Основы теории библиографии. Общая библиография (Введение) Казарина в в основы библиографии и информационной культуры учебное пособие

Б иблиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса - информационная деятельность (коммуникация, общение). Социальная сущность информационной деятельности обусловлена необходимостью целенаправленного производства, распространения, хранения и использования информации в обществе . Значение информации в современном обществе резко возрастает. Не случайно современный этап социально-экономического и культурного развития определяют как информационный. Это связано с тем, что информированность становится неотъемлемой характеристикой современного человека, его сознательности, активности мировоззрения и деятельности. Владение информацией и всеми методами, формами и средствами ее производства, распространения, хранения и использования - это объективная необходимость для каждого человека, тем более специалиста в области информации, книжного дела.

Этим объясняется то большое внимание, которое по-прежнему уделяется такой важной части информационного общения (коммуникации), как книга и книжное дело, печать. Печатная книга - это универсальное средство информационного общения. Не случайно книгу называют графической памятью человечества, графической моделью культуры . Она и в современных условиях играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации. Сохраняет она свое значение и в системе специальной, или научной, коммуникации, научно-информационной деятельности, где особенно активно сейчас идет внедрение новейших средств электронно-вычислительной техники.

Электронные, или экранные (кино, телевидение, ЭВМ), средства информационной деятельности не отменяют и не отрицают предшествующих, созданных человечеством в процессе культурно-исторического развития . Можно считать, что каждый этап этого развития характеризуется появлением определенного средства информационного общения. Основные из них - словесность, письменность, рукописная книга, печатная книга (книгопечатание), "электронная книга". Важно подчеркнуть, что указанные средства коммуникации отражают определенные качественные изменения, диалектические скачки, переходы в развитии одного и того же социального явления - информационной деятельности (общения, коммуникации). Но каждая исторически новая форма этого явления не отменяет, не отрицает старое, а всякий раз выражает преемственность развития, переход на более высокую ступень, сохраняя в своем развитии все положительное, прогрессивное от предшествующих.

Другими словами, в наше время информационная деятельность использует определенную систему средств, структурной образующей которой является названное выше их многообразие . И это только верхушка айсберга. Дальнейшая конкретизация всей системы информационных средств позволяет говорить о бесконечном многообразии их. Но сейчас главное - показать их информационную специфику. Прежде всего речь идет об "информации", вокруг определения которой до сих пор ведутся дискуссии. В нашем случае имеется в виду высший ее тип - "социальная информация". В самом простом определении ее можно понимать как отражаемое в общественном и индивидуальном сознании содержание объективного мира. Следовательно, информация - это духовная, идеальная составляющая общественной деятельности.

Но, как известно, содержание не существует вне его воспроизведения в какой-либо форме материализации. Поэтому информация как отражение содержания и последующих результатов человеческой деятельности в общественном сознании объективно может существовать лишь в определенной форме, в качестве каковой выступают различного рода знаковые (семиотические) системы. Вне деятельности общества и независимо от нее, вне определенной знаковой системы социальная информация не может ни возникнуть, ни существовать. Следовательно, для объективного существования информации как отраженного разнообразия содержания общественной деятельности и объективного мира необходимы как минимум еще два условия: наличие и использование соответствующей знаковой системы (или систем) и материального носителя (конструкции). Таким образом, любое средство информационной деятельности реально выступает в органическом единстве содержания (информации), знаковой формы (язык и т.п.) и материального носителя (бумага, экран и т.п.).

К знаковым способам воспроизведения и движения информации в обществе относятся различного рода системы. В первую очередь такие универсальные, как языки: естественный ("живой") - важнейшее и основное средство человеческого общения - и искусственные - математические, языки искусства, машинные и т.д. На основе языка возникают затем более организованные, емкие и целесообразные знаковые способы, системы воспроизведения информации. В литературе и искусстве их называют обычно "жанрами". Таковыми, например, являются сказка, роман, диссертация, статья и др., в своей совокупности определяемые понятием "литература". В свою очередь, развиваются и носители, материальные конструкции для воспроизведения знаковых систем: когда-то ими являлись обожженная глиняная табличка, папирусный свиток, деревянная дощечка, береста, пергаменный или бумажный кодекс и т.п., а сейчас - микрофильмы, магнитная и видеозапись, электронная память компьютера.

Но именно печатная книга (издание) с момента своего возникновения становится и теперь является универсальной знаковой системой для воспроизведения и распространения социальной информации. Причем самое характерное отличие ее от других средств информационной деятельности можно выразить словами В.Г.Белинского: "...Потому что книгопечатание есть великое и могущественное средство к публичности, без которого слово "литература" есть звук без смысла, тело без души" [Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982. Т. 6. С. 85]. Указанная "публичность", т.е. возможность массового, тиражированного информационного общения, публикации, и делает печатную книгу доминирующей в современной системе средств информационной деятельности. Примечательно, что и книга, отражающая сущность культурно-исторически обусловленного способа универсального информационного общения, также объективно существует и развивается в органическом триединстве - содержания (социальная информация), семиотической (знак, язык, литература) формы и материальной конструкции (носителя).

Возникает естественный вопрос: а разве не публичны современное кино, радио, телевидение? Да, публичны. Но здесь проявляется еще одно приоритетное свойство печатной книги - жесткая фиксированность информации ("Что написано пером, не вырубишь топором"). Поэтому книгу называют статичным средством коммуникации в отличие от динамичных, каковыми являются телевидение и т.п. Но эта динамичность негативно сказывается на освоении информации, особенно передаваемой в больших объемах, сложной, специальной. Появляется необходимость в переводе динамичного информационного общения в статичное, т.е. средствами традиционной печатной книги. Не случайно в этой связи компьютер как динамичное средство коммуникации имеет специальный блок (принтер) для воспроизведения информации в статике, традиционной печатной форме. Не выручает здесь и наличие сетей (своего рода тиража) динамичных средств информационной деятельности. В любом случае их преимущество не в публичности, а в оперативности и индивидуализации информационного общения. Поэтому книга и книжное дело в наше время остаются главной подсистемой информационной деятельности.

Главная особенность информационной деятельности заключается в том, что она выступает как бы своеобразным духовным посредником в обществе, между людьми, обеспечивая всех и каждого необходимой информацией. Поэтому сейчас средства информационной коммуникации все чаще называют латинским словом "media" (средний, посредник), а применительно к системе массовой коммуникации - "mass media". Тем самым как бы подчеркивается важная роль информационной деятельности, с одной стороны, опосредующей в себе через информацию все достижения материальной и духовной культуры, а с другой - обеспечивающей информацией и, значит, делающей более сознательным и эффективным весь процесс социально-экономического развития. На современном этапе информационная деятельность носит характер сложно структурированной системы. В идеальном случае она "должна представлять собой модель мира со всеми уже известными его закономерностями и связями, систему, в которой всегда имелось бы место для непрерывно поступающей новой информации, систему, которая может дать ответ на любой вопрос, относящийся к любому когда-либо и где-либо изученному явлению... Для того чтобы исследователь мог сформулировать свой запрос к информационной системе, ему необходимо держать в голове какую-то схему этой информационной системы. Эту схему можно назвать мировоззрением, подразумевая, что информационная система будет примерно изоморфна познанному миру" [ Самков Л.М. Математическая информатика//Информатика и ее проблемы. Новосибирск, 1970. С. 56].

Именно в силу своей особой социальной важности и сложности осуществляемых процессов, использования большого множества методов, форм и средств информационная деятельность на определенном историко-культурном этапе развития общества порождает особый вид деятельности - библиографию (библиографическую деятельность ). Необходимость ее формирования обусловлена задачей управления информационной деятельностью, без чего она теряет свою целенаправленность и эффективность, возможность одномоментного охвата всей имеющейся в обществе информации, т.е. создания своеобразной библиографической картины мира. Можно говорить, что мировоззренческую роль в информационной деятельности, о чем пишет вышецитированный автор, выполняет именно библиография. Судите сами, в философии под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Причем мировоззрение, что следует особенно подчеркнуть, включает далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Мировоззрение соотносимо с целеполаганием человеческой деятельности, которое характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Но на целеполагании и предвосхищении (научном предвидении) основывается социальное управление. При этом управление оперирует именно обобщенной информацией, знанием об объекте своего воздействия.

В самом общем виде под управлением понимается сознательное, на достоверном знании основанное систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития, достижения поставленной цели . Следует уточнить, что применительно к библиографии речь идет об управлении информационной деятельностью, т.е. определяющая общественная функция библиографии - это информационное управление . Другими словами, библиография является управляющей подсистемой информационной деятельности, которая и есть тот самый социальный объект как управляемая подсистема. Выше мы отмечали, что информационная деятельность как процесс производства, распространения, хранения и использования информации реализуется в определенном многообразии средств, способов, носителей социальной информации. Важнейшим из них является книга. Именно она, также с учетом определенного многообразия своих видов, является главным объектом информационного управления, т.е. библиографии.

Но, чтобы оказывать определенное воздействие на свой объект, т.е. осуществлять информационное управление, библиография должна была создать свои специфические методы, формы и средства . Культурно-исторически они появляются уже в далекой древности, сначала как неотъемлемая часть самих средств информационного общения - письменного документа и рукописной книги. Речь идет о ее идентификации, т.е. выявлении, узнавании конкретно данной книги путем отождествления, приравнивания всех имеющихся в наличии по каким-либо, но лучше - по наиболее существенным характеристикам (свойствам, признакам и т.п.). Так формируется заглавие книги, а затем и другие ее титульные элементы. Со временем в каждой книге, наряду с соответствующим литературным, знаковым произведением, в качестве составной части ее появляется особая подсистема, которая ныне называется "аппарат книги". Благодаря аппарату создаются более эффективные средства использования книги в обществе. Формирование аппарата отдельной книги, а со временем и для всего реально существующего множества их (в мире, стране, по какой-либо проблеме, какого-либо автора и т.п.) становится определяющей задачей и принципиальной основой для появления библиографии как деятельности.

Например, заглавия самых древних из дошедших до нас "глиняных книг" (табличек) из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н.э.) составляли первые слова текста. Так, самый знаменитый в древнем Двуречье эпос о Гильгамеше, составной частью которого был рассказ о всемирном потопе, вошедший затем в Библию, начинался словами "Об увидевшем все". Эти первые слова и были заглавием эпоса, повторенным на каждой из 12 табличек, его составивших. Как установлено, библиотека Ашшурбанипала насчитывала около ста тысяч глиняных книг (основная часть из найденных - 27 тыс. - хранится в Британском музее). Естественно, чтобы пользоваться ими, нужен был каталог: он и состоял из перечня заглавий книг (первых слов текста), по определенной схеме классификации. До нас дошли фрагменты каталогов еще более древнего происхождения. В частности, в музеях США и Франции хранятся глиняные таблички каталогов шумерских библиотек, относящиеся к 2000 г. до н.э. Именно каталоги библиотек являются самым первым средством информационного управления (или библиографии) основным книжным фондом. Как видим, они создаются на базе определенной информации о книгах.

Со временем такая информация приобретает более сложный характер. Примером может служить знаменитая Александрийская библиотека (III в. до н.э.) эпохи эллинизма. Формирование ее началось с библиотеки известного древнегреческого философа Аристотеля, учителя Александра Македонского, по имени которого и назван этот город. Вспомним названия книг Аристотеля - "Физика", "Поэтика", "О небесах" и др. Это уже не первые слова текста, а краткое определение его содержания. Каталог Александрийской библиотеки, насчитывавший в отдельные периоды ее деятельности до 700 тыс. папирусных книг (свитков), носил уже характер сложного литературного произведения. Составлен он был видным по тем временам поэтом и ученым Каллимахом (310-240 гг. до н.э.) в 120 томах и назывался "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали".

До нас этот каталог дошел лишь в отдельных фрагментах. Но важно подчеркнуть, что для каждой книги в нем приводился автор, причем с кратким жизнеописанием; заглавие, порой с развернутой характеристикой содержания, с указанием лучшей книги на данную тему; литературный жанр и др. "Таблицы" Каллимаха послужили образцом для последующих библиографических трудов, причем без привязки к определенному библиотечному фонду. Они представляли собой как бы специфический по своему литературному исполнению свод всех имеющихся книг на данный момент времени. Причем и характеристики отдельных книг были систематизированы, чаще всего в хронологической последовательности.

Так было положено начало формированию особых знаковых форм, литературных жанров библиографии, своего рода библиографических книг, назначением которых было служить средством определенного воздействия на информационную деятельность (книжное дело) с целью эффективного и качественного использования информации как духовного результата и содержания общественной деятельности. Первоначально это были описания книг, с той или иной полнотой перечисляющие наиболее существенные формальные характеристики: автор, заглавие, жанр, объем, время создания и т.д. С ростом книжной производительности, особенно с внедрением книгопечатания, описательной характеристики книг становится уже недостаточно. Появляются новые средства информационного управления, основанные на логической переработке, свертывании содержания книг. Речь идет о таких известных сейчас литературных жанрах, как аннотация, реферат, рецензия. Они могут иметь как единичный характер - относительно одной или нескольких книг, так и сводный - включать любое множество книг. В последнем случае также сформировались свои, более емкие жанры информационного управления - библиографические списки, указатели, справочники, обзоры и т.д.

С учетом специфики самой информационной деятельности содержание библиографии также информационно. Только следует различать как бы два уровня информации : первичная , непосредственно содержащаяся в книгах, и вторичная, или библиографическая , создаваемая как результат логической переработки, свертывания, уплотнения первичной, т.е. непосредственного содержания самих книг. Конечно, вторичность библиографической информации следует понимать условно, операционально, т.е. она создается только при наличии и на основе книжного содержания, но носит оригинальный, научно-творческий характер. Это определено уже особенностями самой информационно-управленческой деятельности, составляющей социальную сущность библиографии. Наличие библиографической информации в любой форме ее знакового воспроизведения - обычно в форме "библиографических пособий" - дает возможность не только хорошо ориентироваться во все возрастающем массиве книг ("первичной информации"), но и, что особенно важно, принимать на их основе необходимые управленческие решения без обращения к самим книгам.

Слово "библиография" - древнегреческого происхождения (не позднее V в. до н.э.). И до сих пор сохраняет свою многозначность. Например, библиографией называют и саму деятельность по информационному управлению, и результаты этой деятельности (библиографическую информацию, библиографические пособия), и науку об этой деятельности. Правда, в Европе с XVII, а в России с XIX в. оно постепенно приобретает свое определяющее значение в качестве названия специфической части информационной деятельности - информационного управления. В нашей стране с 1 июля 1971 г. стал действовать ГОСТ 16448-70, в котором впервые библиография трактовалась в качестве области информационной деятельности. Вводились новые понятия для обозначения библиографической науки - "библиографоведение", а также для результата библиографической деятельности, знаковых способов (жанров, средств) воспроизведения библиографической информации - "библиографическая продукция". В условиях современного научно-технического прогресса библиография все шире использует достижения информационной технологии. И в ней помимо традиционных книжных форм воспроизведения библиографической информации создаются новые, например, автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС), базы данных (БД), банки знаний (БЗ), экспертные системы (ЭС), системы искусственного интеллекта (ИИ) и т.д. Следовательно, библиография оказывает свое управленческое воздействие на всю систему средств информационной деятельности в современном обществе.

В настоящее время за рубежом и в нашей стране накоплен огромный опыт библиографии, освоение которого необходимо каждому специалисту в области информационной деятельности. Для этого и предназначен настоящий учебный курс "Общая библиография".

Целью учебной дисциплины "Общая библиография" является изучение основ истории, теории и методики библиографии, обеспечивающих выбор наиболее рациональных видов, методов, средств и процессов библиографической работы, прежде всего в издательской и книготорговой деятельности, а также во всех сферах информационной коммуникации.

Указанная выше основная цель и определяет все многообразие задач курса, направленных на формирование у студента соответствующих знаний, умений и навыков.

В результате изучения дисциплины студент должен знать :

Студент должен уметь :

использовать систему библиографических пособий для формирования издательского репертуара и ассортимента книжной торговли;

работать с аппаратом книги и библиографического издания;

составлять библиографическое описание, аннотацию, реферат на различные виды документов и изданий;

осуществлять библиографический поиск, классифицировать книгу, оформлять заказы и отвечать на библиографические запросы;

составлять библиографические списки, указатели, обзоры и другие библиографические пособия;

использовать для библиографической работы имеющиеся технические средства и автоматизированные системы.

Студент должен иметь навыки :

практической работы с книгой и библиографическим пособием;

библиографического описания, аннотирования, реферирования, составления обзора;

организации и ведения процессов библиографирования и библиографического обслуживания.

Учебная дисциплина "Общая библиография" занимает важное место в системе дисциплин, изучаемых по направлению базового высшего образования 520700 "Книговедение", специальностям 021500 "Издательское дело и редактирование" и 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". Это объясняется тем, что объектом библиографии является вся совокупность документов и изданий, автоматизированных информационных систем, функционирующих в обществе, но преобразованная особым образом в процессе библиографической деятельности в систему библиографической продукции. Без знания этой системы, процессов, методов и форм составления и использования библиографических пособий не может быть квалифицированным ни один специалист в области информационной деятельности. Своеобразие данного курса заключается также в том, чтобы подготавливать необходимую научно-методическую базу для изучения других книговедческих дисциплин ("Общее книговедение", "История книжного дела", "Пропаганда и реклама книги"), курсов общего и специального (отдельных видов литературы) редактирования, но особенно отраслевых библиографий, являющихся составной частью цикла учебных дисциплин "Специальное книговедение", курса "Иностранная библиография".

Методологической основой курса "Общая библиография" являются диалектика как всеобщий метод научного познания, а также общенаучные методы, конкретизированные до частных задач библиографии. Особенно широко использованы ведущие методы книговедческого познания - историко-книговедческий, библиотипологический, библиометричский и др.

Структурно данный учебный курс дифференцирован на три основных раздела, отражающих типовую структуру любой науки, в нашем случае - библиографоведения: теория библиографии, история библиографии и методика библиографии. Теория библиографии в большей мере опирается на опыт исторического развития библиографической деятельности, прежде всего в нашей стране. Но, в свою очередь, история библиографии не будет основательно понята без опоры на соответствующие достижения науки. Поэтому изложение учебного материала начинается с теории библиографии, представляющей собой не весь накопленный на сегодня научный результат, а лишь его основы. Это своего рода вводно-теоретический раздел, позволяющий эффективно усвоить исторический опыт и предложить наиболее рациональную в современных условиях методику библиографической деятельности.

В теоретическом разделе основное внимание уделено квалификации таких определяющих характеристик науки о библиографии (библиографоведения), как объект и предмет, методология, принципы, система базовых категорий и понятий (язык науки), структура и особенности основных составляющих библиографоведения и библиографии в целом, место библиографоведения в современной системе наук, особенно смежных, а также место библиографии в системе информационной и общественной деятельности в целом. Важность и сложность с точки зрения освоения теоретического раздела во многом связана с тем, что научная разработка теоретических основ библиографии еще не завершена в полной мере. Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции В.А.Фокеев и др.

Естественно, что у нас есть своя теоретическая концепция библиографии , положенная в основу данной учебной дисциплины "Общая библиография". Но с учетом дискуссионности некоторых положений, порой основополагающего характера, предлагаемые нами решения будут представлены на фоне других точек зрения. По нашему мнению, вузовский учебник, предназначенный для подготовки будущих специалистов, профессионалов, не должен избегать дискуссионных моментов. Наличие таковых важно и в педагогическом аспекте.

Раздел "История библиографии" в данном курсе изложен с опорой на монографические работы Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, в которых нашла отражение история русской дореволюционной библиографии. Нам пришлось лишь сделать отдельные уточнения с учетом исторических разысканий нашего времени. Что касается интерпретации важнейших этапов, тенденций и достижений в истории развития русской библиографии, то она вполне самостоятельна и дана с учетом наших концептуальных построений библиографии. Это тем более важно, что работы указанных выше авторов, будучи новаторскими, носят преимущественно описательный характер, а стоящие перед ними в большей мере научные, чем педагогические, задачи привели в отдельных случаях к всеядности относительно всякого рода деталей и случайных явлений.

Особую сложность представляет изложение истории совет-ской библиографии. Основная причина - отсутствие уже давно необходимого монографического исследования, несмотря на обилие научных исследований по отдельным проблемам. Поэтому в нашем учебном курсе мы основное внимание уделили квалификации главных тенденций и достижений в развитии советской библиографии, вкладу видных деятелей и коллективов, уровню историографической разработки наиболее актуальных и дискуссионных проблем. В любом случае следует прямо сказать, что развитие информационной деятельности в целом, а библиографии в частности в дореволюционное и советское время, достигло достаточно высокого уровня и в чем-то даже опережало аналогичные процессы в ведущих зарубежных странах.

История учит, что следует всегда, даже в периоды революционных перестроек и реформ, не игнорировать, тем более разрушать, уже имеющийся положительный опыт. Следует брать его за основу и творчески совершенствовать дальше, исходя из новых задач и условий развития. Сказанное особенно важно учитывать сейчас, когда рыночные отношения пытаются всецело внедрять в систему информационной деятельности. Однако история русской библиографии показывает, что в основе своей она всегда была государственным делом. Именно этим в большей мере можно объяснить ее успехи. И это всегда учитывали наши тогда идеологические противники, а теперь еще и экономические конкуренты.

Главная задача раздела "Методика библиографии" состоит в том, чтобы показать самые рациональные способы организации библиографической деятельности в нашей стране, практической реализации наиболее сложных ее процессов - информационного поиска, библиографической систематизации, подготовки библиографической информации, библиографического обслуживания. С учетом того, что специалист по книговедению может после окончания вуза работать в любой отрасли информационной деятельности, дается именно общая методика библиографии, без конкретизации ее до частных случаев применения, что должно стать проблемой последующей специализации. Одна из существенных задач при освоении методики библиографии заключается в том, что она должна использоваться в процессе последующего обучения студента. Библиографические знания, умения и навыки необходимы при выполнении всякого рода курсовых и домашних работ, контрольных работ при заочном обучении, докладов на студенческих научных конференциях и олимпиадах, наконец, аттестационных и дипломных работ.

В целом для курса "Общая библиография" важную роль играет использование особых дидактических приемов подачи учебного материала . Прежде всего учитывается преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих учебных дисциплин, основные приемы междисциплинарных связей. Учтены и воспитательные задачи, в частности всегда подчеркивается роль творческой личности в решении тех или иных, особенно сложных, проблем, участие студенческой молодежи в библиографической деятельности, преемственность поколений и др. В каждом разделе излагаемые материалы, по мере возможности, иллюстрированы таблицами и схемами. В плане дидактическом все разделы заканчиваются вопросами для самопроверки, в своей совокупности отражающими необходимый минимум научных знаний, умений и навыков. Учебник сопровождается также библиографическим списком основной и дополнительной литературы. При повторном обращении к учебнику студент может рационально использовать именной вспомогательный указатель.

При пользовании данным учебником студент и преподаватель должны учитывать, что в нем изложены лишь научные основы библиографии. Дальнейшую детализацию и углубление они должны получить в теоретическом отношении на лекциях, семинарских занятиях, а в практическом отношении - при выполнении лабораторных, курсовых и других работ. Поэтому при самостоятельной работе студент должен рационально сочетать результаты всех проводимых по курсу занятий, ведя свой конспект. В нем должны найти отражение и результаты проработки рекомендуемой литературы вопроса. Ориентирами для ведения конспекта и самостоятельной работы студента должны служить сопровождающие разделы учебника вопросы для самопроверки (они легко соотносимы с главами, отражающими учебный материал по темам программы).

В целом дидактически определяющим для формирования у студента профессиональных знаний, умений и навыков следует считать освоение им основ библиографии в единстве ее истории, теории и методики.

В ходе прошедших дискуссий основное внимание специалистов привлекало соотношение библиотечного дела и библиографии с научно-информационной деятельностью и информатикой, рассматривавшееся, как правило, по одному из трех направлений: библиотека – научная информация, библиография – научная информация, библиотечное дело и библиография (как единое целое) – научная информация.

Тесная связь библиотечного дела и библиографии всегда выглядела вполне очевидной и участниками дискуссии либо вообще не рассматривалась, либо затрагивалась попутно и лишь в самой общей форме.

Библиотека – самый древний и по сей день наиболее значительный по своей общественной роли институт в системе средств хранения и использования документов. Почти одновременно с библиотечным делом возникла и развивалась (преимущественно в его недрах) библиография. В дальнейшем она стала необходимым звеном библиотечного процесса. В современных условиях можно говорить о продолжающихся процессах интеграции библиотечной и библиографической работы, библиотековедения и библиографоведения. Отсюда все более широкое использование таких комбинированных понятий, как “библиотечно-библиографическое обслуживание”, “библиотечно-библиографические ресурсы информации”, “библиотечно-библиографическое образование”, “пропаганда библиотечно-библиографических знаний” и т. д.

Казалось бы, все ясно. Однако эта очевидность оказывается обманчивой при постановке таких, например, вопросов: какая именно часть библиотечной деятельности является библиографической и, наоборот, какая часть библиографии входит в состав библиотечной работы? В каких отношениях между собой находятся библиотековедение и библиографоведение? Обычно говорят, что это смежные научные дисциплины, которые пересекаются и взаимодействуют. Но, как и в каких пунктах? Точных и однозначных ответов мы пока не знаем.

Очевидно, что решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие “библиография”. Отдельные библиотековеды не раз высказывались в том смысле, что вся библиография – часть (участок) библиотечного дела.

Нет ясности и в вопросе о том, какие именно процессы в библиотеке в сущности своей библиографические. Каталогизация, например, всегда рассматривалась библиотековедами как библиотечный процесс и в сферу библиографии не включалась, что нашло отражение и в организации работы библиотеки (каталогизация, обработка литературы отделены от библиографических подразделений и форм работы библиотеки). Правда, известный библиотековед О.С. Чубарьян писал, что “каталогизация по существу своему представляет форму применения библиографических методов в библиотечной практике” . Но дело не только в методах, а в том, что каталогизация – непосредственно библиографический процесс. И любой каталог библиотеки – это не что иное, как частный случай библиографического пособия.

Нет единодушия и среди библиографов, которые по-разному истолковывают состав и границы своей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют прошедшие дискуссии и опыт подготовки государственных стандартов на библиографическую терминологию.

По каким же признакам следует отличать библиографические явления от небиблиографических? Выше в главе шестой на основе понятия “библиографическая информация” сформулирован общий принцип или критерий отграничения того, что относится к библиографии, от того, что к ней не относится.

Эта основа позволяет составить более широкие и четкие (по сравнению с традиционными) представления о составе и содержании библиографических элементов библиотечного дела. Вместе с тем ясно, что библиографические явления и процессы имеют место не только в библиотечном деле.

Выделив из приведенной на рис. 18 структуры интересующие нас объекты (библиотечное дело и библиографию), получим наглядное выражение соотношения, смысл которого в том, что в библиотечном деле есть его собственное библиографическое подразделение, являющееся в то же время особым организационно оформленным подразделением библиографии. Это подразделение было названо нами библиотечной библиографией.

В библиотечной библиографии, как и в любой другой, выделенной по аналогичному основанию (книготорговой, архивной и т. д.), осуществляются процессы библиографирования и библиографического обслуживания, являющиеся в сущности библиографическими и в то же время непосредственно библиотечными процессами.

Если исходить из того, что библиотековедение в самом общем смысле это наука о библиотечном деле, а библиографоведение – наука о библиографии, то реальное соотношение объектов изучения (библиотечного дела и библиографии) определяет и соотношение соответствующих научных дисциплин. Но отсюда следует, что библиотековедение и библиографоведение – не просто смежные или родственные, но и частично совмещающиеся научные дисциплины.

Иначе говоря, область совмещения библиотековедения и библиографоведения образует такой раздел научного знания, который можно квалифицировать как библиографическое библиотековедение (по отношению к библиотековедению) или библиотечное библиографоведение (по отношению к библиографоведению). Эта научная дисциплина имеет предметом изучения библиотечную библиографию и на равных правах входит в состав, как библиотековедения, так и библиографоведения. Различие состоит лишь в том, что в составе библиографоведения библиотечная библиография рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее специфической роли, задач, организации и методики в пределах библиографии, а в составе библиотековедения – с точки зрения ее специфической роли, задач и т. п. в рамках библиотечного дела.

Этот структурный дуализм в библиотечно-библиографической науке и практике существует объективно (хотя и не осознается достаточно четко многими библиотековедами и библиографоведами) и приводит, в частности, в сфере высшего библиотечного образования, с одной стороны, к значительному дублированию материала в библиотековедческих и библиографических учебных курсах, с другой – к неоправданному разрыву в учебном процессе единых по своему функциональному содержанию проблем каталогизации (классификации, предметизации, библиографического описания) и библиографирования документов.

Как же быть с библиотечным библиографоведением (библиографическим библиотековедением)? Где его законное место: в составе библиотековедения или библиографоведения? В этом пункте библиотековедение и библиографоведение совмещаются, поэтому условия для однозначного ответа на вопрос о включенности объективно отсутствуют, однако субъективно в каждом конкретном случае решение, очевидно, зависит от начальной “системы отсчета”, от того, с каких исходных общих позиций мы к нему подходим – библиотечных или библиографических.

Таким образом, простой и ясный, казалось бы, в своей наиболее общей форме вопрос о соотношении библиотечного дела и библиографии, библиотековедения и библиографоведения при ближайшем рассмотрении оказывается дискуссионным и нуждающимся в дальнейшей основательной разработке и широком обсуждении.

Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика

Научно-информационная деятельность, будучи по своему основному назначению научно-вспомогательной, возникла как внутренний механизм самой науки (как средство ее информационного самообеспечения), но вместе с тем эта деятельность не могла успешно развиваться вне традиционных библиотечно-библиографических учреждений, их фондов и методов. Однако проблема взаимоотношений этих видов деятельности трактовалась библиотековедами и библиографоведами, с одной стороны, и информатиками, с другой – далеко не одинаково.

Дело в том, что информатика как научная дисциплина в своем исходном пункте опирается на ряд особенностей, свойственных современному этапу развития науки и техники в условиях так называемого информационного кризиса, основные черты которого особенно отчетливо проявились в XX в. В частности, важную роль в развитии информатики сыграли количественные аспекты информационного кризиса – резко возросшие масштабы научных публикаций, затрудняющие первичную ориентацию в огромных документных массивах и потоках. С точки зрения информатики, эта сторона была осознана, прежде всего, как насущная потребность в механизации и автоматизации процессов, которые по своей сущности являются библиотечными и библиографическими, но которыми в этом аспекте ни библиотечная, ни библиографическая наука (в силу их исторически сложившейся гуманитарной направленности) никогда всерьез не занимались. Представители информатики, придя к этим проблемам как бы со стороны, не склонны были признать их библиотечно-библиографическими, считая, что информатика занимается чем-то принципиально новым, органически не свойственным библиотечному делу и библиографии. В этом и заключена главная причина сразу возникшего взаимного непонимания, противопоставления “традиционных” и “нетрадиционных” средств и методов информационного обслуживания, количественных и качественных подходов и т. п.

Сейчас положение изменилось. Длительные теоретические дискуссии, глубокое осмысление практического опыта информационного обслуживания привели к сближению позиций, выработке более согласованного понимания общего и специфического в рассматриваемых областях, хотя разногласия существуют, конечно, и сегодня.

Главным в этом плане является следующее.

Библиотечное и библиографическое дело, библиотековедение и библиографоведение опираются на готовые, исторически сложившиеся документарные формы источников знания и занимаются проблемами их использования в самых различных общественных целях (не только научных). Они не ставят перед собой задачу оптимизировать всю систему информационных коммуникаций и не интересуются проблемами движения информации, отсутствующей в документах (не зафиксированной на материальных носителях).

Научно-информационная деятельность и информатика рассматривают только информационные коммуникации науки, но взятые в целом, на всех уровнях и во всех формах (в том числе библиотечно-библиографических). Конечная цель здесь – максимально оптимизировать всю систему научных коммуникаций, привести ее в соответствие с потребностями современной науки.

В этом и состоит определенное совпадение и вместе с тем различие объектов и целей библиотечно-библиографической и научно-информационной науки и практики.

Формально соотношения между библиографической деятельностью, библиотечным делом и научно-информационной деятельностью в рамках образуемой ими особой системы можно представить графически (рис. 21).

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы является необходимость изучения истории библиографии других стран с целью выявления современных тенденций в развитии библиографии, что обусловлено распространением библиографии на произведения литературы, музейные экспонаты, произведения живописи и графики, театральные и археологические артефакты и даже сайты в Интернет.

В работе были поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность понятия, в виду наличия множества трактовок;

Рассмотреть предпосылки развития библиографии в Венгрии;

Проанализировать развитие библиографии в Венгрии и странах социализма;

Рассмотреть и проанализировать современные тенденции в развитии библиографии Венгрии;

Выявить место и роль венгерской библиографии в мире.

Целью исследования было изучение истории библиографии Венгрии, объектом исследования - современное положение венгерской библиографии в мире.

Теоретические основы библиографии

Понятие и взаимосвязь библиографии с другими науками

Термин "библиография" возник в Древней Греции и первоначально означал "книгописание". Лишь с середины XVIIв. он стал употребляться в смысле "книгоописание". В научный оборот термин «библиография» вошел лишь в работах XVII в. во Франции. Жакоб де Сен-Шарль озаглавил так свой 5-томный справочник “Парижская библиография” (1643-51). В XIX - нач. XXвв. господствовало представление о библиографии. как науке, особом знании о книге, ее описании. В концепции Н.М. Лисовского библиография была уже выделена как описательная часть книговедения. Наиболее значительной. историко-библиографической работой стал очерк К.Н. Дерунова “Жизненные задачи библиографии. (Итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет)”. Исключительная значимость для понимания социально-культурной сущности библиографии и консолидации библиографии имела работа Б.С. Боднарского “Библиография как синтез книжной мысли”, опубликована в “Библиографических известиях” (1916). Библиографию. определяли как “основательное познание о книгах”, “образующее вкус к хорошим сочинениям” и “составляющее существенную часть истории народного просвещения” (В. С. Сопиков), “книговедение или книгознание и по смыслу ее названия - книгоописание” (Г.М. Геннади), науку о книгах, отрасль человеческих познаний, путеводительницу и наставницу в выборе книг (В.Г. Анастасевич), как науку, дающую в результате своих достижений выводы общенауч. и практ. значения о кол-ном и качественнном составе произведений печати (Н. Ю. Ульянинский).

Как полагал М. Н. Куфаев, библиография является самостоятельным знанием о книге, исследуя и описывая ее подобно тому, как историческое источниковедение исследует и описывает исторические памятники или как география описывает отдельные страны и народы земли”. Иной характер имеют определения библиографии, выработанные представителями управленческого, вспомогательно-идеологического направления, зародившегося в XIX в.

С середины ХХв. получает признание информационно-деятельностная концепция библиографии, ее основными категориями и компонентами определения являются библиографическая информация и библиографическая деятельность. Наиболее развернуто системно-информационного. понимание библиографии было изложено в информационно-документографированной концепции О.П. Коршунова, согласно которой в качестве объекта библиографии (библиографической деятельности) рассматривается не книга (произведение печати), а документ, под которым понимается любая социальная информация, зафиксированная человеком на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования. Библиография выводится за пределы книжного дела, распространяясь на музейные экспонаты, произведения живописи и графики, театральные и археологические артефакты, трамвайные билеты, сайты в электроных сетях и т. д. (ибо все они представляют собой материальные носители, на которых зафиксирована социальная информация) и расширяется до понятия “документография”.

В современном понимании объектом библиографии считаются произведения печати всех видов, рукописные книги, созданные до изобретения книгопечатания, рукописи новейшего времени, имеющие общественно-научное значение (например, диссертации, депонированные рукописи, т.е. рукописи, сданные на хранение). Трансформация графического текста, обусловленная развитием техники, появление микрофильмов, грамзаписей и др. аудиовизуальных материалов приводят к постепенному расширению объекта библиографии.

Таким образом библиограмфия (от греч. вйвлйпгсбцЯб biblion -- книга, grapho -- пишу) рассматриваться с трех сторон: во-первых, это книговедение -- отрасль научной и практической деятельности, занимающаяся подготовкой, распространением и использованием библиографической информации (информации о печатных произведениях, необходимой для их идентификации) (Научное систематизированное описание книжных изданий, составление их списков, указателей и обзоров); во-вторых это перечень книг, которые что-то объединяет (например, общая тема или общий автор); в-третьих это отдел в журналах, содержащий информацию о вышедших книгах, публикациях, журналах, и т.д.

Развитие библиографии обеспечивается системой специальных учреждений (библиографической службой), результатом деятельности которых является библиографическая продукция, составляющая разновидность справочной литературы.

На протяжении длительного периода библиография развивалась вместе с литературной и научной критикой. При возрастающей дифференциации знаний привело к размежеванию библиографии с этими отраслями деятельности, хотя оценки, которые даются литературной и научной критикой произведениям печати (в количественном отношении меньшей их части), служат основой для характеристики этих произведений в библиографии. Журнальные формы библиографии до сих пор в значительной мере развиваются вместе с критикой. В изучении произведений печати по содержанию библиография соприкасается с отдельными отраслями науки и примыкает к ним в качестве вспомогательных разделов.

Стоит обратить внимание на то, что на развитие библиографии оказывают большое влияние успехи науки и культуры, рост читательских запросов общества. В свою очередь библиография воздействует на научное, литературное и техническое творчество, издательское и библиотечное дело, книжную торговлю, образование и самообразование. Это выражается в том, что, выявляя произведения печати, отбирая и характеризуя их, библиография помогает подведению итогов развития науки и созданию исходной базы для дальнейших исследований; отражает вклад отдельных лиц, народов или стран в развитие культуры; указывает литературу, необходимую для изучения историографии вопроса, вводя при этом в обиход как новые опубликованные произведения, так и старые, не получившие известности или забытые. Пропагандируя произведения печати, накопленные в библиотеках или вновь выпущенные издательствами, библиография способствует распространению определённых научных положений, политических, философских и эстетических взглядов, а также технических усовершенствований. Она играет большую роль в руководстве чтением и таким образом содействует формированию общественного сознания.

Библиография тесно связана с научной и технической информацией. Однако, в отличие от неё, библиография сообщает сведения не о самих научных теориях, идеях, фактах, а о произведениях печати, в которых они изложены, и имеет, кроме научно-информационных, образовательные, просветительные и воспитательные функции.

Относительно средств библиографии можно отметить, что ими обеспечиваются учет и регистрация по определенной системе новых, а также изданных в прошлом текстов, информирование о них с целью содействия развитию профессиональной, воспитательной, педагогической, популярно-просветительской, социокультурной и иной деятельности, образованию, реализации печатной продукции и др. документов как товара.

В настоящее время значительным признанием пользуется понимание библиографии как метода социально-культурной и коммуникативной деятельности. Социальная сущность библиографии ярко проявляется в библиографической деятельности (совокупности процессов библиографирования и библиографического обслуживания) и в ее результатах (библиографической продукции, системе библиографических пособий - традиционных и нетрадиционных, созданных на основе электронной техники, новых информационных технологий).

Современная библиография воспринимается специалистами также как протобиблиография XXIв., т.к. современное человечество являемся свидетелями “инкунабульного периода” эпохи электронной (цифровой, экранной) цивилизации (Б. А. Семеновкер, В. А. Фокеев) В 1991 был проведен успешный эксперимент по изданию гос. (нац.) библиогр. информации неск. европ. стран на одном диске. Широко используются с применением новых информ. технологий базы данных таких известных фирм как “Р.Р. Баукер”, “Вильсон”, “Уитакер” и др. Большое значение имеет развитие междунар. библиогр. электрон. сетей, которые позволяют сделать прозрачными для потребителей различных источники информации о фиксированных текстах. Реально воплощается в мировой практике “голографический” принцип библиографии - возможность получения любой библиографической информации с любого имеющего соотв. технолог. оборудование места. Практически решенным в мировом масштабе может считаться преодоление временного и пространственного коммуникационных барьеров.

Таким образом, получается, что библиография, и мировая в частности развивается в условиях сотрудничества. Так, например, ЮНЕСКО субсидирует ряд международных изданий по отраслевой библиографии и оказывает содействие развивающимся странам в создании национальной библиографии.

  1. Казарина в в основы библиографии и информационной культуры учебное пособие

    Учебное пособие

    В. В. Основы библиографии и информационной культуры Учебное пособие Челябинск 2004 УДК 02 (075.8) ББК 78 К 14 Казарина , С. А. Основы библиографии и информационной культуры [Текст]: Учеб. пособие / С. А. Казарина ...

  2. Проект ingsat

    Документ

    М., 2005. 44 с.doc Казарина С.А. Луцук В.В. Основы библиографии и информационной культуры . Учебное пособие . Челябинск, 2004. 82 с. ... М., 2003. 238 с.doc Казарина С. А. Луцук В. В. Основы библиографии и информационной культуры . Челябинск, 2004. 42 с.doc ...

  3. Библиографический информационный центр информационный бюллетень новых поступлений (1)

    Информационный бюллетень

    ... библиография учебные пособия информационной культуры студентов) [Текст]:учебное пособие /А. В. Сухих, Н. ...

  4. Библиографический информационный центр информационный бюллетень новых поступлений (2)

    Информационный бюллетень

    ... библиография социологической литературы - социологические доктрины - социальные обследования - язык социологического исследования - учебные пособия ... студентов в вузе (развитие информационной культуры студентов) [Текст]:учебное пособие /А. В. Сухих, Н. ...

  5. Учебная учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07 00 02

    Учебники и учебные пособия

    ... – 1. Основы курса истории России: Учебное пособие для вузов... Науковедение - Библиотечное дело – Библиография . - Количество экз. ... экз. – 2. Казаринов , Олег Игоревич. ... вв.:именьковская культура : Пособ для студ... Путеводитель: [Информационный сборник] / отв...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия библиографии как структуры, упорядочивающей пространство информации и знания с целью ориентации в нем. Познавательная, информационная и социально-коммуникационная функция библиографии, закономерности развития и проблема эволюции науки.

    реферат , добавлен 21.08.2011

    Сущность и содержание информации, оценка ее роли и значения в современном обществе, классификация, типы. Противоречия между ограничениями возможностей человека по восприятию и потреблению информации и ростом информационного потока. Значение библиографии.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Сущность и этапы развития библиографии, современные научные представления о ней. Структура и основные элементы библиографической информации, ее форма и варианты графического образа записи, функции и свойства, роль в системе социальных коммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2009

    Направления развития мировой библиографии в связи с изобретением книгопечатания. Первые каталоги книготорговой библиографии, укрепление "запретительной библиографии". "Универсальная библиотека" Геснера и создание универсальных ретроспективных указателей.

    реферат , добавлен 22.08.2011

    Отраслевая, краеведческая и текущая библиография. Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии. Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения. Основные требования к ретроспективному библиографическому пособию.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Роль истории в современном и перспективном развитии библиографии, ее особенности, тенденции и достижения. Первая библиотека на Руси. Роль Академии наук Петербурга в становлении отечественной библиографии. "Российская ученая история" епископа Дамаскина.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    История становления библиографии в Древнем мире: использование идеографических символов для фиксирования информации, зарождение алфавитного письма, создание первых библиотек в Греции. Специфика книгособирательной деятельности в период Средневековья.