Принципы общения в социальных сетях. Как правильно общаться в социальных сетях

1. Ожидание

На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие.

2.Время ожидания

Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?

3.Большая комната

Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.

Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций. А завершить их можно, только если вернуться в социальную сеть.

4. Незнание

Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров.

После общения в социальной сети часто остается чувство недосказанности. Этакие незавершенные мини-гештальты. Невыраженность всех мыслей и чувств. Ощущение, что внимание собеседника кто-то ворует. От всего этого теряется полный смысл передаваемого сообщения.

И вроде бы сказано все, и понято, а ощущение недосказанности остается. И остается оно не из-за того, что остались не проговоренные слова. Это ощущение возникает из-за желания и невозможности вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.

5. Неопределенность

При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или (о, ужас!) она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.

Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.

6.Совпадения настроения. Готовность общаться

В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.

В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.

Осознав свои ошибки, приняв решение вечером, что он станет лучше, будет заниматься, Марсель с этими мыслями, проснувшись утром, бросается в объятия матери. Она же в это время, находясь в другой душевной точке, его вдруг отталкивает. И Пруст замечает: как часто мы не синхронизированы, не совпадаем в точках, мы любим тогда, когда нас не любят.

-Мераб Мамардашвили «Лекции о Прусте».

Отправил бы Марсель письмо, вместо того, чтобы кидаться в объятия - видать, его мать и нашла бы время и настрой, чтобы ответить на сообщение как надо.

Правда, сообщение не передало бы всех чувств маленького Марселя.

7.Состояние офлайн и онлайн

Одна моя знакомая познакомилась с молодым человеком. У них два дня шла активная переписка. На третий день я получаю днем от нее сообщение: «Он сидит в онлайне и не пишет». И девочка начинает напрасно волноваться: «Он обо мне не думает, он мне не пишет, потому что я ему перестала быть интересной».

Это частый пример неправильного понимания состояния онлайн. В современном мире состояние онлайн означает только одно - у человека включен компьютер. Находится ли он за ним, чем занимается и готов ли общаться - все это состояние онлайн не показывает.

Круги общения

Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:

  • я и другой
  • я и друзья
  • я и все остальные

Социальная сеть для двоих

Для первых двух групп разработан функционал общения в сети, а для третьей группы мы имеем только личные сообщения.

Можно было бы предположить, что в будущем будут возможности соединить две личности в локальную сеть с ограниченным доступом. Это предположение основано на аналогии в жизни - связи между двумя людьми не ограничиваются сообщениями, есть еще какие-то общие аспекты, которые живут в человеческом сознании и материальном мире.

Наверное, подобный сервис мог бы быть чем-то похожим на общую стену, доступ к которой имели бы только два участника.

Можно предположить, что социальное уединение активно использовали бы влюбленные парочки - это как раз то пространство, когда третий лишний.

Сейчас в ВКонтакте, например, сообщения влюбленных на общей стене выглядят, по крайней мере, странно - это как двое целующихся за столом на деловой конференции.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. Так, с одной стороны, они оказываются бесценным помощником в поиске своих старых знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, не смотря на расстояние и занятость. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей.

С другой стороны, в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях, ставя вопрос о возможном психическом расстройстве – психологической зависимости от социальных сетей.

Социальные сети - основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Известный психолог Евгений Анатольевич Поляков с уверенностью заявляет, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. "Вместо служебных обязанностей, сотрудники тратят свое время на "поиски друзей" и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на производительность работника, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между работой и виртуальным общением, у людей возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное выступление на районном этапе конкурса «Учитель года – 2015» «Проблемы общения в социальных сетях»

Двадцать первый век считается веком высоких технологий. Этот век выводит на абсолютно другой уровень развития современное общество. Общение между людьми, обмен различной информацией, поиск работы, методы построения отношения и отдых уже перешли из реального мира в виртуальный мир.

Социальные сети – это важный и актуальный на сегодняшний день вопрос. В последнее время именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас – в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. Так, с одной стороны, они оказываются бесценным помощником в поиске своих старых знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, не смотря на расстояние и занятость. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей.

С другой стороны, в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях, ставя вопрос о возможном психическом расстройстве – психологической зависимости от социальных сетей.

Социальные сети - основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. Известный психолог Евгений Анатольевич Поляков с уверенностью заявляет, что из разряда развлечений социальные сети переросли в настоящую психологическую зависимость. "Вместо служебных обязанностей, сотрудники тратят свое время на "поиски друзей" и просмотр новых сообщений, что в свою очередь негативно влияет не только на производительность работника, но и на психологическое состояние человека. Разрываясь между работой и виртуальным общением, у людей возникает стрессовое состояние, которое в свою очередь сказывается и на физическом здоровье".

Выявляется зависимость от социальных сетей довольно просто: нужно на некоторое время, например на месяц, запретить себе социальные сети и, если с этим проблем не возникнет, зависимости нет, если начнёт появляться непреодолимое желание – зависимость однозначно есть.

В настоящее время Интернет как всемирная информационная система прочно вошел в нашу жизнь. Присутствуя практически в каждом доме, Интернет значительно расширил возможности в процессе поиска и обмена информацией, общения между людьми, особенно это касается так называемых социальных сетей, которые имеют большую популярность среди людей разного возраста, особенно среди молодежи.

Общение играет важную роль для развития личности на каждом возрастном этапе, но для молодых людей общение и межличностные отношения являются важнейшим фактором становления личности.

Сегодня появление новой сферы общения – виртуальной привело к тому, что все большее количество молодых людей заменяет общение с реальными людьми общением с виртуальным собеседником.

Сайты социальных сетей помогают молодым людям в «самопрезентации», ведь представляя себя виртуальному собеседнику, молодой человек может, к примеру, создать идеальный образ. Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.

Я очень часто наблюдаю, что современное молодое поколение даже выходя на улицу не расстаются с телефонами, а значит, с Интернетом, т.е. играют в сетевые игры, находятся в социальных сетях.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я провела небольшое исследование среди своих учеников.

Цель моего исследования: определение роли Интернета и социальных сетей в жизни молодых людей и существующих в связи с использованием социальных сетей проблем.

Задачи:

  1. Проанализировать, как часто и с какой целью молодые люди посещают Интернет и социальные сети.
  2. Определить, считают ли молодые люди общение в сети заменой реальному общению.

В исследовании приняли участие обучающиеся старших классов в возрасте от 15 до 18 лет, всего опрошено 37 человек (17 юношей и 20 девушек), метод исследования: анкетирование. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

Большинство молодых людей проводят достаточно большое количество времени в Интернете: 29,5% - до 5 часов в день, а у 40, 9% - Интернет работает круглосуточно, лишь 4,6% (2 человека) из всех опрошенных пользуются Интернетом очень редко, он не представляет для них особого интереса.

Наиболее предпочтительными сайтами, которые посещают юноши и девушки, являются сайты, содержащие музыку и фильмы, поисковые системы, игровые сайты. То есть следует отметить, что Интернет молодые люди используют больше как развлекательный ресурс, а не как информационный. Лишь небольшое количество опрошенных отметили, что часто посещают сайты, содержащие информацию по учебным дисциплинам, и читают виртуальные книги и энциклопедии 8 и 4 человека соответственно). 30 человек выбрали ответ «другое», и указали, что это «социальные сети».

Наиболее популярные социальные сети у опрошенных - «Вконтакте» (зарегистрированы все 32 человека) и «Одноклассники» (все учащиеся). 10 человек зарегистрированы в трех социальных сетях, 17 человек зарегистрированы в пяти различных социальных сетях.

Таким образом, мое исследование позволяет сделать следующие выводы:

Интернет и социальные сети занимают значительное место в жизни молодых людей, выступая в качестве средства общения и способа проведения досуга. Длительное пребывание в социальных сетях зачастую отрывает молодых людей от общения реального, так необходимого для полноценного развития личности. Хотя большинство молодых людей все-таки предпочитают реальное общение виртуальному.

Общение в социальных сетях имеет черты простой коммуникации, у активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи, что не может волновать меня как учителя – словесника.

Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Навыки «живого общения» люди могут отработать только в реальной жизни, а виртуальная жизнь социальных сетей ставит в ситуацию, когда эти навыки не используются, становится сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее становится выбрать правильную линию поведения. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения.

Все это может привести к нарушениям адаптации в обществе.

Поэтому необходимо решать данную проблему. Вот несколько путей решения: ограничение времени пребывания в сетях, поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, творчеством, социально-полезными видами деятельности), увеличение времени реального общения с друзьями.

В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей жизнедеятельности.

Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке. В дальнейшем это может отразиться на речевой культуре целого поколения.

Сетевой язык уже превратился в новый стиль онлайнового общения, и правописания на сайтах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;

Я задала вопрос своим воспитанникам: «Следите ли вы за грамотностью, когда пишете смс, сообщения в социальных сетях? Раздражает ли вас, когда вы находите ошибки в сообщениях своих друзей?» . На что получила следующие ответы:

  1. Конечно, писать правильно хочется, но когда пишешь быстро, как - то забываешь. Можешь и "конешно" написать, и "завтро" и "пошол". Но, в конце концов, интернет не требует пятёрки по русскому.
  2. Правила родного языка нужно элементарно ЗНАТЬ, чтобы "не напрягаться". В школе правила дают не для диктантов...хотя, видимо, кому как...
  3. Я слежу конечно за своей орфографией. но часто, в спешке допускаю ошибки, но не замарачиваюсь по запятым. чаще их расставляю как паузы. Так как тороплюсь. А когда другие пишут с ошибками, я готова просто убить. Ну как можно так писать:
    "Превет. А какое на завтро росписание? ато я зобыла пасмотреть изминения.;Кагда ты прасыпаешься, ато мне скушна ити адной в школу." Меня это так раздражает!!!

Конечно, меня как филолога порадовали такие ответы. Но были и такие ответы, в которых дети просто не обращают внимание на орфографию, пунктуацию, культуру речи, как говорят, «не замарачиваются». И это очень обидно.

Русский язык - один из труднейших предметов школьной программы. И на протяжении многих лет ни у кого не возникало сомнений в необходимости знаний норм и правил родного языка. К сожалению, сейчас для русского языка настали трудные времена. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что наш язык истощается, теряет свой блеск, глубину. В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет- сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывают к решительной борьбе с ним. Так ли это? Или, как считают другие исследователи, Интернет- сленг- это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно.

Но как бороться? Ведь многие ребята используют сленги, ненормативную лексику не только в личных сообщениях, но и в установленных статусах, выставляя отсутствие этики на всеобщее обозрение. И администраторы, модераторы сайтов даже не реагируют на это. Я считаю, что следует бороться за чистоту великого и могучего русского языка, чтобы общество в целом и молодое поколение в частности не шли по пути деградации. Я постоянно веду беседы с детьми о правилах общения в Интернете. И дети все-таки прислушиваются. Анализируя их страницы в Одноклассниках, я замечаю, что ненормативной лексики, фотографий, высказываний становится меньше.

Также проблемой общения в Интернете является то, что дети оставляют очень много личной информации. Они без колебаний сообщают информацию о себе, семье, адрес, наличие ценных вещей. Почти четверть периодически попадают на "сайты для взрослых". К сожалению, 95% родителей считают, что учить безопасности в Интернете детей должны школьные учителя.

Скорей всего, учиться культуре поведения и общения во всемирной сети дети должны не только в школе, но и у родителей. Поэтому не ленитесь проверить на какие сайты чаще всего "заходит" ваш ребенок и периодически напоминайте ему о конфиденциальности при общении в Интернете даже с теми, кого он, кажется, знает достаточно давно.

Говоря о достоинствах интернет - общения можно подчеркнуть, что общение в социальных сетях дает возможность общаться друг с другом в любое время суток. С помощью социальных сетей довольно часто организовывают реальные встречи одноклассников или однокурсников, что, безусловно, сближает людей. Есть вероятность знакомства с людьми, разделяющими ваши увлечения или занимающимися в той же профессиональной сфере, что означает обмен мнениями, информацией и знаниями. Это позволит научиться анализировать и наращивать свой опыт. Часто такого рода знакомства приводят к сотрудничеству. Нередко в социальных сетях можно встретить свою «вторую половинку». Но у медали есть и обратная сторона. Из-за частого времяпровождения в Интернете, у многих начинаются проблемы со здоровьем, некоторые приносят вред учебе, работе, разрушают семьи и попросту теряют свое время. Все это происходит в мировом масштабе. Поэтому задачей психологов является глубокое изучение поведения личности в виртуальной реальности. Актуальность приобретает особенное изучение влияния социальных сетей на личность в юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий.

Очевидно, что чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет и создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области. Мне думается, что язык чатов - это область лингвистических исследований в будущем. Хочется в этом смысле вспомнить слова С.А. Есенина: " Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии". Кто знает, а может, именно с чатов начнётся массовое увлечение грамотностью, стремление возродить "богатый и могучий" русский язык?

Спасибо за внимание!


Появление социальных сетей дало нам невиданные ранее возможности для общения. Мы смогли восстановить связи со старыми друзьями, одноклассниками и родственниками, уехавшими за границу. Мы стали быстрее узнавать новости, расширили свой кругозор. Мы можем обмениваться своими мыслями, идеями, творчеством с огромным количеством людей, получать их признание и поддержку. Тем более неожиданным оказалось открытие, что социальные сети могут приносить не только радость, но и разочарование, раздражение, подавленность, вызывать депрессию. Почему наши отношения с соцсетями стали настолько противоречивыми, что иногда нам порой хочется удалиться, нажать на кнопку «выйти» и никогда больше туда не заходить? Или просто какое-то время отдохнуть?

Мы слишком доверяемся чужому мнению

Увлечение социальными сетями ослабляет способность к критическому мышлению. Такой вывод содержится в совместном исследовании социальных психологов из Франции, Великобритании, США и Арабских Эмиратов. Авторы подчеркивают: чем больше мы полагаемся на мнение наших «френдов» и чем чаще мы просматриваем и распространяем их записи, тем меньше мы готовы ставить под сомнение то, что в них написано*. И тем меньше шансов, что в дальнейшем мы будем строить свою точку зрения на события без оглядки на окружение.

* Journal of the Royal Society Interface, 2013, vol. 11.

Мы завидуем другим

Мы приходим в социальные сети прежде всего за радостью общения. Но рискуем не получить ее. Ведь по-настоящему живым и интересным может быть только общение равных людей. Но когда мы видим, что пользователи вокруг нас активно выкладывают новые фотографии, рассказывают о своих успехах, путешествиях, новых знакомствах, у нас складывается впечатление, что они живут более насыщенной жизнью. Ученые уже говорят о «спирали зависти»: пользователи, которые чувствуют себя неполноценными, пытаются приукрасить свои профили и этим уже вызывают зависть других*. Это объясняет, например, нелюбовь многих пользователей к «овершерерам» (от over – «слишком» и share – «делиться») – тем, кто выкладывает очень много личной информации на своей страничке. Ведь из-за этого возникает иллюзия, что жизнь этих людей более насыщенна, чем наша собственная.

* 11th International Conference on Wirtschaftsinformatik, 2013.

Мы перестаем себя контролировать

Психологи из Университета Джорджии обнаружили: общение в соцсетях вызывает чувство удовлетворения, но лишь тогда, когда в нашем виртуальном окружении преобладают те люди, с которыми у нас уже сложились хорошие доверительные отношения. Социальный психолог Сьюзан Ньюман объясняет, что обновления статуса и «лайки» дают нам чувство, что важные нам люди всегда «на связи», что они нас поддержат. Однако здесь есть и обратная сторона: привыкая к поддержке друзей, мы перестаем себя контролировать и становимся уязвимыми. Критика и несогласие в этом случае могут ранить нас сильнее.

* Journal of Consumer Research, 2013, vol. 40.

Мы открываем друг друга заново

В социальных сетях мы гораздо охотнее делимся своими переживаниями, мыслями и опытом. И порой оказывается, что наше поведение в Сети резко контрастирует с тем образом, который мы создаем в повседневном общении. Больше всего это заметно, когда речь идет о мужчинах. Оказывается, мужчины чаще, чем женщины, публикуют в Сети свои творческие идеи, проекты и работы. «Когда мужчины пишут сообщения или посты, они чувствуют себя гораздо более комфортно, чем когда общаются с собеседником лицом к лицу, – говорит психолог Сет Мейерс. – Привычка общаться удаленно, при помощи электронных средств, дает мужчинам иллюзию защищенности. Они могут контролировать процесс общения, управлять им. Это позволяет им в ситуации виртуального общения быть более открытыми»*. В результате в паре может возникнуть непонимание, которое со временем перерастает в упреки: «Ты что-то скрываешь от меня? Ты предпочитаешь обсуждать важные для тебя вещи с кем угодно, но только не со мной».

* Согласно исследованию Pew Research Center, опубликованному 11 февраля 2014 года на сайте pewresearch.org

Сегодня у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, являются ли социальные сети однозначно положительным явлением или, наоборот, они скорее вредны. Да и вряд ли его удастся найти. Ведь противоречия свойственны и нашему общению в реальной жизни. В этом смысле соцсети – лишь отражение наших страхов, желаний и потребностей. «Facebook дарит нам чувство социального признания, – говорит Памела Рутедж, специалист по психологии медийных коммуникаций. – Это происходит благодаря психологическим поглаживаниям, которые мы получаем от других. Пешеход кивает вам, когда вы пропускаете его на переходе, кто-то ставит «лайк» вашей записи – все это вещи одного порядка». Социальный психолог Сьюзан Ньюман добавляет: «Мы только начинаем осмыслять, как «лайки» и «твиты» влияют на нашу психику. Все новое и неизученное вызывает отторжение именно поэтому – потому что еще не выработаны правила, традиции, нет четких границ между «можно» и «нельзя». И определить их можно только опытным путем».