Инсталляция студийных мониторов: основные принципы. Digital Sound - Расстановка студийных мониторов

Обычно музыку прослушивают через обычную акустическую систему (колонки). Иногда – через наушники. Но в любом случае эта музыка звучит более менее красиво и вкусно. Потому что звучит через обычную бытовую акустику (наушники). Если ещё к этому добавить разные «улучшатели звука» типа: расширители стереобазы, преобразователи обычного стерео в объёмный формат Dolby Surraund 5,1, добавлятели «атмосферы» в запись (а по сути, обычной реверберации), набор готовых пресетов эквалайзера для разных стилей и жанров… то в результате получится вкусная и приятная картинка для нашего слуха. Но правильная ли она? Показывает ли она то, что действительно хотел передать нам автор, музыкант и звукорежиссёр?

Именно поэтому с такой бытовой акустикой сложно работать – она в любом случае будет стараться улучшить звук настолько, насколько способна это делать, чтобы нашим ушам было комфортно слушать Любая бытовая акустика специально разрабатывается для красивого звучания. Чтобы даже самая, извините, хреновая запись звучала более менее приемлемо. Такая акустика сглаживает/приглушает шипящие высокие и смягчает бУхающие низкие частоты (путём простого ограничения пропускного диапазона частот), подчёркивает средние частоты для улучшения разборчивости текста в песнях.

Хороший результат работы в студии во многом зависит от того, на чём вы слушаете аудиоматериал. Если слушаете на обычной бытовой акустике – будьте готовы к сюрпризам при прослушивании этой записи у друга дома, на его акустике. У которой могут оказаться другие планы насчёт передачи и окраски вашего аудиоматериала.

Если хотите получить действительно студийный результат - работайте на студийных мониторах.

Что такое «студийный монитор»?

Студийный монитор по своей сути и архитектуре — та же акустическая система: коробка со встроенными динамиками. Чаще всего двухполосная, с динамиками НЧ (низкие частоты, бас) и ВЧ (верхние частоты). Реже трёх- и более-полосная. Отличия начинаются внутри и разница становится слышна при первом же сравнительном прослушивании любого материала (если рядом стоит обычная акустика).

Студийный монитор - это специализированная акустическая система с правильной звукопередачей для слухового контроля над аудиоматериалом в студиях звукозаписи и других сферах, критичных к качеству звука. А «монитором» называется потому, что позволяет действительно мониторить звучание исходного аудиоматериала, безо всяких улучшений и сглаживаний. Как и в случае с видеомонитором (дисплеем): если он достаточно хороший и правильный, вы видите только картинку (фильм) и не замечаете искажений. Конечно, дисплей может окрашивать цветовую гамму, но если вы с самого начала установили правильный цветовой баланс, проблем с цветопередачей у вас не будет. Задача студийного монитора – так же правильно передать звуковой баланс, без искажений и окраски.

Обычно в производстве студийных мониторов применяются специализированные звукоизоляционные и звукопоглощающие акустические материалы, используются точные прецизионные динамики с правильно вычисленной АЧХ без провалов и завалов, схемотехника класса А, корпус и дизайн мониторов так же математически вычислен и выверен в соответствии со всеми законами физики и акустики. НЧ-динамики делают из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы. ВЧ-динамик бывает из алюминиевой фольги, шёлка, бумаги, титана и даже бериллия (кстати, самые дорогие)…

Всё это делается только для того, чтобы передать звуковой материал как можно менее искажённым и окрашенным. Чтобы звукорежиссёр услышал именно тот звук, который он только что создал. И который до него ещё никто не слышал.

Правильные мониторы при правильном расположении звучат так, что музыка не привязана к конкретным источникам (мониторам) а как бы сама создаётся прямо тут, в пространстве между мониторами. Когда это слышишь впервые, часто бывает шок: настолько мы привыкли, что звук должен выходить из конкретного места, называемого динамиком…

Именно поэтому настоящие студийные мониторы такие дорогие.

Вообще, идеальный монитор это один динамик, передающий весь спектр частот, от баса до верха (стандарт от 20 Гц до 40000 Гц). Но такого идеального динамика не существует в природе в силу своей физической невозможности: волны низких и высоких частот по-разному передаются в пространстве. Тут чисто физически неразрешимая проблема. Максимально близко к частичному решению этой проблемы приблизились мониторы . Но они и стоят как автомобиль…

Какие бывают мониторы?

Мониторы бывают двух типов: активные и пассивные.

Активные мониторы имеют свой встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы монитора. Иногда мониторы имеют два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика, НЧ и ВЧ. У активных мониторов чаще всего есть в наличии все доступные разъёмы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Так же активные мониторы бывают с цифровыми входами (коаксиальный или оптический S/PDIF и AES/EBU)

Пассивные мониторы не имеют на борту усилительной части и для них всегда требуется отдельный усилитель. Вход у пассивного монитора всегда только аналоговый: либо акустический Speakon либо линейный (джек). Редко – разъём Banana (вилка)

Плюсы активных мониторов

  • универсальность применения (вне зависимости от наличия или отсутствия звукового тракта)
  • универсальность подключения (любые входы, как аналоговые так и цифровые)
  • отсутствие необходимости и настройки отдельного усилительного тракта (plug & play)
  • возможность тонкой подстройки характеристик монитора под конкретное помещение
  • выверенная заводом схемотехника, не дающая перегореть ни усилителям ни динамикам

Минусы активных мониторов

  • много проводов к каждому монитору (как минимум – сетевой и сигнальный)
  • сложность ремонта
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссёра

Плюсы пассивных мониторов

  • лёгкость в подключении (инсталляции)
  • один провод к монитору (сигнальный, от усилителя)
  • внутри ничего лишнего (одна схема кроссовера)
  • лёгкий ремонт и диагностика
  • более тщательно продуманная конструкция акустического пространства в мониторе
  • аппаратное управление громкостью мониторов с рабочего места звукорежиссёра

Минусы пассивных мониторов

  • необходимость отдельного усилительного тракта и его настройка
  • только аналоговые входы (акустический Speakon, линейный моно-джек (TRS).
  • стационарность установки

У активных и пассивных мониторов есть свои армии поклонников и фанатов. Многие «зубры» и профессионалы студийного дела советуют только пассивные мониторы, да и вообще проповедуют ставить только отдельно обособленные аппараты на всём протяжении звукового тракта. И абсолютно против любой гибридности и совмещения функционала. Например, они против микрофонного предусилителя и AD-DA конвертера в одном флаконе. Только отдельно. И в принципе, по большому счёту, они правы: когда каждый аппарат занят только своим делом, качество получается очень высокое. Но оно же и очень дорогое.

С другой стороны, благодаря прогрессу и развитию технологий, сейчас качество многих комбинированных аппаратов приблизилось к качеству топовых студий звукозаписи 10 летней давности, и позволяют даже в домашних условиях создавать приемлемый студийный уровень работы за вполне вменяемые деньги.

У практически всех мониторов имеется фазоинвертор: специальное отверстие с трубой в корпусе монитора для усиления низкочастотной составляющей:

Если не вдаваться в технические подробности, нч-динамик создаёт движение воздуха в ограниченном пространстве корпуса монитора, а фазоинвертор помогает вывести это избыточное давление через специальную трубу с отверстием. Естественно, всё это математически вычислено и не просто так. Фазоинверторы бывают разной формы и размеров, но в основном различаются по своему расположению на корпусе монитора:

либо на передней панели (KRK):

либо на задней (Yamaha):

У каждого расположения есть свои поклонники и противники: некоторые считают, что фазоинвертор обязательно должен быть сзади и не должен отвлекать от прослушивания материала. Другие считают, что переднее расположение фазоинвертора даёт больше свободы для размещения монитора и бо льшее звуковое давление по низам, что в ближних мониторах всегда считалось и считается больным местом.

Три линии мониторов

Обычно в настоящих студиях бывает не одна мониторная линия, а целых три: мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Соответственно, предназначение тех или иных мониторов диктуется их расположением.

Мониторы ближнего поля (полочные мониторы) это самый распространённый тип мониторов. Обычно располагаются на столе или на специальных стойках перед звукорежиссёром, предназначены для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы, поскольку в основном хорошо передают середину (средние частоты) и верхний диапазон частот.

Мониторы среднего поля позволяют выстроить панораму и пространственные эффекты, которые не очень хорошо слышно на ближних мониторах. Также можно прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами, которых практически нет в ближних мониторах. Некоторые экземпляры (обычно трёхполосные) могут использоваться и для мастеринга аудиоматериала.

Мониторы дальнего поля позволяют прослушать общую картину сведённой композиции и всего альбома, на всех уровнях громкости и во всём диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

В домашних студиях, в связи с нехваткой места на столе и количества банкнот в бумажнике, обычно используется связка: мониторы ближнего поля + сабвуфер для низких частот. И в магазинах в основном продаются мониторы именно ближнего поля. Многие покупатели их ставят сразу на стол, что в принципе не совсем правильно. Потому что любые аудиомониторы надо ставить на специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. Но на практике до стоек мало у кого доходят руки. В качестве альтернативы (если нет места для стоек), сейчас предлагаются специальные вибро-и звуко-изолирующие , размещаемые между монитором и столом.

Какие мониторы лучше?

«Лучше» и «хуже» – понятия растяжимые. Гораздо корректнее говорить про конкретный стиль музыки, которую вы собираетесь слушать на этих мониторах. Потому что от стиля зависит очень многое. Электронная и танцевальная (клубная, поп, хип-хоп) музыка в большинстве случаев хорошо звучит на мониторах KRK, Roland. Живая музыка (рок, барды, фолк, этно) – на Dynaudio, Yamaha и Mackie (Tapco). Джаз и классика – Adam, JBL, Tannoy и подобные.
Чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам – это элементарная физика. Именно с 8-и более-дюймов общая звуковая картина становится более честной.
Ленточный твиттер ВЧ (например у мониторов Adam) лучше передаёт высокие частоты и позволяет долгое время работать с мониторами без переутомления слуха. Но стоит он дороже обычного купольного твиттера. Хотя есть и исключения: дорогущий бериллиевый твиттер у мониторов Focal считается самым лучшим в мире: высочайшая равномерность АЧХ и рабочий диапазон частот покрывает более пяти октав (от 1кГц до 40кГц).

Вообще, студийные мониторы честно отрабатывают свою цену, т.е. сколько стоят, на столько и играют. Т.е. идёт практически параллельное увеличение цены и качества. Самое интересное, что к цене можно присматриваться очень долго и практически на каждой добавленной к бюджету тысяче можно найти что-то новое и привлекательное для ушей…

Как выбирать студийные мониторы

Для начала нужно отобрать несколько музыкальных композиций, которые вы знаете вдоль и поперёк: что, где, на какой секунде, и как произошло в музыкальной картине композиции. Желательно, чтобы это были композиции в том же стиле и жанре, в котором вы собираетесь работать в студии. Т.е. нет смысла выбирать для тестов тяжелый рок или классику, если работать предполагается в этно-фолке или технотрансе. Также желательно, чтобы композиции эти были в максимально возможном качестве, в котором планируется работа в студии: например в CD-audio формате, если планируется выпуск аудиоматериала именно на аудио-CD дисках. Если эти композиции находятся у вас на фирменных оригинальных дисках – замечательно: их и берите с собой в салон. Остальные композиции запишите на отдельный диск в формате CD-аудио. Также запаситесь парой : они помогут лучше выявить нюансы, не слышимые обычным ухом.

Перед посещением салона, накануне вечером, прослушайте ещё раз все эти выбранные композиции на комфортной громкости и желательно больше ничего не слушать (должна остаться память о композициях). Тестовые диски – не слушать! Отметьте себе, какой именно тип мониторов вам нужен (полочные настольные, напольные, среднего или дальнего плана), и как и где вы их будете размещать. Отмерьте и запишите расстояния между местами, где планируется установить мониторы и местом, где будет располагаться ваше рабочее место. Потом, в салоне, благодаря этим цифрам, вы сможете максимально смоделировать то расположение, какое нужно именно вам, а не продавцу мониторов. Самое лучшее расположение для мониторов ближнего поля - равнобедренный треугольник:

Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения – ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши). Возможно, для этого вам придётся приобрести для мониторов.

Ещё один момент: если планируется установка мониторов вплотную к стене – вам нужны мониторы с фазоинвертором на передней панели. Если у вас будет расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30-40 см, то фазоинвертор может быть и сзади. Лично я предпочитаю передний фазоинвертор: так лучше ощущается драйв музыки и компенсируется недостаток низких частот.

Придя в салон, начните выбирать мониторы сначала просто по характеристикам, дизайну, функционалу, не слушая их. Не обращайте особого внимания на выходную мощность монитора. Дело в том, что если у вас дома вам приходилось выкручивать громкость до упора, чтобы услышать нужные вам нюансы, то с мониторами такой номер не пройдёт: вполне может оказаться, что уже на 30-50 ваттах вы спокойно услышите те самые нюансы, которые с трудом вам выдавала домашняя акустика на пределе своих возможностей.

Помните, что чем больше размер НЧ-динамика, тем лучше отдача по низам. Но также помните, что полочные мониторы не обязаны вам выдавать весь низкочастотный спектр. Для этого присмотрите себе потом отдельный сабвуфер. Если планируете работать с мониторами по 10 часов в день, можете подобрать пару мониторов с ленточным твиттером: ваши уши скажут вам спасибо.

Чем тяжелее монитор, тем плотнее звук, им издаваемый, меньше резонансов и обратное движение монитора от воздействия нч-частот. И меньше шансов, что такой монитор упадёт со своего места после очередного басового пика в музыке: монитор весом в 12 кг гораздо устойчивее в этом плане, чем монитор под 4 кг весом. Больший вес ещё говорит о более качественных материалах, использованных в производстве монитора (металл и дерево вместо пластика).

Если выбирать по брендам и чисто логически (из практики): в студиях намного чаще встречаются KRK, Adam, Alesis, Yamaha, JBL, Mackie, Event, Genelec и реже встречаются M-Audio, Behringer, ESI, Axelvox, E-MU, Infrasonic, Samson, Alto. Иногда в студиях можно увидеть брэндовые мониторы (например, от ) но это уже чисто понты, чем реальная необходимость.

Наличие различных регулировок на задней панели говорит о практически 100% возможности подстройки мониторов под конкретное помещение (например, Tannoy серии Reveal, Behringer серии TRUTH). Чем больше регулировок, тем лучше для акустически неподготовленного помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки мониторов под конкретное помещение (например, у Dynaudio и JBL) — это конечно круто, но такое удовольствие и стоит нехило.

Оптимальная мощность для мониторов ближнего поля — 100 Ватт на монитор. Диапазон — 50 — 20000 Гц. Размер Нч-динамика 6-8 дюймов. Этого более чем достаточно.

После отбора хотя бы 4 пар мониторов, разместите их так, как они будут стоять у вас. Обычно продавцы предлагают подключить мониторы через ту звуковую карту, какая есть у вас. Не соглашайтесь на это и требуйте cd-проигрыватель максимально прецизионный и референсный (по отношению к выбранным мониторам), Начните прослушивание со знакомых композиций и на нормальной громкости. Сразу предупреждаю: звучание многих мониторов вам может не понравиться, настолько оно будет резким, сухим и непривычным. Возможно, звучание будет вам казаться излишне ярким и нарочито подчёркнутым. Это не значит, что мониторы плохие. Это нормально. Мониторы не должны нравиться, они должны говорить правду о звуке. Когда я впервые услышал музыку из студийных мониторов, у меня вообще был шок: я услышал сразу столько нюансов, что мои уши устали и заболели буквально через минут 10. Я не понимал, как я до этого слушал музыку и что-то там ещё пытался сводить на обычной акустике. Возможно, у вас будет всё по-другому. Но моё дело предупредить.

Если при прослушивании композиции вы услышите нюансы, которые были вам неизвестны до этого: отмечайте себе эти мониторы для последующего выбора. Если не услышите ничего нового, возможно вам нужны мониторы более чувствительные, чем те, которые вы выбрали.

После прослушивания своих знакомых композиций, переходите к более тщательному тестированию мониторов тестовыми дисками. Для точного определения частотного диапазона есть специальные треки со скользящей частотой, обычно с низких частот до верхних. При этом помните, что ухо человеческое не способно услышать частоты ниже 14-16 Гц и выше 16-20 кГц (даже если сами мониторы честно их играют). Часто бывает так, что на треках с низкой частотой глаз прекрасно видит, как ходит диффузор НЧ-динамика, но ухо уже не слышит звук. Это и есть наглядный пример работы монитора на тех частотах, которые неподвластны нашему слуху.

Так же на мониторах можно проверить точность позиционирования инструментов на виртуальной сцене. Но тут тоже есть нюанс: многое тут зависит не от мониторов, а от самого cd-проигрывателя, от качества его тракта и от уровня взаимопроникновения каналов.

Вообще мониторы всегда советуют выбирать лично вам или тому, кто будет потом на них работать, прослушивая их в салоне. Но, если у вас нет такой возможности, можно выбрать по характеристикам и функционалу. Брак среди мониторов встречается редко: их производство контролируется больше обычной акустики.

Как настраивать студийные мониторы

После покупки и установки мониторов на их места, не пытайтесь сразу переслушать всю свою музыкальную коллекцию, иначе уши загнутся в первый же день активного мониторинга.

При обнаружении подобного резонанса, если у ваших мониторов есть регуляторы частот, уменьшите влияние этой частоты. Если регуляторов на мониторах нет, тогда оперируйте программным выходным эквалайзером микшера в вашем аудиоредакторе. Наша задача сейчас – смоделировать реальную работу редактора и мониторов через вашу звуковую карту.

2. Следующий пункт: настройка оптимальной громкости. Для этого включите любой ваш проект в вашем аудиоредакторе и выровняйте громкость общего микса так, как вам комфортно. Не обращайте пока внимания на то, что ваш проект звучит сейчас как-то по-другому и не так, как хотелось бы: это результат работы мониторов. Просто вы сейчас услышали те нюансы проекта, ради выявления которых и были куплены эти мониторы. Пока просто выровняйте громкость.

3. В любом случае, после всего сделанного, звучание мониторов всё равно может вам не нравиться. Поэтому сейчас вам нужно подстроить мониторы под ваши предпочтения. Для этого включите в вашем аудиоредакторе фирменный трек (не ваш проект). Если вам мало баса – добавьте его (включите отдельный сабвуфер, либо эквалайзером в вашем аудиоредакторе). Если мало верхних частот – добавьте их. Естественно, добавляйте в разумных пределах.

4. После того, как звучание стало более-менее приемлемым для вашего слуха, включите негромко, фоном ваши выбранные композиции + те треки тестовых дисков, которые несут в себе разные музыкальные композиции (т.е. не технический характер треков). И просто занимайтесь своими делами, не прислушиваясь особо к мониторам и что они там играют. Наша цель сейчас – просто привыкнуть к звучанию этих мониторов и к тому, как действительно должна звучать грамотно сделанная музыка и именно на этих мониторах.

Вот, в принципе, и все настройки мониторов. В идеале вы, конечно же, должны провести замеры комнаты специальным измерительным микрофоном (пригласить специалиста) и выявить проблемные зоны комнаты. Потом скорректировать эти проблемные зоны специальными звукопоглощающими материалами. Но на практике там мало кто делает: проблема акустического оформления комнаты — это другая, не менее объёмная и интересная задача.

Как работать со студийными мониторами.

В первую очередь не пытайтесь сразу работать на большой громкости. Начните с малой: большинство мониторов уже при громкости в 10-20 ватт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости. Помните. что динамики мониторов должны быть повёрнуты не только в вашу сторону, но и наклонены так, чтобы ось нч-динамика целилась на ваши уши. От точного позиционирования мониторов во многом зависит общее восприятие звуковой картины.

Не работайте с мониторами без перерыва в течение 1-2 часов, это чревато ослаблением чувствительности ваших ушей: зачем им напрягаться, чтобы что-то услышать, если мониторы и так всё прекрасно выдают… Уши должны отдыхать регулярно.

Перед работой с проектом прослушайте пару фирменных или тестовых композиций, чтобы «вспомнить», как должен звучать правильно сведённый материал и к чему вы должны придти сейчас при сведении вашего проекта. И вообще, возьмите себе за правило регулярно (ежедневно), до начала работ над вашим проектом, слушать одну-две фирменные композиции в этом же стиле и жанре, к звучанию которых вы хотите придти (память о звучании этих композиций всегда должна быть актуальной).

При работе с низкими частотами помните, что мониторы не всегда способны дать правильную картину. Даже если вам кажется, что вы там всё сделали правильно, не лишним будет прослушать получившийся результат в наушниках, либо на второй мониторной линии, состоящей из обычной домашней бытовой акустики.

Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей динамиков монитора: жир и пыль с ваших пальцев могут вносить свои искажения. К тому же, большинство динамиков мониторов – не моющиеся, и их лучше беречь от пыли, грязи и любых жидкостей. Если у вас есть защитные решётки для мониторов – используйте их. Если их нет, смахивайте пыль с динамиков мягкой беличьей кисточкой.

Не закрывайте доступ воздуха к охлаждающему радиатору сзади монитора: многие мониторы достаточно нехило греются во время работы и охлаждающая система должна работать.

Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может нехорошо сказаться на звучании + возможные помехи от сети.

Не роняйте монитор и не ставьте на монитор ничего постороннего, что может упасть из-за активной работы монитора и повредить его. Не опирайтесь на мониторы и не давайте этого делать никому другому.

Не включайте мониторы УЖЕ во время воспроизведения аудиоматериала: резкая подача тока на динамик может его повредить. Соблюдайте порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом через секунд 10 можете включать звук. При выключении, наоборот, сначала выключите звук, и только потом – питание мониторов.

Если вы не планируете мониторить ваш материал на большой громкости, подстройку под помещение можете не делать: влияние комнаты в этом случае будет минимальным. Лучше подстройте уровень низких и высоких частот под ваши предпочтения.

История к размышлению

Самая главная особенность мониторов: чем они дороже, тем более детальнее и разборчивее звучат. И тем больше они покажут всяких косяков и нехорошестей, которые вы допустили либо при записи либо при сведении треков. Т.е. очень хорошие мониторы покажут вам очень много работы, которую ещё предстоит сделать. И тем меньше шансов, что эта выполненная работа будет хоть кем-то оценена, поскольку далеко не все эти косяки будут слышны на акустике клиента. Если вы выбираете себе мониторы не только для работы, но и для жизни, подумайте – оно вам действительно надо? Вы же не сможете на них слушать ваши любимые mp3 треки: настолько много будет слышно косяков сжатия mp3 кодека…

Представьте себя на месте человека, купившего хорошую и дорогую 50” плазму себе домой. Ведь он теперь будет вынужден смотреть видео и ТВ только HD качества и искать фильмы только на Blue-Ray дисках. Огромное количество фильмов на DVD ему теперь нет смысла смотреть, ибо качество их картинки лишит всякой радости простого просмотра…

Расскажу одну историю: у меня есть знакомые, которые очень хотели купить хорошие дорогие мониторы. При всём том, что они имели нормальный поток клиентов и жалоб не было в принципе. Да и время, затрачиваемое на каждого клиента было оптимальным. И вот кто-то им сказал, что на хороших мониторах они это время ещё более сократят и тем самым увеличат поток клиентов. Ну и купили они хорошие и дорогие мониторы. И услышали в них столько недоделанной работы, что время на каждого клиента стало далеко не оптимальным и сроки увеличились втрое. Да, конечное качество стало немного получше, но их клиентам оно и не было особо нужно. Клиентам была важна скорость работы и то качество, которое мои знакомые выдавали и без этих мониторов. В конце концов это им надоело и они продали эти хорошие дорогие мониторы. И купили другие, чуть получше того уровня, который был у клиентов…

Именно для подобных ситуаций многие студии имеют несколько мониторов: отличные дорогие и референсные мониторы для вип-клиентов и мастеринга и просто хорошие мониторы для остальной коммерческой работы на поток. Другие идут ещё дальше: покупают мониторы под работу с разными стилями и жанрами. Поэтому, когда будете выбирать мониторы, вспомните об этой истории и не окажите себе медвежью услугу.

Особенно, если у вас остальной тракт не особо совершенен.

Каким бы качественным и дорогим ни был студийный монитор, его преимущества могут превратиться в недостатки, если при размещении его в контрольной комнате не будут соблюдены основные принципы. В этой статье мы будем говорить о базовых понятиях, которые необходимо принимать в расчет при установке новых акустических систем в студии.
Специалистам по акустике и опытным звукоинженерам известно, что нельзя рассматривать характеристики студийного монитора, не принимая в расчет акустические параметры комнаты, в которой он будет работать. Акустический и технический дизайн студий звукозаписи и других помещений, в которых планируется проводить прослушивание качественных фонограмм, - задача, включающая в себя множество аспектов. В основе нее лежит правильное размещение акустических систем, которое в каждом помещении требует отдельной настройки.

Комната и комплект акустических систем всегда должны рассматриваться как единое целое, так как оба этих компонента (а также взаимодействие между ними) влияют на финальное звучание фонограммы. В студии нам требуется создать идеальный, неокрашенный звуковой поток. Помещение всегда имеет собственные резонансы, влияющие прежде всего на окраску низких частот. Положение студийных мониторов вносит в режим работы помещения дополнительные особенности. Звук отражается от стен, пола, потолка и других плоских поверхностей, возникает устойчивая интерференция, которая выражается в эффекте гребенчатого фильтра, и наиболее сильно она будет проявляться на низких частотах и в области низкой середины - то есть именно там, где содержится основной «характер» инструментов и голосов. Понятно, что это крайне нежелательный эффект, который будет сказываться на качестве работы.

Существует два принципиальных подхода к размещению студийных мониторов в аппаратной студии звукозаписи: свободное расположение (акустические системы располагаются, например, на стойках) или постоянная инсталляция (мониторы встраиваются в ниши в стенах студии).
Вопреки распространенному мнению, процесс инсталляции акустических систем в свободном расположении - задача, требующая участия специалиста по акустике или как минимум опытного звукоинженера, так как в процессе ее выполнения потребуется принимать в расчет взаимодействие стен, потолка, пола, акустических систем и самого слушателя. Все эти взаимодействия необходимо оптимизировать, что делается путем прослушивания эталонного музыкального материала (фонограммы, звучание которой очень хорошо знакомо специалисту, занимающемуся инсталляцией) и изменения положения акустических систем до тех пор, пока эталонный материал не начнет звучать так, как надо. Иногда перемещение студийного монитора всего на 15 см в одну или другую сторону дает огромную разницу в звучании музыки.

Перечислим два основных правила, лежащие в основе этого процесса. Первое: расстояние от акустических систем до пола, потолка и стен не должно быть одинаковым. Это необходимо для того, чтобы избежать наслаивания различных типов взаимодействия между границами помещения и тем самым немного сгладить эффект собственных резонансов комнаты. Второе правило заключается в следующем: необходимо помнить, что чем ниже частота, тем больше энергии излучается из тыльной части громкоговорителя. ВЧ динамик «проталкивает» высокие частоты вперед через рупор, именно поэтому они являются направленными. Но направленность падает по мере того, как длина звуковой волны становится сравнимой с диаметром диффузора.

Установка на стойках

Поверхности, на которых планируется установить студийные мониторы, должны быть выполнены из очень прочного материала, который благодаря своей массе способен погасить большую часть вибраций. Например, в домашней компьютерной музыкальной студии нередко совершается такая ошибка: колонки располагаются на легких книжных полках, подвешенных на стенах возле компьютерного стола. В этом случае начинает звучать не только колонка, но и полка, на которую приходится вибрация. Звук в такой студии будет очень проблемным.

Также не имеет смысла ставить акустическую систему на легкую стойку, находящуюся на деревянном полу. Стойка должна быть тяжелой, только в этом случае можно снизить резонансную частоту той поверхности, на которой она стоит. Например, известен случай, как в одной парижской студии басовая энергия уходила полностью в разогрев стойки, создавая провал на целых 12 дБ/окт.! Клиенты этой студии все время жаловались, что фонограмма, которая звучала идеально при сведении, на самом деле была полным браком, что выяснялось только при прослушивании в домашних условиях или на другой акустике. Как только владелец студии снял мониторы со стоек и установил их по-другому, бас вернулся в помещение, и никаких нареканий от клиентов на уровень НЧ и общее качество фонограмм больше никогда не последовало.

Монтаж
студийных мониторов

Итак, акустический дизайн - это процесс тестирования и улучшения комбинации «помещение/монитор». Первое, что требуется - решить проблемы с басом. Очень хороший способ заключается в использовании «софитного» монтажа акустических систем, т.е. попросту встраивание их в стены. Такой способ позволяет уменьшить басовые отражения. Однако для того, чтобы он работал, мониторы недостаточно прикрепить вплотную к стене и оклеить обоями. Они должны быть встроены в массивную стену, в большие ниши. Затем с помощью минеральной ваты уплотняется передняя часть стены.

При такой установке мониторов бас становится более эффективным, поскольку он полностью излучается вперед, и первые отражения низких частот отныне целиком под контролем. После этого остается только правильно выбрать расстояние от стен, в которые вмонтированы акустические системы, до рабочего места звукооператора.

Архитектура аппаратной


Существуют различные стандарты, по которым оценивается архитектура контрольной комнаты, и каждый из этих подходов имеет своих приверженцев. Известно, что кубическая архитектура - самый плохой вариант из возможных, по крайней мере в том случае, если вы собираетесь в такой комнате профессионально слушать и оценивать музыку.

Необходимо измерить высоту и ширину контрольной комнаты, чтобы убедиться, что эти величины не находятся в точной пропорции. Собственные резонансы есть в любом помещении, необходимо лишь добиться того, чтобы они происходили на разных частотах, несоотносящихся между собой по гармоникам. Пока в помещении нет огромной акустической «ямы» (места, где вы никогда не услышите баса на определенной частоте), в ней можно вполне адекватно работать. Гораздо хуже, когда баса не слышишь просто потому, что комната его полностью поглощает.

Высокие частоты

Окна, двери, консоли, компьютерные мониторы и прочие плоские поверхности, от которых отражается звук, создают окраску в области высоких и средних частот. Вот когда в игру вступает такой фактор, как угол дисперсии акустической системы в высокочастотном диапазоне. При акустической настройке аппаратной необходимо обращать внимание на траекторию распространения звука. И, конечно, если вы хотите получить хорошую, профессиональную, акустически нейтральную комнату, настройкой должен заниматься специалист, который будет принимать во внимание распространение и взаимное пересечение различных частотных полос, а также неизбежные отражения, возникающие в помещении, и применять необходимую корректировку. Например, если в комнате существует несколько проблемных кластеров (провалов) в области верхней середины звукового диапазона, то нередко это можно компенсировать путем усиления соответствующей полосы на мастер-эквалайзере.

Акустическая обработка

Выпускается большое количество акустических материалов, от поролона и пенопластовых панелей до профессиональных акустических рассеивателей. Рассеиватель позволяет разбить звуковую волну, чтобы она перестала быть когерентной, и тем самым избежать эффекта гребенки. Существует несколько теорий относительно акустической обработки помещения, и многие из них основаны на идее, что сперва нужно заглушить все, а потом вернуть часть частот обратно. Однако на практике заглушить все не удается. Пеноматериалы работают эффективно только с высокими частотами. Часто в домашних студиях люди покрывают стены и потолок пенопластом и потом начинают жаловаться, что у них возникли проблемы с басом. Неудивительно, ведь они заглушили все, кроме него! Поэтому нужно заглушать только те частоты, которые являются проблемными для данного помещения.

Материал подготовил
Артем Михайлов

Не так давно приобрел серьезные мониторы (Quested VS2108), и теперь пришлось задуматься о их правильном расположении в комнате, чтобы как можно больше раскрыть их потенциал. Так, как комната является жилой, то нужно и мебель разместить правильно, относительно мониторов, но так, чтобы еще и жить можно было:music:
В этом и прошу помощи и советов опытных людей.
Комната 5,20 х 3,80 м, высота потолка 3,80 м. Стены кирпичные, толстые, оклеены обоями. Пол - паркет, окна и двери на балкон стеклопакеты (довольно большие). Подробные размеры и размещение мебели и мониторов как я их сразу поставил показаны на картинках.
Из неуказанного по высоте: на одной стене есть 2 ниши высотой 2, 84 м. Сейчас в них весят полки (стеллажи), заставленные всякой мелочью.
К слову, в них круто было бы вмонтировать мониторы хотя не знаю какие выгоды это даст, придется полностью заложить ниши, может непрямая стена это как рах хорошо, выемки сделаны под углом и одна ниша шире, чем другая.
Высота шкафов 1,83 м, столов 74 см, тумбы 67 см. Стол 5 и шкафы советские, лакированные. Шкафы стоят один возле другого занимая почти всю стену, направить на них мониторы нельзя. На столе 5 стоят 2 компа, когда сидим вдвоем за столом, я получаюсь не в трехугольнике. Когда сажусь сам посредине, то все равно получаюсь слишком близко - нужно отодвигаться назад к кровати, и стол к себе придвигать.
Судя по инструкции к Quested"ам нужно обеспечить такое положение (оператор до пересечения сторон трехугольника):

Кровать 2 - это раздвижной угловой диван, половина из которого задвигается и он становится уже. На картинке - несложен (почти всегда). На полу у него есть небольшой коврик. На стене напротив окна и мониторов - ковер 2 х 3 м.
Мониторы стоят на стойках Quik Lok BS-336 высотой 90 см, в которых нужно засыпать песок, высота самих мониторов 40 см.
Если придется двигать кровать и стол 5, то неплохо было чтобы с кровати можно было и кино посмотреть:sarcastic:
На слух вроде все нормально звучит, но хотелось бы, чтобы все было "по-правильному".
Записывать вокал и акустические инструменты комнате не собираюсь, важно обеспечить лишь отличный контроль. Посмотрел на фотки студии Субботина - у него лишь на боковых стенах висит какой-то материал, наподобие войлока, даже басовых ловушек нет. Как мне видится акустическая моей обработка - это какие-то панели в нужных местах на стенах и потолке.
Сразу отпадает минвата в коробках, подвешенные на стены. С детства отношусь к ней с опаской и глубоко убежден в ее небезопасности для здоровья, еще и вот такое вычитал:

По бюджету хочется выжать максимум из возможного. Из вариантов нашел:

1. Аккустический поролон:
http://luxpolymer.ru/products.php?id=22
За: невысокая стоимость. Против: судя по отзывам невысокая эффективность, работают только по средним частотам. Применимо ли в контрольных?
Что-то про вред для здоровья тоже читалал. Хороший пылесборник и начнет сыпаться.
Насчет Auralexa - те же яйца, только намного дороже, поэтому отпадает.

2. Диффузеры.
Наиболее дорогой и судя по описаниям (отзывов не нашел) наиболее эффективный способ коррекции помещения.

Студийные мониторы — это идеальные колонки или, другими словами, акустические системы, небольшой мощности. Используемые в профессиональной звукозаписи для контроля баланса инструментов, качества исполнения (во время записи) и качества звука.

Мониторы созданы, чтобы максимально чисто отображать звучание записанного материала. Стоит добавить, что студийные мониторы не выбирают по красоте звучания — прежде всего, мониторы должны выявлять максимальное количество дефектов записи.

Студийные аудиомониторы также можно назвать идеальной акустической системой, так как для контроля звука ничего более качественного пока не изобретено. Учитывая идеально четкое и ровное звучание студийных мониторов, их можно применять для написания и прослушивания любых типов и жанров музыки, то есть они универсальны.

Особенности студийных мониторов

Студийные мониторы по своей конструкции делятся на два вида: пассивные и активные . Активные мониторы отличаются от пассивных наличием встроенного усилителя. Поэтому если вы решили покупать пассивные мониторы не забудьте заранее подумать о подходящем качественном усилителе.

Есть множество сторонников и того, и другого вида мониторов. Нельзя утверждать точно, что лучше. С одной стороны в конструкции пассивных мониторов нет ничего лишнего, а с другой стороны активные мониторы идут в комплекте с усилителем от одного производителя и соответственно с параметрами максимально подходящими для данной акустики.

Также нужно отметить, что студийные мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего действия. Различить эти мониторы можно по размеру динамиков .

Для работы в домашней студии , с учётом квадратуры помещения, эксперты магазина “Ученик” рекомендуют использовать студийные мониторы ближнего действия (диаметр динамиков до 8 дюймов).

Для того, чтобы ощутить возможности такого оборудования будет не лишним позаботиться о хорошей звукоизоляции помещения. Только так вы сможете оценить потенциал студийных мониторов.

Достоинства активных мониторов:

  • широкие возможности использования;
  • широкие возможности соединения (обеспечиваются наличием цифровых и аналоговых входов);
  • наличие собственного усилителя;
  • способность тонко подстраиваться под акустические особенности конкретного помещения;
  • тщательно проверенная схемотехника, позволяющая работать, не перегорая, динамикам и усилителям.

Недостатки активных мониторов:

  • наличие множества проводов (минимум два);
  • сложный ремонт;
  • отсутствие у звукорежиссера возможности управлять громкостью на рабочем месте.

Достоинства пассивных мониторов:

  • легко инсталлируется;
  • имеет только один провод (сигнальный);
  • отсутствие лишней «начинки»;
  • легкость ремонта и диагностики;
  • более тщательно продумано акустическое пространство;
  • звукорежиссер имеет возможность аппаратно управлять громкостью монитора на рабочем месте.

Недостатки пассивных мониторов:

  • необходим отдельный усилительный тракт;
  • наличие только аналоговых входов (акустического или линейного);
  • неподвижность установки.

Три вида студийных мониторов

Как правило, профессиональные студии имеют не одну, а три мониторные линии : дальнего, среднего и ближнего поля. От расположения монитора зависит его назначение.

Монитор ближнего поля (или полочный) представляет собой наиболее часто встречающуюся разновидность. Чаще всего их помещают на стойках или на столе звукорежиссера. Они сводят треки и монтируют рабочую фонограмму, так как прилично передают звучание средних и верхних частот.


Монитор среднего поля создают акустические эффекты, которые плохо слышно вблизи, а также позволяют прослушивать низкие частоты, которые почти отсутствуют у ближних мониторов. Отдельные мониторы можно использовать и для переноса фонограмм на носитель.


Монитор дальнего поля позволяет прослушивать сведенную композицию и весь альбом целиком, на любой громкости и любых х. Такие мониторы применяют, как правило, на больших студиях и при переносе записей на носитель для последующего размножения.


В условиях домашней студии чаще всего применяют комбинацию из ближнего монитора и низкочастотного динамика. Студийные мониторы требуют для установки специальных демпфирующих стоек (для гашения или предотвращения колебаний), которые предотвращают ненужные отзвуки и колебания в процессе прослушивания записи.

  1. Отберите музыкальные композиции , которые досконально вам известны. Лучше, если они будут того же стиля и жанра , в которых вы будете работать. Они также должны быть максимально возможного качества. Перенесите эти записи на CD-диск или флешку и возьмите его с собой, когда отправитесь в магазин за монитором. Возьмите также пару дисков для тестирования, которые позволят обнаружить особенности звучания, которые не слышны обычному уху.
  2. Определитесь заранее, куда вы будете ставить мониторы . Вооружитесь рулеткой, листом бумаги и карандашом. Начертите схематический план помещения, отметьте места расположения мониторов, измерьте расстояния:- между мониторами;- между каждым монитором и стеной, расположенной позади;- между каждым монитором и оператором-слушателем.Если вы планируете ставить мониторы вплотную к стене , то вам нужны системы с передним расположением а. Если же между монитором и стеной можно будет организовать расстояние в 30-40 см, то лучшим вариантом будут системы с задним расположением а, так как в этом случае можно будет рассчитывать на максимально качественную проработку басов.
  3. Войдя в торговый зал, сначала выберите мониторы, подходящие по типу (напольные, настольные, ближнего или среднего поля), по мощности, по расположению а, по наличию необходимых интерфейсных разъемов или регуляторов, ну и, конечно же, по дизайну. Не лишним будет оценить вес - хорошие мониторы достаточно тяжелы.
    Вес монитора говорит о качестве материалов , использованных в акустическом оформлении. К у же тяжелый монитор не так резонирует и под действием басовых нот не смещается со своего места. Если площадка, на которой будет установлена такая , будет хоть чуточку неровной, то легкий монитор под действием вибрации будет двигаться и даже падать.
  4. Выбирайте монитор, изучая его характеристики, дизайн, функции ; не беспокойтесь особо по поводу выходной мощности: скорее всего, вам не потребуется максимальная громкость, может быть, уже при 30-50 будут слышны те звуковые оттенки, которые с трудом можно услышать на домашней акустике. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 .
  5. Если, слушая музыку на мониторах в магазине, вы почувствуете новые оттенки , возможно, это ваша будущая покупка. Если ничего интересного не услышали, вероятно, вы нуждаетесь в более чувствительном мониторе.

Правильное расположение мониторов

Кроме того, вам нужно будет решить как вы собираетесь ставить свои мониторы . Есть несколько вариантов. Вы можете расположить их на столе, но тогда советуем вам прикупить специальные подкладки. Или же вы можете купить стойки, на которых будут стоять мониторы.

Мониторы должны находиться на одном уровне с ушами и образовывать со слушателем равнобедренный треугольник. Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения - ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши).

Установка студийных мониторов

Примеры студийныйх мониторов


Нет! Речь не пойдет о компьютерных мониторах, мониторы студийные — это в простонародном названии колонки или акустические системы. Названы они так потому, что при помощи этих акустических систем, осуществляют мониторинг, т.е. существуют для контроля звучания во время записи и результатов сведения.

Студийные мониторы разделяются на системы ближнего, среднего и дальнего поля. В условиях квартиры можно использовать только мониторы ближнего поля. Работа даже с системами ближнего поля, в условиях большинства Российских квартир осложняется, это связано прежде всего с объемом помещения, так же с материалами отделки стен, наличием мебели, акустическими параметрами помещения и т.д., все это влияет на то, что мы услышим в результате. Как правило, в большинстве случаев, в домашней студии используют студийные наушники, это не совсем правильно (использовать только наушники), при сведении композиции будет большим плюсом дополнительное использование мониторов.

Установка студийных мониторов.
Есть золотое правило, студийные мониторы (которых два) и точка прослушивания должны составлять равносторонний треугольник, идеальное расстояние между акустикой и соответственно точкой прослушивания 1,5 метров. При этом расстояние тыловой и боковых стен от точки прослушивания должна быть не меньше этого значения, т.е. более 1,5 метров.

Касаемо противоположной стены, которая за мониторами, так вот, расстояние до нее должно равняться 30-40 см, а на стене желательно разместить звукопоглощаяющие плиты, размером в 2-3 раза больше задней стенки акустической системы. Делается это для поглощения отражений от стены, излучателем звука здесь является задняя стенка акустической системы. Касаемо расположения по вертикали, действует правило при котором пищалки (высокочастотные динамические головки) должны располагаться на одной плоскости с ушами прослушивающего человека. Итак несложно подсчитать, что объем комнаты (стоит учесть что в расчет не принимается мебель, с которой этот объем должен быть больше) должен быть 13-20 кв.м.

Отделка помещения для мониторинга.
В большинстве случаев это невозможно сделать в квартире, попытаюсь объяснить. В идеале, задняя стенка должна быть заглушена полностью, можно конечно воспользоваться плитами, как это описано выше. Стоит учесть что угол отражения равен углу падения, и плиты стоит сместить в центр, относительно друг к другу. Далее глушим стену которая за слушателем, и боковые. Лучше глушить полностью, если это не реально, то надо постараться избавиться от первичных отражений. Для этого надо найти зоны первичных отражений звука. Вариант первый, учитывая что угол отражения равен углу падения, вычисляем места на стенах от которых отражается звук в точку прослушивания. Вариант второй, просим друга, взять зеркало, и ходить с ним вдоль стен, там где с точки прослушивания видим отражение мониторов, вешаем либо рассеивающие, либо звукопоглощающие плиты.

Не забываем так же что отражателями являются еще и потолок с пультом, либо рабочий стол. Так же стараемся сделать все для поглощения отражений. Если вам удастся избавиться от первичных отражений, это очень хорошо.

Подключение студийных мониторов.
Как правило студийные мониторы идут с собственным усилителем, он либо внешний (пассивные), либо встроенный в ящик (активные). Так вот если мы имеем дело с пассивной акустической системой, стоит обращать внимание на правильное соединение проводов, т.е. плюс к плюсу, а минус к минусу. Часто встречаются случаи неправильного подключения мониторов, так называемое в противофазе, когда динамические головки обоих мониторов работают в разном направлении. Это ощущается в некомфортных ощущениях при прослушивании, провал в низких частотах, неккоректная работа эквалайзера в нижнем диапазоне, эффект хорруса. Грубейшая ошибка, таким образом ничего путного вы не сделаете. Проверяйте правильность подсоединения проводов. Так же можно проверить слабенькой батарейкой, подсоединяя ее к контактам пассивной акустической системы, в этом случае низкочастотный динамик выходит в одном из двух направлений, надо добиться одинаковых направлений на паре мониторов. Либо на слух, методом тыка, услышите разницу сразу же.

Выбор студийных мониторов.
Сейчас на рынке представлено большое количество студийных мониторов ближнего поля. Вот уже более 20-ти лет классической системой являются студийные мониторы ближнего поля Yamaha ns-10m. Система изначально разрабатывалась в классе Hi-Fi как бытовая акустика для прослушивания в домашних условиях, почти как Macintosh для домохозяек. Но из-за своих качеств была взята на вооружение ведущими студиями звукозаписи. Как любая бытовая система, Yamaha ns-10m имеет свои недостатки, сильный подъем в области высоких частот, лечится народным методом, пищалка прикрывается кусочком тонкой туалетной бумаги, либо на слух учитывается при работе с ними. Но есть и достоинства, Yamaha ns-10m имеет хорошие результаты по затуханию сигнала, что обеспечивает большую прозрачность и детализацию звука.

Мониторы выбираются путем прослушивания, хорошо при себе иметь запись которую вы хорошо знаете, возможно даже ваша работа. Те мониторы которые ее будут воспроизводить идеально, проходим стороной, те в которых вы услышите мелкие погрешности, нюансы которые раньше не замечали, скорее всего вам подойдут. Т.е. студийные акустические системы прежде всего должны быть честными в воспроизведении музыки, и никак не приукрашивать звук.

Можно обратить внимание на производителей из среднего класса — Event, M-audio, Tannoy. Класс выше представляют: Dynaudio, KRK, Yamaha, JBL, Genelec. Если с бюджетом проблемы, в паре с студийными наушниками можно использовать Microlab серии solo, к студийным мониторам конечно не относятся, но для дополнительной проверки сойдут.