Лабораторная работа по информатике в экселе. Лабораторные работы по EXCEL. Лабораторные работы Excel

Лабораторная работа № 3 (квартплата)

Тема: Работа с автозаполнением и составление формул, абсолютные и относительные ссылки на ячейки.

Создайте электронную таблицу учета платы за квартиру согласно образцу.

Квартплата

Тариф за I кв. м:

5 р.

Срок оплаты:

Пени за I день:

1,5 р.

■■"■-■:":";"■"■ "■" ."

. № квартиры.

Фамилия квартиросъемщика

Площадь кв. м

Сумма

Дата оплаты

Просрочка

Штраф

Итого

  1. Все заголовки столбцов должны быть выровнены по центру как по горизонтали, так и по вертикали, при определении формата ячейки примените опцию переноса слов.
  2. Столбец «№ квартиры»: 10, 11, 12, ... 50. Центральное выравнивание.
  3. Столбец «Фамилия квартиросъемщика»: Иванов, Петров, Сидоров, Краснов, Белов, все остальные Куропаткин 1, Куропаткин 2,
  4. Столбец «Площадь»: 70; 69,5; 69 и т. д. (каждая следующая на 0,5 кв. м меньше предыдущей), выравнивание центральное.
  5. Столбец «Сумма»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Площадь» на значение из графы «Тариф» (которое может быть изменено учителем во время работы); формат рублевый без копеек.
  6. Столбец «Дата оплаты»: с 10 февраля, каждая следующая квартира произвела оплату на день позже предыдущей. Формат Дата, полная форма.
  7. Столбец «Просрочка»: если оплата была произведена до срока оплаты включительно, то автоматически ставится 0 (ноль); если позже срока, то должно подсчитываться количество дней просрочки («Дата оплаты» - «Срок оплаты»). Срок оплаты может меняться учителем во время работы с вашей таблицей. Данные выровняйте по центру.
  8. Столбец «Штраф»: для каждой квартиры умножается значение из графы «Пени за 1 день» на значение из графы «Просрочка». Формат денежный без копеек.
  9. Столбец «Итого»: суммируются значения из граф «Сумма» и «Штраф», формат денежный без копеек.

10. В конце ведомости должна автоматически подсчитываться следующая статистика по всем квартирам: общая сумма графы «Итого» (формат рублевый без копеек), Средняя площадь, Максимальная просрочка.

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Заполните диапазон А1:F10 данными по образцу приведенному на рис. Рис.а Рис. После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.

Лабораторные работы в MS Excel 2007

(часть 2 основная самостоятельная)

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007. 2

Задание № 2. Условное форматирование. 3

Задание № 3. Организация таблиц. 5

Задание № 4. Функции. 7

Задание № 5. Диаграммы. 11

Задание № 1. Таблицы MS Excel 2007.

Цель : Знакомство с возможностями таблиц - списков MS Excel

Темы: Создание «таблиц», работа с «таблицами», сортировка и фильтрация с использованием раскрывающихся списков в заголовках столбцов .

1 . Заполните диапазон А1: F 10 данными по образцу, приведенному на рис.2.2.а, или воспользуйтесь результатами предыдущего занятия и сохраните созданный файл.

1.1. Озаглавьте столбцы.

1.2. Заполните диапазон A 2: D 10.

1.3. Формулы в диапазон E 2: F 10 вводить не надо.

1.4. Одну из строк диапазона сделайте дублирующей любую другую строку диапазона.

Рис.2.2.а

Рис.2.2.б

2 . Преобразуйте диапазон в таблицу.

2.1. Установите курсор внутрь диапазона.

2.2. Выполните команду Вставка – Таблицы – Таблица и в диалоговом окне Создание таблицы проверьте расположение данных таблицы и нажмите ОК.

После преобразования в таблицу диапазон представлен на рис.2.2.б.

3 . Познакомьтесь с контекстной вкладкой Работа с таблицами – Конструктор , которая доступна при переходе к любой ячейке таблицы.

3.1. Убедитесь в возможности прокрутки строк таблицы при сохранении на экране заголовков столбцов таблицы.

3.2. Воспользуйтесь командой Сервис – Удалить дубликаты и проследите за результатом.

3.3 Воспользуйтесь командой Параметры стилей таблиц и предложенными командами-флажками для применения особого форматирования для отдельных элементов таблицы.

3.4. Воспользуйтесь командой Стили таблиц – Экспресс-стили и примените один из них.

3.5. Удалите из таблицы одну из строк.

3.6. Добавьте в таблицу две новые строки и увеличьте ее размер, пользуясь треугольником в правом нижнем углу правой нижней ячейки таблицы.

4 . Познакомьтесь с особенностями ввода формул в таблицу.

4.1. Добавьте в таблицу еще один столбец справа от столбца Стоимость и озаглавьте его Стоимость 1 .

4.2. В произвольную ячейку столбца Стоимость введите вручную формулу, обеспечивающую умножение количества продукции на ее цену, например, в ячейку Е6 может быть введена формула = C 6* D 6. Обратите внимание на то, что формула распространилась на все остальные ячейки столбца таблицы.

4.3. В произвольную ячейку столбца Стоимость 1 введите аналогичную формулу, пользуясь мышью или клавишами перемещения курсора для указания ячеек, входящих в формулу. При этом наблюдайте за строкой состояния и строкой формул, в которых отображается процесс ввода формулы.

Убедитесь в том, что в результате во всех ячейках столбца Стоимость 1 будет записана одинаковая формула =[Количество]*[Цена].

Обратите внимание на Автозаполнение формул – средство, позволяющее выбрать функцию, имя диапазона, константы, заголовки столбцов.

4.4. Дайте имя ячейке А15, в которой находится коэффициент, влияющий на комиссионный сбор, например, komiss . Для этого выберите команду Формулы – Определенные имена – Присвоить имя, предварительно активизируйте ячейку А15 . Заполните формулами столбец Комисс. сбор, используя Автозаполнение формул.

Познакомьтесь с управлением именами с помощью Диспетчера имен . Активизируйте его командой Формулы – Определенные имена – Диспетчер имен.

5. Добавьте в таблицу строку итогов, которая содержит обобщающую информацию по данным столбцов Стоимость , Стоимость1 и Комисс. Сбор в виде суммирования содержания этих столбцов. Для этого воспользуйтесь командой Конструктор – Параметры стилей таблиц – Строка итогов . Для столбца Стоимость 1 вычислите итоговое среднее значение.

6. Познакомьтесь с возможностями сортировки и фильтрации, пользуясь раскрывающимися списками в заголовках столбцов.

6.1. Отсортируйте таблицу по наименованию продукции (в алфавитном порядке).

6.2. Отсортируйте таблицу в порядке убывания цены на продукцию.

6.3. С помощью фильтрации найдите данные таблицы для бетона и дверей.

6.4. Рассмотрите возможности Текстовых , Числовых фильтров и Фильтров по дате (добавьте в конец таблицы столбец с датами поступления товаров на склад).

Задание № 2. Условное форматирование.

Цель : Знакомство с возможностями условного форматирования таблиц.

Темы: Создание и использование правил условного форматирования.

1. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.5.

1.1. Примените к диапазону В3:В14 условное форматирование с помощью набора значков «три сигнала светофора без обрамления», а к диапазону С3:С14 - «пять четвертей».

1.1.1. Активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Наборы значков .

1.1.2. Выберите команду Управление правилами и перейдите в диалоговое окно Диспетчер правил условного форматирования . Ознакомьтесь с возможностями данного окна.

1.2. Создайте правило условного форматирования на основе формулы . Отформатируйте только те значения диапазона В3:В14, которые больше 40%, выделив их красной заливкой. Для этого активизируйте команду Главная – Стили – Условное форматирование – Создать правило . В диалоговом окне Создание правила форматирования выберите Использовать формулу и введите формулу =В3>$А$16. Перейдя в диалоговое окно Формат ячеек , установите нужный формат. Повторите указанные действия для диапазона С3:С14 и порога, записанного в ячейке А17.

Рис.4.5

2. Создайте таблицу, приведенную на рис.4.6.

2.1. С помощью условного форматирования определите повторяющиеся значения в диапазоне с фамилиями.

2.2. Для диапазона В2:В14 выделите значения, превышающие два заказа и значения, равные одному заказу.

2.3. Для диапазона С2:С14 выделите суммы заказов, выше среднего значения и ниже среднего , а также выделите четыре наибольших сумм заказов.

2.4. Вставьте новый столбец справа от столбца С и скопируйте в него столбец сумм заказов, выровняйте значения по правому краю и увеличьте ширину столбца. Примените условное форматирование Гистограммы .

2.5. К диапазону Курьер примените условное форматирование Текст содержит и выделите значение Гермес.

Рис.4.6

3. Предъявите результаты преподавателю.


Задание № 3. Организация таблиц.

Цель : Знакомство с организацией вычислений в таблицах.

Темы: Работа с группами листов. Использование «формулы массива». «Автовычисление», «Автоформатирование». Влияющие и зависимые ячейки.

1 . Пользуясь методом группового заполнения листов, создайте на трех листах нового документа таблицу, приведенную на рис.5.1, введя данные в диапазон В4: F 8. Дайте листам имена "Таб1", "Таб2", "Таб3".

2 . Научитесь использовать различные приемы заполнения ячеек формулами.

2.1. В диапазоне G 4: G 8 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по группам , пользуясь формулой массива .

2.2. В диапазоне В10: F 10 запишите формулы для вычисления суммарной нагрузки по видам нагрузки, пользуясь буфером обмена (ввести формулу, вычисляющую суммарную нагрузку по лекциям в ячейку B 10, затем воспользоваться командами Главная – Буфер обмена – Копировать и Главная – Буфер обмена – Вставить , предварительно выделив диапазон вставки).

Рис.5.1

2.3. Запишите формулу для суммирования нагрузки по строкам в ячейку G 9.

2.4. Запишите формулу для суммирования нагрузки по столбцам в ячейку G 10.

2.5. Запишите формулу для вычисления процентного содержания нагрузки для группы ЕС61-63 в общей сумме часов (ячейка H 4).

2.6. Скопируйте данную формулу в диапазон H 5: H 8, пользуясь автозаполнением .

2.8. Запишите формулу для вычисления процентного содержания лекционной нагрузки в общей сумме часов (ячейка В11).

2.9. Заполните аналогичными формулами диапазон C 11: F 11, пользуясь командой Главная – Редактирование – Заполнить вправо .

3 . Пользуясь автовычислением , определите среднее, минимальное и максимальное значения нагрузки для групп ЕС61-63 и СУ61 и зафиксируйте результаты.

4 . Активизируйте режим ручного пересчета формул ( Office – Параметры Excel ).

4.1. Несколько раз измените значения в таблице и выполните ручной пересчет.

5 . Отформатируйте таблицу на листе "Таб2" по образцу, представленному на рис.5.2, обратив внимание на центровку строки заголовка и формат процентного представления чисел в ячейках ( H 4: H 8 и В11: F 11).

5.1. Заголовки столбцов оформите с использованием непосредственного форматирования.

5.2. Для форматирования ячеек А10:А11 используйте копирование формата, созданного в п.5.1.

5.3. Отформатируйте таблицу на листе "Таб3", пользуясь функцией автоформатирования .

Рис.5.2

6 . Пользуясь командой Формулы – Зависимости формул , выявите влияющие и зависимые ячейки для ячейки G 9 .

7 . Пользуясь "объемной" формулой =СУММ(Таб1:Таб3! G 9), вычислите сумму значений в клетках G 9 трех листов и зафиксируйте полученный результат в клетке G 15 листа "Таб1".

8 . Пользуясь командой Главная – Буфер обмена – Вставить – Специальная вставка , уменьшите значения в диапазоне B 10: F 10 в четыре раза.

9 . Реализуйте подсчет суммы значений с последовательным накоплением сумм в столбце Накопленные суммы таблицы, приведенной на рис.5.3. Сумма с накоплением для ячейки С2 – это продажи за январь, для С3 – продажи за январь и февраль, для С4 – продажи за январь, февраль и март и т.д. Для осуществления этого алгоритма примените необходимую адресацию в формуле =сумм(В2:В2) , помещенной в ячейку С2 указанного столбца и скопируйте ее в остальные ячейки С3:С14.

Рис.5.3


Задание № 4. Функции.

Цель : Знакомство с использованием функций табличного процессора MS Excel.

Темы: Математические, статистические и логические функции. Функции даты и времени. Функции ссылки и массива. Текстовые функции. Функции для финансовых расчетов.

1 . Научитесь пользоваться математическими и статистическими функциями.

1.1.Создайте таблицу, приведенную на рис.6.1.

Рис.6.1

1.2. Введите в столбец B функции, указанные в столбце А (столбец А заполнять не надо) и сравните полученные результаты с данными, приведенными в столбце В на рис.6.1.

1.3. Проанализируйте результаты и сохраните созданную таблицу в книге.

2 . Научитесь пользоваться логическими функциями.

2.1. Активизируйте второй лист созданной книги.

2.2. Введите таблицу, приведенную на рис.6.2.

2.3. В клетку С2 введите формулу, по которой будет вычислена скидк а и скопируйте ее в диапазон С3:С6:

  1. если стоимость товара <2000 единиц, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. в противном случае - 10%.

2.4. В клетку D2 введите формулу, определяющую налог и скопируйте ее в диапазон D3:D6:

  1. если разность между стоимостью и скидкой >5000, то налог составит 5% от этой разности,
  2. в противном случае - 2%.

Рис.6.2

2.5. Повторите п.2.3 для следующих условий:

  1. если стоимость товара <2000, то скидка составляет 5% от стоимости товара,
  2. если стоимость товара >5000, то скидка составляет 15% от стоимости товара,
  3. в противном случае - 10%.

2.6. В клетку А10 может быть занесена одна из текстовых констант: "желтый", "зеленый", "красный". В клетку А11 введите формулу, которая в зависимости от содержимого клетки А10, будет возвращать значения: "ждите","идите" или "стойте", соответственно.

2.7. Занесите в клетки Е8:E10 три имени: (Лена, Зина, Вера), а в клетки F8:F10 занесите даты их рождений. В клетку E4 введите одно из упомянутых имен.

Пользуясь конструкцией "вложенного" оператора ЕСЛИ, выполните следующие действия:

Проанализировав имя в клетке Е4, запишите в клетку С12 функцию ЕСЛИ, обеспечивающую:

  1. вывод даты рождения, взятой из соответствующей клетки,
  2. если же введено неподходящее имя, вывод сообщения: "нет такого имени".

3 . Научитесь пользоваться функциями даты и времени , ссылки и массива .

3.1. Активизируйте третий лист книги Имя_6_1.

3.2. Введите в клетку С2 функцию, отображающую сегодняшнюю дату.

3.3. Введите в клетку С3 функцию ДАТА, отображающую произвольно выбранную дату.

3.4. В клетку С5 запишите функцию ВЫБОР, позволяющую вывести название дня недели для даты, введенной в клетку С2 (понедельник, вторник, среда...).

3.5. В клетку С6 запишите аналогичную функцию для даты, введенной в клетку С3.

3.6. Вычислите возраст человека, поместив дату его рождения в клетку С10. Для этого используйте формулу:

РАЗНДАТ(С10;СЕГОДНЯ();"y")

3.7. Представьте текущее время , используя функции ТДАТА() и СЕГОДНЯ().

3.8. Поместите в соседние ячейки текущую дату и время и дату и время, отстоящую от текущей на трое суток. Найдите количество часов и минут между этими датами, пользуясь форматом [ч]:мм:сс и Общим форматом, а также форматом 13:30 . Зафиксируйте результаты и объясните различие.

3.9. Определите номер текущей недели и выведите сообщение:

"Сейчас идет № недели неделя".

3.10. На четвертом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.3.

3.10.1. Дайте имена диапазонам клеток, определяющим полученную стипендию за каждый семестр.

3.10.2. В клетку В8 запишите функцию, дающую ответ на вопрос: "Какую стипендию в n -м семестре получил m -й студент?" Значения n -го семестра и фамилия m -го студента должны быть введены в клетки А8 и А9. Для решения поставленной задачи используйте функции ПРОСМОТР и ВЫБОР.

Рис.6.3

4 . Научитесь пользоваться статистическими функциями
РАНГ и ПРЕДСКАЗАНИЕ.

4.1. На пятом листе книги создайте таблицу, приведенную на рис.6.4.

4.2. Используя функцию РАНГ, определите ранги цехов в зависимости от объема продаж по каждому году и поместите результаты в соответствующие клетки таблицы. В ячейки J3:J7 запишите формулы для вычисления средних значений рангов цехов.

4.3. Пользуясь информацией об объемах продаж, спрогнозируйте объемы продаж для каждого цеха в 1999 году, пользуясь функцией ПРЕДСКАЗАНИЕ.

Рис.6.4

5. Научитесь использовать текстовые функции.

5.1. Используйте формулу

="Сегодня "&ТЕКСТ(СЕГОДНЯ();"ДДДД ДД ММММ ГГГГ \г\.")

Проанализируйте полученный результат и измените аргумент функции ТЕКСТ, применяющий формат.

5.2. Для данных таблицы, приведенной на рис.6.5, используйте функцию ТЕКСТ для получения информации, идентичной записи в ячейке В6. В ячейке В5 текст «Доход равен» и число из ячейки В3 объедините с помощью конкатенации: «Доход равен » & В3. (Обратите внимание, что число при этом не форматируется ).

Рис.6.5

6. Научитесь пользоваться функциями для финансовых расчетов.

6 . 1. Вычислите объем ежемесячных выплат по ссуде, взятой на на срок 4 года, размер ссуды 70 000 руб., процентная ставка составляет 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПЛТ.

6 . 2. Вычислите общее количество выплат по ссуде размером 70 000 руб. Ссуда взята под 6% годовых. Объем ежемесячных выплат по ссуде 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию КПЕР.

6.3. Вычислите объем ссуды, которую можно получить на 4 года под 6% годовых, если объем выплат не превышает 1 643,95 руб. Для вычислений используйте функцию ПС.

6.4. Вычислите основную часть выплат по ссуде за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ОСПЛТ.

6.5. Вычислите часть выплат по ссуде, которая идет на выплату процентов за определенный период (первый, десятый, двадцатый и сорок восьмой месяцы). Ссуда 70 000 руб., взята на 4 года под 6% годовых. Для вычислений используйте функцию ПРПЛТ. Просуммируйте результаты вычислений функций ОСПЛТ и ПРПЛТ за соответствующие периоды и сделайте выводы.

7 . Предъявите результаты работы преподавателю.


Задание № 5. Диаграммы.

Цель : Знакомство с графическим представлением табличных данных в MS Excel.

Темы: Работа с диаграммами. Использование основных типов диаграмм. Создание и редактирование диаграмм.

1 . Введите таблицу, представленную на рис.7.1, на первый и второй листы книги.

Рис.7.1

2 . Научитесь создавать диаграммы на листе Диаграмма и на рабочем листе.

2.1 Выделите рабочий диапазон таблицы А4: G 6, и нажмите клавишу F 11 для быстрого построения гистограммы на отдельном листе.

2.2. Познакомьтесь с командами вкладки Работа с диаграммами – Конструктор - Тип и поменяйте гистограмму на нормированную гистограмму и проанализируйте полученный результат, верните прежний тип гистограммы.

2.3. Используя команду Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Строка/столбец , измените ориентацию рядов диаграммы, затем верните диаграмму к прежнему виду.

2.4. Познакомьтесь с экспресс - макетами диаграммы и примените один из них, для возврата используйте команду экспресс – макет 11.

2.5. Снабдите диаграмму элементами диаграммы, перечень которых можно найти на вкладке Работа с диаграммами – Макет . На диаграмме должны быть подписи данных, легенда, название диаграммы, а также названия осей и таблица значений .

2.6. Выберите маркер диаграммы из ряда Факт с наибольшим значением, увеличьте размер шрифта подписи данных этого маркера и измените его заливку. Используйте команду Формат выделенного фрагмента на вкладке Работа с диаграммами - Макет или Работа с диаграммами - Формат .

2.7. Постройте на рабочем поле первого листа аналогичную гистограмму. Обратите внимание на команду Работа с диаграммами – Конструктор – Расположение , которая позволит расположить диаграмму на отдельном листе или непосредственно в текущем.

2.8. Добавьте новую строку в исходную таблицу, в которой будет рассчитано среднее значение между плановыми и фактическими показателями, и отредактируйте гистограмму, указав новый диапазон данных (Работа с диаграммами – Конструктор – Данные – Выбрать данные) . Замените тип диаграммы для ряда среднего значения на график и используйте для него вспомогательную ось. Снабдите гистограмму всеми элементами диаграммы (п.2.5) и оформите ее по своему усмотрению. Сохраните книгу.

3 . Познакомьтесь с диаграммами разных типов, предоставляемых Excel и расположите их на отдельных листах. Каждый лист должен иметь имя, соответствующее типу диаграммы, расположенной на нем.

3.1.Постройте диаграмму с областями ( Area ).

3.2.Постройте линейчатую диаграмму (Bar).

3.3.Постройте диаграмму типа график (Line).

3.4.Постройте круговую диаграмму для фактических показателей (Pie).

3.5.Постройте кольцевую диаграмму ( Doughnut ).

3.6.Постройте лепестковую диаграмму - "Радар" (Radar).

3.7.Постройте точечную диаграмму (XY).

3.8.Постройте объемную круговую диаграмму плановых показателей (3-D_Pie).

3.9.Постройте объемную гистограмму (3-D_Column).

3.10.Постройте объемную диаграмму с областями (3-D_Area).

4 . Научитесь редактировать диаграммы 2 .

4.1. В диаграмме "График" замените тип диаграммы для данных, обозначающих "План", на круговую и назовите лист "Line_Pie".

4.2. Отредактируйте круговую диаграмму, созданную на листе "Pie", так, как показано на рис.7.2.

4.3. Отредактируйте линейные графики так, как показано на рис.7.3.

Рис.7.2 Рис.7.3

4.4. Научитесь редактировать объемные диаграммы.

4.4.1. Установите "поворот" диаграммы вокруг оси Z для просмотра:

фронтально расположенных рядов (угол 0 о );

под углом в 30 о ;

под углом в 180 о ;

4.4.2. Измените перспективу, сужая и расширяя поле зрения.

4.4.3. Измените порядок рядов, представленных в диаграмме.

5 . Предъявите результаты преподавателю.

2 Оформление надписи "показатели производства" на рис.7.2 производится факультативно.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85288. Лицарський турнір 763.5 KB
6 грудня у календарі позначено як День Збройних сил України. І вже стало традицією вітати у цей день усіх чоловіків, хлопчиків. Напевне, цим жінки хочуть зайвий раз підкреслити у чоловіків риси, як мужність, сміливість. Щиросердя, шляхетність.
85289. Турнір Веселих інформатиків 220 KB
Мета: розвиток стійкого інтересу до інформатики; формування творчої особистості; формування комунікаційної компетенції; виховання поваги до суперника, стійкості, волі до перемоги, спритності; повторення й закріплення основного матеріалу в нестандартній формі...
85290. Різноманітність тварин у природі 62.5 KB
Формувати елементарні поняття риби земноводні плазуни; уявлення про істотні ознаки різних груп тварин. Виховувати пізнавальний інтерес до вивчення тварин прагнення до самоствердження у поєднанні з толерантним ставленням до інших потребу у збереженні природи.
85291. У царстві рослин. Дерева, кущі, трави. Зовнішня будова рослин 69.5 KB
Ознайомити з функціональним призначенням органів рослин, показати пристосування рослин для поширення плодів і насіння; розвивати спостережливість, увагу; виховувати бережливе ставлення до природи, любов до рідного краю, почуття прекрасного в природі.
85292. У царстві рослин. Я і Україна 135 KB
Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням потреб...
85294. Свято в королівстві Ввічливості (лицарський турнір) 82 KB
Запрошуємо Вас на наше свято. Відбудеться воно в незвичайній країні..., країні – добрих і ввічливих людей. Є в тій країні Королівство гарних манер або королівство Ввічливості. Правлять королівством їхні величності Король та Королева. А зрештою – побачите самі!
85295. Руководство по защите от пыли при добыче и переработке полезных ископаемых 12.46 MB
Руководство было написано группой специалистов по технике безопасности, охране труда, профессиональным заболеваниям, и инженерами (перечислены ниже) для того, чтобы собрать и представить проверенные технологии и методы снижения воздействия пыли на людей, используемые на всех стадиях добычи и переработки минеральных полезных ископаемых.
85296. Фольклорная арт-терапия 39.8 KB
Несомненную привлекательность арттерапии в глазах современного человека пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации составляет то что она использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека для выражения которых слова малопригодны. С развитием арттерапии связываются надежды на создание такой гуманной синтетической методологии которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства интеллект...

в архиве содержиться 6 лабораторных работ по теме EXCEL, при выполнении которых учащиеся на практике закрепят свои знания об табличном редакторе и работе с ним, а учитель сможет их оценить.


«Лабораторная работа 1 Excel »

Лабораторная работа № 1

«Создание и форматирование таблицы»

Цель: Научиться создавать и форматировать таблицу в табличном редакторе Excel .

Ход работы:

Создайте таблицу следующего вида на первом рабочем листе.

Вид полезных
ископаемых

Единица
измерения

Общегеологические запасы

В том числе
разведанные запасы

Природный газ

При создании таблицы примените следующие установки:

    основной текст таблицы выполнен шрифтом Courier New 12 размера;

    текст отцентрирован относительно границ ячейки;

    чтобы текст занимал в ячейке несколько строк, используйте режим Формат – Ячейка – Выравнивание ;

    добавьте сверху вашей таблицы 1 строку;

    впишите заголовок « Полезные ископаемые»

    закрасьте заголовок зеленым цветом

    выполните обрамление таблицы синим цветом, для этого используйте режим Формат – Ячейка – Граница .

Сохраните готовую таблицу в сетевой папке.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа 4 Excel »

Лабораторная работа № 4

«Работа с таблицей. Построение диаграммы»

Цель: закрепление навыков работы с Мастером диаграмм.

Ход работы:

Создайте таблицу следующего вида на рабочем Листе 1.

результаты опроса"Ваши увлечения"

возраст

вид увлечения

среднее значение

просмотр кинофильмов

посещение театров

посещение клубов

экскурсии

горные лыжи

морские круизы

рыбалка и охота

нет увлечения

Заполните столбец «среднее значение», посчитав его для каждого увлечения с помощью функции Среднее значение.

С помощью кнопки «Уменьшить разрядность», на панели инструментов Форматирование, уменьшите разрядность в столбце «среднее значение» до целых чисел.

С помощью Мастера диаграмм постройте объёмный вариант круговой диаграммы по столбцам: «вид увлечения» и «среднее значение». Диаграмма должна содержать:

    Название,

    Подписи данных в долях,

    Легенду, размещенную в низу,

    В сегменте «морские круизы» измените цвет на ярко голубой.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа 6 Абсолютная адресация эксель »

Лабораторная работа № 6

«Ввод и работа с формулами. Абсолютная и относительная адресация ячеек».

Цели: Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы. Развитие умения пользоваться различными видами адресации при решении различных типов задач. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel . Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.

Ход работы:

1) На листе 1 Создайте следующую таблицу:

    В столбце Е вычислите стоимость каждого товара.

    В ячейке Е10 вычислите общую стоимость товара с помощью автосуммы.

    Заполните столбец F , вычислив долю покупки по формуле: Доля покупки = стоимость / общую стоимость.

Примечание:

2) На листе 2 создайте и заполните следующую таблицу:


Произведите расчеты во всех строках таблицы.

Формулы для расчета:

Выпуск продукции = Количество выпущенных изделий*Отпускная цена одного изделия

Себестоимость выпускаемой продукции = Количество выпущенных изделий*Себестоимость одного изделия

Прибыль от реализации продукции = Выпуск продукции - Себестоимость выпускаемой продукции,

Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции/Себестоимость выпускаемой продукции

На строку расчета рентабельности продукции наложите Про центный формат чисел. Остальные расчеты производите в Де нежном формате .

Формулы из колонки «С» скопируйте автокопированием вправо по строке в колонки « D » и «Е».

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 3 по экселю »

Лабораторная работа № 3

«Ввод и работа с формулами».

Цель: закрепление навыков по заполнению, редактированию, оформлению электронных таблиц и использованию в них формул.

Ход работы

      На Листе 1 создайте приведенную на рисунке таблицу:


      Скопируйте созданную вами таблицу на Лист 2 .

      В таблице на листе 1 в ячейке С14 с помощью автосуммы найдите максимальное значение площади;

      В ячейке D 14 тем же способом минимальное значение населения.

      Заполните диапазон Е3:Е13 высчитав плотность населения по формуле: население /площадь.

      В ячейке Е14 выведите среднее значение площади населения.

      Результат работы покажите учителю

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №5 по excel»

Лабораторная работа № 5

«Создание графиков математических функций с помощью Мастера диаграмм»

Цель: Закрепление навыков по построению математических функций с помощью Мастера диаграмм в табличном редакторе Excel .

Ход работы:

Задание 1

С помощью Мастера диаграмм создайте на Листе 1 график функции y = x 3 .


, с шагом изменения х 0,5.

Задание 2

С помощью Мастера диаграмм на Листе 2 создайте график функции

График строится на промежутке
с шагом изменения х 0,2.

Пояснение: величину
можно заменить величиной

Задание 3

На Листе 3 создайте следующую таблицу для расчетов стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара.

Курс доллара:

67 , 3

Цена в долларах

Цена в рублях

Болгария

Бразилия

Покажите работу учителю

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа2 эксель »

Лабораторная работа № 2

«Ввод и работа с формулами. Автозаполнение таблиц»

Цель: Освоение технологии ввода текстовых и числовых данных, осуществление ввода и вычисление формул.

Ход работы:

Создайте следующую таблицу:

Оклад сотрудников

премии сотрудников

итого начислено

подоходный налог

итого к выдаче

Занесите в таблицу исходные данные:

1-й столбец – номера от 1 до 6;

2-й столбец – любые шесть фамилий;

3-й столбец – любую сумму оклада в диапазоне от 1000 до 10000;

4-й столбец – любую сумму премии в диапазоне от 100 до 3000.

5-й столбец – Оклад сотрудников + премии сотрудников

6-й столбец – итого начислено / 100 * 13

7-й столбец – итого начислено – подоходный налог.

Примечание:

    помните, что любая формула начинается со знака =;

    помните, что вы всегда можете воспользоваться автозаполнением.

Задание Создать ЭТ по образцу приведенному на рис.2.19 (верхняя таблица). Научиться применять условное форматирование . Скопировать верхнюю таблицу в нижнюю часть листа. Создать и отобразить Примечание в ячейке. Произвести вычисления, в скопированной таблице, используя в формуле именованные ссылки на данные. Создать автоматически диаграмму (рис.2.20 )

Порядок выполнения задания.

Открыть файл с заданиями по Excel. После открытия книги перейти на чистый рабочий лист и переименовать его Лаб3.

    Написать название задания, используя технологию объединения нескольких ячеек А1:J1 в одну.

    Оформить заголовок таблицы, по аналогии, используя технологию объединения нескольких ячеек A 2: J 2 в одну.

Действия:

    Для размещения текста в двух строках (как в примере), установить курсор после слова "Альянс" и нажать комбинацию клавиш < Alt > + < Enter >.

Для размещения текста по центру использовать окно Формат ячеек, предварительно выделив объединенную ячейку заголовка. Активизировать вкладку Выравнивание и выбрать в списках полей: по горизонтали - по центру и по вертикали - по центру

Для оформления заголовка заливкой использовать вкладку Заливка окна Формат ячеек.

    Оформить шапку таблицы, используя технологию расположения в одной ячейке нескольких строк.

Действия:

Выделить диапазон ячеек A 3: J 3 ,в которых текст нужно расположить в несколько строк. Выбрать Ячейки Формат Формат ячеек.... Выравнивание Переносить по словам ОК .

Если менять длину текста в ячейке, имеющей формат Переносить по словам, высота строки, содержащей эту ячейку, автоматически настраивается, приспосабливаясь к новой длине текста.

    Ввести текст в ячейки <шапки> таблицы и настроить ширину столбцов по образцу.

Действия:

    Ввести текст в ячейки шапки таблицы и, при необходимости, для изменения ширины столбцов установить указатель мыши на правую границу заголовка столбца, где курсор приобретает вид креста с двусторонней стрелкой. Нажать левую кнопку мыши и удерживая ее переместить курсор вправо (влево) до необходимой ширины. Отпустить кнопку.

    Оформить внешний вид <шапки> таблицы, используя опции вкладок диалогового окна Формат ячеек:

    Шрифт (Times New Roman, 10, полужирный);

    Выравнивание (по горизонтали и по вертикали - по центру);

    Выравнивание (для ячейки В3- вертикальная ориентация текста);

    Граница (тип линий для оформления границ);

    Заливка (выбрать заливку, по собственному усмотрению).

    Ввести данные в столбцы А, В, С, D , F , Н и с учетом типов данных, установить соответствующие форматы

Название - текстовый;

Код - текстовый;

Страна поставщик - текстовый;

Дата поставки - дата;

Количество - число;

Единица измерения - текстовый;

Цена в валюте -денежный

Курс валюты - число;

    Произвести расчеты в столбце "Цена в рублях". Формат значений столбца Цена в рублях - денежный.

Действия:

I 4 и ввести формулу = G 4* H 4. . В ячейках I 4: I 10 произвести автозаполнение используя маркер заполнения.Должен появиться результат как на образце (рис. 2.18).

3.8 Вычислить значения Суммы (руб.) в ячейке J 4 по формуле =Е4* I 4, затем размножить формулу на ячейки J 5: J 10. Результат сравнить с образцом (рис. 2.18).

3.9 Установить Условный формат для отображения в разном цвете значений столбца "Сумма (руб.)" в соответствии с условиями:

    для суммы больше или равно 300000, установить цвет - красный.

    для суммы между значениями 100000 и 300000, установить цвет - синий;

Для суммы меньше или равно 100000, установить цвет - зеленый.

Использование отображения информации в таблице в разном цвете удобно при отслеживании, например, границ цен (рост, падение).

Действия:

    Выделить диапазон ячеек J 4: J 10. Выбрать Главная Стили Условное форматирование Правила выделения ячеек Другие правила…

    Впоявившемся одноименном диалоговом окне (рис. 2.15). В соответствии с указанными номерами шагов на рисунке 2.15 установить указанные параметры.

Рис. 2. 15 Вариант отображения значений для условного формата

    В результате значения столбца Сумма (руб.)

    Продолжить устанавливать следующие форматы для указанных условий. Установив все условия, значения столбца Сумма (руб.) окрасятся в цвета, соответствующие условиям форматирования.

Возможен другой вид форматирования с применением Набора значков .

    Выделить диапазон ячеек J 4: J 10. Выбрать Главная Стили Условное форматирование Создать правило.... Появится одноименное диалоговое окно (рис. 2.16). В соответствии с указанными номерами шагов на рисунке 2.16 установить соответствующие значения.

    ОК. В результате значения столбца Сумма (руб.) будут отображены в цвете соответствий условному формату.

Рис. 2. 26 Вариант отображения значений для условного формата

3.10 Установить Условный формат. Выделитьголубым цветом ячейки содержащие Название товара , если его количество на складе менее среднего значения.

Действия:

    Выделить диапазон ячеек А4:А10 (содержащий наименования товаров).

    Выбрать Главная Стили Условное форматирование Создать условие. Появится одноименное диалоговое окно (рис. 2.17). В появившемся окне замените значение выпадающего списка на формулу и внести формулу по образцу (рис.2.17).

    Нажать кнопку Формат, выбрать вкладку Заливка и установить голубой цвет.

Рис. 2. 37 Вариант отображения значений для условного формата

    Для завершения действий нажать кнопку ОК. В результате ячейки столбца Название будут окрашены в голубой цвет в соответствии с условиями форматирования.

3.11 Установить Условный формат. Выделитьжелтым цветом строки с товарами, доставленными на склад позднее 10 августа 2010 г.

Действия:

    Скопировать таблицу в ячейки А12: J 20 .

    Выделить диапазон ячеек А14: J 20 , т.е. всю таблицу с данными.

    Удалите предыдущие правила форматирования Главная Стили Условное форматирование Удалить правила Удалить правила из выделенных ячеек .

    Выбрать Главная Стили Условное форматирование Создать правило... Появится одноименное диалоговое окно (рис. 2.18). В появившемся окне заменить значение выпадающего списка на формулу и внести формулу по образцу (рис.2.18).

    Нажать кнопку Формат, выбрать вкладку Заливка и установить желтый цвет.

    Для завершения действий нажать кнопку ОК. В результате в желтый цвет будут окрашены те строки таблицы, которые содержат дату поступления товара позднее 10 августа 2010 года.

Рис. 2. 48 Вариант отображения значений для условного формата

3.12 Создать примечание (комментарий) в ячейке В10 столбца "КОД".

Действия:

    Поместить курсор в ячейку, в которую следует ввести комментарий. На вкладке Рецензирование в группе Примечание выбрать команду Создать примечание. В появившейся рамке для примечания ввести текст по образцу (рис.2.19) и щелкнуть вне области окна примечания. В правом верхнем углу ячейки появится признак наличия в ячейке примечания - маленький красный треугольничек.

    Чтобы изменить текст примечания, следует выбрать команду на вкладке Рецензирование Показать все Примечания или, установив курсор в ячейку с признаком примечания, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню команду Изменить примечание. На рабочем листе появится панель для редактирования примечания.

3.13 Второй таблице присвоить столбцу: "Цена в валюте" имя "Цена", а столбцу "Курс валюты ЦБ РФ" - "Курс".

Действия:

    Выделить диапазон ячеек G 14: G 20 для присвоения имени.

    На вкладке Формула , в группе Определенные имена , выбрать Присвоить имя . Ввести любое имя (не совпадающее с адресами ячеек), и не имеющее пробелов, например, имя "Цена".

По аналогии, присвоить диапазону ячеек Н14:Н20 имя Курс.

3.14 Вычислить цену в рублях в скопированной таблице, используя в качестве ссылок на данные их Имена.

Действия:

Установить курсор ввода в ячейку I 14 и ввести формулу = Цена * Курс, используя меню Вставка Имя Вставить.

Скопировать формулу ячейки I 14 в ячейки I 15: I 20 с помощью маркера заполнения.

    Присвоить имена данным Е14:Е20 столбца Кол-во и данным I 14: I 20 столбца Цена в рублях. Затем использовать присвоенные имена для вычисления значений в столбце Сумма (руб.).

3.15 Отобразить примечание ячейки В20 на экране. Отобразить все имена электронных таблиц книги.

Действия:

Установить курсор в ячейку В19, имеющую признак наличия примечания. Нажать правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбрать команду Отобразить примечание.

Все имена диапазонов книги отобразятся в списке, если щелкнуть на треугольничке поля адресов и имен (левое поле, рядом с полем ввода формул).

3.16 Добавить столбец, предупреждающий о необходимости заказа товара.

Действия:


Добавить в ячейку К3 название колонки Кол-во товара на 31.12.2010 .

Заполнить ячейки К4:К10 случайными числами в диапазоне от 10 до 500. Воспользуйтесь функцией СЛУЧМЕЖДУ из категории МАТЕМАТИЧЕСКИЕ.

Добавить в ячейку K 2 дату 31.12.2010

Добавить в ячейку L 3 название колонки Заказ на поставку товара.

Добавим функцию, которая будет определять, какой товар необходимо заказать срочно, остальные через вычисленный промежуток времени:

    если товара на складе осталось меньше или ровно среднем в месяц, напечатать - срочный заказ;

    если товара на складе осталось больше, чем продаётся в среднем в месяц и меньше или ровно столько, сколько продаётся в среднем за три месяца,напечатать - в следующем месяце;

Если товара на складе осталось больше , чем продаётся в среднем за три месяца,оставить ячейку пустой.

Внести в ячейку L 4 формулу:

ЕСЛИ((E4-K4)/(МЕСЯЦ($K$2)-МЕСЯЦ(D4))<=K4;"срочный заказ"; ЕСЛИ((E4-K4)/ (МЕСЯЦ($K$2)-МЕСЯЦ(D4))<=3*K4;"в следующем месяце";""))

Размножить внесённую формулу на диапазон L 4: L 10 .

3.17 Отобразить влияющие ячейки.

Действия:

Установить курсор в ячейку L 4. На вкладке Формулы , в группе Зависимости формул , выбрать команду Влияющие ячейки. Появятся стрелки, указывающие от каких ячеек зависит значение в ячейке L 4.

Эта информация удобна при поиске ошибок при расчетах.

3.18 Создать автоматически диаграмму для данных двух столбцов таблицы: А4:А10 и J 4: J 10 по образцу (рис. 2.20).

Действия:

    Выделить диапазон данных А4:А10.

    Нажать клавишу < Ctrl > и, не отпуская ее, выделить следующий диапазон данных J 4: J 10. Будут выделены два несмежных диапазона ячеек.

    Нажать клавишу < F 11>. На рис. 2.20 показана гистограмма, построенная описанным только что способом.

    Для оформления заголовка гистограммы следует щелкнуть правой кнопкой мыши по области диаграммы и выбрать из контекстного меню команду Параметры диаграммы.... Появится одноименное диалоговое окно.

    В поле окна Название диаграммы: ввести заголовок по образцу (рис.2. 20). Нажать кнопку ОК .

    Используя вкладку Работа с диаграммами , отформатируйте построенную диаграмму по образцу рисунка 2.20.

Рис. 2. 59 Вид электронной таблицы к заданию №3 по Excel

Рис. 2. 20 Диаграмма, созданная автоматически на листе диаграмм

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ

Создание таблиц

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторной работе

по информатике в программе microsoft excel

Волгодонск 2010

УДК 519.683(076.5)

Рецензент канд. техн. наук З.О. Кавришвили

Составитель В.А. Булава

Создание таблиц . Методические указания к лабораторной работе в программе Microsort Excel. 2010. 13 с.

Методические указания содержат пояснения и рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу информатика в программе Microsort Excel.

_____________________________________________________________________________

ã Волгодонский институт НИЯУ МИФИ, 2010

ã Булава В.А, 2010

Лабораторная работа Создание таблиц в программе Excel с помощью автоматизации ввода данных.

Цель работы . Закрепить полученные знания по созданию, редактированию и оформлению таблиц в программе Excel.

Постановка задачи .

    Вычислить значение функции y = f (x )/ g (x ) для всех х на интервале [ a , b ] с шагом к . Значение функций f (x ) , g (x ) , значение концов интервала a и b и значение шага к задается из таблицы 1 в Приложении согласно варианту для конкретной специальности.

    Решение должно быть получено в виде таблиц «Основной» и «Вспомогательной».

    Вычисленные значения функции у скопировать в столбец К без формул.

Запуск программы Excel осуществляется с помощью команд Пуск → Программы → Microsort Excel .

    При создании таблицы в первой строке объединить ячейки А1:Н1 и в центре расположить текст «Таблицы».

    Во второй строке объединить ячейки А2:Е2 и в центре расположить текст «Основная». Объединить ячейки G2:H2 и в центре расположить текст «Вспомогательная»

    В ячейку А3 ввести текст «№ п/п». В ячейках В3:F3 разместить соответственно названия столбцов: х ; f (x )=…(согласно своему варианту) ; g (x )=…(согласно своему варианту) ; y = f (x )/ g (x ).

    В ячейках G3:H3 разместить соответственно названия столбцов: a ; к .

    При автозаполнении данными основной таблицы в формулах использовать абсолютную, относительную и смешанную адресации ячеек.

    В «Основной» и «Вспомогательной» таблицах содержимое ячеек должно быть выровнено по центру ячейки, и иметь размер шрифта 12 пкт.

    Цвет шрифта у названий таблиц должен быть синий.

    Внешние границы таблиц окрасить в синий цвет, внутренние границы – в зеленый, заливку ячеек – в желтый.

Форма отчетности .

    Результат выполнения лабораторной работы предоставить в виде отчета в печатном или в электронном варианте.

    Печатный вариант отчета должен содержать:

а) титульный лист;

б) цель работы;

в) постановку задачи;

г) результат выполнения задания.

2. Результат выполнения лабораторной работы в электронном виде предоставить на дискете 3,5 дюйма в виде файла с именем «Таблицы».

Контрольные вопросы.

    Что такое абсолютная, относительная, смешанная адресации?

    Каким образом происходит автозаполнение ячеек числами, формулами?

    Какие существуют способы выравнивания содержимого ячейки?

    Каким образом можно изменить цвет и толщину линий внешних и внутренних границ таблицы?

    Каким образом можно изменить цвет фона ячеек таблицы?

Типовой пример.

Вычислить значение функции у = х∙sin(x)/(x+1) на отрезке с шагом 0,1. Решение предоставить в виде таблицы. Вычисленные значения функции у скопировать в столбец К без формул.

Решение.

В данном случае f (x ) = x sin (x ) , g (x ) = x +1 , a =0 , b = 2 , k = 0.1

1. В первой строке таблицы выделим ячейки А1:Н1. Выполним команду Формат → Ячейки , в открывшемся окне раскроем вкладку выравнивание и выберем пункт объединение ячеек . В центре объединенных ячеек введем текст «Таблицы».

2. Аналогичным образом во второй строке объединим ячейки А2:Е2 и в центре расположим текст «Основная» и объединим ячейки G2:H2, и в центре расположим текст «Вспомогательная».

3. В третьей строке в ячейке А3 введем текст № п/п (название первогостолбца таблицы) , в ячейке В3 – х (название второгостолбца таблицы), вячейке С3 – f (x )= x sin (x ) , в ячейке D3 – g (x )= x +1 , в ячейке Е3 – у= f (x )/ g (x ) , в ячейке G3 – a , в ячейке H3 – k .

4. В ячейку А4 введем 1 и заполним ячейки А5:А24 числами от 2 до 21. Для этого выделим ячейку А4 (сделаем ее текущей), она выделится в черную рамку. Наведем курсор мыши на маркер заполнения (черный крестик в правом нижнем углу ячейки) и нажав правую кнопку мыши протянем маркер заполнения вдоль столбца А таким образом, чтобы черная рамка охватила ячейки А5:А24. Отпустив правую кнопку мыши, в открывшемся меню выберем пункт заполнить . Ячейки А5: А24 заполнятся числами 2;3;4…

5. В ячейку G4 занесем значение 0 (значение левого конца интервала).

6. В ячейку Н4 занесем значение 0,1 (величина шага).

7. Заполним столбец В значениями х :

    В ячейку В4 занесем формулу =$ G $4 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию. В ячейку В5 занесем формулу =В4+$ H $4. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага;

    с помощью метода автозаполнения заполним этой формулой ячейки В5:В24. Выделим ячейку В5. Наведем указатель мыши на маркер заполнения и, нажав левую кнопку мыши, протянем маркер заполнения таким образом, чтобы черная рамка охватила ячейки В5:В24. Столбец В заполнится числами 0; 0,1; 0,2;…, а в строке формул будут соответствующие формулы.

8. Заполним столбец С значениями функции f(x)=x∙sin(x). В ячейку С4 занесем формулу =В4∙sin(B4). Заполним этой формулой ячейки С5:С24 с помощью метода автозаполнения.

9. Заполним столбец D значениями функции g(x)=x+1. В ячейку D4 занесем формулу =В4+1. Заполним этой формулой ячейки D5:D24 с помощью метода автозаполнения.

10. Заполним столбец E значениями функции y=f(x)/g(x). В ячейку E4 занесем формулу =C4/D4, заполним этой формулой ячейки E5:E24 с помощью метода автозаполнения.

11. Выполним обрамление таблиц:

12. Изменим цвет фона ячеек основной и вспомогательной таблиц:

    выделим основную таблицу;

    введем команды меню Формат → Ячейки → Вид. В открывшемся окне выберем цвет желтый. Щелкнем по кнопке ОК.

    выделим вспомогательную таблицу и аналогичным образом изменим цвет фона ячеек.

13. В основной таблице полученные в результате вычислений значения у скопируем в столбец К без формул:

    выделим ячейки Е4:Е24;

    наведем указатель мыши на контур черной рамки таким образом, чтобы он принял вид стрелки;

    нажав правую кнопку мыши и не отпуская ее переместим указатель мыши в ячейку К4;

    отпустив правую кнопку мыши, в открывшемся контекстном меню выберем пункт копировать только значения.

В результате выполнения работы получим таблицы:

Основная

Вспомогательная