Информационное право пособие. Информационное право. Копылов В.А

Обобщение всех правовых признаков участников правоотношений (индивидуальных или коллективных) позволяет привести типичный для всей национальной правовой системы состав субъектов информационного права", граждане (физические лица), организации (юридические лица), публичное образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), государство. Такая классификация субъектов концентрированно выражает политические и социально-экономические особенности правовой опосредованности жизнедеятельности субъектов информационной сферы.

В законе в отдельных случаях прямо указывается, например, в п. 2. ст. 6 Закона «Об информации» на существование таких субъектов информационного права: «Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование».

Граждане представляют самую распространенную разновидность индивидуальных субъектов информационного права. Нередко в законе не проводится различие между гражданами и физическими лицами, поэтому в тексте нормы информационного права указывается их одноименность - «граждане (физические лица)». Иногда упоминается только физическое лицо. Например, в законе «О персональных данных» субъектом персональных данных является физическое лицо, а не гражданин.

К юридическим лицам (субъектам информационного права) относятся такие коллективные участники правоотношений, которые наделяются правом специфическими правовыми признаками при выполнении ими социально-экономических и оперативно-хозяйственных функций. В рыночных отношениях такие функции выполняются индивидуальным предпринимателем. Например, оператор связи - юридическое ли цо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Закона «О связи»).

Нередко, расшифровывая наименование субъекта, в законе упоминается слово «лицо» для того, чтобы не делать различие между граж- данами-предпринимателями (индивидуальными субъектами информационного права) и юридическими лицами (коллективными субъектами информационного права). Например, в законе «Об информации» владелец сайта в сети «Интернет» определяется как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте».

К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, которые вступают в информационные правоотношения в тех случаях, когда подчеркивается их властно-публичный характер. Такие отношения возникают на конституционном уровне деятельности информационного права. Например, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы информации и связи отнесены к предмету ведения Российской Федерацией, а не субъекта РФ, хотя, как правильно подчеркивает И.Л.Бачило, «в этой сфере существует и определенный объем ведения субъектов РФ и формируется сфера совместного ведения в ИКТ, хотя об этом прямо и не сказано в ст. 72 Конституции РФ» .

Государство как субъект информационного права вступает в информационные правоотношения в лице органов государственной власти, которые при выполнении властных функций обладают специфическим правовым статусом (правосубъектностью), который оформляется категорией «компетенция». В этом понятии обобщаются не только совокупность полномочий и обязанностей органов государственной власти, но и их подведомственность, т.е. круг (пределы) дел и вопросов, которые находятся в их ведении.

Органы государственной власти занимают ведущее место в государственном управлении информационными процессами. Основные направления деятельности органов государственной власти как субъектов информационного права сводятся к следующим функциям:

  • ? информатизация (создание и эксплуатация крупных государственных информационных систем);
  • ? управление государственными информационными ресурсами, в том числе базами данных, реестровой информации, фондами архивов, библиотек и др.;
  • ? предоставление государственных и муниципальных услуг;
  • ? организация контроля и надзора в информационной сфере, в том числе при обработке персональных данных, распространении информации в сети «Интернет», в рекламной деятельности, в области лицензирования и др.;
  • ? обеспечение информационной безопасности, в том числе в деятельности по защите информации ограниченного доступа, защите информационной инфраструктуры и др.

В конкретных информационных правоотношениях каждый участник при реализации своих информационных интересов (потребностей) либо выполнения возложенных на него обязываний приобретает персонифицированные наименования, которые выражают содержание информационной деятельности либо осуществление определенных функций. И чем разнообразнее такие действия или функции, тем более различимы их словесные оформления в законе.

Функционально-деятельностный критерий является основанием классификации всех субъектов информационного права на типы и виды участников информационных правоотношений. Типы субъектов информационного права - более обобщенный класс, он объединяет все виды субъектов информационного права, которые имеют типовые, т.е. наиболее общие функциональные признаки.

Пользователи всех видов информации любой формы имеют похожие для этого типа функциональные потребительские признаки пользователя разных видов информации либо получателя информационных услуг. Причем, видовые функции и интересы пользователя (получателя) не имеют решающего значения. Главный отличительный его признак отражает информационную потребность (интерес) лица, который играет главную роль среди всех других видовых функциональных признаков. Пользователями являются субъекты информационного права, которые удовлетворяют свои информационные потребности путем поиска информации, получения услуг связи, получения публичной (государственной или муниципальной) услуги в электронной форме и др.

Например, в соответствии со ст. 1 Закона «О доступе к официальной информации» пользователь информацией - «гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом» .

В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» «абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации» .

Обладатели как субъекты информационного права объединяются также в одну группу также по наиболее обобщенному признаку, имеющему решающее значение. Например, Закон «Об информации» определяет обладателя информации как «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам». Главным признаком понятия «обладатель информации» является самостоятельность, которая проявляется и в создании информации, и ее распространении, и в решении вопроса о возможности ознакомления с нею иных лиц (доступе к информации). Тот же признак (самостоятельность) отличает и другого субъекта информационного права - владельца сайта в сети «Интернет». Закон «Об информации» его определяет как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте». Здесь, как видим, также закон подчеркивает признак «по своему усмотрению», т.е. независимость в действиях владельца сайта и реализации своего интереса. Поэтому самостоятельность (независимость) в своих действиях, т.е. по существу распорядительность является решающим классификационным признаком, отграничивающим этот тип субъекта информационного права от иных субъектов.

В соответствии с и. 2. ст. 6 Закона «Об информации» от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. Например, в соответствии со ст. ст.13 и 14 Закона «Об информации» обладателями информации могут быть государственный орган или орган местного самоуправления, которые создают государственные или муниципальные информационные системы в целях реализации полномочий и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Информационные посредники как субъекты информационного права сгруппированы в один тип по предельно обобщенному признаку, который имеют все виды субъектов, выполняющих промежуточную функцию между пользователями и владельцами. Все они не являются потребителями информации (сведений), так же как и её обладателями. Названные участники информационных отношений выполняют функцию их соединения при отправлении (распространении) и потреблении (использовании) содержания (контента) информации, т.е. для удовлетворения информационных потребностей.

Информационный посредник может выполнять функцию организатора передачи и распространения информации. В статье 10.1 Закона «Об информации» дает определение понятия «организатор распространения информации в сети «Интернет»» - как «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»». Здесь организующая его роль сводится к выполнению вспомогательных функций для безадресной передачи информации множеству пользователей. Функцию организатора выполняет и много- функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

Информационный посредник выполняет действия по обеспечению эксплуатации (работы) информационных систем, т.е. также осуществляет вспомогательную функцию. Закон «Об информации» прямо выделяет эту посредническую роль оператора информационной системы его «деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных». Главной его задачей является эксплуатация и обеспечение функционирования создаваемых информационной системы, а также предоставление или распространение общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных.

Наконец, информационный посредник в виде оператора связи выполняет «связующие» действия по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (услуга связи). Эта посредническая функция (соединения абонентов) является определяющей при анализе всех признаков оператора связи, хотя этому участнику информационных отношений принадлежит еще множество других признаков.

Функцию информационного посредника выполняет и провайдер хостинга - «лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»» (ст. 2 Закона «Об информации». Хостинг (англ, hosting - услуга) - это специальный вид услуги по предоставлению «места» для использования вычислительного (серверного) пространства сети «Интернет». Этим пространством пользуются те обладатели информации, кто имеет возможность и желает создавать собственный сайт для размещения (распространения) информации.

Оператор связи и провайдер хостинга по своему главному признаку (предоставление услуги) похожи, хотя их деятельность имеет различие в предметном содержании.

В пункте 1 ст. 1253.1 ГК РФ прямо указывается на наименование типа субъекта права, выполняющего посреднические информационные функции и дает ему определение: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной се ти, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник». Здесь нами выделены три посреднические функции, которые выполняет информационный посредник: передача информации, размещение информации и доступ к информации.

Кроме того, к субъектам информационного права относятся уполномоченные органы исполнительной власти, т.е. государственные органы, уполномоченные осуществлять функции контроля и надзора в информационной сфере жизнедеятельности.

К ним относятся федеральные органы исполнительной власти в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации:

  • ? федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы;
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная службы безопасности РФ - защита государственной тайны, сертификация ключа электронной подписи и сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны РФ - сертификация средств защиты информации) и др.

Таким образом, к основным типам и видам субъектов информационного права относятся:

пользователи - пользователи информации, пользователи (абоненты) услугами связи, заявители государственных и муниципальных услуг, пользователи кредитных историй, потребитель рекламы и др.;

обладатели - обладатели информации, владельцы сайтов в сети «Интернет», блогеры, обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, субъекты персональных данных, субъекты кредитных историй и др.

информационные посредники - операторы информационных систем, операторы персональных данных, операторы связи, провайдеры хостинга, организаторы распространения информации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, удостоверяющие центры, бюро кредитных историй и др.;

уполномоченные органы исполнительной власти - государственные органы, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля в информационной сфере.

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

10.09.2011, 17.09.2011

Тема 1: Информационное право как отрасль права

Вопросы лекции:

    Понятие информации, понятие и признаки информационного общества;

    Виды информации. Документированная и недокументированная информация;

    Предмет и методы информационно-правового регулирования;

    Комплексный характер информационного права. Соотношение информационного права со смежными отраслями;

    Правовое регулирование информационных отношений за рубежом.

Вопрос 1: Понятие информации, понятие и признаки информационного общества

Информация (лат.) – ознакомление, разъяснение, изложение.

Хартли дал количественное определение информации. Он предлагает статистическое определение информации. В математике информация понимается как мера устранения, уменьшения неопределенности.

Информация – это не энергия и не материя, это обозначение содержания, полученного в результате взаимодействия с внешним миром.

В философии существует точка зрения, что информация – это отражение содержания окружающего мира. Информация возникает при наличии изменений и разнообразия в окружающем мире.

Итак, информация не существует без отражения, как и отражение без информации. Свойство отражения заключается в способности любого объекта воспроизводить некоторые особенности, воздействующих на него объектов.

Выделяют четыре основных вида отражения, которым соответствуют виды информации:

    В неживой естественной природе – элементарная информация. Существует объективно сама по себе. Например, движение атомов;

    В живой природе – биологическая информация – создается в процессе жизнедеятельности;

    В обществе – социальная информация;

    В искусственной природе – технико-кибернетическая информация, производна от социальной информации и возникает в результате деятельности ЭВМ.

Вся существующая информация классифицируется на информацию, которая, во-первых, может являться объектом правового регулирования, во-вторых, на информацию, которая объектом правового регулирования не является. Урегулировать с помощью правовых норм можно только ту информацию, которую человек извлекает из окружающего мира, отображает в своем сознании и передает другим людям в любой знаковой форме.

Информация, которая является объектом правового регулирования, должна обладать рядом правовых свойств. Основные правовые свойства информации:

    Физическая неотчуждаемость информации от создателя. В праве отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование;

    Обособленность информации – для включения в гражданский оборот информация используется в виде символов и знаков, таким образом, она обособляется и существует отдельно от своего производителя, создателя.

    Двуединство информации и ее материального носителя. Информация выступает всегда как материальная вещь;

    Тиражируемость. Информация может распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания;

    Организационная форма информации – документ;

    Экземплярность. Существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда возможен учет количества экземпляров, через учет количества носителей.

Существует нормативное определение информации в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . В соответствии с данным законом, информация – это сведения, сообщения, данные, независимо от формы их представления.

Понятие и признаки информационного общества

Информационное общество – постиндустриальное общество, в котором преобладает производство и распространение информации в централизованном порядке, при этом информация является основным ресурсом общества. Признаки:

    Наличие информационного рынка и рынка информационных технологий;

    Наличие информационной инфраструктуры;

    Массовое применение персональных компьютеров, массовое подключение к информационным сетям;

    Доступность информационных услуг и информационных ресурсов;

    Отсутствие географических и геополитических границ государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационное право как отрасль права, область правоведения и учебная дисциплина. Определение предмета, понятийный аппарат и основные методы. Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение круга общественных отношений, регулируемых административным правом. Право Республики Беларусь как основной государственный регулятор социальных связей. Классификация управленческих отношений и методы их законодательного регулирования.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Развитие процесса становления информационного общества в России. Современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, пути совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2012

    Сущность термина "земельное право", его нормы и цель. Влияние изменений в экономике на земельные отношения. Особенности земли - природного объекта и ресурса. Земельное право - наука и учебная дисциплина. Предмет, объекты и особенности земельного права.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

В российском правовом поле были сформированы совсем недавно. Понятие информационного права старательно исследуют отечественные юристы. О том, что именно представляет собой рассматриваемая отрасль, будет рассказано в нашей статье.

Информационное право

Что такое информация? Согласно самому распространенному определению, это - определенная совокупность сведений и сообщений о состоянии чего-либо. В последние два десятка лет информации стали уделять особое внимание. Дело в том, что появилась возможность хранить сведения на электронных носителях, структура которых постоянно модернизируется. Однако регламентировать способы хранения, распространения и передачи информации не так уж и просто.

В России законодательное регулирование информации стало возможным совсем недавно. В была принята четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная а также интеллектуальной собственности. На основании норм Кодекса был разработан ряд федеральных законов. В итоге система информационного права приобрела целостный предмет, методологию, принципы и содержание. Обо всем этом будет рассказано далее.

Предмет права

Что является предметом информационного права? Специалисты в области юриспруденции указывают на процедуру информатизации. Данный процесс представляет собой форму создания наиболее оптимальных условий для удовлетворения

Предмет рассматриваемой юридической отрасли имеет несколько основных направлений. Первым является изучение права. Все дефиниции и термины должны быть рассмотрены с позиций информации. Второе направление касается исследования особенностей права. Все нормы, институты и отрасли должны быть исследованы с позиций их построения и полноты. Наконец, третье касается содержания права и составления классификаций.

Некоторые юристы создают проекты Информационного кодекса РФ - закона, который мог бы собрать в себе все основные нормы рассматриваемой юридической отрасли.

Задачи информационного права

Что такое право, и почему оно регулирует все сферы общественной жизни? Правом называют совокупность норм и правил, которые устанавливает государство в целях защиты интересов и свобод человека. Подобный принцип действует и с информационной системой: люди хотят пользоваться качественными средствами связи, охранять личные сведения от посторонних, не допускать искажения информации и т. д. Во всем этом поможет правовое регулирование. Отсюда вытекает и основная задача рассматриваемой юридической отрасли: защита свобод, прав и интересов всех российских граждан.

Второй задачей является изучение и совершенствование действующих нормативных актов, а также формирование новых. В рассматриваемой отрасли должны выявляться и ликвидироваться все коллизии и пробелы. Не менее важной является и процедура оценивания действующего законодательства.

Наконец, последней важной задачей информационного права стоит назвать сотрудничество с международными инстанциями в целях совершенствования отечественного законодательства. Это даже не право, а обязанность российских законодателей: большинство межгосударственных конвенций и договоров необходимо ратифицировать.

Виды информации

Рассматривая вопрос о том, что такое информационное право, нельзя не затронуть проблему классификаций. Основной элемент юридической отрасли, информация, бывает нескольких видов.

Элементарная информация существует на уровне атомов. Биологическая формируется живыми существами, в том числе и людьми. Социальная информация затрагивает сферу человеческих отношений, а технико-кибернетическая область производного и машинного характера.

Информации присущи некоторые юридические признаки и особенности. Во-первых, это физическая неотчуждаемость. Единственным законным способом отчуждения будет передача прав на использование информации. Вторым признаком является обособленность. Это означает, что действует лишь та информация, которая используется в виде знаков и символов обособленно от производителя. Распространяемость и тиражированность являются третьим признаком, а организационная форма четвертым.

Именно по форме заполнения информация делится на следующие виды:

  • Документированная. Отражена в виде символов, знаков, букв или прочих средств отображения на материальном носителе.
  • Недокументированная. Такая информация остается за пределами юридического регулирования, так как не отражена на носителе и не зарегистрирована.

Также информация бывает правовой и внеправовой. Первая создается в результате правотворческой деятельности, бывает нормативной и ненормативной. Внеправовая информация никак не связана с юридической сферой отношений.

Информационные ресурсы

Все нормы информационного права хранятся в больших массивах документов. Такие документы составляют информационные ресурсы, качестве которых могут выступать библиотеки, архивы, банки, фонды и прочие системы.

Всем известно, что информацию необходимо постоянно генерировать. Сбор, накопление, хранение, изменение, поиск, распространение - все эти процедуры возможны только благодаря качественной работе ресурсов. В рассматриваемой области работает громадное количество субъектов информационного права. О каждом из них будет рассказано далее.

Что такое субъект? В юридической области это определенные лица, наделенные рядом обязанностей и полномочий. Субъекты реализуют свои действия для достижения объекта - конкретного имущественного или неимущественного блага. В информационном праве объектом является совокупность духовных, социальных и прочих благ, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

В качестве самих субъектов выступают обычные граждане, в том числе иностранные и не имеющие российского гражданства. Здесь же стоит выделить организации - библиотеки, архивы, музеи, информационные фонды, аналитические центры и многое другое. Немалую роль в сфере информационного права играют и государственные органы. В систему входят представительные, исполнительные, судебные и прочие инстанции.

Виды ресурсов

Что такое информационное право? Это громадная система, содержащая в себе различные нормы, институты, отрасли и ответвления. Информационные ресурсы как основной предмет рассматриваемой юридической отрасли бывают научно-техническими, политическими, статистическими, экономическими, социальными и многими другими. Классификацию информации можно увидеть на примере законодательства. Правовые кодексы делятся по отраслям, так же как и Федеральные законы.

Особое место в информационной системе занимают сведения с ограниченным доступом. Они делятся на государственные, коммерческие и служебные. Ограниченная информация находится под особой технической и правовой защитой.

Ресурсы в рассматриваемой системе права должны обеспечиваться рядом специальных услуг. Так, здесь следует выделить обработку информации, ее передачу, хранение и многое другое.

Методы информационного права

Юридическим методом называют совокупность способов и приемов, при помощи которых можно исследовать предмет права. В случае с информационным правом нет четкого разделения на императивные (обязующие или запретительные) и диспозитивные (позволительные) методы. Зато здесь есть большое количество специальных приемов и средств. В частности, следует выделить формально-догматический подход. Применяется он при обработке юридических догм.

Метод обращения к наукам используется для сопоставления информационного права с другими научными дисциплинами и отраслями. Например, это Гражданское право или информатика. Метод социологического исследования предполагает оценивание эффективности работы информационных норм. Немалую роль здесь играет личное наблюдение. Существует и множество других методов, специфика которых зависит от типа информации.

Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:

– как наука;

– как отрасль права;

– как учебная дисциплина.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

Основные задачи в этой области:

Изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов;

Выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области;

Изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права;

Проведение работ по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов в информационной сфере;

Изучение проблем формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права. Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления здесь:

Разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

Разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

Разработка методологии оценки знаний в области информационного права;

Проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук в области информационного права. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс», «ЮСИС». С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи.

В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернета.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации: 1)элементарная – на уровне атомов;

2) биологическая – создается живыми существами;

3) социальная – область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т. е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

1. По форме выражения – документированная. Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1 995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

а) недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

б) правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

– нормативная правовая информация;

– ненормативная правовая информация;

в) неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.