Что значит максимальный объем памяти. Влияние объема оперативной памяти на скорость работы системы. На что влияет оперативная память

Сколько бывает оперативной памяти? — вопрос не совсем корректный, потому что требуемое количество зависит от многих показателей — имеющихся процессора, материнской платы и других компонентов, составляющих единую целостную систему.

В свете последних обзоров на китайские смартфоны с оперативкой до 6Гб, которая даже сейчас не так часто встречается на современных компьютерах, сам собой встает вопрос о расширении возможностей своей машины.

В этом обзоре мы осветим все нюансы, которые помогут вам правильно выбрать оперативную память для своего компьютера.

Определяем аппетиты

Сколько требуется оперативной памяти?

1-2Gb. Необходимый минимум для работы офисных приложений и просмотра страниц в браузере.

4Gb. Бюджетная домашняя версия, позволяющая не только работать в текстовом редакторе и Интернете, но и просматривать фильмы в высоком качестве и заниматься в графическом редакторе.

8Gb. Расширенная конфигурация — поддерживает многие современные игры в базовых настройках, позволяет без особых затруднений работать с видеофайлами, тестировать приложения в процессе программирования и многое другое.

Выше 8Gb. Вариант для мощных ПК и ноутбуков — позволяет запускать все современные игры в высоком качестве. Рядовому пользователю такое количество не требуется.

Как вы видите нет однозначного ответа на вопрос “сколько нужно оперативной памяти?” — все зависит от выбранного вами режима работы.

В случае, если у вас действительно не хватает оперативки — мы расскажем как же правильно выбрать оперативную память.

Больше памяти!

Если вы все-таки решили увеличить объем оперативки, внимательно рассмотрите показатели вашего компьютера: конфигурацию системы Windows, тип слотов ОЗУ, тактовую частоту процессора и напряжение материнской платы. Эти параметры отображаются в специфической программе CPU Z — все параметры и компоненты системы отобразятся в одном окне.

  1. Конфигурация Windows. Система, которую вы используете, тоже потребляет некоторый объем оперативной памяти. Если у вас стоит версия WinXP — добавлять модули практически бесполезно. 32-разрядные системы попросту не видят больше 3 гигабайт. C более поздними версиями сложнее — начиная с Win8.1 вам уже понадобится 8Гб.
  2. Тип слотов ОЗУ, установленных на вашей материнской плате — важный аспект при выборе модуля. Обидно будет приобрести новейшую DDR4, и понять, что материнская плата не поддерживает подобный тип планок, и работать с ней категорически отказывается. Любые платы поддерживают только один тип ОЗУ. Если у вас стоит DDR2, значит, может использоваться только DDR2 и ничего больше.
    Поддерживать память DDR4 способны лишь платы последнего поколения, и, если очень хочется — можно воспользоваться случаем и собрать новый компьютер.
  3. Процессор. Производители процессоров заботятся о своих пользователях — на официальных сайтах обычно существуют таблицы совместимости с моделями и видами планок ОЗУ. Например, вы без проблем найдете ответ, какие типы совместимы и подходят процессору Intel i5 — список моделей и конфигураций, которые он должен поддерживать и которые будут поддерживать работу компьютера, как часовой, грамотно синхронизированный механизм.

Рынок и ассортимент — имя имеет значение

Главными производителями модулей ОЗУ на данный момент являются несколько компаний-лидеров:

  • Corsair
  • Crucial
  • Samsung

При покупке вы переплатите за имя, но в то же время получите качественный, проверенный продукт без лишних рисков.

Типы оперативной памяти, принципиальные отличия

На сегодняшний день существуют четыре поколения оперативной памяти. Самые частовстречаемые модули — это DDR2, DDR3,DDR3L и DDR4. Итак, чем отличаются модули ОЗУ?

DDR

Самые первые модели оперативной памяти. Характеризовались низкой производительностью (объемом до 512Mb и частотой до 400МHz), большим (2,2 — 2,4В) напряжением. Все еще используются в очень старых моделях компьютеров.

DDR2

Второе поколение, тоже постепенно уходящее в прошлое. Материнские платы, поддерживающие данный тип планок ОЗУ сняты с производства, как и сами модули. По сравнению с предшественником, данный тип потребляет на порядок меньше энергии (1.8-2.1В), а частота и объем заметно выросли 800-1000МГц и 1-8Гб соответственно. Также увеличилось количество контактов с 184 до 240.

Так выглядит планка DDR2

DDR3

Наиболее популярен на сегодняшний день модуль памяти DDR3, который используют многие современные машины. Частота модуля ОЗУ достигает 2800МГц, но и количество таймингов в данных типах возросло. Но все же DDR3 отличается более высокой производительностью по сравнению с предшественниками. Так же другой вид этой платформы — DDR3L дает более интересный показатель энергосбережения (1.35В по сравнению с 1.5В в базовой комплектации).

DDR4

Если вы решили собрать новый компьютер — целесообразно посадить его на более современную платформу со слотами ОЗУ DDR4. С каждым поколением модулей снижается напряжение (у DDR4 этот параметр имеет значения 1.2В, что сказывается на общем энергопотреблении компьютера), растет частота (данная конфигурация имеет максимальную частоту 4200МГц) и скорость передачи данных. Последнее поколение ОЗУ оперирует скоростью до 3200Мбит/с, в то время, как для DDR3 предел — 2133. На данный момент у DDR4 самая быстрая скорость передачи данных и максимальные показатели производительности, в то же время она из-за низкого требования к напряжению практически не греется.

Для сравнения, одной планки DDR4 2133МГц CL 15 достаточно, чтобы заменить две новых одинаковых планки DDR3 частотой 2400МГц при том же объеме передает данные, связанные с процессором.

Виды ОЗУ

ОЗУ — оперативно записывающее устройство, предназначенное для сохранения и считывания данных при работе ПК. Модули ОЗУ, различаясь по внешним и внутренним характеристикам, также классифицированы по другим параметрам.

RDIMM — регистровая память. Данная маркировка говорит о том, что между шиной данных и памятью установлены буферные регистры, выполняющие дополнительную функцию контроля целостности данных.

LRDIMM — не буферизированная память. Это модули DIMM со сниженной нагрузкой на шины за счет добавочной микросхемы.

UDIMM — вид, наиболее часто используемый в настольных и портативных компьютерах. В отличие от двух предыдущих, отличается меньшей стабильностью, так как не является не регистровой, ни буферизированной. Впрочем, в масштабах одного ПК это обстоятельство не играет особой роли.

SODIMM — компактный вариант, использующийся в ноутбуках и некоторых видах оргтехники. Принципиальным отличием является форм-фактор. Длина планки SODIM всего 67.6 мм, в то время как остальные конфигурации имеют размер 133.35 мм.

Основные характеристики оперативной памяти — на что обратить внимание

Напряжение оперативной памяти — это параметр, который характеризует потребность ОЗУ в электроэнергии для нормальной, стабильной работы.

Многие продвинутые пользователи вручную, в BIOS меняют напряжение, подающееся с материнской платы, с целью увеличить производительность. Без знания некоторых аспектов данный прием выполнять не рекомендуется — вы рискуете сжечь модуль, ничего при этом не добившись. Без знаний BIOS лучше не трогать — напряжение выставится при установке соответствующих драйверов. В случае, если вы сомневаетесь — посетите сайт производителя и получите параметры и рекомендации на ваш тип устройства.

Частота оперативной памяти — показатель, от величины которого напрямую зависит скорость передачи данных. Важно отметить, что частота работы планки ОЗУ должна совпадать или быть меньше тактовой частоты материнской платы. В противном случае вы будете наблюдать печальный результат — система будет давать сбой. Так же, оптимизированной работе компьютера способствует идеальное совпадение скорости передачи данных между процессором и планкой ОЗУ.

Главным фактором при выборе ОЗУ является частота, но не стоит гнаться за цифрами. Тактовая частота планки не должна превышать частоту процессора. Главной ошибкой пользователей является то, что очень часто в погоне за герцами они напрочь игнорируют данный параметр. В итоге эта ерунда грозит не только плохим настроением, но и порче всей системе в целом.

Объем оперативной памяти — характеристика, показывающая количество данных, которые способен удержать в себе модуль. При выборе этого показателя стоит ориентироваться на род деятельности, которую вы осуществляете за компьютером.

Надеюсь, данная статья была полезна и вы разобрались, стоит ли апгрейдить оперативную память и как это правильно сделать.

Сколько памяти может использовать 32 битная операционная система

Сначала немного теории.
Простейший элемент информации – бит. Он является минимальной единицей информации и может принимать значение 0 или 1. За ним идет байт, он состоит из 8 бит. Так как бит может принимать 2 значения, то всего получается 2 8 =256 значений байта.

Теперь рассмотрим адресацию памяти. У любого компьютера имеется оперативная память (ОЗУ) — адресное пространство, необходимое для хранения данных, используемых в данный момент. Для получения информации из ОЗУ вначале процессор должен выбрать адрес нужного бита, который храниться в одной из микросхем памяти, а уже потом его прочитать. Этот процесс и называется адресацией памяти. Одним из свойств архитектуры компьютера является количество битов, используемых при адресации памяти.

32 битные ОС для адресации памяти используют 2 32 бит, что составляет 4294967296 бит или 4 Гигабайт (Гб). Это значит, что максимальный объем памяти, к которому может обращаться 32 битная операционная система, составляет 4 Гб. Однако даже этот объем использовать в полной мере нам не удасться, поскольку компоненты операционной системы и устройства требуют выделенного адресного пространства в пределах первых 32 бит (4 Гбайт) оперативной памяти. Например, видеокарта с 512 Мбайт памяти потребует синхронизации этой памяти с оперативной, что снизит доступную ёмкость на 512 Мбайт.

Таким образом, общий объем памяти, доступной в 32 – битной ОС Windows обычно составляет 3.25-3.75 Гб в зависимости от используемого железа.

Некоторые версии Windows поддерживают функцию под названием Physical Address Extension (PAE) , позволяющую использовать больше 4 Гбайт памяти благодаря специальной технологии переадресации. Данная технология позволяет процессору работать не с 32-битной, а с 36-битной адресацией, теоретически расширяя доступные ему адреса до 2 36 = 68719476736 байт (64 Гб). При этом само адресное пространство остается 32-битным, то есть равным 4 Гб, но за счет измененного отображения на него физической памяти становится возможным использование большего ее объема.

Согласно официальной информации Microsoft, режим PAE можно использовать в следующих 32-битных операционных системах:

  • Microsoft Windows Server 2000 Enterprise/Datacenter Edition
  • Microsoft Windows Server 2003 Enterprise/Datacenter Edition
  • Microsoft Windows Server 2008 Enterprise/Datacenter Edition

В Server 2008 PAE включен по умолчанию, если на сервере на хардварном уровне включена технология DEP (Data Execution Prevention), либо сервер имеет возможность горячего добавления памяти (hot-add memory). В противном случае PAE необходимо включить принудительно с помощью BCDEdit, следующей командой:

BCDEdit /set [{ID}] pae ForceEnabled

Чтобы включить PAE в Server 2000\2003, необходимо указать в файле Boot.ini ключ /PAE . Вот пример файла Boot.ini, содержащего ключ PAE:


timeout=30
default=multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(2)\WINDOWS
multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(2)\WINDOWS=″Windows Server 2003, Enterprise″ /fastdetect /PAE

Стоит заметить, что возможность использовать режим PAE для клиентских ОС была реализована во втором сервис-паке к Windows XP. Однако в процессе тестирования выяснилось, что при использовании этого режима происходит большое количество сбоев. Дело в том, что драйверы некоторых устройств, в основном таких как аудио- и видео, жестко запрограммированы на работу с адресами памяти в пределах 4ГБ. Они обрезают все адреса выше этого объема, что приводит к повреждению содержимого памяти со всеми сопутствующими последствиями. Поскольку, как правило, сервера не используют подобные устройства, то с серверными системами подобных проблем не возникало.

В связи с выявленными недостатками решено было убрать из 32-разрядных клиентских систем возможность работать с памятью свыше 4ГБ, хотя теоретически это возможно. Поэтому в клиентских ОС семейства Windows данная технология хотя и присутствует, однако не активирована на уровне ядра, и попытка ее использовать ни к чему не приведет.

Подводя итог скажу, что если есть необходимость в объеме памяти больше 4Гб, то наилучший вариант — это использовать 64 битную ОС, ведь в ней ограничение на размер памяти составляет до 192 Гб для настольных и 2 Тб для серверных ОС.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Оперативная память (ОЗУ) – это память компьютера, которая отвечает за быстрый обмен пользовательских и системных данных с процессором. ОЗУ является не менее важным устройством в системном блоке, чем материнская плата или процессор. Правильно выбрать оперативную память – очень сложно, так как их достаточно много видов и у них много важных особенностей. Именно поэтому в данной статье мы постараемся рассказать вам всё то, что вам необходимо знать для правильного выбора ОЗУ.

Особенности ОЗУ

Для чего нужна оперативная память

Предназначение ОЗУ - хранить использующуюся пользователем или программами в данный момент информацию. Оперативная память обменивается данными с процессором непосредственно или через кэш. Быстродействие ОЗУ в десятки или даже сотни раз выше, чем скорость работы жёсткого диска. Приведем пример: скорость работы DDR3 – 12800 Мб/сек., когда скорость HDD – 80 Мб/сек. В данном случае разница в 160 раз, что согласитесь весьма и весьма существенно.

Одной из особенностей оперативной памяти является её энергозависимость, то есть она способна сохранять информацию до тех пор, пока включено питание, когда компьютер отключен, вся информация стирается. Есть правда одно исключение – режим сна, в этом случае вся информация с ОЗУ записывается в специальный временный файл на жёстком диске. Поэтому, когда вы выводите компьютер из сна или ждущего режима, то можете видеть незакрытые вами приложения, видео, музыку, документы и продолжать работу с того места, с которого её прервали.

Почему важен объём ОЗУ?

Объем оперативной памяти напрямую влияет на быстродействие отдельных программ и системы в целом. Чем больше объём оперативной памяти, тем меньше придётся системе обращаться к жёсткому диску, а соответственно не будет никаких зависаний и небольших подтормаживаний.

На практике оперативная память играет роль некого буфера между жёстким диском и процессором. К примеру, вы решили поиграть в игру. Когда игра загрузилась - вы видите игровое меню, а это значит, что данные с HDD были перенесены в RAM. Теперь вы работаете непосредственно с оперативной памятью. Далее загружаются уровни игры и ваш профиль – это также выгрузка данных с HDD в RAM. Сам игровой процесс – это взаимодействие оперативной памяти с процессором.

То же самое происходит, когда вы работаете с программами. От количества оперативной памяти будет зависеть то, со сколькими документами вы сможете работать одновременно, сколько вкладок в браузере сможете открывать без зависаний. Если у вас большой объём ОЗУ, тогда можно открывать всё вышеперечисленное в паре с игрой, да и еще в небольшом окошке в углу экрана можно смотреть фильм. Большой объём ОЗУ позволяет вам смотреть фильмы высокого разрешения без подвисаний, а также использовать различные графические эффекты.

Выбор оперативной памяти

Тип оперативной памяти

Подбирая тип ОЗУ, обязательно обратите внимание на особенности вашей материнской платы, так как именно она будет диктовать вам условия. Обычно на сайте производителя вы найдете исчерпывающую информацию о том, какой тип ОЗУ поддерживает материнская плата и другие её особенности, под которые будет производиться выбор памяти.

Все современные модели материнских плат поддерживают тип оперативной памяти DDR3. Важно отметить, что ОЗУ делятся на: компьютерные и для ноутбука. То есть для компьютера используются длинные панельки, а для ноутбука короткие, поэтому они друг к другу не подходят.

Какой объём оперативной памяти выбрать

Если речь идет о стационарном компьютере, то сегодня самый оптимальный объём оперативной памяти – 8 Гб. В тандеме с хорошо сбалансированными комплектующими их вполне хватит для большинства игр, не говоря уже о различных программах и работе с мультимедиа контентом.

Ограничением в выборе объёма ОЗУ может стать , так как не все они поддерживают большие объёмы оперативной памяти. Именно это нужно узнать в первую очередь в характеристиках «материнки».

Что касается ноутбука, то для начала изучите его параметры: количество слотов для оперативной памяти и поддерживающий объём. Таким образом, вы должны также узнать есть ли свободные слоты в материнской плате для установки дополнительных панелек ОЗУ, а также будет ли поддерживаться материнской платой данный объём оперативной памяти. Для большинства ноутбуков вполне достаточным будет 4 Гб оперативной памяти.

Также при выборе ОЗУ помните о том, что 32-ух битные операционные системы не поддерживают более 4-ёх Гб оперативной памяти, а то и меньше. Поэтому смысла увеличивать её объём – нет. Покупать ОЗУ большего объёма стоит в том случае, если вы установите 64-ёх битную операционную систему, которая поддерживает вплоть до 64-ёх Гб оперативной памяти. Но для этого у вас должен быть мощный компьютер.

Количество планок

Компьютеры, в которых общий объём оперативной памяти разделён на равное количество планок, под имеющиеся для них слоты – это самый лучший вариант. Две планки по 4 Гб лучше, чем одна на 8 Гб. Дело в том, что материнские платы имеют поддержку двух- и более канальных режимов работы с оперативной памятью. В теории, активировав этот режим, пропускная способность увеличивается в 2 раза. На практике немного меньше, но это довольно ощутимо. Поэтому старайтесь рассредоточить общий объём ОЗУ по слотам, но при этом будьте расчётливыми.

Рано или поздно, а вам нужно будет делать апгрейд компьютера, поэтому дайте себе возможность в будущем увеличить и объём ОЗУ. Например, если у вас 4 слота для оперативной памяти - купите две панельки по 4 Гб, в будущем вы сможете приобрести ещё 2 по 4 Гб – и таким образом правильно увеличите объём. Если же вы купите планки меньшего объёма – то впоследствии вам придётся их положить в коробку и купить новые, так как толку от них не будет. Больший объём планок ОЗУ приветствуется, но нелогичен.

Планки ОЗУ могут продаваться как по одной, так и в комплекте. Покупать ОЗУ в комплекте выгоднее, чем по одной.

Тактовая частота, пропускная способность и напряжение питания

Когда вы будете выбирать ОЗУ, обратите внимание на то, чтобы тактовая частота, пропускная способность и напряжение питания поддерживались материнской палатой. Кстати, чем выше значение перечисленных параметров, тем мощнее оперативная память.

Радиатор

Эксперты сайта сайт настоятельно рекомендуют отдать предпочтение моделям оперативной памяти с радиатором. Радиатор ОЗУ – это металлическая пластина, которая находится на микросхемах панелек. Радиаторы используются для улучшения теплоотдачи, преимущественно в моделях, работающих на высокой частоте.

Какой фирмы лучше всего покупать оперативную память

Очень важна и фирма, которая выпускает ОЗУ. На сегодняшний день отлично проявляют себя в работе панельки ОЗУ от таких производителей как:


  • Corsair;

  • Kingston;

  • Hynix;

  • Patriot Memory;

  • Transcend.

При выборе оперативной памяти старайтесь, чтобы все имеющиеся панельки были не только одной фирмы, но и одной модели и с одинаковыми параметрами, для качественной и синхронной работы.

Цена

Оперативная память в сравнении с другими комплектующими, такими как: , материнская плата, и прочими, стоит довольно дешево. Пара планок DDR3 по 4 Гб (общим объёмом в 8 Гб) стоит от 2500 до 3000 рублей. Если покупать планки отдельно, то они обойдутся немного дороже.

Не нужно покупать только что вышедшие модели ОЗУ (например, 32 Гб DDR3). Во-первых, в среднем один мегабайт памяти в таком случае стоит дороже, во-вторых, вы вряд ли найдете способ задействовать весь объем памяти. Как правило, 8 Гб оперативной памяти вполне достаточно для комфортной работы любому пользователю.

стоит не так остро, как раньше, сегодня он по-прежнему волнует многих пользователей. В последнее время даже самые дешевые компьютеры имеют по крайней мере 4 Гб памяти – количество, которое когда-то казалось немыслимым, а в настоящее время является стандартом де-факто. Вопреки этому многие задаются вопросом: этого достаточно? Ускорит ли работу компьютера дополнительная память, или особого эффекта не будет?

Разница между 4, 8, 16 и больше гигабайт RAM несомненно есть, но для массового пользователя связь между объемом установленной памяти и производительностью ПК остается слегка размытой. В этом материале я постараюсь пролить свет на этот вопрос и кратко ответить, каков оптимальный объем оперативной памяти и есть ли смысл в установке дополнительных модулей RAM.

Что такое Random Access Memory (RAM)?

Хотя компьютеры уже давно стали обыденностью, многие люди до сих пор путают понятия «оперативная» и «локальная» память. Заблуждение чаще исходит из того, что оба типа памяти измеряются в одних и тех же единицах – последнее время обычно в гигабайтах (GB). Вопреки тому, что и оперативная, и локальная память служат для хранения информации, они отличаются с точки зрения срока хранения данных. Оперативная память как правило в несколько раз быстрее локальной и служит для временного хранения данных. После выключения компьютера все хранящиеся в ней данные бесследно исчезают. В локальной памяти (жесткие диски и SSD устройства) информация сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен. Именно поэтому оперативную память обычно определяют как энергозависимую, а локальную – как энергонезависимую.

Сколько памяти нужно ПК?

Долгое время Биллу Гейтсу приписывается фраза «640 Кб памяти достаточно для всего». В конечном счете сам Гейтс выступил с официальным заявлением, сказав, что не является автором этого утверждения, которое он назвал чистой глупостью.

Однако в начале 80-х годов прошлого века это звучало не так комично, потому что объемы порядка 100-200 Мб считались огромными. Сегодня даже самые дешевые компьютерные системы имеют 2-4 Гб оперативной памяти, а локальное пространство для хранения информации измеряется в терабайтах.

Базовые конфигурации имеют от 4 до 8 Гб RAM, а high-end модели (мультимедийные или игровые) предлагают 12-16, иногда 32 (и больше) Гб оперативной памяти. Так сколько можно назвать «оптимальным»? К сожалению, дать точный ответ, выраженный в конкретной цифре весьма непросто, так как оптимальное количество зависит от задач, для которых вы используете компьютер. Так, например, на Windows PC только сама операционная система может потребовать больше одного гигабайта для своих системных библиотек. Если вы используете антивирусную программу, то это еще 30-200 мегабайт в фоновом режиме в зависимости от конкретного продукта. Большинство веб-браузеров, офисных приложений и мультимедийных проигрывателей требуют от 100-800 Мб и больше памяти. Если вы запускаете их одновременно (т.е. используете Windows по предназначению – многозадачно), эти объемы становятся совокупными – чем больше запущенных программ, тем выше потребление RAM.

Чемпионами по потреблению оперативной памяти остаются видеоигры. Популярные заглавия типа Call of Duty могут без особых проблем «проглотить» 4-5 Гб памяти.

Большинство современных ноутбуков использует интегрированную графику, которая также является потребителем RAM. Интегрированные в процессор видео ядра не располагают своей собственной памятью (в отличие от дискретных решений) и «съедают» часть доступной оперативной памяти. Поэтому если ваш ноутбук по спецификациям оснащен 4 Гб RAM и интегрированной графикой, Windows сообщит, что вам доступно только 3.9 Гб (или меньше) памяти.

Другие соображения

Оптимальное количество оперативной памяти имеет и софтверный (возможно, правильнее будет сказать системный) аспект. Старые версии операционной системы используют 32-битный метод адресации памяти. В настоящее время он уже устарел и восходит к временам, когда объемы свыше 4 Гб RAM казались немыслимыми. Вот почему 32-разрядные версии Windows просто не могут использовать больше 4 Гб оперативной памяти. Даже если у вас больше памяти 32-разрядная операционная система будет настаивать на том, что вас только 4 Гб (хотя обычно еще меньше – 3-3.5 Гб) оперативной памяти. Для полноценного использования объемов свыше 4 гигов вам понадобится 64-разрядная Windows.

Другой интересный вопрос, связанный с памятью, касается темпа заполнения RAM, а также того, что будет, если исчерпать всю доступную память.

Если системный инструмент «Диспетчер задач» показывает, что весь объем памяти почти полностью исчерпан, т.е. все запущенные процессы занимают 70-80% или даже больше RAM, это еще не повод для беспокойства. Microsoft уже давно серьезно изменила свою философию по отношению к memory management (управление памятью), а потому, начиная с Windows Vista, не используемую RAM компания считает «плохой RAM».

Так как оперативная память во много раз быстрее любого жесткого или даже твердотельного диска, в Microsoft решили, что будет лучше, если Windows будет держать как можно больше часто используемых пользовательских модулей и приложений постоянно загруженными в системную RAM. Благодаря этому при повторном обращении к ним система реагирует гораздо быстрее, нежели когда ей снова и снова приходится считывать их с локального диска.

В этом и суть технологии SuperFetch, которая развивается со времен Vista. Введение этой концепции указывает на один важный вывод – чем большем оперативной памяти есть в распоряжении современных версий Windows, тем лучше (быстрее) они работают. Конечно, речь не идет об экспоненциальном росте – наибольшая разница будет при прыжке с 2 до 4 Гб RAM. С каждым последующим удвоением – 4 до 8 Гб, 8 до 16 и так далее, влияние на общую производительность системы будет снижаться. Однако если вы регулярно работаете с тяжелыми программами, держите десятки открытых вкладок в браузере и активно играете, то принцип выбора оптимального объема памяти сводится к одной простой вещи: чем больше, тем лучше.

Если в какой-то момент имеющийся объем памяти будет исчерпан, Windows не перестанет работать. В таких случаях операционная система опирается на так называемую . Для этой цели используется выделенная на локальном диске область и на нее Windows записывает все данные из оперативной памяти, которые не используется в настоящее время, и по просьбе пользователя снова их считывает, используя ресурсы локального диска. Поскольку локальная память медленнее чипов RAM, процесс чтения данных с диска занимает значительно больше времени, в течение которого компьютер может заметно «подтормаживать». Если система регулярно обращается к виртуальной памяти, это верный признак, что настало время рассмотреть вопрос о расширении оперативной памяти.

Отличного Вам дня!