Информационные ресурсы кратко. Информационный ресурс

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Тема 1. Информация и информационные ресурсы

Информация. Основные определения

Издревле человек использовал информацию. Практически с момента появления человечество собирало, осмысливало, обрабатывало, хранило и передавало разнообразную информацию. Первые информационные сообщения представляли наскальные рисунки. Еще в VI веке до н.э. в Персии рабы стояли на высоких башнях и голосами, криками передавали сообщения от одного к другому.

В Древней Греции термин «информация» означал «придать форму» или «обрисовать». При этом «придать форму» (изобразить) понимается не как перенести информацию или зафиксировать ее на соответствующем носителе: камне (каменных плитах), глине (глиняных табличках), пергаменте, папирусе и бересте, в дальнейшем: бумаге, пластмассе, фотоматериале, магнитных и других материалах, а как «обрисовать» - «смоделировать», «описать» информацию. Например, классифицировать информационные ресурсы (ИР).

Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией, однако строгого научного определения этого понятия нет. Существует мнение, что в различных предметных областях используется более 300 толкований данного термина. Причем человек (индивид) и его генетический код являются носителями и одновременно хранителями информации.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.

Наиболее расхожее значение этого термина - любые сведения и данные об окружающем мире (живой и неживой природе, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и другом) независимо от формы представления и их носителей. При этом все живое питаетсяинформацией, создавая, накапливая и активно используя ее, а под формами понимаются различные входные и выходные формы, отчеты, запросы и таблицы.

Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией и сферы ее применения. И различных науках понятие «информация» воспринимается исходи из ставящихся ими задач. Так, под термином «информация» понимают независимые и извечно существующие категории - материя и энергия; меру организации системы, математически равную энтропии* с обратным знаком; содержание сообщения или сигнала; результат (вероятность) выбора из набора возможных альтернатив и другое, в том числе информацию предлагается воспринимать как абстрактное понятие которого нет в природе.

ЮНЕСКО дает следующее определение информации - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В зависимости от области знаний это определение отражает специфику как области, так и задачи исследования.

В естественных науках понятие информации отождествляется с сигналами в технических и биологических системах, которые можно измерять, а также обрабатывать и хранить.

В компьютерных системах под информацией понимают любые данные, находящиеся в памяти вычислительной системы; любое сообщение, пересылаемое в сети; любой файл, хранящийся на каком-либо носителе электронных данных.

В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2003 г.) термин «информация» означает сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения.

Поскольку информацию понимают как любые сведения, сообщения, данные и знания, рассмотрим эти понятия.

Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.

Специалисты отмечают, что «все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные»*.

Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Сообщение понимается нами как форма представления информации в виде текста, цифровых данных, изображения, звука, графиков, таблиц и др.

Сведения практически являются синонимом понятия «сообщения». Обычно они носят бытовой характер.

Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.

В зависимости от потребностей одни и те же данные могут представлять разную информацию. При этом следует иметь в виду, что информация не всегда превращается в знания.

Очевидно, что информация не появляется из ниоткуда. Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.

Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.

В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.

Источники информации делятся на: социальные, политические, экономические, военные, технические и т.п. Следует отметить, что Интернет является глобальным всемирным источником информации.

Информация бывает структурированной (базы данных и прикладные информационные системы) и неструктурированной - простые документы. \

Документ-это информация, отраженная (зафиксированная) на определенном носителе (бумажном и ином традиционном или машиночитаемом).

Под документом понимается социальная, семантическая, оперативная материализованная информация, имеющая форму сообщения и включаемая с помощью системы реквизитов в определенную информационную систему. Хотя документ как отдельный вид информации характеризуется неструктурированностью, в то же время он являет собой организованную форму представления информации.

Совокупность документов представляет некоторый их массив (множество или подмножество), в качестве которого могут выступать традиционные и компьютерные энциклопедии, справочники и тому подобные документы. Например, в науке им в большей степени соответствуют статьи и тезисы.

С точки зрения восприятия существует, по крайней мере, четыре компоненты информации:

1)собственно информация;

2)субъект, передающий информацию (поставщик, передатчик);

3)субъект, воспринимающий ее (потребитель, приемник);

4)процесс познания объекта, о котором передается информация*.

5)Этот подход используется в теории передачи информации и в данном курсе не рассматривается. Создание, хранение и прочие процессы, связанные с информацией, в большинстве случаев, ориентированы на предоставление пользователям возможности получать ее в нужном объеме и в нужное время. Эта функция реализуется в результате поиска информации в различных источниках и хранилищах. К средствам, обеспечивающим доступность информации, относятся информационно-поисковые системы (ИПС) и лингвистическое обеспечение.

Пользователи информации

Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.

1. Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.

2. Пользователи или потребители информации.

При этом четкую границу между ними провести трудно, так как в различных ситуациях первые могут становиться вторыми, и наоборот.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией с учетом законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров. Полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями информация может использоваться ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов. Предоставленная информационная услуга не дает ее пользователю права авторства на полученную в результате документированную информацию.

Виды и свойства информации

Существуют различные деления и классификации информации. Приведем наиболее известные и используемые.

По области возникновения информацию классифицируют, как: элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.

Виды информации по способу восприятия. Человек живет в мире информации и является ее носителем. У него пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию о внешнем мире. Органы чувств с видами информации соотносятся следующим образом:

1) зрение - визуальная.

2) слух - аудиальная.

3) обоняние - обонятельная.

4)вкус - вкусовая.

5) осязание - тактильная.


По разным оценкам от 75 до 90% информации человек получа-от при помощи органов зрения. Специалисты, утверждающие, что 90% информации человек получает через органы зрения, примерно 9% относят к информации, получаемой с помощью органов слуха, и 1% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Основные классы информации по структуре и форме представлены в табл. 1.1, а классификация информации по содержанию (предметная область) - в табл. 1.2.

Виды информации по форме представления:

1)текстовая;

2)графическая;

3)числовая (цифровая);

4)звуковая;

5)видео (статическая и динамическая);

6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.

Виды информации по общественному значению:

1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);

2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);

3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).

Пo назначению информация систематизируется на экономическую, научную, техническую, социальную, организационную, учебнуюличностную и т.д.

Для современного индивида, особенно молодого, получающего среднее или высшее образование, значимым становится умение и дать и актуализировать личную информационную среду (личное информационное пространство). Определенный интерес представит «научная информация».

Научная информация. Наука - это систематизированное познание действительности, подразумевающее наблюдения, изучение фактов, на основе которых устанавливаются закономерности исследуемых вещей и явлений.

Различают эмпирические и теоретические методы науки. Первые подразумевают наблюдение, измерение и эксперимент. Вторые позволяют устанавливать факты, проверять истинность гипотез и теорий, сравнивая их с результатами наблюдений и экспериментов.

Специалисты позиционируют науку как информационную систему. Ученые и научные сотрудники имеют специфические информационные потребности. Эффективность современных научных исследований напрямую зависит от качества их информационного обеспечения.

Термин «научная информация» (англ. - «Scientificinformation", 1 SI) означает логически организованную информацию, получаемую в процессе научного познания и отображающую явления и законы природы, общества и мышления.

В общем случае под научной информацией понимают совокупность любых научных текстов. Ее можно представить в виде трудов ученых (диссертации, авторефераты, монографии, статьи, тезисы, рефераты и т.п.). Она содержится в специализированных научных периодических и сериальных изданиях, а также в общих изданиях в виде научно-популярных материалов. Другую ее разновидность причисляют к сопутствующей информации, то есть к информации о конференциях, грантах и стипендиях, персональные данные ученых и т.п.

Научная, как и любая иная, информация характеризуется свойствами. Среди них, например, «старение» означает утрату информацией практической полезности для потребителя вследствие ее кумулятивное™ или изменения самого описанного объекта. Степень старения документальной информации неодинакова для разных видов документов и может изменяться во времени.

Под «кумулятивностью» понимается способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

Отдельным направлением научной информации является научно-техническая информация - НТИ, представляющая документированную информацию, возникающую в результате научного и технического развития, а также информацию, необходимую руководителям, научным, инженерным и техническим работникам в процессе их деятельности.

Выделяют открытую и закрытую научную информацию.

Закрытая информация подразумевает документы для служебного пользования или представляющие личную, коммерческую и государственную тайну.

Открытая научно-техническая информация включает доступные широким кругам общественности сведения, отражающие научно-технические, экономические и социальные знания, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, иной подобной деятельности.

Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:

1)создавать (генерировать),

2)передавать и распространять (а значит, принимать),

3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),

4)обрабатывать (перерабатывать).

Существенными составляющими информации являются ее потребительские свойства, то есть те из них, которые наиболее важны для ее потребителей. Основные потребительские свойства информации представлены на рис. 1.1.

Отметим, что однозначных классификаций нет. Несложно заметить, что некоторые свойства информации одновременно входят в состав нескольких классификаций, например полнота, достоверность и др.

Среди требований, предъявляемых к информации с точки зрения передачи и использования, выделяют следующие: адресность, актуальность, возможность кодирования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, достаточность, достоверность, многократность использования, правовая корректность, полнота, своевременность. При этом качество сохранности информации зависит от ее целостности (точности, полноты) и готовности к постоянному использованию.

Информация может быть классифицирована следующим образом.

По свойствам объекта определяют такие свойства информации, как: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

По принадлежности к подсистеме системы управления информация выделяется по: целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам.

По форме передачи информацию делят на вербальную (словесную) и невербальную.

По изменчивости во времени отмечают: условно-постоянную и условно-переменную (недолговечную) информацию.

По способу передачи выделяют: письменную, телефонную, телеграфную, факсимильную, электронную, радио, спутниковую и тому подобную информацию.

По режиму передачи информация делится на передаваемую: в нерегламентированные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.

По отношению объекта управления к субъекту выделяют информацию: между организацией и внешней средой, между подразделениями внутри организации по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, а также неформальные коммуникации.

Какими бы свойствами информация не обладала, в подавляющем большинстве случаев она должна храниться и долговременно сохраняться. Любая социальная деятельность людей построена на создании, передаче, обработке и хранении информации. Обеспечение сохранности информации производится на основе применения соответствующих носителей, специальных мер организации хранения и подготовки, восстановления и регенерации информации и специализированных устройств резервирования.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и иных задач.

Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.

Различают ИР: национальных, территориально-административных образований, информационных служб, библиотек, других организаций и их подразделений, а также персоналий.

Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе страны, называют «национальными информационными ресурсами». Этот термин появился на рубеже 1980-х годов и представляет собой совокупность источников социальной, технической, экономической, политической, военной и иной значимой для государства информации, базирующихся на использовании средств передачи и переработки информации. Практически его синонимом можно считать понятие «информационные ресурсы общества», позиционируемое как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляла научно-техническая информация. Однако развитие рыночных отношений приводит к массовому созданию и распространению самых различных видов информации, включающих ба

ИР могут являться товаром. В современном обществе ИР, наряду с материальными, считаются наиболее важным, стратегическим видом ресурсов, определяющим экономическую, политическую и (или) военную мощь их владельца. Современные информационные ресурсы, как правило, электронные или имеющие электронные аналоги.

Информационный ресурс - понятие емкое. Им может быть текстовый и иной (графический, аудиовизуальный и т.д.) документ в любой форме, зафиксированный на любом носителе. ИР представляет физический объект (например, книгу на полке в библиотеке), биологическую систему или структуру, в том числе человека (например, автора). В этом смысле информационные ресурсы представляют собой отдельные документы или массивы данных в информационных системах (первичные и вторичные, опубликованные неопубликованные, полнотекстовые, фактографические и иные).

Человек одновременно выступает как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор ИР. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является его уникальным информационным ресурсом, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно прекращением его деятельности в той или иной сфере. Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста, тем юнее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом 1 даже группой специалистов). Очевидно, что информации отводится некоторый жизненный цикл. Для управления жизненным циклом информации (InformationLifeCycleManagement, ILM) используют, в частности, технологии хранения данных. Суть их заключается в том, то данные, в зависимости от заключенной в них информации, имеет разную ценность. По мере устаревания информации ее ценность может уменьшаться, поэтому должен быть механизм, обеспечивающей перемещение данных таким образом, чтобы наиболее ценные з них находились на надежных и быстродействующих носителях.

Эффективность и постоянность использования информационных ресурсов в значительной степени зависит от возможности управления ими. Для реализации этих функций создаются системы управления ИР, включающие четыре основных компоненты, осуществляющих управление:

1)телекоммуникации;

2)информационная инфраструктура (сервера и приложения);

3)рабочие места пользователей;

4) эксплуатация (ресурсы и сервисы) и взаимодействие с пользователями.

Кодирование информации

Кодирование информации означает процесс формирования определенного представления информации.

Считается, что впервые кодирование появилось в V веке до н.э. к Греции. Наиболее ярким представителем такого кодирования является алфавит. В любом случае получателю информации следует знать правила ее формирования и отображения. Такие правила принято называть «кодом».

Код (англ. - «code») представляет собой набор условных обозначений для записи или передачи заранее определенных понятий. Это правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова.

Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Такой код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. При кодировании каждый образ представляется отдельным знаком.

Знак является элементом конечного множества отличных друг от друга элементов.

Процесс кодирования порой называют процессом «шифрования», хотя этот термин имеет, по крайней мере, два значения. Первое - перевод информации из одной системы представления в другую, а другое - шифрование любой системы с целью ограничения возможности пользоваться ею.

Количество знаков, используемое при кодировании, называется «длиной кода». Код может иметь постоянную и непостоянную (переменную) длину. Кодом непостоянной длины является троичный код Морзе.

В обиходе пользуются десятичной системой счисления, применяющей набор цифр от «0» до «9». Любое число в данной системе состоит из единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. Например, число 53 можно представить как 1 сотню, 5 десятков и 3 единицы, или 10 2 + 5*10 + 3*10°. Следовательно, основанием данной системы деления является число 10.

Количество символов в элементе кодирования и длина кода абсолютно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 символа, слова могут быть длиной в один, два и более символов. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход из одной формы представления информации в друга, более удобную для хранения, передачи или обработки. В вычислительной технике (ВТ) компьютер может обрабатывать формацию, представленную только в числовой форме, поэтому компьютерной среде любую информацию (звук, изображение, лазания приборов и т. д.) специальным образом кодируют. При ом все необходимые преобразования выполняют компьютерные юграммы. В частности, для осуществления обработки информации в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) вносимые в нее иные (буквы, цифры, специальные знаки) кодируются. В вычислительных системах целесообразно применять простую систему счисления, понятную электронно-вычислительным устройствам. С целью унификации приемов и методов работы в ней пользуется двоичная система счисления. Эта система состоит из двух цифр «0» и «1», что весьма удобно я любых электронных устройств. Естественно, что основанием кой системы будет цифра 2 - двоичное кодирование с алфавитом (0, 1). Ноль и единица воспринимается системой как наличие (команда «Включено») или отсутствие (команда «Выключено») сиг-па, как логически ложное или верное утверждение и так далее, затем их легко преобразовать в электрические сигналы для их дальнейшей обработки.

Любое число, представленное в двоичной форме, состоит из суммы чисел, имеющих значения 2 в степени «п 2 ». Так, 2° = 1, 2 1 = 2, 2 2 = 4, 2 3 = 8, 2 4 = 16, 2 5 = 32, 2 6 = 64, 2 7 = 128, 2 8 = 256 и т.д. В качестве примера представим рассмотренное выше чис-153 десятичной системы счисления в виде двоичного числа: 1·2 7 +1·2 4 +1·2 3 +1·2°. Если произвести соответствующие вычисляется, то получим 128+16+8+1 = 153.

Двоичный код, представляющий совокупность двоичных знаков, снимающих значение нуля или единицы, получил название «бит». Термин «бит» происходит от английского словосочетания «binarudigit», что означает двоичная цифра или двоичный разряд. Порой в вычислительной технике говорят, что бит (по сути циф-«1» или «0») является минимальной единицей информации, я практически это всего лишь наличие или отсутствие сигнала, одиниз двоичных знаков. С подобным предложением можно согласиться лишь при условии, что количество возможных комбинаций символов в такой системе будет равно двум (ноль и единица) - одноразрядная последовательность. Двухразрядная последовательность содержит четыре значения 01, 10,11), трехразрядная - восемь, (000, 001,... 110,111) и т.д. То есть добавление одного разряда увеличивает вдвое количество сочетаний единиц и нулей. В вычислительной технике для кодировки необходимых значением букв, цифр и знаков изначально выбрано 256 символов, что повило использование восьмиразрядной последовательности цифр «1» и «0». В этом случае кодирование одного символа, цифры, знака и т.п. требует восемь последовательных бит, составляющих один байт, являющийся единицей представления данных или единицей информации (буква, цифра, знак) в электронных вычислительных устройствах и системах. Таким образом, 1 байт = 8 битам, то есть он представляет последовательность из восьми единиц и нулей и является основой следующих производных единиц измерения информации:

1 килобайт (Кб) = 1024 байтам,

1 мегабайт (Мб) = 1024 Кб,

1 гигабайт (Гб) = 1024 Мб,

1 терабайт (Тб) = 1024 Гб,

1 петабайт (Пб) = 1024 Тб.

Объем в 1 Пб впервые достигнут в 2003 году в NCAR (Национальный центр атмосферных исследований, США). Отметим, что информация в один петабайт эквивалентна 500 миллиардам страниц формата А4 или 500 миллионов флоппи-дисков, что в 100 раз превышает объем информации Библиотеки Конгресса США.

Петабайт (англ. - «Petabyte») равен 2 50 байт - не самая большая единица информации.

Так, йотабайт (англ. - «Yottabyte») равет 2 80 байт, что приблизительно соответствует 10 24 (1,000,000,000,000,000,000,000,000) байт.

Средством кодирования служит таблица соответствия, устанавливающая взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем (байтами и символами).

Существует несколько видов таблиц кодов. В США была разработана специальная таблица восьмибитной кодировки символов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange - американский стандартный код обмена информацией), которой пользуются во всем мире (рис. 1.2). Каждому символу, цифре или знаку в ней присваивается десятичный код от 0 до 255 (2 8). Это значит, что все таблицы кодов содержат 256 символов, при этом один байт представляет значение одного из 255 возможных символов.

Первые 32 символа и символ с кодом 127 в таблицах ASCII являются служебными. Символы с кодами от 32 до 127 определены как стандартные для всех IBM-совместимых компьютеров, включают латинский алфавит и утверждены ISO (международная организация по стандартизации в различных областях жизнедеятельности человека). Символы от 128 до 255 используются для реализации национальных алфавитов - расширенная часть кодовой таблицы.

Обычно в России используют альтернативную кириллическую кодировку, содержащую символы русского алфавита. Таковых насчитывается не менее четырех. Среди отечественных кодировок можно выделить двоичный код обмена информацией (ДКОИ) и КОИ-8 (рис. 1.3).

Легко заметить, что в альтернативной русской кодировке KOI-8 (код обмена информацией длиной 8 бит) некоторые буквы русского алфавита имеют следующую десятичную кодировку: заглавная «А» соответствует коду 128, строчная «а» -160, строчная «м» -172, заглавная «М» - 140, а рассмотренное выше преобразование с десятичным числом 153, представленным в этой таблице одноименным кодом, соответствует русской заглавной букве «Щ».

Корпорация Microsoft в своих программных продуктах предлагает использовать кириллическую кодировку Windows (СР-1251) -рис. 1.4.

При вводе в компьютер текстовых данных каждая буква кодируется определенным числом в соответствии с таблицей кодов. Такая кодировка происходит следующим образом - при нажатии клавиши на клавиатуре компьютера с изображением символа осуществляется ввод в ЭВМ соответствующего ему знака алфавита, цифры или иного знака, например псевдографики. Таким образом выполняется его кодирование, то есть преобразование знака в компьютерный (машинный) код. Для вывода на внешние устройства (экран или печать) по этим числам строятся изображения букв, то есть при выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс - декодирование. В этом случае знак из компьютерного кода преобразуется в графическое изображение.

Кодирование широко применяется в программировании и при проведении мероприятий по защите информации. В вычислительной технике используется единица информации «слово» - 16 бит (2 байта) данных. 16-разрядным словом можно представить положительные числа от 0 до 65535.

Информационное пространство

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:

  • информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
  • средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
  • маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.

Специалисты отмечают, что период бурного роста информационных технологий займет 30-40 лет. К 2017 году прогнозируется начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы, переход систем связи на цифровые стандарты, развитие микросотовой персональной телефонии (PSC), что обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов. В области информационных услуг ожидается широкое использование систем проведения телеконференций путем голосовой и видеосвязи, с помощью передачи в реальном режиме времени аудиовидеоинформации между несколькими абонентами.

Билл Гейтс отмечает, что все компьютеры будут постепенно соединены друг с другом, чтобы общаться с нами и для нас. Глобально взаимосвязанные, они образуют грандиозную сеть - так называемую информационную магистраль (information highway).

Информационный барьер двуедин - это объективный и субъективный факторы, препятствующие получению нужной информации и затрудняющие использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые 2-5 лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую. Информационный барьер порождает функциональное расслоение информации, т.е. ее появление на различных языках, в различных по функциональному назначению документах (отчетах, статьях, монографиях, практических пособиях и т.д.), качественные изменения в характере информационных потребностей, вызванные процессами дифференциации и интеграции научного знания, информатизацией общества.

Различают:

Пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших массивах данных;

  • количественные, отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям;
  • географические (территориальные), связанные с расстоянием между документом и потребителем;
  • языковые информационные барьеры - незнание потребителем языка, на котором написан документ.

Выделяются также внутриязыковые информационные барьеры, обусловленные используемой терминологией внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей применение информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

К субъективным информационным барьерам относят:

  • психологические, основанные на недооценке роли информации в технической, производственной, предпринимательской, управленческой деятельности, боязни трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
  • стратегически-поисковые, вытекающие из неумения выбрать правильную стратегию информационного поиска;
  • отсутствие необходимых навыков в работе с информационными системами;

Экономические, связанные с недостатком у потребителя средств для приобретения источников информации и оплаты соответствующих услуг.

Особую разновидность информационных барьеров составляют идеологические и политические, препятствующие обмену информацией как внутри страны, так и между странами.

Появлению и углублению информационного барьера способствуют другие, связанные явления, например, информационный шум, психологический барьер и др.

По мере развития уровня информатизации общества неизбежно растет количество и разнообразие самой информации. При достижении некоторого порогового значения возникает эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию.

При этом возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. При этом, если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

В массиве информационно-поисковых систем или документов (ссылок) информационный шум характеризует наличие нерелевантной информации, полученной в результате поиска по запросу пользователя. Он исчисляется с помощью коэффициента информационного шума - количественной характеристики, определяемой отношением числа выданных в результате поиска нерелевантных документов к общему числу выданных документов (релевантных и нерелевантных). К источникам информационного шума при организации поиска в Интернете относят нерелевантные и частично релевантные результаты поиска, а также рекламу.

Так называемый психологический барьер обычно возникает как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема неоднозначна и многогранна, обычно она обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных данных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в первую очередь, заключается в потерях времени сотрудников на выполнение работ, не связанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «FutzFactor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса, или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении*.

Существуют и другие факторы, например, связанные с длительным временем проведения за компьютером вообще и в Интернете в частности. Кроме значительных потерь времени и негативного воздействия на здоровье людей, они влияют и на морально-психологическое их состояние. Так, к негативным последствиям использования Интернета относят сайты с сомнительными или иными услугами, нарушающими конституционные права личности, не соответствующие этическим и моральным нормам, вносящие смуту и т.п.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие информации.

2. Расскажите о взаимосвязи понятий «информация», «данные», «сведения» и «сообщения».

3.Что такое научная и научно-техническая информация?

4.Охарактеризуйте известные вам источники информации.

5.Охарактеризуйте пользователей информации.

6.Какие вам известны компоненты, виды и свойства информации?

7.Что такое информационные ресурсы? Охарактеризуйте их.

8.Что такое кодирование информации? Дайте характеристику.

9.Что такое информационное пространство?

10.Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.

11.Что такое субъективные, языковые и иные информационные барьеры? Каковы способы решения?

12.Раскройте понятия «информационный барьер», «информационный
шум» и «психологический барьер».

13.Что такое Futz Factor? Дайте характеристику.

Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Общие сведения

Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

  • полные курсы;
  • учебные материалы;
  • модули;
  • учебники;
  • потоковое видео;
  • тесты;
  • программное обеспечение и любые другие инструменты, материалы или методы, данные используемые для поддержки доступа к знаниям.

Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости : для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

  • использование, повторное использование и изменение ресурсов;
  • бесплатное использование в образовательных целях учителями и учащимися;
  • охватывают все типы цифровых носителей.

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

  • учебный контент;
  • программное обеспечение;
  • инструменты для разработки;
  • использования и распространения контента.

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать - многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной; лекции более убедительными, информативными и разнообразными; чтение заданий более обширными, интересными и доступными; дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы) . Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Но владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то , очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Стремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера , содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Библиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому , что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека - это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

  • 5.2. Ключевые компетентности
  • 5.3. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования
  • II. Обновление содержания образования
  • 1. Новые подходы к образовательным стандартам Общие положения
  • Предлагаемые законодательные изменения
  • Деятельностный характер стандарта
  • Предложения по последующей работе
  • 2. Общие требования к учебным планам
  • 3. Разработка концепций содержания образовательных областей Описание проблематики
  • Критический анализ разработанных концепций образовательных областей (для 12-летней школы)3
  • Предложения по дальнейшей работе
  • 2. Обеспечить единство общедидактических оснований формирования образовательных
  • III. Основные проблемы модернизации ступеней общего образования
  • 1. Начальная школа
  • 2. Основная школа
  • 3. Профильная старшая школа Исходные идеи
  • Профильная школа и единые экзамены
  • Структура профильного образования
  • 55% – 25% -20%.
  • Предложения к дальнейшей работе Разработать структуру профильного обучения в старших классах (взаимосоотносенную с планируемой структурой единых экзаменов).
  • IV. Основные направления модернизации системы оценки качества в системе школьного образования
  • 1. Проблемы соответствия существующей системы оценки качества задачам модернизации образования
  • 2. Оценка качества и ключевые компетентности
  • 3. Оценка качества и образовательный стандарт
  • 4. Оценка качества и единый экзамен
  • 5. Предлагаемая система дальнейшей работы
  • V. Эксперимент
  • 1. Общие положения
  • Современный сценарий
  • 2. Экспериментальные школы. Стимулирующие меры
  • 3. Предлагаемые направления экспериментальной работы11
  • Приложения Приложение 1. Модульная организация учебного материала (обновление структуры содержания образования и форм организации образовательного процесса)
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов
  • К информационным ресурсам относятся:
  • Приложение 3. Карта «Психолого-педагогические условия обновления образования»
  • Приложение 4. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей
  • Приложение 5. Пути повышения качества преподавания иностранных языков в школе
  • 3. Требования к базисному учебному плану
  • 4. Единый общенациональный экзамен
  • 5. Стандарты, программы, учебники
  • Экспериментальный базисный учебный план
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3а
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3а1
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план школ с нерусским родным языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3 б
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3б´
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план основной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка (язык обучения – русский, продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план основной школы с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • 12-Летняя школа (6 лет обучения в основной школе)
  • Базисный учебный план
  • Основной 12-летней школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
  • Вариант – 3b
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3 б1
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план старшей школы Российской Федерации вариант – 3с
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • В соответствии с предлагаемым планом объем минимального бюджетного финансирования составляет:
  • 11-Летняя школа
  • 12-Летняя школа
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов

      Информационные ресурсы, как и компьютеры, повторяем, являются лишь одним из компонентов и направлений работ по информатизации. Критичными являются все направления.

      Разработка и утверждение нормативной базы.

      Система проектирования, планирования, мониторинга, поощрения, PR.

      Кадры, дополнительный фонд зарплаты, повышение квалификации, переподготовка, методическая поддержка, поддержка сообщества, включая дистанционные формы.

      Образовательные информационные ресурсы, лицензии, адаптация и разработка, тиражирование, доставка.

      Телекоммуникационная среда.

      Компьютеры и дополнительное оборудование, необходимое для их использования.

      Дооборудование имеющихся помещений, установка, пусконаладка, техническое обучение пользователя, обслуживание, ремонт, усовершенствование, утилизация, расходные материалы.

      Среди информационных ресурсов иногда основными считаются «электронные учебники по отдельным предметам»; однако в соответствии с отечественным и мировым опытом этот ресурс основным не является.

    К информационным ресурсам относятся:

      Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимыми для работы оборудования.

      Программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипермультимедиа-композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете, к ним примыкают более узко специализированные производственные программные средства и их учебные варианты, позволяющие вести в школе учебные аналоги таких видов деятельности, как проектирование, видеомонтаж и т. д.

      Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютерных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

      Виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

      Тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

      Тестовые среды, позволяющие авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы , в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

      Производственные и учебные языки программирования , позволяющие получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

      Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

      Информационно-управленческие системы, обеспечивающие прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них.

    С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств , соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения , обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например CD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако традиционная форма их использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе – для подготовки в вузы), однако пока они нашли ограниченное применение в учебном процессе, как целостные продукты, как правило, удается использовать лишь их отдельные функции.

    Действительно полезные и широко используемые информационные ресурсы в мировом и отечественном школьном образовании прошли путь многократной апробации и многолетнего совершенствования, формирования собственной образовательной методики и даже философии. Характерен, например, путь Лого (в отечественных версиях – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах). Лого соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, Лого покрывает основные направления применения ИКТ в школе.

      Таким образом, в рамках программы информатизации российской школы основным направлением работы с информационными ресурсами должен быть анализ имеющихся и апробированных отечественных и зарубежных ресурсов, формирование государственного заказа на их доработку, совершенствование, методическую поддержку (методические материалы, поддерживаемые через Интернет проекты). Наряду с этим определенные средства могут быть вложены в разработку, апробацию, экспериментальное внедрение различных новых ресурсов. Среди последних наиболее реальной и значимой может оказаться работа над информационно-справочными системами, с развитой и отлаженной системой «навигации» (гиперструктурой). Примером такой системы, разработка которой продвинута достаточно далеко и которая находится в опытной эксплуатации, является база геометрических задач (Московский центр непрерывного математического образования).

    Одним из источников материалов для создания других таких баз являются имеющиеся в РФ информационные массивы (коллекции) музеев, киностудий (Союзнаучфильм), видеостудий, архивов, энциклопедических, справочных, словарных, атласных, картографических изданий. Следует разворачивать программу приобретения прав на использование этих информационных массивов и коллекций, как и соответствующих информационных массивов зарубежных стран на языке оригинала и в переводе на русский язык. Параллельно с этим должна идти работа по переводу этих массивов в электронный (цифровой) формат (распознавание, корректура, форматирование текстов, оцифровка, редактирование изображений и т. д.).

    Указанные массивы в ходе реализации проекта информатизации лягут в основу специализированных информационно-справочных ресурсов по большинству школьных предметов для размещения в Интернете, на электронных носителях. (Сюда войдут источники по литературе, истории, оригинальные тексты классиков естествознания и т. д. Географические, исторические, ботанические, зоологические, анатомические атласы, съемки реальных природных и технических процессов – природные и техногенные катастрофы, запуски ракет, микросъемки).

    Эти ресурсы могут стать существенным общенациональным информационным ресурсом не только образовательного, но и общекультурного, а также научного значения.

    С образовательной точки зрения важным ресурсом должны стать Интернет-версии научно-образовательных и научно-популярных журналов («Квант», «Химия и Жизнь», «Природа», «Техника Молодежи» и др.). Они могут восстановить образовательное значения, которое имели для советской школы и даже расширить его за счет диалоговых форм прямой работы ученых со школьниками. С другой стороны, в различных странах, в том числе в России, начинают формироваться образовательные сайты в Интернете, с одной стороны содержащие большие массивы существенной информации, с другой – поддерживающие постоянный диалог между авторами, исследователями, известными учеными и школьным учителями, учащимися, такие сайты, часто лишь частично отражающиеся в «бумажной» форме, являются важнейшими информационными ресурсами, нуждающимися в поддержке.

      Ряд прикладных программных систем не общеофисного, а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, при необходимости в адаптированной версии и с соответствующей методической поддержкой. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (в курсе Технологии), геоинформационные системы (География, экология, история, краеведение), системы видеоаудиомонтажа, системы автоматизации эксперимента и анализа его результатов и др.

    Должны быть разработаны технологические тренажеры, прежде всего – слепого компьютерного ввода (тренажеры машинописи существуют в большом количестве и в России, и в других странах, в том числе открытые для закладывания обучающей стратегии и учебного материала).

    Целесообразно объявление конкурса на спецификацию и затем разработку тестовой оболочки, совместимой с гипермедийными системами представления информации и наиболее гибкой по дидактическому формату тестов. Варианты оболочки должны допускать использование в различных ситуациях тестирования, от тестов, разрабатываемых учителем, до общенационального единого экзамена.

      Реально используются в школьном образовании различных стран виртуальные конструкторы по физике, например Interactive Physics (российская адаптация – «Живая Физика»). Среди российских разработок наиболее продвинутой является «Физикон» (Открытая физика).

    В математике имеется ряд геометрических виртуальных конструкторов (например, геометрия Кабри) и алгебраических конструкторов (Дерайв). В последнее время началось использование интегрированных конструкторов по алгебре и геометрии (последние версии «Живой Геометрии» и продуктов КУДИЦа, обеспеченные методическими материалами по российским курсам).

    Наиболее широко используемым, универсальным и методически обеспеченным информационным ресурсом, включающим и виртуальные конструкторы, является упомянутый выше Лого. Основным применением является использование его как универсальной пользовательской проектной среды в начальной школе, но он может использоваться и в модулях математической информатики всех ступеней. Среди российских систем в какой-то степени аналогичную роль играет «Роботландия».

    В качестве наиболее эффективного средства изучения математической информатики в средней и старшей российской школе используется «Ку-Мир», в отдельных модулях имеющий близкие зарубежные аналоги (что показывает определенную стабильность, универсальность и апробированность подхода). Эта система интегрируется и с рядом учебных сред общеприкладного направления. С другой стороны, она может рассматриваться и как среда учебно-производственного программирования для старшей школы определенных профилей.

    Как видно из всего предыдущего, весьма существенна не столько разработка новых завершенных продуктов, сколько постоянная активная методическая работа на базе существующих, создаваемых, развивающихся информационных ресурсов.