Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости. Реферат: Информационная зависимость

Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали

В настоящее время информация играет огромную роль в жизни людей. Для некоторых, например бизнесменов, она является основой рабочей деятельности.

Повышенная потребность в информации, а также информационное поле, в котором живет человек, порождают множество проблем. С одной стороны, входящий поток информации, который обрушивается на человека, настолько велик, что с ним временами тяжело справиться. С другой – привычка жить в нем порождает потребность в ее получении – так возникает информационная зависимость.

Речь сейчас не идет об интернет–аддикции, когда человек испытывает потребность находиться в онлайне, а о зависимости от потребления информации, причем в любом виде – бумажном, электронном, аудио или видео (хотя следует отметить, что такая зависимость возникла именно в эпоху Интернета с его огромным информационным потоком).

Проблема сегодня состоит в том, что человеку доступно слишком много информации. Он не в состоянии воспринять всю доступную ему – объем знаний в современном мире действительно огромен.

Объем знаний все время увеличивается, а современные средства делают их доступными, и у человека возникла неизвестная еще 30–40 лет назад проблема отбора необходимой информации.

Большой объем сведений, доступных конкретному человеку, привел к потере их ценности, а также к возникновению новых умений и навыков. Современный человек должен не столько воспринимать информацию и превращать ее в знания, сколько работать с ней– упорядочивать, отсеивать лишнее и классифицировать.

Специалисты даже изобрели термин – «информационная компетентность», означающий умение упорядочивать входящий информационный поток и выделять главное.

Перед человеком сегодня стоит еще одна задача – информационный поиск. Интернет, журналы, газеты, видео–и аудиопродукция – этот поток превышает способности человека воспринимать и обрабатывать данные. Чрезвычайно сложным становится сам поиск, а также сортировка информации по принципу ее полезности.

Информационное поле, в котором живут люди в XXI веке, породило множество новых проблем. Одной из них – информационной зависимости – не уделяется достаточного внимания, однако она довольно серьезна и может негативно повлиять на человека в будущем.

Люди, страдающие информационной зависимостью, не могут находиться вне информационного поля: в их мозг должны постоянно поступать новые данные – в любом виде. Постоянное получение информации – это их наркотик. В дороге читается пресса, в обеденный перерыв – новостные сайты, в выходной день дома – блоги (сетевые дневники) или смотрится телевизор, в машине прослушивается аудиокнига. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого – человек пытается использовать время максимально эффективно. Однако такое обращение с информационным потоком со временем может привести к негативным последствиям.

Люди, которые привыкли потреблять информацию, не ощущают проблемы – они считают, что так живут все и это нормально. Отрицание проблемы – это один из признаков ее наличия.

Результатом этого является притупление восприятия информации – информация не остается в голове, не превращается в знания, а значит, и опыт, не вызывает реакции в виде мыслей.

Мозг, который привык только получать, теряет способность к другим видам мыслительной деятельности – анализу и творческой работе. Подобные ситуации приводят к усталости, в частности являются одной из причин возникновения синдрома хронической усталости, о котором будет рассказано позже.

Жизнь часто сама делает человека невольным потребителем информации: водители включают радио без согласия пассажиров, в спортивных залах или супермаркетах постоянно звучит музыка или рекламные объявления, а мозг потребляет, фиксирует и откладывает эти сведения в память помимо воли человека.

У большинства людей дома часто работает в фоновом режиме радио или телевизор, что означает постоянное принудительное информационное вторжение, поэтому, если вы не можете находиться в тишине, лучше включить спокойную музыку.

Вернемся к электронной информации и Интернету. Сколько раз, просматривая веб–страницу, вы находили интересный заголовок и переходили по ссылке или начинали читать статью об очередном исследовании сексуальности или сплетни об известных людях? Задумайтесь, сколько действительно полезной и нужной информации содержится в таких статьях. Сколько новостных сайтов и блогов вы читаете ежедневно? Теперь оцените потраченное на них время и полученную необходимую информацию. Вряд ли они сопоставимы. При этом следует помнить, что даже от чтения заголовков в мозгу фиксируется информационный мусор.

Такая информация является не просто ненужной. На ее потребление тратится много времени, часто – рабочего. Доступность сведений и электронных развлечений (онлайновых игр или чатов) приводит к тому, что человек теряет на них время, а потом обнаруживает, что не успевает выполнить основную работу. Время отдыха так же уходит на подобные вещи. Вернувшись домой после рабочего дня, можно просидеть весь вечер в Интернете, читая новости, блоги и форумы. После этого не стоит удивляться плохому сну и самочувствию утром.

Решать эту проблему следует комплексно.

Прежде всего стоит оценить важность информационного потока и необходимость потребляемых сведений. Нужно оградить себя от лишних информационных воздействий:

♦ пересмотреть фоновые шумы – телевизор, радио;

♦ купить плеер и записать хорошую музыку;

♦ произвести ревизию RSS–потоков и почтовых рассылок.

Полезно периодически устраивать информационную тишину, например провести один день без чтения новостей, а находясь в Интернете, заниматься только работой.

Еще один чрезвычайно полезный и связанный с управлением информацией навык – это информационный поиск. Сегодня Интернет представляет собой универсальный справочник, который содержит практически любые сведения, однако возможностями Сети нужно уметь пользоваться. Стоит изучить принципы поиска в Интернете, почитать страницы помощи, и поиск станет профессиональным и быстрым.



Это же касается других видов информационной деятельности. Овладев современными технологиями работы с электронной информацией, можно работать гораздо эффективнее и не испытывать стресса, в том числе от информационной перегруженности.

Виртуальный мир является миром людей, в котором происходит постоянный обмен информацией, сетевое сообщество – мир пользователей и создателей и их взаимодействия. За последнее десятилетие интернет из технологии, доступной лишь узкому кругу специалистов, таких как инженеры и программисты, превратился в информационно-коммуникативную среду для круга людей, имеющих различный возраст, род занятий, сферу интересов.

В связи с быстрым развитием Интернет-технологий, специалисты отмечают необходимость рассмотрения влияния виртуальной коммуникации на личность пользователя.

Современное общество характеризуют два процесса, влияющих друг на друга – это глобализация и новая информационная революция, которые формируют новое пространство, новую социальную реальность – кибер-организацию, где место константных связей личностей занимает технически или искусственно создаваемые виртуальные связи, которые поддерживаются с помощью специальных информационных технологий.

Smart-технологии, то есть новое поколение когнитивных революционных технологий не только меняет и трансформирует представление об информации, но и меняет саму природу общества. Древние греки различали два онтологических пространства: первое – пространство, которое независимо от человека, пространство природы и второе – это реальность, искусственно создаваемая человеком. Но на рубеже XVI-XVII в. происходит мировоззренческий перелом и антитеза естественного – искусственное исчезает.

Появление новых технологий, а также усиление роли виртуальной среды в константном мире создают и увеличивают возможность безрефлексивного виртуального существования, что повышает потребительское отношение к жизни. В рамках новых технологий важным является формирование мира, замыкающегося на себе паттерна, в котором взаимодействуют не личности, а интеллектуальные агенты, утрачивающие физические свойства.

Американский исследователь Маршалл Маклюэн в 1962 году в связи с развитием телевидения и иных способов передачи информации отметил факт изменения способа мышления (линейное мышление было подвержено трансформации и вытеснилось «мозаичным»), а также возрождение мифа как базового принципа сознания. Таким образом, Маклюэн отметил тот факт, что «средства общения» влияют на изменение способов социальной организации и мышления.

В 1994 году американский психолог и исследователь Кимберли Янг создала сайт, на котором разместила социологический опросник на тему Интернет-зависимости, который проработали более 500 человек. Исходя из полученных данных, больше половины опрошенных, по мнению исследователя, являлись аддиктами. В 1995 году американский психолог И. Голдберг сформулировал ряд диагностических критериев для определения Интернет-зависимости, который был построен на базе признаков патологической игровой зависимости (гемблинга). В 1996 году, Кимберли Янг написала хрестоматийную работу «диагноз – Интернет-зависимость», а также создала центр для лечения людей с этой аддикцией. Тем не менее, Интернет-зависимость не включена в список психологических заболеваний, что, однако, не препятствует созданию по всему миру различных центров и клиник, где люди могут пройти лечение от Интернет-аддикции.

Стоит отметить, что к концу ХХ века, Интернет-зависимость была практически легализована не как клиническое направление, а как отрасль исследований и сфера оказания людям психологической помощи. На данный момент под Интернет-зависимостью подразумевают как форму нехимических аддиктивных расстройств, которая подразумевает расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Чаще всего Интернет-зависимость рассматривается широко и в нее включаются:

В докладе за 2012 год, выпущенный компанией Symantec, слова «секс» и «порно» были четвертым и шестым наиболее популярными запросами, сделанными молодежью, от 13 до 18 лет. Когда это любопытство начинает питать мотивацию человека, превращая его в навязчивую идею, это начало зависимости.

Процесс информатизации общества, по своему существу является социальным процессом. Информационные технологии обеспечиваю увеличение скорости передачи и распространения информации и, в связи с этим, появляются новые формы социального взаимодействия. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий вывело новую форму передачи данных, обмена информацией, хранения и воспроизведения данных на первый план, что связано с использованием электронных технологий виртуализации реальности.

В Интернете социальная сеть представляет собой площадку для взаимодействия людей группе или группах. Современные социальные сети имеют ряд дополнительных установок и возможностей, что отличает их от существовавших раньше инструментов общения.

Зависимость человека от сети выражена по принципу Метклафа, что подразумевает возрастание ценности сети пропорционально квадрату числа её пользователей. Таким образом, чем больше участников, чем больше они тратят времени на формирование общего пространства, тем полезнее и эффективнее пространство для каждого из них. Однако принцип Метклафа имеет обратную сторону, на которую указывал, в частности, Элай Паризер в своей книге «The Filter Bubble»: польза сетевого эффекта порабощает пользователя. Таким образом, человек попадает в зависимость от информации, находящейся в сети, а также настроенных там связей.

Ученые выделяют ряд причин нахождения человека в виртуальном мире: потребность в более раскованном общении, самовыражение, чувство безопасности. Происходящее отражает реалии современного общества, которое, с приходом Интернета перешло на новый этап развития. Таким образом, Интернет-зависимость или сетевую зависимость можно рассматривать не только как психическое или поведенческое расстройство, но и как глобальный социо-культурный феномен, сущностью которого является не столько отказ от взаимодействия в реальном мире, сколько расширение за счет виртуальной среды действительности, позволяя виртуальной реальности взаимодействовать с константным миром. Таким образом, пользователь предстает существом двух миров («личность» в константном мире и «профиль» в социальных сетях).

Психолог Ларри Розена, изучающий отрицательное воздействие технологий на человека, в своей книге «iБолезнь» (iDisorder) приводит результаты эксперимента. Студенты, которые откладывают ответы на SMS, учатся так же хорошо, как те, кто не получает SMS; а студенты, отсылающие много сообщений или сразу отвечающие на них, получают на два балла ниже, чем остальные.

Основатель наиболее популярной социальной сети в Интернет пространстве России vk.com Павел Дуров говорит о том, что: «Интернет играет не последнюю роль в инфантилизации личности. Сеть мешает сделать окончательный выбор. Мераб Мамардашвили называл это качество «эмбриональным состоянием души». Обилие вариантов создаёт ощущение бесконечности возможностей. Отсюда у современных людей рождается стратегия пробования - всё пробовать, ни на чем не останавливаясь: профессию, новости, собеседников, партнёров. Сетевой человек избегает форм, и в этом смысле он ближе к хаосу, чем к бытию» .

Из этого можно сделать вывод, что Интернет-зависимость и патологическое пристрастие к социальным сетям приводит к невозможности принятия окончательного решения, что негативно сказывается на социализации человека.

Интернет-зависимое поведение является социальной проблемой современного общества, и оказывает негативное воздействие на множество аспектов социальных связей. В связи с развитием социальных сетей, некоторые исследователи полагают, что для современного общества более актуальна сетевая зависимость. Информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, что приводит к тому, что они становятся определяющими в современном обществе.

Голубев Сергей, 9С, НГГ

Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести как "Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире", подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главенствующую роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины корреспондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50% сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. 80% корреспондентов считают, что сбор данных - необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость и здоровье - вещи несовместные.

Иными словами, зависимость от Internet или от информации может сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. "Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата деструктивными последствиями для организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее серьезные", - заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий факт: 36% родителей причиняет беспокойство, повышенное внимание, которое уделяют компьютеру их чада.

Я начала им пользоваться два года назад, когда у меня появился iPad , и с тех пор открываю его каждый день. Сейчас у меня отложено для чтения 695 статей, каждый день я вычёркиваю пару десятков, но их становится только больше.

В моём Google Reader никогда не было надписи, выглядящей не как 1000+ items . Прошлые выходные я провела, сортируя подписки, чтобы, в частности, сделать отдельный пакет , и оставила скудный минимум (отказавшись от жж, бьюти-блогов и русских новостей): девяносто три.

Плюс Facebook .

Это проблема. Чтобы с ней справиться, я логично рассудила, что мне нужно обязательно что-нибудь по этой теме прочитать .

По ключевому запросу information overload на Amazon.com предлагается 9760 книг (когда я смотрела в первый раз, было 9552). Я прочитала три. Так я выяснила, что Клэй Джонсон, автор The Information Diet: A Case for Conscious Consumption , считает, что чтение бульварной прессы, блогов с лулзами и котиками и обновление социальных сетей - это диета из дешёвого фаст-фуда. И это информационное переедание приводит к интеллектуальному ожирению.

Если вы чаще раза в час обновляете ленту, проверяете очередь в RSS или открываете почту, вы стимулируете выработку допамина и подкрепляете свою зависимость от новой информации - даже если вы читаете только издания, авторы которых ходят за Пулитцеровскими премиями как за хлебом. О допамине и бесконтрольном нажатии кнопки «Обновить» отлично и часто пишет жж-автор gutta_honey . Если вкратце, в конце концов качество потребляемой информации становится не очень важно. Достаточно увидеть новые заголовки, и тексты в открытых «табах» никогда не будут прочитаны до конца. Если вы не будете читать сотню новых заголовков в день, вы будете испытывать тревогу, ощущение, что вы что-то пропускаете, и буквально физический зуд.

Чем чаще вы переключаетесь, тем тем сложнее сфокусироваться на одной задаче, статье или книге. Вам знакомы теории организации дел типа Agile или Pomodorо ? Раньше мне было стыдно, но довольно быстро выяснилось, что не только мне отрезки в двадцать пять минут работы кажутся вечностью .

Средний офисный сотрудник способен уделить одной вкладке браузера три минуты. В день он потребляет в 3 раза больше информации, чем сотрудник его уровня в 1960-м году. От этих данных отталкиваются редакции интернет-СМИ, сокращая материалы и пичкая их видео и картинками.

Гиперподключённость заставляет человека жонглировать информацией. В области активного внимания он может удерживать 7-9 предметов - это физиологическая норма, с которой придётся считаться. Пытаясь одновременно читать и усваивать больше, вы понимаете и запоминаете меньше. Даже если вы просмотрите сотню профессиональных статей в день, но не обработаете их, смысл от них окажется равным пролистыванию глянца в очереди у парикмахера. (Хотя нет, тревоги и напряжения будет больше.)

Чтобы слезть, нужна информационная диета. По структуре она похожа на обычную:

  • оценка («дневник информационного питания»);
  • удаление всего лишнего;
  • сортировка оставшегося;
  • и правильная его обработка.
С первыми двумя этапами проще всего справиться программными методами: на сайте есть целая подборка программ, отслеживающих время и блокирующих отвлекающие факторы, окна и уведомления. Это отдельная сложная тема, которую я сама до конца не освоила, так что с инструментами пока подождём.

Структурировать чтение и работу со статьями - задача более личная и творческая. Я начала с этого пост и свою новую жизнь. Что я решила делать? По пунктам:

Во-первых, сутки лежать под одеялом без интернета и выжить.

Во-вторых, проанализировать список всех подписок на RSS, сообществ в жж и почтовых рассылок - и отписаться от безусловных «поглотителей времени». Женских сообществ, непрофессиональных и туповатых блогов, лент новостных роботов, vanity search. Тем, кто боится ломки, авторы руководств предлагают заходить на развлекательные ресурсы точечно и осознанно пару раз в день на пять-десять минут, по таймеру. Я торчу дольше, зато успешно забыла большинство адресов, специально не сохранив архив старых, раздутых лент.

Потом удалить в настройках всех гаджетов все push-уведомления, отключить отображение числа непрочитанных сообщений (это страшно важно) в RSS, почте и ToDo-листах, плюс настроить , автоматически сбрасывающих несрочные и неважные письма в скрытые папки.

Оставшиеся источники - переименовать, присвоить им категории и теги, разобрать по папкам и тут же обработать. В идеале нужно каждый день полностью разбирать обновившиеся подписки: помечать как прочитанное то, что вам не нужно прямо сейчас (то есть, будьте честны с собой, не понадобится никогда), удалять и закрывать браузер, переходя к чтению.

На этот счёт есть несколько мнений - в частности, я на днях добавила в список на потом для вдумчивого перечитывания старый пост из блога «Тысячазнаковбезпробелов » о том, как его автор обрабатывает RSS - там в комментариях ещё несколько полезных ссылок. Мне обновлённые, но не посчитанные подписки не мешают, я могу от них отвлечься и не вычитывать весь интернет до конца.

Авторы руководств по «цифровым диетам» советуют отключить интернет в электронной книге сразу после синхронизации. Я переключаю планшет в «авиарежим» и даже не стала вставлять в него SIM-карту - если я знаю, что свежая почта в паре кликов, сфокусироваться дольше трёх абзацев бывает сложно.


Я знаю, что вы спросите: это Fork and Cream Sauce , её можно купить за $17 .

В идеальном конце каждая прочитанная статья или глава книги должна превратиться в задачу, стать новым проектом или следующим действием в проекте, который уже давно открыт. Для этого нужно прочитать и освоить системы организации GTD , Action Method , you name it - все они предполагают сбор, организацию и хранение информации на расстоянии вытянутой руки (в моём случае, понятно, в Evernote ). В этом, собственно, ключ успеха: начиная читать любую статью, вы должны понимать, зачем она вам понадобилась, какую пользу вы можете из неё извлечь, и как то, что вы прочитали, может изменить вашу жизнь к лучшему. С одной стороны, распухшие RSS-подписки рискуют превратиться в такой же чудовищный ToDo-лист. С другой - это поможет не глядя пометить как прочитанное десятки и сотни бессмысленных разборов оскаровских нарядов и устаревших отчётов с зимних политических акций.

Я никогда не сбрасывала 30 кг, у меня не было проблем с алкоголем, я жаворонок, я легко бросила курить - и вот расплата. Моя информационная зависимость похожа на кокаиновую, только без похудения и богемных друзей. Пойду последовательно, с первой до последней страницы читать книжку «Сила воли: как развить и укрепить » Келли Макгонигал, которую мне по дружбе прислали из издательства «Манн, Иванов и Фербер». Задача на ближайшую неделю: чистить зубы до того, как проверю ленты.


Мне 33 года, я живу в Хобарте (Тасмания), работаю в финансовом UX, езжу на скутере, закончила Master of Interactive Multimedia в UTS, Sydney. Люблю котов и кошек.

С появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые очень скоро приобрели широкую популярность. С каждым годом количество увлеченных ими людей возрастает. Компьютерная техника уже достигла такого уровня развития, что создаются очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Соответственно, растет и количество компьютерных фанатов.

Такие люди живут в основном игрой. Все психические потребности они удовлетворяют в виртуальной реальности, играя на компьютере, а их жизнь в реальном мире ограничена лишь удовлетворением физиологических потребностей.

То же самое можно сказать и о фанатах Интернета, которые создают виртуальную реальность в своем воображении, хотя и общаются с реальными людьми.

Общение в Интернете нельзя назвать настоящим, поскольку люди не ведут себя привычным образом, а играют придуманную роль, как и в компьютерных играх. Соответственно, общение в чатах и форумах оказывает такое же пагубное воздействие на психику человека, как и виртуальные игры.

В последнее время все чаще говорят о возникновении такого феномена, как психологическая зависимость от компьютерных игр или Интернета. Количество людей, попадающих в эту зависимость, с каждым годом неуклонно растет.

В последнее время в обществе формируется целый класс людей – фанатов компьютерных игр. Из общения с ними ясно, что увлечение компьютером влияет на психику.

Большинство таких фанатов – это люди с какими-либо психологическими проблемами. Таким способом они пытаются получить удовольствие от жизни, не решая проблем. Подобный подход очень пагубен для личности, поскольку не способствует ее развитию, а наоборот – деградации, как это происходит с алкоголиками и наркоманами. Человек утрачивает смысл жизни и нормальные человеческие качества. Единственной ценной вещью для них становится компьютер и все, что с ним связано.

Эта проблема еще очень мало изучена. Но она с каждым годом возрастает, а ее негативные результаты налицо и требуют немедленного вмешательства и решения.


Информационная зависимость

В последнее время появился термин «информационная зависимость». Около 80% работников предприятий считают, что сбор данных является необходимым условием квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы.

Опасность информационной зависимости заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку человек не в состоянии обработать ее (об этом уже говорилось выше). Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека.

Последствия пагубного влияния информационной зависимости сказываются на отношениях в семье, с сотрудниками, просто с окружающими людьми. Зависимость становится причиной разводов, увольнений, ссор, конфликтов и т.п.

Подобное разрушение жизненных устоев характерно для любой зависимости, в том числе алкогольной и наркотической.

Зависимость от компьютерных игр

Все компьютерные игры можно разделить на следующие виды: головоломки, игры на быстроту реакции, аркадные, азартные и ролевые игры.

Головоломки

К этому виду относятся компьютерные варианты различных настольных игр – шахмат, шашек, нардов и т.д. Игра вызывает азарт, который заключается в желании обыграть компьютер, показав свое превосходство над ним.

Игры на быстроту реакции

Это игры, в которых игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. От аркадных игр они отличаются отсутствием сюжета. Мотивация основана на азарте, заключающемся в желании набрать большее количество очков. Такие игры вполне могут сформировать психологическую зависимость у человека.

Аркадные игры

Это игры, имеющие небольшой сюжет и героев, за одного из которых действует игрок. Цель игры – собрать большее количество призов, при этом быстро передвигаться, ускользая от опасностей, стрелять, управлять транспортным средством и т.д. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации.

Азартные игры

Это компьютерные варианты карточных игр, рулеток, игровых автоматов, то есть всего того, во что играют в казино.

Ролевые игры

Этот вид игр отличается более масштабным сюжетом и интересными ролями. Цель – это не просто собрать призы или убить как можно больше персонажей, а спасти человечество, например. Персонажи становятся более емкими и психологичными, в результате чего человек больше вживается в роль, глубже входит в виртуальную реальность игры и отрешается от действительности.

Ролевые компьютерные игры могут оказывать влияние на личность человека. Совершая значимые дела в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Ролевые компьютерные игры можно разделить еще на 3 вида:

– игры, в которых играющий человек видит виртуальную реальность глазами своего компьютерного героя. Этот вид ролевых игр наиболее сильно затягивает людей. Игроку приходится полностью идентифицировать себя с компьютерным персонажем.

Через некоторое время после начала игры человек начинает терять связь с реальной жизнью и полностью концентрируется на процессе игры, переносясь в воображении в виртуальный мир. В это время игрок может воспринимать виртуальный мир очень серьезно, а действия своего героя считать своими. Мотивация основывается на вовлеченность в сюжет игры;

– игры, в которых игрок видит своего компьютерного героя. Человек при этом не так сильно вживается в роль своего персонажа. Но, управляя действиями героя, он воспринимает его, как себя со стороны. Отождествление себя с компьютерным персонажем все-таки происходит, хотя и не в такой степени, как в первом случае;

– игры, в которых игрок является руководителем группы персонажей, например экипажа самолета, отряда спецназа, армии, страны и т.п. Человек не видит своего компьютерного героя и домысливает свою роль сам. Люди с хорошим воображением также могут сильно вовлечься в эту игру.

В ролевой игре человек видит мир глазами своего героя и может проявлять эмоции в соответствии с событиями, происходящими в игре. В критических ситуациях человек может бледнеть и ерзать на стуле, пытаться увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов и т.п. Неудачи героя и его гибель переживаются очень болезненно.

Наиболее сильно в психологическую зависимость попадают люди, играющие в ролевые компьютерные игры. Этот вид игр предполагает, что игрок займет место одного из персонажей игры. Человек должен начать думать, как его герой, и поступать соответственно. Эта роль становится его жизнью, замещая настоящую. Происходит как бы распад личности на я-настоящее и я-виртуальное. Диссонанс между этими двумя личностями и ведет к психическим нарушениям.

Что представляет собой виртуальная реальность, которая так захватывает не только воображение, но и души людей? Это мир, создаваемый компьютерной игрой и воспринимаемый игроком как реальный. В результате возникает эффект присутствия.

Сознание автоматически дополняет придуманный мир, доводя его до уровня реальности. При этом психика человека способна отражать любую реальность, по-настоящему реагируя на нее. Преимуществом виртуальной реальности является то, что в ней можно создавать любой, даже самый невероятный и фантастический мир, в котором человек может проявить свои способности и качества характера.

Зависимость от компьютерной виртуальной реальности

В настоящее время компьютерные игры настолько совершенствуются, что создают целый виртуальный мир, в котором можно жить, действовать, чувствовать, завязывать отношения и т.д. В этой придуманной реальности человек может быть тем, кем захочет. Подобная виртуальность для некоторых людей становится предпочтительнее обыденной действительности, в которой ничего интересного не происходит. Такого человека перестает интересовать окружающий мир. Он обретает своеобразную зависимость от виртуальной реальности.

Компьютерно-игровая зависимость – это чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение игрой на компьютере или игровой приставке, которую человек использует для того, чтобы уйти от реальной жизни. Опасность такой зависимости заключается в том, что, подобно алкоголю или наркотикам, «зависание» в виртуальном мире приводит к деформации или качественным изменениям личности человека, его социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

К такому выводу пришли психологи, проводившие специальные исследования и тестирования пользователей компьютеров и игровых приставок. В результате были установлены психические и соматические симптомы зависимости от компьютерных игр.

Психические признаки:

– возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке;

– отсутствие контроля за временем в процессе игры;

– неуклонное стремление увеличивать время игры;

– не имея возможности поиграть, возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия;

– использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

– проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или коллегами по работе.

Соматические признаки:

– сухость глаз;

– запоры;

– отсутствие аппетита;

– неряшливость.

Стадии формирования зависимости

Если рассматривать зависимость как болезнь, можно выделить несколько стадий ее развития.

Согласно исследовательским данным, 80% исследуемых людей прошли пик увлеченности компьютерными играми, но продолжают серьезно увлекаться ими.

На I стадии человек слегка увлекается игрой после того, как попробует участвовать в ней 1 или несколько раз.

Игра начинает ему нравиться все больше и больше. Нравится все – компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни, фантастические сюжеты и т.д. По сути, игра позволяет человеку осуществить свои мечты, например стать водителем красивого автомобиля или пилотом боевого самолета. В игре человек может почувствовать себя в желанной роли.

Постепенно в сознании человека начинает возникать потребность вновь принять участие в игре, сыграть какую-то роль. Он получает большое удовольствие от игры, от чего она ему нравится с каждым разом все больше. По природе человек обычно стремится повторить действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом он удовлетворяет свои душевные потребности.

В результате человек начинает все чаще играть в понравившуюся игру. Но на такой стадии это еще не входит в систему, поскольку устойчивая и постоянная потребность в игре еще не сформирована.

На II стадии развития зависимости у человека появляется новая потребность – потребность в игре. Основа ее лежит в глубине души и зависит от индивидуально-психологических особенностей отдельной личности. Человек начинает стремиться к игре, чтобы убежать от каких-то проблем в реальной жизни путем принятия другой роли.

На этом этапе человек начинает играть в компьютерные игры систематически. В случае недоступности компьютера возникают отрицательные эмоции такой силы, что иногда побуждают человека на совершение довольно активных действий по устранению возникших препятствий.

По существующим данным, около 10–14% игроков становятся зависимыми от компьютерных игр.

На III стадии возникает непосредственно зависимость.

Игра уже не только является потребностью, она влияет на жизненные и смысловые ценности личности. Изменяются самооценка и самосознание человека. В это время зависимость приобретает одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма игровой зависимости заключается в том, что человек стремится поддерживать социальные контакты с людьми, которые являются такими же фанатами игры, как и он сам. Он обычно любит играть совместно или с помощью компьютерной сети с другими людьми.

Игровая мотивация в подобных играх основана на соревновании друг с другом. Такая форма зависимости не столь пагубна для психики игрока, как индивидулизированная форма. Здесь человек не отрывается от других людей, не уходит полностью в себя. Существующее окружение, даже состоящее из таких же фанатов, не дает человеку оторваться от реальности.

Индивидуализированная форма зависимости ведет к психическим и соматическим нарушениям. Это крайняя форма зависимости, при которой у человека теряются не только особенность мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Психика начинает отражать воздействие не объективного, а виртуального, придуманного игрой мира. Такие люди очень долго (по 15–20 ч) играют в одиночку. Потребность в игре приравнивается с основными физиологическими потребностями.

В период максимальной зависимости от компьютерной игры человек может играть по 30–50 ч в неделю, при этом продолжительность игры достигает 14–18 ч. На стадии привязанности эти же игроки тратят на игры всего 20–30 ч в неделю при продолжительности одной игры не более 4–5 ч.

Компьютерная игра становится для таких людей настоящим наркотиком. Перерывы в течение какого-то времени приводят к чувству неудовлетворенности, возникают раздражение, злость и депрессия. Образ жизни такого человека ведет к возникновению психической патологии.

На IV стадии у человека вырабатывается привязанность к компьютерной игре. В это время игровая активность заметно угасает. В психике человека ощущаются сдвиги в сторону нормы. Человек начинает отстраняться от компьютера, но полностью отказаться от него не может. Он уже проводит за компьютером гораздо меньше времени, от 4 до 5 ч, но все же играет постоянно.

Эта стадия может длиться очень долго, возможно, на протяжении всей жизни. Случаев полного угасания зависимости очень мало. Если человек дошел до стадии зависимости, она уже никогда полностью у него не пройдет.

У игроков может возникать кратковременная игровая зависимость, связанная с появлением новых интересных игр. Однако по мере прохождения игры сила зависимости снова угасает.

Механизмы формирования зависимости

Эти механизмы основаны на стремлении человека уйти от реальности и принять новую роль. Они мотивируют человека на подсознательном уровне. Эти механизмы формирования зависимости включаются почти сразу после первой игры, независимо от того, чем при этом руководствуется человек.

1. Уход от реальности. Чаще всего неудовлетворенность окружающим миром заставляет человека спрятаться в мире виртуальном.

Ролевая компьютерная игра является очень удобным и простым способом моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Он получает возможность пожить другой жизнью, где нет тех проблем, которые его беспокоят, ежедневных обязанностей, которые надоели.

Поначалу человеку кажется, что ролевая игра может послужить хорошим средством для снятия стрессов, депрессии и т.п. Но формирование зависимости побуждает людей злоупотреблять ролевыми играми, уходя в них от реальности на длительное время. В результате может возникнуть опасность полного отрешения от реальности и образования очень сильной психологической зависимости от компьютерной игры.

В отдельных случаях человек может на время выходить из виртуальности в реальный мир, чтобы удовлетворить физиологические потребности. Однако все остальные потребности удовлетворяются в вымышленной реальности. Настоящий мир становится чужим, опасным, человек не может в нем жить, поскольку ему нельзя делать все то, что дозволено в виртуальном мире.

Вне игры человек чувствует себя беззащитным, ему не хватает виртуального окружения, поэтому он старается как можно быстрее вернуться в игру. Постоянный уход от реальности приводит к еще большему стремлению уйти в виртуальный мир, появляется устойчивая потребность в подобном бегстве. С каждым часом игры зависимость от нее усиливается, как зависимость от наркотиков усиливается с каждой новой дозой. При таком развитии человек вскоре уже не может обходиться без компьютерной игры.

2. Принятие роли. В основе этого механизма лежит потребность человека в игре как таковой. Он стремится принять роль компьютерного персонажа, поскольку она позволяет удовлетворять потребности, которые в реальной жизни удовлетворены быть не могут по тем или иным причинам.

Через ролевые игры ребенок познает мир. Он принимает на себя роль взрослых, чтобы познать их и окружающий мир. Однако с возрастом человек перестает играть в ролевые игры, заменяя их интеллектуальными. Между тем потребность человека в познании окружающего мира остается. Но он очень редко имеет возможность ее удовлетворить, приняв на себя роль другого человека. Например, шофер хочет увидеть мир глазами летчика, мужчина – побыть в роли женщины, неудачник мечтает почувствовать себя на месте лидера и т.д.

Потребность познавать мир находится в подсознании, иными словами, человек, как правило, не отдает себе отчета, что у него она есть. Он занят другими делами – достижением материального благополучия, воспитанием детей и т.д. Но то, что человек чего-то не осознает, не означает отсутствие этого. Мало того, бессознательные потребности очень часто оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Ролевая игра – это весьма эффективный способ познавательной деятельности. Именно поэтому человек получает от нее большое удовольствие, и со временем само принятие роли в такой игре перерастает в зависимость.

Получается, что компьютерный герой и виртуальный мир удовлетворяют те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Человек познает, что значит быть уважаемым человеком, с чьим мнением считаются, что значит быть сильным и наводить страх на других людей. Довольно приятно входить в роль супермена, между тем как в реальной жизни таких ощущений он никогда не получит.

Чем больше человек играет, тем более ощутимым становится контраст между я-реальным и я-виртуальным. Это еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре. Он больше отстраняется от реальной жизни и начинает реализовывать себя как личность только в выдуманном мире, полностью игнорируя реальный. Подобное отношение к жизни и окружающему миру приводит к целому ряду серьезных личностных проблем. Формируется иное самосознание, меняется самооценка.

Эти 2 механизма формирования зависимости от ролевых компьютерных игр работают одновременно, но один из них обычно преобладает по силе своего влияния. Оба механизма по своей сути преследуют цель компенсировать негативные жизненные переживания. Поскольку негатив присутствует в жизни большинства людей, можно считать, что большинство предрасположено к компьютерной зависимости.

Негативное влияние ролевых игр на личность человека

У человека, увлекающегося ролевыми играми, наблюдаются нарушения психического состояния в эмоциональной сфере жизни. Они заметны невооруженным глазом, причем не только для родственников игроков, но и для них самих.

Устойчивыми отклонениями от нормы у игроков становятся: ухудшение настроения, самочувствия, снижение активности. Кроме того, такие люди постоянно о чем-то тревожатся. Подобное состояние говорит о неприспособленности человека к окружающему миру и неадекватном восприятии самого себя и мира. Тревога связана с увеличением разницы между я-виртуальным (которое бессмертно и может практически все) и я-реальным (которое является простым смертным человеком).

Помимо этого, тревога является катализатором формирования зависимости – увеличение ее приводит к усилению зависимости, что, в свою очередь, опять увеличивает тревогу и т.д.

Интернет-зависимость

Во время нахождения в Интернете многих людей охватывает азарт. Возникает желание завести новых знакомых или скачать как можно больше интересной информации. Все это заставляет обычных пользователей находиться в виртуальном пространстве ночь напролет (в это время Интернет стоит дешевле). У некоторых это увлечение перерастает в патологическое состояние зависимости, что существенно сказывается на работоспособности человека и его социальной жизни, подрывает психическое здоровье.

Психологи определяют интернет-зависимость как навязчивое желание выйти в Интернет и неспособность прервать сеанс.

Некоторые психологи приводят следующие признаки зависимости:

– навязчивое желание проверить e-mail;

– постоянное желание следующего выхода в Интернет;

– жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

– жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Как правило, у зависимых людей прекращение пользования или попытки сокращения времени, проводимого в Интернете, приводят к возникновению плохого самочувствия, которое может развиваться от нескольких дней до 1 мес и выражаться следующими признаками:

– эмоциональным и двигательным возбуждением;

– тревогой;

– навязчивыми мыслями о том, что сейчас происходит в Интернете;

– фантазиями и мечтами об Интернете;

– произвольными или непроизвольными движениями пальцев, которые напоминают печатание на клавиатуре.

Преимуществом интернет-зависимости, по сравнению с другими видами, можно назвать отсутствие физиологической зависимости. Несмотря на это она производит не менее разрушительные действия на жизнь человека, пагубно сказывается на его профессиональной и социальной деятельности.

Зависимость побуждает человека продолжать использовать Интернет, даже если он понимает, что это уже привело к физическим, психологическим, социальным и профессиональным проблемам, например недосыпанию, семейным проблемам, опозданиям на работу, пренебрежению профессиональными обязанностями, академической неуспеваемости и др.

Зависимые от Интернета люди часто предвкушают свой выход в Сеть, при этом они чувствуют нервозность. Кроме того, они начинают обманывать относительно времени пребывания в Интернете (так же, как алкоголики убеждают себя, что могут в любой момент перестать пить).

Отличительной особенностью всех зависимых людей является отсутствие критичного отношения к собственным проблемам. Люди не признают у себя зависимости и поэтому не стремятся ограничивать себя в своем увлечении.

Причины возникновения интернет-зависимости

Люди, зависимые от Интернета, чаще всего используют чаты, телеконференции, е-mail, WWW и информационные протоколы (ftp, goper).

Среди интернет-зависимых можно выделить 2 группы людей: увлекающихся общением (91%) и интересующихся информацией (9%). Людей больше всего привлекают анонимность, доступность, безопасность и простота использования Интернета. Можно сделать вывод, что причиной увлечения Интернетом является возможность получения человеком социальной поддержки, сексуального удовлетворения, создание виртуального героя (нового я), получения признания окружающих и т.д.

Попадая в Интернет, люди получают возможность высказывать противоречащие мнению других людей суждения, тем самым они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет» и т.д. Это привлекает по большей части тех, кто в реальной жизни не способен на такие действия.

Любая зависимость предполагает наличие определенного типа личности. К этому типу относятся люди, которые являются крайне несамостоятельными, имеют слабую волю, ранимы, не способны воспринимать критику или неодобрение, не желают брать на себя ответственность и принимать решения, попадают в подчинение к другим людям. Это описание человека с пассивной жизненной позицией.

Благодаря общению в Интернете описанные типы людей компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Подобное отношение к Интернету и приводит их к зависимости от него.

Последствия интернет-зависимости

Подобно наркотику, общение в Интернете создает иллюзию благополучия и кажущуюся возможность решения существующих в жизни проблем. Хотя многие попавшие в зависимость люди понимают, что реальной поддержки в Сети они не получают, они все равно не могут бросить любимое занятие.

При отказе от алкоголя или наркотиков для облегчения состояния синдрома отмены (ломки), зависимый человек начинает принимать более легкие наркотики. Многие алкоголики, наркоманы, курильщики находят в Интернете именно такой легкий наркотик в надежде избавиться от более серьезных зависимостей. По сути, они замещают одну зависимость другой. При этом возникшие психологические и личностные проблемы не только не решаются, но и продолжают развиваться. Душевные качества не восстанавливаются. Человек, излечившийся таким образом от алкоголя или наркотиков, не получает психической реабилитации.

Интернет-зависимый человек переносит себя в виртуальный мир, созданный его воображением. Он придумывает образ и через него познает других, таких же выдуманных людей. Общение происходит ненастоящее, поскольку люди показывают себя в нем не такими, какие они есть, а такими, какими бы они хотели быть. Самое главное, что в реальной жизни люди совершенно не меняются. Так, нерешительные личности, научившись высказываться в Интернете, не становятся более общительными и смелыми в реальной жизни. Напротив, они становятся более зам-кнутыми с возрастанием увлечения компьютером.

Люди, находящиеся в Интернете, почти не отличаются от людей, увлекающихся компьютерными играми. В какой-то степени общение с другими людьми по Интернету даже более захватывает, чем игра, которая ограничивает воображение игрока какими-то правилами. В интернет-общении таких правил значительно меньше. Да и внимание реальных людей, стоящих за вымышленными никами, куда приятнее, чем признательность компьютерных персонажей.

Какой бы ни была зависимость, ее следует избегать, так как в ее основе лежат психологические проблемы, которые только усугубляются со временем. Человек создает иллюзию и уходит в нее с головой. Это верный путь к психическому расстройству.