Запись на минидиск, Замечания о записи, Полезные советы для записи – Инструкция по эксплуатации Sony mds-e11. Минидисковый плеер Sony MZ-N1 с поддержкой технологии NetMD Эргономика и управление
Статус темы: Закрыта.
После общего обзора класса универсальных пил для дома в предыдущей статье, хочется раскрыть информацию по производителям и их моделям, так как за пять лет в рунете накопилось достаточно отзывов и комментариев реальных пользователей циркулярных мини-пил. Особенно хотелось сравнить раскрученный Роторайзер Соу с конкурентами, представленными крупными инструментальными брендами.
Циркулярные мини-пилы, универсальные пилы или роторайзеры — новый класс электроинструмента уже получил своих лидеров и аутсайдеров. Рассмотрим самые популярные и доступные модели, представленные в российских магазинах. В общих чертах о мини-пилах можно прочитать в .
Worx (Rockwell)
WORX HANDYCUT WX424 — родоначальник класса универсальных пил в Европе. Прообраз данной модели — американский Rockwell Versacut RK3440K можно купить на EBay, но особенности электросети не позволят его использовать без преобразователя.
Worx WX424 появился на рынке в 2009—2010 году, обогнав всех конкурентов, и до сих пор остаётся одним из эталонных инструментов для дома — высококачественных, но не очень мощных. Нестандартные параметры — наследие американской ориентации на целевую аудиторию домохозяек (в рекламе TV-SHOP Worx использовался женщиной). В дополнение к надёжности, комплектацию Worx можно сравнить разве что с инструментом Dremel — в комплекте идёт и переходник для пылесоса, и съёмная подошва, и, что особенно удобно, лазерный указатель направления.
Вес 1,5 кг, хорошая эргономика и развесовка, мощность 310 Ватт и скорость вращения 2800 об/минуту. Качественные расходные материалы со стандартным размером 76мм/10мм, максимальная глубина пропила 22 мм. Небольшой и удобный инструмент, созданный для бытовых задач.
Однако, на фоне конкурентов по рынку и проблем с курсом рубля, Worx WX424 всё реже можно встретить в магазинах — стоимость столь «слабой» машинки достигает сейчас 10 000 р.
Sturm!
Представитель китайского бренда, прочно держащего второе место по «спортивности» дизайна за Hitachi является одним из нынешних лидеров рынка универсальных пил. За минимальную стоимость Sturm CS5060MS предлагает завидные характеристики и вполне удовлетворительное качество.
В Sturm CS5060MS заметно прошлое болгарки. Аппарат достаточно тяжёлый, почти 2 кг, мощный — 600 Вт, и очень оборотистый — до 4000 об/минуту. Кожух защиты объёмный и крепкий, что соответствует высоким оборотам. Комплект радует тремя дисками, в том числе пильным на 24 зуба, и дополнительным шлангом-переходником для подключения к пылесосу. Стандартная посадка 85мм/15мм позволит без проблем использовать диски от Bosch и Makita.
Отзывы на этот недорогой, всего 3 000 — 3 500 р., идут в основном от DIY-мастеров и большинство из них — положительные. Нарекания имеются на прилагаемую оснастку и ненадёжные пластиковые детали направляющих.
Если Dremel и Worx — продукты для дома изначально, то Sturm — это целенаправленное облегчение и упрощение инструмента для мастера. До конца это облегчение не дошло, и модель выделяется меньшим удобством (высокий вес и слабая эргономика), но заметно большей производительностью.
Skil
Ещё один представитель конгломерата Bosch — бюджетный (теперь) производитель инструмента Skil. Посадка на 10 мм (как у Worx/Rockwell/Einhell) и большой максимальный диаметр диска в 89 мм позволяют использовать позволяют использовать качественную оснастку, а высокое качество исполнения — давать на инструмент большие нагрузки. Среди отзывов на данную модель можно встретить много мебельщиков — инструмент явно позиционируется для них.
Из данного сравнения Skil 5330 можно назвать дорогим вариантом Sturm! CS5060, так как оба этих инструмента из одного подкласса — «мастеровых» мини-пил, ориентированных не на бытовое применение, а на какую-никакую производительность. Соответственно, те же минусы — высокий вес, слабая эргономика. Кроме того, за имя и производительность придётся заплатить — стоимость этой сетевой циркулярной мини-пилы — 6 500 р.
Makita HS300DWE
Makita HS300DWE — визитёр из другого дивизиона. Разработанная отдельно от других универсальных пил, эта циркулярная мини-пила — дополнительный аксессуар к профессиональной линейке Makita. Сделана HS300D на базе полноценной циркулярной пилы, но минимального формата.
Вес 1.5 кг, хорошая эргономика, средняя мощность и 1400 оборотов — максимальной лёгкий и удобный инструмент для небольших пропилов на месте, после установки того, что было раскроено полноценными циркулярными, погружными или торцевыми пилами. В линейке Makita нет ни аналогов, ни альтернатив — только одна модель с аккумуляторным питанием.
Из роли «дополнительного пильного инструмента» и необычная расходка под радиус 85 мм с посадочным 15 мм, основа ассортимента — пильные диски с 40+ зубьями.
При максимальной для данного обзора цене в 10 000 р., негативных отзывов на эту модель просто нет. Во-первых, её покупают уже подготовленные мастера, во-вторых и качество, и мощность, и уровень оснастки делают эту мини-циркулярку почти идеальной.
К минусам можно отнести небольшой выбор расходных материалов и отсутствие сетевой версии.
Dremel Saw Max DSM20
Мини-пила DSM20 — это ответ корпорации Bosch на новый вызов рынка. С выпуском продукции концерн «опоздал» на несколько лет, когда на рынке было уже множество не только оригинальных Rockwell и Craftsman, но и сотни китайских переделок.
Для выпуска универсальной пилы был выбран творческий бренд Dremel и использованы наработки по части гравёров — высокая мощность (710 Вт) и средний (1.7 кг) вес. Большой выбор оснастки в комплекте, аккуратное исполнение и отвод для подключения пылесоса в самой базовой комплектации.
Dremel ориентируется на отрезные возможности — предполагается использовать универсальную пилу по металлу, кафелю, иногда — дереву. Пользователей радует комплектация и производительность, легендарная надёжность. При сопоставимой с конкурентами цене это устройство одно из лучших в классе.
К минусам и ограничениям можно отнести:
- Свой собственный размер оснастки 77мм/11мм — хотя фирменные круги и хорошего качества, но дороги;
- Отсутствие пильных кругов для быстрой работы с деревом, предлагается использовать универсальные.
Роторайзер
Собственно, герой двух статей, и причина, почему моё внимание было обращено к этому классу инструментов — РОТОРАЙЗЕР, он же Роторайзер Соу или Rotorazer Saw. Понемногу роторайзер идёт по пути Xerox, давая название всему классу циркулярных мини-пил, так как из «универсальных пил», «мини-циркулярок» и других названий ни одно не смогло взять первенство.
Собственно, к самой мини-пиле. Большое количество маркетинга убеждает не смотреть на объективные показатели, а они следующие: мощность 400 Ватт, скорость 3400 оборотов в минуту, диаметр диска 55 мм, посадочное гнездо 11,1 мм, вес 1,3 кг.
В сравнении с другими представителями класса, плюсом можно назвать вес и стоимость — Rotorazer Saw заметно дешевле даже Sturm! CS5060, и даже дешевле большинства аналогичных пил на Aliexpress — меньше 3 000 р. Цене не даёт расти конкуренция между несколькими продавцами, подогреваемая рекламой Роторайзера по телевидению.
Минусов же достаточно:
- Малые размеры дисков — не подходят 10 мм от последователей Worx, только дорогие Dremel с доработкой — внешний диаметр всего 55 мм. Износ дисков с таким радиусом соответствующий;
- Минимальная глубина пропила — всего 12 мм, не получится отпилить даже стандартный лист ЛДСП;
- Низкая мощность — вдвое ниже, чем у аналогов;
- Плохое исполнение корпуса и аксессуаров.
Есть нарекания и на качество исполнения корпуса и дисков в комплекте, но они единичны. В остальном — «обычный китаец»
Однако, большинство отзывов в интернете по Роторайзеру — строго положительные. Объяснений этому два. Очевидное — многие отзывы коммерческие и размещаются продавцами. Это правда, но на неофициальных ресурсах большое количество вполне реальных довольных клиентов.
Весь секрет в том, что люди, которые покупают данный инструмент, используют его по назначению: разовые работы, неглубокие пропилы, строго бытовые объёмы работы — 1−2 минуты. Никаких 30 м 2 ламината, никаких чугунных труб. Правильное, умеренное использование бюджетного инструмента — вот главный секрет положительного восприятия таких моделей.
Правда о мини-дисках
Одно из впечатляющих изобретений XX века - мини-диск (МD). Высокотехнологичный носитель, который вмещает до 5 ч музыки, до 140 Мб данных; размером меньше 3,5-дюймовой дискеты, хорошо защищен от повреждений... Мини-диск не только во многом схож с обычным музыкальным компакт-диском (CD), но и превосходит его по ряду показателей .
С
самого начала разработчики Sony (а именно ей принадлежит
честь изобретения формата MD) ставили перед собой задачу
создать "малокалиберный" носитель для музыкальных
файлов, способный вытеснить признанного фаворита
аудиорынка - компакт-кассету, обойти ее по самым важным
параметрам - качеству звучания и размерам. Удалось!
Результатом стал заключенный в плоский миниатюрный
корпус, покрытый специальным слоем диск из пластика, на
который с помощью лазера записывается (и затем
считывается) музыка.
Преимущества новинки перед
"заслуженным ветераном" - очевидны и несомненны.
Представьте: легкий, прочный и компактный мини-диск
выдерживает миллион(!) перезаписей. Кассета же не
способна и на тысячную долю этого. Каждое ее
проигрывание ухудшает свойства аудиозаписи на магнитной
ленте...
В
обход CD
Не следует забывать, что Sony сама
способствовала развитию CD-формата, так что ее инженерам
было особенно сложно разрабатывать носитель, способный
конкурировать с прочно утвердившимися на рынке
компакт-дисками.
Чем же мини-диск отличается от CD?
Во-первых, удобством записи. К моменту выпуска первых MD
возможность самостоятельно записать музыкальный
компакт-диск была практически недоступна рядовому
меломану - для этого существовала только компьютерная
периферия, и стоили такие устройства немалых денег
(кроме того, доступ к ним, как и к любому
профессиональному оборудованию, был строго ограничен). А
мини-диск можно записывать непосредственно в плейере,
как переносном, так и стационарном. Компьютер для этой
несложной процедуры не нужен.
Во-вторых, MD -
"многоразовый" носитель. Можно выборочно стирать
записанную на нем информацию (скажем, не понравившуюся
песню, одну из целого альбома). Для "одноразового"
компакт-диска (CD-R) это невозможно в принципе, а
"перезаписываемый" (CD-RW) надо либо очищать полностью,
либо использовать особую подготовку к записи -
форматирование, съедающее шестую часть полезного объема
и достаточно трудоемкое для неопытного пользователя. И
опять же - все это только с помощью
компьютера.
В-третьих, на мини-диск можно записывать
как музыку, так и данные (правда, с помощью специального
оборудования). Для аудиофайлов и компьютерных данных
выпускаются разные компакт-диски (для записи музыки
можно использовать универсальные CD-R, но только в
компьютерных приводах; бытовые аудио-СО-рекордеры такие
диски читать отказываются).
В-четвертых, по
продолжительности звучания MD не только не уступает CD,
но, благодаря недавнему усовершенствованию, даже
превосходит его. В-пятых, мини-диск в 2,5 раза меньше,
чем CD. И наконец, прочный корпус и сдвижная шторка MD
надежно защищают его рабочий слой от случайных
повреждений. Очень часто пишут о сравнении звучания CD
(своеобразного эталона качества звука) и его копий на
различных носителях. Это справедливо. Запись на
компакт-кассетах чаще всего представляет собой копию
именно с CD. Логично, что и владельцы MD-плейеров
сохраняют на мини-диск любимые мелодии с CD.
Чтобы на
меньший по размеру носитель записать столько же
музыкальной информации, как и на CD, был разработан
специальный алгоритм сжатия звука с учетом особенностей
человеческого слуха. Он получил название ATRAC.
Записанный на MD звук немного отличается от оригинала,
но не настолько, чтобы почувствовать это "невооруженным
ухом". Каждая перезапись с одного мини-диска на другой
приводит к накоплению ошибок и искажений, которые в
определенный момент становятся заметны и на слух. Но
качество звучания первых MD-копий с компакт-диска
практически неотличимо от оригинала.
Утверждается,
что даже непрофессиональный меломан всегда отличит
МD-запись от записи на компакт-диске. А как насчет того,
что известные фирмы - Yamaha, Kenwood, Denon - уже давно
выпускают стационарную, предназначенную для
использования в составе домашнего аудиокомплекса
мини-дисковую аппаратуру Hi-Fi-класса?
МD взяли на
вооружение не только "хай-файные" фирмы, но и
профессиональные музыканты работающие в области
развлекательного бизнеса. Сегодня ни одна серьезная
группа, выезжающая на гастроли, не обходится без
МD-техники. На мини-диск записывается музыкальное
сопровождение, эффекты и даже "фанера". Вовсю
используются MD и на радиостанциях, обширная фонотека
которых собрана преимущественно на мини-дисках. Они
гораздо удобнее любого другого носителя: позволяют
быстро найти нужный музыкальный фрагмент или композицию,
не пачкаются, не царапаются, не ломаются, не портятся от
времени и занимают очень мало места.
Мини-диски для бродяг
Но все же
МD-техника класса Hi-Fi - не "товар широкого
потребления". Спрос на нее сдерживает и далеко не низкая
цена, и необходимость иметь домашний аудио
комплекс.
Куда более популярными оказались
портативные мини-дисковые проигрыватели. Они гораздо
меньше кассетных плейеров и имеют много преимуществ по
части управления - все больше моделей снабжается
пультом, который просто пристегивается к лацкану или на
воротник. На миниатюрный индикатор выводятся сведения о
воспроизводимом треке, исполнителе, продолжительности
музыкального фрагмента. (Кстати, мини-диск содержит
подробную информацию такого характера. Это еще один удар
по репутации старушки-кассеты. А если учесть еще и почти
мгновенный доступ к любому фрагменту, ускоренное
проигрывание, возможность цикличного воспроизведения
музыкального произведения и даже всего диска
целиком...)
Все портативные мини-дисковые плейеры
делятся на две категории: просто плейеры -
воспроизводящие устройства - и рекордеры, способные
самостоятельно записывать мини-диски с внешнего
источника. Среди них встречаются рекордеры как с
аналоговым входом, на который можно подать звуковой
сигнал даже с микрофона, так и с цифровым (его еще
называют S/PDIF-вход). На последние реально практически
без потерь переписывать музыку с CD-проигрывателя,
оснащенного S/PDIF-выходом. Можно использовать для этого
даже компьютер со звуковой картой, оснащенной таким
"цифровым" разъемом.
Вполне естественно, что на рынке
представлены и проигрыватели для мини-дисков со
встроенным радиоприемником. Как правило, в них
предусмотрена даже запись с приемника на
мини-диск.
Вдвое...
вчетверо!
Не так давно на свет появился
младший брат МD - формат MDLP. Две дополнительные буквы
в названии намекают на возможность замедленного
воспроизведения - Long Play. В MDLP два режима - LP2 и
LP4 (время звучания мини-диска увеличивается,
соответственно, в два и в четыре раза). "Удвоенная"
модификация стандартного мини-диска на 74 мин "удержит"
более двух часов звучания, а "учетверенная" - около 5 ч;
но ведь существуют диски и на 80 мин... На качестве
звука это, конечно, отражается, но не настолько, чтобы
говорить о заметных потерях. Просто в звучании
появляется некоторая специфика, но и
только.
Появление MDLP дало возможность вдвое
сократить время перезаписи с одного MD на другой (до сих
пор необходимо было ждать те самые 74 мин). Но это
касается только стандартного режима записи, для
замедленных LP2 и LP4 придется ждать два часа (или,
соответственно, пять), пока не завершится процесс.
Алексей
Адаменко
Технология MD была представлена SONY в качестве цифровой замены аналоговой компакт-кассеты. Первые плееры на MD, выпущенные аж в 1992 году, не получили признания. В первые годы существования стандарта MD-аппаратура применялась, в основном, профессиональными студиями и концертными площадками на минидиски записывались фонограммы для концертов и выступлений.
Компания SONY, разработчик стандарта MD и основной производитель соответствующей аппаратуры, заняла выжидающую позицию и за несколько лет привела технологию в более употребимый вид. Большая часть нареканий относительно MD касалась качества звучания: в начале 90-х чипы, кодирующие звук по алгоритму ATRAC, плохо справлялись со своей задачей, и звук, выдаваемый ими, получался слишком грубым. За каких-то несколько лет индустрия цифровых процессоров совершила настоящую революцию, и MD-устройства получили в свое распоряжение новые DSP, обрабатывающие звук в реальном времени с использованием чисел с плавающей запятой, потребляющие мизерное количество энергии и звучащие более качественно.
В конце 90-х в большинство минисистем высшей ценовой категории встраивались MD-деки. Новые портативные MD-плееры SONY MZ-R90 и MZ-R70 обрели популярность за счет мизерного веса, длительного времени работы от аккумуляторов и совершенно шикарных по тем временам возможностей: записи на MD с микрофона, линейного и цифровых входов. Качество звучания же этих плееров не уступало иным моделям портативных CD-плееров. Недостатками же MD-устройств являлись невозможность цифрового копирования данных с минидисков и необходимость переписывания аудио в реальном времени так же, как и на старую добрую компакт-кассету.
И вот наконец-то, в 2002 произошла своего рода революция в мире MD: новая линейка плееров SONY поддерживает технологию NetMD, позволяющую переписывать звук на минидиски по USB со скоростью до 32x (по сравнению с традиционными MD-устройствами).
О минидисках
Прежде чем перейти непосредственно к описанию нового плеера, следует вкратце рассказать о том, что же такое минидиск.
MD находится в защитном корпусе наподобие дискеты, что сильно снижает возможность механических повреждений. Известно, что и запись и чтение осуществляются одной лазерной головкой на магнитооптических дисках лазерным лучом с длиной волны 790 нм.
Звук на MD записывается при помощи алгоритма ATRAC, который работает по сходному с MP3 алгоритму: отсеивается «избыточная» звуковая информация. Многие считают, что качество компрессии у плееров последних поколений превосходит MP3. На обычный диск помещается 74 или 80 минут звука.
На минидиске выделена специальная зона, называемая TOC (Table Of Contents), которая хранит информацию об адресах треков (аналогично FAT). С ее помощью осуществляется поиск треков, работающий на большинстве новых плееров почти мгновенно.
В новых плеерах также реализована функция MDLP, позволяющая записывать звук с более высокой степенью компрессии (очевидно, за счёт снижения битрейта). Режим LP2 дает возможность записать вдвое больше музыки (148 минут на 74-минутные диски и 160 минут на 80-минутные), LP4 вчетверо больше (296 и 320 минут соответственно). Доступен также режим монозаписи.
Несмотря на наличие движущихся частей, сбить воспроизведение с помощью резких движений и прочего в современном MD-плеере практически невозможно. По этому параметру MD, несмотря на распространенное мнение, не сильно проигрывают MP3-плеерам.
Один MD выдерживает в среднем 5000 циклов перезаписи. Стоимость минидиска колеблется в районе $1,5–3.
Sony MZ-N1
В коробке с Sony MZ-N1 обнаружилось огромное количество всевозможных аксессуаров. Кроме плеера, были обнаружены:
- Сетевой адаптер;
- USB-кабель;
- Оптический цифровой кабель;
- Пульт с ЖК-дисплеем;
- Безымянные наушники SONY;
- Подставка-крэдл с разъемами для подключения USB и адаптера;
- Плоский аккумулятор в пластмассовой коробке;
- Держатель для подключения к плееру батарейки формата AA;
- Мягкая сумочка из кожзама для ношения плеера на поясе;
- CD с ПО OpenMG;
- Ворох разнообразных инструкций.
Отличная комплектация. С самого начала прилагается все, что только может понадобиться для работы с плеером. Кроме, пожалуй, чистого минидиска. (Он прилагается только в американской версии плеера).
Разъемы и питание
Подставка-крэдл это новинка для MD-плееров SONY. Она сделана из прочной пластмассы и обладает довольно массивным основанием, к которому также для устойчивости приделаны липучие резиновые ножки. К этой подставке подключается USB-кабель и сетевой адаптер.
На самом плеере обнаружились следующие разъемы:
- разъем для подключения пульта и наушников (по совместительству линейный выход);
- микрофонный вход с фантомным питанием;
- линейный/оптический вход;
- контактная колодка для установки в крэдл;
- разъем для подключения сетевого адаптера;
- винтовое крепление и два контакта для подключения к плееру внешнего модуля, содержащего батарейку/аккумулятор формата AA.
Обратите внимание на последний пункт. К плееру прилагается специальная пластмассовая конструкция с винтом, которая прикручивается к плееру и позволяет помещать внутрь себя стандартную «пальчиковую» батарейку формата AA. Таким образом, плеер может питаться одновременно от плоского аккумулятора и внешней батарейки.
Заявленные SONY характеристики по длительности работы плеера в различных режимах выглядят так:
Запись (в часах)
Воспроизведение (в часах)
Как видите, цифры весьма внушительны. Впрочем, проверить их не помешает. Я провел тест в двух самых распространенных режимах: воспроизведение в компромиссном LP2 и запись в «урезанном» LP4 для фиксирования на MD лекций и концертов (а где еще может понадобиться продолжительная автономная запись?). Воспроизведение проверялось полным проигрыванием различных дисков, подсчет времени велся умножением длительности проигрывания на количество проигранных дисков. Запись это писавшиеся два дня подряд лекции в любимом институте. Тестирование проводилось с полностью заряженным аккумулятором из комплекта MZ-N1. Результаты получились следующие:
Воспроизведение, LP2, плоский аккумулятор NH-14WM: 30 часов
Запись, LP4, плоский аккумулятор NH-14WM: 13 часов
Как видите, цифры отличаются, но результат всё равно вполне устраивающий. Что касается записи следует иметь ввиду, что запись шла с микрофона, на который плеер, возможно, подает фантомное питание. В режиме линейной записи цифры, очевидно, будут выше.
Эргономика и управление
Как и все топ-модели MD-плееров SONY, MZ-N1 содержит на лицевой панели минимум элементов управления. Сбоку расположено колесо Jog-Dial, используемое для навигации по древовидному меню плеера. С другой стороны расположены кнопки управления громкостью Vol+/Vol-. Под экраном находятся кнопки END SEARCH (переход к концу последнего записанного трека), слайдер RECORD и кнопка GROUP, включающая/отключающая режим воспроизведения по группам. Также сбоку притаилась кнопка T MARK, отвечающая за расстановку меток окончания треков при записи и воспроизведении.
Управление воспроизведением осуществляется при помощи прямоугольного джойстика, расположенного рядом с экраном. Нажатие на края кнопки работает как переход на следующий/предыдущий треки, перемещение его вверх/вниз как, соответственно, пауза/стоп, а нажатие в центре воспроизведение. Сказать, что он неудобен значит ничего не сказать; эта штука настоящее издевательство. Использовать его практически невозможно из-за жесткости и частой неадекватности реакции на действия пользователя. По сравнению с ним в более дешевых моделях NetMD-плееров SONY MZ-N700 и MZ-N505 управление организовано куда более удобно.
Дисплей плеера трехстрочный. В режиме воспроизведения места хватает на имя трека, время и линию уровня сигнала. Меню организовано древовидно и весьма удобно; обилие функций поначалу просто поражает. Настроить можно все от контрастности экрана до режимов графического эквалайзера и чувствительности микрофона. С помощью колеса jog-dial навигация осуществляется в считанные секунды. При воспроизведении чудо-колесо позволяет быстро «скакать» по списку треков или групп.
Для каждого MD-диска можно записать отдельные настройки например, звучания, программ воспроизведения и т.п.
Пульт также снабжен экраном, причем подсвеченным. С пульта можно получить доступ ко всем настройкам плеера через то же развесистое меню. Управление воспроизведением с помощью пульта организованно весьма оригинально. С края расположено вращающееся колесо, которое при повороте вызывает соответственно воспроизведение следующего/предыдущего трека. Кнопка «Stop» расположена сбоку пульта. Колесо можно отодвинуть вперед тогда его поворот будет отвечать за регулировку громкости. Надо сказать, что это решение, на мой взгляд, не самое удачное; оно почти исключает управление плеером с помощью одной руки. Дело в том, что колесо довольно жесткое, и при попытке повернуть его на пульте, прикрепленном, скажем, к одежде, начинает отчаянно сопротивляться и сползать с крепления. Поэтому приходится придерживать пульт другой рукой. В пультах предыдущего поколения и наиболее недорогом NetMD-плеере (Sony MZ-N505) пульт без экрана предоставлял гораздо больше удобств при управлении.
Одним словом, недорогие модели NetMD-плееров однозначно выигрывают у лидера в удобстве управления.
Звучание
Sony MZ-N1 использует DSP-чип последнего поколения ATRAC DSP Type-R, применяющийся, по заявлению Sony, в высококлассных стационарных MD-деках. Режим работы Type-R активируется только при записи в режиме SP (стандартный) и только через оптический/линейный входы.
Прослушивания проводились в профессиональных наушниках Sennheiser HD200 мощности плеера хватило на то, чтобы полноценно раскачать их. Очень важное наблюдение: новый модельный ряд MD-плееров SONY звучит гораздо громче, чем все предыдущие, отличавшиеся довольно тихим звуком. Вероятно, виновником этого стали новые усилители класса D, применяющиеся SONY в современных портативных устройствах. В метро и при интенсивном внешнем шуме даже не слишком громкую музыку будет отчетливо слышно.
Пара слов о комплектных наушниках: производитель постеснялся писать на них название модели, и это о многом говорит. Хотя, надо сказать, они не так уж плохи: конечно, бас почти полностью отсутствует, зато они очень хорошо согласованы с плеером по звучанию. Они дают заметный пик в области средневерхних частот, что в сочетании с резковатым характером плеера звучит довольно гармонично.
Субъективно, звучание MZ-N1 по сравнению с моделями предыдущих поколений стало несколько более резким и даже грубоватым. Возможно, вина в этом лежит на ЦАПах, примененных в плеере, а вовсе не в новых чипах Type-R. С помощью программы RMAA мы решили проверить характеристики ЦАПов MZ-N1. Входной сигнал с профессиональной звуковой платы Audiotrak Maya44 подавался в цифровом виде по оптическому кабелю, а снимался с выхода плеера, включенного в режиме LineOut, обратно на Maya44. Результаты получились весьма интересными.
Maya44 SPDIF Out Sony MZ-N1 Line Out Maya44 Line In
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: | -0.65, +0.00 | Good |
Noise level, dB (A): | -90.8 | Very good |
Dynamic range, dB (A): | 88.5 | Good |
THD, %: | 0.014 | Good |
IMD, %: | 0.078 | Good |
Stereo crosstalk, dB: | -90.5 | Excellent |
General performance: Very good
Как видите, характеристики аналоговой части у SONY MZ-N1 вполне на уровне. Чрезвычайно низкий уровень шума, значительный динамический диапазон. Спад в области низких частот вероятно, следствие работы схемы гашения сверхнизких частот, которая применяется в плеерах для уменьшения энергопотребления.
Кстати, особенностью Sony MZ-N1 по сравнению с предыдущими моделями является то, что при подаче и снятии сигнала с плеера в реальном времени звук, подаваемый на выход, является некомпрессированным. То есть звук, мониторится плеером «как есть», без прохождения ATRAC-компрессии. Именно поэтому и удалось устроить тест качества преобразоателей плеера. Старые модели плееров сразу подавали на выход ATRAC-упакованный звук.
NetMD
Вот мы подошли и к самому интересному. Что на деле представляет из себя технология NetMD?
Сразу же при подключении было обнаружено новое устройство (NetMD). Драйверы встали без проблем. Первым делом была установлена программа OpenMG Jukebox.
OpenMG это весьма мощное jukebox-ПО, поддерживающее граббинг с аудиодисков, воспроизведение WAV/MP3/WMA/ASF-треков и воспроизведение с разных плей-листов. Но самое главное программа позволяет полностью управлять MD-плеером, когда он подключен к USB и, конечно же, переписывать на минидиск аудиофайлы. Оговорюсь сразу: существующие на сегодняшний день NetMD-плееры НЕ УМЕЮТ переписывать треки с диска в компьютер по USB.
Поэтому если вам захочется переписать что-то, что записано на минидиск, придется пользоваться дедовскими средствами: аналоговым шнуром и звуковой платой. (Понятно, что качества это не добавит.)
OpenMG считывает содержимое MD-диска в плеере и выдает список треков. С треками можно делать все, что душе угодно переименовывать, перемещать, удалять, воспроизводить. Вобщем, разработчики OpenMG постарались сделать так, чтобы у пользователя создалась полная иллюзия того, что он работает с обычными файлами, а не с мудреными записями на минидиске. Также треки можно объединять в группы аналоги папок на обычных MP3-плеерах.
Источниками записи на MD могут либо WAV/MP3/WMA-файлы, либо треки с AudioCD, причем имена дорожек на MD импортируются напрямую из ID3-тегов или названий файлов/треков CD. Русский, к сожалению, не поддерживается.
Принцип работы следующий: вы импортируете выбранные файлы во внутренний плейлист OpenMG, где файлы упаковываются по алгоритму ATRAC в выбранном вами режиме (SP, LP2, LP4). Да-да, именно так напрямую MP3/WMA на MD, конечно, не записываются. Поэтому получается, что упакованные «эмпэтришки» проходят еще одну стадию компрессии средствами алгоритма ATRAC. Несмотря на то, что мысль о двойной компрессии выглядит несколько чудовищно, на самом деле все далеко не так страшно. Во-первых, при классическом переписывании музыки напрямую (через линейный выход звуковой платы) звучание подвергается, кроме ATRAC, еще и действию несовершенных преобразователей платы и самого плейера. Если же переписывать треки по оптическому кабелю звук все равно будет ATRAC-упакованным. Прелесть этого алгоритма в том, что он в режимах SP/LP2 не вносит слышимых артефактов в звучание, как это любит делать MP3. ATRAC-файлы имеют мягкий звук, несколько ограниченный в деталях и то в LP2/LP4 режимах. Поэтому двойное перекодирование файлов вовсе не так страшно, как может показаться сначала.
Впрочем, следы двойной упаковки очень отчетливо слышны при переписывании MP3 с низким битрейтом (Итак, возьмем десяток MP3-файлов с битрейтом 192 kbps и перекачаем их в плеер. Заявленные SONY скорости перекачки по USB 1,6× для SP, 16× для LP2 и 32× для LP4. Для начала, попробуем переписать файлы в SP-режиме.
Сначала файл подвергается конвертации. При последующем переписывании того же трека конвертация происходить не будет, так как преобразованные файлы хранятся в специальном формате в папке OpenMG. Начало записи: плеер мигает лампочкой «RECORD», на экране плеера высвечивается записанное время. Бежит оно довольно медленно: файл 03:01 записывался ровно две минуты, что соответствует скорости 1,5×. Что ж, негусто, но и не слишком отличается от заявленной SONY цифры.
Ну и, наконец, LP4. Файл был переписан ровно за 6 секунд, что соответствует 30×.
Тест номер два: попробуем с помощью OpenMG переписать Audio-CD. Austin Powers 2: The Spy Who Shagged Me OST, 42:28. Переписывать будем все в том же пролетарском режиме LP2.
OpenMG повел себя очень мудро: в то время, пока на MD переписывался первый сграбленный трек, с диска оцифровывался второй. Очень экономит время. И как результат весь процесс переписывания AudioCD на MD занял 3,5 минуты. Кстати, перед процессом граббинга OpenMG слазил в Интернет и скачал имена треков CD, которые были полностью скопированы на минидиск.
Ну и под конец традиционная ложка неаппетитной субстанции. В целях защиты от пиратства в OpenMG встроены «продвинутые» технологии защиты. Итак, процесс переписывания на MD называется check-out. Этих чек-аутов для одного файла можно сделать не более трех; то есть одну песню вы можете держать одновременно только на трех различных MD. Вы также вольны произвести процесс check-in, который удалит трек с MD и даст возможность переписать его на другой диск.
В принципе, само по себе это не так страшно. Мало кому придет в голову держать одну запись более чем на трех дисках. Тем более что, на крайний случай, можно один файл скопировать под другим именем… Но тут возникает и множество препятствий. Во-первых, треки, записанные через OpenMG, нельзя самостоятельно с плеера удалять. Чтобы удалить дорожку, придется подключать его к крэдлу и производить операции в программе. Могут возникнуть также нестандартные ситуации: например, слетит система или что-нибудь неприятное произойдет с файлами на жестком диске. В этом случае с вашими MD до переустановки программы ничего сделать будет нельзя. А если вы потеряете минидиски? Вы не сможете произвести чек-ин, и файлы будут недоступны для записи.
Заключение
Надо сказать, что технология NetMD оправдала себя на все сто. Все работает именно так, как и было обещано. Впрочем, призрачные борцы за права рекорд-компаний не могли не испортить дело: мы получили непродуманную защиту, которая в российских традициях переустановки системы каждый вторник и четверг может испортить все удовольствие от работы с минидисками. Еще один серьезный недостаток, который также подарен нам все теми же борцами невозможность записи аудио в цифровом виде с минидиска в компьютер. По этому параметру MP3-плееры все так же непобедимы.
Сегодня в Москве плеер с технологией NetMD можно приобрести чуть больше, чем за $200, что по сравнению с MP3-плеерами на флэш-памяти не слишком дорого даже не учитывая стоимости самой флэш-памяти. Очевидно, что соотношение цена/качество у более дешевых NetMD-плееров SONY выше, чем у конкретной модели MZ-N1. В остальном же это очень удачное устройство.
Плюсы:
- повышенная скорость переписывания музыки за счёт применения шины USB;
- качественное звучание, высокий уровень громкости;
- возможность записи с микрофонного, линейного и оптического входов;
- миниатюрные размеры (77,7 × 71,4 × 16,4 мм);
- небольшой вес (87 г без батарей);
- длительное время работы от батарей.
Минусы:
- высокая цена ($330);
- неудобное управление;
- непродуманная защита от копирования;
- потеря качества при при переписывании MP3/WMA из-за двойной компрессии;
- отсутствие поддержки кириллицы;
- невозможность использования для переноса файлов
(свойство всех MD-плееров).