Формирование информационной компетентности школьников. Формирование информационной компетентности учителя. Анализ учебника «Литературное чтение»

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Губарь О. М.

МАОУ «СОШ№11»

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.

Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.

Развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);

  1. использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации
  2. развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
  3. сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
  4. умение представить информацию
  5. создание презентаций PowerPoint

Использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.

Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).


Учитель информатики играет непосредственную роль в формирование информационной компетентности учеников. Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики позволяют учащимся решать задачи встречающиеся им на протяжении всего учебного процесса.

Приведем несколько примеров способствующие формированию этих навыков.

Урок №1 - 7 класс

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цели урока:

1. Развивающие:

развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);

развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).

2. Образовательные:

добиться усвоение учащимися понятий информация, виды информации, носители информации;

совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;

отработать навыки работы в построении диаграмм Microsoft Excel;

обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации.

3. Воспитательные:

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока: демонстрационный материал, презентация Microsoft PowerPoint.

Раздаточный материал:

карточки

для групп;

с домашним заданием.

Проекционное оборудование:

интерактивная доска;

компьютер;

проектор.

План урока:

самоопределение к деятельности (оргмомент);

актуализация знаний;

постановка проблемы;

построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний;

первичное закрепление;

самостоятельная работа с проверкой по образцу;

включение в систему знаний и повторение;

рефлексия.

Урок № 2 - 8 класс.

Конспект урока на тему «Файл. Расширение и атрибуты файла».

Цель урока: сформировать умение описывать и изменять атрибуты файлов; развивать информационную компетентность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: ввести атрибуты и расширения файлов, алгоритмы архивации файлов; научить изменять атрибуты файлов, открывать файлы в соответствующем приложении; освоить навыки архивации файлов с заданием параметров архивации;

Развивающие: формирование и развитие приемов умственного труда и логических приемов (анализ, синтез, обобщение);

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств личности, восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Оборудование урока: проектор, локальные компьютеры - 12 , электронная доска Polyvision, стационарная таблица с типами файлов.

Программное обеспечение: архиваторы 7-Zip и WinRAR, файловый менеджер Total Commander, ПО «Webster» для интерактивной доски, презентация для интерактивной доски.

План урока:

Проверка домашнего задания:

Устный отчет о практической работе (с использованием проектора и электронной доски).

«Дефрагментация диска» (демонстрацией результатов в виде сохраненных учеником копий изображений экрана монитора).

«Форматирование дискеты» (Выполнение и сопровождение рассказом ученика).

«Объем файла в различных файловых системах» (Сравнительная характеристика файлов, сохраненных на различных носителях).

Актуализация знаний с использованием презентации:

Создание проблемной ситуации.

Что лишнее в каждой из данных логических цепочек? (Почему?).

Проблемные вопросы:

Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

Можно ли изменить приложение, с которым связан файл?

Объяснение нового материала

Слайды, сопровождаемые пояснением учителя, записями учащихся в рабочих тетрадях.

Домашнее задание

Инструктаж перед выполнением практической работы.

Практическая работа

Расширение и атрибуты файла. Архивация файлов.

Итог урока

Оценки за устные ответы учащихся.

Урок № 3 - 9 класс

Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация».

Цели урока:

обучающая - вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике;

развивающие - развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать;

воспитательные - воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика».

Подготовка кабинета:

компьютеры;

проектор;

презентация для учителя;

программа Microsoft Excel.

План урока:

организационный момент - 1 мин;

актуализация и проверка усвоения изученного материала - 5 мин;

объяснение нового материала - 15 мин;

самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала);

домашнее задание;

подведение итогов;

Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:

разработка уроков с использованием ИКТ;

проведение уроков;

анализ и интерпретация результатов уроков.

Общей целью проведенных уроков был анализ формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач

Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW.

Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:

сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;

понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;

провести анализ преимущества средств передачи информации;

оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.

Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

управление;

интеграция;

создание информационных продуктов.

Тема «Действия с информацией» 7 класс

Задание 1.

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из текстового представления в формализованное).

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации, I уровень - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации).

Изучение небесных тел - одна из задач, которую решает астрономия. Знание астрономии позволяет: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение тел, исследовать космические явления. Внимательно изучите информацию, представленную в источнике. Проведите сравнение 4 объектов, выделив для сравнения 4 параметра (свойств, признаков). Оформите результаты своей работы в виде сравнительной таблицы. Сделайте вывод о том, какие из представленных в источниках планеты Солнечной системы не имеют спутников.

Источник 1.

Планеты Солнечной системы.

Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Время обращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Время обращения Земли вокруг Солнца 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца 88 дней. Время обращения Венеры вокруг Солнца 225 дней. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км. Время обращения Марса вокруг Солнца 687 дней.

Источник 2.

Спутники планет Солнечной системы.

Спутников у Меркурия, по современным данным, нет. По современным данным, естественных спутников у Венеры нет. У Земли всего один спутник -- Луна. У Юпитера известно 63 спутника.

Таблица 2.1

Спутники планет Солнечной системы

Таблица 2.2

Шкала оценивания

Вывод: Две планеты Солнечной системы, представленных в источниках, Меркурий и Венера не имеют спутников.

Шкала перевода баллов в отметку:

  • 24 балла - отметка «5»
  • 21-23 балла - отметка «4»
  • 17-20 баллов - отметка «3»

Предложенное задание может быть использовано на этапе усвоения новых знаний. Учащимся вместе с заданием предлагается шкала оценивания и шкала перевода баллов в отметку.

Приведу разработку урока по формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Тема урока: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: Развитие информационной компетентности по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

образовательные: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

развивающие: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы. doc, Оценочный лист сотрудника фирмы. doc, Сводная оценочная таблица эксперта. doc.

Ход урока.

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Учет денежных средств

На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.

Вопросы кроссворда по горизонтали:

  • 4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.
  • 5. Одна из стандартных программ.
  • 8. Устройство ввода информации.
  • 10. Синоним жесткого магнитного диска.
  • 11. Вид программы, к которому относится Word Pad.
  • 12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.
  • 13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.
  • 16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

  • 1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
  • 2. Одна из мультимедиа программ.
  • 3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
  • 6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.
  • 7. Одна из служебных программ для работы с диском.
  • 9. Вид программы, к которому Сведения о системе.
  • 14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.
  • 15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows представлен в соответствии с рисунком 2.1.

Рисунок 2.1. Кроссворд

Ответы кроссворда:

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Дополнительные вопросы к кроссворду:

перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их;

нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы;

сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида;

назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ;

перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость;

укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком;

назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе;

перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду:

1. Принтер - устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон - устройство ввода звуковой информации. Модем - устройство для обмена информации по телефонным каналам связи. Устройства компьютера представлены в соответствии с рисунком 2.2.


Рисунок 2.2. Устройства компьютера

  • 3. Стандартная - блокнот, служебная - дефрагментация. Стандартная: калькулятор,Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.
  • 4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.).
  • 5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.
  • 6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R; CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, DVD -DOM, DVD -R, DVD -RW.

  • 7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
  • 8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.) Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая“проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд.)

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt . Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме представленном в соответствии с рисунком 2.3. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок 2.3. Сканворд Обработка текстовой, графической информации

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв - выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е, 350 у.е, 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.

Таблица 2.4.

Критерии оценок фирмы

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы

Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Рисунок 2.5. Оценочный лист

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

Эксперт___________

Таблица 2.5. Сводная оценочная таблица

По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.

Для проверки сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит следующие умения:

подсчитывать информационный объем сообщения;

осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

создавать и преобразовывать логические выражения;

формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

  • 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?
  • 2. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
  • 70 бит
  • 70 байт
  • 490 бит
  • 119 байт
  • 3. Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a
  • 11011001
  • 11011100
  • 11010111
  • 11011000
  • 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
  • 5. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входят следующие сложные умения:

анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

  • 1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    • А) прибавь 3
    • В) умножь на 4

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Например, программа 21211 это программа

умножь на 4

прибавь 3

умножь на 4

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 2 в 50.)

  • 2. Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа).
  • 3. Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:

00 100 10 011 11 101

Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.