Как сделать модульную сетку? Что такое модульная сетка? Строим вертикальное членение или колоночную сетку

Все как-то времени маловато, вот решил написать статью на тему модульных сеток в веб-дизайне, может, кому информация будет полезна и интересна. Модульная сетка это очень полезный инструмент для веб-дизайнера, и многие начинающие пренебрегают им почему-то, а зря.

Постараюсь в сегодняшнем материале рассказать о том, что такое модульная сетка, какие задачи она выполняет, как ее можно построить самому, а также покажу пример создания макета дизайна сайта на ее примере.

В качестве примера я создал несложный макет дизайна блога. Конечно же, рассматривать все мелочи создания дизайна в рамках этой статьи я не буду, покажу лишь общий принцип как можно использовать сетку для создания дизайна сайта.

Что такое модульная сетка?

Модульная сетка — это система модульной верстки, которая представляет собой сетку с вертикальным и горизонтальным ритмом, пересечения ритмов образуют модули. Таким образом, вся сетка состоит из таких модулей отсюда и появилось ее название.

Модулем можно назвать единицу измерения, создаваемую для придания соразмерности и пропорциональности.

Наверное, слишком заумно написал. Попробую объяснить простым языком, в нашем мире достаточно много примеров модульных сеток, к примеру, кирпичная стена в полкирпича она как раз будет модульной сеткой, а кирпич будет модулем.

Плитка в ванной комнате, тоже, вся стена модульная сетка (при условии, что вся плитка одного размера), а одна плитка это модуль или единица измерения как в нашем случае.

Для чего нужна сетка, и какие задачи она выполняет?

Сетка необходима для быстрой разработки макета, прототипа, дизайна сайта или приложения. Она значительно экономит время на разработку, структурирование, шаблонизирование макета. Убирает необходимость рутинной работы по позиционированию и выравниванию блоков дизайна. Упрощает работу как дизайнеру, верстальщику так и команде разработчиков в целом.

  • Ускоряет процесс разработки. Нам требуется гораздо меньше времени на подборку места для блоков в макете.
  • Помогает в позиционирование. Все элементы выравниваются относительно друг друга по сетке, и позиционирование занимает минимум времени.
  • Позволяет шаблонизировать. Разработав модульную сетку, мы создаем шаблонную основу для всего проекта, как при разработке, так и для решений на будущее. А также предоставляем возможности быстрой модификации.
  • Исключает ошибки. Сетка позволяет избежать ряда самых обычных ошибок с позиционированием, структурированием, размерами и отступами между блоков.
  • Является единой системой пропорций. Благодаря модулям все элементы в макете пропорциональны и соизмеримы между собой.
  • Структурирует и упорядочивает. Благодаря модульной сетке макет становится более структурированный и упорядоченный, дизайн воспринимается более комфортным.
  • Приводит к более эстетичному виду. Четкая и логическая структура получаемого сайта придает более эстетичный вид.
  • Помогает в дальнейшей разработке другим участникам проекта. Дизайн, построенный посредством модульной системы верстки, верстать значительно легче, нежели макет, построенный без сетки. Сетка дает верстальщику стандартизацию решений, ускоряет процесс верстки. Позволяет легче работать большой команде над масштабными проектами. А так же позволяет гораздо быстрее разобраться в макете новым разработчикам участникам проекта. Что в свою очередь приводит к получению более целостного результата работы.

Строим модульную сетку

Первым делом перед началом создания модульной сетки нам необходимо определиться с размерами макета будущего сайта. Определяемся, под какое минимальное разрешение мы создаем макет.

Минимальным разрешением чаще всего принимаются разрешения монитора в 1024х768 и 1280х720 пикселей. Конечно, могут быть выбраны и другие разрешения, все как всегда зависит от стоящей перед Вами задачи. Исходя из этих параметров, нам и придется создавать . Из них нам наиболее важна ширина, так как она зачастую фиксирована у сайтов, а высота наоборот варьирует из-за наполнения сайта.

В данном случае я создам холст с шириной в 1000 пикселей под минимальное разрешение в 1024х768 пикселей. Контентную часть сделаю в 960 пикселей, по 20 пикселей отступы по краям (ширина наших полей).

Создаем шрифтовую сетку

Первым делом мы создаем шрифтовую сетку. Выбираем одну высоту строки для всего макета сайта. Разлиновываем его как тетрадь в пропись, на которой у нас будут располагаться все тексты, списки, иллюстрации, заголовки, абзацы и прочие плашки. Высоту строки я создаю обычно в 18 пикселей, но может быть и другой размер все зависит от выбранного кегля и шрифта.

Межстрочный интервал (в css line‑height) можно рассчитать двумя способами:

  1. Размер основного шрифта для контента (16пт.) / 2 + размер основного шрифта для контента (16пт.) = 24пт.
  2. Размер основного шрифта для контента (16пт.) x 1.5 = 24пт.

Строим вертикальное членение или колоночную сетку

Теперь самое интересное, нам необходимо создать колоночную сетку. Ширина колонки определяет ширину нашего модуля. Итак, нам необходимо определить эту самую ширину, как это можно сделать.

  1. Если на сайте планируется присутствие блока с постоянной величиной (баннера, видео, иллюстрации и т.д.). Эти блоки имеют фиксированные размеры и зачастую включают в себя несколько модулей. Таким образом, зная их размер, мы можем с легкостью определить ширину модуля, достаточно понимать, что блок должен находиться в пределах ширины модулей.
  2. Второй способ это когда у Вас есть конкретные задачи, на которые можно опираться. Например, по задаче стоит расположить в линию на всю ширину тела сайта определенное количество блоков, скажем 6. Тогда, зная этот параметр, мы можем прикинуть, что один такой блок включает в себя два модуля по ширине. Соответственно нам подойдет 12 колоночная сетка.

Дополнительно нам необходимо определить расстояние между модулями или колонками. Я в основном использую размер строки шрифтовой сетки, в данном случае это 18 пикселей.

Таким образом, у нас получается ширина модуля равная 63,5 округлим до 63 пикселей. У нас остается по 0,5 пикселей на каждый модуль их у нас 12 итого 6 пикселей, раскидаем их на поля по 3 пикселя, тем самым наши поля увеличатся и станут равные 23 пикселям, а не 20, соответственно и контентная часть станет равная 954 пикс.

Примечание: количество колонок зависит от потребностей и задач и может отличаться. Однако стоит учесть такой факт, что удобнее работать с модулями средних размеров, нежели крупных или мелких. Крупные модули, получаются громоздкими и менее гибкими в обращение, а мелкие очень сильно рассеиваются и теряются, отчего также становится неудобными в работе.

Делаем горизонтальное членение

Тут все просто берем несколько строк и объединяем их в одну линию, далее пропускаем одну строчку и снова объединяем несколько строк. В нашем случае я буду объединять по три. Все линии создаются в полупрозрачном виде, тем самым в местах их пересечения образуются квадраты, которые и будут нашими модулями. Вот в принципе и все модульная сетка создана.

Создаем прототип макета

Теперь на небольшом примере я покажу, как эту сетку можно использовать. Очень часто рисую первым делом эскиз на бумаге, так просто получается быстрее набросать варианты исходя из поставленной задачи, а когда уже есть некая структура, переношу ее на сетку, делаю . Создавая прототип, где необходимо объединяю по несколько модулей в регионы и накидываю плашками все блоки.

Оформляем, детализируем, прорабатываем

Имея прототип с легкостью можно представить структуру дизайна, блоков сайта. Можно прикинуть удобство, юзабилити, и если необходимо быстро подправить. Далее после того как прототип нас устраивает полностью, можно переходить к отрисовке самого дизайна, прорисовке деталей.

А вот так макет выглядит уже без модульной сетки в итоге после всей проделанной работы.

Макет делался исключительно для данной статьи. Для того чтобы показать на примере, как использовать модульную сетку в веб-дизайне. Хочется заметить, что сетку можно использовать в комплексе с направляющими, данный метод еще более эффективен.

И в заключение хочу сказать, использовать сетки в своих работах или нет дело Ваше, я лишь немного хотел рассказать об этом инструменте веб-дизайнера, который мне очень помогает в работе.

Ниже можно ознакомиться с пошаговым процессом создания дизайна от прототипа до готового макета сайта из этой статьи.

Видео процесс по созданию дизайна сайта с использованием модульной сетки:

  • Урок 1:
  • Урок 2:
  • Урок 3:

CSS -макет, основанный на сетке, позволяет разделить пространство экрана на столбцы и строки, используя предварительно рассчитанный размер. Вы можете полностью настроить данную раскладку, располагая элементы с привязкой к линиям сетки – разделяющим столбцы и строки, и с привязкой к ячейкам – прямоугольным областям, которые являются пересечениями строк и столбцов.

Верстка по сетке играет очень важную роль, она позволяет вам создать пропорциональный дизайн, который можно легко адаптировать к различным разрешениям. Помимо прочих преимуществ, вы получаете возможность задавать позиции элементов, не зависящие от порядка отображения содержимого. В качестве примера можно взять список элементов (который обычно отображается в виде одной вертикальной колонки) и отобразить его с ориентацией на строки и столбцы сетки.

Вы можете найти практические примеры использования CSS-верстки, основанной на сетке, по следующему адресу:

Гибкая блочная верстка

Обычно такую верстку называют "flexbox" ("резиновая" верстка). Этот способ раскладки используется для создания как простых, так и сложных структур страниц, адаптированных для различных экранов. Преимущество такой верстки в том, что относительное расположение содержимого остается неизменным, даже если размер экрана меняется. Используя данную структуру и равномерно распределив пустое пространство , можно сделать так, чтобы объект всегда находился в центре страницы или другого контейнера.


"Резиновая" CSS-верстка позволяет вам интуитивно понятно контролировать дочерние элементы, расположенные в контейнере

Почему все это подходит для WinRT-приложений?

"Резиновая" верстка полезна, когда используется с элементом управления ViewBox. Два этих компонента комбинируются при создании Приложения с фиксированным макетом (Fixed Layout App) в Blend или Visual Studio. Приложение с фиксированным макетом делает возможным создание фиксированной области просмотра для содержимого, что подразумевает неизменность размеров – в противоположность приложению, использующему макет на основе сетки. Подобная раскладка может пригодиться вам при создании JavaScript-игр, где необходимо, чтобы игровое поле имело определенную ширину и высоту вне зависимости от размеров экрана.

Вы можете найти практические примеры использования "резиновой" CSS-верстки, по следующему адресу:

Области CSS

Области CSS позволяют вам взять некую последовательность HTML -контента – текста, изображений, - и распределить ее по нескольким пустым контейнерам, определенным в стандартном шаблоне HTML . Шаблоны HTML структурированы с помощью пустых контейнеров, которые имеют размер и определенное местоположение, чтобы присвоить будущему содержимому специфическую позицию и ограничить его рамками контейнера.

Почему все это подходит для WinRT-приложений?

CSS области не так важны, как другие формы раскладки. Тем не менее, они поддерживаются и позволят вам создать сложную структуру содержимого, например, как в журналах. Они позволяют произвольным образом распределить последовательный поток контента (текста, изображений, видеофрагментов). Эта схема раскладки может быть полезна на планшетах, где раскладка меняется в зависимости от ориентации экрана, или, например, при выводе на экран прикрепленного приложения в Windows 8.

Вы можете найти практические примеры использования CSS-областей по следующему адресу:

Два стандартных графических формата: Canvas и SVG

В WinRT-приложениях по умолчанию поддерживается два исходных графических формата: Canvas (холст) и SVG (Scalable Vector Graphics – масштабируемая векторная графика ). Так как это встроенные форматы, мы можем создавать графику, используя код – вместо традиционного подхода с применением заранее подготовленных графических файлов форматов.png или.jpg. И canvas , и SVG имеют сильные и слабые стороны, но, в общем случае, вы можете видеть их в качестве элементов пользовательского интерфейса – таких, как кнопки управления проигрывателем; они представляют собой иллюстрации, которые могут быть анимированы, они используются для целей визуализации данных – в виде графиков и диаграмм.

Canvas – это элемент управления, который представляет собой поверхность для рисования на странице. Внутри этой поверхности вы можете создавать фигуры, используя цвета, градиенты, заполнение по шаблонам. Вы можете манипулировать пикселями на экране, интерактивно, выводить текст и экспортировать полученный контент в виде статических файлов изображений – таких, как.png. Также вы можете добавлять JavaScript или CSS -анимацию, чтобы заставить созданные вами объекты перемещаться, исчезать, чтобы менять их размеры и так далее. Хотя тег < canvas > добавляется в HTML -документ, это лишь поверхность для рисования. Все, что к ней относится, создается с помощью JavaScript. Кроме того, после вывода содержимое холста представляет собой пиксельное изображение, в то время как SVG – это векторная графика .

SVG использует объектную модель элементов, атрибуты и стили, в этом смысле он больше похож на синтаксис HTML . Когда в HTML появляется элемент , он ведет себя как часть HTML .

Почему все это подходит для WinRT-приложений?

Хотя поддерживаются оба формата, SVG-элементы используются в WinRT-приложениях для непосредственного отображения изображений. Программы для редактирования изображения, такие, как Adobe Illustrator, позволяют вам экспортировать векторные изображения в формат.svg. Иллюстрации и значки могут быть созданы и очень легко использованы внутри приложения. Так как векторные изображения не зависят от разрешения, вы можете использовать эти элементы в проектах и они будут менять размеры без потери качества даже на больших экранах. Кроме того, поддерживаются SVG-фильтры, которые позволяют применять основные эффекты – такие, как размытие или тонирование в сепию.

Элемент управления canvas может быть задействован в WinRT-приложениях для приложений, которые ориентированы на захват данных от сенсорного пользовательского ввода и их визуализацию – так, как в приложениях для рисования. Элемент управления canvas часто используют при создании игр или в ситуациях, где данные генерируются в режиме реального времени, - например, для визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

Итоги

В модуле вы узнали о том, как используются основные принципы HTML5 и CSS3 в приложениях, и поэкспериментировали с практическими примерами их применения. Вы узнали о моделях компоновки, медиа-запросах, анимациях. В частности, вы узнали, как создается раскладка с помощью областей, сетки, как делается "резиновая" верстка, верстка в несколько колонок, как применяются медиа-запросы. Вы ознакомились с 2D- и 3D-трансформациями, переходами, анимациями, градиентами, тенями, техникой скругления углов, встроенными SVG -изображениями и с использованием элемента управления canvas .

Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом - некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.


Казалось бы, набросать сетку - дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло...». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.


Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах , сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.


Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

Как работает сетка

Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего .


Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.


В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

Чем определяется структура сетки

Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.


Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.


Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.


Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated - пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.

Начало построения. Вертикальный ритм

Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с .


В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта . Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.

Вариант «А». Подход «от строки»

Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.


Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу - так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.


Простой, но подробный пример с картинкой

Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу - блок контактной информации [профсоюза гениев].


Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.


Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:



В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.


Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10-12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5-6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.



А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150-200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5-2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.


Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции - их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка - не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.


Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант - это половинный или полуторный интерлиньяж.

Вариант «Б». Подход «от кегля»

Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.


Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина - плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.


В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.


Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7-8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5-6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.


В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения .


Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» - простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь».

Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования - это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.


Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше - интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150-200% от кегля. А иногда и более.


(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики - они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120-180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).


Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.


По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же - вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.

Результат по вертикали

Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня - 4 строки, иллюстрация - 8 строк, аватар - 3 строки, кнопка - 3 строки, меню - 5 строк, отступ - 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).


К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.

Колонки и межколоночный интервал

От чего зависит число колонок

В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.


Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.


Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.


*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.


Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом - итого 8 колонок.*



Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.


Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.


Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной - на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором - 6 или 12.

Почему все любят 12-колоночные сетки

Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.


Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку - макеты станут опрятнее.


Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.

Межколоночное расстояние (gutter)

Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?


Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык - между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.


Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.


В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2-3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.


Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.


Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» - в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай - газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.

Модуль

Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?



По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота - нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.


*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам - шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.


Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*


В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.


Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.

Сетка в сетке

Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.


Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.


Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров , содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».

Оптическая компенсация

Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка - это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение и искажений.


Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).


Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности .


Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.

Резюме

Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.

Теги:

  • модульная сетка
  • типографика
Добавить метки

Продолжаем тему адаптивной верстки . Сегодня речь пойдет об одном из трех китов адаптивной верстки - макете на основе сетки (flexible gridbased layout). Два других – это и гибкие изображения (flexible images).

В середине XX века графические дизайнеры популяризировали понятие типографской , или модульной, сетки - рациональной системы колонок и рядов, в которые можно было поместить модули с контентом. Смотрелось это свежо и весьма гармонично.

Однако графический дизайн и веб-дизайн - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Ключевой момент здесь - размер страницы. В типографском варианте он фиксированный, а веб-страница может растягиваться и сжиматься в зависимости от того, на чем ее просматривают.

Чтобы применить к веб-странице модульную сетку следует использовать простую формулу пропорциональности:

target / context = result

Понять эту формулу проще всего на наглядном примере. Допустим, у нас есть нарисованный макет сайта в две колонки - контентная часть и сайдбар:

Мы сверстаем его «резиновым». Но вот проблема: как задать ширину обоих блоков? Ведь если прописать ее в пикселях, то они уже не будут резиновыми. Значит, нужно использовать проценты, а не пиксели. Но позвольте, а какие значения писать-то? Все равно ведь нужно от чего-то отталкиваться.

Можно, конечно, прикинуть на глаз: контент занимает примерно 70% от общей ширины страницы, а сайдбар - 30%. Но правильный верстальщик никогда и ничего не прикидывает на глаз. Нам нужен точный размер.

Вот для этого и служит та самая формула пропорциональности. Мы просто берем ширину внутренних блоков и делим ее на общую ширину страницы. Здесь вся страница - это context , а каждый из внутренних блоков, соответственно, target из приведенной выше формулы.

660 / 960 = 0,6875
300 / 960 = 0,3125

Остается только перевести эти данные в проценты. Не сильно заморачиваясь, просто сдвинем запятую на два знака вправо. Получаем:

68,75%
31,25%

Вот так вот просто. Однако давайте усложним задачу. Предположим, у нас контентная часть разделена еще на две неравные части. Например, слева узкая колонка с датой статьи и социальными кнопками, расположенными вертикально, а правая колонка широкая, и в ней у нас размещен текст статьи.

Из дизайн-макета мы знаем, что ширина этой узкой колонки 120 пикселей, а широкой 520. Как перевести эти числа в %? Опять же применить формулу пропорции. Но на этот раз мы в качестве context-а используем не всю ширину страницы, а ширину того блока, куда входят эти две колонки, то есть ширину контентной части, которая у нас составляет 660 пикселей. Делим:

120 / 660 = 0,1818
520 / 660 = 0,7878

В процентах получаем соответственно 18,18% и 78,78%

Кстати, в современных файлах стилей, использующих адаптивную верстку, правильные верстальщики добавляют в качестве комментариев подобные расчеты. Для лучшей наглядности. Вот как это обычно выглядит:

Content {
width: 68,75%; /* 660px / 960px */
}

Надеюсь, с этим не возникло сложностей. Поехали дальше!

Макет на основе сетки

Рассмотренные выше примеры это, конечно же, еще не сетка. Ну, какая сетка из двух колонок? Настоящая модульная сетка призвана помогать и дизайнерам и верстальщикам создавать сложные сайты со множеством колонок и отдельных блоков.

Поэтому и появилась масса удобных сервисов и инструментов, реализующих этот метод легко и просто. Например, 960.gs . Здесь вы можете не только наглядно изучить принцип разметки на основе модульной сетки, но и скачать шаблоны и использовать их.

На самом деле таких сервисов сейчас пруд пруди! Еще они называются фреймворки. Выбирай, какой больше понравится. Вот отличная подборка 30 CSS-фреймворков для адаптивного веб-дизайна .

Для чего вообще нужны эти модульные сетки?

В первую очередь модульные сетки нужны для того, чтобы визуально упорядочить контент на странице сайта. Это не только с эстетической точки зрения красиво и радует глаз пользователя, но и удобно самим разработчикам. Особенно если сайт действительно сложный по структуре и содержанию.

Кроме того, такие модульные сетки гораздо проще сделать адаптивными, чем беспорядочно разбросанные блоки разного размера.

Ну и, разумеется, скорость разработки таких сайтов гораздо выше. Вам не нужно морочиться и изобретать велосипед с нуля. Достаточно выбрать подходящий фреймворк и по нему сверстать сайт.

Надеюсь, теперь вы знаете, что такое адаптивная верстка на основе модульной сетки.

В следующий раз поговорим про гибкие изображения в адаптивной верстке. Очень важная и не однозначная тема. Рекомендую ее тоже изучить хорошенько, чтобы не попасть впросак. Оставайтесь на связи! А еще лучше подпишитесь на рассылку новостей блога Вебсовет.

Специально для пользователей сайта сайт мы предоставляем практический урок, по применению системы 960 Grid. Представьте, что нам дали дизайн для вёрстки. Сначала мы должны наметить себе план реализации структуры сайта, а только потом приступить непосредственно к коду. После изучения этой статьи вам будет по зубам любая классическая вёрстка за кратчайшие сроки и натуральный цвет волос на многие годы (без седины). Итак, вот наш дизайн:

1. Создание сетки

Как вы уже знаете, система 960 Grid использует целый набор классов и доступна в нескольких вариантах (12 колоночной и 16 колоночной версиях). Основной контейнер, независимо от количества колонок всегда будет шириной 960px. Для этого дизайна мы выберем 12 колоночную систему. Каждый блок в системе 960 Grid имеет внешний отступ (margin) 0 10px. Это гарантирует нам ровные, пропорциональные отступы в 20px. Для тех, кого смущает размер 960px, советую взглянуть на вот эту схему. Данный размер является оптимальным для подавляющего большинства разрешений мониторов. Итак, у нас есть возможность создавать блоки вот такой ширины:

  • 140px
  • 220px
  • 300px
  • 380px
  • 460px
  • 540px
  • 620px
  • 700px
  • 780px
  • 860px
  • 940px

У каждого размера есть свой класс, название которого строится по схеме grid_X, где X это количество колонок. Если вам нужен блок в 960px, то следует выбрать класс grid_12. Для того, чтобы активировать систему 960 Grid, необходимо родительскому контейнеру задать класс container_12 или container 16. Ниже находится небольшой пример страницы, состоящей из 3х блоков. Ширина первого равна ширине 960px, остальные 2 в два раза меньше:

Запомните, что когда вы заполняете строку блоками с классом grid_X, убедитесь в том, что в сумме они дают не больше 12. К примеру как у нас - два блока grid_6 + grid_6 = 12. Меньше можно: 6, 4, 2 и т.д. Теперь, когда мы пробежались по основным принципам, можем приступить к практическому занятию:

2. Создаём Mock-Up

Попробуем построить схему того, что нам надо сверстать. В первую очередь нам необходимо 2 блока по 960px. Один для логотипа, другой для навигации. Дальше 2 блока (на одной строке), для постера и презентации сайта, блок разделитель (на всю ширину), 4 колонки (на одной строке), снова блок разделитель и футтер. Приблизительно вот так:

Я думаю, что после просмотра изображения вы уже знаете, какие классы нам необходимы. Попробуйте подобрать их сами, а потом взгляните на код ниже, чтобы убедиться в правильности ваших мыслей:

Помните, что в конце каждой строчки нам необходимо вставлять

для нормального отображения во всех браузерах. Не забудьте так же заинклудить 960 Grid CSS на вашу страницу в разделе head.

Итак, скелет готов, так что пора заняться оформлением. Зададим высоту и фоновый цвет блокам разделителям. Высота блока с меню будет зависеть от самого меню. Так же не забудьте добавить логотип:

Div.spacer { background-color: #8FC73E; height: 1em; } div#navbar { background-color: #8FC73E; padding: 10px 0; }

Вот что у нас должно получиться:

Информация нас сейчас совершенно не интересует, так что в центральные колонки можете вставить контент с вот этой вот страницы. Перед тем, как заняться верхней частью, займёмся нижней. В нашем дизайне фон футера окрашен в серый цвет. На данный момент мы не можем это реализовать так как если вы помните, между блоками есть некоторый отступ, который не позволит нам полностью закрасить данный участок. Для решения этой задачи вынесем 3 блока, относящиеся к футеру в отдельные блоки с id = footer. Ещё одна деталь: когда мы используем классы внутри классов, то хорошо бы задать значения alpha (для того, чтобы указать какой блок будет первым и omega - для последнего):

Div#footer { background-color: #e5e5e6; }

Превосходно! Теперь у нашего футера есть цвет фона. Добавите в него какой-то текст и приступим к блоку с навигацией. По всем законам современных принципов вёрстки, навигация это ненумерованный список. Добавьте следующий код и стиль:

  • Articles
  • Topics
  • About
  • Editors
  • Contact

Div#navbar ul { list-style: none; display: block; margin: 0 10px; } div#navbar ul li { float: left; margin: 0 1.5em; font: bold 1em Arial; }

Круто! У нас всё клеится. Всё что осталось, так это блок с постером и презентацией сайта, но перед тем, как мы приступим к их реализации я бы хотел сказать несколько слов о CSS фрэймворках в целом.

3. CSS фрэймворки не решат все ваши проблемы

Перед тем, как начать делать вёрстку дизайна на CSS фрэймворке вы должны учесть некоторые минусы данных систем. Читая данную статью вы не могли не заметить, что правила построения страницы очень строги. Всё имеет свой фиксированный размер. При изменении ширины одного блока, приходится менять и другие. В любом случае надо чем-то жертвовать. К примеру, что вы будете делать, если у вас дизайн на 1000px, а 960 Grid позволяет создавать ширину максимум 960px... А вы хотите 1000px! Без массивного изменения кода, это реализовать невозможно. К примеру клиент захотел сайт пошире или дизайнер несогласен с вашей реализацией. Есть ещё одна проблема, касающаяся высоты колонок. Если у трёх колонок один и тот же цвет фона (как у нас в футере), необходимо, чтобы эти колонки были одинаковой высоты. Ещё один существенный минус: использование дополнительных отступов и создание рамок ведёт к разрушению всей вёрстки. Для того, чтобы добавить то, что необходимо и ничего не разрушить нужно компенсировать добавляемые размеры. Сейчас покажу как. Приступаем к отделке верхней части.

4. Верхняя секция

Во-первых решим проблему с высотой колонки - сделаем её фиксированной. Далее создадим пустые div в одном и другом блоке. В них будет располагаться рисунок или текстовая информация. Внутренние отступы устанавливать не будем т.к. можно нарушить пропорцию ширины сетки. Создадим небольшой внешний отступ тегам p, для того, чтобы текст красиво смотрелся.

В данном случае для стиля лучше создать класс, а не ID, т.к. нам надо применить его к нескольким блокам. При необходимости, это так же позволит нам в 2 счёта поменять высоту. Вот так выглядят наши классы:

Div.topSection div { border: solid 10px #e5e5e6; height: 280px; } div.topSection div p { margin: 10px; }

Круто! Давайте посмотрим, что у нас получилось:

Готовы для заполнения? Тогда в левый блок закиньте какой-то текст, но не переусердствуйте, чтобы не превысить высоту. На самом деле в реальных проектах, дизайнер должен всё это рассчитывать (количество символов, которые будет удовлетворять размеры блока); Перед тем, как вставить изображение в правый блок, нужно определиться с его размерами, если вы ещё этого не сделали. Это можно сделать на ранних стадиях разработки дизайна или через FireBug. Нажмите Inspect. Кликните по div, который нам нужен. Выберите вкладку Layout. После этого вы увидите всю необходимую вам информацию. В помощь вам следующее изображение:

На скриншоте постер имеет размеры 360x280. Найдите изображение и создайте для него стиль:

Img#poster { width: 360px; height: 280px; }

Вот и все! Шаблон готов. Теперь осталось только заполнить реальным контентом и выложить в сеть:

5. Знайте ваши возможности

Теперь, когда всё готово, подведём некоторый итог. 960 Grid позволила нам за 15 минут наклепать шаблон. Круто? Да! Проверяли ли мы его в IE6, IE7? Нет! Должны? Нет. Это всего лишь начало! Что теперь делать? Теперь необходимо показать его заказчику и посмотреть на реакцию. Если его это устроит, то можно приступить к тестированию, а если нет, и заказчик захочет что-то посложнее, то придётся писать всё с нуля самому. Ещё раз повторю. CSS фрэймворки не решают всех проблем. Несмотря на это тысячи разработчиков пользуются ими как обычным инструментом веб-разработки потому что как и у любого инструмента, у CSS фрэймворков есть своё поле, для широкого применения. В любом случае, если запросы к дизайну не супер специфичные (80% случаев), то с помощью 960 Grid можно сэкономить много времени - а время деньги!