Из грязи в князи: чем обрабатывать RAW-файлы. Обработка RAW: как выжать максимум из фотографий

Компания Nikon объявляет о ViewNX 2, полной новой версии популярного пакета программного обеспечения, позволяющего выполнять импорт, обзор, редактирование и передачу изображений и файлов D-видео. Удобный набор программ ViewNX 2 создан на основе отлично зарекомендовавшего себя программного обеспечения ViewNX, он поставляется в комплекте с цифровыми фотокамерами Nikon и доступен для загрузки. Теперь программное обеспечение предлагает ряд специальных инструментов для редактирования файлов D-видеороликов, созданных современными цифровыми зеркальными и компактными фотокамерами. Помимо основных функций импорта данных и обзора, ViewNX 2 включает различные часто используемые меню и инструменты редактирования, в частности изменение размера, управление яркостью, кадрирование и выравнивание, а также богатые возможности обработки формата RAW.

Говорит Зураб Кикнадзе (Zurab Kiknadze), менеджер отдела объективов, принадлежностей и программного обеспечения компании Nikon: «Для многих ViewNX является ключевым программным обеспечением для импорта и организации изображений. View NX 2 все делает более легко и плавно, отличаясь множеством дополнительных преимуществ для тех, кто снимает также D-видео».

Основные особенности ViewNX 2

  • Интегрированный программный пакет
  • Интуитивно понятные средства редактирования
  • Три настраиваемые рабочие области
  • Базовые средства редактирования: кадрирование, выравнивание и автоматическое подавление эффекта «красных глаз»
  • Разнообразные средства коррекции изображения: регулировка резкости, контраста и яркости, коррекция света и теней, функция D-lighting и повышение насыщенности цветов
  • Обработка изображений в формате RAW (Nikon NEF)
  • Множество вариантов печати
  • Полноценная система комментирования и оценки фотографий
  • Полная интеграция с my Picturetown (веб-службой Nikon для хранения фотографий и обмена ими)

Импорт фотографий

Прежде чем начать работу на компьютере с отснятым материалом, следует этот самый материал переписать на жесткий диск. В различных обзорах программ по обработке фотографий я всегда особое внимание уделяю функции импорта фото, ведь от аккуратной организации рабочего процесса зависит очень многое. На этот раз не буду углубляться в теорию, а предлагаю сразу приступить к делу.

Итак, импорт фотографий в программе ViewNX2 зовется Nikon Transfer 2 , вызывается он кнопкой c пиктограммой камеры со стрелочкой и надписью Transfer. Этот модуль выполняет сразу несколько важных функций, поэтому есть смысл остановиться на нем внимательнее.

  1. Source - откуда копируем данные. Это может быть флешка, вставленная в кардридер, может быть камера, подключенная кабелем в разьем USB... А вот папку на жестком диске компьютера выбрать не получается. Если хочется проделать какую-то операцию с фотографиями из папки на жестком диске, видимо, эту папку следует сперва переписать на переносной диск... Вот такая вот логика у программы. На скриншоте 1: я вставил мою флеш-карту в картридер и тишина. Правильно, ведь у меня на флешке RAW-файлы с камеры Canon:-)
  2. Primary Destination - первое и главное место назначения. Другими словами, куда копируем фотографии. Здесь я делаю так: сперва выбираю глобальную папку для всех моих фотосессий (K:\Photos). Далее справа наверху (???!!!) указываю подпапку для данной фотосессии (Session_Name). Затем говорю программе как переименовать файлы - ставлю галочку Remane files during transfer и редактирую маску имени и номер. Уф! Непросто это, но разобраться можно.
  3. Backup Destination - название говорит само за себя: в этой вкладке настраивается бэкап, если это нужно. Можно эту операцию не использовать.
  4. my Picturetown - здесь можно настроить трансфер на одноименный сервис. Те, кто знакомы с этим сервисом, наверное легко разберутся что к чему. Мне он не знаком, поэтому я этот шаг пропускаю.
  5. Preferences - настройки копирования. Здесь есть любопытная функция - в EXIF файлов фотографий можно при импорте записать копирайт фотографа и/или заказчика фотосессии, а также другие данные. Есть также несколько вспомогательных функций только для камер, которые их поддерживают (например синхронизация даты и времени).

Стильная презентация видеороликов

ViewNX 2 включает несколько простых и интуитивно понятных инструментов редактирования, с помощью которых пользователи могут создавать превосходные видеоролики. Программное обеспечение позволяет обрезать и затем соединять клипы, применять разнообразные привлекательные эффекты перехода с добавлением фотографий и звуковых музыкальных дорожек - все это позволяет создавать стильные и анимированные фильмы для показа близким и друзьям.


Скриншот 2. В файл-браузере замечательно отображаются видео-ролики в формате Full HD,
снятые на камеру Canon 5D Mark II
Скриншот 3. Чтобы создать видео-презентацию, нужно нажать на кнопку Movie Edit, запуститься отдельная программа Скриншот 4. Результат работы можно сохранить в виде отдельного видеофайла. Доступны различные форматы сжатия

Радует тот факт, что современные фотокамеры разных производителей записывают видеоролики в стандартных форматах: это может быть QuickTime *.MOV, может быть *.AVI или др. - это позволяет нам совершенно спокойно открывать, редактировать и склеивать вместе клипы, снятые на различные камеры (разумеется, если разрешение у клипов совпадает). И это хорошо, ведь ситуация с фотографиями в формате RAW огорчает невероятно: сколько производителей, столько и форматов, да все новые и новые появляются. Само собой, ViewNX2 не сможет работать с RAW файлами, снятыми на Canon или Sony. Nikon, друзья, только NEF от Nikon.

Усовершенствованный и интуитивно понятный интерфейс пользователя

Интерфейс пользователя был переделан и обеспечивает максимальную эффективность. Плавная графика и интуитивно понятное расположение еще больше упрощают доступ и использование широкого ассортимента творческих инструментов. Были добавлены различные настройки монитора для идеального соответствия текущей задаче; в дополнение к опциям просмотра и редактирования, «GeoTag» позволяет просматривать изображения на карте с указанием места, где были сделаны снимки. Чтобы еще больше визуально упростить просмотр и редактирование, добавлена возможность изменять цвет фона в соответствии с яркостью изображений.

Программа работает медленно . На современном 4-ядерном процессоре и 8 Gb памяти крутится еле-еле: особенно при попытке отредактировать фото постоянно идет задержка, мигание, мгновенной перерисовки экрана нет. Как выбирать параметры таким образом? Для примера я, не закрывая ViewNX2, открыл программу Lightroom и крутил в ней огромную фотосессию: нет никаких тормозов или задержек. И это производители ViewNX2 называют «обеспечивает максимальную эффективность»?

Двойной щелчок по фото откроет полноэкранный режим просмотра . Для просмотра RAW-файлов программа создает превью с низким разрешением и выводит на экран именно его. При полноэкранном просмотре фото в формате RAW (NEF) в верхней панели будет доступна кнопочка «RAW», при нажатии на которую программа выведет на экран честную информацию из RAW-файла, а не сгенерированное превью. Я экспериментировал со многими фото и особой разницы разглядеть не смог.

Если съемка велась в формате RAW+JPEG , то на карту памяти записывается, понятное дело, сразу два файла. При просмотре фотосессии можно не загромождать экран дубликатами и выбрав режим, в котором оба файла выглядят как один. Главное потом не забыть выйти из этого режима (отжать кнопочку), чтобы работать именно с тем форматом, которым необходимо - RAW или JPEG. Заветная кнопочка c двумя квадратиками располагается сразу под большой кнопкой Movie Editor, см. скриншот 5.

Функции редактирования фотографий

ViewNX 2 включает многие функции редактирования изображений, например кадрирование, выравнивание, автоматическое подавление эффекта «красных глаз», автоподавление поперечной хроматической аберрации, а также такие важные функции, как преобразование формата файлов и широкий ассортимент возможностей создания подписей и оценок, что упрощает навигацию и сортировку бесчисленного множества изображений.

Для редактирования файлов RAW (NEF) в дополнение к перечисленным выше функциям добавляется подстройка баланса белого и коррекция экспозиции - при редактировании JPEG эти функции недоступны. Программное обеспечение увеличивает также число доступных вариантов печати. Появились такие новые функции, как выбор цвета фона и включение метаданных.

На скриншоте 5 показан процесс редактирования фото в формате JPEG . Обратите внимание на правую панель инструментов: она заняла ровно 1/3 экрана, и то не влезла целиком!!! Видимо, у разработчиков были очень широкие мониторы. А сколько вокруг свободного места... Действие движков обработки очень грубое, настроить параметр «чуть-чуть» очень сложно, схватить мышкой малюсенький движок не всегда выходит. Сколько я ни искал, но так и не нашел кнопки просмотра до/после. То есть сравнить фото до обработки и после никак... Кнопка сброса параметров имеется - вон она, с надписью Reset, сразу под названием вкладки Metadata.

Щелчок мышкой по фото - увеличение 1:1, отпускам мышку - хлоп! и обратно. Хорошо еще, что пока удерживаешь мышку нажатой, курсор превращается в руку и можно перемещать фото по экрану, правда, только в пределах окна. Одним словом, интерефсейс обработки фотографий явно оставляет желать лучшего . Разумеется, после внесения корректировок в фотографию JPEG файл следует сохранить; программа сама напомнит об этом. Более того, оригинал фотографии будет заботливо сложен в папочку Originals , которую программа сама создаст внутри папки с фотосессией. Это - большой плюс, но, согласитесь, идеология недеструктивной обработки куда более удобна.

При редактировании NEF происходит стандартная недеструктивная обработка, однако программа все равно спрашивает, сохранять ли внесенные изменения. Можно смело говорить «да» - всегда есть возможность нажать на кнопку «Revert to Original» (вон та малюсенькая кнопочка со стрелочкой справа на вкладке Adjustments на скриншоте 6) и начать все с начала. О наличии обработки напоминает еле заметная пиктограмма кисточки внизу под миниатюрой.

Чем копка, описанная выше, отличается от кнопки Reset? Reset сбрасывает регулировки во время редактирования фото, в то время как настройки еще не сохранены. Как только мы сохранили настройки и приступили к обработке другого фото, на обработанном появилась «кисточка», а кнопка Reset на нем уже не активна. Именно тут для сброса настроек вступает в дело верхняя кнопочка. Во как:-)

Делиться просто

Пакет ViewNX 2 тесно интегрирован с my Picturetown - популярной интерактивной службой Nikon для хранения и передачи цифровых изображений. Изображения можно легко загружать в службу посредством простой операции перетаскивания, а пользователи могут просматривать изображения my Picturetown в Интернете или непосредственно в ViewNX 2.

В дополнение ко многим новым функциям, основанным на пожеланиях пользователей Nikon со всего мира, ViewNX 2 поднимает и без того впечатляющий бесплатный пакет программного обеспечения Nikon на новый уровень, предоставляя творческим создателям изображений любого класса необходимые средства для достижения самых лучших результатов съемки.

На скриншоте 7 я решил показать сразу два диалоговых окна, относящихся к экспорту фотографий. Обратите внимание на проработку интерфейса - красивое темно-серое оформление куда-то исчезло, нам показывают неумело оформленные, непродуманные панели, в которых без стакана кефира не разобраться. Ответьте мне, неужели вот это чудо сделано для пользователей с начальным и средним уровнем подготовки (см. скриншот 7, правая панель)?

Сам диалог экспорта (на скриншоте 7 слева) вполне понятен и функционален, вот только результат меня просто удивил, вернее будет сказать расстроил . Настройки экспорта показаны на скриншоте 7: размер 1024×768 пикселей, формат JPEG, качество выше среднего (High Quality - это высокое качество). И вот, собственно, результат, открытый в Photoshop (объем файла 181 килобайт):

А вот экспорт из Lightroom 3 с аналогичными настройками (размер 1024×768 пикселей, формат JPEG, качество 80). Объем файла при этом составляет 405 килобайт. На разницу в тоновой обработке не обращаейте внимания: разумеется, я экспериментировал с ViewNX2 и обработку делал, как говорится, ради самого факта обработки.

Геотеги и слайдшоу

Программа ViewNX2 позволяет просматривать на карте мето, где была сделана фотография. Конечно, в метатегах снимка такая информация должна присутсвовать: многие современные фотокамеры оснащены приемником GPS и способны записывать наряду с фото также и геотеги. К сожалению, в моих снимках, что я делал на Nikon D70 несколько лет назад, такой информации нет, что и понятно, поэтому мне необходимо открыть вкладку Geo Tag и просто указать на карте место: Санкт-Петербург, город Пушкин. Таким образом я могу привязать определенные фото к карте Александровского парка (см. скриншот 10).

Вне всяких сомнений, функция чрезвычайно удобная, особенно когда фотосессий много, и все они сделаны в разных местах. Если камера сама не записывает геотеги, можно вот так в ручном режиме довольно точно расставить метки, только делать это надо сразу после фотосессии, пока помнишь что где было снято.

Про слайдшоу можно сказать, что такая функция присутствует, настроек в ней немного, а вот эффекты переходов от одной фотографии к другой у меня не заработали - фотографии просто сменяют одна другую.

Печать фотографий

А вот параметры печати порадовали. Здесь есть все что нужно, особенно интересна функция создания контактных листов - можно в пару щелчков мышкой создать настоящий фотоотчет на нескольких страницах (см. скриншот 11). Можно для каждой фотографии вывести целое досье из метаданных; можно выбрать цвет фона, цвет и размер шрифта... Этот инструмент показался просто безупречно разработанным.

Заключение и выводы

Вспомнились слова профессора Преображенского: «спать я буду в спальне, обедать в столовой, а оперировать в операционной» .* Именно это приходит на ум, когда пытаешься работать в ViewNX2: просматривать и сортировать фото я буду в ACDSee Pro; управлять фотосессиями и обрабатывать фотографии - в Lightroom; доводить до ума, клеить панорамы, HDR и делать более сложные эффекты - в Photoshop; а для работы с видео ничто мне не заменит мой любимый Sony Vegas. Расстраивает в таком раскалде только одно - стоимость набора перечисленных выше программ ($170 + $300 + $700 + $600 соответственно).

Именно с этой точки зрения попытка программистов из уважаемой мной компании Nikon соединить необходимые для фотографа функции в одной бесплатной программе полностью оправдана и достойна лестных слов. Программа вполне работоспособна и с заявленными функциями в целом справляется - с какими-то хорошо, с какими-то не очень.

Однако есть два глобальных минуса:

  1. Для новичков в фотографии и домашнего, семейного использования программа излишне сложна . Для работы в ней требуется хорошая подготовка и опыт, а также отличное знание английского для штудирования справки, чтобы разобраться в работе той или иной функции.
  2. Для профессионалов программа слишком малофункциональна . К тому же владельцы камер не фирмы Nikon ей пользоваться не смогут, хотя, вероятно, захотели бы (см. мою мысль про цены на программы).

Что хотелось бы:

  1. Более удобный интерфейс : зечем эти огромные панели с пустым местом, в то время как слева каша из миниатюр с малюсенькми значками и мелкими подписями; почему в разных стилях оформлены диалоговые окна и т.д.
  2. Меньше вспомогательных функций , зато проще, логичнее и надежнее основные.
  3. Обработку в реальном времени , без миганий, рывков и задержек.
  4. Более четкое и плавное действие регуляторов обработки.
  5. Просмотр было/стало .
  6. Если уж делать слайдшоу, так чтобы работали красивые переходы между слайдами . И играла бы фоновая музыка.
  7. Если в программе предусмотрена та или иная функция - пусть она работает на все 100%, а не предлагает какой-то урезанный, упрощенный вариант. Хотите склонить пользователей купить более функциональную программу CaptureNX2? Тогда уберите из бесплатной ViewNX2 функцию совсем - половинчатые решения раздражают чрезвычайно.
  8. Если будет поддержка форматов RAW фирм-конкуретнов... то люди к вам потянутся:-)

Вывод

Мне программа в целом не понравилась . Я давно работаю в Lightroom и привык к функциональным инструментам, поэтому невольно жду от ViewNX2 такого же функционала, а его нет. Жду такого же качества, и его нет. Жду удобного интерефеса, и его тоже нет. Как в этой программе будут разбираться новички, я не знаю. Как в ней будут работать профессионалы, не понимаю также.

Для чего может быть полезна эта программа? Во-первых, есть надежда на то, что со временем ее доведут до ума и при этом она не перестанет быть бесплатной. Во-вторых, программа выполняет свои функции: если нет под рукой никакой программы совсем, ViewNX2 можно быстро скачать, установить и выполнить свою задачу. Не исключаю также, что кому-то она окажется удобной и любимой. Мы все же разные. И это - хорошо!

* В оригинале у Булгакова он говорит немного не так, но смысл тот же.

Константин Биржаков , 11 сентября 2010 г.
По материалам http://www.nikon.ru
Автор обзора не может нести ответственность за достоверность сведений, взятых из открытых источников.

Автор использовал в данном обзоре только свои авторские фотографии для примеров.
Автор использовал скриншоты видеороликов, которые снял Никита Биржаков, 2010.
© Все фотографии в обзоре, Константин Биржаков, 2010
.

Дата публикации: 27.10.2015

Где обрабатывать RAW-файлы? Какой RAW-конвертер самый лучший? Этими вопросами задаётся каждый фотограф, который хочет работать не только с файлами JPEG, но и готов улучшать снимки с помощью компьютера. Ведь именно формат RAW открывает перед фотографом все возможности обработки снимков! В этой статье мы начнём знакомство с RAW-конвертером от компании Nikon - Nikon Capture NX-D. Он создан специально для работы с файлами, снятыми на их фотокамеры.

Немного о формате RAW

Расскажем немного об особенностях и достоинствах формата RAW. Почему этот формат так любим продвинутыми фотографами? Подробнее о RAW и других форматах изображений вы можете прочитать в специальной статье .

    Что такое RAW? Гибкость и высокое качество. Слово raw переводится с английского как «сырой», «исходный». В нашем случае RAW - это сырая информация с матрицы фотоаппарата, записанная в файл. К ней не применяется никаких коррекций (как в случае с сохранением фотографий в формате JPEG), ничего не обрезается для уменьшения размера файлов. Так что RAW - это больше, чем просто картинка, ведь фотограф, работая с этим форматом, имеет дело со всей исходной информацией, полученной при съёмке. Такой подход обеспечивает минимальные потери качества и большую гибкость при обработке. Отметим, что файлы RAW могут называться по-разному в зависимости от марки фотоаппарата. Так, в фотокамерах Nikon RAW-файлы называются NEF (Nikon Electronic Format).

    Концепция неразрушающего редактирования. Работа с файлами RAW принципиально отличается от работы с другими графическими файлами (например, JPEG). При обработке RAW в исходный файл не вносится никаких изменений. Все настройки, производимые нами, сохраняются отдельно от него. Поэтому исходный файл невозможно испортить некорректной обработкой. Любые настройки, внесённые вами, можно отменить или исправить. Мало того, современные RAW-конвертеры позволяют один и тот же набор настроек применять сразу к нескольким файлам или просто сохранить эти настройки на будущее.

    Конвертация RAW-файла. Поскольку в исходный файл не вносится никаких изменений, чтобы получить отредактированное изображение, RAW-файл нужно преобразовать (сконвертировать) в готовое изображение с выбранными настройками. Именно поэтому программы, позволяющие обрабатывать RAW, называют RAW-конвертерами.

    Разнообразие RAW-конвертеров. На рынке существует множество программ, предназначенных для работы с RAW. Среди них Adobe Lightroom, Adobe Camera RAW, DXO OticsPro, Capture One и прочие. Все перечисленные RAW-конвертеры, так или иначе, стоят денег. Бесплатные же программы обычно не могут предоставить серьёзных возможностей в обработке. Между тем RAW-конвертеры создаются и производителями фотоаппаратов для своей фототехники. Они предоставляются покупателям бесплатно. Такие «родные» RAW-конвертеры обычно обеспечивают максимально корректную работу с фото и реализацию всех фирменных технологий, предоставляемых производителями. В случае с Nikon - Picture Control, D-Lighting. «Родным» для фотоаппаратов Nikon является RAW-конвертер Capture NX-D.

Знакомство с Nikon Capture NX-D

Итак, вы установили и запустили программу.

Чтобы лучше разобраться с интерфейсом, откроем папку со своими фотографиями. Это делается как в обычном «проводнике» - в левой части окна программы (выделено жёлтым).

Когда выбрана какая-то папка, в рабочей области программы (выделено синим) имеется доступ ко всем фотографиям, лежащим в ней. По умолчанию кадры будут открываться в виде маленьких превью. Двойной клик по перевью откроет фотографию в полном размере.

Режимы показа снимков

В рабочей области фотографии могут быть отображены по-разному. Можно просматривать снимки в виде небольших превью, показав их мозаикой (режим Thumbnail), можно просматривать отдельное фото крупно, тогда как иконки остальных снимков будут расположены под ним (режим Combination), или открыть лишь одно фото (режим Preview).

Попробуйте разные режимы показа снимков и выберите тот, который вам наиболее удобен. Мне больше всего нравится режим Combination, так как в нём мы видим кадр, с которым работаем, и имеем возможность быстрого доступа к другим снимкам, лежащим в папке.

Настройка интерфейса программы

Обратите внимание, что окно программы состоит из отдельных панелей, каждую из которых можно менять в размерах. Также есть возможность изменить их местоположение или вовсе закрыть.

Около названия панели есть две кнопки. На картинке они выделены синей и жёлтой рамками. Сразу бросается в глаза хорошо знакомый всем «крестик» (выделено жёлтым). С его помощью панель можно закрыть, если она не нужна. Если вы закрыли панель, а она вам снова понадобилась, просто найдите её в меню Window.

Через кнопку «Меню» (выделено синим) можно открепить панель от основного экрана и перемещать её как вам вздумается.

Панель инструментов

Рассмотрим основные инструменты, которые пригодятся нам при работе с программой. Они расположены на верхней панели инструментов.

Баланс белого

Функция точной настройки баланса белого (Gray Point Sample Tool) позволяет настроить его в два клика. Когда вы кликните по соответствующему инструменту, курсор мыши превратится в «пипетку». Укажите этой пипеткой на тот участок фотографии, где расположен заведомо серый, бесцветный объект. Таким участком может быть, к примеру, серый дорожный асфальт, лист бумаги, сугроб. Кликнув пипеткой по выбранному месту, мы покажем программе, какой цвет на картинке брать за точку отсчёта при настройке баланса белого. Можно настроить этот параметр и другими способами: выбрать нужную предустановку из списка или отрегулировать цветовую температуру вручную. Делается это в панели базовых настроек изображения, о которой будет рассказано ниже.

Выравнивание горизонта

Если горизонт на вашем снимке оказался завален, исправить это поможет инструмент Выравнивание (Straighten Tool). Щёлкнув по соответствующей иконке, нужно будет лишь провести на снимке линию, по которой и будет выровнен горизонт на фото. Попробуйте, это очень удобно!

Обрезка кадра. Кадрирование

Чтобы улучшить компоновку кадра, часто нужно отрезать всё лишнее. В этом поможет инструмент Кадрирование (Crop Tool). Кстати, вы можете назначить нужное соотношение сторон кадра, которое будет сохраняться при обрезке снимка. Обычный кадр имеет соотношение сторон 3:2, но есть возможность выбрать и другие пропорции, к примеру, обрезав снимок под квадрат.

Базовые настройки изображения

Основные коррекции снимка вносятся через панель, расположенную в правой части окна программы.

Как видите, функций у этой панели предостаточно. В рамках данного урока мы рассмотрим только основные из них, а о кое-каких продвинутых настройках поговорим в следующих статьях.

Не бойтесь экспериментировать с программой! Ведь вы всегда сможете вернуться к исходному виду кадра с помощью кнопки сброса всех настроек (Revert to Original State).

С помощью панели быстрого внесения настроек вы можете быстро настроить экспозицию, баланс белого, выбрать профиль Nikon Picture Control.

Но эта функция, конечно, не раскроет весь потенциал и все функции программы, она позволит лишь слегка подправить кадр.

Как вносить настройки?

Опишем сначала общие принципы выбора и внесения нужных настроек в снимок. В качестве примера выберем настройки экспозиции (Exposure Compensation). Она позволит поправить яркость снимка. Если фотография была изначально снята слишком тёмной или чересчур светлой, с помощью коррекции экспозиции это можно исправить.

  • Выберем нужную коррекцию и кликнем на её иконку левой кнопкой мыши.

  • Иконка окрасится в жёлтый цвет, а внизу появится панель настройки. В таких панельках можно встретить ползунки, выпадающие списки предустановок и другие специфические инструменты. Панель настройки экспозиции проста: здесь есть лишь ползунок настройки яркости изображения, а внизу - выбор предустановки функции активного D-Lighting (это технология расширения динамического диапазона).

Чтобы отменить последнее действие, можно просто нажать на клавиатуре известную комбинацию клавиш Ctrl+Z. Также быстро убрать определённую настройку можно с помощью флажков быстрого включения/отключения настроек.

Рассмотрим другие настройки, наиболее востребованные при обработке.

White Balance - баланс белого

Баланс белого - настройка, отвечающая за цветопередачу на фото. В принципе, её можно настроить ещё до съёмки, прямо на фотокамере. Но часто бывает так, что фотограф про неё забывает или же просто хочется применить для снимка другое цветовое решение. При обработке RAW можно корректировать баланс белого без потери качества фотографии. В панели коррекции баланса белого мы можем выбрать из списка готовые предустановки (коих здесь немало!), а можем самостоятельно задать нужное значение цветовой температуры (Color Temperature) и сдвига (Tint).

Tone - яркость, контраст и насыщенность цветов

Панель регулировки тона позволяет вносить простейшие настройки яркости, контрастности и насыщенности цвета на фото. Они нужны довольно часто, но и злоупотреблять ими не стоит! «Выкручивание» этих ползунков до максимума может привести к потере естественности снимка, да и к потере качества тоже.

Tone (Detail) - настройки расширения динамического диапазона

«Света» и «тени» - так называют фотографы самые светлые и самые тёмные участки на фото. Именно они требуют особого внимания и осторожности при обработке фотографий. Часто бывает, что уже при съёмке в случае нехватки динамического диапазона или ошибочной экспозиции (а иногда и в процессе обработки) детали в этих участках теряются, становятся неразличимы. Вместо теней на снимке получаются просто чёрные пятна, а вместо светов - белые. Чтобы «защитить» детали в тенях и светах, созданы данные регулировки.

Ползунки Highlight protection (Защита светов) и Shadow protection (Защита теней) проявляют детали в светлых и тёмных участках кадра. А с применением технологии Active D-Lighting мы уже ознакомились в одной из наших статей. Это фирменная технология Nikon, служащая для расширения динамического диапазона. Она есть в каждом фотоаппарате Nikon, но там её можно использовать только при съёмке в формате JPEG. Расширить динамический диапазон по этой технологии в RAW можно на компьютере с помощью данного ползунка.

Если ваш фотоаппарат снимает в RAW - поздравляем. Вы сможете выжать из своих снимков гораздо больше, чем владельцы компактных камер, способных снимать только в JPEG.

Данная статья не претендует на полноценное руководство по обработке RAW, однако, на наш взгляд, окажется полезной для тех, кто пока не придавал значения потенциалу работы с RAW.

RAW и JPEG, что лучше?

Конечно, важно понимать, что RAW и JPEG изначально создавались для решения разных задач, поэтому утверждать, что RAW лучше, чем JPEG, нельзя.

Формат изображений JPEG был создан для того, чтобы демонстрировать максимально качественную картинку с минимальными затратами памяти. При съемке в JPEG у вас сразу получается готовая картинка, которую можно тут же отправить на форум, сайт, в социальную сеть, а может и в печать. JPEG-файлы занимают относительно мало места и являются негласным стандартом хранения изображений в пользовательских альбомах.

Цвета на ваших фотографиях будут именно такими, какими их видит система обработки изображений вашего фотоаппарата. В случае с RAW вам придется или прибегать к помощи родного RAW-конвертера, или использовать правильные профили в специально предназначенном для этого ПО. Если профилей не будет (такое возможно в краткосрочной перспективе, к примеру если ваша камера новая, а компания - производитель софта еще не успела подготовить правильные профили), параметры изображения нужно будет настраивать самостоятельно.

Важно знать, что в RAW снимают абсолютно все фотоаппараты. Просто сохранение в RAW у них заблокировано, и камера самостоятельно конвертирует сигнал в JPEG по собственному, известному только разработчикам алгоритму. Таким образом, JPEG - конечный результат обработки снимка фотоаппаратом, данный процесс протекает в несколько последовательных этапов. Этим занимается система обработки изображения - именно так производители называют сейчас связку из специального процессора, дополнительных микросхем и программных алгоритмов.

Зная любовь фотографов к съемке в JPEG, разработчики оснащают почти все современные камеры, включая зеркальные и гибридные модели, расширенными параметрами обработки JPEG. В зеркальных фотоаппаратах Canon это функция Picture Style, в зеркалках Nikon - Picture Control, в зеркалках Sony - стили изображения. Кроме нескольких часто используемых предустановок есть возможность настроить все параметры самостоятельно.

Конечно, вычислительная мощность и интеллектуальность систем обработки постоянно эволюционируют. К примеру, новая система обработки в камерах Lumix, именуемая Venus Engine VHD, и система обработки изображений в камерах Casio оснащаются трехъядерными процессорами; интегральная микросхема Canon DIGIC IV укомплектована быстрой памятью и обеспечивает многоканальное считывание с сенсора. Установка двух этих процессоров в фотоаппарат Canon EOS 7D позволила добиться скорости считывания данных в 144 Мп/с.

Трехъядерный процессор обработки Venus Engine FHD

Программная часть также важна, и она зачастую базируется на обширной базе типовых сюжетов съемки. Камера сравнивает яркостную композицию кадра с базой данных, в которую уже занесено несколько тысяч типовых сюжетов, и использует оптимальные настройки съемки. При распознавании определенного цвета в кадре, например голубого неба, фотоаппараты повышают насыщенность именно голубого цвета. Доходит до того, что камеры учитывают часовой пояс, а также дату и время съемки. Таким образом, ваш фотоаппарат может, к примеру, при съемке закатов автоматически поднимать насыщенность красных и желтых оттенков, делая кадр более «вкусным», а владельца камеры - более радостным.

К сожалению, часто автоматические программы дают сбои либо обеспечивают нежелательные эффекты, сильно завышая/занижая контрастность или насыщенность снимка.

Есть много ситуаций, в которых съемка в JPEG более приемлема. В этом формате имеет смысл снимать в том случае, если вы уверены, что фотографиям не нужна существенная обработка, при съемке больших серий (большим буфером для RAW обычно обладают не самые дешевые зеркальные модели, а у компактных фотоаппаратов и бюджетных зеркальных камер буфер для RAW традиционно не более 10 кадров в серии), а также тогда, когда карта памяти близка к заполнению.

Как протекает путь от момента съемки до сохранения изображения на карту памяти?

Сигнал, полученный с сенсора, интерполируется в RGB, процессор проводит цветокоррекцию в соответствии с установками баланса белого, а затем применяет цветокоррекцию, исходя из установок насыщенности, контраста и других настроек цвета.

После этого система обработки изображения применяет один из спецэффектов, если они были выбраны пользователем, например эффект миниатюры, имитации работы tilt-shift-оптики, искажений объектива типа «рыбий глаз». Если спецэффекты не задействованы, то, наоборот, проводится программная коррекция виньетирования, хроматических аберраций и оптических искажений.

Кстати, именно эти программные методы позволили уменьшить стоимость и размеры таких популярных фотоаппаратов, как Canon S90 и Lumix LX-3 . Чтобы снизить цену устройств и их габариты, компании-производители решили отказаться от сложной оптической схемы объективов, минимизирующей нежелательные искажения.

Малые габариты и высокое качество снимков в Canon S90
стали возможны благодаря программной коррекции искажений объектива

Наконец, камера применяет заданные пользователем настройки шарпинга (повышения резкости) или размытия, параметры шумоподавления на длинных выдержках или высоком ISO и только после этого конвертирует результат в 8-битное изображение, т. е. JPEG.

Самый печальный момент заключается в том, что каждая стадия преобразований приводит к необратимой потере информации в фотографии. И если снимки для вас представляют определенную ценность, то очень глупо отдавать все эти стадии на обработку фотоаппаратом.

Съемка в формате RAW позволяет редактировать изображение в недоступных для формата JPEG рамках. Исправить экспозицию, настройки баланса белого, повысить резкость и удалить шум на изображении можно после. Грубо говоря, все, что вам нужно при съемке в RAW, это получить технически удовлетворительный снимок. Остальное можно доработать.

RAW - это специфический формат, в котором хранится информация о сигнале, снятом напрямую со светоулавливающего сенсора без дальнейшей обработки камерой. Данные в RAW-контейнере могут быть как несжатыми, так и сжатыми, с потерями или без. Однако даже в самом худшем случае сжатия с потерями RAW-файл содержит существенно больше информации по сравнению с JPEG-изображением максимального качества: 12- или 14-битные RAW-файлы гораздо более лояльны к пользовательской обработке, чем сильно сжатые 8-битные JPEG.

Почти все производители имеют собственные форматы RAW: у Canon это *.acr и *.cr2, у Sony - *.arw, *.srf, *.sr2, у Nikon - *.nef, *.nrw, у Pentax - *.ptx и *.pef, а у Samsung - *.srw. Во многих новых моделях используется разработанный Adobe открытый формат DNG (Digital Negative, цифровой негатив).

RAW - это своеобразный непроявленный цифровой снимок. Он хоть и распознается многими современными программами просмотра (со специальными плагинами или без), однако непригоден для печати, а сам файл разными редакторами может быть интерпретирован по-разному. К примеру, один и тот же RAW при просмотре в ACDSee и Picasa существенно отличается.

Формат RAW дает обширные возможности постобработки в некоторых пределах без потери качества. Все те операции, которые процессор фотоаппарата делает самостоятельно, нужно будет проводить вручную. Награда здесь одна - значительно более качественные и эффектные фотографии.

Однако RAW-файлы занимают значительно больше места, они в 3-6 раз крупнее, чем аналогичные JPEG-файлы, а для конвертации необходимы некоторые знания и время на обработку. К счастью, процесс этот достаточно увлекателен, и если у вас в исходнике хороший RAW, вы определенно порадуетесь конечному результату.

RAW-конвертация на примере Adobe Lightroom

Мы рассмотрим RAW-конвертацию на примере Adobe Lightroom версии 3.2. Эта программа заслуживает внимания по нескольким причинам: она достаточно проста в работе, регулярно обновляется и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Приложение хорошо интегрировано с семейством Photoshop и очень функционально, оно одинаково удобно при работе как с отдельными фотографиями, так и с большим числом изображений.

Из недостатков Lightroom стоит отметить требовательность к вычислительным ресурсам компьютера и необходимость ее покупки. Отсутствие русскоязычного интерфейса также зачастую отпугивает начинающих фотографов. Скачать программу можно на официальном сайте Adobe.

Несмотря на достаточно большое число программ такого типа, из которых мы бы отметили бесплатную RawTherapee, Apple Aperture, Phase One Capture One и Bibble Pro, приложение Lightroom, на наш взгляд, является золотой серединой.

Все эти программы заслуживают внимания, так как более сильны в определенных моментах. К примеру, Aperture очень проста в использовании, а Capture One дает лучшие возможности контроля цвета.

В вольном переводе слово lightroom трактуется как место для проявки снимков. В принципе, так оно и есть - это удобный и мощный интерфейс для проявки RAW-изображений и даже работы с JPEG. Приложение Lightroom представляет собой недеструктивный алгоритм обработки изображений. До момента конвертации внесенные в программу снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр эффектов и настроек доступен из кэша приложения. Каждому файлу назначается документ с подробными пользовательскими изменениями, которые записаны в инструкции и затем исполняются при конвертации изображений из RAW.

Такой подход достаточно удобен, и благодаря ему реализована бесконечная история действий со снимком или снимками.

Программа Lightroom позволяет сихронизировать выбранные настройки для группы фотографий, что очень удобно, к примеру, если вы сделали много однотипных кадров и хотите перенести правку сразу на несколько снимков.

В модуле Library заключается особенность программы для каталогизации изображений. Мы не будем заострять на ней внимание. Отметим лишь, что кадры можно сортировать по времени создания, заголовку, координатам съемки, объективу, фокусному расстоянию и т. д. Есть возможность создавать динамические коллекции, автоматически пополняемые по выбранным критериям, и многое другое.

Модуль Library очень мощный и удобный, так же как и модули подготовки к печати (Print), создания слайд-шоу (Slide-show) и публикации в интернете (Web). Их описания хватило бы на еще одну статью, поэтому мы уделим внимание самому важному модулю - модулю обработки (Develop).

В самом верху находится гистограмма изображения по цветам и информация о съемке. Гистограмму можно двигать мышкой, ее определенные участки отвечают за контроль экспозиции, темных и светлых участков кадра. Гистограмма достаточно наглядна и позволяет провести быструю коррекцию кадров, которые изначально были не очень удачными.

Следует отметить, что все настройки следуют в логическом порядке, и если вы не совсем представляете, что желаете улучшить в снимке, можно двигаться по настройкам сверху вниз.

Панель Basic

White Balance (баланс белого). В данном окошке пользователь может выбрать одну из предустановок баланса белого, доступных в вашей камере, или же доверить выбор оптимальных настроек автоматике, обеспечивающей на удивление весьма качественный результат. Если вас не устроили вышеописанные настройки, можно воспользоваться ползунками Temperature (цветовая температура) и Tint.

Самый простой и удобный способ правильно задать баланс белого - это использовать инструмент White Balance Selector (пипетка), которым можно указать нейтральный тон на снимке, например белый или серый участок. При этом показывается сильно увеличенная область под пипеткой, чтобы можно было точнее выбрать правильный нейтральный участок на неоднородных текстурах.

Exposure - один из важнейших инструментов в конвертации. Именно с его помощью производится первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных снимков.

Параметр устанавливает общую яркость снимка и его белую точку. Если во время работы зажать Alt, подсветятся участки кадра, которые выбиты в света, т. е. в них не будет никакой информации, кроме чистого или почти чистого белого цвета. Если в этом нет художественной задумки, потерянные в светах детали стоит попробовать вернуть. Это применимо и к яркому белому свадебному платью, и к текстуре облаков на небе.

Инструмент Recovery призван нам в этом помочь. Он убирает пересветы именно в нужных местах, почти не затрагивая остальные участки фотографии. Если же вы до этого проводили цветокоррекцию, после применения Recovery на снимке может появиться легкая серая вуаль или могут немного измениться цвета.

Инструмент Fill Light (заполняющий свет), наоборот, увеличивает яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки.

Если Recovery почти всегда можно выкручивать до максимума, то с Fill Light стоит проявлять аккуратность - неестественная яркость темных участков может придать даже хорошему снимку плоский и неестественный вид. Оба инструмента помогают попасть в гистограмму, а их разумное применение можно считать легкой вариацией HDR, изображений с расширенным динамическим диапазоном.

Параметр Blacks устанавливает черную точку изображения.

Параметр Brightness очень многие считают клоном инструмента Fill Light, однако это не так - он изменяет яркость для всего тонального диапазона вашего снимка.

Параметр Contrast отвечает за контрастность фотографии. Понижение контрастности делает тоновые переходы более мягкими, а повышение - более резкими.

Три интересных инструмента находятся в подблоке Presence (внешний вид), а их изменение очень сильно меняет саму фотографию.

Инструмент Clarity влияет на микроконтрастность снимка, а именно - на плавность контрастных переходов, таких как грани, контуры объектов. Повышение значения этого параметра создает ощущение резкого кадра, а понижение - эффект мягкого, почти расфокусированного изображения.

Инструмент Vibrance - это, пожалуй, один из самых эффектных, простых и любимых инструментов Lightroom. После его успеха Adobe внедрила аналогичный инструмент в Photoshop CS4. Vibrance - это умная функция повышения насыщенности. Она не затрагивает уже насыщенные цвета, а выборочно и не линейно повышает насыщенность тусклых оттенков. Такой подход позволяет избежать перенасыщения, потери оттенков и различных артефактов на изображении. Кроме того, Vibrance избирательно повышает насыщенность телесных тонов и не дает коже людей превратиться в желто-бежевую субстанцию.

Инструмент Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу. Легкое повышение насыщенности вместе с применением Vibrance позволит получать еще более сочные и яркие цвета. Однако пользоваться Saturation стоит осторожно, выкручивать значение параметра на максимум не следует.

Следующий блок - кривые . Тональная кривая в Lightroom нужна для настройки контрастности в каком-то определенном диапазоне тонов. Несмотря на то, что это очень мощный инструмент в плане улучшения изображения, мы пока не будем его рассматривать, так как для начинающих он достаточно сложен, а лучший способ его изучить - это просто экспериментировать.

Блок цветокоррекции

Данный блок предназначается для коррекции оттенка, насыщенности и яркости (светимости) отдельных цветов. Цвета изначально разбиты на несколько оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, аква, голубой, фиолетовый, пурпурный.

На каждой вкладке параметров Hue (тон), Saturation (насыщенность), Luminance (яркость) имеется список с ползунками для контроля каждого цвета. Однако наиболее удобным способом избирательной цветокоррекции будет использование инструмента-точки. Все, что вам нужно, - переместить ее на необходимый цвет в кадре, к примеру на небо, и с зажатой клавишей мыши подвигать вверх-вниз. Результат применения сразу отображается на фотографии, а такой подход делает очень удобным метод работы на глаз.

В режиме Grayscale все цвета на снимке также можно варьировать и пользоваться инструментом-точкой.

Блок Split Toning

Этот блок будет интересен для людей, желающих добиться творческой обработки, сопоставимой с такими эффектами, как сепия или имитация пленочных цветов. Здесь доступно раздельное тонирование определенным цветом светлых и темных участков изображения. Предлагаем вам поэкспериментировать с блоком самостоятельно.

Блок Details (детализация) включает два весьма важных пункта - Sharpening и Noise Reduction.

Инструмент Sharpening ответственен за повышение резкости снимка. Он работает по тому же принципу, что и инструмент Unsharp Mask в Adobe Photoshop. В этой вкладке находится фрагмент изображения в масштабе 1:1 и параметры настройки алгоритма - Amount, Radius, Detail, Masking.

Параметр Amount отвечает за интенсивность работы алгоритма повышения резкости.

Параметр Radius отвечает за толщину области на границах объектов, в которых будет работать алгоритм. Для современных зеркальных камер с разрешением выше 10 Мп рекомендуемые значения - 0,8-1.

NX2 2.4.3. Цвет даёт в точности такой же, как NX View, и в точности такой же, как сам аппарат. Именно поэтому я всем этим и не пользуюсь.

2.4.7 не может отличаться по результатам от 2.4.3 Это просто багфикс. Если б разница была хоть какая-то, назвали бы 2.5, а если б заметная, то 3.0.

Ну да. Это ж целых 15 минут времени потратить.

В изображении не существует такого понятия, как "натуральный" цвет По той простой причине, что цвета формируются у нас в головном мозгу, а даже не в глазу. Но зато существуют такие штуки, как заведомое отклонение от правды и неэстетичность. То есть, плясать приходится от обратного: не "это, то и так", а, наоборот, "не это, не то и не так"

Но в целом никоновский цвет ничо так. Не фантастикус, но попрёт для сельской местности. Я недавно себе мыльницу выбирал и кучу снимков с разных аппаратов пересмотрел, т.е. имею неплохое представление о "фирменных" цветах различных фотографических компаний. Никоновские хотя бы не откровенно плохи. Это же относится и к конверторам NX/NX2/NX View. А серию NX-D уже, насколько понимаю, с силкипикса делали.

У всех абсолютно конверторов (кроме RPP) встречаются в том или ином соотношении два недостатка:
- их делают азиаты;
- их делают без участия художников и прочих специалистов по эстетике цвета.

Первая причина физиологическая и социальная: у восточных людей другое строение организма и другая культура. Вторая причина и так понятна.

RPP делали два старых изображенческих эстета нашенского происхождения, то есть, всё ок с культурными ценностями и так называемой "насмотренностью". Добавим к этому высокий технический уровень: один - программист, другой - спец по цветопередаче. Плюс они выстроили рабочий процесс под обработку аналоговых фотоматериалов. А матерьялы эти, в отличие от цифры, имеют принцип действия в точности как у человеческого глаза. Написано под мак, потому что в маке, в отличие от винды или линуха, есть работа с цветом. Причём сочинили они прогу лишь потому, что не видели на рынке ничего для себя подходящего по цветопередаче . Вот сколько всего в одном флаконе. Потому и продукт получился в корне отличным от любых других конверторов.

Соответственно, говорить о том, что какой-то там конвертор способен выдавать результат качеством, как в RPP - это попросту означает утверждать, что конвертор сделан по образу и подобию RPP. Но это, разумеется, не так, потому что ни один идиот не будет делать второй конвертор, когда и первый-то, мягко говоря, не пользуется успехом на рынке. Именно потому не пользуется, что мало кому интересна эстетика цвета, а те, кому она могла бы быть интересна, уже испорчены гадким цветом от полиграфистов, интернет-сайтов и производителей фототехники.

Не всё, конечно, так плохо. Цветопередаче в последнее время стали уделять больше внимания. Раньше из цифровиков один олимпус этим и занимался (не считая покойного кодака), а сейчас добавились, как минимум, сони, самсунг и фуджифильм. И даже кенон в своих свежих фотоапаратах стал выдавать что-то похожее на цвет. Что-то уже никоноподобное, но пока что далёкое от сони и фуджи. При этом напомню, что сони и фудж (а также кенон, никон, олимпус, пентакс, самсунг и т.д. и т.п.) делают в Азии со всеми вытекающими последствиями. А с конверторами дело - швах. Скажем так, всё ГОРАЗДО печальнее, чем с жипегом из камер. И если с камерным жипегом всё не сказать, чтоб замечательно, то с рав-конверторами ситуация настолько близка к катастрофе, что, по сути, ею и является.

С плёнкой ситуация изначально была совершенно другой, потому что её в обязательном порядке делали с участием специалистов по цвету, и лидером ентого плёнкохудожественного дела был, разумеется, Кодак. Цифру же клепали по принципу "сойдёт и так". И сошло ведь, что примечательно. Всё это, конечно, является лишь следствием общей деградации культуры в СМИ. Принцип "пипл хавает" достиг небывалых высот. Разумеется, качественных изображений стало больше, но некачественных больше просто на порядки, и потому процент качества снизился.

Чтоб было понятнее, что мы потеряли/теряем, вот ссылка, в который ужо раз

Ну и, к примеру: https://www.flickr.com/search/groups/?w=all&q=kodak+portra

Какой, нафиг, лайтрум? Какой капча эн икс? Какие фильтры инстаграм и фильм симулейшен? Можно ли корове надеть седло и скакать на ней в полном боевом облачении?