Как сос на азбуке морзе. История сигнала "SOS". История сигнала SOS

Комментарий от Jaxor

I hope that someone gets my...
I hope that someone gets my...
I hope that someone gets my message in a bottle

Комментарий от bonesoaked

Bugged on the beta, however If you abandon the quest near the Captain you"re supposed to turn it in to, he"ll have the next quest in the chain ready for you.

Комментарий от varenne

Take a windrider to the Grand Bazaar.
And move to the Капитан Грез"ко not far from the Island Expedition map

/way 56.68 60.54 Captain Grez"ko

EDIT - Due to new information some of the remaining original content of this post may be incorrect. See King or Prey for further details. These have been spoilered out for this reason.Skip ahead to EDIT III

Sending Out an SOS and Terrace of the Chosen Send the Signal King or Prey To Sacrifice a Loa into.

Basically, Blizzard mixed up the flags for Baine"s Sending Out an SOS and Terrace of the Chosen - since it makes more sense to offer up the first to breadcrumb to Send the Signal , and the second wouldn"t be an issue for King or Prey as it pops up at the NPC whom you turn To Sacrifice a Loa into.

EDIT III

After you complete The Betrayal of Zul , the quest Terrace of the Chosen becomes available. Initially I thought this was a bug, given that the quest Send the Signal also becomes available, but it"s breadcrumb Sending out an SOS does not become available until you complete To Sacrifice a Loa .

Now however, I"m thinking that either both breadcrumbs are supposed to pop, or Send the Signal is bugged and isn"t supposed to pop yet, given that a new GM has stated (in another ticket) that it"s actually Mistress of Lies which must be completed for King or Prey to pop.

If this new prerequisite is correct, King or Prey is still not part of either the Web or Lies , or the Amongst the People chain, and would be instead part of March of the Loa as I suspected.

This would make sense as context of this quest includes Return to your Horde. Ready your forces, and I will ready mine. and When de time comes, we will strike back against de traitorous snake, Zul. and the first quest in that chain is Hunting Zul .

This quest is mutually exclusive with Zanchuli Disbanded.

Although the new GM would not comment, I can at least assume that Zanchuli Disbanded becomes unavailable if King or Prey is taken first given information provided by players. This would validate this quote and still make sense, given that this quest contains a similar context with You best bring news to your Horde and tell dem what transpired here. The lack of a mention of Zul, could indicate that if this quest is taken first, perhaps both may be obtainable?

TL/DR - Complete all of Amongst the People and Web of Lies with the understanding that Zanchuli Disbanded and King or Prey are from neither of these chains, but instead breadcrumbs for /b]March of the Loa which may be mutually exclusive, or at least the later cancels out the former.

В ночь гибели гиганта «Титаника» 15 апреля 1912 г. радисту маленького парохода «Карпатия» уже давно полагалось спать. Но Говард Готтам очень интересовался исходом стачки английских угольщиков и рассчитывал получить по радио последние сообщения.

«Титаник» налетел на айсберг.

23 января 1899 г. по радио было послано первое сообщение о бедствии на море: спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине.

В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком.

Половина радиорубки «Республики» разрушена, и в пролом виден океан.

Автомат для приема сигнала тревоги.

Гибель «Морро-Кестль» сопровождалась большим количеством человеческих жертв.

«Я сниму ботинки, - решил радист, - и если за это время не придет сообщение, выключаю приемник и ложусь спать».

Готтам едва успел расшнуровать свою обувь, как приемник начал работать. Радист не сразу понял, что принимает сигнал бедствия. Тогда Филлипс, радиооператор «Титаника», передал ему: «Идите скорей, мы налетели на айсберг. Я передаю сигнал бедствия, старина!»

На «Титанике» погибло 1489 чел. 712 Спасенных пассажиров были обязаны жизнью SOS - международному сигналу бедствия, передаваемому по радио.

В 1888 г. мюнхенский проф. Герц обнаружил электромагнитные волны. Вскоре после опубликования опытов Герца в печати инж. Губер высказал мысль о возможности применения волн Герца для связи без проводов.

«Это безумие» - ответил Герц.

Но уже в 1895 г. русский ученый А. С. Попов сделал грозоотметчик, являющийся по сути дела настоящим преемником радиосигналов. Грозоотметчик Попова имел высокую антенну и посредством аппарата Морзе производил запись сигналов, «посланных» грозой.

Потребовалось лишь небольшое усовершенствование приборов Попова, чтобы использовать для передачи сигналов вибратор Герца. В 1899 г. А. С. Попов уже установил радиосвязь с броненосцем «Адмирал Апраксин», севшим на камни в Финском заливе.

23 января 1899 г. по радио было послано первое сообщение о бедствии на море. Оно предназначалось для капитана парохода «Ермак», участвовавшего в снятии «Апраксина» с камней: «Спасите 50 рыбаков, унесенных на льдине в открытое море». Эта радиограмма спасла 27 рыбаков.

Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой оказалась на море. Ведь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями. Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы да на случайную помощь проходившего вблизи судна. Но царское правительство не оценило изобретения А. С. Попова; все преимущества и успех выпали на долю итальянца Маркони, который в то время ничего не изобрел, но внимательно изучил опубликованные сведения о работах Герца, Попова, Лоджа, Бранли и других ученых.

Маркони был тогда очень молод, настойчив и знал, как нужно действовать в капиталистическом обществе, чтобы добиться признания.

Приехав в Англию с запечатанными ящиками с приборами, он заинтересовал английское правительство «таинственным» изобретением. В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком в 20 км от берега. Радиосвязь в этом очень опасном месте спасла много человеческих жизней и пароходов. После этого Маркони получил всеобщее признание и смог организовать мощную «Британскую компанию Маркони».

В 1900 г. Маркони удалось послать первое сообщение через Атлантический океан. Оно состояло лишь из одной буквы S. Ее выбрали из-за простоты передачи - по азбуке Морзе S обозначается тремя точками.

Первое время считали невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше. Только летом 1901 г. радист парохода «Лэйк Чэмплейн», ловя береговую станцию возле Ирландии, к его величайшему удивлению принял сигналы с парохода «Лукания».

В разрядниках радиостанций того времени проскакивали мощные искры, сопровождавшиеся таким треском, что радиорубку называли «камнедробилкой». Все передавали примерно на одинаковой волне, и когда два радиста говорили между собой, другие сообщении становились невозможными.

Для самих радиооператоров радио тогда было необыкновенно занятной новинкой, и они целые дни проводили, «ловя» в эфире своих старых приятелей и завязывая новые знакомства.

Существовало единственное средство прервать бесконечные разговоры, мешавшие деловой передаче: оно называлось «положить книгу на ключ». На ключ передатчика радист клал книгу или какой-нибудь другой тяжелый предмет, контур замыкался, и в эфир несся неумолкающий грохот «камнедробилки». Волей-неволей всякая передача в этом районе прекращалась.

Это были младенческие годы радио на море; даже мольбы о помощи не могли прорваться сквозь беспорядочные знуки, развлекавшие новоиспеченных радистов.

Царившая в воздухе анархия снижала ценность важнейшего изобретения. С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка в 1904 г. собралась I Международная конференции по вопросам беспроволочной связи. Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной. Но на ней впервые обсудили необходимость международного сигнала бедствия. Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.

Большинство английских радистов работали раньше на железнодорожном телеграфе. А там сигналом, служащим для привлечения всеобщего внимания, являлись буквы CQ. Английские радисты и на пароходах применяли этот сигнал перед началом важной передачи. Поэтому все делегаты решили остановиться на CQ. На конференции постановили, что сигнал бедствия CQ должен передаваться только после специального распоряжения капитана. За передачу CQ без приказа радист подвергался серьезному наказанию.

В январе 1909 г. пароходу «Республика» в первый раз пришлось воспользоваться новым сигналом бедствии. В 5 ч. 40 м. утра радиооператор «Республики» Биннс проснулся от страшного удара. Оказалось, что половина радиорубки разрушена, и в пролом виден бушующий океан. Пароход «Флорида» налетел в тумане на «Республику» и поспешил спастись бегством в ближайший порт.

Авария была так несомненна, что Биннс на свою ответственность послал CQD. Силовая установка была уже залита водой, и на «Республике» прекратилась подача электрической энергии. Биннс включил запасную батарею, но энергию приходилось очень экономить. Радиооператор посылал сигналы только изредка. Все же ему удалось связаться с пароходом «Балтик», проходившим в 100 км. «Балтик» спас пассажиров и команду «Республики» - всего около 500 чел.

Буквам CQD вскоре придали другое значение, утверждая, что они являются начальными буквами английской фразы: «Come quick! Danger!» - «Идите скорее! Опасность!» В действительности буквы CQ выбраны исключительно из технических соображений - они редко искажаются во время передачи по азбуке Морзе. Их нельзя спутать с началом какого-нибудь слова, и они поэтому сразу привлекают внимание радиооператора.

Та же история произошла и с теперешним сигналам SOS.

Его совершенно произвольно расшифровали как сокращенное «Save our souls!» - «спасите наши души!».

В 1906 г. собралась вторая конференция по беспроволочной телеграфии. Она была уже очень многолюдной, тридцать государств прислали своих представителей. Накопилось много вопросов, требовавших немедленного разрешении.

Хаос в воздухе не прекращался, а сигнал бедствия CQD оказался не таким удобным, как предполагали. Сигнал CQD прежде всего не был достаточно простым. По азбуке Морзе он выглядел так (см. рис. 1).

Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О - тоже достаточно (- - -). Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S. Так был создан сигнал SOS, которому обязаны жизнью десятки тысяч людей - моряков, пассажиров пароходов, участников всевозможных экспедиций, перелетов.

В течение первого десятилетия существования радио в эфире, как в собственном доме, хозяйничала компания Маркони. Она устанавливала радио на пароходах и маяках, назначала туда своих радистов. Неугодных ей лиц администрация мгновенно снимала.

Компания Маркони объявила войну всем пароходам, имевшим радиоустановки других фирм. Служащие Маркони должны были всячески мешать сообщениям «чужих» пароходов; категорически запрещалось давать конкурентам какие-либо полезные сведении - о льдах, грозящих гибелью в Атлантическом океане, о надвигающихся штормах, эпидемиях, вспыхнувших в том или другом порту. Даже сигналы бедствия рекомендовалось «не слышать».

Но вопреки усилиям Маркони радио бурно развивалось во всем мире. Оно уже не могло быть достоянием какой-нибудь одной фирмы, как в первые годы. Тысячи изобретателей работали над усовершенствованием радиоустановок, и все новые имена связывались с замечательными открытиями в области беспроволочной связи. Компания Маркони перестала играть ведущую роль.

Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов. Этот прибор - пеленгаторная станция - давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия. Наконец изобретение электронной лампы сделало радиосвязь вполне надежным и мощным средством сообщения без проводов. Теперь пароходы снабжаются тремя передающими радиоустановками: навигационным ламповым передатчиком, коротковолновым и аварийным. Кроме того, начинают устанавливать аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий сигналу бедствия. Если такой автомат был бы 15 апреля 1912 г. на пароходе «Калифорниан», то, вероятно, не утонул бы ни один пассажир «Титанике». «Калифорниан» находился от «Титаника» на расстоянии только 8 км, но его радист уже лег спать, а капитан был совершенно пьян. Случайно в часы гибели «Титаника» в радиорубку «Калифорниана» зашел помощник капитана Гровс. Он надел радионаушник и попробовал наладить приемник. Но на «Калифорниане» был старый приемник, заводившийся подобна часам, а его настройка была настоящим искусством.

Во время следствия по поводу гибели «Титаника» Гровс сказал: «Я понимаю азбуку Морзе, когда передают медленно, но я не сумел наладить приемника. Впрочем, я не особенно и старался. Я ведь не знал, что тогда «Титаник» передавал SOS».

В 1929 г. в Лондоне международный съезд по охране жизни на море постановил, чтобы на всех пароходах свыше 5500 т было непрерывное дежурство для приема сигналов SOS. Это постановление заставило владельцев пароходов прибегнуть к помощи автоматического приемника сигналов тревоги, чтобы не увеличивать штата радиооператоров.

В 1927 г. в Вашингтоне и в 1932 г. в Мадриде международные съезды по охране жизни на море установили сигнал тревоги, который должен приводить в действие подобный автомат. Этот сигнал представляет собой 12 тире, передаваемых в течение одной минуты. Продолжительность каждого тире составляет 4 сек. Промежутки между тире длятся одну секунду. Но создание такого автомата оказалось очень трудным делом. Атмосферные разряды, особенно в тропиках, и передачи других станций могут вызывать ложную тревогу, воздействия на автомат, с другой стороны, эти же помехи искажают переданный сигнал тревоги, и аппарат не принимает его.

Только в 1937 г. удалось сконструировать удовлетворительный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий SOS. Такие аппараты почти одновременно изготовлены в СССР (Центральным научно-исследовательским институтом водного транспорта) и двумя американскими фирмами. Кроме того, автоалармы (так называются эти аппараты) выпускаются во Франции, Англии и Германии. Европейские автоалармы начинают работать, приняв три последовательных тире из 12 тире сигнала тревоги. Американцы считают, что трех тире мало, и для избежания ложной тревоги американские автоалармы начинают работать, только приняв четыре тире.

Автоалармы на борту парохода никогда не выключается. Одной из его основных деталей является приемник, настроенный на частоту 500 килогерц, превращающий полученные сигналы в импульсы постоянного тока. Эти импульсы воздействуют на сигнальное реле, замыкающее цепь трех весьма остроумных приборов, «наблюдающих» за продолжительностью принимаемых сигналов и промежутков между ними. Два из этих приборов реагируют только на сигналы продолжительностью не меньше 3,5 сек. и не больше 4,5 сек (норма для продолжительности тире сигнала тревоги 4 сек., но во время ручной передачи в обстановке гибели парохода необходимо считаться с возможными ошибками радиста). Третий прибор определяет продолжительность промежутков между тире, - она не должна превышать 1,5 сек (норма одна секунда). Если продолжительность тире или промежутков между ними не соответствует установленному времени, то приборы прекращают «наблюдение» за ними и становятся в исходное положение, ожидай новых сигналов. Из этих приборов сигналы поступают в особый счетчик: только отсчитав четыре правильных тире, счетчик замыкает цепь проводов, содержащую звонки и световые сигналы. Звонки приходит в действие в радиорубке, в каюте радиста и на мостике парохода. Затем следует передача обычного сигнала SOS с указанием широты и долготы гибнущего судна принимаемая радистом, пришедшим в радиорубку.

Но в капиталистическом обществе даже самое замечательное изобретение не может гарантировать безопасность человеческой жизни, когда возникает опасность убытков для владельцев предприятия, средств транспорта и т. д. Эго относится, во-первых, к самой передаче сигнала SOS. Радисты имеют право послать SOS только после специального распоряжении капитанов. А те, боясь гнева хозяев, в огромном большинстве случаев тянут до последней минуты, так как помощь чужого парохода всегда обходится очень дорого.

В 1928 г. пароход «Вестрис» вследствие аварии получил большой крен, который все время увеличивался. Капитан, несмотря на то, что на палубе уже становилось трудно ходить, запретил радисту О"Лаулину послать сигнал бедствия. Целую ночь провел О"Лаулин возле приемника, его передача становилась все медленнее, и радисты других пароходов спрашивали, не случилось ли что-нибудь с «Вестрисом». Выполняй приказ капитана, О"Лаулин отвечал, что у них все в порядке. Даже на другой день «Вестрис» обменился с проходившим вблизи пароходом «Вольтер» сигналами QRU - «у меня нет ничего для вас». Только в 10 ч. утра О"Лаулин получил разрешение послать SOS, но было уже слишком поздно, и ни один пароход не успел придти на помощь. О"Лаулин утонул, послав кораблям, спешившим к месту гибели «Вестриса» сигнал SK («конец»).

Через шесть лет при таких же обстоятельствах сгорел пассажирский пароход «Морро-Кэстль». Капитан не разрешил вовремя послать SOS, и единственная услуга радистов заключалась в том, что они ножевочным полотном перерезали якорную цепь, когда случайно подошедший пароход попытался отвести «Морро-Кэстль» в ближайшую гавань. Якорь, брошенный по приказу капитала в разгар пожара, удерживал «Морро-Кэстль» на месте, поднять же его нельзя было потому, что машинное отделение уже сгорело. Гибель «Моро-Кэстль» сопровождалась большим количеством человеческих жертв.

Вся история мореплавания полна подобными случаями.

Особенно часто раздается теперь сигнал SOS в Средиземном море, где свирепствуют современные пираты. I Международный конгресс по беспроволочному телеграфированию в 1904 г. отметил, что сигнал бедствия - это «крик гибнущих, который должен быть понятен всем нациям, пароходы под любым флагом должны немедленно спешить на помощь пославшим CQD (SOS).

Но всему миру теперь известно, что корабли и гидросамолеты, носящие фашистские флаги и знаки, стремительно уходят от того места, где раздается сигнал SOS, посылаемый пароходами, атакованными кораблями «неизвестной национальности».

Есть слова, которые пришли из другого языка, да так и остались. Их немало, и постепенно они становятся архаизмами, сменяясь другими словами с тем же значением.

Но есть одно слово, которое стало международным. Его понимают все, кто связан с морем. Это сигнал SOS. Расшифровка переводится по-разному, но на русском языке самым распространенным стало «спасите наши души».

Роль изобретения радио в спасении людей

Как передать сигнал о помощи кораблю? Раньше это можно было сделать с помощью пушечных выстрелов, перевернутого государственного флага и спущенных парусов.

Согласитесь, в открытом море все это будет бесполезным, если поблизости не пройдет еще один корабль. Но с открытием радио наступает другой отсчет времени. Отныне стало возможным передавать информацию на гораздо большие расстояния, чем раньше.

Сначала не существовало никаких интернациональных кодов, предписывающих срочно идти на помощь находящемуся в беде судну. Сигналы передавали по радио в кодификации Морзе, с помощью коротких и длинных сигналов. Первым принял подобный аларм ледокол «Ермак». Расположенная в Финляндии радиостанция передала в эфир приказ о немедленном спасении пятидесяти рыбаков. Оторвалась льдина, и их уносило от берега.

Это случилось 6 февраля 1900 года. Первая спасательная операция завершилась успешно, всех рыбаков ледокол принял на борт. Сегодня используют гораздо более технологичные средства связи, но до сих пор морские суда оснащаются радиопередатчиками.

Сигналы, предшествовавшие SOS

Этот случай послужил причиной принятия единой системы передачи сигналов бедствия. Было решено использовать азбуку Морзе, но установить единый международный код.

Спустя три года после спасения людей у берегов Финляндии для этого стали использовать код CQ (первые буквы словосочетания come quick, что переводится как «приходите быстро»). В следующем году компания Маркони, выпускавшая радиопередатчики, предлагает добавить к коду букву D (по первой букве слова danger, что означает «опасность»).

Немецкий Telefunken, конкурент итальянцев, вводит свою комбинацию букв - SOE («Спасите наше судно»). Америка ввела свой код - NC (need salvation), то есть «нуждаюсь в спасении».

Каждый радиотелеграф передавал «свой» сигнал. Он мог быть понят только на таком же оборудовании. Это привело к тому, что лайнер «Фатерланд» отказался сообщить важные сведения американскому кораблю «Лебанон», спешившему на поиски судна. Это произошло по причине запрета на переговоры с теми, у кого нет оборудования Маркони.

Немного истории

В 1906 году, после нескольких обсуждений, посвященных этому вопросу, телеграфисты мира принимают сигнал SOS, заменив код SOE. Это случилось 6 октября в Берлине.

Чтобы было понятно, что это именно международный код, было решено принять еще один символ в азбуке Морзе. Он состоит из трех тире, заключенных с обеих сторон тремя точками. Перерывов нет - SOS.

Расшифровки слова как такового уже не существовало, поскольку эти буквы уже ничего не значили. Да и в разных языках были разные транскрипции. Краткость, узнаваемость, удобство отличия от обрывков речи - это послужило основанием для принятия сигнала SOS.

Однако из-за противоречивых инструкций от производителей радиоаппаратуры этот код был введен повсеместно только с 1908 года. И даже после этого все еще случались накладки. Например, гибнущий «Титаник» передавал CQD из-за того, что на нем был аппарат Маркони.

Первые сигналы

До 1912 года было несколько использований нового сигнала, но помощь приходила вовремя и надобность в единой сигнальной системе еще не была очевидна.

После трагедии "Титаника" это стало необходимым. Как и было предписано, после катастрофы с айсбергом радист направил сигнал CQD, позже - на свой риск - SOS. Но парадокс в том, что корабли поблизости приняли это за шалости пассажиров.

После гибели полутора тысяч человек этот сигнал больше не игнорировали.

SOS на английском

Хотя официальной расшифровки и нет, поскольку это не слова, сокращенные по первым буквам, все же в народе прижились некоторые варианты:

    Save Our Souls - фраза, сразу же придуманная моряками, стала и самой известной. Она означает «спасите наши души». Эти романтичные слова послужили источником вдохновения авторам стихов и песен. Во многом благодаря им так широко известен этот морской код.

    Вместо «души» часто используют слово «корабль» - Save Our Ship.

    Swim Or Sink - вопль о помощи, переводится как «плыть или тонуть».

    Stop Other Signals (немного странная на первый взгляд расшифровка SOS: «прекратите другие сигналы»). В такое время иные сигналы и правда неуместны.

    СОС («спасите от смерти») - логичная расшифровка на русском языке.

Все эти варианты образованы уже после выбора международного кода Морзе. Письменно он выглядит как три латинские буквы с чертой над ними.

Заповедная частота

Вместе с установленным сигналом выделяется и специальная частота его передачи. Пятнадцатую и сорок пятую минуту каждого часа выделяют для прослушивания эфира. Это время называют радиомолчанием. Прерываются все сообщения для того, чтобы услышать зов о помощи.

В 1927 году устанавливают запрет на ведение передач на частоте 500 кГц. Кроме сигнала SOS, частоту используют для других сообщений, угрожающих безопасности (мины, обмеление фарватера и т. п.).

С развитием радиосвязи стало возможным передавать информацию голосом. Для того чтобы не путать ее с сигналом SOS, расшифровка на английском которого не существует, приняли слово Mayday, что по-французски значит «придите мне на помощь». И для голосовых сообщений выделили другую частоту эфира.

SOS теряет актуальность

Технический прогресс не стоит на месте. В 1999 году появилась автоматизированная система оповещения. Она называется GMDSS. В ней используются спутниковые средства навигации.

Тем не менее радисты по-прежнему слушают эфир, чтобы не пропустить важные три буквы.

Сейчас туристы, оказавшиеся в беде, могут привлечь внимание костром из букв SOS. Расшифровка уже не нужна, поскольку понятна для всех. Хотя термин и пришел из морской лексики, это слово используют и в переносных значениях, смысл которых передает отчаянные просьбы о помощи.

Такие известные поп-группы, как ABBA, "Сплин" и некоторые другие использовали в своем творчестве именно этот морской код. В. Высоцкий пел о гибнущих моряках, применявших самую известную расшифровку SOS.

И хотя на море оно звучит все реже, это хорошее слово. Оно прижилось во многих языках и воспринимается людьми, далекими от морских уставов, как «спасите наши души».

Считается, что известный позывной SOS, означающий, что корабль терпит бедствие, является аббревиатурой английской фразы Save Our Souls , то есть "Спасите наши души". На самом деле это не что иное, как миф. На самом деле сигнал SOS (если по азбуке Морзе, то это "три точки — три тире — три точки") вообще не является аббревиатурой какой-то фразы.

Расшифровка SOS как Save Our Souls является самой распространенной, но, тем не менее, не единственной. Иногда данный сигнал считают аббревиатурой фраз Save Our Ship (то есть "спасите наш корабль"), или Swim Or Sink (то есть "плыть или тонуть"), или даже Stop Other Signals (на мой взгляд, самая экстравагантная расшифровка: "прекратите другие сигналы"). Однако ничего подобного SOS, тем не менее, не означает.

Если мы вспомним азбуку Морзе, то SOS — это ни что иное, как сочетание трех точек (S), трех тире (O) и опять трех точек (S). Это говорит о том, что данный сигнал, как и многие другие, появился еще в эпоху связи через беспроволочный телеграф — ведь именно тогда и началось использование морзянки. Тот, кто знаком с этой системой коммуникаций, сразу скажет, что подобное сочетание можно набрать очень быстро. Возможно, именно поэтому слово SOS так полюбилось корабельным радистам.

Впрочем, сигналом бедствия это сочетание букв стало далеко не сразу. Вообще, первый такой сигнал появился в 1903 году. Тогда, на Берлинской международной конференции радиотелеграфистов было подписано соглашение о том, что "станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море". И в качестве такового было предложено сочетание CQD — тире, точка, тире, точка, два тире, точка, два тире, две точки.

Следует заметить, что такое сочетание появилось неслучайно — оно представляло собой комбинацию сигнала общего вызова всех телеграфных станций CQ, к которому присоединили букву D, ибо с нее начинается английское слово danger (то есть "опасность"). В данном случае смысл сигнала был таким: "Всем телеграфным станциям сообщаю об опасности". Однако, как это несложно заметить, быстро набрать такой сигнал весьма затруднительно даже для опытного радиста. Тем более, если он находится на судне, терпящим бедствие.

Кстати, международным сигналом CQD так и не стал — его применяли лишь суда, использующие радиоаппараты фирмы Marconi Co. То есть корабли, оборудованные другими аппаратами, этот сигнал не транслировали. И, соответственно, не понимали, что он значит. Да и далеко не каждая береговая станция могла правильно его идентифицировать.

В итоге вопросы выработки международного сигнала бедствия стали предметом дискуссий на второй Международной радиотелеграфной конференции в Берлине в 1906 году. В ее работе приняли участие представители 29-ти стран, в том числе Англии, Германии, России, США, Франции и Японии. Сначала представители фирмы Marconi Co. настаивали на утверждении в качестве такового уже используемого ими CQD, но делегаты из США резко возразили против этого — по их данным, такой сигнал часто путали с с общим вызовом CQ. К тому же выяснилось, что эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах, что вносило еще большую неразбериху.

После делегаты из Германии предложили сочетание сигнал SOE (три точки, три тире, точка), однако и он многим не понравился — возникли опасения, что буква Е в конце может затеряться и не быть идентифицированной при дальнем приеме или перегруженном эфире. Отвергли также и предложение англичан сделать сигналом бедствие сочетание NC, означающее во флажковой международной сигнализации "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь" - его было бы сложно быстро набрать.

В итоге немецкие телеграфисты решили заменить в сочетании SOE одну букву. Так и родился знаменитый сигнал SOS, который понравился всем, поскольку данное сочетание было просто набрать, да и к тому же оно ясно идентифицировалось и при самой максимальной загрузке эфира. В результате этот сигнал был принят в качестве позывного судна, терпящего бедствие, что произошло 3 ноября 1906 года.

Ровно 111 лет назад, 3 октября 1906 года, появился международный сигнал бедствия SOS. Изначально он не имел никакой расшифровки и был выбран Международной радиотелеграфной конвенцией просто потому, что подать его очень легко, а спутать с чем-либо другим практически невозможно. Простая, быстрая и отчетливая комбинация (три точки, три тире, три точки) уже потом стала обрастать всевозможными расшифровками, среди которых больше других закрепилась и дошла до нас «спасите наши души» (от англ. Save Our Souls или Save Our Spirits).

Слово из трех букв: как оно вошло в обиход

До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола. Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов. Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями. В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная.

Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году. На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона. Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины. С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Как можно подать сигнал бедствия

Сколько раз в кинематографе и литературе мы встречались с этим сигналом! Напряженность нарастает, к терпящим бедствие людям устремляются поисковые суда - водные и воздушные. Потом мы с замиранием сердца следим за развитием трагических или приключенческих событий. Хуже, когда сигнал SOS звучит наяву. Подсчитано, что только на воде ежегодно терпят бедствие несколько тысяч больших и малых судов.

Не стоит думать, что сигнал SOS касается только моряков. Это универсальный сигнал. На всякий случай его надо научиться подавать всем и каждому. Ведь никто не застрахован от форс-мажора, когда приятная прогулка на природе, поход или поездка вдруг превращается в опасную ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Наверняка с кем-то из ваших друзей такое приключалось. Значит, может произойти с кем угодно. И сотовая связь далеко не всегда способна помочь.

Этот сигнал может пригодиться даже в городе. Бывали случаи, когда заложникам и людям, которых удерживали взаперти преступники, удавалось обратить на себя внимание именно благодаря сигналу SOS, поданному светом, стуком или другими способами.

Итак, как можно подавать сигналы бедствия и как можно обнаружить себя с помощью этих сигналов?

Огонь

Обычно в специальной литературе рекомендуют подавать сигналы бедствия с помощью сигнальных флагов и всякой пиротехники: дымовых шашек и сигнальных ракет. Однако очевидно, что их с собой в обычной жизни никогда и не оказывается. Но световыми сигналами все равно можно воспользоваться. Самый очевидный вариант - огонь. Если вы потерялись или потерпели бедствие и не уверены, что вас ищут, то обычного костра не достаточно. Лучше всего выложить огненные буквы SOS. Для этого надо выбрать открытое пространство, которое хорошо просматривается с разных сторон. Подойдет холм или большая поляна.

Буквы лучше обозначить неглубокими длинными канавами, вырытыми в земле. Размер букв должен быть не менее 3 метров, иначе они не будут видны с воздуха. Их можно засыпать ветками, древесиной и поджечь. Если в распоряжении есть бензин - отлично! Зажечь их будет просто. Огненная надпись в этом случае получится даже в заснеженной степи, где обычно жечь нечего. Достаточно просто залить бензин в канавки и поджечь. В ночи ярко горящий огонь виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км - при наблюдении с земли. Прогорев, черные буквы все равно будут видны издалека. Правда, только при дневном освещении.

Прямые линии, контрастность, тень

Если вы выкладываете на земле буквы, они должны читаться с воздуха. То есть быть большими и правильной формы. А еще лучше - чтобы надпись была составлена с максимальным количеством прямых линий и прямых углов. Ведь ни того, ни другого в природе не встречается.

Буквы SOS для обнаружения вас с воздуха можно также выложить из подручного материала. Важно, чтобы они максимально контрастно выглядели и не сливались с местностью. Например, можно выжечь большой участок травы, а надпись выложить на нем белыми камнями, если они есть вокруг в достаточном количестве.

Или буквы вырыть в земле и «обвести» их, выложив по контуру канавы стенку из грунта, вынутого при рытье. Такая стенка будет создавать тень, которую особенно хорошо видно в ясный день. Для строительства теневого сигнала можно использовать также бревна, стволы деревьев, валуны.

Зимой сигнал SOS можно нарисовать на снегу с помощью золы от прогоревшего костра. Или выложить надпись из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки извлечены. В этом случае «работает» в основном тень, но на снегу ее видно хорошо.

Постарайтесь изготовить несколько знаков на некотором отдалении друг от друга. Чем их больше, тем выше шансы, что хотя бы один из них будет замечен.

Фонарик, фотовспышка, солнечный зайчик

Здорово, если в вашем распоряжении окажется электрический фонарик. Его свет виден на большое расстояние, но все же не стоит использовать его «вхолостую». Дождитесь момента, когда ваше зрение или слух сообщат вам о приближении воздушного спасательного средства. Подавайте сигналы ритмично, закрывая фонарик рукой. Три коротких световых сигнала, три длинных и снова три коротких. После каждой серии вспышек делайте небольшой перерыв. Очень важно бывает сохранить фонарик до нужного момента в рабочем состоянии. Держите его сухим и теплым, лучше всего под одеждой, чтобы элементы питания не подсаживались от охлаждения. Севшие батарейки можно ненадолго «вернуть к жизни», прогрев вблизи огня или слегка простучав их с боков камнем.

Если при вас есть фотоаппарат, то для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышку. В среднем даже в самых недорогих любительских фотоаппаратах одной зарядки аккумулятора хватает на 30-35 вспышек. Этот шанс надо использовать полностью! В отличие от фонарика, подать короткие и длинные сигналы фотовспышкой не получится. В этом случае роль длинных сигналов выполняют паузы. То есть три вспышки подряд, потом три через более протяженные промежутки и снова три вспышки подряд. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким свечением, которое можно принять за случайный блик. Поэтому лучше направлять ее не в сторону потенциальных спасателей, а на большую, максимально светлую отражающую поверхность. Например, подсветить скат палатки, тент, парус или прибрежную скалу.

Нельзя недооценивать возможность подачи светового сигнала при помощи солнечного зайчика, отраженного от зеркала, куска фольги, от любой отполированной металлической поверхности, будь то хоть широкий нож! Вспышка специального сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 км, на расстоянии в 20-25 км, а в некоторых случаях - до 40 км от места подачи сигнала! Причем зеркалом можно подавать аварийный сигнал не только днем, но и ночью, в полнолуние.

Еще один вариант подачи светового сигнала - свеча, а лучше несколько свечей. Конечно, одну свечу с воздуха не увидеть, но если изготовить светящийся «абажур», то шансов значительно больше. Например, им может стать полиэтиленовый пакет, надетый на несколько веточек и растянутый над свечой. Его надо надрезать, чтобы не прекращалось поступление воздуха к свече. Хорошо видна издалека и палатка, в которой горит источник света - свеча или фонарик.
Были случаи, когда зимой удавалось найти людей, которые прятались внутри вырытого в снегу укрытия. Ночью три свечи, которые горели под слоем снега, превратили сугроб в огромную светящуюся лампу.

Спасатели утверждают, что поиск в тумане и темноте существенно облегчает радарный отражатель. Обычно такой гаджет состоит из комплекта металлических зеркал, но в условиях, приближенных к боевым, подойдет что угодно. Например, на потерявшейся в море яхте может обнаружиться рулон пищевой фольги или куртка с новомодной алюминиевой подкладкой. Даже оцинкованное ведро на кончике мачты способно сыграть эту роль!

Выстрелы, гудки, набат и другие звуки

Привлечь внимание спасателей можно ритмичными и достаточно громкими звуками. Если расстояние большое, то помогут только выстрелы. Но бывает, что вас уже ищут и находятся почти рядом, тогда и свисток сослужит нужную службу.

Звуковым сигналом бедствия считаются отдельные громкие звуки (выстрелы, гудок, автомобильный сигнал, свист, вой туманного горна, набат), которые производятся серией из трех подряд, потом трех через более длинные промежутки и снова трех подряд. После такой серии пауза должна быть длиннее: примерно 1 минута тишины и снова повтор. Тогда звуковой сигнал опознается как SOS.

Есть ситуации, когда передать сигнал бедствия нужно с помощью стука. Например, так сообщить о себе может человек, оказавшийся под завалом рухнувшего здания. Стук распространяется гораздо лучше, чем голос. Чтобы в скрипе и шорохе спасатели могли расслышать стук и идентифицировать его как сигнал бедствия, он должен быть ритмичным и четким. Три удара через короткие промежутки, три через более длинные, и снова три через короткие. Потом пауза.

Экзотические способы

Когда человек сильно ограничен в своих возможностях (например, когда его незаконно удерживают, ограничивают его свободу), сигнал SOS может быть подан самым неожиданным способом. Главное - проявлять фантазию и не сдаваться.

Например, в истории известен случай, когда захваченный преступниками одиночно стоящий на горе отель передал сигнал SOS с помощью простыней и наволочек, ритмично вывешенных для просушки. Их каждый час убирали, а потом снова вывешивали в том же ритме. После нескольких часов наблюдения с противоположного склона горы этот необычный сигнал был замечен и интерпретирован правильно.