…), значительно удорожал проект, усложнял каналы связи. Да и терминалы для продажи разовых билетов занимали бы много места в салоне. Электронный компостер всего на несколько сантиметров выступает вперед из поручня, а терминал продажи занимал бы место одного-двух пассажиров. Да и в час пик им было бы сложно пользоваться. Пожалуй, это может быть применимо только на пригородных и междугородних маршрутах.

Поэтому пока в комплекте с бесконтактными карточками используются бумажные талоны и электронные компостеры. В будущем появятся терминалы по продаже билетов и пополнению счета на смарт-карте на остановочных пунктах. Как сейчас в терминалах некоторых банков можно приобрести билет на пригородный автобус, как на вокзале можно приобрести в терминале билет на электричку, так можно будет оплатить и наземный транспорт. И не только банковской картой, но и наличными деньгами.

Пока же никуда не исчезнут талончики у водителя. Но их количество будет уменьшаться, т.к. электронный билет для одной поездки (аналог талончика) можно будет записать на бесконтактную карту, что, очевидно, удобнее.


Фото: Снежана Инанец, из архива TUT.BY

То есть больше людей захотят покупать карты-проездные вместо разовых талонов? Что для этого нужно сделать?

Как уже говорилось, выпускаемые смарт-карты поддерживают до шести видов электронных проездных, находящихся в памяти одновременно. Это предоставляет пассажиру возможность управления своими проездными в рамках одной карты. Это может быть проезд в течение месяца, определенное количество поездок или проезд на определенную дистанцию, включающую конкретное количество зон. Могут быть разработаны и записаны на карту тарифы на день и даже на час.

Регулярно кондукторы слышат "не буду покупать билет, мне только одну остановку" или "почему одна остановка стоит как проезд через весь город" . Это тоже можно решить особым тарифом, зональной или покилометровой оплатой.

Технически эти тарифы и методы оплаты реализованы и поддерживаются системой "умного проезда". Но пока система внедряется согласно существующим правилам и нормам.

Да, именно так. Карточки позволят выбирать абонентский план, более правильно рассчитывать свои затраты. Но сравнивать карточку Mifare, которую мы используем, с сим-картой некорректно. Скорее она как кошелек, поскольку тарифы хранятся прямо на карточке. Ждать ничего не надо, как только пассажир пополнил карту, он может оплатить проезд.

Но даже гибкие тарифы не снимут вопросы про "мне только одну остановку". Рассматривался ли вариант с чем-то вроде турникета на входе, как это иногда делается за рубежом?

Рассматривались все варианты и был выбран оптимальный. Система строится на доверии и контроле. Дополнительно, для защиты от "относительно честных" пассажиров, которые стоят с талончиком и ждут контролера, вся система в транспортном средстве, включая компостеры и валидаторы, будет блокироваться на время контроля. Водитель также может ее заблокировать. То есть ездить с талончиком в кармане и пробивать его только при виде контролера не получится.



Недавно пассажиры заметили что-то похожее на обновление системы посреди дня: валидаторы перезагружались и в начале выводили системную информацию. Это действительно была "перепрошивка на ходу"?

Система, которая сейчас внедряется, достаточно масштабная. Сотни транспортных средств, в которых не один и не два "умных" элемента. При таких масштабах вручную перепрограммировать каждое устройство невозможно. Если необходимо единовременное массовое обновление, его можно обновлять удаленно сразу на всех устройствах, находящихся в сети.

И тарифы, и поддержка NFC или сенсорных кнопок могут прийти в каждую машину в течение одного дня - как только транспортное средство подключится к сети, на него "зальется" прошивка по каналам мобильной связи. Кстати, прошивка "весит" совсем немного, это не десятки мегабайт, тут не Windows и не Linux. В месяц на одно транспортное средство с учетом ежедневной передачи данных по навигации и оплате, а также нескольких больших обновлений, требуется не более 60 Мб.

Да, пользователи могли видеть диагностику или обновление прошивки. Мы только начали внедрение системы, она работает в тестовом режиме, а мы отслеживаем и оперативно устраняем недочеты.


Высказывалось также недовольство из-за сообщений только на одном языке...

Система уже поддерживает русский, белорусский и английский языки.


В инструкциях в транспорте говорится, что должно распечатываться не только время поездки, но и номер транспортного средства. Сейчас номер не указывается. Может ли это быть исправлено?

Причина отсутствия номера транспортного средства заключается в том, что система находится в стадии наладки. В ближайшее время все данные будут печататься на талонах.

О "железе", технической реализации "умного проезда" мы расспросили Сергея Сягло , директора ОДО "Проток люкс", предприятия, входящего в IBA Group, руководителя проекта по аппаратной части.

Из чего состоят валидаторы и электронные компостеры, сколько в этих разработках белорусского?

Система состоит не только из валидатора и компостера, туда также входят бортовой компьютер и навигационный терминал, специальный считыватель карточек для контролеров. Данная система интегрирована с действующей диспетчерской системой управления Минсктранса, с перспективой подключения других систем. Технически возможно взаимодействие с электронными табло на остановках (такие уже есть в Минске), систем контроля топлива, учета пассажиропотока (например, можно увеличить количество машин на маршруте, если он загружен в конкретное время).

В электронном компостере содержится компактный матричный принтер компании R&G, специально разработанный для жестких условий эксплуатации в общественном транспорте. Решение в их пользу было принято из-за их огромного опыта и экономической нецелесообразности собственной разработки. Разработка программного обеспечения, а также интеграционные работы с АСОКП производились в Беларуси.

Валидатор и все остальное оборудование - уже целиком белорусская разработка, конструирование, литье, платы, сборка… Это не первая ревизия устройства, над ним работали года два, учитывали особенности минского транспорта, климата, насыщенности в час пик. Зарубежные аналоги, кстати, обычно крупнее по габаритам.



Главные параметры, о которых волнуются пользователи, это устойчивость к поломкам и сложность в работе в сравнении с механическими компостерами и бумажными проездными…

Мы серьезно подошли к решению вопросов вандалоустойчивости. Металлический корпус мешал бы передаче сигнала и быстро бы царапался. Для его изготовления мы использовали современные полимеры, они достаточно удароустойчивые, их тяжело "скрутить" с поручня, царапины не так заметны. Это не адаптация какой-то технологии, это новая разработка с учетом специфических требований, мирового опыта и уже внедренных в Беларуси систем, а также экономической целесообразности и "задела на будущее", что важно.

Скорость работы - в приоритете. Сейчас оплата картой занимает 0.2-0.3 секунды. Электронный компостер не медленнее механического. Также важна максимальная простота в использовании - минимум действий. На валидаторах, рядом с дисплеем, есть две пока не задействованные сенсорные кнопки, они могут пригодиться в будущем для проверки баланса или операций с тарифами.