Как жили пираты на корабле. Как действуют пираты? Пираты носили повязки на глазу, даже если их зрение не было нарушено

Пиратство в современном мире совсем не редкость. Ущерб от их деятельности по всему миру в год достигает 40 млрд $. Современные корсары нападают на торговые корабли, частные яхты, рыболовецкие суда. Настоящий «джекпот» для них – завладеть нефтяным танкером или круизным лайнером.

География действия пиратов XXI века

Учитывая сегодняшнюю известность сомалийских пиратов, нетрудно назвать самый популярный район нападения. Это прибрежные воды Западной и Восточной Африки. Здесь нет исторических предпосылок для появления пиратства. Причины распространения морских разбойников – географические и экономические. Всё дело в Аденском заливе, расположенном близ Йемена и Сомали. Это основной морской путь для перевозки грузов между Европой и Африкой. Естественно, об этом знают пираты, которые не прочь поживиться в этих водах.

Что касается западного побережья этого континента, то здесь господствуют нигерийские пираты, которые промышляют вблизи Гвинейского залива. Почему же многие люди в Африке занимаются пиратством? Ответ очевиден: бедность и невозможность найти работу.

Опасным из-за пиратства считаются воды Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря. Особенно Малаккский пролив, соединяющий воды Тихого и Индийского океанов. В отличие от своих «коллег» из Сомали, здешние пираты отличаются особой жестокостью. В Малаккском проливе совершают морские набеги и грабежи около сотни вооружённых банд. Все они имеют отличные и быстроходные суда, а также качественное навигационное оборудование. Захват крупных грузовых кораблей для пиратов этих мест почти обыденное дело.

В водах Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа) также регулярно фиксируются случаи пиратства. Береговая линия занимает сотни километров, на которых расположено много заливов и устьев рек, где легко могут укрыться бандиты и спланировать очередной захват судна.

Источник: get.whotrades.com

Быть моряком – опасная профессия

Современные моряки постоянно подвергают себя опасности. Во многом по причине оказаться в плену у пиратов, пострадать при их нападении на судно. Встреча с морскими разбойниками вполне может закончиться летальным исходом или ранением. За подобный риск морякам положена доплата.Если курс лежит через потенциально опасные воды, где замечена активная деятельность пиратов, то денежное довольствие экипажу судна увеличивается.

Большинство европейских стран до сих пор придерживаются договора, заключённого в Сингапуре в 2008 году. Согласно ему бонус морякам за прохождение пиратоопасных районов составляет 100% от месячной заработной платы. В России далеко не все организации готовы на такие траты. Чаще всего размер выплат за риск повстречаться с пиратами определяется договорённостью между судоходными компаниями и профсоюзами рабочих.

Российские моряки, которые входят в команду иностранных судов или кораблей, действующих под «удобным флагом», вправе рассчитывать на двойное увеличение жалованья.

Как можно защититься от пиратов?

Обезопасить судно от набегов морских разбойников довольно непросто. Предугадать действия пиратов удаётся не каждому экипажу и капитану. Дело вот в чём: «Пираты непредсказуемые. Попутно они занимаются контрабандой и продажей наркотических веществ, которые также употребляют сами. Будучи в состоянии наркотического опьянения они не чувствуют боли, готовы на безумные и отчаянные поступки. Например, после боя один из пиратов был сильно ранен. Пуля задела шею и переднюю часть лица, оголив зубы и скулы. Кровь шла фонтаном. Однако он вёл себя так, будто абсолютно ничего не случилось. Ходил и пытался почесать себе зубы» , – рассказывает подполковник Андрей Ежов, командир группы морской пехоты Тихоокеанского флота. Современные джентльмены удачи действуют быстро, атакуют корабль неожиданно, обстреливают его из автоматов или гранатомётов. Их цель – напугать капитана, заставить снизить скорость или остановиться. Поэтому при встрече с пиратами, необходимо дать максимальный ход и маневрировать, чтобы не позволить лодкам подойти вплотную к борту.

Неплохо помогает колючая проволока, устанавливаемая по периметру судна. На неё подаётся высокое напряжение, которое не даёт взобраться на палубу морским бандитам при абордаже. В последнее время многие владельцы кораблей обращаются к услугам охранных предприятий, чьи сотрудники будут сопровождать судно весь путь и применять оружие для его защиты.

Пираты в наше время не миф и не вымысел — это реальность. Буквально несколько лет назад у берегов Сомали пираты захватывали около 300 судов в год и за каждым захватом стояли большие трагедии и человеческие жизни. Многие заранее пасовали перед пиратами, даже не веря в то, что им можно противостоять, а уж от сумм выкупов, которые приходилось выплачивать пиратам за освобождение, голова шла кругом!



Кто?

Сомалийские пираты - это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Сомалийские пираты - это в основном молодые люди 18-35 лет. Пунтленд - самопровозглашенная сомалийская автономия, на данный момент является центром пиратства, управляется она местными кланами и никаких законов в ней практически не существует.

Есть несколько видов пиратских банд, в которые входит около 1 000 вооружённых боевиков. Пираты делятся на несколько категорий:

  • Местные рыбаки, включившиеся в пиратство, отлично знающие морские условия.
  • Бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов с отличным боевым опытом.
  • Эксперты, умеющие работать с техникой, особенно с GPS-оборудованием.

Где?

Регион вблизи побережья Сомали и Кении, а также Аденский залив, известный как «Аллея пиратов» - является самым опасным местом в мире, здесь произошло боле 111 инцидентов нападения пиратов... Путь через Суэцкий канал, через Аденский залив, является главным путем следования судов, направляющихся из Азии в Европу и Восточное побережье США. Эти судоходные маршруты отвечают за 1/10 часть мировой торговли. Район является одним из самых главных морских судоходных путей мира, именно здесь проходят нефтяные танкеры и другие торговые суда с грузом на миллиарды долларов. В год через Аденский залив проходит до 20 000 судов, в сутки - до 250. Добычи для пиратов много, гораздо больше, чем самих пиратов! Практически все нападения, которые случились, произошли на суда, связанные с нефтяной отраслью.

Почему в Сомали процветает пиратство?

Причина пиратства до боли проста - молодые люди не знают, как заработать и ищут легкой добычи. Беззаконный хаос в Сомали наступил, когда силы США помогли изгнать исламистских правителей из боязни, что страна станет пристанищем террористов. В результате хаоса в стране более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждается в гуманитарной помощи. Такая тревожная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной. Сами жители Сомали считают, что пиратство началось в ответ на незаконный вылов рыбы, сброс токсичных и ядерных отходов западными судами вблизи побережья Сомали. Сами сомалийцы считают, что именно эти действия иностранных судов повлекли за собой проблемы. Жители ощутили загрязнения вод, бедность по всей стране, рыбаки стали пиратами, охотящимися на суда тех стран, которые сбрасывали отходы и вылавливали рыбу у их берегов.

Как действуют пираты?

Пираты передвигаются на малотоннажных кораблях - катера, моторные лодки, рыболовецкие суда. Из вооружения используют автоматическое оружие и гранатомёты. Сомалийские пираты имеют очень качественную подготовку и хорошее снаряжение, для отслеживания судов они используют спутниковые телефоны и GPS навигаторы. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые с большим удовольствием участвуют в нём и сами. Технически процесс захвата судов не сильно изменился со времен капитанов Блада. Быстроходное плавсредство с вооруженными до зубов пиратами на борту подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низкой посадкой (например, танкер), на его борт можно просто перепрыгнуть, так же в ход идут веревки с крючками или специальными якорями. При нападении пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов, а экипаж судна пытается сбить пиратов водой из пожарных шлангов.

В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно уже в их руках - как правило, никто не идет с голой грудью на автоматы. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать пиратам сопротивление и не геройствовать.

Самые крупные нападения пиратов

Самым крупным захватом пиратов был танкер из Саудовской Аравии с названием SiriusStar. Судно было освобождено почти после 2-х месяцев с момента его захвата вблизи побережья Сомали с грузом в 2 миллиона баррелей нефти. Пираты, которые захватили нефтяной танкер, получили выкуп, сброшенный с парашютом на судно.

Так же одним из нашумевших случаев захвата была атака на судно США Maersk Alabama. Пятеро суток сомалийские пираты удерживали в заложниках капитана судна Ричарда Филипса и требовали за него выкуп в 2 миллиона долларов. Обстановка достигла высшей степени напряженности после того, как капитан, попытался накануне бежать, но ему это не удалось. Переговоры зашли в тупик, а на море начал подниматься сильный шторм. Американцы не стали ждать, было принято решение уничтожить сомалийцев.

Однажды пиратами был атакован роскошный океанский круизный лайнер Seaborn Spirit. Нападение произошло всего в 130 километрах от побережья Сомали. На борту лайнеру была лишь акустическая пушка (данные устройства обычно используют для разгона демонстрантов). Испускаемый пушкой звук достигает 150 децибелов, что при длительном воздействии может не только повлиять на слуховой аппарат, но и серьезно повлиять на внутренние органы. Ее применение оглушило пиратов и на какое-то время внесло в их ряды смятение. Этого промедления было достаточно для того, чтобы капитан корабля приказал изменить направление и направил лайнер в открытое море. Преследовать дальше лайнер пираты не стали.

Иранский балкер Iran Deyanat с 29 членами интернационального экипажа и грузом химического и стрелкового оружия так же стал очередной жертвой сомалийских пиратов и освободился только после уплаты затребованной суммы выкупа.

Так же сомалийские разбойники захватили российский танкер «Московский университет». Не известно как развивались события, ясно только, что в финале освобождения танкера пираты были уничтожены.

В последнее время активность сомалийских пиратов значительно упала. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. После многочисленных захватов международное сообщество сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что сократить количество захватов.

  • Сомали - экономически отсталая и бедная страна на северо-востоке Африки. Экономика страны базируется на животноводстве, сельском хозяйстве и промысле акул.
  • В качестве выкупа за один корабль пираты требуют не менее 5 миллионов долларов, но зачастую разбойники соглашаются на выкуп всего в несколько сотен долларов.
  • Иностранные корабли проходят через территориальные воды Сомали и не платят никаких пошлин. Пираты считают, что захват таких короблей с целью выкупа восстанавливает справедливость.
  • Предприимчивые капитаны кораблей устанавливают колючую проволоку под высоким напряжением по всему периметру судна. Были случаи, когда именно такое «колючее напряжение» спасало команду от захвата судна.
  • Каждый гражданин Сомали носит при себе боевое оружие, как минимум пистолет. Пираты предпочитают автоматы Калашникова и гранатометы, женщины используют холодное оружие - ножи и кинжалы. Детей приучают к оружию с самого рождения.
  • Бытует мнение, что следующей целью нападения пиратов могут стать роскошные яхты миллионеров. Будьте внимательны и аккуратны в территориальных водах Сомали.

Вопреки общему мнению, жизнь пиратов была строго регламентирована. На судне запрещались азартные игры, драки, пьянство. Невыполнение приказов строго каралось. За появление на борту женщины виновника ждало повешение. Самовольно покинувший корабль или своё место во время сражения, приговаривался к смерти или высадке на необитаемый остров.

При наборе команды капитан составлял договор, где прописывались все аспекты совместного промысла. Базировались пираты на островах, часто создавая своеобразные «республики», наиболее известная из которых – Тортуга. Действовал неписаный кодекс поведения и на суше, регулировавший жизнь морских разбойников. Своих денег пираты не чеканили, предпочитая пользоваться награбленными, не только пиастрами.

Известный пират и писать Александр Эксквемелин, "подрабатывающий" морским разбоем в 1667 - 1672 годах в книге «Пирaты Америки», писал, что джентльмены удачи помогают друг другу. Если у пирата ничего нет, его снабжают необходимым, ожидая оплаты длительное время. Суд над членами пиратского братства вершили сами, рассматривая каждый случай индивидуально. Капитан корабля был фигурой неприкосновенной, его власть была абсолютной, до тех пор, пока он не допускал ошибку в глазах команды, которая могла и жизни за это лишить.

Равенство и братство не распространялось на делёж добычи. Не участвовавшие непосредственно в битве члены команды получали меньше собратьев. Владелец судна получал половину всей добычи. Капитану полагалось 2-3 доли, его помощники получали по 1,75 доли; новички, впервые участвовавшие в бою, довольствовались четвертью доли. Причём, сначала добычу складывали в общую кучу. После чего капитан проводил распределение, учитывая необходимость иметь деньги на ремонт судна, пополнение запасов провизии, пороха, пуль и ядер.

Трофейного оружия делёж не касался – всё, что взял в бою, твоё. За тяжёлые ранения полагалась компенсация, порядка 400 дукатов. Известный английский мореплаватель и пират Генри Морган диверсифицировал выплаты: правая рука стоила 600 песо, левая рука или правая нога - 500 песо, за потерю левой ноги полагалось 400 песо, глаза - 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов. Медикаменты и врачебная помощь ценились очень высоко. Даже беспощадный к противникам Чёрная Борода для своей команды добыл трёх врачей.

Желавший «завязать» с пиратством должен был выплатить команде 10 000 в любой валюте.

Морские сражения, охота за сокровищами, йо-хо-хо и бутылка рома - о романтике пиратской жизни написаны сотни историй. Их каноничный герой - неопрятный малый, одноногий и одноглазый, с саблей наперевес в одной руке и с бутылкой рома - в другой. Он неразлучен со своим напарником, огромным зелёным попугаем, который то и дело отпускает похабные шуточки. Мы решили выяснить, насколько далёк этот стереотипный персонаж от настоящего морского волка.

МИФ 1:
Пират - одноглазый, с крюком вместо руки и деревянной ногой

Ампутация была хорошей «профилактикой» гангрены и инфекций, а потому пираты, недосчитавшиеся конечностей, и правда встречались. Но корабельные медики - а часто эту роль брал на себя кок, профессионально орудующий ножом, - не знали, как справиться с кровотечением, и раненый часто умирал от потери крови. Даже пережив операцию, пациент без ноги едва ли оставался ценным членом команды - морская карьера пирата заканчивалась, и он, получив компенсацию, отправлялся на берег. У пиратов с увечьями рук шанс остаться на корабле был выше. Впрочем, они обходились без крюков - исторических подтверждений такого бодимода нет.

Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.

МИФ 2:
Попугаи
- вечные спутники пиратов

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

Образ попугая, суфлёра каждого капитана, как и большинство других мифов, вырос из пиратских романов: пёстрая птица сопровождала капитана Флинта в его плаваниях, а в рассказах Артура Рэнсома попугай дядюшки Джека болтал «чуть больше симпатичной девушки».

В XVII - начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно - пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.

Зато пираты охотно заводили кошек: считалось, что они приносят удачу. Особо ценились многопалые кошки (с лишними пальцами) - их необычайные способности к «скалолазанию» помогали разобраться с корабельными грызунами.

МИФ 3:
Пиратство
- удел белых головорезов и беглых преступников

Художник: Говард Пайл

Экипаж пиратского судна - это по большей части темнокожие мужчины, в прошлом рабы. Часто в пираты шли и честные моряки немного за двадцать: условия «трудового контракта» были привлекательнее, чем на государственной службе, не говоря уже о том, что во времена Золотого века пиратства (примерно 1650–1730 годы) в Британский флот вступали больше по принуждению, чем по доброй воле. Моряки, завербованные против желания, получали меньше, чем волонтёры, а в порту их даже привязывали к палубе, чтобы не сбежали. Вкупе с тропическими болезнями, голодом и неумолимой стихией три четверти матросов заканчивали жизнь на дне океана в течение первых двух лет. Неудивительно, что бесславной гибели они предпочитали полную приключений жизнь среди морских волков.

МИФ 4:
- исключительно мужчины


Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.

МИФ 5:
Пираты были одержимы золотом

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца»

Карта сокровищ с заветным красным крестиком - очередная фантазия, выросшая из «Острова сокровищ» Стивенсона. Реальные пираты высоко ценили мыло, провиант, навигационное оборудование и медикаменты, необходимые для выживания в море: золото золотом, но никто не хотел отправиться на корм рыбам. Если среди награбленного всё же попадалось пара песо, пираты сразу же спускали деньги в ближайшем порту на грог, напиток истинного корсара (а вовсе не чистый ром!), и безотказных барышень.

Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.

Пираты, конечно, народ суеверный, но половина предзнаменований - фантазии писателей. Чёрную метку, перекочевавшую и в фильмы «Пираты Карибского моря», придумал Роберт Стивенсон. Метка предвещала скорое низложение капитана - её получали Билли Бонс и Джон Сильвер. Настоящие корсары, недовольные капитаном, решали проблему более оперативно: они вполне могли застрелить предводителя во сне или отправить за борт - возможность мирного переизбрания не всегда была в чести.

МИФ 6:
Пиратский корабль
- галеон под «Весёлым Роджером»

Художник: Виллем ван де Велде Младший

Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером - и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы - чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.


На вершине мачты обязательно развевался флаг - но не всегда каноничный «Весёлый Роджер». Изображения варьировались от песочных часов до руки с саблей. А на флаге Чёрной Бороды была изображена целая сцена: скелет, который в одной руке держал песочные часы как символ скоротечности времени, а другой сжимал копьё, готовый пронзить кровавое сердце.

МИФ 7:
Пираты были кровожадными головорезами

Художник: Говард Пайл

Много легенд ходит о пиратских пытках и казнях. Самая известная пиратская казнь, «прогулка по доске», хотя и известна с XVIII века, не пользовалась у пиратов большой популярностью. Чаще пленников просто отправляли за борт на корм рыбам или пытали: заставляли бегать вокруг мачты до полного изнеможения или засовывали им между пальцев горящие свечи. Но всё это делали только при крайней необходимости, если, конечно, капитан не отличался особой жестокостью.

Мифы о Чёрной Бороде


Больше всего легенд связано с пиратом Эдвардом Титчем по прозвищу Чёрная Борода. Несмотря на всемирную славу, его карьера морского разбойника была удивительно короткой - всего два года, с 1716 по 1718-й, - и не особо успешной. Вопреки легендам, он не отличался кровожадностью и безумцем не был. Считается, что Эвард Титч поджигал себе бороду. На самом деле он просто прикреплял к шляпе зажжённые фитили для мушкетов.

Говорят, у Чёрной Бороды было 14 жён. Отчасти это правда - на палубе «Мести королевы Анны» не раз проходили псевдобракосочетания. Но Мэри Ормонд была единственной его «настоящей» супругой - молодых обвенчали под покровительством самого губернатора Северной Каролины.

Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.

МИФ 8:
Девиз пиратов
- анархия и разбой

Художник: Говард Пайл

Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам - всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах - они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.

Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.

МИФ 9:
Эпоха пиратов закончилась

Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв. Самые горячие точки - Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков - автоматы Калашникова и ракетные установки. Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.

* * *

Всё, что мы знаем о пиратах, - плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней - и самих разбойников, и их жертв.

01. 19 сентября во всем мире широко отмечается «International Talk Like A Pirate Day»! Буквальный перевод названия праздника – «международный день, в течение которого нужно разговаривать как пират». Два молодых человека из Орегона очень уж любили пиратский слэнг – например, «Ahoy, matey!» вместо скучного «привет!». Маялись дурью лет десять, пока вдруг круто не попали на ТВ, где и предложили общественности каждое 19 сентября пить ром, грязно материться и, по возможности, менять свои конечности на деревянные протезы и железные крюки.

Кстати, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли»

Какой же праздник без песен! Правда, из пиратского фольклора у нас только – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца», да и то – авторства писателя Стивенсона. Кстати, «Сундук мертвеца» – это вовсе не деревянный ящик, а название острова, куда легендарный Черная Борода высадил мятежников, поднявших на корабле бунт. А во-вторых, «йо-хо-хо» – это один из матросских речитативов вроде нашего «раз-два-взяли». Все вместе это называется морскими песнями шанти, с которыми легче и якорь поднять, и шкоты травить.

03. Пиратство – одна из древнейших профессий. Еще Гомер (не Симпсон!) в своей «Одиссее» писал о морских разбойниках. Правда, античные пираты нападали не на корабли, а на прибрежные города и села – добычей было мирное население, которое потом продавалось в рабство.

04. Собственно, и само слово «пират» – из древнегреческого языка. В переводе это что-то вроде «пытающий счастье» или «джентльмен удачи», что свидетельствует о том, что в те времена пиратов не особенно отличали от мирных мореплавателей. Иначе говоря, уже до нашей эры сей промысел был вполне обычным делом. Хотя и не самым законным.

05. Ты наверняка слышал/смотрел/читал о капитане Бладе. Отважный, благородный, красавец-мужчина! На самом же деле, Сабатини писал своего героя с Генри Моргана. Добрейшей души был человек! Разграбил и спалил дотла Панаму, что по закону должно было стоить ему жизни. Но полсотни мулов, нагруженных золотом, и несколько сотен рабов чудесным образом повлияли на решение суда: вместо виселицы пират получил титул сэра и пост вице-губернатора и главнокомандующего ВМС Ямайки.

06. Вообще, пираты были всегда и везде. Даже в Африке. Например, берберы несколько веков держали в страхе всю Европу, и однажды наехали (точнее, наплыли) даже на Америку! Правда, получили достойный отпор, зато какая дерзость! Кстати, именно берберы могли бы называться корсарами, ибо «корсо» – это лицензия на право грабить белых неверных соседей с севера.

07. На севере тоже были свои пираты. Например, виталийские братья, которые «держали» всю Балтику. В средние века товары, выброшенные на берег после кораблекрушения, автоматически становились собственностью того, кому принадлежал этот участок берега. Но с условием, что никого из команды затонувшего судна не оставалось в живых. Вот виталийская братва и помогала кораблям садиться на мель, а морякам отправляться в мир иной. Неудивительно, что от желающих вступить в братство отбоя не было.

08. У нас тоже были пираты. Ушкуйники. Они ходили по Оби, Каме, Оке, по Волге. Не щадили никого. Иногда даже татарам и шведам перепадало. А Кострому почистили так, что город пришлось переносить на новое место. Центр русского пиратства находился в Новгороде, где до 15 века разбой и захват новых земель было делом государственной важности. Подготовка, оснащение и вооружение были соответствующими – бывало, в рейд выходило по две-три сотни ушкуев!

09. У них, у заграничных пиратов, вообще все было предельно скромно – никаких флотилий, только одиночные небольшие суденышки. Дело в том, что долгое время даже у военных кораблей не было никакого вооружения на корме. Поэтому даже самая хлипкая пиратская развалюха была способна захватить большой корабль – главное, зайти с тыла. Потом на корме тоже появились пушки. Но и пираты стали отважнее. Побеждает наглейший!

10. Да, дорогой друг, настоящие пираты вовсе не были похожи ни на веселых персонажей «Острова сокровищ», ни, тем более, на Джонни Деппа. В реальности пираты – это отборные гопники. Четкие пацаны. Правда, и с четкой дисциплиной. Преступность у них была крайне организованной. Все сурово и по понятиям. И никакой тебе романтики.

11. Бандитским понятиям порой завидовали королевские матросы. Например, по неписаным законам пираты выплачивали своим товарищам компенсации за ранения и увечья. Не бросали и ветеранов, списанных на берег – на пенсию морских волков отправляли с солидным выходным пособием. Впрочем, до «дембеля» дотягивали немногие. Вредная все-таки работа...

12. Со временем, некоторые морские державы частично легализировали пиратскую деятельность, превратив разбойничий беспредел в серьезный бизнес. Самые достойные получали так называемую каперскую грамоту – официальное разрешение грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего данный документ. Не за красивый глаз, конечно. Но было за что продаваться властям. За небольшой процент такой пират мог совершенно легально сбывать награбленное!

13. Самый яркий пример пирата в законе – Френсис Дрейк. По заказу Елизаветы Первой освобождал испанцев от лишних кораблей, золота и серебра. После одного из таких походов капитан пополнил государственную казну суммой, равной двум годовым бюджетам Англии. За что был удостоен рыцарского звания и возведен в ранг национального героя. Обделался лишь раз в жизни. Причем, в буквальном смысле – умер от дезентирии. Не по-пиратски как-то…

14. То ли дело мадам Вонг! Персонаж столь безупречный в плане дерзости и везения, что так и непонятно – а была ли девочка-то? Когда родилась, когда умерла, и умерла ли вообще – неизвестно. В лицо атаманшу тоже никогда не видели. Только в советском кино. Но кто-то ведь крышевал территорию, равную целому государству; кто-то держал десятки ресторанов и публичных домов; кто-то руководил целым флотом от Персидского залива до Шанхая! Даже если мадам Вонг никогда и не было, ее стоило придумать. Как идеал пиратского ремесла.

15. А вот точно реальная фигура: китайская разбойница Чжэн Ши. Может, на каком-то судне женщина и олицетворяет беду, но только не на двух тысячах кораблей этой мадам. А ведь начинала рядовой проституткой! Затем удачно вышла замуж – за известного пирата. Прямо китайские Бонни и Клайд! Тот, правда, вскоре погиб, но место отца занял сын, с которым Ши достигла еще больших успехов в пиратском бизнесе. На пенсии, чтобы не скучать, она открыла публичный дом и притон для азартных игр.

16. Кстати, об азартных играх. Говорят, что пиратский кодекс строго-настрого запрещал их на судне. А какие еще развлечения могут быть в море? Так, по легенде, появились бег в мешках и «конные бои». Мешков на любом корабле навалом, а в качестве коней, как правило, использовали пленников, которых у пиратов тоже всегда было в достатке. Вот, оказывается, откуда пошли «Веселые старты»!

17. Киношный пират просто немыслим без попугая на плече! Эту шикарную деталь придумал Роберт Стивенсон. Нет, попугаи, конечно, были. Но запросто посадить на плечо такое богатство с крыльями – это вряд ли. У разбойников не было времени и желания заниматься дрессировкой попугаев.

18. Еще одна деталь, без которой немыслим настоящий пират – повязка на глазу. Было дело. Но откуда такой повышенный глазной травматизм? А не было никакого травматизма. Повязка была нужна для того, чтобы один глаз всегда был готов к темноте, особенно в бою, когда пираты врывались в каюты и трюмы. Может, это и байка, но других версий никто еще не предлагал. Да и «Разрушители мифов» как-то проверили пиратское ноу-хау. Сработало.

19. «Ненавижу докторишек!» – любил повторять пират и злой разбойник Бармалей. А ведь именно люди в белых халатах придумали черный флаг с черепушкой и костями. Из добрых побуждений, разумеется. Это был сигнальный флаг: «Близко не подплывать! На корабле – эпидемия!» Так что пираты поначалу просто маскировались и подстраховывались – а вдруг предполагаемая жертва окажется хитрее?

20. А вот бутылка рома – это уже для красного словца, ибо пьяный за штурвалом не менее опасен, чем пьяный за рулем. Да и дороговат был напиток, чтобы глушить его литрами, как это нам показывают в пиратских фильмах и мультфильмах. Но ром на борту всегда был. В качестве лекарства – для дезинфекции или как обезболивающее.