Спрайт (компьютерная графика). CSS-спрайты

Существует множество методов по оптимизации веб-страниц. Какие-то из них работают, какие-то уже нет. Тем не менее есть некоторые методы, обязательные для исполнения на любом сайте и блоге. Об одном из них я и хотел с вами поговорить.

Один из основных методов оптимизации страниц сайта. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как объединить в CSS спрайты изображения на сайте, увеличив тем самым скорость их загрузки.

Немного истории

В далеком-далеком прошлом, когда в квартирах пиликали модемы, а скорость соединения не превышала 5 Кбит/сек., люди корпели над нелегкой задачей, как заставить сайты загружаться быстрее и при этом не платить баснословные суммы за входящий трафик. Думали они, значит, думали, и придумали компоновать изображения, используемые на странице в спрайты.

И понеслось…

Объединяем изображения в спрайт

И так, как мы ранее выяснили, спрайт – это несколько изображений, скомпонованных в одно целое на прозрачном фоне, доступ к которым осуществляется при помощи CSS свойства background-position . Но пожалуйста, не перепутайте его с коллажем. Спрайт ≠ коллаж.

Для того чтобы получить спрайт, нужно все кнопки, иконки, буллиты и прочую хрень , максимально компактно уместить в одном PNG файле. Не забудьте, фон должен быть прозрачным. А теперь давайте разберем на примере.

Допустим, мы располагаем PSD файлом вот с такой распрекрасной кнопкой в 3х состояниях.

Что делает среднестатистический блоггер-верстальщик-самоучка? Он вырезает кнопку в каждом состоянии и сохраняет ее в отдельных файлах. То есть, одна кнопка занимает у этого славного человека 3 картинки. А если вы напряжетесь, то вспомните, что каждая картинка на сайте, это дополнительный HTTP запрос, который нагружает сервер и ваш блог работает все медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее…

Чтобы этого не происходило, гораздо логичнее сохранить кнопку в одном файле . Для этого мы, открываем все тот же PSD файл, удаляем из него бесполезные стрелки, надписи, фон и компонуем все состояния кнопки как можно ближе друг к другу без нахлеста.

Вот что у нас в итоге получилось. Ни в коем случае кнопки не должны между собой пересекаться.

Отлично, графический файл мы с вами подготовили, теперь давайте я покажу вам как его сверстать.

Верстка спрайтов

Верстка CSS спрайтов ничем не отличается от верстки обычных картинок, за исключением одного НО. Вам нужно знать не только точный размер того изображения, которое вы хотите отобразить, но и его координаты. К примеру, весь спрайт у нас занимает 330 px в ширину и 150 px в высоту.

Но нам нужно отобразить только кнопку, которая занимает 227 px в ширину и 41 px в высоту, точно указав ее координаты. Если вы не располагаете хорошим html редактором - могу .

Создаем файл index.html и прописываем в него необходимые строки кода, доктайп и все такое.

После того, как все стандартные действия проделаны, давайте попробуем отобразить нашу кнопку.

После тега body создаем контейнер div с классом button – это и будет наша кнопка.

1

На этом наш html заканчивается и теперь необходимо прописать для кнопки CSS стили.

Код ниже показывает, что сначала мы объявляем класс button . Затем при помощи свойств height и width задаем размеры нашей кнопки. Свойство background позволяет выбрать файл, который мы будем использовать в качестве спрайта, а background-position задать координаты, требующейся нам картинки в этом спрайте. Все просто.

1 2 3 4 .button { height : 41px ; width : 227px ; background : url (img/sprite.png ) ; background-position : 0px -12px ; }

Давайте подробнее разберемся со свойством background-position .

Как можно заметить из кода выше, оно имеет два значения. Первое значение позволяет задать координаты изображения по оси X, а второе, следовательно, по оси Y.По оси X наша кнопка никуда не скачет, так-как все состояния находятся друг под другом. Следовательно, для того, чтобы при наведении появилась второе состояние кнопки, нам нужно изменить значение, отвечающее за ось Y.

1 2 .button :hover { background-position : 0px -56px ; } .button :active { background-position : 0px -98px ; }

Как известно, а если нет то уже да, каждая кнопка имеет несколько состояний.

  1. Normal – нормальное или обычное состояние
  2. Hover – состояние кнопки при наведении курсора
  3. Active – состояние кнопки во врем нажатия

Этими свойствами мы и воспользовались.

Если лень вручную делать спрайты и вообще заморачиваться с фотошопом, вам поможет замечательный бесплатный сервис: spritepad.wearekiss.com . Просто закидываете в рабочую область необходимые картинки и он составит для вас спрайт.

В заключении

CSS спрайты - очень важный этап на пути ускорения работы сайта. Отнеситесь к нему с должным уважением и старайтесь использовать повсеместно.

Доброго времени суток, сегодня хочу рассказать вам о том, как сделать css спрайт иконок для своего сайта. Да в прочем не только иконок, но и любых других элементов, например, кнопок, меню и т.д. Хоть графику всего лендинга.

Статья должна идти в рубрику , так как использование спрайтов ускоряет загрузку страницы, за счет того, что одна картинка, даже большего размера, грузиться быстрее, чем несколько — меньшего. Это происходит потому, что создается меньше обращений к серверу.

Для тех, кто не в теме, то спрайт выглядит так:


То есть, применительно к вебу – это одна картинка с множеством элементов, каждый из которых показывается в нужном месте сайта за счет позиционирования.

Но вопрос того, на сколько быстрее или медленнее грузится страничка с использованием спрайтов, я затрону в следующей статье, и она уже точно попадет в нужную рубрику. Так что подписывайтесь в Twitter , чтобы не пропустить анонс статьи.

А в этом посте я постараюсь показать вам внутреннюю кухню того, как используются спрайты в вебе, на примере иконок своего блога.

Итак, я создал простенький спрайт иконок в фотошопе. Особо не заморачивался, но сделал по паре каждой из видов, для того, чтобы показать не только, как пользоваться спрайтом, а и то, как можно использовать спрайты для создания псевдоанимации.

Создание css спрайта – html разметка

Теперь нужно набросать html – разметку. Ничего необычного. Ненумерованный список:


Подписывайтесь на обновления






Вместо «#» — вписывайте адреса своих аккаунтов. Дописывайте title ссылкам. И переходим к добавлению стилей!

Создание css спрайта – css разметка

Задаем стили контейнера:

Socseti {
width: 270px;
height: 150px;
margin:200px auto;
background: url(../images/bg-soc.png) no-repeat;
padding: 15px;
}

Описываем стили для текста и ненумерованного списка, который флоатим по левому краю (стандартная процедура для менюшек и подобных элементов)

Socseti ul {
overflow: hidden;
width: 246px;
margin:20px auto;
}

Socseti ul li {
float: left;
margin-left:2px;
}

Socseti ul li: last-child{
margin-right: 2px
}

Теперь начинается самое интересное. Зададим общие стили для ссылок:

Socseti ul li a {
display: block;
width: 59px;
height: 59px;
}

Как вы могли заметить, я немного ошибся при создании спрайта и поэтому получился идиотский размер 59×59 px — но это не повлияло на визуальное восприятие. Продолжим…
Зададим фоновое изображение первой ссылке.

a. tvitter {

transition: .3s;
}
a. tvitter: hover{

transition: .3s;
}

Для того, чтобы отображался необходимый элемент спрайта, следует его спозиционировать. Для этого, после того, как фон ссылке задан, необходимо задать координаты.

Например, вы могли заметить, что на спрайте первым элементом идет иконка социальной сети «Вконтакте», а первой иконкой в меню соц. иконок — «Твиттер». То есть, если мои иконки имеют ширину 59px, то мне необходимо подвинуть фон на -59px. А также, я хочу чтобы цвет менялся с серого на цветной. Для этого мне нужно опустить фон на 59px. Что и показано здесь:

a. tvitter {
background: url(../images/css-sprite-iconok2.png) -59px -59px no-repeat;
transition: .3s;
}

Для того, чтобы при наведении изменялись стили класса, необходимо задать псевдокласс hover. Что я и делаю тут:

a. tvitter: hover{
background: url(../images/css-sprite-iconok2.png) -59px 0 no-repeat;
transition: .3s;
}

А для того, чтобы картинка меняла положение — изменил координаты отображения.

Свойство transition — используется для задания скорости изменения положения. Я поставил 0,3 секунды.

Аналогичным способом необходимо задать положение для остальных элементов спрайта, двигая его на 118 рх для отображения RSS — иконки, и вернуть в 0 px для отображения иконки «ВК».

Надеюсь статья была вам полезна, и теперь вы будете использовать css спрайты для своих сайтов. Завтра я постараюсь проанализировать на сколько быстрее грузится сайт при использовании этой технологии.

В чем преимущество использования CSS-спрайтов ? Представьте, что у вас есть шесть изображений, используемых в макете веб-страницы, и браузер должен загружать их все по отдельности. Если бы они были объединены в одно изображение, вы смогли бы существенно увеличить скорость загрузки. Это уменьшит количество обращений к серверу, необходимых для отображения страницы, что сделает ваш сайт быстрее.

Вместо загрузки шести изображений теперь загружалось бы одно. В этом преимущество CSS спрайтов .

В большинстве веб-страниц используется несколько маленьких изображений. Фоновые изображения, стрелочки, иконки, пункты меню и т.д. Эти крошечные изображения действительно имеют значение, если рассматривать их влияние на скорость загрузки страницы.

Каждое изображение должно быть загружено. Браузер должен запросить на сервере изображение, сервер отправить его, а затем браузер должен его отобразить. Если бы дело касалось одного-двух изображений, особых проблем бы не возникло. Но так как рисунков загружается намного больше — это негативно сказывается на скорости загрузки страницы.

Решение – использование спрайтов, которые в одном изображении сочетают несколько маленьких, поэтому веб-страницы можно загружать значительно быстрее.

Как объединить изображения в спрайт

Существует два основных этапа создания CSS спрайтов . Сначала вы должны создать изображение и затем поместить его.

Объединение изображений

Предположим, у нас есть два изображения, которые мы хотим объединить в одно целое. Чтобы создать спрайт, мы должны знать размер изображений. Мы будем рассматривать пример, в котором оба изображения имеют одинаковый размер (50 на 50 пикселей ):

Чтобы объединить их, нам нужно создать изображение размером 100 на 50 пикселей. Давайте назовем его «sprite.png «. Теперь, когда у нас есть объединенное изображение, мы можем использовать информацию о нем для правильного отображения на веб-странице.

Объединенное изображение имеет ширину 50 пикселей и высоту 100 пикселей. Таким образом, мы можем сказать, что первый рисунок (мегафон ) расположен в верхних 50 пикселях нового изображения, а второй (смайлик ) — в нижних 50 пикселях изображения. Мы будем показывать верхнюю половину изображения, когда нужно вывести мегафон, и нижнюю половину, когда нужно вывести смайлик. Реализация создания спрайтов CSS :

Позиционирование изображения на странице

В этом примере мы будем использовать рисунки в качестве фоновых изображений, размещенных в элементах div . Мы создадим пустые теги div для отображения изображений. Если на нашей странице нам нужно вывести изображение мегафона, мы используем CSS-класс «megaphone «:

Megaphone {width:50px; height:50px; background:url(images/sprite.png) 0 0px;}

Приведенный выше код CSS указывает ширину и высоту изображения мегафона (50 на 50 пикселей ), он также вызывает изображение «sprite.png «, которое является объединенным. Часть кода «0 0px » отвечает за отображение спрайта. Указание начинать вывод изображения с «0 0px » означает, что оно должно отображаться с 0 пикселей по оси X и с 0 пикселей по оси Y . Это значит «начинать вывод изображения сверху » и «начинать вывод изображения слева «.

Так как в CSS мы определили ширину и высоту изображения, то будут отображаться только 50 его верхних пикселей (где расположен мегафон ). Таким образом, смайлик не будет виден вовсе. Теперь давайте выведем смайлик и посмотрим, как изменится код CSS спрайта . Мы создадим класс CSS под названием «smile «:

Smile {width:50px; height:50px; background:url(images/sprite.png) 0 -50px;}

Обратите внимание, что мы по-прежнему указываем те же ширину и высоту, вызываем то же изображение, но мы изменили эту часть: «0 -50px «. Так мы указываем, что изображение должно начинаться на 50 пикселей ниже начальной точки координат (-50px ). Потому что рисунок смайлика начинается не в начале, а на 50 пикселей вниз от верхней части объединенного изображения.

Теперь, когда CSS-код указан, мы можем вызвать div везде, где нам нужно вывести изображение. Там, где нужно вывести мегафон, мы размещаем пустой блок div с классом «megaphone «:

Когда нужно вывести смайлик, мы размещаем div с классом «smile «:

Таков основной принцип, как сделать спрайт CSS . Существует много способов реализовать это, и лучше выбрать тот, который больше подходит вам. В этой статье мы показали, как работают спрайты, но не рассмотрели их углубленно.

Перевод статьи «How to use CSS sprites » был подготовлен дружной командой проекта .

Вы слышали об этом, но...

Вы действительно понимаете что это такое? Название слегка вводит в заблуждение, потому что спрайты, в данном случае, это не маленькие картинки, а одно большое изображение. Вы, конечно же, встречались с CSS-трюком, в котором для переключения состояния кнопки использовалось одно изображение, которое просто сдвигалось.

Думаю CSS-спрайты - это расширение этой техники. Разница в том, что вместо двух или трёх изображений, скомбинированных в одно, вы можете использовать сколько угодно картинок в одной. Термин "спрайт" пришёл из компьютерной графики и индустрии видеоигр. Идея была в том, что компьютер может создать изображение в памяти, а затем отображать только его часть, что гораздо быстрее чем создавать каждый раз новое изображение. CSS-спрайты имеют ту же идею: получить картинку один раз, отображать для каждого случая свою часть.

Зачем комбинировать эти изображения? Разве не быстрее загружать маленькие?

Нет, это не так. Совсем недавно все разрезали картинки, делали так называемые слайсы, чтобы страница загружалась быстрее. Эта техника создавала видимость того, что страница грузится быстрее, за счёт того, что с сервера подгружалось сразу много кусочков одного изображения, и отображались они почти одновременно. На каждый слайс создавался отдельный http-запрос, и чем больше таких запросов, тем менее эффективна ваша страница.

Ниже представлена цитата из статьи "Performance Research, Part 1 ":

В таблице 1 для популярных сайтов показано, что время на загрузку html-разметки варьируется между 5% и 38%. Остальное время (от 62% до 95%) уходит на создание http-запросов для того чтобы подгрузить остальные части документа (например изображения, скрипты и стилевые файлы). Проблема в том, что браузеры могут одновременно качать только в два или четыре потока, в зависимости от версии http и самого браузера. Наш опыт показывает, что сокращение числа http-запросов имеет наибольшее влияние на сокращение времени отклика и зачастую является самым простым способом увеличить производительность.

Каждое изображение на странице, будь оно в теге img или background-image в вашем CSS-файле - это отдельный http-запрос на сервер.

Отлично! Итак, как же это сделать?

Давайте начнём с примера. В представленном CSS для каждого элемента используется своё изображение:

#nav li a {background:none no-repeat left center} #nav li a.item1 {background-image:url("image1.gif")} #nav li a:hover.item1 {background-image:url("image1_over.gif")} #nav li a.item2 {background-image:url("image2.gif")} #nav li a:hover.item2 {background-image:url("image2_over.gif")} ...

Используя технику CSS-спрайтов мы реально можем облегчить наш пример. Вместо 10-ти различных картинок, мы можем сделать одну большую, в которой есть все необходимые нам изображения. Теперь наш CSS будет выглядеть так:

#nav li a {background-image:url("image_nav.gif")} #nav li a.item1 {background-position:0px 0px} #nav li a:hover.item1 {background-position:0px -72px} #nav li a.item2 {background-position:0px -143px;} #nav li a:hover.item2 {background-position:0px -215px;} ...

Таким образом мы уменьшили количество запросов на сервер на 9, и объём загружаемой информации почти на 8 Кбайт. Но это маленький пример, представьте что будет на реальном сайте.

Звучит так, что у меня появилось много дополнительной работы.

Как однажды сказал Чак Норрис: "Все великие вещи требуют большой самоотверженности". Я конечно не уверен ему ли принадлежат эти слова, но это в любом случае хороший совет:) Но к счастью для вас, существует множество веб-сервисов, которые помогают реализовать спрайты без особых усилий. Я остановлюсь на одном - это SpriteMe .

SpriteMe

SpriteMe - это закладка. После того как вы разместите её на панели закладок, отправляйтесь на свой сайт, а затем нажимайте на неё. Откроется окошко в правой части вашего сайта.


Сверху вы увидите список всех фоновых изображений текущей страницы сайта. Ниже список изображений, которые, вероятно, невозможно использовать как спрайты, а также причины. Если вы думаете иначе, вы можете перетащить ссылки из одного списка в другой. После того, как вы собрали необходимые изображения в верхнем списке, вам остаётся нажать на кнопку "Make Sprite" . Всё! Ваши картинки собраны в одну и вы можете её сразу посмотреть


Для текущей версии сайта это изображение может выглядеть так:

И наконец, SpriteMe также позволяет экспортировать CSS. Нажмите на соответствующую кнопку (export CSS) и вы увидите необходимый код. Например:

Link2article { background-image: url(/Content/images/Theme/more.png); background-image: url(http://www.jaredhirsch.com/coolrunnings/public_images/6a02f43daf/spriteme1.png); background-position: -10px -156px; } .articlefooter { background-image: url(/Content/images/Theme/comments_bg.png); background-image: url(http://www.jaredhirsch.com/coolrunnings/public_images/6a02f43daf/spriteme1.png); background-position: 490px -265px; }

Перечёркнутые строки - это строки из вашего CSS, а ниже предложенные.

Что не может быть спрайтом?

В качестве спрайта не может быть повторяющийся фон. Спрайты используются для простых блочных элементов. Например иконки - главные кандидаты на использование их в спрайтах.

Спрайты - это довольно интересная и простая технология. Сейчас я расскажу о ней немного подробнее.

Что такое CSS спрайты?

Если кратко, то CSS спрайты это несколько картинок в одном файле. Файл один, а изображений внутри него несколько. При этом для посетителя это полностью незаметно. Тому кто просматривает сайт кажется, что он видит несколько отдельных картинок.

Зачем это нужно? Спрайты снижают количество запросов к странице от пользователя и уменьшают общий размер изображений. В итоге посетитель быстрее увидит сайт.

Как это делается? Обычная картинка увеличивается в ширину и высоту, то есть просто на обычной картинке размещаются рядом несколько изображений. Потом каждое отдельное изображение из этого набора подставляется в нужный блок с заданной шириной или высотой таким образом, чтобы все остальные изображения не было видно. Весь набор обрезается и остается только одна картинка. Один спрайт. Все остальные картинки остаются за пределами конкретного блока.

Чтобы было понятнее приведу аналогию. Представьте что вы смотрите в замочную скважину. Вы видите только какой то отдельный кусок помещеняи по ту сторону двери. Если вы чуть сдвинетесь в сторону и будете смотреть в скажину под другим углом, то увидите какой то другой кусок того же самого помещения.

Терминология

Чтобы не путаться давайте сразу обозначим термины:
Спрайт - это одна картинка из файла с несколькими изображениями.
Набор спрайтов - это сам файл с несколькими изображениями.

Особенности использования спрайтов

Когда стоит использовать спрайты? Ответ в общем то один - спрайты нужно использовать если у вас на странице много мелких изображений. Неважно какие это изображения. Если у вас много градиентов с одинаковым расположением, много кнопок, много иконок и.д. Если на какой то отдельной странице много мелких изображений, то можно подумать над использованием спрайтов.

На странице как правило бывают три вида картинок - jpg, png и gif. У всех этих форматов есть два режима загрузки - это обычный режим и режим постепенной загрузки.

Формат jpg может быть обычным (базовым) и прогрессивным (progressive). В обычном режиме картинка начинает отображаться по строкам по мере загрузки и сразу в хорошем качестве. В прогрессивном режиме картинка jpg загружается сразу целиком, но в плохом качестве и по мере загрузки качество увеличивается.

Такое же поведение есть у gif и png. GIF может быть обычным и черезстрочным (interlaced). PNG может быть обычным и черезстрочным (interlaced). Поведение черезстрочных gif и png аналогично поведению прогрессивного jpg. Такое поведение немного увеличивает размер файла.

Итого. Изображение может появиться на странице сразу, а может появиться с задержкой. Применительно к спрайтам это важно знать. Спрайты желательно делать черезстрочными или прогрессивными. Пользователь должен как можно быстрее увидеть картинки пусть и в плохом качестве.

Но! Если финальный файл со всеми спрайтами будет слишком большой, то несмотря на всю прогрессивность и черезстрочность посетителю придется ждать даже частичную загрузку файла. Поэтому я не рекомендую использовать большие наборы спрайтов. Если файл большой то полностью теряется весь смысл спрайтов - ускорять работу сайта. С большими наборами спрайтов пользователю придется ждать столько же, если не больше, как и при использовании обычных раздельных изображений.

Большими мне кажутся файлы свыше 30 килобайт. Это субъективно. У вас могут быть какие то свои представления о величине файла. Файл размером 30 килобайт будет загружаться около 7 секунд при скорости интернета 56,6 кбит/с.

Примеры использования спрайтов

Спрайты с иконками

В одном спрайте у меня будут иконки для:

  1. Списка - одна иконка
  2. Ссылок - три иконки
  3. Формы поиска - одна иконка

То есть первый набор спрайтов у меня будет содержать пять картинок. Все картинки у меня будут одинакового размера - 16 на 16 пикселей. Спрайтами можно делать изображения с разными разрешениями, не обязательно чтобы разрешение всех картинок совпдало. При разном разрешении картинок чуть усложняется объединени этих картинок в один файл.

В итоге первый пример будет выглядеть так:

Я нашел пять иконок. После чего просто объединил их все в одном файле. Вот такой вот файл у меня получился в итоге:

Обращаю ваше внимание. В данном случае иконки расположены не вплотную, между ними есть небольшие отступы. Как подобрать эти отступы? Можно конечно рассчитать все по пикселям, но наш случай довольно простой, поэтому здесь лучше всего подобрать эти отступы на картинке экспериментальным путем. Сначала объединяем изображения просто на глаз, потом берем самую верхнюю картинку, ставим ее на нужное место. Если картинка находится на своем месте, но при этом откуда то торчит кусок другого изображения, то значит отступ нужно увеличить.

Еще один момент. Последней в списке идет иконка для списка - зеленая стрелка. Почему она именно последняя? Расположение остальных иконок на картинке нам безразлично, но в списке любой пункт может занимать несколько строк и если зеленая стрелка будет где-то посередине, то на следующих строках будут торчать другие картинки. Посмотрите на картинку списка выше, чтобы понять о чем я говорю.

И так. Я нашел пять иконок, объединил их в один файл. Что делаем дальше? Разумеется пишем код:

  • Пункт списка
  • Еще один пункт списка
  • Пункт списка
  • Еще один пункт списка,
    но в две строки
  • Пункт списка
  • Еще один пункт списка

Это html код списка. Теперь применим к нему наш спрайт:

Ul li{ padding:0 0 0 21px; background:url("sprites.png") 0 -94px no-repeat; }

Что мы тут сделали? Сделали отступ в каждом

  • от левого края в 21 пиксель, чтобы текст не заслонял картинку. Потом в качестве фоновой картинки ставим sprites.png. Высота всей картинки со спрайтами в данном случае 110 пикселей и зеленая стрелка находится в самом конце. Высота зеленой стрелки 16 пикселей, то есть стрелка начинается после 94-го пикселя от верха картинки. Это означает что фон мы должны сдвинуть на 94 пикселя вверх. В css коде это написано так «0 -94px», то есть сдвинули на 0 пикселей вправо и 94px пикселя вверх.

    Закончим со списком. Теперь сделаем примерно так же ссылки:

    A{ padding:0 0 0 20px; background:url("sprites.png") 0 -42px no-repeat; } a{ padding:0 0 0 20px; background:url("sprites..png") 0 -21px no-repeat; }

    Что означают селекторы a? Очевидно данный селектор заставляет браузер применить данный стиль ко всем ссылкам, у которых есть атрибут href, значение которого начинается со строки http://сайт/. Сам спрайт применяется примерно так же, как и в случае со списком. Я рассмотрю только одну ссылку - ссылку на мой блог.

    1. Определяем нужную ссылку по href.. Можно просто присвоить класс нужной ссылке или прописать стили в аттрибут style прямо в html коде. Или идентифицировать нужную ссылку любым другим методом.
    2. Делаем отсуп от левого края у конкретной ссылки в 20 пикселей
    3. Указываем в качестве фонового изображения картинку sprites.png
    4. Картинка которую я подобрал для своего блога находится на расстоянии 21 пиксель от верхнего края, это означает, что фон мы должны сдвинуть на 21 пиксель вниз. В css я это прописал так «0 -21px»

    Домашнее задание

    Спрайты с градиентами

    Теперь посмотрим второй пример.


    На этой картинке изображено окошко. У окна есть заголовок, тело и подвал. У каждого из этих элементов на фоне установлен градиент. Присмотритесь если этого сразу не видно, там есть переход цвета от бледного к насыщенному.

    Я покажу как граденты в этом окошке можно сделать спрайтами. Заголовок и подвал окна будут фиксированной высоты - 30 пикселей. Тело окна будет тянуться в зависимости от длины текста.

    Теперь напишем html код окошка:

    Начинаем применять спрайты. Начнем с заголовка окна:

    #window-header{ height:30px; background:#C0C0FF url("gradients.png") 0 0 repeat-x; }

    В файле gradients.png сначала идет градент для заголовка, потом для тела и потом для нижней строки. То есть градент для заголовка начинается от самого верха. Поэтому мы просто ставим в качестве фона сам файл и позицию указываем как «0 0», то есть никуда не отступать. Чтобы градиент растянулся по горизонтали прописываем «repeat-x».

    Чтобы градент целиком влез в зголовок, указываем высоту в 30 пикселей.

    Точно так же как и заголовок поставим градиент для подвала:

    #window-footer{ height:30px; background: #C0FFC0 url("gradients.png") 0 -60px repeat-x; }

    Только на этот раз мы сдвинем картинку вниз на 60 пикселей.

    С телом окошка ситуация сложнее. Тело у нас будет растягиваться, в отличии от заголовка и подвала. То есть если мы просто сделаем один div для тела окна и поставим туда градент, то в этом диве появятся сразу все градиенты. Как вариант можно поставить градиент для тела последним по вертикали, но что если у нас несколько градиентов для блоков, которые тянутся? Все сразу не сделаешь последними. Мы сделаем чуть хитрее.

    CSS код будет следующий:

    #window-body{ position:relative; } #window-body-gradient{ position:absolute; left:0; top:0; width:100%; height:30px; background:url("gradients.png") 0 -30px repeat-x; } #window-body-text{ position:relative; }

    Теперь расскажу подробнее что мы тут сделали. Вот html код тела окна отдельно:

    Как видите в тело у нас вложено еще два дива. Первый «window-body-gradient» будет отвечать за градиент. Второй «window-body-text» нужен для текста. Кроме того, как это понятно из CSS кода мы применили position:relative; для всего тела окна целиком.

    Для градиентного дива мы указываем position:absolute. Таким образом мы выбили градиентный див из общего потока. Теперь этот див ни на что не влияет. Так как для всего тела целиком у нас указано position:relative, то градиентный див никуда дальше родителя не уплывает. Прикрепляем его к левому и верхнему краю тела окна с помощью «left:0; top:0;». Указываем высоту градиентного дива - 30 пикселей. То есть тут указываем высоту градиента который мы будем прикреплять, если высота дива будет больше высоты градиента, то в диве будут торчать другие спрайты. И наконец прикрепляем к градиентному диву наш файл gradients.png. Как обычно сдвигаем фон вверх на нужное расстояние, в данном случае сдвигаем фон на 30 пикселей вверх.

    Теперь в теле окна у нас есть градиент. Но он заслоняет текст. Чтобы текст не заcлонялся обернем весь текст в див и присвоим ему position:relative. После присвоения текст будет поверх градиента.

    Вот в общем то и все. Теперь мы расставили все градиенты в наше окошко. И в заголовок, и в тело, и в подвал.

    Такие длинные пояснения я делаю, чтобы совсем все было понятно. Но на самом деле если вы немного разбираетесь в верстке, то вам наверное будет достаточно посмотреть сами примеры:

    В очередной раз продублировал ссылку.

    На самом деле можно придумать много примеров по использованию спрайтов. Я показал только два примера, но этих примеров должно хватить для понимания принципов работы спрайтов. Если остались какие то вопросы, то задавайте в комментариях.