Методическая разработка урока по информатике "поиск информации в сети интернет"


ПЛАН УРОКА

« Заполни пропуски»

Зачем мы изучаем новую тему?

Способы поиска информации в Интернете.

Типы поисковых систем.

Характеристики популярных поисковых систем.

Домашнее задание.


«ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ»

Компьютерная сеть

Электронная почта

Локальные, региональные, глобальные

Локальная

Сетевую карту, сетевого кабеля

Глобальная

Кольцо, звезда, шина

браузеры

Оценивание

10 ответов – 5

8-9 ответов – 4

6-7 ответов – 3


СПОСОБЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В WEB

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  • Указание адреса страницы.
  • Передвижение по гиперссылкам.
  • Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Способ поиска

Указание адреса страницы

Применение

Обращение к поисковой системе


СПОСОБ 1: УКАЗАНИЕ АДРЕСА СТРАНИЦЫ

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Например:



Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Например



СПОСОБ 3: ОБРАЩЕНИЕ К ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).



ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА

Поисковая система - веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.


  • поисковые каталоги поисковые индексы .
  • поисковые каталоги поисковые индексы .
  • поисковые каталоги
  • поисковые индексы .

ПОИСКОВЫЕ КАТАЛОГИ

Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.



ПОИСКОВЫЕ ИНДЕКСЫ

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.



КАК РАБОТАЕТ ПОИСКОВОЙ ИНДЕКС?

Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поиско́вый робот («веб-пау́к») - программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.


  • Учитывай особенности естественного языка.
  • Не допускай орфографических ошибок.
  • Избегай поиска по одному слову.
  • Не пиши большими буквами.
  • Исключи из поиска ненужные слова.
  • Используй возможности расширенного поиска.

Основные поисковые системы

http://www.yandex.ru/ - 54.8267%

http://www.rambler.ru/ - 21.7645%

http://www.google.com/ - 15.6207%

http://www.mail.ru/ - 4.5466%

http://www.aport.ru/ - 1.5788%

HTTP://WWW.YANDEX.RU/

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве.

Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.



HTTP://WWW.RAMBLER.RU/

Rambler Media Group - интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.



HTTP://WWW.GOOGLE.RU/

Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.



Способ поиска

Указание адреса страницы

Точное попадание в цель

Применение

Необходимо знать точный адрес

Очевидность поиска

Обращение к поисковой системе

Когда известен точный адрес

Поиск в пределах одной или нескольких страничек

Всегда есть «положительный» результат

Когда нужен ответ на неточный вопрос

Много посторонней информации, сложность формулировки точного запроса

Практически в любой ситуации


  • Поиск в пределах сходных страничек
  • Результат содержит много посторонней информации
  • Результат есть всегда
  • Самый точный
  • Самый легкий
  • Самый распространенный
  • Самый лучший

Я узнал…

Я научился…

Я буду применять…

Я оцениваю свою работу…


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский строительный техникум»
(ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете»
Преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Е.В. Шендакова2015
План урока
Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная: освоить способы поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных и личных задач, с использованием прикладных поисковых программ.
Развивающая: развитие интереса к работе с компьютером как основы формирования информационной культуры, логического мышления, расширения общего кругозора;
Воспитательная: воспитание самостоятельности и ответственности за качество выполненной работы, умения работать в группе;
Здоровьесберегающая: соблюдение правил техники безопасности, соблюдение санитарных норм, сочетание форм и методов работы.
Дидактические основы урока:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал: индивидуальные карточки с вопросами, URL- адреса.
Ход урока:
Орг. момент (1-2 мин.);
Объяснение нового материала (20 мин.);
Самостоятельная работа (15 мин.);
Рефлексия. Итоги урока (3-5 мин.);
Ход урока:
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
Орг. момент, 1-2 мин.- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности. Здравствуйте!
Тема сегодняшнего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
Презентация к уроку (слайд 1).На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную информацию. Записывают тему и план урока в тетради.
Введение в тему:- подготовить к восприятию темы;- нацелить на продуктивную работу 7-10 минут С приходом глобальной компьютерной сети Интернет в жизнь человека, мир изменился. Сегодня не выходя из дома, можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. На слайде представлена диаграмма, показывающая, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 3).
Давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? Чтобы вам было легче, попробуйте ответить на вопросы:
Что называют компьютерной сетью?
Из каких компонентов состоит компьютерная сеть?
Какими бывают компьютерные сети по своей протяженности?
Чтобы дать сформулировать определение, необходимо учесть все правильные ответы на вопросы. Оно перед вами, но в нем пропущены некоторые слова, попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение запишем в тетрадь (2 минуты).
Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 4).
Каждый из вас ежедневно обращается к Сети: ищет информацию, общается с товарищами, слушает музыку. Как вы считаете, есть ли у Интернета недостатки?

Давайте разделим группу на две команды и попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Первая – сторонники Интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. (Приложение 1).
Образец таблицы
Достоинства Недостатки
Важный источник информации Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её стороны. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Интернет представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть. Рассуждают с места о понимании значения этого слова. «Интер»-между, «Нэт»-сеть.
Отвечают с места на вопросы: (объединение двух и более компьютеров)
(источник информации, канал связи, приемник информации)
(локальными, корпоративными, региональными и глобальными)
Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с преподавателем.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, которая включает в себя локальные, корпоративные и региональные сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру.
Делятся на группы.
Каждая группа на листке с изображением значка Интернет записывает достоинства или недостатки Интернета.
Капитаны команд и представитель команды готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции. На доске заполняют таблицу достоинств и недостатков. (Анализируют, сравнивают, обобщают и высказывают мнение свое и группы.)
Делают вывод самостоятельно (с помощью преподавателя).
Тема урока:- изучить способы поиска информации в сети Интернет;- рассмотреть поисковые системы Интернета.10 минут Работая в Сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. (слайды 5-6).
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Указание адреса страницы (URL-адрес); (слайд 7)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 8).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе (слайд 9).
Какие поисковые системы вы знаете?
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто рапользуется Интернетом. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). (слайд 10)
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Yandex.ru(слайд 11).
Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов Google.ru(слайд 12).
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями Rambler.ru(слайд 13).
Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова
Самостоятельно записывают нужную информацию в тетрадь, опираясь на информацию презентации.
отвечают на вопрос: (yandex. ru, Rambler. ru, GoogleЗакрепление материала15 минут Работа за компьютерами.
1.Я случайно разорвала задания на которых записаны URL-адреса сайтов, которые вам нужно найти. Восстановите и назовите тему информации сайта. (Приложение 2).
2.На карточках записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на поставленный вопрос и записать URL-адреса этих сайтов. (Приложение 3). Индивидуальная работа за компьютерами.
Подведение итогов урока:рефлексия5 минут Урок получился очень плодотворным и насыщенным информацией. Чтобы зафиксировать в памяти необходимые знания, предлагаю провести синквейн (5 строк)
Существительное (Интернет)
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение из 4-х слов
Слово-вывод
Подведение итогов урока. Систематизируют знания при помощи синквейна. Записывают в тетрадь. По желанию читают.
Используемая литература:
Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10-11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010


Приложенные файлы

Дата ___________ Класс___ 3 ____

План-конспект урока №____

Тема: Поиск информации. Правила поиска данных в Интернете

Общеобразовательные цели
формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер» дать продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере

Развивающие:

Развивающие цели:
развитие речи, мышления, памяти;

формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение)

выделение главного).

продолжить развитие внимания и памяти у учащихся.

Воспитательные цели:

формировать чувство ответственности за результаты своего труда;

формирование информационной культуры учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, наглядность

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

    Организационный момент
    Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку

    Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос

Разминка
Заполни таблицу (источник информации, общение с людьми, недостоверная информация, виртуальный мир, Интернет-зависимость, заказ товаров, вирусы, распространение информации, мошенничество )

Достоинства Интернета

Недостатки Интернета

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока
На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

Сегодня темой нашего урока будет «Поиск информации в Интернете», а также познакомимся с правилами поиска информации в Интернете

    Усвоение новых знаний

Поисковая система – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем например: Google, Yahoo!, Яндекс, Mail.ru

Мы более подробно остановимся на одной из них – это Google.. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Google.ru и нажать клавишу. Браузер (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Google.

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска) . Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Google. Поисковая система Google показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички.

Существуют три способа поиска информации в Интернете

1. Указание адреса страницы.

3. Обращение к поисковой системе

На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова»

Если нужно найти информацию по какой-либо теме,выраженной одним словом , запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск).

При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной.

Решение проблемы: Попробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов»

Если в запросе вводить несколько слов , поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга.

Если найдено мало ссылок, возможно вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам

Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать».

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню выберете команду «Вставить»

Алгоритм работы:

    Открыть браузер Internet Explorer

    Нажать кнопку домой и проверьте, что в строке адреса записан адрес поисковой системыwww.google.ru

    Выбрать тип искомого документа, щелкнув по ссылке над полем запроса (Веб, картинки, группы, каталог)

    Ввести в поле запроса в центре экрана ключевые слова, нажать кнопку Поиск

    Поисковой машине потребуется некоторое время, чтобы сформировать результат и вы увидите список, каждая запись которого является гиперссылкой на другой сайт

    Проанализируйте предлагаемый список рисунков и щелкните правой кнопкой мыши на подходящем рисунке. Выберите из контекстного меню команду «копировать».

    Если информационный ресурс заинтересовал, можно щелкнуть по гиперссылке, чтобы рассмотреть его подробнее

Возвратиться на страницу со списком, можно нажав кнопку Назад

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

4.Закрепление материала

Работа в тетради с печатной основой

5.Компьютерный практикум

    Домашнее задание
    Выполнить задания в тетради с печатной основой

    Рефлексия
    Мне понравилось

    Ключевые слова:

    Цель урока:

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

План урока:

  1. Актуализация знаний (5 мин).
  2. Практическая работа (16 мин).
  3. Домашнее задание (1 мин).
  4. Итог урока (4 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

  1. Актуализация знаний.
  1. Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи - где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? - ответы на вопросы - Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).

поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги . Поисковые машины

Каталоги

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска - ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой - оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы - например, в начале предложения.

Простой запрос подразумевает, что слова

Поиск без учёта морфологии

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд - в пределах всего текста.

3) поисковые указатели.

Поисковые каталоги

Поисковые указатели

Рейтинговые системы

Преподаватель

5 . Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по информатике на тему "Поиск информации в Интернете" »

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым Министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігіңің

«Петровка аграрлы-техникалық колледжі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Петровский аграрно-технический колледж»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Открытый урок по
информатике
на тему: «Поиск информации в Интернете»

Провел преподаватель: Шубин А.А.

Петровка, 2014 г

Разработка урока

План-конспект урока по информатике

Преподаватель Информатики
Петровского аграрно – технического колледжа
Шубин А.А.

      1. Тема: «Поиск информации в Интернете»

    Предмет: информатика и ИКТ

    Группа: 23

Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.

Цель урока:

    формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

    развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроектор.

План урока:

    Организационный момент (1 мин).

    Актуализация знаний (5 мин).

    Изложение нового материала (12 мин).

    Практическая работа (16 мин).

    Домашнее задание (1 мин).

    Итог урока (4 мин).

Ход урока:

    Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

    Актуализация знаний.

Тогда для повторения домашнего задания и изученного ранее разделимся сейчас на 2 команды. Эти определения пригодятся вам при изучении новой темы сегодня. Даю задание. Сейчас каждая команда будет отвечать на вопросы: один из команды будет задавать вопрос, а в команде напротив должны быстро найти ответ на данный вопрос и громко и чётко прочитать, не перебивая друг друга. Тот, кто прочитал ответ, имеет возможность задать вопрос команде напротив. Студенты задают по 5 вопросов из каждой части (приложение 1).

    Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? – ответы на вопросы – Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).

Давайте начнем с простого: ГДЕ?

Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги . Поисковые машины : (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.

Действие поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернет, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями.

Каталоги : в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.

Конструкция страниц значения не имеет.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней.

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска – ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.

Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?

Простой запрос из одного слова

Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой – оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы – например, в начале предложения.

Простой запрос из множества слов

Яndex позволяет использовать в качестве запроса строку до 250 символов. Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ , т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам. Учитывается морфология всех терминов простого запроса.

Поиск без учёта морфологии

Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной её морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!".

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.

Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:

3) поисковые указатели.

Поисковые каталоги : организованы по иерархическому принципу. Заполняются вручную специалистами, обслуживающими данную службу.

Поисковые указатели : использование индексных списков. Индексные списки создаются автоматически.

Рейтинговые системы организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том, что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов.

У вас на столах лежат конверты. Откройте их и обсудите командами в течение 2 минут: какие из сайтов относятся к каждому из видов. Один представитель команды выходит к доске и вывешивает результаты обсуждения. Один человек от команды комментирует выбор. (После того, как 2 команды вывесили все результаты на доске, учитель демонстрирует слайды и комментирует решение учащихся).

Преподаватель : Отлично, сейчас мы с вами изучили виды поисковых систем, и чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания. (На доске демонстрируются условия задания и пример решения такого задания).

5. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

    Всем ученикам предлагается попробовать найти недостающие слова из отрывков стихотворений. Применение простого поиска. Ученики получают индивидуальную карточку, в которой пропущено слово. Они вносят в поисковую систему текст и находят пропущенное слово. Вписывают в карточку и сдают обратно учителю (приложение 2). Учитель проверяет и выставляет баллы. За время выполнения задания сменяет на доске ответы учащихся.

    Ученикам предлагается сформулировать, какими видами поиска они занимались в первых двух играх. Повторяются определения, вывешенные на доске. Один человек от команды вносит изменения.

    Ученики в парах ищут ответы на перекрёстные темы. Разделив таблицу пополам, ученики находят ответы на поставленные задачи в виде ключевого слова, которое записывают на карточку и сдают учителю (приложение 2). На доске остаётся одно задание-пример, которое объяснял учитель.

    Подводим итог выполнения заданий, оглашая результаты и вспоминая ключевые понятия урока.

6. Подведение итогов урока.

Преподаватель показывает задание А15 из заданий НОК по профильной специальности, учащиеся самостоятельно находят решение и ответ на это задание.

Преподаватель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся. Объясняет домашнее задание. Дома учащиеся продолжат поиск. Учащиеся найдут пропущенные слова, меры измерения величин и напишут творческий ответ о происхождении названия географического объекта (приложение).

Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися были созданы на уроке, учащимся предлагается придумать занимательные вопросы в качестве заданий для поиска своим одногруппникам и попытаться найти ответы на них в Интернете (если позволяют условия).

Преподаватель: Как вы оцениваете свои успехи в игре? Помог ли вам новый материал по теме? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Какие советы вы можете дать своим друзьям на своём опыте?

    Самоанализ урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

Это 2 по счету урок новой главы "Информация и ее свойства". Данная тема является своего рода переходной темой от поиска информации к системам базы данных. Изучение данной темы в дальнейшем способствует лучшему пониманию структуры базы данных и работы над базой данных. Специфика урока, на мой взгляд, заключается в том, что я не просто рассказал данную тему и мы вместе по решали задачи, а в том, что эти задачи были направлены на выработку у учащихся навыков по решению типовых заданий по ЕГЭ.

2. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании урока?

Прежде, всего это активность учащихся. В 93 классе очень активные дети. Они любознательные, им интересно получать новую порцию информации, очень общительные. Поэтому, чтобы им не было скучно, я разработал интересные задания, в том числе и в разных программных средах. При выполнении практических заданий, приходилось строго контролировать ход выполнения заданий, что говорит о их слабой организованности.

3. Какие конкретные дидактические задачи решаете на урока:

· общеобразовательные: дать понятия "Информационного запроса", "Поисковой системы", "Адресного поиска", "Семантического поиска", "Фактографического поиска"; научить учащихся поиску информации в глобальной сети Интернет.

· воспитательные: воспитать познавательной потребности, интереса к информатике; воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

· развивающие: развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации; развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие познавательного интереса у учащихся.

· компетентностные: развитие умения у учеников грамотно и вежливо общаться с учителем.

Главными задачами, на мой взгляд, были общеобразовательными, так как на первом месте стоят знания, а потом уже воспитательные и развивающие цели.

4. Почему выбранная структура урока подходит для решения этих задач?

Структура урока, мне кажется, выбрана удачно. В начале урока была актуализация знаний, затем изложение новой темы, и в заключительная часть урока были решены задачи, которые способствовали закреплению ранее изученного на этом уроке учебного материала. Домашнее задание было подобрано специальным образом, чтобы ученики дома еще поработали над данной темой, а именно потренировались находить ту или иную информацию в интернете. Тем самым ученики в полной мере усвоили учебный материал.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему?

В началу урока перед учениками была четко поставлены цель и задачи урока. Главный акцент делает на обучение учащихся искать разную информацию в Интернете различными способами. Также акцент делается на отработку навыков решения типовых задач по данной теме в ЕГЭ.

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия основного материала?

Для раскрытия основного учебного материала использовался объяснительно-иллюстративный метод с помощью презентации "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint, использовался метод проблемного изложения материала при решении практических заданий. Также использовался фронтальный опрос, на этапе актуализации знаний. Что позволило выяснить уровень знаний по данной теме, так как поиск информации в Интернете не является новой темой, в том плане, что каждый ученик уже владеет некоторыми базовыми способами поиска информации в Интернете.

7. Какое сочетание организационных форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?

В начале урока использовалась фронтальная работа, методом опроса учащихся. Данная форма была выбрана с целью узнать начальный уровень знаний по новой теме и актуализацию ранее изученного учебного материала. Затем была выбрана форма выполнения практических задач со всем классом.

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков, формирования (развития) УУД, компетенций?

На протяжении выполнения практических заданий осуществлялся контроль учеников, как работающий у доски, так и работающих на местах. Благодаря хорошо подобранным задачам у учеников развивалось мышление, способность анализировать информацию.

9. Как использовался на занятии инструментарий кабинета информатики?

На протяжении, практического всего, урока активно использовалась компьютерная техника, такая как персональный компьютер, проектор. Этап объяснения нового материала сопровождался презентацией "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint. Затем на этапе закрепления учебного материала, была осуществлена работа учащихся у доски. По времени это заняло от начала урока до конца.

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока?

Прежде всего, это разновидность учебной деятельности учащихся, а именно сначала была актуализация знаний, которая осуществлялась методом фронтального опроса. Затем, на этапе усвоения новых знаний учащиеся прослушали и зафиксировали себе в тетради конспект урока. Далее, было выполнение практических заданий, ученики, кто выходил к доске решать задачу, а кто сидя на своем рабочем месте, решал задания.

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера и в чем конкретно проявилась культура Вашего общения с классом?

На мой взгляд, на уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера благодаря моей доброжелательности к учащимся и моей внимательностью к ним. Культура общения проявлялась в грамотной речи и умению слушать учащихся. Мне кажется у меня получилось найти подход к ученикам, и тем самым наладить дисциплинированность в классе.

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

Рациональное использование времени было обеспечено за счет хорошо проработанного хода урока по плану, его методическим и дидактическим содержанием. Избыточности информации, на мой взгляд, не было, все было в меру хорошо проработано.

13. Какие непредвиденные ситуации Вы можете прогнозировать?

К сожалению, на этом уроке действительно произошла непредвиденная ситуация: ученикам необходимо было по очереди фотографироваться на выпускной альбом. Но я не растерялся и нашел выход из данного положения: сначала по очереди (мальчики, девочки) усвоили новые знания, а затем все вмести решали практические задания. В результате, конечно, пришлось некоторые менее важные аспекты в изложении нового материала опустить и дать им на самостоятельное изучение, с последующей проверкой.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные дидактические задачи?

Все что было запланировано на урок было выполнено. И даже непредвиденные ситуации не смогли помешать твердому усвоению учащимися учебного материала.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • ввести понятия: поисковый сервер, поисковый каталог, поисковый указатель, метапоисковые системы, файловые архивы;
  • сформировать навыки поиска информации с помощью поисковых серверов.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию кругозора учащихся и логического мышления;
  • формирование навыков сотрудничества.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры, чувства гордости за достижения человечества.

Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Оснащение урока:

  1. ПК-13, мультимедийный проектор, экран.
  2. Файлы папки «Задания для открытого урока» (опубликованные в сети Интернет):
    • Поэтическая раскраска – Приложение 1 ;
    • Перекресток 2.1 – Приложение 2 ;
    • Перекресток 2.2 – Приложение 3 ;
    • Перекресток 2.3 – Приложение 4 ;
    • Перекресток 2.4 – Приложение 5 ;
    • Перекресток 2.5 – Приложение 6 ;
    • Who есть кто – Приложение 7 ;
    • Хроноскоп – Приложение 8 ;
    • Что было раньше – Приложение 9 ;
    • Поиграем в классики – Приложение 10 ;
    • Лингвистическая география – Приложение 11 ;
    • Угадай сколько – Приложение 12 ;
    • Практическая работа «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13 ;
    • Раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14 ;
    • Презентация «Поиск информации в Интернет» – Приложение 15 .

Ход урока

1. Организационная часть.

  1. Проверка выполнения единых педагогиеских требований.
  2. Проверка списочного состава класса.
  3. Настрой учащихся на работу.
  4. Объявление темы и цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

Метод проведения: фронтально устно.

  1. Перечислите службы Internet и их назначение.
  2. Выделите преимущества электронной почты и ее недостатки.
  3. Имеется ли возможность отправить письмо сразу нескольким адресатам?
  4. Имеется ли возможность узнать, открыто ли письмо адресатом или нет?
  5. Если разделить услуги Интернет на 2 группы: коммуникационные и информационные, - то к какой группе вы отнесете электронную почту?
  6. Обязательно ли указывать тему письма?
  7. Файл какого типа можно присоединить к письму?
  8. Сколько файлов допускается присоединить к письму (mail.ru)?
  9. При ответе на полученное письмо: а) можно не писать свой адрес; б) адрес писать всегда обязательно в графе От кого; в) адрес писать обязательно в конце письма; тему писать необязательно.
  10. Каким образом формируется имя почтового ящика?

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Метод проведения: лекция по плану.

Используется презентация «Поиск информации в Интернет» (Приложение 15).

  1. Поисковые сервера (Слайд 2).
  2. Поисковые каталоги: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 3-9).
  3. Поисковые указатели: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 10-19).
  4. Операторы расширенного поиска, пример (раздаточный материал).

4. Практическая работа на ПК.

Прежде всего, необходимо приложения 1-12 опубликовать в Интернет. Для этого необходимо создать свой аккаунд в Google – Приложение 16 . Основные приемы создания и опубликования документа рассмотрены в Приложении 17 (обратите внимание на раздел Примечание). Также необходимо предоставить доступ к файлам с заданиями всем ученикам по их электронному адресу (вкладка Совместный доступ – команда Предоставление доступа другим пользователям – указать электронные адреса всех учеников).

Учащиеся выполняют практическую работу «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13 , используя раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14 .

Для учащихся предложены 8 заданий. В каждом задании учащийся выполняет только какую-то часть (это регламентировано в Приложении 13). Очень показательно задание № 2 «Перекресток». Учащимся необходимо общими усилиями ответить на предложенный вопрос. Им предложена таблица. Суть работы заключается в том, чтобы сопоставить слова первого столбца со словами первой строки. Найдя соответствие, ученик выделяет букву, находящуюся на пересечении нужных строки и столбца. Два-три ученика работают над одной таблицей, ищут свои 2-4 соответствия из 10-12 предложенных. Если соответствия найдены верно, то можно прочесть слово, которое является ответом на поставленный ранее вопрос. Таким образом, в выполнение задания вложены усилия всех участвующих.

После выполнения заданий делается обзор выполненной работы.

5. Итог урока.

  1. Обобщение изученного материала.
  2. Домашнее задание: § 5.5 и § 5.6 (для самостоятельного изучения).

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 320 с.: ил.
  2. Деркач О.Б., Быков В.В. 1000 заданий для зарядки мозгов. – М: АСТ-ПРЕСС СКД. – 2005. - 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
  3. Леонтьев В.П. Интернет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2006. – 768 с.: илл. – (Энциклопедические справочники).