Аудит информационной безопасности — что это, для чего и кто может провести? Как провести аудит информационной безопасности

Организация аудита информационной безопасности информационной системы

Андрушка Игорь Молдавская Экономическая Академия
TIE - 238

Введение

Современная информационная система организации представляет собой распределенную и неоднородную систему, использующую различные программно-аппаратные компоненты и имеющую точки выхода в сети общего пользования (например, Интернет) . В связи с этим значительно усложняется задача правильного и безопасного конфигурирования компонент и обеспечения защищенного взаимодействия между ними, и, как следствие, увеличивается количество уязвимых мест в системе.

Наличие уязвимостей в системе дает возможность потенциальному нарушителю провести успешную атаку и нанести ущерб деятельности организации. Появление «слабых мест» может быть обусловлено различными причинами, как объективного (например, недоработки в базовом программном обеспечении) , так и субъективного характера (например, неправильная настройка оборудования) .

Выявление и устранение уязвимостей, а также оценка общего уровня защищенности является чрезвычайно важной составляющей обеспечения безопасности, позволяющей существенно повысить уровень защищенности информационных и иных ресурсов системы.

Рис. 1 Роль аудита информационной безопасности

Цели и назначение аудита

К основным целям аудита информационной безопасности можно отнести следующие:

· Получение объективной и независимой оценки текущего состояния защищенности информационных ресурсов.

· Получение максимальной отдачи от средств, инвестируемых в создание системы информационной безопасности.

· Оценка возможного ущерба от несанкционированных действий.

· Разработка требований к построению системы защиты информации.

· Определение зон ответственности сотрудников подразделений.

· Расчет необходимых ресурсов.

· Разработка порядка и последовательности внедрения системы информационной безопасности.

Аудит может проводится в следующих вариантах:

· Комплексный аудит – перед созданием системы информационной безопасности

· Точечный – формирование требований к проведению модернизации системы защиты

· Периодичный – внешняя регламентная проверка уровня защищенности системы.

· Проверочный – экспертиза и оценка используемых, либо планируемых к использованию систем и решений.

Этапы аудита

Процесс аудита информационных систем можно представить в виде своеобразных весов (рис. 2) , где на одной чаше рассматриваются системы безопасности доступа, на другой - контроль бизнес-процессов, а в качестве опоры служит техническая инфраструктура, которая, в свою очередь, основана на принятых методах авторизации, конфигурации системы, а также на политиках и процедурах, принятых в организации.


Рис. 2 Процесс аудита информационных систем

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов (рис. 3), которые в целом соответствуют этапам проведения комплексного аудита ИС, который включает в себя следующее:

2. проведение оценки защищенности - включает работы по обнаружению уязвимостей технических средств, анализу технологической защищенности, а также адекватности организационных процедур. На основе выявленных недостатков проводиться оценка рисков, включающая основные способы преодоления системы защиты, степень критичности и возможность реализации;

3. аттестация системы - включает мероприятия по обследованию (оценки) существующих мер и мероприятий по защите информации, оценки их адекватности, а также соответствие требования ведущих стандартов;

4. по результатам Аудита разрабатывается План исправления выявленных недостатков. Задача планирования состоит в определении приоритетов исправления обнаруженных недостатков, разработки очередности и методологии их устранения. Дополнительно предусматривается разработка концептуальных и процедурных документов, таких как Концепция информационной безопасности, Общие требования и рекомендации по защите информации, Политики безопасности и др.


Рис 3. Этапы проведения аудита информационной безопасности

В зависимости от целей и способа проведения аудита информационной безопасности инициатором этого мероприятия, как уже было отмечено выше, является заинтересованная сторона. Наиболее часто инициатором аудита является организация в лице его руководства.

Как правило на этапе обследования решаются следующие организационные вопросы:

· права и обязанности аудитора четко определяются и документально закрепляются в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;

· аудитором подготавливается и согласовывается с руководством план проведения аудита информационной безопасности.

На этапе обследования также определяются границы проведения обследования. Границы проведения обследования обычно определяются в следующих терминах:

· список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов;

· площадки (помещения) , попадающие в границы обследования;

· основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита;

· организационные (законодательные, административные и процедурные) , физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены) .

Далее следует сбор информации аудита, который является наиболее сложным и длительным. Это, как правило, связано с отсутствием необходимой документации на информационную систему и с необходимостью плотного взаимодействия аудитора со многими должностными лицами организации.

Компетентные выводы относительно положения дел в компании с информационной безопасностью могут быть сделаны аудитором только при условии наличия всех необходимых исходных данных для анализа. Получение информации об организации, функционировании и текущем состоянии ИС осуществляется аудитором в ходе специально организованных интервью с ответственными лицами компании, путем изучения технической и организационно-распорядительной документации, а также исследования ИС с использованием специализированного программного инструментария.

Обеспечение информационной безопасности организации – это комплексный процесс, требующий четкой организации и дисциплины. Он должен начинаться с определения ролей и распределения ответственности среди должностных лиц, занимающихся информационной безопасностью. Поэтому первый пункт аудиторского обследования начинается с получения информации об организационной структуре пользователей ИС и обслуживающих подразделений. В связи с этим аудитору требуется документация, касающаяся схемы организационной структуры ИС. Обычно, в ходе интервью аудитор задает опрашиваемым вопросы, касающиеся использования информации, циркулирующей внутри ИС.

Назначение и принципы функционирования ИС во многом определяют существующие риски и требования безопасности, предъявляемые к системе. Поэтому на следующем этапе аудитора интересует информация о назначении и функционировании ИС. На данном этапе аудитор может использовать документацию, содержащую следующие данные:

· описание автоматизированных функций;

· схема информационных потоков;

· описание структуры комплекса технических средств информационной системы;

· описание структуры программного обеспечения;

· описание структуры информационного обеспечения;

· описание технических заданий используемых приложений;

Далее, аудитору требуется более детальная информация о структуре ИС. Это позволяет выяснить, каким образом осуществляется распределение механизмов безопасности по структурным элементам и уровням функционирования ИС.

Подготовка значительной части документации на ИС, обычно, осуществляется уже в процессе проведения аудита. Когда все необходимые данные по ИС, включая документацию, подготовлены, можно перейти к следующему этапу - их анализу

Используемые аудиторами методы анализа данных определяются выбранными подходами к проведению аудита, которые могут существенно различаться. Но в общем, можно выделить 3 подхода:

Первый подход , самый сложный, базируется на анализе рисков. Опираясь на методы анализа рисков, аудитор определяет для обследуемой ИС индивидуальный набор требований безопасности, в наибольшей степени учитывающий особенности данной ИС, среды ее функционирования и существующие в данной среде угрозы безопасности. Данный подход является наиболее трудоемким и требует наивысшей квалификации аудитора. На качество результатов аудита, в этом случае, сильно влияет используемая методология анализа и управления рисками и ее применимость к данному типу ИС.

Аудит информационной безопасности может не только дать банку право осуществления определенных видов деятельности, но и показать слабые места в системах банка. Поэтому подходить к решению о проведении и выборе формы аудита необходимо взвешенно.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит — это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». К информационной безопасности данный термин, упомянутый в этом законе, отношения не имеет. Однако так уж сложилось, что специалисты по информационной безопасности достаточно активно его используют в своей речи. В этом случае под аудитом понимается процесс независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В тоже время надо понимать, что в различных отечественных нормативных актах термин «аудит информационной безопасности» применяется не всегда — его часто заменяют либо термин «оценка соответствия», либо немного устаревший, но все еще употребляемый термин «аттестация». Иногда еще применяется термин «сертификация», но применительно к международным зарубежным нормативным актам. Аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Но какой бы термин не использовался, по сути, аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Во втором случае аудит носит добровольный характер, и решение о его проведении принимается самой организацией. В первом же случае отказаться от проведения аудита невозможно, та как это влечет за собой нарушение установленных нормативными актами требований, что приводит к наказанию в виде штрафа, приостановлению деятельности или иным формам наказания. В случае обязательности аудита он может проводиться как самой организацией, например, в форме самооценки (правда, в этом случае о «независимости» уже речи не идет и термин «аудит» применять здесь не совсем правильно), так и внешними независимыми организациями — аудиторами. Третий вариант проведения обязательного аудита — контроль со стороны регулирующих органов, наделенных правом осуществлять соответствующие надзорные мероприятия. Этот вариант чаще называется не аудитом, а инспекционной проверкой. Так как добровольный аудит может проводиться абсолютно по любому поводу (для проверки защищенности системы ДБО, контроля активов приобретенного банка, проверки вновь открываемого филиала и т.п.), то данный вариант рассматривать не будем. В этом случае невозможно ни четко очертить его границы, ни описать формы его отчетности, ни говорить о регулярности — все это решается договором между аудитором и проверяемой организацией. Поэтому рассмотрим лишь формы обязательного аудита, присущие именно банкам.

Международный стандарт ISO 27001

Иногда можно услышать о прохождении тем или иным банком аудита на соответствие требованиям международного стандарта «ISO/IEC 27001:2005» (его полный российский аналог — «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 — Информационная технология — Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности — Требования»). По сути, данный стандарт — это набор лучших практик по управлению информационной безопасностью в крупных организациях (небольшие организации, в том числе и банки, не всегда в состоянии выполнить требования этого стандарта в полном объеме). Как и любой стандарт в России, ISO 27001 — сугубо добровольный документ, принимать который или не принимать решает каждый банк самостоятельно. Но ISO 27001 является стандартом де-факто по всему миру, и специалисты многих стран используют этот стандарт как некий универсальный язык, которым следует руководствоваться, занимаясь информационной безопасностью. С ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Однако с ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Во-первых, аудиту по данному стандарту подлежит не вся система обеспечения информационной безопасности банка, а только одна или несколько из ее составных частей. Например, система защиты ДБО, система защиты головного офиса банка или система защиты процесса управления персоналом. Иными словами, получение сертификата соответствия на один из оцениваемых в рамках аудита процессов не дает гарантии, что остальные процессы находятся в таком же близком к идеальному состоянию. Второй момент связан с тем, что ISO 27001 является стандартом универсальным, то есть применимым к любой организации, а значит, не учитывающим специфику той или иной отрасли. Это привело к тому, что в рамках международной организации по стандартизации ISO уже давно ведутся разговоры о создании стандарта ISO 27015, который является переложением ISO 27001/27002 на финансовую отрасль. В разработке этого стандарта активное участие принимает и Банк России. Однако Visa и MasterCard против проекта этого стандарта, который уже разработан. Первая считает, что проект стандарта содержит слишком мало нужной для финансовой отрасли информации (например, по платежным системам), а если ее туда добавить, то стандарт надо переносить в другой комитет ISO. MasterCard также предлагает прекратить разработку ISO 27015, но мотивация другая — мол, в финансовой отрасли и так полно регулирующих тему информационной безопасности документов. В-третьих, необходимо обращать внимание, что многие предложения, встречающиеся на российском рынке, говорят не об аудите соответствия, а о подготовке к аудиту. Дело в том, что право проводить сертификацию соответствия требованиям ISO 27001 имеет всего несколько организаций в мире. Интеграторы же всего лишь помогают компаниям выполнить требования стандарта, которые затем будут проверены официальными аудиторами (их еще называют регистраторами, органами по сертификации и т.д.). Пока продолжаются споры о том, внедрять банкам ISO 27001 или нет, отдельные смельчаки идут на это и проходят 3 стадии аудита соответствия:
  • Предварительное неформальное изучение аудитором основных документов (как на территории заказчика аудита, так и вне нее).
  • Формальный и более глубокий аудит внедренных защитных мер, оценка их эффективности и изучение разработанных необходимых документов. Этим этапом обычно заканчивается подтверждение соответствия, и аудитор выдает соответствующий сертификат, признаваемый во всем мире.
  • Ежегодное выполнение инспекционного аудита для подтверждения ранее полученного сертификата соответствия.
Кому же нужен ISO 27001 в России? Если рассматривать этот стандарт не только как набор лучших практик, которые можно внедрять и без прохождения аудита, но и как процесс сертификации, знаменующий собой подтверждение соответствия банка международным признанным требованиям по безопасности, то ISO 27001 имеет смысл внедрять либо банкам, входящим в международные банковские группы, где ISO 27001 является стандартом, либо банкам, планирующим выход на международную арену. В остальных случаях аудит соответствия ISO 27001 и получение сертификата, на мой взгляд, не нужно. Но только для банка и только в России. А все потому, что у нас есть свои стандарты, построенные на базе ISO 27001. Де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС.

Комплекс документов Банка России СТО БР ИББС

Таким стандартом, а точнее набором стандартов, является комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учетом требований российского законодательства. В основе данного набора документов (далее СТО БР ИББС), содержащего три стандарта и пять рекомендаций по стандартизации, лежит и ISO 27001 и ряд других международных стандартов по управлению информационными технологиями и информационной безопасностью. Вопросы аудита и оценки соответствия требованиям стандарта, как и для ISO 27001, прописаны в отдельных документах — «СТО БР ИББС-1.1-2007. Аудит информационной безопасности», «СТО БР ИББС-1.2-2010. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010» и «РС БР ИББС-2.1-2007. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0». Во время оценки соответствия по СТО БР ИББС проверяется выполнение 423 частных показателей ИБ, сгруппированных в 34 групповых показателя. Результатом оценки является итоговый показатель, который должен находиться на 4-м или 5-м уровне по пятибалльной шкале, установленной Банком России. Это, кстати, очень сильно отличает аудит по СТО БР ИББС от аудита по другим нормативным актам в области ИБ. В СТО БР ИББС не бывает несоответствия, просто уровень соответствия может быть разный: от нуля до пяти. И только уровни выше 4-го считаются положительными. По состоянию на конец 2011 года около 70-75% банков внедрили или находятся в процессе внедрения этого набора стандартов. Несмотря ни на что они де-юре носят рекомендательный характер, но де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС (хотя явно это никогда и нигде не звучало). Ситуация изменилась с 1 июля 2012 года, когда в полную силу вступил закон «О национальной платежной системе» и разработанные для его исполнения нормативные документы Правительства России и Банка России. С этого момента вопрос необходимости проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС вновь встал на повестке дня. Дело в том, что методика оценки соответствия, предложенная в рамках законодательства о национальной платежной системе (НПС), и методика оценки соответствия СТО БР ИББС могут очень сильно расходиться в итоговых значениях. При этом оценка по первой методике (для НПС) стала обязательной, в то время как оценка по СТО БР ИББС по-прежнему де-юре носит рекомендательный характер. Да и в самом Банке России на момент написания статьи еще не было принято решение о дальнейшей судьбе этой оценки. Если раньше все нити сходились в Главное управление безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), то с разделением полномочий между ГУБЗИ и Департаментом регулирования расчетов (LHH) вопрос пока остается открытым. Уже сейчас ясно, что законодательные акты о НПС требуют обязательной оценки соответствия, то есть аудита.

Законодательство о национальной платежной системе

Законодательство о НПС находится только на заре своего становления, и нас ждет немало новых документов, в том числе и по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но уже сейчас ясно, что выпущенное и утвержденное 9-го июня 2012 года Положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» требует в п.2.15 обязательной оценки соответствия, то есть аудита. Такая оценка осуществляется либо самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций. Как уже сказано выше, проводимая в рамках 382-П оценка соответствия похожа по своей сути на то, что описано в методике оценки соответствия СТО БР ИББС, но выдает совершенно иные результаты, что связано с вводом специальных корректирующих коэффициентов, которые и определяют отличающиеся результаты. Никаких особых требований к привлекаемым для аудита организациям положение 382-П не устанавливает, что вступает в некоторое противоречие с Постановлением Правительства от 13 июня 2012 года №584 «О защите информации в платежной системе», которое также требует организации и проведения контроля и оценки выполнения требований к защите информации один раз в 2 года. Однако Постановление Правительства, разработанное ФСТЭК, требует, чтобы внешний аудит проводился только организациями, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Дополнительные требования, которые сложно отнести к одной из форм аудита, но которые накладывают на банки новые обязанности, перечислены в разделе 2.16 Положения 382-П. Согласно этим требованиям оператор платежных систем обязан разработать, а банки, присоединившиеся к этой платежной системе, обязаны выполнять, требования по регулярному информированию оператора платежной системы о различных вопросах информационной безопасности в банке: о выполнении требований по защите информации, о выявленных инцидентах, о проведенных самооценках, о выявленных угрозах и уязвимостях. Дополнительно к аудиту, проводимому на договорной основе, ФЗ-161 о НПС также устанавливает, что контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в 584-м Постановлении и Банком России в 382-м Положении, осуществляются ФСБ ФСТЭК и Банком России соответственно. На момент написания статьи ни ФСТЭК, ни ФСБ не имели разработанного порядка проведения такого надзора, в отличие от Банка России, который выпустил Положение от 31 мая 2012 года №380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» (для кредитных организаций) и Положение от 9 июня 2012 года №381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального Закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России». Нормативные акты в области защиты информации в национальной платежной системе находятся только в начале подробной разработки. С 1 июля 2012 года Банк России начал их апробацию и сбор фактов по правоприменительной практике. Поэтому сегодня преждевременно говорить о том, как будут применяться эти нормативные акты, как будет проводиться надзор по 380-П, какие выводы будут делаться по итогам самооценки, проводимой раз в 2 года и отправляемой в Банк России.

Стандарт безопасности платежных карт PCI DSS

Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) — стандарт безопасности данных платежных карт, разработанный Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC), который был учрежден международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Стандарт PCI DSS представляет собой совокупность 12 высокоуровневых и свыше 200 детальных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт, которые передаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах организаций. Требования стандарта распространяются на все компании, работающие с международными платежными системами Visa и MasterCard. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций, каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые эти компании должны выполнять. Эти уровни отличаются в зависимости от платежной системы. Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо — существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Проверка выполнения требований стандарта PCI DSS осуществляется в рамках обязательнойсертификации, требования к которой отличаются в зависимости от типа проверяемой компании — торгово-сервисное предприятие, принимающее платежные карты за оплату товаров и услуг, или поставщик услуг, оказывающий услуги торгово-сервисным предприятиям, банкам-эквайерам, эмитентам и т.п. (процессинговые центры, платежные шлюзы и т.п.). Такая оценка может осуществляться в разных формах:
  • ежегодные аудиторские проверки с помощью аккредитованных компаний, имеющих статус Qualified Security Assessors (QSA);
  • ежегодное проведение самооценки;
  • ежеквартальное сканирование сетей с помощью уполномоченных организаций, имеющих статус Approved Scanning Vendor (ASV).

Законодательство о персональных данных

Последний нормативный документ, также имеющий отношение к банковской индустрии и устанавливающий требования по оценке соответствия, — Федеральный закон «О персональных данных». Однако ни форма такого аудита, ни его периодичность, ни требования к организации, проводящей такой аудит, пока не установлены. Возможно, этот вопрос будет снят осенью 2012 года, когда выйдет очередная порция документов Правительства РФ, ФСТЭК и ФСБ, вводящих новые нормативы в области защиты персональных данных. Пока же банки могут спать спокойно и самостоятельно определять особенности аудита вопросов защиты персональных данных. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных 19-й статьей 152-ФЗ, осуществляются ФСБ и ФСТЭК, но только для государственных информационных систем персональных данных. Контроль коммерческих организаций в области обеспечения информационной безопасности персональных данных пока осуществлять по закону некому. Чего не скажешь о вопросах защиты прав субъектов персональных данных, то есть клиентов, контрагентов и просто посетителей банка. Эту задачу взял на себя Роскомнадзор, который очень активно осуществляет свои надзорные функции и считает банки одними из злостных нарушителей закона о персональных данных.

Заключительные положения

Выше рассмотрены основные нормативные акты в области информационной безопасности, касающиеся кредитных организаций. Этих нормативных актов немало, и каждый из них устанавливает свои требования по проведению оценки соответствия в той или иной форме — от самооценки в виде заполнения опросных листов (PCI DSS) до прохождения обязательного аудита один раз в два года (382-П) или один раз в год (ISO 27001). Между этими самыми распространенными формами оценки соответствия существуют и другие — уведомления оператора платежной системы, ежеквартальные сканирования и т.п. Стоит также помнить и понимать, что в стране до сих пор отсутствует единая система взглядов не только на государственное регулирование процессов аудита информационной безопасности организаций и систем информационных технологий, но и вообще саму тему аудита информационной безопасности. В Российской Федерации существует целый ряд ведомств и организаций (ФСТЭК, ФСБ, Банк России, Роскомнадзор, PCI SSC и т.п.), ответственных за информационную безопасность. И все они действуют на основании своих собственных нормативных документов и руководств. Разные подходы, разные стандарты, разные уровни зрелости… Все это мешает установлению единых правил игры. Картину портит и появление фирм-однодневок, которые в погоне за прибылью предлагают очень некачественные услуги в области оценки соответствия требованиям по информационной безопасности. И к лучшему ситуация вряд ли изменится. Раз есть потребность, то будут и желающие ее удовлетворить, в то время как на всех квалифицированных аудиторов просто не хватит. При небольшом их числе (показано в таблице) и длительности аудита от нескольких недель до нескольких месяцев очевидно, что потребности в аудите серьезно превышают возможности аудиторов. В так и не принятой ФСТЭК «Концепции аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций» была такая фраза: «в то же время в отсутствие необходимых национальных регуляторов такая деятельность /по нерегулируемому законодательством аудиту со стороны частных фирм/ может нанести непоправимый вред организациям». В заключение, авторы Концепции предлагали унифицировать подходы к аудиту и законодательно установить правила игры, включая правила аккредитации аудиторов, требования к их квалификации, процедуре проведения аудита и т.п., но воз и ныне там. Хотя, учитывая то внимание, которое отечественные регуляторы в области информационной безопасности (а у нас их 9) уделяют вопросам защиты информации (только за прошедший календарный год было принято или разработано 52 нормативных акта по вопросам информационной безопасности — один нормативный акт в неделю!), не исключаю, что к этой теме вскоре вновь вернутся.

СТАНДАРТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В таких условиях, к сожалению, приходится признавать, что основная цель аудита информационной безопасности банка — повышение доверия к его деятельности — в России недостижима. У нас мало кто из клиентов банка обращает внимание на уровень его безопасности или на результаты проведенного в банке аудита. К аудиту у нас обращаются либо в случае выявления очень серьезного инцидента, приведшего к нанесению серьезного материального ущерба банку (или его акционерам и владельцам), либо в случае законодательных требований, которых у нас, как было показано выше, немало. И на ближайшие полгода требованием №1, ради которого стоит обратить свое внимание на аудит безопасности, является положение Банка России 382-П. Уже есть первые прецеденты запроса со стороны территориальных управлений ЦБ сведений об уровне защищенности банков и выполнении требований 382-П, а получаются эти сведения именно в результате внешнего аудита или проведенной самооценки. На второе место я бы поставил аудит выполнения требований закона «О персональных данных». Но проводить такой аудит стоит не раньше весны, когда будут выпущены все обещанные ФСТЭК и ФСБ документы и когда станет понятная судьба СТО БР ИББС. Тогда же можно будет поднять и вопрос проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС. Уже станет понятным не только будущее комплекса документов Банка России, но и его статус по отношению к похожему, но все-таки отличному 382-П, а также по-прежнему ли будет СТО БР ИББС покрывать вопросы защиты персональных данных. Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо — существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Да и от квалификации и независимости аудиторов зависит очень многое. Опыт прошедших лет показывает, что даже в организациях, успешно прошедших аудит соответствия стандартам PCI DSS, ISO 27001 или СТО БР ИББС, бывают инциденты, и инциденты серьезные.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Маркин, Начальник отдела аудита и консалтинга АМТ-ГРУП:

До недавнего времени вопросы прохождения обязательного аудита состояния ИБ для кредитных организаций в рамках российского законодательства регламентировались только ФЗ-152 «О персональных данных» в части осуществления внутреннего контроля за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности ПДн, а также Положением ЦБ РФ №242-П «Об орган изации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Причем, согласно требованиям Положения №242-П порядок контроля за обеспечением ИБ устанавливается внутренними документами кредитной организации самостоятельно без привязки к конкретным требованиям по обеспечению ИБ. В связи с вступлением в силу ст.27 ФЗ-161 «О национальной платежной системе», определяющей требования по защите информации в платежной системе, вышли в свет Постановление Правительства РФ №584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» и Положение ЦБ РФ №382-П. Согласно требованиям Постановления №584 и Положения №382-П защита информации в платежной системе должна осуществляться по требованиям данных нормативных актов и требованиям, включенным операторами платежных систем в правила платежных систем. Ключевым моментом здесь является закрепление на уровне национального законодательства права операторов платежных систем (например, Visa и MasterCard) самостоятельно устанавливать требования к защите информации. В Положении №382-П также указана обязанность проведения кредитными организациями оценки выполнения требований к обеспечению ИБ не реже 1 раза в 2 года, четко определены методика оценки соответствия, критерии аудита и порядок документирования ее результатов. На наш взгляд, появление вышеуказанных нормативных актов должно повысить статистику прохождения кредитными организациями сертификации по требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS 2.0, разработанного при участии ведущих международных платежных систем Visa и MasterCard.

Информационные технологии на сегодняшний день играют ключевую роль в обеспечении эффективного выполнения бизнес-процессов различных коммерческих компаний. Вместе с тем повсеместное использование информационных технологий в деятельности компаний приводит к повышению актуальности проблем, связанных с защитой данных. За последние несколько лет, как в России, так и в зарубежных странах наблюдается увеличение числа атак на автоматизированные системы, приводящих к значительным финансовым и материальным потерям. Для объективной оценки текущего уровня безопасности автоматизированных систем применяется аудит безопасности, о котором и будет рассказано в рамках настоящей статьи.

В настоящее время специалистами используется несколько определений аудита, но наиболее часто применяется следующее: аудит информационной безопасности — процесс получения объективных качественных и количественных оценок текущего состояния информационной безопасности компании в соответствии с определенными критериями и показателями безопасности.

Виды аудита информационной безопасности

Можно выделить следующие основные виды аудита информационной безопасности:

Инструментальный анализ защищенности автоматизированной системы. Данный вид аудита направлен на выявление и устранение уязвимостей программного и аппаратного обеспечения системы.

Инструментальный анализ заключается в проведении специалистами по информационной безопасности атак на исследуемую автоматизированную систему. При этом могут применяться любые программные и аппаратные средства, доступные злоумышленникам. Основное назначение инструментального анализа - периодические проверки с целью выявления новых уязвимостей. Кроме того, данный вид аудита может применяться при обнаружении факта утечки информации ограниченного доступа с целью недопущения повторных утечек.

В общем случае инструментальный анализ состоит из двух частей:

1) исследование защищенности автоматизированной системы от удаленных атак - сканируются доступные хосты из сети заказчика, проводятся сетевые атаки с целью получения несанкционированного доступа к защищаемой информации или административным ресурсам.

2) выявление угроз информационной безопасности, исходящих от сотрудников компании или проникших в офис злоумышленников - проводится анализ способов аутентификации сотрудников компании, механизмов разделения прав доступа, определяется защищенность информации при передаче по локальной сети.

В ходе проведения инструментального анализа в основном выявляются уязвимости, связанные с устаревшими версиями программных продуктов и некорректной их настройкой, хотя и могут быть выявлены существенные недочеты в корпоративной политике безопасности.

Оценка автоматизированных систем на предмет соответствия рекомендациям международных стандартов и требованиям руководящих документов ФСТЭК, ГОСТов, отраслевых стандартов.

Данный вид аудита является исследованием системы защиты информации на предмет соответствия требованиям официальных документов, например российских — «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации» (СТР-К), «Безопасность информационных технологий. Критерии оценки безопасности информационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2002) или зарубежных — «Информационные технологии. Управление информационной безопасностью» — ISO/IEC 17799, WebTrust и других.

Особенностью аудита на соответствие стандартам является его связь с другой услугой — сертификацией. В случае успешного прохождения аудита компания получит сертификат соответствия своей системы защиты информации. А это — серьезный плюс к имиджу любой публичной организации, особенно работающей с зарубежными партнерами. Следует отметить, что в государственных организациях, работающих с информацией, составляющей государственную тайну, сертификация системы защиты информации обязательна. Другой особенностью аудита на предмет соответствия стандартам является то, что право выдавать сертификаты имеют только организации, имеющие необходимые лицензии на право осуществления подобных видов деятельности или являющиеся специализированными аттестационными центрами.

Отчет о проведении такого вида аудита в общем случае содержит следующую информацию: степень соответствия проверяемой автоматизированной системы выбранным стандартам, количество и категории полученных несоответствий и замечаний, рекомендации по построению или модификации системы обеспечения информационной безопасности, которые позволят привести ее в соответствие с рассматриваемыми стандартами.

К результатам может добавиться также степень соответствия системы защиты информации внутренним требованиям руководства организации-заказчика.

Экспертный аудит защищенности автоматизированной системы. В процессе проведения данного вида аудита должны быть выявлены недостатки в системе защиты информации на основе имеющегося опыта экспертов, участвующих в процедуре обследования.

Экспертный аудит заключается в подробном исследовании системы защиты автоматизированной системы заказчика и в ее сравнении с некоторой идеальной моделью обеспечения информационной безопасности. Причем идеальная модель в каждом конкретном случае может меняться в зависимости от требований заказчика и собственного опыта компании-аудитора.

Результатом экспертного исследования является подготовка и предоставление клиентам отчета, в котором содержится информация о найденных уязвимостях системе защиты и недочетах в пакете организационно-распорядительных документов, а также предложения по их устранению. Кроме того, эксперты могут дать рекомендации по выбору и применению систем защиты информации и других дополнительных специальных технических средств.

Каждый из вышеперечисленных видов аудита может проводиться отдельно или в комплексе в зависимости от тех задач, которые необходимо решить в организации. В качестве объекта аудита может выступать как автоматизированная система компании в целом, так и её отдельные сегменты, в которых проводится обработка информации ограниченного доступа.

Состав работ по аудиту информационной безопасности

В общем случае аудит безопасности вне зависимости от формы его проведения состоит из четырёх основных этапов:

  1. Разработка регламента проведения аудита
  2. Сбор исходных данных
  3. Анализ полученных данных
  4. Разработка рекомендаций по повышению уровня защиты автоматизированной системы

На первом этапе совместно с заказчиком разрабатывается регламент, устанавливающий состав и порядок проведения работ. Основная задача регламента заключается в определении границ, в рамках которых будет проведено обследование. Регламент является тем документом, который позволяет избежать взаимных претензий по завершении аудита, поскольку чётко определяет обязанности сторон.

На втором этапе в соответствии с согласованным регламентом осуществляется сбор исходной информации. Методы сбора информации включают интервьюирование сотрудников заказчика, анализ предоставленной организационно-распорядительной и технической документации, использование специализированных инструментальных средств. На данном этапе собирается информация следующих типов:

  • Организационно-распорядительная документация по вопросам информационной безопасности (политика информационной безопасности компании, руководящие документы, регламенты работы пользователей с информационными ресурсами)
  • Информация об аппаратном обеспечении хостов (перечень серверов, рабочих станций, коммутационного оборудования автоматизированной системы; информация об аппаратной конфигурации серверов, данные о периферийном оборудовании)
  • Информация об общесистемном ПО (информация об операционных системах и СУБД, используемых в исследуемой системе)
  • Информация о прикладном ПО (перечень прикладного ПО общего и специального назначения; описание функциональных задач, решаемых с помощью прикладного ПО)
  • Информация о средствах защиты, установленных в автоматизированной системе (информация о производителе средства защиты, сведения о конфигурации средств защиты, схема установки средств защиты)
  • Информация о топологии автоматизированной системы (топология локальной сети, сведения о типах каналов связи и используемых в автоматизированной системе сетевых протоколах, схема информационных потоков)

Третий этап работ предполагает проведение анализа собранной информации с целью оценки текущего уровня защищённости автоматизированной системы заказчика.

В процессе анализа определяются риски информационной безопасности, которым может быть подвержена компания.

Фактически риск представляет собой интегральную оценку того, насколько эффективно существующие средства защиты способны противостоять атакам с использованием информационных технологий.

В зависимости от вида аудита используются две основные группы методов расчёта рисков безопасности. Первая группа методов позволяет установить уровень риска путём оценки степени соответствия определённому набору требований по обеспечению информационной безопасности.

В качестве источников таких требований могут выступать:

  • Нормативно-правовые документы предприятия, касающиеся вопросов информационной безопасности;
  • Требования действующего российского законодательства - руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии), СТР-К, требования ФСБ РФ, ГОСТы и др.;
  • Рекомендации международных стандартов - ISO 17799, OCTAVE, CoBIT и др.;
  • Рекомендации компаний-производителей программного и аппаратного обеспечения - Microsoft, Oracle, Cisco и др.

Данная группа методов используется при проведении оценки автоматизированных систем на предмет соответствия стандартам и руководящим документам.

Вторая группа методов оценки рисков информационной безопасности используется при проведении инструментального анализа защищенности и базируется на определении вероятности реализации атак, а также уровней их ущерба. В данном случае значение риска вычисляется отдельно для каждой атаки и в общем случае представляется как произведение вероятности проведения атаки на величину возможного ущерба от этой атаки. Значение ущерба определяется собственником информационного ресурса, а вероятность атаки вычисляется группой экспертов, проводящих процедуру аудита.

Методы первой и второй группы могут использовать количественные или качественные шкалы для определения величины риска информационной безопасности. В первом случае риск и все его параметры выражаются в числовых значениях. Так, например, при использовании количественных шкал вероятность проведения атаки может выражаться числом в определенном интервале, а ущерб атаки может задаваться в виде денежного эквивалента материальных потерь, которые может понести организация в случае успешного проведения атаки.

При использовании качественных шкал числовые значения заменяются на эквивалентные им понятийные уровни. Каждому понятийному уровню в этом случае будет соответствовать определённый интервал количественной шкалы оценки.

При расчете значений вероятности проведения атаки, а также уровня возможного ущерба могут использоваться статистические методы, методы экспертных оценок или элементы теории принятия решений.

По результатам проведённого анализа на четвёртом этапе проводится разработка рекомендаций по повышению уровня защищённости автоматизированной системы от угроз информационной безопасности.

  • уменьшение риска за счёт использования дополнительных организационных и технических средств защиты, позволяющих снизить вероятность проведения атаки или уменьшить возможный ущерб от неё. Так, например, установка межсетевых экранов в точке подключения автоматизированной системы к сети Интернет позволяет существенно снизить вероятность проведения успешной атаки на общедоступные информационные ресурсы системы, такие как Web-серверы, почтовые серверы и т.д.;
  • уклонение от риска путём изменения архитектуры или схемы информационных потоков автоматизированной системы, что позволяет исключить возможность проведения той или иной атаки. Так, например, физическое отключение от сети Интернет сегмента автоматизированной системы, в котором обрабатывается конфиденциальная информация, позволяет исключить атаки на конфиденциальную информацию из этой сети;
  • изменение характера риска в результате принятия мер по страхованию. В качестве примеров такого изменения характера риска можно привести страхование оборудования автоматизированной системы от пожара или страхование информационных ресурсов от возможного нарушения их конфиденциальности, целостности или доступности;
  • принятие риска в том случае, если он уменьшен до того уровня, на котором он не представляет опасности для автоматизированной системы.

Как правило, разработанные рекомендации направлены не на полное устранение всех выявленных рисков, а лишь на их уменьшение до приемлемого остаточного уровня. При выборе мер по повышению уровня защиты автоматизированной системы учитывается одно принципиальное ограничение - стоимость их реализации не должна превышать стоимость защищаемых информационных ресурсов.

В завершении процедуры аудита его результаты оформляются в виде отчётного документа, который предоставляется заказчику. В общем случае этот документ состоит из следующих основных разделов:

  • описание границ, в рамках которых был проведён аудит безопасности;
  • описание структуры автоматизированной системы заказчика;
  • методы и средства, которые использовались в процессе проведения аудита;
  • описание выявленных уязвимостей и недостатков, включая уровень их риска;
  • рекомендации по совершенствованию комплексной системы обеспечения информационной безопасности;
  • предложения по плану реализации первоочередных мер, направленных на минимизацию выявленных рисков.

Заключение

Аудит информационной безопасности является сегодня одним из наиболее эффективных инструментов для получения независимой и объективной оценки текущего уровня защищённости предприятия от угроз информационной безопасности. Кроме того, результаты аудита используются для формирования стратегии развития системы защиты информации в организации. Необходимо помнить, что аудит безопасности не является однократной процедурой, а должен проводиться на регулярной основе. Только в этом случае аудит будет приносить реальную пользу и способствовать повышению уровня информационной безопасности компании.

  • 14.12.2017
    Пять способов найти злоумышленника в сети

    Мы все знаем, что атаки в конечном счете пресекаются, единственный вопрос, который остается, — как их найти быстро! Хорошая новость: атака в своем начале очень активна.Злоумышленник может быть идентифицирован и остановлен, если вы знаете, как выглядят некоторые ключевые моменты, которые помогут вам в его обнаружении.

· сбор информации аудита;

· анализ данных аудита;

Аудит проводится не по инициативе аудитора, а по инициативе руководства компании, которое в данном вопросе является основной заинтересованной стороной. Поддержка руководства компании является необходимым условием для проведения аудита.

На этапе инициирования процедуры аудита должны быть определены границы проведения обследования. Одни информационные подсистемы компании не являются достаточно критичными и их можно исключить из границ проведения обследования. Другие подсистемы могут оказаться недоступными для аудита из-за соображений конфиденциальности.

Сбор информации аудита

· Функциональные схемы;

· Какие точки входа имеются?

· Структурная схема ИС;

Анализ данных аудита

Второй подход, самый практичный, опирается на использование стандартов.

Стандарты определяют базовый набор требований для широкого класса ИС, который формируется в результате обобщения мировой практики. Стандарты могут определять разные наборы требований, в зависимости от уровня защищенности ИС, который требуется обеспечить, ее принадлежности (коммерческая организация, либо государственное учреждение), а также назначения (финансы, промышленности, связь и т.п.). От аудитора в данном случае требуется правильно определить набор требований стандарта, соответствие которым требуется обеспечить для данной ИС. Необходима также методика, позволяющая оценить это соответствие. Из-за своей простоты (стандартный набор требований для проведения аудита уже заранее определен стандартом) и надежности (стандарт — есть стандарт и его требования никто не попытается оспорить), описанный подход наиболее распространен на практике (особенно при проведении внешнего аудита).

Он позволяет при минимальных затратах ресурсов делать обоснованные выводы о состоянии ИС.

Третий подход, наиболее эффективный, предполагает комбинирование первых двух. Базовый набор требований, предъявляемых к ИС, определяется стандартом. Дополнительные требования, в максимальной степени учитывающие особенности функционирования данной ИС, формируются на основе анализа рисков. Этот подход является намного проще первого, т.к. большая часть требований уже определена стандартом, и, в то же время, он лишен недостатка второго подхода, заключающего в том, что требования стандарта могут не учитывать специфики обследуемой ИС.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Есть в наличии

Аудит информационных технологий

Учебник для вузов

Грекул В.И.

2015 г.

Тираж 500 экз.

Учебное издание

Формат 60х90/16 (145×215 мм)

Исполнение: в мягкой обложке

I SBN 978-5-9912-0528-3

ББК 32.973

УДК 004.05

Аннотация

Приведены базовые сведения о практиках и технологиях, применяемых в компаниях для организации и поддержки ИТ, рассмотрены процедуры проведения исследования и анализа применения информационных технологий и их влияния на деятельность организации. Приведено описание различных видов ИТ-аудита, соответствующих им целей и задач, требований к профессиональной подготовке аудиторов, методик проведения аудиторских проверок. В основу книги положен курс лекций, читаемых автором в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Бизнес-информатика», будет полезен специалистам в области управления информационными системами и реинжиниринга бизнес-процессов, системным аналитикам, бизнес-аналитикам и консультантам по информационным технологиям.

Введение

1. Организация проекта аудита информационных технологий
1.1. Общая характеристика проектов аудита ИТ
1.2. Планирование проекта
1.2.1. Определение проекта
1.2.2. Анализ рисков
1.2.3. Процедуры внутреннего управления заказчика
1.2.4. План проверок
1.3. Исполнение проекта аудита
1.3.1. Уточнение плана проверок
1.3.2. Процедуры сбора данных при аудите
1.3.3. Проверка существования процедур управления
1.3.4. Проверка эффективности процедур управления
1.3.5. Использование результатов самопроверок
1.3.6. Анализ особых ситуаций
1.3.7. Формирование заключений
1.3.8. Документация проекта аудита
1.3.9. Подготовка итогового отчета по аудиту
1.4. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

2. Оценка организации руководства информационными технологиями
2.1. Задачи аудита
2.2. Методики и практики руководства ИТ
2.2.1. Организация руководства ИТ
2.2.2. ИТ-стратегия
2.2.3. Политики, процедуры и стандарты
2.2.4. Управление рисками
2.2.5. Управление информационными технологиями
2.2.6. Организационная структура ИТ-службы
2.3. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

3. Оценка управления жизненным циклом ИТ
3.1. Задачи аудита
3.2. Методики и практики управления жизненным циклом ИТ
3.2.1. Управление программами и портфелями проектов
3.2.2. Управление проектами
3.2.3. Оценка стоимости и сроков исполнения ИТ-проектов
3.2.4. Управление жизненным циклом программных продуктов и информационных систем
3.2.5. Управление созданием инфраструктуры
3.2.6. Управление жизненным циклом бизнес-процессов
3.3. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

4. Оценка управления ИТ-сервисами
4.1. Задачи аудита
4.2. Методики и практики управления ИТ-сервисами
4.2.1. Организация эксплуатации информационных систем
4.2.2. Управление ИТ-сервисами
4.2.3. Организация функционирования инфраструктуры
4.3. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

5. Оценка безопасности информационных ресурсов
5.1.

Задачи аудита
5.2. Методики и практики обеспечения безопасности информационных ресурсов
5.2.1. Основные принципы обеспечения информационной безопасности
5.2.2. Роли и распределение ответственности в обеспечении информационной безопасности
5.2.3. Инвентаризация и классификация активов
5.2.4. Управление доступом
5.2.5. Точки доступа и методы входа
5.2.6. Защита информации в хранилищах
5.2.7. Управление исправлениями
5.2.8. Обеспечение физической безопасности активов
5.3. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

6. Оценка обеспечения непрерывности и аварийного восстановления бизнеса
6.1. Задачи аудита
6.2. Методики и практики обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса
6.2.1. Типы аварий и катастроф
6.2.2. Процессы обеспечения непрерывности бизнеса
6.2.3. Основные показатели восстановления процессов и систем
6.2.4. Разработка стратегии восстановления
6.2.5. Технологии для восстановления систем
6.2.6. Планирование обеспечения непрерывности и восстановления бизнеса
6.3. Вопросы для самостоятельного контроля знаний

7. Таблица ключей: номера правильных ответов на вопросы самопроверки

Литература

ГЛАВА 2. ЭТАПНОСТЬ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные этапы аудита информационных систем предприятия

Работы по аудиту ИС включают в себя ряд последовательных этапов, которые в целом соответствуют этапам проведения комплексного ИТ аудита АС, который включает в себя следующее:

· инициирование процедуры аудита;

· сбор информации аудита;

· анализ данных аудита;

· подготовка аудиторского отчета;

· инициирование процедуры аудита.

Аудит проводится не по инициативе аудитора, а по инициативе руководства компании, которое в данном вопросе является основной заинтересованной стороной.

Поддержка руководства компании является необходимым условием для проведения аудита.

Аудит представляет собой комплекс мероприятий, в которых помимо самого аудитора, оказываются задействованными представители большинства структурных подразделений компании. Действия всех участников этого процесса должны быть скоординированы. Поэтому на этапе инициирования процедуры аудита должны быть решены следующие организационные вопросы:

Ø права и обязанности аудитора должны быть четко определены и документально закреплены в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;

Ø аудитором должен быть подготовлен и согласован с руководством план проведения аудита;

Ø в положении о внутреннем аудите должно быть закреплено, в частности, что сотрудники компании обязаны оказывать содействие аудитору и предоставлять всю необходимую для проведения аудита информацию.

Инициирование процедуры аудита

На этапе инициирования процедуры аудита должны быть определены границы проведения обследования. Одни информационные подсистемы компании не являются достаточно критичными и их можно исключить из границ проведения обследования.

Другие подсистемы могут оказаться недоступными для аудита из-за соображений конфиденциальности.

Границы проведения обследования определяются в следующих терминах:

· Список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов;

· Площадки (помещения), попадающие в границы обследования;

· Основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита;

Организационные (законодательные, административные и процедурные), физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены).

План и границы проведения аудита обсуждается на рабочем собрании, в котором участвуют аудиторы, руководство компании и руководители структурных подразделений.

Сбор информации аудита

Этап сбора информации аудита, является наиболее сложным и длительным. Это связано с отсутствием необходимой документации на информационную систему и с необходимостью плотного взаимодействия аудитора со многими должностными лицами организации.

Компетентные выводы относительно положения дел в компании могут быть сделаны аудитором только при условии наличия всех необходимых исходных данных для анализа. Получение информации об организации, функционировании и текущем состоянии ИС осуществляется аудитором в ходе специально организованных интервью с ответственными лицами компании, путем изучения технической и организационно-распорядительной документации, а также исследования ИС с использованием специализированного программного инструментария. Остановимся на том, какая информация необходима аудитору для анализа.

Первый пункт аудиторского обследования начинается с получения информации об организационной структуре пользователей ИС и обслуживающих подразделений. В связи с этим аудитору требуется следующая документация:

· Схема организационной структуры пользователей;

· Схема организационной структуры обслуживающих подразделений.

На следующем этапе аудитора интересует информация о назначении и функционировании ИС. Аудитор задает опрашиваемым примерно следующие вопросы:

· Какие услуги и каким образом предоставляются конечным пользователям?

· Какие основные виды приложений, функционирует в ИС?

· Количество и виды пользователей, использующих эти приложения?

Ему понадобиться также следующая документация, конечно, если таковая вообще имеется в наличие (что, вообще говоря, случается нечасто):

· Функциональные схемы;

· Описание автоматизированных функций;

· Описание основных технических решений;

· Другая проектная и рабочая документация на информационную систему.

Далее, аудитору требуется более детальная информация о структуре ИС. Это позволит уяснить, каким образом осуществляется распределение механизмов по структурным элементам и уровням функционирования ИС. Типовые вопросы, которые обсуждаются в связи с этим во время интервью, включают в себя:

· Из каких компонентов (подсистем) состоит ИС?

· Функциональность отдельных компонент?

· Где проходят границы системы?

· Какие точки входа имеются?

· Как ИС взаимодействует с другими системами?

· Какие каналы связи используются для взаимодействия с другими ИС?

· Какие каналы связи используются для взаимодействия между компонентами системы?

· По каким протоколам осуществляется взаимодействие?

· Какие программно-технические платформы используются при построении системы?

На этом этапе аудитору необходимо запастись следующей документацией:

· Структурная схема ИС;

· Схема информационных потоков;

· Описание структуры комплекса технических средств информационной системы;

· Описание структуры программного обеспечения;

· Описание структуры информационного обеспечения;

· Размещение компонентов информационной системы.

Подготовка значительной части документации на ИС, обычно, осуществляется уже в процессе проведения аудита. Когда все необходимые данные по ИС, включая документацию, подготовлены, можно переходить к их анализу.

Анализ данных аудита

Используемые аудиторами методы анализа данных определяются выбранными подходами к проведению аудита, которые могут существенно различаться.

Первый подход, самый сложный, базируется на анализе рисков. Опираясь на методы анализа рисков, аудитор определяет для обследуемой ИС индивидуальный набор требований, в наибольшей степени учитывающий особенности данной ИС, среды ее функционирования. Данный подход является наиболее трудоемким и требует наивысшей квалификации аудитора. На качество результатов аудита, в этом случае, сильно влияет используемая методология анализа и управления рисками и ее применимость к данному типу ИС.

Второй подход, самый практичный, опирается на использование стандартов. Стандарты определяют базовый набор требований для широкого класса ИС, который формируется в результате обобщения мировой практики. Стандарты могут определять разные наборы требований, в зависимости от уровня защищенности ИС, который требуется обеспечить, ее принадлежности (коммерческая организация, либо государственное учреждение), а также назначения (финансы, промышленности, связь и т.п.).

От аудитора в данном случае требуется правильно определить набор требований стандарта, соответствие которым требуется обеспечить для данной ИС. Необходима также методика, позволяющая оценить это соответствие. Из-за своей простоты (стандартный набор требований для проведения аудита уже заранее определен стандартом) и надежности (стандарт — есть стандарт и его требования никто не попытается оспорить), описанный подход наиболее распространен на практике (особенно при проведении внешнего аудита). Он позволяет при минимальных затратах ресурсов делать обоснованные выводы о состоянии ИС.

Третий подход, наиболее эффективный, предполагает комбинирование первых двух. Базовый набор требований, предъявляемых к ИС, определяется стандартом. Дополнительные требования, в максимальной степени учитывающие особенности функционирования данной ИС, формируются на основе анализа рисков. Этот подход является намного проще первого, т.к.

большая часть требований уже определена стандартом, и, в то же время, он лишен недостатка второго подхода, заключающего в том, что требования стандарта могут не учитывать специфики обследуемой ИС.

Многие бизнесмены пытаются сохранить секрет своей фирмы в тайне. Так как на дворе век высоких технологий, сделать это достаточно сложно. Практически все пытаются обезопасить себя от утечки корпоративной и личной информации, однако не секрет, что профессионалу не составит труда узнать необходимые данные. На данный момент существует достаточно много методов, ограждающих от подобных атак. Но чтобы проверить эффективность работы подобной охранной системы, необходимо проведение аудита информационной безопасности.

Что такое аудит?

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит включает в себя различные методы и способы, а также практическое выполнение проверок. В отношении информационной безопасности предприятия он представляет собой независимую оценку состояния системы, а также уровень её соответствия установленным требованиям. Экспертизы проводятся относительно бухгалтерской и налоговой отчетности, экономического обеспечения и финансово-хозяйственной деятельности.

Для чего нужна такая проверка?

Некоторые считают такую деятельность пустой тратой средств. Однако, своевременно определив проблемы в этом секторе, можно предупредить еще большие экономические потери. Цели аудита информационной безопасности заключаются в следующем:

  • определение уровня защиты и доведение его до необходимого;
  • урегулирование финансового вопроса в плане обеспечения конфиденциальности организации;
  • демонстрация целесообразности вложений в данный сектор;
  • получение максимальной выгоды от затрат на безопасность;
  • подтверждение эффективности внутренних сил, средств контроля и их отражение на ведении предпринимательской деятельности.

Как производится проверка информационной безопасности на предприятии?

Комплексный аудит информационной безопасности проходит в несколько этапов. Процесс делится на организационный и инструментарный. В рамках обеих частей комплекса происходит исследование защищенности корпоративной информационной системы заказчика, а затем - определение соответствия установленным нормам и требованиям. Проведение аудита информационной безопасности разделяется на следующие стадии:

  1. Определение требований заказчика и выполняемого объема работ.
  2. Изучение необходимых материалов и вынесение выводов.
  3. Анализ возможных рисков.
  4. Экспертное заключение по проделанной работе и вынесение соответствующего вердикта.


Что входит в первый этап аудита информационной безопасности?

Программа аудита информационной безопасности начинается именно с уточнения объема работ, которые требуются заказчику. Клиент выражает свое мнение и цель, преследуя которую он и обратился для проведения экспертной оценки.

На данной стадии уже начинается проверка общих данных, которые предоставляет заказчик. Ему описывают методы, которые будут использованы, и планирующийся комплекс мероприятий.

Главной задачей на данном этапе является постановка конкретной цели. Клиент и организация, проводящая аудит, должны понимать друг друга, сойтись в едином мнении. После формируется комиссия, в состав которой подбираются соответствующие специалисты. С заказчиком отдельно согласовывается также требуемое техническое задание.

Казалось бы, данное мероприятие должно лишь в общих чертах обрисовать состояние системы, защищающей от информационных атак. Но конечные результаты проверки могут быть разными. Одних интересует полная информация о работе защитных средств фирмы заказчика, а других - лишь эффективность работы отдельных информационно-технологических линий. Именно от требований и зависит выбор методов и средств проведения оценки. Постановка цели влияет и на дальнейший ход работы экспертной комиссии.

Кстати, рабочая группа состоит из специалистов двух организаций - фирмы, исполняющей аудит, и сотрудников проверяемой организации. Ведь именно последние, как никто другой, знают тонкости своего учреждения и могут предоставить всю необходимую для комплексной оценки информацию. Также они проводят своеобразный контроль работы сотрудников фирмы-исполнителя. Их мнение учитывается и при вынесении результатов проверки.

Эксперты фирмы, проводящей аудит информационной безопасности предприятия, занимаются исследованием предметных областей. Они, имея соответствующий квалификационный уровень, а также независимое и непредвзятое мнение, способны с большей точностью оценить состояние работы защитных средств. Эксперты ведут свою деятельность согласно намеченному плану работ и поставленным задачам. Они разрабатывают технические процессы и согласуют между собой полученные результаты.

Техническое задание четко фиксирует цели работы компании-аудитора, определяет методы его осуществления. В нем прописаны также сроки проведения проверки, возможно даже, что каждый этап будет иметь свой период.

На этой стадии происходит налаживание контакта и со службой безопасности проверяемого учреждения. Фирма-аудитор дает обязательство о неразглашении полученных результатов проверки.

Как происходит реализация второго этапа?

Аудит информационной безопасности предприятия на второй стадии представляет собой развернутый сбор необходимой для оценки информации. Для начала рассматривается общий комплекс мер, которые направлены на реализацию политики конфиденциальности.

Так как сейчас большая часть данных дублируется в электронном варианте или вообще свою деятельность фирма осуществляет лишь при помощи информационных технологий, то под проверку попадают и программные средства. Анализируется и обеспечение физической безопасности.

На этом этапе специалисты занимаются тем, что рассматривают и оценивают то, как происходит обеспечение и аудит информационной безопасности внутри учреждения. Для этого анализу поддается организация работы системы защиты, а также технические возможности и условия её обеспечения. Последнему пункту уделяется особое внимание, так как мошенники чаще всего находят пробоины в защите именно через техническую часть. По этой причине отдельно рассматриваются следующие моменты:

  • структура программного обеспечения;
  • конфигурация серверов и сетевых устройств;
  • механизмы обеспечения конфиденциальности.

Аудит информационной безопасности предприятия на этом этапе завершается подведением итогов и выражением результатов о проделанной работе в форме отчета. Именно документально оформленные выводы ложатся в основу реализации следующих стадий аудита.

Как анализируются возможные риски?

Аудит информационной безопасности организаций проводится также с целью выявления реальных угроз и их последствий. По окончании этого этапа должен сформироваться перечень мероприятий, которые позволят избежать или хотя бы минимизировать возможность информационных атак.

Чтобы предотвратить нарушения, касающиеся конфиденциальности, необходимо проанализировать отчет, полученный в конце предыдущего этапа. Благодаря этому можно определить, возможно ли реальное вторжение в пространство фирмы. Выносится вердикт о надежности и работоспособности действующих технических защитных средств.

Так как все организации имеют различные направления работы, то и перечень требований к безопасности не может быть идентичен. Для проверяемого учреждения разрабатывается список в индивидуальном порядке.

На этом этапе также определяются слабые места, клиенту предоставляются данные о потенциальных злоумышленниках и нависающих угрозах. Последнее необходимо для того, чтобы знать, с какой стороны ждать подвоха, и уделить этому больше внимания.

Заказчику также важно знать, насколько действенными окажутся нововведения и результаты работы экспертной комиссии.

Анализ возможных рисков преследует следующие цели:

  • классификация источников информации;
  • определение уязвимых моментов рабочего процесса;
  • составление прототипа возможного мошенника.

Анализ и аудит позволяют определить, насколько возможна успешность информационных атак. Для этого оценивается критичность слабых мест и способы пользования ими в незаконных целях.

В чем заключается последний этап аудита?

Завершающая стадия характеризуется письменным оформлением результатов работы. Документ, который получается на выходе, называется аудиторским отчетом. Он закрепляет вывод об общем уровне защищенности проверяемой фирмы. Отдельно идет описание эффективности работы информационно-технологической системы в отношении безопасности. Отчет дает указания и о потенциальных угрозах, описывает модель возможного злоумышленника. Также в нем прописываются возможности несанкционированного вторжения за счет внутренних и внешних факторов.

Стандарты аудита информационной безопасности предусматривают не только оценку состояния, но и дачу рекомендаций экспертной комиссии на проведение необходимых мероприятий. Именно специалисты, которые провели комплексную работу, проанализировали информационную инфраструктуру, могут сказать, что необходимо делать для того, чтобы защититься от кражи информации. Они укажут на те места, которые нужно усилить. Эксперты дают указания и в отношении технологического обеспечения, то есть оборудования, серверов и межсетевых экранов.

Рекомендации представляют собой те изменения, которые необходимо произвести в конфигурации сетевых устройств и серверов. Возможно, указания будут касаться непосредственно выбранных методов обеспечения безопасности. Если это потребуется, то эксперты пропишут комплекс мер, направленных на дополнительное усиление механизмов, обеспечивающих защиту.

В компании также должна быть проведена специальная разъяснительная работа, выработана политика, направленная на конфиденциальность. Возможно, должны быть проведены реформы в отношении службы безопасности. Немаловажным моментом является и нормативно-техническая база, которая обязана закреплять положения о безопасности фирмы. Коллектив необходимо проинструктировать должным образом. Между всеми работниками делятся сферы влияния и возлагаемая ответственность. Если это целесообразно, то лучше провести курс для повышения образованности коллектива в отношении информационной безопасности.

Какие существуют виды аудита?

Аудит информационной безопасности предприятия может иметь два вида. В зависимости от источника осуществления данного процесса можно выделить следующие типы:

  1. Внешняя форма. Она отличается тем, что имеет одноразовый характер. Второй её особенностью является то, что производится она посредством независимых и непредвзятых экспертов. Если она носит рекомендательный характер, то производится по заказу владельца учреждения. В некоторых случаях проведение внешнего аудита обязательно. Это может быть обусловлено типом организации, а также чрезвычайными обстоятельствами. В последнем случае инициаторами подобной проверки, как правило, становятся правоохранительные органы.
  2. Внутренняя форма. Она основывается на специализированном положении, которое прописывает ведение аудита. Внутренний аудит информационной безопасности необходим для того, чтобы постоянно проводить мониторинг системы и выявлять уязвимые места. Он представляет собой перечень мероприятий, которые проводятся в установленный период времени. Для этой работы чаще всего учрежден специальный отдел или уполномоченный сотрудник. Он проводит диагностику состояния защитных средств.

Как проводится активный аудит?

В зависимости от того, какую цель преследует заказчик, избираются и методы аудита информационной безопасности. Одним из самых распространенных способов исследования уровня защищенности является активный аудит. Он представляет собой постановку реальной хакерской атаки.

Плюсом такого метода является то, что он позволяет максимально реалистично смоделировать возможность угрозы. Благодаря активному аудиту можно понять, как будет развиваться аналогичная ситуация в жизни. Такой способ еще именуют инструментальным анализом защищенности.

Суть активного аудита заключается в осуществлении (с помощью специального программного обеспечения) попытки несанкционированного вторжения в информационную систему. При этом защитные средства должны находиться в состоянии полной готовности. Благодаря этому возможно оценить их работу в подобном случае. Человеку, который осуществляет искусственную хакерскую атаку, предоставляется минимум информации. Это необходимо для того, чтобы воссоздать максимально реалистичные условия.

Систему пытаются подвергнуть как можно большему количеству атак. Применяя разные методы, можно оценить те способы взлома, которым система наиболее подвержена. Это, конечно, зависит от квалификации специалиста, проводящего данную работу. Но его действия не должны носить какого-либо деструктивного характера.

В конечном итоге эксперт формирует отчет о слабых местах системы и сведениях, которые являются наиболее доступными. Он также предоставляет рекомендации по возможной модернизации, которая должна гарантировать повышение защищенности до должного уровня.

В чем заключается экспертный аудит?

Чтобы определить соответствие фирмы установленным требованиям, также проводится аудит информационной безопасности. Пример такой задачи можно увидеть в экспертном методе. Он заключается в сравнительной оценке с исходными данными.

Та самая идеальная работа средств защиты может основываться на различных источниках. Предъявлять требования и ставить задачи может и сам клиент. Руководитель фирмы, возможно, желает знать, насколько далеко находится уровень безопасности его организации от желаемого.

Прототипом, относительно которого будет проведена сравнительная оценка, могут быть и общепризнанные мировые стандарты.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», у фирмы-исполнителя достаточно полномочий для того, чтобы произвести сбор соответствующей информации и сделать вывод о достаточности существующих мер по обеспечении информационной безопасности. Оценивается также непротиворечивость нормативных документов и действий сотрудников в отношении работы средств защиты.

В чем заключается проверка на соответствие стандартам?

Данный вид очень схож с предыдущим, так как его сутью также является сравнительная оценка. Но только в этом случае идеальным прототипом является не абстрактное понятие, а четкие требования, закрепленные в нормативно-технической документации и стандартах. Однако тут также определяется степень соответствия уровню, заданному политикой конфиденциальности компании. Без соответствия этому моменту нельзя говорить о дальнейшей работе.

Чаще всего подобный вид аудита необходим для сертификации действующей на предприятии системы по обеспечению безопасности. Для этого необходимо мнение независимого эксперта. Тут важен не только уровень защиты, но и его удовлетворенность признанными стандартами качества.

Таким образом, можно сделать вывод, что для проведения подобного рода процедуры нужно определиться с исполнителем, а также выделить круг целей и задач исходя из собственных потребностей и возможностей.

Сакральная фраза – «владение информацией – владение миром» актуальна как никогда. Потому, сегодня «красть информацию» присуща большинству злоумышленников. Избежать этого можно путем внедрения ряда защиты от атак, а также своевременное проведение аудита информационной безопасности. Аудит информационной безопасности – понятие новое, которое подразумевает актуально и динамическое развивающееся направление оперативного и стратегического менеджмента, которое касается безопасности информационной системы.

Информационный аудит – теоретические основы

Объем информации в современном мире растет стремительно быстро, так как во всем мире наблюдается тенденция глобализации использования компьютерной техники во всем слоях человеческого общества. В жизни рядового человека, информационные технологии являются основной составляющей.

Это выражается в использовании Интернета, как в рабочих целях, так и с целью игры и развлечения. Параллельно с развитием информационных технологий, растет монетизация сервисов, а значит и количество времени, которое затрачивается на совершение разных платежных операций с использованием пластиковых карт. В их число входит безналичный расчет за разные товары и потребленные услуги, транзакции в платежной системе онлайн банкинга, обмен валют, прочие платежные операции. Это все влияет на пространство во всемирной паутине, делая ее больше.

Информации о владельцах карт становится также, больше. Это является основой для расширения поля деятельности мошенников, которые на сегодняшний день, ухищряются произвести колоссальную массу атак, среди которых атаки поставщика услуг и конечного пользователя. В последнем случае, предотвратить атаку можно за счет использования соответствующего ПО, а вот если это касается вендора, необходимо применение комплекса мер, которые минимизируют перебои работы, утечку данных, взломы сервиса. Это осуществляется за счет своевременного проведения аудита информационной безопасности.

Задача, которую преследует информационные аудит лежит в своевременной и точной оценке состояния безопасности информации в текущий момент конкретного субъекта хозяйствования, а также соответствие поставленной цели и задачи ведения деятельности, с помощью которого должно производиться повышение рентабельности и эффективности экономической деятельности.

Иными словами, аудит информационной безопасности – это проверка того или иного ресурса на возможность противостоять потенциальным или реальным угрозам.

  • Аудит информационной безопасности преследует следующие цели:
  • Оценить состояние информационной системы информации на предмет защищенности.
  • Аналитическом выявлении потенциальных рисков, которые связаны с внешним проникновением в информационную сеть.
  • Выявлением локализации прорех в системе безопасности.
  • Аналитическом выявлении соответствия между уровнем безопасности и действующим стандартам законодательной базы.
  • Инициирование новых методов защиты, их внедрение на практике, а также создание рекомендаций, с помощью которых будет происходить усовершенствование проблем средств защиты, а также поиск новых разработок в данном направлении.

Применяется аудит при:

  • Полной проверке объекта, который задействован в информационном процессе. Частности, речь идет о компьютерных системах, системах средств коммуникации, при приеме, передаче, а также обработке данных определенного объема информации, технических средств, систем наблюдения т.д.
  • Полной проверке электронных технических средств, а также компьютерных системе на предмет воздействия излучения и наводок, которые будут способствовать их отключению.
  • При проверке проектной части, в которые включены работы по созданию стратегий безопасности, а также их практического исполнения.
  • Полной проверке надежности защиты конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен, а также определение «дыр» с помощью которых данная информация обнародуется с применением стандартных и нестандартным мер.

Когда возникает необходимость проведения аудита?

Важно отметить, что необходимость проведения информационного аудита возникает при нарушении защиты данных. Также, проверка рекомендована к проведению при:

  • Слиянии компании.
  • Расширении бизнеса.
  • Поглощении или присоединении.
  • Смене руководства.

Виды аудита информационных систем

На сегодняшний день, существует внешний и внутренний информационный аудит.

Для внешнего аудита характерно привлечение посторонних, независимых экспертов, которые имеют право на осуществление таковой деятельности. Как правило, данный вид проверки носит разовый характер и инициируется руководителем предприятия, акционером или органами правоохранения. Проведение внешнего аудита не является обязательным, носит, скорее всего, рекомендованный характер. Однако есть нюансы, закрепленные законодательством, при которых внешний аудит информационной безопасности является обязательным. К примеру, под действие закона попадают финансовые учреждения, акционерные общества, а также финансовые организации.

Внутренний аудит безопасности информационных потоков представляет собой постоянный процесс, проведение которого регламентировано соответствующим документом «Положением о проведении внутреннего аудита». Это мероприятие, в рамках компании имеет аттестационный характер, проведение которого отрегулировано соответствующим приказом по предприятию. За счет проведения внутреннего аудита, в компании обеспечивается за счет специального подразделения в компании.

Аудит классифицируют также как:

  • Экспертный.
  • Аттестационный.
  • Аналитический.

Экспертный включает в себя проверку состояния защиты информационных потоков и систем, которые основываются на опыте экспертов и тех, кто проводит эту проверку.

Аттестационный вид аудита касается систем, а также мер безопасности, в частности их соответствие принятым стандартам в международном обществе, а также соответствующими государственными документами, которые регулирую правовую основу данной деятельности.

Аналитический вид аудита касается проведения глубокого анализа информационной системы, с применением технических приспособлений. Данные действия должны быть направлены на то, чтобы выявить уязвимые места программно-аппаратного комплекса.

Методика и средства для проведения аудита на практике

Аудит проводится поэтапно и включает в себя:

Первый этап считается самым простым. Он определяет права и обязанности проводящего аудит, разработку пошагового плана действий и согласование с руководством. При этом на собрании сотрудников определяются границы анализа.

На втором этапе применяются большие объемы потребления ресурсов. Это обосновано тем, что изучается вся техническая документация, которая касается программно-аппаратного комплекса.

Третий этап проводится с помощью одного из трех методов, а именно:

  • Анализа рисков.
  • Анализа соответствия стандартам и законодательству.
  • Комбинации анализа рисков и соответствия закона.

Четвертый этап позволяет систематизировать полученные данные провести глубокий анализ. При этом проверяющий обязательно должен быть компетентным в этом вопросе.

Как пройти , чтобы не возникло проблем? Для чего нужна такая проверка? Наша статья расскажет об этом.

Что такое аудиторская проверка и какие виды аудита бывают? Об этом написано .

Вы узнаете, что такое налоговая проверка и для каких целей она нужна.

После проведения проверки обязательно должно быть составлено заключение, которое отражено в соответствующем отчетном документе. В отчете, как правило, отражаются такие сведенья:

  1. Регламент проведенного аудита.
  2. Структуру системы информационных потоков на предприятии.
  3. Какими методами и средствами была проведена проверка
  4. Точное описание уязвимых мест и недостатков, с учетом риска и уровня недостатков.
  5. Рекомендованные действия по устранению опасных мест, а также улучшению комплекса всей системы.
    Реальные практические советы, с помощью которых должны быть реализованы мероприятия, направлены на минимизацию рисков, которые были выявлены при проверке.

Аудит информационной безопасности на практике

На практике, довольно распространенным безобидным примером, является ситуация при которой сотрудник А, занимающийся закупками торгового оборудования вел переговоры с помощью определенной программы «В».

При этом сама программа является уязвимой, а при регистрации, сотрудник не указал ни электронного адреса, ни номера, а использовал альтернативный абстрактный адрес почты с несуществующим доменом.

По итогу, злоумышленник может зарегистрировать аналогичный домен и создать регистрационный терминал. Это позволит ему отправлять сообщения компании, которая владеет сервисом программы «В», с просьбой выслать утерянный пароль. При этом сервер будет отправлять почту на существующий адрес мошенника, так как у него работает редирект. В результате этой операции, мошенник имеет доступ к переписке, оглашает поставщику иные информационные данные, и управляет направлением груза по неизвестному, для сотрудника, направлению.

Актуальность информационного аудита в современном мире, становится все более востребование, в виду роста числа пользователей, как пространства всемирной паутины, так и применения различных способов монетизации в различных сервисах. Таким образом, данные каждого из пользователей становятся доступными для злоумышленников. Защитить их можно путем выявления очага проблемы – слабых мест информационных потоков.

Вконтакте